XIIIМеждународная научно-практическая конференция УДК 347.772
Овчинникова Анастасия Евгеньевна Ovchinnikova Anastasia Evgenievna Сухинова Светлана Сергеевна Sukhanova Svetlana Sergeevna
Магистранты Master's degree students Чистова Виктория Александровна Chistova Victoria Alexandrovna
Научный руководитель Research Supervisor Кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Донской государственный технический университет
Don State Technical University
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
LEGAL REGULATION OF TRADEMARK PROTECTION IN BUSINESS ACTIVITIES
Аннотация. В настоящее время актуальна проблема незаконного использования чужих товарных знаков, в том числе и в предпринимательской деятельности. Это влечет за собой причинение ущерба репутации, законных интересов и прав, а также прямых/косвенных убытков владельцу товарного знака. Помимо прочего незаконное применение товарного знака говорит о наличии недобросовестной конкуренции, что запрещено законом. Для устранения данной проблемы каждый предприниматель должен ознакомиться со своими обязанностями на этапе изобретения товарного знака и со своими правами на этапе регистрации этого знака.
Ключевые слова: товарный знак, правовая защита, правообладатель, предприниматель, конкуренция.
Annotation. Currently, the problem of illegal use of other people's trademarks, including in business activities, is relevant. This entails damage to the reputation, legitimate interests and rights, as well as direct / indirect losses to the trademark owner. Among other things, the illegal use of a trademark indicates the presence of unfair competition, which is prohibited by law. To eliminate this problem, each entrepreneur must familiarize himself with his duties at the stage of invention of a trademark and with his rights at the stage of registration of this mark.
Keywords: trademark, legal protection, copyright holder, entrepreneur, competition.
«Научные междисциплинарные исследования»
Словосочетание «товарный знак» устойчиво вошло в обиход, в предпринимательской деятельности оно является неотделимым элементом. Об этом свидетельствуют показатели статистики Роспатента, так, за 2020 год в нашей стране зарегистрировано 50104 товарных знака [1]. Но, также в наше время довольно актуальна проблема использования чужих товарных знаков незаконно. Ведь, как правило, успешный товарный знак запечатлевается в памяти потенциального потребителя, пробуждая положительные ассоциации с товаром, который он индивидуализирует.
В Гражданском кодексе Российской Федерации происходит упоминание некоторого количества видов средств индивидуализации, к примеру такие, как коммерческое обозначение, фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), наименование места происхождения товара [2]. Каждое средство индивидуализации имеет право быть примененным в предпринимательской деятельности, исключение составляет фирменное наименование.
В статье 1477 ГК РФ речь идет о том, что товарным знаком называется обозначение, которое применяется для индивидуализации товаров [2]. Таким образом, согласно приведенному определению, можно сделать вывод о том, что благодаря товарному знаку потребитель получает возможность отличить товары одного производителя от товаров другого. Также имеются и другие определения такого типа, как «товарная марка», «логотип», «бренд», «фирменная символика» и т.п. Данные определения являются синонимами, однако, с точки зрения юриспруденции товарный знак - это наиболее верное понятие, которое является объектом правовой охраны.
К сожалению, зачастую на этапе разработки нового товарного знака предприниматели очень редко принимают во внимание довольно значимый фактор, такой как наличие уже зарегистрированных товарных знаков, которые являются аналогичными либо схожими с разрабатываемыми. В основном это имеет место быть для тех случаев, когда товарный знак «придумывается» самостоятельно. Существует вероятность создания такой ситуации, в которой
XIIIМеждународная научно-практическая конференция огромная проделанная работа окажется напрасной, потому что существует схожий знак, уже раннее кем-то зарегистрированный.
О правовом регулировании отношений, которые касаются применения товарного знака, речь ведется в параграфе 2 гл. 76 ч. 4 ГК РФ. Данный параграф содержит в себе положения Закона РФ, который имел силу ранее [3]. Помимо этого, в нашем законодательстве часть положений отражены из международных договоров РФ.
С момента государственной регистрации товарного знака РФ Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ согласно ст. 1503 и 1505 ГК РФ начинает действовать его правовая охрана [2].
После того, как товарный знак будет зарегистрирован правообладателю выдается свидетельство - документ, который свидетельствует об исключительном праве владельца товарного знака по отношению к товарам, прописанных в свидетельстве. Использование аналогичных/схожих с товарных знакомы обозначений правообладателя по отношению к товарам, для маркировки которых товарный знак зарегистрирован невозможно без разрешения правообладателя.
Правообладатель имеет право применять знак охраны на своем товарном знаке, который располагается рядом с товарным знаком и свидетельствует о том, что используемое обозначение выступает в качестве зарегистрированного товарного знака и охраняется на территории РФ.
Прекращение действия правовой охраны на товарный знак есть прекращение исключительного права на него и реализуется в случае:
- окончания установленного срока действия права,
- неиспользования товарного знака (ст.1486) [2],
- прекращения физическим лицом деятельности в виде индивидуального предпринимателя, иными словами правообладателя,
- добровольного отказа от права,
- превращения товарного знака в обозначение, которое вошло во всеобщее употребление,
«Научные междисциплинарные исследования» - прекращения прав использования географического
местоположения/наименования места происхождения товара (п. 7 ст. 1483) [2].
Применение товарного знака или подобного ему обозначения без
разрешения владельца исключительного права является нарушением. В случае,
если на товаре незаконно размещен товарный знак, то такой товар является
контрафактным, и правообладатель имеет все основания потребовать его
конфискацию и ликвидацию за счет правонарушителя. Если же данный товар
производится в общественных интересах, то правообладатель может
потребовать удаления товарного знака за счет нарушителя.
По собственному усмотрению правообладатель также обладает
основанием потребовать от нарушителя выплаты компенсации вместо
возмещения убытков:
по решению суда от 10 000 до 5 000 000 руб., в соответствии с характером
нарушения,
в двойном размере стоимости контрафактного товара, либо в двойном размере стоимости права применения товарного знака [2].
Не беря во внимание то, что в наше время существует достаточное количество правовых средств борьбы с незаконным использованием товарных знаков, к сожалению, на практике большинство из них имеют множество недостатков, что в значительной мере объясняется наличием недостатков в соответствующей нормативной базе. В том случае, если правообладатель примет решение привлечь нарушителя к ответственности с помощью суда либо антимонопольного органа, то он встретится с рядом технических проблем, которые порождены особенностями российского рынка. Создается проблема идентификации товара и его производителя/поставщика, поскольку чаще всего нарушение исключительного права встречается в розничной торговле, а борьба с такими нарушителями, которая предполагает выявление конкретного продавца, требует немалых затрат и мало эффективна. Следовательно, правообладателю намного легче и выгоднее будет привлечь к ответственности изготовителя данного товара, для того, чтобы устранить первоначальный
XIIIМеждународная научно-практическая конференция источник нарушения. Более глобальной для правообладателя причиной отказа защиты прав служит «порча репутации», так как впоследствии у потребительской аудитории могут возникнуть негативные ассоциации с той или иной продукцией, особенно, если товарный знак этой продукции весьма популярен.
Библиографический список:
1. Основные показатели деятельности Роспатента и ФИПС за 2020 год [сайт] URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/deyatelnost-rospatenta-i-fips-2020#:~: text=Всего%20в%202020%20году%20было,на%20изобретения%20в%202020%2 Огоду (дата обращения: 29.03.2021).
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021). 453 с. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Закон РФ N 3520-1 от 23.09.1992 (последняя редакция). 48 с. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»