реализация региональной молодежной политики
В КУРСКОЙ области В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Приведены результаты исторического исследования по выявлению значимости молодежного парламентаризма в реализации региональной молодежной политики в Курской области в конце XX — начале XXI в. Определены наиболее важные формы молодежного парламентаризма и задачи, которые решают в своей деятельности молодежные парламентские структуры.
Укрепление позиций России в мировом сообществе, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение качества жизни граждан возможно только при эффективном использовании огромного потенциала, носителем которого является молодое поколение. С этой целью необходимо как на государственном, так и на региональном уровне создавать условия для самореализации молодых людей, стимулировать их включение в общественные процессы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что недостаточное внимание государства к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Молодежные проблемы — это не только проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Поэтому молодежную политику нужно рассматривать как стратегическое направление деятельности государства, определяющего перспективы развития общества.
Как свидетельствует практика, потребность в эффективной государственной молодежной политике ощущается сегодня в каждом субъекте Российской Федерации.
Наше исследование проводилось в несколько этапов с 1991 по 2006 г. На начальных этапах изучались актуальные проблемы региональной молодежной политики, на последующих — формы и способы ее реализации. Так, в рамках межрегионального «Расширенного заседания по молодежному парламентаризму» 26-28 октября 2005 года, представителей различных субъектов РФ, проходимого в г. Курске, автором было проведено исследование с открытой формой опроса в целях изучения путей реализации региональной молодежной политики. В декабре 2006 г. исследование было завершено и по его результатам сформулированы обобщенные выводы и рекомендации органам государственной власти.
Методологической основой исследования являются законы, категории и принципы материалистической диалектики о развитии социума, в частности единство теории и практики в процессе человеческого познания и преобразования действительности. С позиции этого единства нами использовались системнокомплексный, синергетический и исторический подходы, которые, на основе анализа, позволили выявить совокупность актуальных проблем, имеющих место в региональной молодежной политике, и способов их решения.
Объектом исследования явилась региональная молодежная политика Курской области в новых общественно-политических условиях. В данной связи изучалось
мнение различных категорий молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, а также руководителей и специалистов отделов по делам молодежи 28 районов г. Курска и Курской области. Объем выборки составил 734 человека, включая 167 представителей молодежных парламентариев из 13 субъектов РФ, что позволяет судить о репрезентативности результатов исследования. Изучение проводилось по методике многоступенчатой квотной выборки путем анкетирования и интервьюирования респондентов. Систематическая погрешность при этом составляет менее чем 5 %. Это позволяет считать данные исследования достаточно надежными.
Исследование показало, что молодежная политика в значительной мере обусловлена обострением многих проблем в молодежной среде. Так, по оценке 76 % респондентов одной из ключевых проблем выделяется проблема координации усилий органов государственной власти и их структурных подразделений с молодежью и ее объединениями, направленная на выработку эффективного механизма их взаимодействия в сфере государственной молодежной политики. Таким образом, эта проблема стоит достаточно остро и требует своевременного решения. Традиционные подходы и принципы, реализуемые до настоящего времени в работе с молодежью на государственном уровне, не носили системного характера. Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 гг., которая становится важнейшей составляющей государственной молодежной политики, ее основным инструментом, представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики. К числу ее основных задач относится создание условий для интеграции молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития страны.
Как показало наше исследование, 56 % его участников считают, что одним из инновационных путей повышения электоральной активности молодежи, роста ее правовой культуры может явиться молодежный парламентаризм.
Молодежный парламентаризм — система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, функционирующая при органах государственной власти в установленном порядке и обеспечивающая участие молодых граждан в жизни государства1.
Одновременно 34 % опрошенных полагают, что «Молодежный парламент» — это и форма сотрудничества государственной власти с молодежью. Через развитие молодежного парламентаризма они видят возможность налаживания взаимовыгодных контактов органов власти с молодежью, в том числе понять ее запросы и потребности, использовать потенциал молодого поколения для решения важных проблем государства и общества в целом.
Учитывая исторический опыт развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации и результаты нашего исследования, можно определить его наиболее значимые формы.
Молодежные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти. Практика формирования подобной парламентской структуры сложилась в 2001 г. в Курской области. Данная организационная форма характеризуется тем, что молодежные парламенты создаются на основе решения органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного им Положе-
ния2. Являясь общественным совещательным (консультативным) органом, они участвуют в разработке нормативных правовых актов и иных документов в сфере государственной молодежной политики.
В этом случае члены молодежного парламента, как правило, избираются от максимально возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений и т. д. Определение порядка (регламента) работы, в том числе принятия решений, осуществляется самостоятельно молодежным парламентом. В структуру молодежного парламента входит формирование комитетов, комиссий и других рабочих органов, перечень и состав которых определяется внутренними документами, регламентирующими деятельность молодежного парламента.
Главное преимущество такой формы состоит в том, что изначально молодежные парламенты получают официальный статус, предоставляемый им органами законодательной власти. В этом случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа молодежного самоуправления в своих интересах.
Как правило, члены молодежных парламентов проходят хорошую кадровую школу в органах законодательной (представительной) власти.
Данный статус молодежного парламента упрощает процесс принятия и прохождения его решений через орган власти, при котором он существует.
Молодежные парламенты или молодежные правительства, функционирующие при органах исполнительной власти. Примеры создания подобных парламентских структур существуют в отдельных субъектах Российской Федерации и действуют при мэре города, комитете или отделе по молодежной политике города или региона. Однако понятие «парламент» подразумевает организацию взаимодействия с органами законодательной (представительной) власти. В данном случае молодежное правительство действует на основании постановления губернатора или правительства субъекта Российской Федерации, утверждающего его структуру, цели, задачи и функции, которое в установленном порядке участвует в работе органов исполнительной власти, реализует конкретные программы и проекты, направленные на решение социально значимых задач региона (муниципального образования). При этом Молодежное правительство как орган управления формируется на основе открытого конкурса, выборов или путем назначения3.
Молодежный парламент во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти призван разрабатывать социальные программы для молодежных общественных объединений. Цель таких программ — создание для молодежи возможности участия в общественно-политической жизни и принятии и реализации управленческих решений, а также в осуществлении контроля при их исполнении. Формы осуществления данной программы разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле- и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п.
Результаты исследования, проведенного в Курской области, позволяют считать, что при всем разнообразии форм молодежного парламентаризма главное их предназначение состоит: а) в выявлении и представлении интересов молодежи
субъекта Российской Федерации (так считают 63 % респондентов); б) повышении эффективности участия молодежи в жизни области, города, района (37 % опрошенных). Рассматриваемые молодежные парламентские структуры позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, интересы и ожидания молодежи до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи. Перед молодежным парламентаризмом должна стоять задача формирования консолидированного социального заказа молодежи государству. Это достигается различными формами работы, Например, общественные приемные для молодежи призваны сформировать перечень молодежных проблем, а мониторинги в молодежной среде позволяют оценить эффективность управленческих решений.
Значительная часть испытуемых (50 %) полагает, что молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры — поле для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Через эти формы и методы работы в рамках системы молодежного парламентаризма молодые люди могут получать необходимые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время 25 % респондентов констатируют, что молодежные парламенты формируют группы единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти (местного самоуправления), направленные на развитие региона (муниципального образования). Это условие формирует коллективное начало и обеспечивает межличностную гармонизацию взаимоотношений в молодежной среде. Заметим, что 25 % опрошенных считает, что практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов, способных решать жизненно важные проблемы молодежи.
Сегодня следует признать, что молодежный парламентаризм успешно развивается во многих в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Курской области. Он получает поддержку на уровне государства и общества, имеет перспективы для дальнейшего развития4.
Важным доказательством востебованности данного механизма взаимодействия органов государственной власти и молодежи, на наш взгляд, является количественный рост в 2005-2006 гг. молодежных парламентских структур в Российской Федерации и возрастающий уровень решаемых проблем.
Исторически новым шагом в развитии региональной молодежной политики является создание 1 января 2006 г. Общественной Молодежной палаты при Курской областной Думе (далее — Молодежная палата). В соответствии с Законом Курской области № 101-ЗКО от 23 декабря 2005 г. «Об Общественной Молодежной палате при Курской областной Думе», основной целью Молодежной палаты, наряду с изучением проблем молодежи в Курской области, стала разработка предложений по реализации прав молодежи на участие в управлении делами Курской
области. Содействие в создании условий для проявления инициативы молодежи при формировании и осуществлении государственной молодежной политики, подготовка рекомендаций по решению проблем молодежи — важнейшие направления работы новой представительной молодежной структуры. Важно отметить, что в соответствии с порядком формирования Молодежной палаты в ее деятельности участвуют: областные общественные молодежные объединения с правами юридического лица, студенческие советы учреждений высшего и среднего профессионального образования Курской области, иные студенческие организации и общественные молодежные палаты при представительных органах муниципальных образований5. Это позволяет сделать вывод о том, что Общественная молодежная палата, наряду с Молодежным парламентом, претендует стать в историческом плане механизмом консолидации и лоббирования интересов многочисленных групп молодежи в органах государственной власти на региональном уровне. Подтверждением данного вывода может служить следующий факт.
В Курской области заметным событием в общественной жизни стали состоявшиеся 1-3 декабря 2006 г. Парламентские слушания Общественной молодежной палаты при Курской областной Думе. Парламентские слушания являются одной из важнейших форм работы Молодежной палаты, а их проведение становится традиционными. Их основной темой было обсуждение «Приоритетного национального проекта “Доступное жилье — гражданам России” — глазами молодых», рассмотрение механизмов предоставления жилья молодым семьям в Центральном федеральном округе Российской Федерации, а также внесение предложений и разработок в области жилищного обеспечения молодых семей. В слушаниях приняли участие представители молодежных парламентов и молодежных правительств 13 субъектов Российской Федерации, депутаты Курской областной Думы, представители органов государственной власти республик Беларусь и Украина, региональной исполнительной власти Курской области, политических партий и движений, общественных молодежных объединений. В работе форума участвовали крупнейшие строительные компании Курска, Белгорода, ипотечные агентства, средства массовой информации, ученые. Итогом Парламентских слушаний стало принятие предложений и рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию механизмов обеспечения жильем молодых семей в ЦФО Российской Федерации, а также программы мероприятий Молодежного парламентского движения, способствующей реализации данных предложений на 2007-2008 гг. Главным разработчиком названных документов являлся автор данной статьи6.
Отметим, что благодаря поддержке молодежного парламентского движения органами государственной власти Курской области и имеющемуся положительному опыту развития молодежного парламентаризма стало возможным проведение столь авторитетного форума по обсуждению актуальных проблем молодежи.
Процесс взаимодействия между обществом и молодежью не может быть успешным, если он не обеспечивается поддержкой государственных органов власти на местах. Если молодежь как социальная группа не сумеет изложить свои интересы с парламентской трибуны или иным законным способом, то она будет излагать их на улице, возможно, митингами и пикетами, что не является конструктивным
диалогом ни с властью, ни с обществом. Поэтому молодежные представительные организации призваны стать легитимным средством конструктивного взаимодействия с органами власти, обеспечивать реализацию потребностей молодежи в интересах всего гражданского общества.
Деятельность молодежных парламентских структур позволяет молодежи на практике оказывать влияние на реализацию региональной молодежной политики.
Таким образом, в конце XX — начале XXI в. появляется молодежный парламентаризм как историческое явление в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Курской области. Региональная молодежная политика приобретает новое качественное содержание и становится социально значимой деятельностью по формированию активной гражданской позиции молодых людей.
Примечания
1 Молодежный парламентаризм Курской области: проблемы и перспективы: Ин-форм. бюл. / Кур. обл. обществ. орг. «Молодежный парламент». Курск, 2004. С. 3.
2 Там же. С. 5.
3 Парламентские слушанья в Курской областной Думе 28-29 октября 2005 г.
4 Письмо Министерства образования Российской Федерации «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации» от 24 апреля 2003 г. № 2.
5 Закон Курской области № 101-ЗКО от 23 декабря 2005 г. «Об Общественной Молодежной палате при Курской областной Думе».
6 Информационный бюллетень г. Курской областной Думы. 2006. Дек. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://209.85.135.104/search?q=cache:RaExШHkgCШ:www. oblduma.kursknet.ru/iv-pressa/