21. Batanina !А., Lavrikova А.А., SHumilova O.E. Politicheskaya kompetentnost' rossiyan kak faktor politicheskogo uchastiya//Srednerusskij vestnik obshhestvennykh nauk. 2014№ 1. S. 50-51.
Болховитина Татьяна Сергеевна, канд. полит. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Брянск, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
REGIONAL OPPOSITION AS A SUBJECT OF POLITICAL PARTICIPATION: THEORETICAL
AND APPLIED ASPECTS OF THE PROBLEM
T.S. Bolkhovitina
The article draws attention to the increased activity of regional opposition in modern Russia. The author substantiates the conditions and factors that facilitate effective engagement of regional leaders and parties in election campaigns. Identified opportunities to galvanize political opposition legal directions in the regions. The prospects for political participation of regional representatives of the opposition are associated with overcoming crisis software installations, the emergence of credible leaders, to create the image that meets the expectations of citizens.
Key words: regional political opposition, systemic and non-systemic opposition, the right-wing opposition, opposition sentiment, the prospects of the opposition movement.
Bolkhovitina Tatjana Sergeevna, candidate of Political Sciences, head of department (Bryansk branch), associate professor, ekakarpenko@yandex. ru, Russia, Bryansk, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
УДК 323
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ
А.О. Дементьева
Рассмотрены направления деятельности молодежных парламентских структур как субъектов политической коммуникации регионального уровня. Определены модели оптимизации деятельности молодежного парламента как элемента региональной системы парламентской коммуникации.
Ключевые слова: политическая коммуникация, молодежный парламентаризм, парламентская коммуникация, модели оптимизации коммуникации.
Осознание ценности таких субъектов государственной молодежной политики как общественные консультативно-совещательные структуры молодежи (молодежных парламентов) выявляет потребность в координации процесса развития их в регионах. Необходима аналитическая работа с целью выявления оптимальных моделей молодежных парламентских структур,
определения трудностей их развития и роста, выработки системного подхода к исследованию соответствующей практики.
Молодежный парламент как социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений направлен на создание для молодежи возможности участвовать в общественно-политической жизни, в процессе принятия и реализации управленческих решений, контроля за их исполнением. Формы осуществления данной программы очень разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле - и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п. В таком понимании создание молодежного парламента является одним из методов работы государственных органов, общественных объединений, а не целью и не конечным продуктом [1].
Опыт субъектов Российской Федерации показывает, что каждая из предложенных форм имеет право на существование. В то же время в качестве наиболее эффективной, отвечающей задачам и принципам развития молодежного парламентаризма, может быть рекомендована форма создания молодежных парламентов при законодательных (представительных) органах власти. Именно такая форма, наряду с функцией конструктивного вовлечения молодежи в процесс выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики, выполняет функцию представления и защиты интересов молодежи через участие в деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) [2].
Деятельность молодежных парламентских структур в Тульском регионе имеет множество направлений: от нормотворческой деятельности до реализации социальных проектов. Для увеличения эффективности работы молодежных консультативно-совещательных структур необходимо проводить корректировку методик в соответствии с требованиями социально-политической ситуации.
На основе анализа опыта развития молодежного парламентаризма в ряде субъектов РФ нами были разработаны пять моделей, в рамках которых может осуществляться оптимизация деятельности молодежного парламента в Тульской области как элемента региональной системы парламентской коммуникации.
Первую из них условно можно назвать социально ориентированной. В контексте данной модели основной целью молодежных парламентских структур является организация конструктивного диалога с целевыми группами общественности посредством реализации социальных запросов граждан.
Социальная политика - ключевая сфера жизнедеятельности общества, характеризующаяся неоднородностью и высокой степенью ответственности. Решение социальных проблем должно отвечать всем нормам оперативности, конструктивности и полноценному удовлетворению потребности общества в решении существующей проблемы.
В целях обеспечения эффективной коммуникации социально ориентированная модель молодежного парламентаризма предполагает определенную модификацию в организации структуры молодежного парламентского движения и форм взаимодействия с институтами гражданского общества.
Структура молодежного парламента, ориентированная на решение социальных задач, должна включать в себя:
1) создание и функционирование профильного комитета по социальным вопросам: с точки зрения организации продуктивной коммуникации, получения оперативных сведений необходима интеграция представителей комитета в идентичные органы государственной власти и местного самоуправления, что позволит отражать интересы и позиции молодежи в решении социальных проблем, а также будет способствовать приобретению навыков в работе с обращениями населения, изучения социальной ситуации и навыков по ее прогнозированию;
2) организация рабочих групп (экспертных советов) по изучению и решению социальных проблем в муниципальных образованиях региона, обмена опытом в решении социальных проблем, результаты работы которых должны быть переданы органам государственной власти и местного самоуправления для осуществления дальнейших действий, а также находиться в открытом доступе для общественности с возможностью внесения корректив и предложений.
В рамках социально-ориентированной модели взаимодействие с целью реализации эффективной коммуникации молодежных парламентских структур и общества необходимо:
• проводить публичные мероприятия, посвященные вопросам демографической политики, социальной поддержки граждан и другим проблемам социального характера;
• оказывать информационную поддержку гражданам, находящимся в зоне социального риска, молодым семьям, молодым гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, молодым специалистам и др., в том числе используя сайты молодежных парламентских структур, социальные сети;
• осуществлять регулярный мониторинг социальной ситуации в регионе и принимаемых мер по ее улучшению;
• оказывать содействие в организации досуга молодых людей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, путем проведения специальных мероприятий и акций;
• организовать ведение приемов граждан, консультирование по решению социальных проблем;
• обеспечить создание и размещение социальной рекламы в муниципальных образованиях региона, в том числе используя возможности интернет-ресурсов;
• оказать содействие в реализации молодежных проектов, направленных на улучшение социальной ситуации.
В рамках второй - интерактивной - модели ключевая роль в процессе осуществления коммуникации молодежных парламентских структур и общества принадлежит информационному воздействию, основанному на использовании новейших средств трансляции информации, а также модификации традиционных каналов с учетом интересов целевых групп общественности.
Развитие сети Интернет и мобильной телефонии способствовало увеличению доли виртуальных социальных контактов в системе социальных связей современной молодежи. Интерактивные возможности электронных технологий способствуют усилению политической коммуникации и расширяют спектр ее действия.
В последние годы одним из средств политической коммуникации, осуществляемой в виртуальном пространстве, стали блоги. Блог - веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны лаконичные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Многие политические события и реакция на них населения находят свое отражение в блогосфере.
Также важнейшим результатом развития систем электронной коммуникации стал феномен «социальных сетей», образование устойчивых виртуальных групп людей, объединенных каким- либо интернет-сервисом. Социальная сеть - одна из идеальных площадок для размещения различных СМИ в Интернете: публикация происходит автоматически и требует минимальных знаний, аудитория сервиса велика, а пользователь за размещение информации обычно ничего не платит. Присоединение к социальной сети в большинстве случаев бесплатно. Эта модель характерна для подавляющего большинства веб-сайтов, однако сервисы социальных сетей идеально подходят для того, чтобы привлечь максимальную аудиторию - ведь у пользователя есть двойная мотивация для присоединения. Во-первых, это желание найти новых друзей и единомышленников, восстановить старые связи и поддержать существующие - вполне естественные для любого живого человека, социального существа по определению. А во-вторых, пользователи готовы сами создавать интересное содержимое, привлекая тем самым других пользователей и втягивая их в этот процесс. От владельцев сервиса требуется только дать им возможность для размещения контента - текстов, фотографий, аудио- и видеозаписей, анимации, ссылок на внутренние или внешние ресурсы и т. д., а также возможность общения между собой. Поэтому каждая социальная сеть предоставляет широкие возможности для публикации всевозможной информации, ограничивая ее только по содержанию [3].
Сеть Интернет открывает огромные возможности для осуществления политической коммуникации. Особенно для молодежных парламентских структур, поскольку основной процент пользователей интернет-сервисов -молодые люди.
На сегодняшний день не все молодежные парламентские структуры имеют собственные интернет-ресурсы. В большинстве случаев это размещение
информации на сайте официального органа, при котором создана структура, или создание страницы в социальных сетях.
Проведение эффективной работы с социальными сетями и другими интернет-ресурсами позволит обеспечить заинтересованных пользователей объективной информацией о деятельности молодежных парламентских структур, органов государственной власти и местного самоуправления, социально-политических решениях и возможностях участия молодых граждан в общественно-политической жизни региона.
Структура молодежного парламента, использующего интерактивные технологии в качестве основных приемов информационного взаимодействия, должна включать в себя:
• создание рабочего органа парламентской структуры (комитета, комиссии), целью которого является организация представительства в сети Интернет и взаимодействия со средствами массовой информации;
• организацию работы креативных групп по созданию актуальных форматов информационного взаимодействия в сети Интернет;
• закрепление за каждым рабочим органом молодежной парламентской структуры представителя информационного комитета (комиссии), обеспечивающего освещение деятельности органа и своевременное размещение информации на официальном сайте (в социальных сетях), сайтах федеральных парламентских структур и СМИ;
• организацию работы специалиста (группы специалистов), обеспечивающего техническую поддержку интернет-ресурсов молодежной парламентской структуры.
В рамках интерактивной модели взаимодействие молодежных парламентских структур и общества с целью реализации эффективной коммуникации выражается в следующих направлениях:
• Создание и продвижение собственных интернет-ресурсов (официальных сайтов).
• Обеспечение представительства членов молодежных парламентских органов в блогосфере и социальных сетях путем ведения персональных страниц.
• Ведение постоянного мониторинга информации, касающейся политических событий и реакции интернет-пользователей на них.
• Осуществление оперативной обработки обращений, поступающих через социальные сети и интернет-ресурсы.
• Обучение специалистов, занимающихся информационным освещением деятельности молодежных парламентских структур, по подготовке и размещению информационных материалов, администрированию интернет-ресурсов, написанию официальных сообщений и соблюдению корпоративной политики;
Электронные технологии, безусловно, дают множество возможностей для развития коммуникационной политики молодежных парламентских структур. Однако в некоторых муниципальных образованиях существует
проблема отсутствия доступа к сети Интернет (или ее ограниченность) и недостаточно активная работа с интернет-ресурсами. А молодежные структуры ведут активную деятельность и им необходимо расширять площадки для размещения информации. Для разрешения данной проблемы возможно создание печатного средства массовой информации, которое издавалось бы с регулярной периодичностью в формате, представляющем интерес для молодежи на определенной территории.
Кроме того, для расширения границ освещения молодежной проблематики необходимо выделение регулярного эфирного времени на телеканалах и радиостанциях. Одним из форматов использования эфирного времени может быть молодежная передача (ток-шоу), постоянная рубрика в новостных программах. Применение данного метода позволит увеличить количество и качество информации, которая станет доступной для большинства населения региона.
Интеграционная модель взаимодействия молодежных парламентских структур и гражданского общества предполагает акцент на функциональных особенностях молодежных органов, а также способах координации их деятельности.
На сегодняшний день полномочия молодежных консультативно-совещательных структур ограничиваются оказанием консультаций и формированием предложений органов государственной власти и местного самоуправления. В большинстве случаев молодежные парламенты не обладают статусом субъекта законодательной инициативы. Законодательная инициатива -закрепленное в Конституции Российской Федерации право определенных субъектов внести предложение об издании закона либо внести соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение либо законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя [4].
На сегодняшний день Молодежный парламент при Тульской областной Думе и иные молодежные консультативно-совещательные органы не обладают правом законодательной инициативы, однако данный статус мог бы существенно расширить полномочия молодежной структуры в плане принятия конкретных решений, направленных на закрепление молодежных интересов.
Одним из направлений деятельности молодежных парламентских структур является взаимодействие с подобными структурами федерального уровня и других субъектов РФ. Подобное сотрудничество позволяет обеспечить обмен опытом в организации работы молодежных органов, а также расширить перечень источников информации, представляющей интерес для молодых парламентариев и выступающей инструментом привлечения новых возможностей и ресурсов в регион.
Применение интеграционной модели во взаимодействии молодежного парламента и общества определяет структурные особенности, позволяющие оптимизировать процесс коммуникации:
• организация рабочего органа молодежной парламентской структуры по разработке проектов законов, нормативно-правовых актов и дальнейшему их представлению органам государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение представительства в молодежных парламентских органах федерального уровня, а также межпарламентских объединениях.
В рамках интеграционной модели взаимодействие молодежных парламентских структур и общества с целью реализации эффективной коммуникации выражается в следующих направлениях:
• организация общественных дискуссий по разработке законопроектов различного уровня;
• создание координирующего органа областного уровня, который выполнял бы роль центра молодежного парламентаризма, систематизировал и транслировал информацию о возможностях молодых парламентариев как в регионе, так и за его пределами;
• формирование в целях оперативного обмена информацией внутри системы молодежного парламентаризма и координации коммуникативных потоков областной и муниципальных баз данных молодых депутатов законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, молодежных парламентов и молодых организаторов выборов, а также развитие единой сети информационного обмена между молодежными парламентами муниципальных районов Тульской области, между Молодежным парламентом при Тульской областной Думе и молодежными парламентами других субъектов Российской Федерации;
• проведение совместных акций и мероприятий с федеральными молодежными парламентскими структурами, а также органами субъектов РФ;
• проведение конкурсов и мероприятий, стимулирующих участие молодых граждан в деятельности консультативно-совещательных органов;
• обучение молодых парламентариев в области подготовки новых редакций законопроектов и поправок в них, совершенствование технологии работы с обращениями граждан и т.д., на основе проведения регулярных образовательных семинаров, проектов, которые способствуют получению новых знаний и навыков молодыми парламентариями для использования их в дальнейшей работе;
• участие в мероприятиях региональных и федеральных законодательных и исполнительных органов власти с последующим опубликованием результатов на информационных ресурсах молодежных структур;
• проведение «круглых столов», дискуссий, посвященных вопросам передачи молодежным консультативно-совещательным органам статуса законодательной инициативы.
Четвертая модель - модель общественного контроля. Особенностью данной модели является создание механизмов обеспечения интересов
общественности в деятельности молодежных органов, а также организации контроля со стороны гражданского общества за качеством их исполнения.
На качество работы молодежных парламентских структур оказывает первостепенное влияние прямое общение с гражданами, анализ и обработка их обращений, что, в свою очередь, способствует изменениям в структуре молодежных органов.
Молодежным органам необходимо организовать комитет по работе с населением, вести анализ и обработку заявлений, участвовать в выездах на места по решению проблем и оказывать содействие в дальнейшем.
Прямое общение с гражданами играет важнейшую коммуникативную роль, поскольку молодежные структуры в сознании большинства населения отождествляются с государственными органами и органами местного самоуправления, которые имеют полномочия по принятию конкретных решений. В данном случае необходимо обеспечить участие членов молодежных парламентских структур в работе приемных депутатов и органов исполнительной власти, оказывая консультации и поддержку в рамках имеющихся у молодежных органов полномочий, тем самым способствуя формированию доверия и позитивного имиджа;
Для обеспечения эффективной работы модели общественного контроля молодежным парламентским структурам необходимо:
• принимать активное участие в работе приемных депутатов различного уровня, администраций и общественных организаций в целях формирования позитивного имиджа;
• обеспечить работу на собственных интернет-ресурсах, в социальных сетях сервиса по принятию и обработке обращений граждан;
• проводить публичные слушания по обсуждению социально-политических проблем, доносить итоги слушаний до компетентных органов государственной власти и местного самоуправления, организация контроля по исполнению резолюции слушаний;
• способствовать участию граждан в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти и формированию конструктивных предложений;
• в случае возникновения интереса общественности к проблеме организовать встречу с компетентным лицом (депутатом, чиновником, общественным экспертом и др.);
• предоставлять отчет о результатах работы с обращениями граждан и обеспечить его публикацию в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах.
Пятая модель - электоральная. Зарубежный и российский опыт показывает, что функция «представительства», обозначенная как основной принцип молодежного парламентаризма, является не всегда определяющей. Не в каждом молодежном парламенте представлены интересы всех групп молодежи, система формирования молодежной парламентской структуры не всегда основывается на принципах выборности (часто это делегирование,
конкурс). Выборность - одна из ключевых категорий демократии, позволяющая представлять интересы отдельных социальных групп по средствам избирательного процесса. Выборность молодежных парламентских структур позволит обеспечить легитимность формирования молодежных органов, усилить степень ответственности молодого парламентария за совершенные действия перед своим электоратом, проводить избирательные кампании, используя все возможные средства трансляции информации относительно предполагаемых действий и проектов. Участие в выборах является методом получения опыта применения избирательных технологий, работы с законодательством, что послужит мощной базой для дальнейшей парламентской деятельности молодых граждан. Выборность играет ключевую роль в становлении и развитии политической культуры молодежи.
В 2014 году при формировании нового созыва молодежного парламента в Тульской области одной из политических партий, имеющей большинство в региональном парламенте, активно использовалась технология предварительного голосования (праймериз), которая позволила выявить наиболее активных молодых людей в муниципальных образованиях и предоставить им возможность дальнейшей реализации общественных проектов путем включения в состав молодежного парламента. Данная практика способствует развитию коммуникативных навыков молодых граждан, формирует принцип ответственности в дальнейшей деятельности, так как лица, отдавшие за них голоса в рамках предварительного голосования, проявили доверие к молодому кандидату, связали свои социально-политические ожидания с его работой в новом качестве.
Итак, перечисленные модели развития молодежного парламентаризма имеют свои достоинства и недостатки. Главным аргументом внедрения той или иной модели выступают особенности социально-политической ситуации, сложившейся в регионе. Оптимальным вариантом организации и развития деятельности молодежных парламентских структур станет сочетание всех перечисленных моделей, акцентируя внимание на социально ориентированной как наиболее актуальной для региона.
Таким образом, молодежный парламентаризм - динамично развивающийся институт гражданского общества, способствующий увеличению интереса молодежи к участию в управлении государством, формированию политических позиций, соответствующих интересам молодых людей, и их дальнейшей трансляции целевым группам общественности. В процессе коммуникационного взаимодействия молодежных парламентских структур и общественности возникают как положительные результаты, так и проблемы, нуждающиеся в оперативном разрешении. Модели развития молодежного парламентаризма позволяют отразить наиболее актуальные проблемы общества и методы их решения, а также стимулировать молодежные органы к большей активности, способствуют решению возникающих проблем и оптимизируют процесс развития молодежного парламентаризма как самостоятельного субъекта политической коммуникации.
Список литературы
1. Рекомендации Министерства образования РФ от 24.04.2003 по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации.
2. Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России: социологический анализ. Нижний Новгород. 2008. 168 с.
3. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. М.: Изд-во Михайлова. 2001. 252 с.
4. Развитие института молодежного парламентаризма в России как фактор повышения политической активности молодежи. Материалы «круглого стола». М., 2009.
5. Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 75-87.
6. Петров С. И. Государственное управление и политические сети // Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 181-190.
7. Маркина Н.Л., Твирова Ю.А., Шумилова О.Е. Молодежь и политика//Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 139-152.
References
1. Rekomendatsii Ministerstva obrazovaniya RF ot 24.04.2003 po razvitiyu molodezhnogo parlamentarizma v Rossijskoj Federatsii.
2. Fursov O.B. Molodezhnyj parlamentarizm v sovremennoj Rossii: sotsiologicheskij analiz. Nizhnij Novgorod. 2008. 168 s.
3. Vershinin M.S. Politicheskaya kommunikatsiya v informatsionnom obshhestve. M.: Izd-vo Mikhajlova. 2001. 252 s.
4. Razvitie instituta molodezhnogo parlamentarizma v Rossii kak faktor povysheniya politicheskoj aktivnosti molodezhi. Materialy «kruglogo stola». M., 2009.
5. Kyokhler G. Novye sotsial'nye media: shans ili prepyatstvie dlya dialoga? // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2013. № 4. S. 75-87.
6. Petrov S. I. Gosudarstvennoe upravlenie i politicheskie seti // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S. 181-190.
7. Markina N.L., Tvirova YUA., SHumilova O.E. Molodezh' i politika//Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp. 1. Tula: Izd-vo TulGU, 2014. S. 139-152.
Дементьева Анастасия Олеговна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
WAYS OF OPTIMIZATION OF ACTIVITIES OF THE YOUTH PARLIAMENTARY STRUCTURES
IN THE REGION
A.O. Dementyeva
This article deals with the activities of youth parliamentary structures as subjects of political communication at the regional level. The models of optimization the youth parliament activity as an element of the regional parliamentary communication system are defined.
Key words: political communication, youth parliamentarism, parliamentary communication, the models of communication optimization.
Dementyeva Anastasia Olegovna, postgraduate student, DementyevaA O@,yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University.