Научная статья на тему 'Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной Российской молодежи'

Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8159
829
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гукова И. Н.

В статье показана роль молодежного парламентаризма, как формы молодежного самоуправления, в развитии общественно-политической активности современной российской молодежи. Проанализированы формы молодежного парламентаризма, наиболее часто встречающиеся в российской практике. Приведены примеры эффективного функционирования института молодежного представительства при органах государственной власти и местного самоуправления в РФ. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются молодежные представительные структуры сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной Российской молодежи»

УДК [329. 78:32811470+5711

РОЛЬ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

И. Н. ГУКОВА

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: Gukova_I@bsu. edu. ru

В статье показана роль молодежного парламентаризма, как формы молодежного самоуправления, в развитии общественнополитической активности современной российской молодежи. Проанализированы формы молодежного парламентаризма, наиболее часто встречающиеся в российской практике. Приведены примеры эффективного функционирования института молодежного представительства при органах государственной власти и местного самоуправления в РФ. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются молодежные представительные структуры сегодня.

Ключевые слова: молодежный парламентаризм, молодежное представительство, молодежное самоуправление, молодежный парламент, молодежное правительство, общественная молодежная палата, молодежная политика.

Проблемы интеграции молодежи в общественно-политическую жизнь всегда были в центре внимания политиков, научной общественности. Только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Важно, чтобы сегодня молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодых людей, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня1.

Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна2.

Для решения обозначенных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Шагом в этом направлении стал феномен молодежного самоуправления. Молодежное самоуправление - это форма управления, предполагающая активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, затрагивающих ее жизнедеятельность, защиту прав и интересов молодых людей. Оно включает в себя школьное, студенческое самоуправление, а также самоуправление, осуществляемое через создание при органах государственной и муниципальной власти особых консультативно-совещательных структур молодежи, часто обозначаемых понятием «молодежный парламентаризм».

Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной

1 Министерство образования и науки Российской Федерации. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon. gov. ru/children/anob/str-mol. doc

2 Бабинцев В. П., Морозова Т. И., Сапрыка В. А., Бояринова И. В., Шмигирилова Л. Н. Государственная молодежная политика в России. Белгород. 2011. С. 90.

общественной консультативно-совещательной структуры молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета.

Целью развития молодежного парламентаризма является привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах.

Среди задач развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие: формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления; обеспечение эффективного сотрудничества представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления; создание системы молодежных парламентов и других представительских общественных молодежных институтов в Российской Федерации, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений; создание условия для консолидации молодежи (на уровне РФ, субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики; создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста; создание системы подготовки кадров молодежных парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных структур, направленной на формирование кадрового потенциала органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления3.

Для решения цели и задач при развитии молодежного самоуправления необходимо учитывать такие принципы как приоритет защиты прав молодежи и ее объединений; доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека; легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного самоуправления; использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма; свободный выбор форм молодежного парламентаризма в каждом регионе и муниципальном образовании, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи соответствующей территории; участие непосредственно самой молодёжи в лице её активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики и другие4.

Среди функций, выполняемых органами молодежного представительства является представление интересов молодежи в органах власти; участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; подготовка молодых кадров; проведение общественно полезных мероприятий; просветительская деятельность.

На сегодняшний день молодежные парламентские структуры созданы и действуют в большинстве регионов Российской Федерации. Например, Молодежный Парламент Республик Коми, Бурятии, Мордовии, Алтайского края, Молодежный парламент при Государственном Совете Чувашской Республики, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Красноярского края, молодежные парламенты Кузбасса, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Курганской, Новосибирской областей, Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Ивановской области, Молодежный парламент при Совете народных депутатов Амурской области, Молодежная Парламентская ассамблея Калининградской области, Общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе, Общественный молодежный парламент Рязанской области, Общественная студенческая Дума Тюменской области, Молодежное правительство Ярославской области, Совет молодежных организаций (Молодежный парламент) Нижегородской области, Общественная молодежная палата Свердловской области, молодежные

3 Молодежные парламенты России. Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. mpaгlament. гu/documents/02. гаг

4 Там же.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

парламенты Санкт-Петербурга5. За последние годы были созданы молодежные общественные консультативно-совещательные (представительные) структуры в Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Тульской областях.

Названия, структура, способы организации и финансирования молодежных представительных структур в различных регионах достаточно разнообразны. Их основополагающим признаком является то, что это общественное объединение молодых граждан, созданное при государственном органе и имеющее в качестве основной цели защиту интересов молодого поколения, его гражданское, политическое и правовое образование через консультативно-совещательную деятельность.

Учитывая опыт развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации, можно выделить его следующие формы.

Молодежные парламенты при органах законодательной власти. Данная организационная форма характеризуется тем, что молодежные парламенты создаются на основе решения органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного им Положения. Являясь общественным консультативным (совещательным) органом, они участвуют в разработке нормативно-правовых актов, и других документов в сфере государственной молодежной политики. Примером такой формы молодежного парламентаризма являются молодежные парламенты Воронежской, Орловской и Курской областей. В данном случае члены молодежного парламента избираются от максимального возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений. Определение регламента работы, в частности принятия решений, осуществляется самостоятельно молодежным парламентом. В структуру парламента входят комитеты, комиссии и другие рабочие органы, перечень и состав которых определяется внутренними документами, регламентирующими деятельность молодежного парламента.

Достоинством такой формы является то, что молодежные парламенты получают официальный статус, предоставляемый законодательной властью. В данном случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа молодежного самоуправления в своих интересах. Данный статус молодежного парламента упрощает процесс принятия и прохождения его решений, через орган власти, при котором он существует. Кроме того, члены молодежных парламентов приобретают в органах законодательной власти определенный управленческий опыт, пополняя кадровый резерв административно-политической элиты страны.

Молодежные парламенты и правительства, функционирующие при органах исполнительной власти. Примеры создания таких парламентских структур существуют в различных регионах Российской Федерации. Они действуют при мэре города, комитете или отделе по молодежной политике города или региона. Однако понятие «парламент» подразумевает организацию взаимодействия с органами законодательной (представительной) власти. В данном случае молодежное правительство действует на основании постановления губернатора или правительства субъекта Российской Федерации, утверждающего его структуру, цели, задачи и функции, которое в установленном порядке участвует в работе органов исполнительной власти, реализует конкретные программы и проекты. При этом Молодежное правительство как орган управления формируется на основе открытого конкурса, выборов или путем назначения6. Например, Молодежное правительство Белгородской области создано в 2000 году в целях содействия в обучении и формировании кадрового резерва управленческих структур области, привлечения студентов высших учебных заведений, аспирантов, молодых управленцев, проживающих в области, к решению задач, стоящих перед правительством администрации области. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Белгородской области и является совещательным органом при главе администрации области, функционирующим на общественных началах. Формирова-

5 О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 года. №2 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. №6. С. 38-51.

6 Самсонов С. И. Реализация региональной молодежной политики в Курской области в конце XX -начале XXI века / / Вестник Челябинского гос. ун-та. 2007. N 18. С. 87.

ние Молодежного правительства формируется на конкурсной основе из молодых людей (студентов и аспирантов вузов), молодых управленцев до 35 лет, проживающих в области. В качестве целей деятельности Молодежного Правительства рассматривается содействие в обучении и формировании кадрового резерва для управленческих структур области.

В компетенцию Молодежного правительства входит разработка проектов программ развития экономики, социальных отношений, участие в реализации базовых направлений государственной молодежной политики региона. Молодежное правительство имеет право разрабатывать и предлагать проекты нормативных актов и предложений по проблемам, относящимся к компетенции Молодежного Правительства, организовывать совещания, консультации, круглые столы и другие мероприятия с приглашением представителей государственных и иных органов и организаций; создавать экспертные и рабочие группы по вопросам своей компетенции.

Молодежное правительство формируется на конкурсной основе. Численный состав каждого департамента, управления, отдела Молодежного правительства определяется департаментами правительства администрации области. Руководящим органом Молодежного правительства является Совет Молодежного правительства, в который входят председатель, его заместители - начальники департаментов Молодежного правительства. Работой Совета руководит председатель Молодежного правительства.

Таким образом, Молодежный парламент во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти призван разрабатывать социальные программы для молодежных общественных объединений. Цель таких программ - создание для молодежи возможности участия в общественно-политической жизни, принятии и реализации управленческих решений, а также в осуществлении контроля при их исполнении. Формы осуществления данной программы разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле- и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п.

При всем разнообразии форм молодежного парламентаризма главное их предназначение состоит в выявлении и представлении интересов молодежи на уровне регионов Российской Федерации и повышении эффективности участия молодежи в жизни области, района, города. Рассматриваемые молодежные парламентские структуры позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, интересы и ожидания молодежи до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественнополитические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи. Перед молодежным парламентаризмом должна стоять задача формирования консолидированного социального заказа молодежи государству. Это достигается различными формами работы. Например, общественные приемные для молодежи призваны сформировать перечень молодежных проблем, а мониторинги в молодежной среде позволяют оценить эффективность управленческих решений.

Отмечено положительное отношение граждан к подобной форме проявления общественно-политической активности молодежи. По результатам исследования, проведенного в регионах ЦФО, половина испытуемых полагает, что молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры являются благоприятным полем для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Через эти формы и методы работы в рамках системы молодежного парламентаризма молодые люди могут получать необходимые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время 25% респондентов констатируют, что молодежные парламенты формируют группы единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на развитие региона (муниципального образования). Это условие формирует коллективное начало и обеспечивает межличностную гармонизацию взаимоотношений в молодежной среде. 25 % опрошенных считают, что практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

важным компонентом подготовки грамотных специалистов, способных решать жизненно важные проблемы молодежи7.

Молодежные общественные палаты являются важным шагом в развитии молодежного парламентского движения. Создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ относится к 2001 году. Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи.

Общественная молодежная палата при Государственной Думе Российской Федерации - это совещательный, консультативный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах. Ее основная цель - содействие деятельности Российского парламента в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Молодежная палата создана на добровольной основе из представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с положением в ее состав входит только по одному представителю от общественных молодежных палат (молодежных парламентов), официально созданных при законодательных органах государственной власти Российской Федерации. Регламентированы возрастной ценз для членства в Общественной молодежной палате - до 30 лет и срок действия полномочий - он составляет один год.

Деятельность Общественной молодежной палаты ведется в комиссиях, которые организовывают работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы. Заседания палаты проводятся три раза в год. При необходимости могут быть организованы внеочередные заседания. Молодежная палата разрабатывает и принимает рекомендации для рассмотрения в соответствующих комитетах Госдумы. Во многих регионах Российской Федерации созданы и функционируют региональные молодежные общественные палаты.

К форме молодежного представительства также относятся Молодежная парламентская ассамблея, действующая при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и представляющая собой верхнюю молодежную парламентскую палату и Молодежная Дума России.

Молодежная ассамблея - это постоянно действующий совещательный орган при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В состав ассамблеи входят представители региональных молодежных парламентов. В структуре ассамблеи функционирует Совет по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями.

Молодежная Дума России создана в январе 2002 года как молодежная парламентская структура, объединяющая представителей различных молодежных общественных и политических структур из регионов Российской Федерации. Молодежная Дума представляет собой дискуссионный механизм для обсуждения актуальных общественнополитических вопросов и выработки согласованных решений. Она сотрудничает с ключевыми структурами, занимающимися молодежной политикой и молодежным парламентаризмом в стране: Общественной молодежной палатой и Советом по делам студентов при Государственной Думе РФ, Российским союзом молодежи, департаментом по молодежной политике Минобразования РФ и др. Депутаты Молодежной Думы организуют слушания по молодежным проблемам, принимают участие в качестве соорганизаторов в мероприятиях других молодежных структур федерального и регионального уровня. Ведется международное сотрудничество с организациями ближнего и дальнего зарубежья. Молодежная Дума РФ играет роль единой коммуникативной площадки для представителей молодежи различной политической ориентации, для выработки и последующего лоббирования согласованных решений по наиболее важным социально-политическим проблематикам.

7 Самсонов С. И. Указ. соч. С. 88.

С целью развития молодежного парламентаризма в 2005 году в России создан Центр развития молодежного парламентаризма, аккумулирующий опыт работы команды молодых лидеров из разных регионов России по развитию молодежного парламентского движения. Центр осуществляет деятельность по привлечению молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего - молодежных парламентах.

Опыт работы молодежных парламентских структур в субъектах Российской Федерации показал эффективность их деятельности по привлечению молодежи к решению различных социальных проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) Имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, активизируют позицию молодежи в решении своих проблем. В настоящее время органы молодежного представительства при органах законодательной и исполнительной власти становятся реальным аккумулятором идей молодежи и содействуют реализации молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.

THE ROLE OF YOUTH PARLIAMENTARISM IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Belgorod National Research University

I. N. GUKOVA

The role of youth parliamentarism has been shown in the article as a form of youth autonomy in the development of social and political youth activity. The most frequently occurring in Russian practice forms of youth parliamentarism have been analyzed. Examples of effective operation of institute of youth representation in representation in bodies of state authorities and local self-government in Russia Federation have been given. Problems faced by youth representative structures today have been found.

e-mail: Gukova_I @bsu. edu. ru

Key words: youth parliamentarism, youth representation, youth autonomy, youth parliament, youth government, public youth chamber, youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.