Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
закон / национальная безопасность / надзор / правовое регулирование / нормативно-правовые акты / law / national security / supervision / legal regulation / regulatory legal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тапакова Д.С.

Рассмотрены правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ, проведен анализ нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, раскрыто содержание требований законности как принципа обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF RUSSIAN

The legal foundations of ensuring the national security of the Russian Federation are considered, the analysis of normative legal acts in the field under consideration is carried out, the content of the requirements of legality as a principle of ensuring national security is disclosed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 614

Тапакова Д.С.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: рассмотрены правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ, проведен анализ нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, раскрыто содержание требований законности как принципа обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: закон, национальная безопасность, надзор, правовое регулирование, нормативно-правовые акты.

Национальная безопасность, являясь собирательным понятием и подразумевая обеспечение всех иных видов безопасности в Российской Федерации, должна иметь наивысший приоритет в области своего обеспечения. Никакие иные решения и интересы, противоречащие задаче обеспечения национальной безопасности, в нашем государстве осуществляться не могут. Будучи понятием юридическим, национальная безопасность в настоящее время основывается на положениях действующего законодательства, само определение национальной безопасности также содержится в нормативно-правовом акте, принятом Президентом Российской Федерации [1].

Актуальность текущего исследования определяется рассмотрением проблематики реализации принципа законности в качестве основы обеспечения национальной безопасности.

Большое значение имеет также соблюдение законности в деятельности органов, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность (таких,

например, как прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России). Не будучи традиционно включаемыми в систему из трех ветвей власти, контрольно-надзорные органы занимают значительное место в системе обеспечения национальной безопасности, а нарушение законности в их деятельности безусловным образом может оказывать самое негативное влияние на состояние защищенности прав как граждан, так и юридических лиц, опосредованным образом угрожая самому состоянию национальной безопасности в государстве [2].

Отметим, определяющим документом в области целеполагания, направленного на обеспечение национальной безопасности, является Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

На протяжении существования как мировой цивилизации, так и российского государства проблема осуществления справедливой и эффективной системы публичной власти была тесно связана с осуществлением правовой политики, созданием стройной и непротиворечивой системы права и его надлежащим применением надзорными и правоохранительными органами государства, в том числе в рамках обеспечения национальной безопасности [3].

Проблематика соотношения требований принципа законности и отдельных аспектов обеспечения национальной безопасности может представлять значительную специфику, в связи с чем данная проблематика должна рассматриваться с привлечением как нормативно-правового материала, так и материала судебной практики.

Анализ современной юридической литературы позволяет говорить о том, что в числе факторов, влияющих на состояние национальной безопасности, авторами весьма часто упоминаются и требования соблюдения принципа законности. Так, например, в работе И.Б. Кардашовой рассматриваются сущность и правовая природа факторов национальной безопасности, создающих угрозы национальным интересам Российской Федерации [2].

Определение этих факторов позволяет адекватно оценить их возможность нанесения ущерба личности, обществу и государству. Результаты факторного анализа в виде конкретных показателей дают объективные сведения о качественных и количественных характеристиках среды национальной безопасности, что исключительно важно при обеспечении национальной безопасности.

Следует говорить о том, что опыт последних десятилетий показывает настоятельную необходимость обеспечить состояние стабильности и детальной урегулированности в финансовой и банковской сферах.

Естественным образом подобного рода урегулированность должна предполагать неуклонное соблюдение требований действующего законодательства в деятельности всех субъектов, участвующих в экономической деятельности: как банков и иных кредитных организаций, так и государственных организаций, призванных осуществлять контрольно-надзорную деятельность в их отношении.

Большое значение имеет соблюдение требований законности в области противодействия коррупции, которая представляет собой крайне опасное явление современной жизни и самым непосредственным образом посягает на эффективность и даже на само существование современных государств. В случае ее распространения, коррупция размывает все социальные устои общества, оказывает она деструктивное влияние и на принимаемые законы и на повседневную практику их реализации.

Однако международное сообщество до сих пор не выработало общего определения понятия коррупции, что самым непосредственным образом свидетельствует о недостаточной эффективности законодательства, существующего в рассматриваемой сфере государственного регулирования.

В политической сфере главным следствием коррупции является разложение государства вследствие его захвата, фактической приватизации частными корпоративными структурами. Кроме того, подрывается доверие населения к власти, создается нежелательный имидж страны и ее руководства

за рубежом. Подрывается принцип законности, гибнет правосудие. В социальной сфере усиливается напряженность, так как из-за коррупции растут масштабы социальной несправедливости.

Другую опаснейшую угрозу для обеспечения национальной безопасности и приведения в жизнь интересов человека и общества имеют проявления экстремизма и терроризма. Как пишет М.Г. Ажибаев, терроризм и экстремизм на сегодняшний день являются одними из основных угроз международной стабильности и национальной безопасности практически всех стран мира, в связи с чем, работа по их уничтожению и подрыву экономической составляющей их деятельности является важной задачей для правоохранительных и специальных органов и служб [4]. Отечественным законодателем принимаются меры по противодействию данному явлению, одной из которых является подготовка и принятие соответствующей нормативной базы.

Подобным образом рассматривается указанная проблема и в исследовании О.Н. Коршуновой, в работе которой представлены результаты исследования места и роли органов прокуратуры в противодействии экстремизму, терроризму и их финансированию как наиболее опасным системным угрозам национальной безопасности страны.

С учетом существующих различий в подходах к определению таких понятий, как экстремизм и терроризм, обосновывается тезис о необходимости использования единой иерархии основных понятий в соответствующих документах стратегического планирования и федеральных законах в целях обеспечения системности в совершенствовании законодательства, что будет обеспечивать единство подходов в правотворческой и правоприменительной практиках.

Делается вывод о том, что противодействие экстремизму, терроризму и их финансированию следует рассматривать в качестве самостоятельного полифункционального комплексного направления деятельности органов прокуратуры [6], объединяющего реализацию полномочий надзорного и

ненадзорного характера. Особенности правовой регламентации, а также вероятность осуществления деятельности разными субъектами противодействия обусловливают необходимость использования системного подхода к организации и деятельности прокуратуры в указанном направлении, а также реализации в дополнение к основным (законности, независимости и др.) таких специфических принципов, как принципы целесообразности, преемственности и наглядности.

В случае использования неопределенных понятий в тексте закона, в практической деятельности правоохранителя могут найти свое воплощение произвол и беззаконие, фундамент которых находится во всяком несовершенном, излишне широком или, наоборот, излишне узком урегулировании общественных отношений, которое либо вынуждает правоприменителя выходить за рамки излишне узких положений нормативно-правового акта, не позволяющих должным образом выстраивать практическую деятельность по противодействию террору и экстремизму либо напротив наделяет его возможностями излишне широкого усмотрения, равным образом открывающим дорогу произволу и беззаконию [4].

Итог в данном случае будет одинаков - выход за рамки действующего закона и нанесение урона национальной безопасности.

Что касается деятельности органов прокуратуры, то этот орган изначально функционирует в государстве с целью осуществлять надзор за состоянием законности в обществе. Данному органу в сфере приведения в жизнь требований законности отводится государством особое место, таким образом, и обеспечение национальной безопасности в значительной степени зависит именно от деятельности этого органа.

Таким образом, можно отметить, несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально

закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

3. Указ Президента РФ от 21 июня 2019 г. № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий»;

4. Андреев М.В. Конституционные и международные политикоправовые принципы обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2013. № 6;

5. Беляев В. П. Принципы механизма реализации национальных интересов: система и особенности // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 2;

6. Кардашова, И. Б. О факторах национальной безопасности / И. Б. Кардашова // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 1

Tapakova D.S.

St. Petersburg University of Ministry of Emergency Situations of Russia

(St. Petersburg, Russia)

LEGAL REGULATION OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF RUSSIAN

Abstract: the legal foundations of ensuring the national security of the Russian Federation are considered, the analysis of normative legal acts in the field under consideration is carried out, the content of the requirements of legality as a principle of ensuring national security is disclosed.

Keywords: law, national security, supervision, legal regulation, regulatory legal acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.