Научная статья на тему 'Молодежный парламентаризм: региональный аспект'

Молодежный парламентаризм: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
708
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / YOUTH PARLIAMENTARISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тумуров Жаргал Тумурович

Рассмотрен региональный аспект молодежного парламентаризма, определены его основные принципы, проведены примеры практической деятельности молодежных парламентских структур на территории Российской Федерации. Обоснованы характеристики молодежного парламентаризма, приведены этапы формирования молодежных парламентских структур как элементов гражданского общества, выделены основные функции молодежных парламентских структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Parliamentarism: Regional Aspect

We consider the regional aspect of youth parliamentarism, define its basic principles, give practical examples of activities conducted by youth parliamentary structures on the territory of the Russian Federation. The characteristics of youth parliamentarism are stated, the stages of youth parliament structures formation, as elements of civil society are pointed out, and the main functions of youth parliamentary structures are described.

Текст научной работы на тему «Молодежный парламентаризм: региональный аспект»

УДК 328. 188

Тумуров Жаргал Тумурович Zhargal Tumurov

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

YOUTH PARLIAMENTARISM: REGIONAL ASPECT

Рассмотрен региональный аспект молодежного парламентаризма, определены его основные принципы, проведены примеры практической деятельности молодежных парламентских структур на территории Российской Федерации. Обоснованы характеристики молодежного парламентаризма, приведены этапы формирования молодежных парламентских структур как элементов гражданского общества, выделены основные функции молодежных парламентских структур

Ключевые слова: молодежный парламентаризм

We consider the regional aspect of youth parliamentarism, define its basic principles, give practical examples of activities conducted by youth parliamentary structures on the territory of the Russian Federation. The characteristics of youth parliamentarism are stated, the stages of youth parliament structures formation, as elements of civil society are pointed out, and the main functions of youth parliamentary structures are described.

Key words: youth parliamentarism

Входе анализа опыта регионов в сфере молодежной политики становится очевидным, что принцип работы «для молодежи» уступает сегодня место другому — «с непосредственным участием самой молодежи». Механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы, становятся все более востребованными и актуальными. Цель статьи — представить такие институты, через которые молодежь может повлиять на решение собственных проблем и приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества.

Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что изучение молодежного парламентаризма, которое в России началось в 1990-е гг., не имеет значительной исследовательской традиции. Однако интерес к проблеме в научной среде велик. Можно отметить статьи и разработки С.В. Бессонова, Л.А. Боброва, М.Ю. Калинкиной, А.В. Кочеткова, С.В. Кочне-

ва, О.Е. Куценко, Д.А. Маяцкого, А.В. Соколова, О.Б. Фурсова и другие.

Открытая дискуссия по вопросам молодежного парламентаризма в России началась в марте 1999 г. в Институте молодежи (МосГУ) в рамках круглого стола «Молодежный парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней». В январе 2003 г. прошел I Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации», ознаменованный выпуском материалов по его итогам об опыте работы молодежных парламентских структур в регионах России. Важной составляющей семинара-совещания стала разработка Рекомендаций по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации [1].

В 2004-2007 гг. прошли Всероссийские форумы молодых парламентариев, где были подготовлены такие документы, как «Рекомендации по взаимодействию моло-

дежных парламентских структур с избирательными комиссиями разного уровня»

(2005), «Концепция по участию молодежи в развитии российских территорий»

(2006). Они легли в основу развития молодежного парламентаризма. В силу того, что молодежный парламентаризм развивается на региональном уровне, появились региональные издания, аккумулирующие этот опыт.

Основными принципами развития молодежного парламентаризма должны стать:

— приоритет защиты прав молодежи и ее объединений; доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;

— легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного парламентаризма;

— демократизм формирования состава парламента на основе выборов и (или) конкурсов;

— использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;

— свободный выбор форм молодежного парламентаризма, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи;

— рациональное сочетание представительской и просветительской функций молодежного парламентаризма;

— участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики; социальная эффективность и ответственность[2].

Сочетание названных принципов позволит создать условия, при которых молодежные парламентские структуры будут представлять интересы не отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений и иных заинтересованных организаций, а интересы молодежи целого региона.

Можно сколько угодно выражать недовольство нынешней власти, несовершенству законов и государственных механизмов, но с уверенностью можно отметить,

что пора революций осталась позади. Настало время поэтапного реформирования. И именно в это время молодежь должна занять позицию не бездумного критика и радикального оппонента, а паритетного партнера по отношению к власти.

Приближенность молодежных парламентских структур к органам власти позволит сделать этот процесс менее болезненным. Одновременно с этим такая приближенность не оставит молодежные парламенты вдали от политических процессов. А это, скорее, негативная тенденция.

Членами молодежных парламентов, как правило, являются лидеры молодежного движения, которые изначально представляют интерес для политических партий и движений. Да и сам молодежный парламент выглядит как «лакомый кусочек» для PR конкретной политической силы. Именно по этим причинам молодежный парламент легко может превратиться в марионеточную или популистскую структуру в руках амбициозных лидеров. А примеры тому уже есть. Например, в Санкт — Петербурге в 2004-2005 гг. действовали четыре молодежных парламента, каждый из которых работал на конкретную партию [3].

Молодежные парламенты, выражая интересы молодежи, должны сотрудничать как с государственными органами, так и с общественными объединениями (в том числе и политическими). Однако в своих отношениях они должны проявлять осторожность и применять рациональный подход.

Рассматривая трехсекторную систему: государственные органы, бизнес и гражданское общество, надо отметить, что молодежный парламентаризм в большей степени имеет отношение к гражданскому обществу. Однако универсальность его формы ( приближенность к государственным органам) создает механизм его прямого воздействия на решения, принимаемые государственными органами. Часто политические партии рассматриваются на стыке государственных органов и гражданского общества. Напомним, что политической партией «является организованная группа единомышленников, представляющая ин-

тересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осу-ществлении»[4].

Молодежные парламенты, из практического опыта, никогда не ставили перед собой цель завоевание власти. Однако, представляя определенную социальную группу — молодежь, они посредством своей деятельности начинают получать возможность лоббировать интересы молодых граждан.

Безусловно, только исторический опыт развития молодежного парламентаризма покажет его реальную значимость в становлении гражданского общества в России. Однако можно утверждать, что молодежные парламенты уже сейчас помогают решать проблемы молодого поколения, создают для молодежи условия влияния на принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления, формируют социально активных молодых граждан новой России.

Следует признать, что молодежный парламентаризм успешно развивается, постепенно получая поддержку на уровне государства и общества в целом, стал фактом, состоявшимся и имеющим перспективы развития. И очевидно, что только ответственная и социально-активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства. Только участвуя в процессе становления и самоопределения молодежи через понимание молодежи, как субъекта молодежной политики, возможно появление нового поколения граждан, ответственных за себя, за других молодых людей и за свою страну. В этом плане развитие молодежного парламентаризма представляется как нельзя своевременным [5].

Опыт работы молодежных парламентов в субъектах РФ показывает эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с

властью, превращают молодежь из объекта в субъект государственной молодежной политики. Создание Общественной Молодежной Палаты при государственной Думе Федерального Собрания РФ отразило позицию государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма. Осуществление подобного обобщения опыта работы молодежных представительных структур разных регионов и анализ их деятельности был необходим для определения наиболее оптимальной модели молодежного парламента и путей развития в тех регионах, где он не существует или находится в стадии формирования [6].

Опыт субъектов Российской Федерации показывает, что каждая из предложенных форм имеет право на успешное существование. В то же время в качестве наиболее эффективной, отвечающей задачам и принципам развития молодежного парламентского движения, скорее всего, является создание молодежных парламентов при законодательных (представительных) органах власти. Именно такая форма предоставляет возможность не только изменить уровень и качество участия молодежи в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики, но и лоббировать интересы молодежи через органы государственной власти ( местного самоуправления). К тому же, молодежные парламенты, созданные при органах законодательной или исполнительной власти, соответственно имеют те же уровни, что и государственные органы и уровень местного самоуправления.

Таким образом, молодежный парламентаризм доказал свое право на жизнь, позволил молодежи принять непосредственное участие в обсуждении законопроектов, затрагивающих права и интересы четвертой части населения страны, заявить о своих проблемах, вести диалог с властью, быть услышанной и понятой, сформировать активную гражданскую позицию [7].

Фактически, процесс создания молодежных парламентов можно считать одной из значимых ветвей процесса развития и

становления правового российского государства. В науке существует множество определений правового государства, наиболее полное из них: правовое государство — это форма организации и деятельности государственной власти, основанная на уважении права государством и отдельным индивидуумом. Правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества или, как говорил французский политолог М. Дюверже, быть «ночным сторожем» гражданского общества [8].

Процессы самоорганизации молодежных парламентов требуют управленческого обеспечения, своеобразие которого выражается, с одной стороны, инициированием и поддержкой процессов самоорганизации, а с другой — в сохранении их «самости». При таком подходе молодежные парламентские структуры органично впишутся в формирующийся институт — гражданское общество, которое в свою очередь является основой правового государства. И они будут являться, по определению гражданского общества, созданной системой жизнедеятельности общества, автономной по отношению к государственной власти, выражающей частные интересы молодежи, регулирующей и защищающей ее интересы. Создание молодежных парламентов станет одним из действенных шагов в развитии правового российского государства.

Периодическое обобщение и научный анализ существующего опыта работы молодежных представительных структур разных регионов позволит определить наиболее оптимальные модели молодежного парламента и пути их развития в тех регионах, где данные структуры уже существуют, находятся в стадии формирования или же создаются впервые. Молодежные парламенты прикладывают максимум усилий для достижения социально значимого результата, преодолевая межведомственные и иные организационные барьеры. Очевидно, что в режиме формирования и становления демократических институтов в государстве наиболее приемлемая форма осуществления молодежной политики — предложение партнерства в решении проблем молодежи

и общества как дискуссионных площадок, обеспечивающих взаимодействие власти и молодежи.

В настоящее время этап формирования гражданского общества через самоорганизующие молодежные структуры набирает новые обороты, когда первоочередное значение придается вовлечению молодежи в процесс принятия политических решений, предпринимаются конкретные шаги в предоставлении молодежи возможности высказывать свое мнение. Опыт молодежных парламентов показывает, что гражданское общество должно формироваться во взаимодействии с системой власти, с применением подхода «снизу — вверх», чтобы инициатива на местах не оставалась незамеченной, и все разнообразие потребностей молодежи получило адекватное отражение в законотворческой деятельности и при проведении законов в жизнь.

Есть все условия для политической социализации молодежи в обществе, для ее активного участия в жизнедеятельности государства.

Молодежный парламентаризм имеет следующие характеристики:

1) школа подготовки молодежи к политическому участию в решении социально-экономических проблем;

2) вовлечение потенциала молодежи в политическое, социально- экономическое, культурное развитие российских территорий;

3) механизм развития электоральной активности молодежи, что способствует политической социализации молодых людей;

4) кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления [9].

На современном этапе развития молодежного парламентаризма можно выделить основные функции молодежных парламентских структур:

1) представление интересов молодежи в органах власти;

2) участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики;

3) подготовка молодых кадров;

4) проведение социально значимых мероприятий;

5) просветительская деятельность [10].

Развитие молодежного парламентаризма доказывает, что молодежь должна

Literatura

1. Ponomareva I. Byt molodym — byt aktivnym // Novoe vremya. 2009. № 28. S. 7.

2. Jusov S.V. Organizatsionno-pravovye osnovy sozdaniya i deyatelnosti molodezhnyh parlamentov v Rossijskoj Federatsii. M.: RCOIT: Krona, 2009. 146 s.

3. Kostrova E. Molodezhnoe parlamentskoe dvizhenie kak odna iz form molodezhnogo samoupravleniya // Zhurnal o vyborah. 2008. № 4. S. 10-15.

4. Zagladin N. Obshhestvenno-politicheskoe razvitie na rubezhe novogo veka // Mirovaya jekonomika i mezhdunarodnoe razvitie. 2001. № 5. S. 3-14.

5. Strategiya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federatsii / / Sobranie zakonodatelstva RF. 25.12.2006. № 52.

6. Tumurov Zh.T. Razvitie molodezhnogo parlamentarizma v Zabajkalie: mater. konf. // Razvitie molodezhnogo parlamentarizma v Zabajkalie, 2009.

7. Postanovlenie Chitinskoj oblastnoj Dumy 21 ijunya 2006 g. za № 183 «O Polozhenii ob obshhestvennoj molodezhnoj palate pri Chitinskoj oblastnoj Dume».

8. Kutafin O.E. Osnovy gosudarstva i prava. M.,

1998.

9. Makarova, O. A. Socialnyj portret «molodyh parlamentariev» Zabajkalskogo kraya / O. A. Makarova // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - Vyp. 6. - S. 168-171

10. Tumurov Zh.T. Formirovanie molodezhnogo parlamentarizma: teoriya praktika // Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. Chita: ChitGU, № 6(85) 2012.

быть заинтересована в том, чтобы ее интересы были услышаны и поддержаны государством, которое понимает, каким будет молодое поколение сегодня, таким быть стране завтра.

_ Literature

1. Ponomarev I. Being young - to be active / / New time. 2009. № 28. P. 7.

2. Yusov SV Organizational and legal basis for the creation and operation of youth parliaments in the Russian Federation. M. RTSOIT: Crown, 2009. 146 p.

3. Kostrova E. Youth parliamentary movement as a form of self-government youth / / Journal of the elections. 2008. № 4. P. 10-15.

4. Zagladin N. Social and political development at the turn of the century / / World Economy and International Development. 2001. № 5. S. 3-14.

5. The strategy of the state of youth policy in the Russian Federation / / Collected Legislation of the Russian Federation. 25.12.2006. № 52.

6. Tumurov Zh. T The development of youth parliamentarism in Zabaikalsky Krai: Mater. Conf. / / The development of youth parliamentarism in Zabaikalie, 2009.

7. Resolution of the Chita Oblast Duma June 21, 2006 at number 183 «On the Regulation of Public Youth Chamber of the Chita Regional Duma.»

8. Kutafin OE Foundations of the state and law. Moscow, 1998.

9. Makarova, OA Social portrait of young parliamentarians of Transbaikal Region / O. Makarova / / Vestnik of the Buryat State University. - 2010. -Issue. 6. - P. 168-171

10. Tumurov Zh.T. Formation of youth parliamentarism: the theory of practice / / Vestnik of the Chita State University. Chita ChitGU, № 6 (85), 2012.

Коротко об авторе_

Тумуров Ж. Т., ст. преподаватель, каф. «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет [email protected]

Научные интересы: политика, международная политика, молодежный парламентаризм

_ Briefly about the author

Zh. Tumurov, senior teacher, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University

Scientific interests: politics, international politics, youth parliamentarism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.