Научная статья на тему 'Защита прав на товарный знак'

Защита прав на товарный знак Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4237
690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / ВИДЫ / TYPES / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ / НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ILLEGAL USE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / WAYS OF PROTECTION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмыкова А.Д.

Согласно названию, в данной статье рассмотрены проблемы посвящённые защите прав на товарный знак. Перечислены основные виды товарных знаков. Указаны возможные нарушения исключительного права, а также виды ответственности за незаконное использование прав на товарные знаки и знаки обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF RIGHTS TO A TRADEMARK

According to the title, in this article the problems of the initiated protection of trademark rights. The main types of trademarks are listed. Possible violations of the exclusive right, as well as types of liability for the illegal use of rights to trademarks and service marks, are indicated.

Текст научной работы на тему «Защита прав на товарный знак»

ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

А.Д. Колмыкова, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. Согласно названию, в данной статье рассмотрены проблемы посвящён-ные защите прав на товарный знак. Перечислены основные виды товарных знаков. Указаны возможные нарушения исключительного права, а также виды ответственности за незаконное использование прав на товарные знаки и знаки обслуживания.

Ключевые слова: товарный знак, виды, способы защиты прав, незаконное использование, ответственность.

В условиях развития рынка товарной продукции одной из важных задач становится обеспечение правовой защиты хозяйствующих субъектов на товарные знаки и знаки обслуживания.

Необходимость защиты прав на товарный знак обусловлена участившимися случаями его незаконного использования, увеличением роста контрафактной продукции, а также нарушением прав производителя товара.

В законодательстве Российской Федерации товарным знаком признаётся обозначение, применяемое для индивидуализации товаров, работ и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Существуют разные виды товарных знаков. Так зарегистрированным товарным знаком может быть:

- словесное обозначение;

- графическое обозначение;

- комбинированное обозначение;

- объёмное обозначение;

- звуковое обозначение.

Регистрация товарного знака является

неотъемлемым способом его защиты. Пренебрегая этой процедурой, юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться предусмотренными законом мерами в отношении недобросовестных лиц зарегистрировавших их товарный знак на своё имя.

Согласно международной классификации товаров и услуг (МКТУ), регистрация товарных знаков происходит по определённым классам. То есть полностью могут быть зарегистрированы идентичные или сходные по степени смешения обозначения в разных классах МКТУ. Стоимость

услуг по регистрации товарного знака имеет непосредственную зависимость от количества выбранных классов МКТУ.

Статья 1479 ГК РФ регулирует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации. Свидетельство о регистрации товарного знака выдаёт Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Данное свидетельство удостоверяет исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве на товарный знак. В случае если товарный знак был зарегистрирован на территории других государств, для обеспечения надлежащих прав на его использование и охрану в России требуется регистрация именно в Российской Федерации.

Срок действия свидетельства составляет 10 лет с момента регистрации товарного знака, по истечении данного срока свидетельство можно продлить еще на 10 лет, данную процедуру можно совершать неограниченное количество раз. В случае неиспользования товарного знака более трёх лет подряд, права на него могут перейти другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям подавшим иск о полной или частичной отмене регистрации в связи с неиспользованием товарного знака.

Во избежание потери прав, следует позаботиться об обеспечении доказательств подтверждающих использование товарного знака, таковыми могут быть договоры о рекламе, поставке, и т.д.

Чтобы обеспечить дополнительную информацию о правовой защищённости обозначения правообладатель может использовать предупредительную маркировку. Использование предупредительной маркировки носит лишь рекомендательный характер, её отсутствие не освобождает от ответственности нарушителя за незаконное пользование товарным знаком.

Передача прав на товарный знак, происходит по договору об отчуждении исключительного права. Переход товарного знака к третьему лицу осуществляется только с разрешения владельца, которым выступает юридическое лицо или предприниматель. Отчуждение прав на товарный знак может происходить как полностью, так и по отдельным классам МКТУ. Если права на один товарный знак передаются по разным классам МКТУ, то владеть ими смогут несколько лиц. Договор об отчуждении товарного знака должен заключаться только на возмездной основе.

Для предоставления третьим лицам права пользования товарным знаком заключается лицензионный договор. Заключение лицензионного договора не передаёт исключительные права лицензиату. После заключения, лицензионный договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

Защита прав на товарный знак и знак обслуживания осуществляется в юрисдик-ционной форме. Основные положения прописаны во 2 параграфе 76 главы «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» части 4 ГК РФ. С вступлением в силу 4 части ГК, прекратили своё существование Правила в отношении товарных знаков, на их месте появился Административный регламент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции по организации приёма заявок на товарные знаки и знаки обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдачи в установленном порядке свидетельства Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в Российской Федерации товарный знак. Разработка данного Админист-

ративного регламента является заслугой специалистов Роспатента.

В случае незаконного использования товарного знака, ответственность за нарушение прав на товарный знак обеспечивает ст. 1515 ГК РФ, ст. 14.10 КоАП РФ и ст. 180 УК РФ.

В рамках гражданско-правовой защиты, владелец, чьи права на товарный знак и знак обслуживания, были нарушены, вправе подать исковое заявление в арбитражный суд. В случае подачи иска необходимо доказать действительно ли были нарушены права на товарный знак, и какие убытки потерпел владелец. Если суд признал нарушение прав и принял положительное решение по данному иску, то нарушителю предстоит возместить понесённые владельцем убытки. Также правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в двукратном размере стоимости товара или прав на использование товарного знака, либо выплатить компенсацию, определяемую в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

К административно-правовому способу защиты прав на товарный знак относится обращение в Роспатент и Палату по патентам и спорам. По заявлению заинтересованных лиц данные органы в праве, принять решение о прекращении исключительного права. Следовательно, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель посчитает что было нарушено его исключительное право на товарный знак, путём защиты товарного знака другого субъекта предпринимательской деятельности, то он в праве, оспорить предоставление такой охраны в органах указанных выше.

Уголовная ответственность за использование чужого товарного знака наступает в случае неоднократного совершения данного деяния или в случае причинения крупного ущерба. Незаконное использования чужого товарного знака наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода полученного за период до двух лет, либо обязательными

работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы и иного дохода за период до 6 месяцев.

Подводя итоги можно сделать вывод, что на данный момент времени законода-

Библиографический список

1. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография. - М.: Норма: Инфра-М, 2011.

2. Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков. Материал подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2012.

3. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. - М.: Статут, 2011. Публикация в СПС «КонсультантПлюс».

4. Петрова Т. В. Изменения в практике защиты товарных знаков, лицензирования и передаче прав в связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ // Закон. - 2007. - №10. - С. 76-80.

5. Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Дашков и К, 2013.

PROTECTION OF RIGHTS TO A TRADEMARK

A.D. Kolmykova, graduate student Volgograd state university (Russia, Volgograd)

Abstract. According to the title, in this article the problems of the initiated protection of trademark rights. The main types of trademarks are listed. Possible violations of the exclusive right, as well as types of liability for the illegal use of rights to trademarks and service marks, are indicated.

Keywords: trademark, types, ways ofprotection of rights, illegal use, responsibility.

тельством предусмотрены достаточно обширные системы мер по защите прав на товарный знак. Право, каким именно способом защиты прав на товарный знак воспользоваться, всегда остаётся за правообладателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.