Научная статья на тему 'Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект'

Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INDUSTRY PRODUCTION / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Басков Виктор Петрович, Кошелева Анна Владимировна

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки молодежи и ее трудоустройства в условиях реформирования и модернизации экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Problems of the Youth in Conditions of Reforming of the Russian Economy: Regional Aspect

In this article we analyze some topical problems of the youth’s professional training and some problems of the youth’s employment in modernization of the economy system.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект»

УДК 316

В. П. Басков, А. В. Кошелева

Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки молодежи и ее трудоустройства в условиях реформирования и модернизации экономической системы.

Ключевые слова: общество, управление, молодежная политика, трудовые ресурсы, промышленное производство, занятость.

V. P. Baskov, A. V. Kosheleva

Social Problems of the Youth in Conditions of Reforming of the Russian Economy: Regional Aspect

In this article we analyze some topical problems of the youth's professional training and some problems of the youth's employment in modernization of the economy system.

Keywords: society, government, youth policy, industry production, employment.

В период радикальных преобразований в российском обществе одной из важнейших проблем является трудоустройство молодежи. Социально-экономическая обстановка, сложившаяся в России переходного периода, оказалась неблагоприятной для молодого поколения, вступающего в трудовую жизнь. Резкий спад производства, структурная перестройка экономики повлекли за собой падение жизненного уровня населения, в том числе молодежи, которая по своему уровню и образу жизни становилась все более маргинальной. Необеспеченность основных материальных потребностей, негарантированность занятости и заработной платы отразились в большей степени на социальном положении молодежи. Значительная ее часть оказалась в условиях обостряющегося рынка труда, пополняя ряды безработных, превращаясь в источник социальной напряженности, роста преступности. К этому следует добавить и такие факторы, как отмена с начала 90-х гг. распределения выпускников учебных заведений на работу, внедрение коммерческих принципов в их деятельность, снижение уровня социальной защиты, приток в крупные города мигрантов. Как результат - деформация всех ценностных моральных принципов, нравственно-психологических установок молодежи.

Складывающееся положение не могло не вызывать беспокойства в обществе, в государствен-

ных органах власти, в правительстве РФ. В основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденных постановлением верховного совета РФ № 50901 от 03.06.1993 г., которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи прописано достаточно подробно. Оно включает обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации прав молодых людей на труд. В качестве основных мер и средств указаны следующие:

- учет специфики молодежной рабочей силы, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи, при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

- использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников;

- установление квот для приема на работу молодежи из числа социально незащищенных категорий и закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;

- осуществление мер, облегчающих переход от учебы к труду, в том числе создание специали-

© Басков В. П., Кошелева А. В., 2013

Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект

зированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке, организации общественных работ.

Реализация этих положений предполагала разработку и осуществление целевых программ и проектов на основе информации о положении молодежи, объективного анализа состояния жизненных условий, социальных проблем молодежи, ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей.

По мере постепенного выхода из кризисного состояния 90-х гг. положение с трудоустройством молодежи стало меняться к лучшему, но процесс этот шел очень медленно. В период 1999-2002 гг. молодежная безработица выросла на 2,5 %, а доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составляла более 30 %, причем каждый шестой был выпускником учебного заведения. Отраслевая структура занятости молодежи выглядела так: на первом месте была занятость в сфере обслуживания и торговли (свыше 30 %), в промышленности и строительстве - в пределах 20 %, далее шли такие отрасли, как транспорт, предприятия сферы ЖКХ и обслуживания, сельского хозяйства и др. Более 50 % молодых людей, получивших профессиональное образование, работали не по специальности. Много времени занимает поиск рабочего места. Так, например, поиск работы даже у представителей старшего молодежного возраста (25-29 лет), имеющих трудовой стаж, занимал около года, тогда как принято считать, что отсутствие работы более шести месяцев не только ведет к утрате трудовых навыков и деквалификации, но и порождает неуверенность в себе, депрессию.

По данным репрезентативного опроса, проведенного Центром социального прогнозирования при поддержке фонда «Евразия» в феврале 2004 г. среди молодых людей 12-29 лет, в качестве важнейших личных проблем 11,4 % назвали проблему трудоустройства. Если учесть, что основная масса опрошенных находилась еще в школьном или студенческом возрасте, то это достаточно много. Подавляющее большинство молодых людей считали, что их права в сфере труда и занятости нарушаются. Соответствующий вариант ответа выбрали 79,2 % опрошенных. Еще больше негативных ответов получили вопросы о нарушении прав на альтернативную гражданскую службу и на судебную защиту.

Аналогичный результат был получен при ответе на вопрос «В чем проявляется нарушение ваших прав?». Нарушение права на труд и его

справедливую оплату указали 31,3 % респондентов, а отсутствие гарантий безопасности семьи и жилища - 34,9 %. Одной из важнейших задач исследования было определение степени информированности молодежи относительно решения проблемы трудовой занятости. На вопрос «Как вы считаете, достаточно ли в вашем городе распространена информация о возможностях трудоустройства учащейся молодежи?» 37 % опрошенных заявили, что информация есть, но она недостаточно распространена, 17 % убеждены, что поиском работы они должны заниматься самостоятельно, 9 % считают, что у них нет никакой информации, а 4 % заявили, что проблемой трудоустройства молодых людей в их городе никто не занимается. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что информация о возможностях трудоустройства молодежи в городах Ярославской области недостаточно распространена по учебным заведениям, что вызывает необходимость усиления работы государственных служб занятости и молодежных центров трудоустройства, созданных в той или иной форме при вузах Ярославской области.

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» позволил разработать местные нормативно-правовые акты, регламентирующие занятость молодежи. Так, в областях верхневолжского региона были разработаны и приняты:

- ведомственная целевая программа «Молодежь» на 2009-2011 гг.;

- областная программа мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области;

- в Ивановской области закон «О молодежной политике», принятый в 2007 г.;

- областная целевая программа «Молодежь Костромской области» на 2011-2015 гг.

В принятых документах определяются сроки, исполнители и полученные результаты, формы и методы работы по трудоустройству молодежи.

Среди всех проблем обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами важнейшей является подготовка квалифицированных и высококвалифицированных рабочих для промышленности, транспорта и строительства.

За два минувших десятилетия возникла сложная ситуация с подготовкой таких кадров в системе профтехобразования и на самих предприятиях. За 20 лет (с 1990 по 2009 г.) численность учащихся учреждений начального профессионального образования сократилась с 10,1 до 5,7

тысяч человек. В эти же годы из промышленности региона «вымывались» квалифицированные кадры самого продуктивного возраста (от 25 до 40 лет). На предприятиях оставались неквалифицированные рабочие и люди старшего возраста. Предприятия вынуждены искать рабочую силу, чтобы возрождать и развивать производство. Промышленности Ярославской области в минувшем десятилетии (2001-2010 гг.) потребовалось больше, чем в предыдущий период, наладчиков и электромонтеров в 3 раза, слесарей и электриков - в 4 раза. Спрос на рабочих 4-го и более высоких разрядов составил более 70 %, тогда как все профтехучилища выпускали лишь 14 % таких специалистов. Крупные предприятия области вынуждены обратить свои взоры на профессиональные училища и колледжи. К тому же следует отметить, что в Ярославле и области вводятся в строй новые предприятия с участием иностранных фирм с развитым инженерно-техническим потенциалом. Вступило в строй транспортное предприятие «Камацу», фармацевтический кластер «Никомед», строится «Тева» и др. В 2011 г. в рабочих кадрах нуждались 50 предприятий Ярославской области.

В других областях верхневолжского региона проблема трудовых ресурсов в последние годы также стала решающей для дальнейшего развития экономики Владимирской, Ивановской, Тверской областей, обладающих развитым промышленным потенциалом. Например, в структуре промышленного производства Владимирской области из 11 основных отраслей наибольший удельный вес занимает машиностроение и металлообработка (42,5 %), на долю кото -рых приходится более 40 % объема выпускаемой продукции, а также железнодорожное, транспортное машиностроение, химическая, стекольная и пищевая промышленность, занимающая в совокупности более 30 %. В Ивановской области ведущие отрасли - текстильная (свыше 50 % российских хлопчатобумажных тканей), машиностроение (70 % российских автокранов). Тверской машиностроительный завод выпускает 75 % российских пассажирских вагонов, Тверской экскаваторный завод - 50 % экскаваторов, производятся грузовые вагоны, речные суда, башенные краны и др. Везде наблюдалась большая потребность в наладчиках, токарях, слесарях, электриках, фрезеровщиках, электросварщиках, слесарях по КиП, радиомеханиках, техниках по ремонту автотранспорта, обслуживанию автоматизированных систем, об-

работке информации и т. д. Увеличивается спрос на специалистов с высшим образованием в ди-зелестроении, авиации, нефтехимии, а также логистов, переводчиков, психологов.

Как видим, проблема формирования жизнеспособного поколения молодежи в современных условиях реформирования России весьма многогранна, сложна и противоречива. С одной стороны, молодежь растет, взрослеет и самостоятельно находит свое место в жизни. С другой - переход к новой системе образования, его гуманизация диктует необходимость трансформации форм и методов обучения и воспитания будущих специалистов, отвечающих современным стандартам. Другого поколения у нас нет, и вопрос может быть только один: окажется ли это поколение молодых людей способным решать задачи по преобразованию и возрождению страны?

Библиографический список

1. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны [Текст] / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. - 2007. - № 8.

2. Закон Ивановской области от 15 июня 2007 г. № 80-03 о молодежной политике в Ивановской области [Текст]. - СПС Гарант, 2007.

3. Илясов, Е. Оценка эффективности деятельности центров содействия занятости учащейся молодежи [Текст] / Е. Илясов // Высшее образование в России. -2008. - № 9.

4. Конституция РФ. - М., 1993.

5. Материалы департамента по делам молодежной политики Ярославской области: приказ по департаменту от 26.12.2008. № 180

6. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации // Социум. - 2002.

7. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС. - 1993. - № 25.

8. Постановление губернатора Владимирской области от 22.12.2009. № 1101 «Об областной программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2010 г.». - СПС Гарант.

9. Распоряжение правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760р «Об утверждении государственной молодежной политики РФ на 2006-2016 гг.» : сб. законодательства РФ от 25.12.2006 г. № 52.

10. Социальные проблемы 21 в.: сборник материалов научной конференции. - Ярославль, 2009.

Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект

Bibliograficheskij spisok

1. Dolgova А., ZHukova I. Polnaya i ehffektivnaya zanyatost' molodezhi - uslovie povysheniya konkurentosposobnosti strany [Tekst] / А. Dolgova, I. ZHukova // CHelovek i trud. - 2007. - № 8.

2. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 15 iyunya 2007 g. № 80-03 o molodezhnoj politike v Ivanovskoj oblasti [Tekst]. - SPS Garant, 2007.

3. Ilyasov, E. Otsenka ehffektivnosti deyatel'nosti tsentrov sodejstviya zanyatosti uchashhejsya molodezhi [Tekst] / E. Ilyasov // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2008. - № 9.

4. Konstitutsiya RF. - M., 1993.

5. Materialy departamenta po delam molodezhnoj politiki YAroslavskoj oblasti: prikaz po departamentu ot 26.12.2008. № 180

6. Polozhenie molodezhi i realizatsiya gosudarstven-noj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federatsii // Sot-sium. - 2002.

7. Postanovlenie VS RF ot 03.06.1993 «Ob osnov-nykh napravleniyakh gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federatsii» // Vedomosti SND i VS. - 1993. - № 25.

8. Postanovlenie gubernatora Vladimirskoj oblasti ot 22.12.2009. № 1101 «Ob oblastnoj programme dopolnitel'nykh meropriyatij po snizheniyu napryazhennosti na rynke truda Vladimirskoj oblasti v 2010 g.». - SPS Garant.

9. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 18.12.2006 g. № 1760r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki RF na 2006-2016 gg.» : sb. zakonodatel'stva RF ot 25.12.2006 g. № 52.

10. Sotsial'nye problemy 21 v.: sbornik materialov nauchnoj konferentsii. - YAroslavl', 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.