Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПАНДЕМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ", ПРОШЕДШЕГО 23 МАРТА 2022 ГОДА В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПАНДЕМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ", ПРОШЕДШЕГО 23 МАРТА 2022 ГОДА В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПАНДЕМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ", ПРОШЕДШЕГО 23 МАРТА 2022 ГОДА В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)»

УДК 347

DOI: 10.25688/2076-9113.2022.46.2.11 Н. В. Антонова

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация E-mail: natalli_an@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (обзор всероссийского круглого стола «Образовательное право и правовое воспитание в условиях цифровизации и пандемических ограничений», прошедшего 23 марта 2022 года в Московском городском педагогическом университете)

Одним из приоритетных направлений научной работы Московского городского педагогического университета является тема «Правовое сопровождение образовательной деятельности». В рамках данного направления в Институте права и управления, входящем в структуру МГПУ, формируется научная школа, связанная с теоретическими и практическими проблемами образовательного права и правового воспитания. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные публикации профессорско-преподавательского коллектива института, представленные в виде монографий [2, 3, 6] и учебников [4] и связанные с проблемным полем правового сопровождения образовательной деятельности. Большое внимание вопросам образовательного права и реализации права каждого на образование уделяется на страницах научного журнала «Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки» [1, 5]. Кроме того, в институте регулярно проводятся важные и интересные научные мероприятия, на которых обсуждаются дискуссионные вопросы развития современного российского образования.

Большой интерес научно-педагогической общественности вызвал всероссийский круглый стол с международным участием «Образовательное право и правовое воспитание в условиях цифровизации и пандемических ограничений», который был проведен в Институте права и управления МГПУ 23 марта 2022 года.

В организации мероприятия помимо Института права и управления приняли участие Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры. Непосредственное участие в работе круглого стола приняли представители научно-педагогической общественности Армении, Белоруссии, Таджикистана, а также представители Российской академии образования,

© Антонова Н. В., 2022

Санкт-Петербургского государственного университета, Финансового университета при Правительстве РФ, МГЮА им. О. Е. Кутафина, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Московского городского университета управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, Санкт-Петербургского филиала Российского государственного университета правосудия, других учебных заведений.

Модераторами всероссийского круглого стола выступили доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, руководитель магистерской программы МГПУ «Теория и методика преподавания права» Дмитрий Алексеевич Пашенцев и кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора Института права и управления МГПУ Нина Михайловна Ладнушкина.

В адрес круглого стола поступило приветствие от Светланы Вениаминовны Ивановой — научного руководителя Института стратегии развития образования Российской академии образования, заведующей кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, члена-корреспондента Российской академии образования, председателя Научного ^вета по сравнительной педагогике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. Также с приветственным словом выступил Николай Дмитриевич Подуфалов — академик РАО, член бюро Отделения профессионального образования РАО, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, который отметил высокую значимость проводимого мероприятия и его актуальность.

Большой интерес участников круглого стола вызвало выступление Елены Александровны Певцовой — ректора Московского государственного областного университета (МГОУ), доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника образования. В докладе «Право и воспитание: новые подходы в условиях пандемии» ею были определены приоритеты современной политики в сфере высшего образования, подчеркнуто значение правового и патриотического воспитания, раскрыт накопленный опыт работы МГОУ в этой сфере.

В докладе проректора по научной и инновационной работе Международного юридического института, доктора юридических наук, профессора Олега Ивановича Чердакова, посвященного образовательному суверенитету России, был поставлен целый ряд острых вопросов, волнующих научно-педагогическую общественность. В частности, докладчик рассказал о современной ситуации с публикациями в изданиях, индексируемых в международных системах цитирования (Scopus и Web of Sciense), подчеркнул, что оплата публикаций в соответствующих зарубежных изданиях означает ежегодный вывод из России порядка ста миллиона долларов. Была обозначена проблема вольного сетевого сообщества «Диссернет», которое функционирует на средства зарубежных фондов, но при этом до сих пор не признано иноагентом. Затронул докладчик и будущее Болонской системы в условиях современных глобальных

политических перемен и смены приоритетов образовательной политики. По его мнению, заявленные изначально цели введения в нашей стране Бо-лонской системы не были и не могли быть достигнуты, и на перспективу предположил возврат к модели специалитета. Еще один вопрос, обозначенный в докладе, связан с обучением мигрантов. Была приведена статистика, позволяющая судить о серьезных проблемах в данной сфере.

В докладе доктора юридических наук, профессора Дмитрия Алексеевича Пашенцева «Трансформации высшего образования в условиях цифровизации и дистанционного обучения» было отмечено, что в современных условиях развитие правового регулирования образования сталкивается с рядом проблем, среди которых докладчик выделил следующие: законодательство об образовании не регулирует в достаточной степени вопросы, связанные с использованием цифровых технологий в обучении; стремительное внедрение цифровизации в систему образования приводит к увеличению отставания законодательства об образовании, появлению новых пробелов в нормативно-правовом регулировании; не выработаны эффективные механизмы защиты прав участников образовательного процесса, осуществляемого с помощью дистанционных и цифровых технологий. Решение этих проблем, по мнению докладчика, требует гармонизации развития законодательства об образовании с существующими программными документами в данной сфере, выработки и внедрения единой образовательной стратегии, внедрения ценностно-ориентированного подхода к развитию всех форм образования и воспитания, более широкого учета мнения научно-педагогического сообщества при реформировании образования.

Владислав Юрьевич Туранин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Белгородского государственного национального исследовательского университета, в докладе «Современные вызовы российскому юридическому образованию» поделился практическим опытом обучения студентов в условиях пандемии, постарался показать преимущества, недостатки и проблемы дистанционного обучения.

Елена Евгеньевна Новопавловская, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры социологии и управления Института экономики и менеджмента Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, в своем докладе подчеркнула, что цифровизация российского общества и развитие информационных технологий затронули все без исключения сферы общественной жизни, в том числе образование. В условиях пандемии COVID-19 на повестку дня встал актуальный вопрос о реформировании образовательного процесса в контексте применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Прежде всего это потребовало проведения серьезных законодательных корректировок и формирования обширного пласта локальных правовых актов на уровне образовательных организаций. Прошло несколько лет, но мы все еще не можем говорить об отсутствии проблем в практической реализации дистанционного образования в России.

В докладе Павла Вячеславовича Васильева, кандидата юридических наук, доцента кафедры правовых дисциплин Ульяновского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, была дана положительная оценка замысла и практики непосредственного общения обучающихся с педагогическим работником при проведении занятий в дистанционном формате. Возникающие трудности психического, морального, технического, организационного и юридического характера оценены докладчиком как вполне преодолимые в современных условиях осуществления образовательного процесса. В качестве основных оценочных средств проведения учебных аттестаций предложено использовать тесты с открытыми вариантами ответов (открытые тесты).

Татьяна Петровна Минченко, доктор философских наук, профессор кафедры философии института «Таврическая Академия» Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, поделилась опытом использования эмоционального и дистанционного образования в процессе преподавания курса «Теоретическая и практическая философия» для специальности «Юриспруденция».

Много вопросов возникло у участников круглого стола после выступления доцента кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству, кандидата юридических наук Елены Александровны Поздняковой, рассказавшей об изменениях в регулировании труда преподавателя в связи с переходом на дистанционное обучение.

Вызвали живой интерес участников мероприятия и иные доклады, прозвучавшие на круглом столе. При подведении итогов участники единодушно отметили высокий научный уровень проведенного мероприятия, актуальность и содержательный характер прозвучавших докладов, а также приняли итоговые рекомендации.

Литература

1. Корчагина Т. В., Николаев А. И. Правовое воспитание в современных реалиях // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2021. № 4. С. 42-47.

2. Ладнушкина Н. М., Пашенцев Д. А., Феклин С. И. Актуальные проблемы образовательного права в контрольно-надзорной деятельности: монография. М.: МГПУ, 2020. 172 с.

3. Ладнушкина Н. М., Пашенцев Д. А., Феклин С. И. Образовательное право: вопросы теории и практики: монография. Рязань: Концепция, 2017. 236 с.

4. Пашенцев Д. А. Образовательное право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. 180 с.

5. Пашенцев Д. А. Право на образование и проблемы его реализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2014. № 2. С. 8-13.

6. Чернявский А. Г. История образования и педагогической мысли: в 3 т. Т. 3: Правовое регулирование государственного контроля качества образования / А. Г. Чернявский [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2020. 380 с.

Literatura

1. Korchagina T. V., Nikolaev A. I. Pravovoe vospitanie v sovremenny'x realiyax // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2021. № 4. S. 42-47.

2. Ladnushkina N. M., Pashencev D. A., Feklin S. I. Aktual'ny'e problemy' obrazo-vatel'nogo prava v kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti: monografiya. M.: MGPU, 2020. 172 s.

3. Ladnushkina N. M., Pashencev D. A., Feklin S. I. Obrazovatel'noe pravo: voprosy' teorii i praktiki: monografiya. Ryazan': Koncepciya, 2017. 236 s.

4. Pashencev D. A. Obrazovatel'noe pravo: uchebnik. M.: INFRA-M, 2017. 180 s.

5. Pashencev D. A. Pravo na obrazovanie i problemy' ego realizacii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2014. № 2. S. 8-13.

6. Chernyavskij A. G. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my'sli: v 3 t. T. 3: Pravovoe regulirovanie gosudarstvennogo kontrolya kachestva obrazovaniya / A. G. Chernyavskij [i dr.]. M.: INFRA-M, 2020. 380 s.

Статья поступила в редакцию: 25.03.2022; одобрена после рецензирования: 11.04.2022; принята к публикации: 12.04.2022.

The article was submitted: 25.03.2022; approved after reviewing: 11.04.2022; accepted for publication: 12.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.