Политические науки
УДК 23.00.02
Бейдина Татьяна Евгеньевна Tatyana Beydina
Синегузова Елена Владимировна Elena Sineguzova
РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
IMPLEMENTATION OF NATIONAL YOUTH POLICY IN TRANSBAIKAL REGION
Рассматривается политика государства в отношении молодых людей 14...30 лет. Исследуются наиболее важные функции молодежи. Значительное внимание уделяется набору требований, предъявляемых к новому поколению. Проанализированы Стратегия государственной молодежной политики и несколько общенациональных проектов. Выяснены особенности молодежной политики в Забайкальском крае. На основе изучения мероприятий программы «Молодежь Забайкалья» установлено, что реализация данных мер будет способствовать повышению потенциала молодежи
Ключевые слова: политика, молодежь, эффективность, традиция, общество, жизнь, образование, профессия, успех, культура
The policy of the state concerning young people from 14 to 30 years is considered. The most important functions of youth are investigated. The considerable attention is paid to a set of the demands put to the new generation. Strategy of the state youth policy and some national projects are analyzed. Features of youth policy in Transbaikal region are found out. On the basis of studying of the actions of the program «Youth of Transbaikal region», it is established that realization of these measures, will promote the increase of the level of youth potential
Key words: policy, youth, efficiency, tradition, society, life, education, profession, success, culture
Эффективная государственная молодежная политика — один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении граждан 14.30 лет. Стратегия Государственной молодежной политики [1] призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социальноэконо-мического развития России в современном
мире. Стратегия рассчитана на десять лет и предполагает достижение своей цели к 2016 г.
Социальное развитие молодежи — это единый непрерывный процесс, имеющий своей целью как преемственность молодыми социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, так и качественное его обоснование, а также передачу обогащенного опыта последующим поколениям. Тем самым определяются основные социальные функции молодежи: воспроизводственная, инновационная, трансляци-
онная. Молодежь в большей степени обеспечивает сохранение социальных традиций и является инициатором многих социальных новаций. [5]
Традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.
С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10...25-летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 г. по сравнению с 2005 г. на 20 % [4].
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Все действия должны быть направлены на построение единого экономического и социального пространства, основанного на региональном и международном сотрудничестве, к чему неизбежно ведет процесс глобализации [3].
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли: 35 % молодых людей в возрасте 18.35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 % одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп [1].
Формирование активной гражданской позиции представляет сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни. Формирование этого качества является одним из направлений государственной молодежной политики [6].
В наше время молодые граждане становятся основным трудовым ресурсом государства [8]. В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет значительную долю работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация
не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования — к профессиональному, от учебы — к работе, от жизни в родительском доме — к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, который выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов современного положения молодежи.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15.29 лет (6,4 %) [7]. Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который, по различным оценкам, составляет 2,3.2,6 млн молодых людей в год.
Принимая во внимание тенденции социально-экономического и обществен-нополитического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
1) информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику;
2) развитие инновационной активности молодежи;
3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Стратегия Государственной молодежной политики рассматривает проектный подход в качестве основного в реализации государственной молодежной политики и определяет, в соответствии с тремя выделенными приоритетами, девять общенациональных проектов [1]. Внедряя в социальные реалии проекты молодежной политики, правительство дает возможность молодым людям развиваться в профессиональном, творческом и личностном плане. У молодежи появляются шансы начать свою карьеру, создать семью и самоопределиться в благоприятной социальной среде.
На современном этапе процесс разработки и реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне идет без закона о государственной молодежной политике. При этом фактически во всех субъектах РФ разработаны и приняты законы «О молодежи» или «О государственной молодежной политике». Отсутствие федерального закона мешает установить в отрасли единые цели и задачи государственной молодежной политики, единые принципы её реализации, определить стратегические направления и единые стандарты качества реализации государственной молодежной политики как на федеральном и региональном, так и муниципальном уровнях.
В то же время в РФ имеется достаточная нормативная правовая база для регулирования тех или иных аспектов разработки и реализации государственной молодежной политики и создания молодым людям в возрасте 14.30 лет условий для успешного развития и интеграции в социально-экономическую жизнь общества.
В Забайкальском крае мероприятия краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья (2011-2015)» [2] являются продолжением системы мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности молодого человека, поддержки деятельности молодежных объединений.
Важнейшими событиями последних лет для развития системы краевой молодежной политики стали мероприятия Всероссийского года молодежи и заседание Консультативного Совета глав муниципальных образований Забайкальского края, в ходе работы которого проанализировано состояние молодежной политики в крае, выработаны предложения и рекомендации по ее дальнейшему развитию на региональном и муниципальном уровнях.
Забайкальский край можно назвать молодежным краем. Численность молодых людей в возрасте 14.29 лет на начало 2010 г. составляет около 300 тыс. человек (27 % от общей численности населения) [10]. Более 30 тыс. молодых людей являются студентами высших и средних учебных заведений [9].
Необходимым инструментом социально-экономической политики Забайкальского края является кадровое обеспечение работы с молодежью. Решение проблем молодых граждан предполагает качественную подготовку специалистов по работе с молодежью. Государственная молодежная политика Забайкальского края обеспечена профессиональными кадрами. Фактически во всех органах местного самоуправления работают специалисты по делам молодежи. Кроме того, во всех образовательных учреждениях имеются заместители по воспитательной работе, которых тоже можно считать специалистами по молодежи.
Обеспечение занятости молодежи является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики, тем не менее, проблема занятости стоит достаточно остро. Численность молодых людей, обращающихся в органы службы занятости по вопросу трудоустройства, за последние три года сохраняется стабильно высокой. Необходимо осуществлять поиск новых совместных форм работы Службы занятости и всех заинтересованных структур с данной категорией безработных граждан, испытывающих сложности в трудоустройстве.
Одним из важнейших инструментов подготовки кадров и решения обозна-
ченной проблемы является система профессионального образования, которая в Забайкальском крае представлена 40 образовательными учреждениями, направленными на подготовку кадров различных направлений [9].
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края проводится систематическая работа по прогнозированию потребностей регионального рынка труда в подготовке квалифицированных кадров. Координационные советы, созданные в муниципальных образованиях, определяют потребность в рабочих кадрах и специалистах с учетом развития экономики районов.
Практика показывает, что необходимо вести не только отслеживание процента трудоустройства выпускников образовательных учреждений, но и осуществлять работу по профессиональному и психологическому сопровождению и закреплению молодых кадров на предприятиях. Положительный опыт накоплен в сфере деятельности советов, клубов, объединений молодых специалистов. Свою деятельность осуществляют Забайкальский совет молодых педагогов, Совет молодых специалистов Забайкальской железной дороги, Клуб молодых хореографов, Клуб молодых предпринимателей, Совет молодых энергетиков и др.
В современных условиях в качестве одного из перспективных направлений государственной молодежной политики выступает взаимодействие с молодежными и детскими общественными объединениями, подготовка их к решению социальных задач, становление и развитие волонтерского движения как общественного ресурса. Являясь важной формой самоуправления, молодежные, общественно-политические и патриотические, волонтерские и трудовые организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым её субъектность во всех сферах жизнедеятельности регионального сообщества.
В настоящее время в Забайкальском крае активизировалось молодежное обще-
ственное движение: на территории края действует 21 молодежная организация и 690 общественных объединений различной направленности.
Важнейшей задачей остается помощь во всемерной социализации молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Основными проблемами для молодых инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации, являются проблемы доступного образования, сложность трудоустройства, вопросы психологической адаптации в социальной среде, а также государственной и муниципальной поддержки молодых инвалидов на федеральном и муниципальном уровнях.
В соответствии с проектами Стратегии государственной молодежной политики: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Команда» и «Карьера», целях популяризации ценностей российского общества и вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь органами государственной власти Забайкальского края реализуется комплекс мероприятий гражданско-патриотической и общественно-политической направленности.
Традиционными стали международные научные молодежные конференции, вызывающие интерес студентов, аспирантов, молодых ученых не только российс-
Literatura_
1. Strategiya Gosudarstvennoj molodezhnoj politiki [Jelektronnyj resurs] (utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 18 dekabrya 2006 g. № 1760-r). Dostup iz sprav.-prav. sistemy «Konsultant Pljus»
2. Kraevaya dolgosrochnaya tselevaya programma «Molodezh Zabajkaliya» (2011-2015 gody) [Jelektronnyj resurs] (utverzhdena postanovleniem Gubernatora Zabajkalskogo kraya ot 17 ijulya 2008 g. № 148). Dostup iz pravovoj konsultatsionnoj sluzhby «Zakon prost!»
3. Bejdina T.E. Analiz gosudarstvennoj regionalnoj politiki zabajkalskogo kraja // Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta (Vestnik ChitGU) № 2 (81). Chita: ZabGU, 2012. S. 50
4. Demograficheskij ezhegodnik Rossii. 2010: Stat. sb./ Rosstat. M., 2010. 525 s.
ких, но и зарубежных учебных заведений. Популярностью среди молодежи пользуются фестивали «Забайкальская студенческая весна», «Живи, Россия!», ярмарки учебных мест.
Целью программы «Молодежь Забайкалья» является создание условий для вовлечения молодежи Забайкальского края как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества. Программа реализуется в один этап с 2011 по 2015 гг.
Таким образом, в условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
_ Literature
1. The strategy of the State youth policy [electronic resource] (approved by the Federal Government on 18 December 2006 № 1760-r). Access from Ref.-right. system "Consultant Plus"
2. A boundary-value long-term target program "Youth of Transbaikalie" (2011-2015) [electronic resource] (approved by the Governor of the TransBaikal region from July 17, 2008 № 148). Access from the legal advice service "The law is simple!"
3. Beydina T.E Analysis of regional policy of Transbaikal region / / Vestnik of Chita State University (Journal ChitGU) № 2 (81). Chita ZabGU, 2012. P. 50
4. Demographic Yearbook of Russia. 2010: Collection of articles / Statistics. M., 2010. 525 p.
5. Dzhuk A.V. Problemy sotsializatsii sovremen-noj molodezhi Rossii // Kulaginskie chteniya: XII Me-zhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsi-ya. Chita: ZabGU, 2012. Ch. III. S. 14
6. Lavrikova V.N. Formirovanie aktivnoj grazhdanskoj pozitsii molodezhi kak napravlenie gosudarstvennoj molodezhnoj politiki // Kulaginskie chteniya: XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Chita: ZabGU, 2012. Ch. III. S.24
7. Molodezh v Rossii. 2010: Stat. sb./JuNISEF, Rosstat. M.: IIC «Statistika Rossii», 2010. 166 s.
8. Mutjan E. Uchastie molodogo naseleniya v reshenii problem mestnogo znacheniya // Mestnoe samoupravlenie i municipalnaya sluzhba v Zabajkalskom krae: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Chita: ZabGU, 2012. S. 102
9. Territorialnyj organ federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Zabajkalskomu kraju http://stat.chita.ru/digital/region4/default.aspx Data obrashheniya: 19.02.2013
10. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki http: //www .gks.ru/free_doc / new_site / perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.pdf Data obrashheniya: 19.02.2013
Коротко об авторах_
Бейдина Т.Е., д-р полит. наук, профессор, зав. каф. «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
Научные интересы: федеральная, региональная политика, региональная политика субъекта РФ, проблема субъекта РФ, геополитика, безопасность субъекта РФ
Синегузова Е.В., аспирант, каф. «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
Научные интересы: политология, социология, менеджмент
5. Dzhuk A.V. The problems of today's youth socialization in Russia / / Kulagin readings: XII International Scientific and Practical Conference. Chita ZabGU, 2012. Part III. P. 14
6. Lavrikova V.N. Formation of an active citizenship of young people as a direction of the state youth policy / / Kulagin readings: XII International Scientific and Practical Conference. Chita ZabGU, 2012. Part III. P. 24.
7. Youth in Russia. 2010: Collection of articles / UNICEF Statistics. Moscow: Publishing Center "Statistics of Russia", 2010. 166 p.
8. Mutyan E. Participation of young people in solving the problems of local importance / / Local government and municipal services in the Transbaikal region: All-Russian Scientific and Practical Conference. Chita ZabGU, 2012. P. 102.
9. Territorial body of the Federal State Statistics Service of Transbaikal region http://stat.chita.ru/ digital/region4/default.aspx Access date: 19.02.2013
10. Federal State Statistics Service http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/Documents/Vol2/pub-02-03.pdf Access Date: 19.02.2013
_Briefly about the authors
T. Beydina, Doctor of Political Sciences, head of the State and Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University
Scientific interests: federal and public policy, regional policy of the Russian Federation subject, problems of the Russian Federation subject, geopolitics, Russian Federation subject security
Е. Sineguzova, Postgraduate Student, State and Municipal Management and Politics Department, Transbaikal State University
Scientific interests: political science, sociology, management