УДК 316
В. П. Басков, А. В. Кошелева
Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки молодежи и ее трудоустройства в условиях реформирования и модернизации экономической системы.
Ключевые слова: общество, управление, молодежная политика, трудовые ресурсы, промышленное производство, занятость.
V. P. Baskov, A. V. Kosheleva
Social Problems of the Youth in Conditions of Reforming of the Russian Economy: Regional Aspect
In this article we analyze some topical problems of the youth's professional training and some problems of the youth's employment in modernization of the economy system.
Keywords: society, government, youth policy, industry production, employment.
В период радикальных преобразований в российском обществе одной из важнейших проблем является трудоустройство молодежи. Социально-экономическая обстановка, сложившаяся в России переходного периода, оказалась неблагоприятной для молодого поколения, вступающего в трудовую жизнь. Резкий спад производства, структурная перестройка экономики повлекли за собой падение жизненного уровня населения, в том числе молодежи, которая по своему уровню и образу жизни становилась все более маргинальной. Необеспеченность основных материальных потребностей, негарантированность занятости и заработной платы отразились в большей степени на социальном положении молодежи. Значительная ее часть оказалась в условиях обостряющегося рынка труда, пополняя ряды безработных, превращаясь в источник социальной напряженности, роста преступности. К этому следует добавить и такие факторы, как отмена с начала 90-х гг. распределения выпускников учебных заведений на работу, внедрение коммерческих принципов в их деятельность, снижение уровня социальной защиты, приток в крупные города мигрантов. Как результат - деформация всех ценностных моральных принципов, нравственно-психологических установок молодежи.
Складывающееся положение не могло не вызывать беспокойства в обществе, в государствен-
ных органах власти, в правительстве РФ. В основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденных постановлением верховного совета РФ № 50901 от 03.06.1993 г., которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи прописано достаточно подробно. Оно включает обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации прав молодых людей на труд. В качестве основных мер и средств указаны следующие:
- учет специфики молодежной рабочей силы, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи, при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
- использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников;
- установление квот для приема на работу молодежи из числа социально незащищенных категорий и закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;
- осуществление мер, облегчающих переход от учебы к труду, в том числе создание специали-
© Басков В. П., Кошелева А. В., 2013
Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект
зированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке, организации общественных работ.
Реализация этих положений предполагала разработку и осуществление целевых программ и проектов на основе информации о положении молодежи, объективного анализа состояния жизненных условий, социальных проблем молодежи, ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей.
По мере постепенного выхода из кризисного состояния 90-х гг. положение с трудоустройством молодежи стало меняться к лучшему, но процесс этот шел очень медленно. В период 1999-2002 гг. молодежная безработица выросла на 2,5 %, а доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составляла более 30 %, причем каждый шестой был выпускником учебного заведения. Отраслевая структура занятости молодежи выглядела так: на первом месте была занятость в сфере обслуживания и торговли (свыше 30 %), в промышленности и строительстве - в пределах 20 %, далее шли такие отрасли, как транспорт, предприятия сферы ЖКХ и обслуживания, сельского хозяйства и др. Более 50 % молодых людей, получивших профессиональное образование, работали не по специальности. Много времени занимает поиск рабочего места. Так, например, поиск работы даже у представителей старшего молодежного возраста (25-29 лет), имеющих трудовой стаж, занимал около года, тогда как принято считать, что отсутствие работы более шести месяцев не только ведет к утрате трудовых навыков и деквалификации, но и порождает неуверенность в себе, депрессию.
По данным репрезентативного опроса, проведенного Центром социального прогнозирования при поддержке фонда «Евразия» в феврале 2004 г. среди молодых людей 12-29 лет, в качестве важнейших личных проблем 11,4 % назвали проблему трудоустройства. Если учесть, что основная масса опрошенных находилась еще в школьном или студенческом возрасте, то это достаточно много. Подавляющее большинство молодых людей считали, что их права в сфере труда и занятости нарушаются. Соответствующий вариант ответа выбрали 79,2 % опрошенных. Еще больше негативных ответов получили вопросы о нарушении прав на альтернативную гражданскую службу и на судебную защиту.
Аналогичный результат был получен при ответе на вопрос «В чем проявляется нарушение ваших прав?». Нарушение права на труд и его
справедливую оплату указали 31,3 % респондентов, а отсутствие гарантий безопасности семьи и жилища - 34,9 %. Одной из важнейших задач исследования было определение степени информированности молодежи относительно решения проблемы трудовой занятости. На вопрос «Как вы считаете, достаточно ли в вашем городе распространена информация о возможностях трудоустройства учащейся молодежи?» 37 % опрошенных заявили, что информация есть, но она недостаточно распространена, 17 % убеждены, что поиском работы они должны заниматься самостоятельно, 9 % считают, что у них нет никакой информации, а 4 % заявили, что проблемой трудоустройства молодых людей в их городе никто не занимается. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что информация о возможностях трудоустройства молодежи в городах Ярославской области недостаточно распространена по учебным заведениям, что вызывает необходимость усиления работы государственных служб занятости и молодежных центров трудоустройства, созданных в той или иной форме при вузах Ярославской области.
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» позволил разработать местные нормативно-правовые акты, регламентирующие занятость молодежи. Так, в областях верхневолжского региона были разработаны и приняты:
- ведомственная целевая программа «Молодежь» на 2009-2011 гг.;
- областная программа мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области;
- в Ивановской области закон «О молодежной политике», принятый в 2007 г.;
- областная целевая программа «Молодежь Костромской области» на 2011-2015 гг.
В принятых документах определяются сроки, исполнители и полученные результаты, формы и методы работы по трудоустройству молодежи.
Среди всех проблем обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами важнейшей является подготовка квалифицированных и высококвалифицированных рабочих для промышленности, транспорта и строительства.
За два минувших десятилетия возникла сложная ситуация с подготовкой таких кадров в системе профтехобразования и на самих предприятиях. За 20 лет (с 1990 по 2009 г.) численность учащихся учреждений начального профессионального образования сократилась с 10,1 до 5,7
тысяч человек. В эти же годы из промышленности региона «вымывались» квалифицированные кадры самого продуктивного возраста (от 25 до 40 лет). На предприятиях оставались неквалифицированные рабочие и люди старшего возраста. Предприятия вынуждены искать рабочую силу, чтобы возрождать и развивать производство. Промышленности Ярославской области в минувшем десятилетии (2001-2010 гг.) потребовалось больше, чем в предыдущий период, наладчиков и электромонтеров в 3 раза, слесарей и электриков - в 4 раза. Спрос на рабочих 4-го и более высоких разрядов составил более 70 %, тогда как все профтехучилища выпускали лишь 14 % таких специалистов. Крупные предприятия области вынуждены обратить свои взоры на профессиональные училища и колледжи. К тому же следует отметить, что в Ярославле и области вводятся в строй новые предприятия с участием иностранных фирм с развитым инженерно-техническим потенциалом. Вступило в строй транспортное предприятие «Камацу», фармацевтический кластер «Никомед», строится «Тева» и др. В 2011 г. в рабочих кадрах нуждались 50 предприятий Ярославской области.
В других областях верхневолжского региона проблема трудовых ресурсов в последние годы также стала решающей для дальнейшего развития экономики Владимирской, Ивановской, Тверской областей, обладающих развитым промышленным потенциалом. Например, в структуре промышленного производства Владимирской области из 11 основных отраслей наибольший удельный вес занимает машиностроение и металлообработка (42,5 %), на долю кото -рых приходится более 40 % объема выпускаемой продукции, а также железнодорожное, транспортное машиностроение, химическая, стекольная и пищевая промышленность, занимающая в совокупности более 30 %. В Ивановской области ведущие отрасли - текстильная (свыше 50 % российских хлопчатобумажных тканей), машиностроение (70 % российских автокранов). Тверской машиностроительный завод выпускает 75 % российских пассажирских вагонов, Тверской экскаваторный завод - 50 % экскаваторов, производятся грузовые вагоны, речные суда, башенные краны и др. Везде наблюдалась большая потребность в наладчиках, токарях, слесарях, электриках, фрезеровщиках, электросварщиках, слесарях по КиП, радиомеханиках, техниках по ремонту автотранспорта, обслуживанию автоматизированных систем, об-
работке информации и т. д. Увеличивается спрос на специалистов с высшим образованием в ди-зелестроении, авиации, нефтехимии, а также логистов, переводчиков, психологов.
Как видим, проблема формирования жизнеспособного поколения молодежи в современных условиях реформирования России весьма многогранна, сложна и противоречива. С одной стороны, молодежь растет, взрослеет и самостоятельно находит свое место в жизни. С другой - переход к новой системе образования, его гуманизация диктует необходимость трансформации форм и методов обучения и воспитания будущих специалистов, отвечающих современным стандартам. Другого поколения у нас нет, и вопрос может быть только один: окажется ли это поколение молодых людей способным решать задачи по преобразованию и возрождению страны?
Библиографический список
1. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны [Текст] / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. - 2007. - № 8.
2. Закон Ивановской области от 15 июня 2007 г. № 80-03 о молодежной политике в Ивановской области [Текст]. - СПС Гарант, 2007.
3. Илясов, Е. Оценка эффективности деятельности центров содействия занятости учащейся молодежи [Текст] / Е. Илясов // Высшее образование в России. -2008. - № 9.
4. Конституция РФ. - М., 1993.
5. Материалы департамента по делам молодежной политики Ярославской области: приказ по департаменту от 26.12.2008. № 180
6. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации // Социум. - 2002.
7. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС. - 1993. - № 25.
8. Постановление губернатора Владимирской области от 22.12.2009. № 1101 «Об областной программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2010 г.». - СПС Гарант.
9. Распоряжение правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760р «Об утверждении государственной молодежной политики РФ на 2006-2016 гг.» : сб. законодательства РФ от 25.12.2006 г. № 52.
10. Социальные проблемы 21 в.: сборник материалов научной конференции. - Ярославль, 2009.
Социальные проблемы молодежи в условиях реформирования российской экономики: региональный аспект
Bibliograficheskij spisok
1. Dolgova А., ZHukova I. Polnaya i ehffektivnaya zanyatost' molodezhi - uslovie povysheniya konkurentosposobnosti strany [Tekst] / А. Dolgova, I. ZHukova // CHelovek i trud. - 2007. - № 8.
2. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 15 iyunya 2007 g. № 80-03 o molodezhnoj politike v Ivanovskoj oblasti [Tekst]. - SPS Garant, 2007.
3. Ilyasov, E. Otsenka ehffektivnosti deyatel'nosti tsentrov sodejstviya zanyatosti uchashhejsya molodezhi [Tekst] / E. Ilyasov // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2008. - № 9.
4. Konstitutsiya RF. - M., 1993.
5. Materialy departamenta po delam molodezhnoj politiki YAroslavskoj oblasti: prikaz po departamentu ot 26.12.2008. № 180
6. Polozhenie molodezhi i realizatsiya gosudarstven-noj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federatsii // Sot-sium. - 2002.
7. Postanovlenie VS RF ot 03.06.1993 «Ob osnov-nykh napravleniyakh gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federatsii» // Vedomosti SND i VS. - 1993. - № 25.
8. Postanovlenie gubernatora Vladimirskoj oblasti ot 22.12.2009. № 1101 «Ob oblastnoj programme dopolnitel'nykh meropriyatij po snizheniyu napryazhennosti na rynke truda Vladimirskoj oblasti v 2010 g.». - SPS Garant.
9. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 18.12.2006 g. № 1760r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki RF na 2006-2016 gg.» : sb. zakonodatel'stva RF ot 25.12.2006 g. № 52.
10. Sotsial'nye problemy 21 v.: sbornik materialov nauchnoj konferentsii. - YAroslavl', 2009.