Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение проблем национальной безопасности современной России'

Законодательное обеспечение проблем национальной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / SECURITY / NATIONAL SECURITY / STATE SECURITY / STRATEGY / CONCEPT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PERSONALITY / SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохлова Ольга Михайловна

В статье рассматриваются законодательные проблемы обеспечения национальной безопасности современной России, зависящие от ряда факторов, а также разработанная теоретико-методологическая основа понимания феномена «национальной безопасности» в отечественной науке и его нормативно-правовое закрепление. Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности связана с созданием условий для полноценного функционирования государства в современном мире и необходимой разработкой новой парадигмы безопасности России с учетом современного понимания ее государственных интересов и системы стратегических приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE PROTECTION OF PROBLEMS OF NATIONAL SECURITY OF CONTEMPORARY RUSSIA

The article deals with the legislative problems of ensuring the national security of modern Russia, depending on a number of factors, as well as the developed theoretical and methodological basis for understanding the phenomenon of "national security" in the domestic science and its regulatory and legal consolidation. The role of legislation in the sphere of national security is related to the creation of conditions for the full functioning of the state in the modern world and the necessary development of a new paradigm for Russia's security, taking into account the modern understanding of its state interests and the system of strategic priorities.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение проблем национальной безопасности современной России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.07

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Хохлова Ольга Михайловна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Восточно-Сибирского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Иркутск, e-mail: chochlovaolga-17@mail.ru

LEGISLATIVE PROTECTION OF PROBLEMS OF NATIONAL SECURITY

OF CONTEMPORARY RUSSIA

Khokhlova Olga

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the East-Siberian branch of the FSBEIHE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются законодательные проблемы обеспечения национальной безопасности современной России, зависящие от ряда факторов, а также разработанная теоретико-методологическая основа понимания феномена «национальной безопасности» в отечественной науке и его нормативно-правовое закрепление. Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности связана с созданием условий для полноценного функционирования государства в современном мире и необходимой разработкой новой парадигмы безопасности России с учетом современного понимания ее государственных интересов и системы стратегических приоритетов.

ABSTRACT

The article deals with the legislative problems of ensuring the national security of modern Russia, depending on a number of factors, as well as the developed theoretical and methodological basis for understanding the phenomenon of "national security" in the domestic science and its regulatory and legal consolidation. The role of legislation in the sphere of national security is related to the creation of conditions for the full functioning of the state in the modern world and the necessary development of a new paradigm for Russia's security, taking into account the modern understanding of its state interests and the system of strategic priorities.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность, стратегия, концепция, устойчивое развитие, личность, общество, государство.

Keywords: security, national security, state security, strategy, concept, sustainable development, personality, society, state.

Основная задача на современном этапе развития России заключается в обеспечении национальной безопасности, что продиктовано рядом реально существующих угроз государству — его целостности и независимости, демократическим институтам, правам и свободам отдельной личности и т. д.

Национальная безопасность — ключевое, базисное понятие в структуре современного мира, главный мотив жизнедеятельности личности, общества и государства. Проблемы безопасности человека, общества, государства и цивилизации имеют глобальное проявление,

поэтому интерес к осмыслению этих проблем набирает силу, несмотря на множество различных концептуальных подходов к данному феномену социальной жизни, обеспечивающих и общественное согласие в современном обществе [7].

Появление новых вызовов, опасностей и угроз, наличие проблемных аспектов теоретико-методологического характера и законодательной реализации политики обеспечения национальной безопасности в российской действительности заставляют обращаться к этой сфере исследования.

2(16)/2018

Политика обеспечения национальной безопасности России в течение длительного периода не выделялась в самостоятельную сферу государственной деятельности. Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности неразрывно связана с созданием необходимых условий для полноценного функционирования государства в современном мире.

Первым документом по проблемам национальной безопасности в мировой практике стал Закон «О национальной безопасности» № 257, принятый в США 26 июля 1947 г. Закон ввел понятие «национальная безопасность» в американскую правовую систему, а затем в правовой и политический дискурс деятельности других государств, в том числе и современного российского общества. В законодательстве Советского Союза с 1936 г. применялся термин «государственная безопасность», официально включенный в Конституцию СССР (п. «и» ст. 14 гл. 2), отражающий официальную точку зрения военно-политического руководства страны о приоритете интересов государства перед интересами общества и интересами личности («общество для государства»).

Первые нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, появляются в России на рубеже 90-х гг. ХХ в., в то же время начинаются первые теоретические исследования проблем безопасности российскими учеными, общественными деятелями и политиками, что объясняется рядом причин исторической социальной действительности: острое обострение противоречий социально-экономического развития государства после распада Советского Союза, снятие «завесы секретности» с научного изучения феномена безопасности [4, с. 28—29] и ряд других. Угрозы национальной безопасности, преследующие Россию на современном этапе развития, определяются социально-экономическими проблемами и берут истоки из внутригосударственного сегмента. Наиболее опасными для национальной безопасности России угрозами являются: терроризм, организованная преступность, сепаратизм (этнический, клановый), социальное и материальное неравенства, технологическая отсталость, интеллектуальная отсталость, демографический кризис, каждая угроза имеет специфический комплексный

характер, источники своего происхождения, развития, территориальную и региональную предопределенность.

Анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда изложенных положений национальной безопасности, противостояния России новым вызовам и угрозам современного мира. Действующий с 1992 г. федеральный закон «О безопасности» [1] требует изменений ряда своих положений, а в лучшем случае изложения его в новой редакции. Само понятие «безопасность» определяется в Законе как «состояние защищенности», где под «защищенностью» понимаем полное отсутствие угроз, соответственно, если отсутствуют угрозы, вопрос безопасности отпадает сам собой. Под «безопасностью», на наш взгляд, должна пониматься производная от деятельности государства: если государство эффективно, оно способно обеспечить защиту своих политических, социальных институтов, а также личные права и свободы отдельных граждан. Вероятность угроз высока, когда государство не справляется со своими функциями [5, с. 137].

В существенной доработке нуждается Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2], выделяющая основные сферы деятельности государства, понимаемые как объекты безопасности: международную, внутриполитическую, социальную, военную, пограничную, экономическую, информационную, духовную, экологическую. В настоящее время Стратегия не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, не имеет информации о региональных и правоохранительных аспектах безопасности. Таким образом, целесообразно внести изменения в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности современной России.

Место и роль государственной безопасности в системе национальной безопасности нашей страны заслуживают пристального внимания, потому что:

— во-первых, до сих пор Россия не имеет полноценной теории государственной безопасности;

— во-вторых, вопросы государственной безопасности в существующих нормативных правовых актах системы национальной безопасности недостаточно корректны, что на

2(16)/2018 Глагол Ъ

правосудия

данном этапе не позволяет рассуждать о полноценности правовой основы государственной безопасности, показателем является анализируемая Стратегия государственной безопасности, смешивающая в одном разделе два вида национальной безопасности — государственную и общественную. В Стратегии имеется лишь упоминание о возможности подобного взаимодействия, последнее отдельно не разъяснено, не перечислены имеющиеся институты гражданского общества в России. Это, на наш взгляд, существенный недостаток, потому что в документе стратегического планирования необходимо разъяснить данную идею ввиду перспективности и значимости взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с имеющимися институтами гражданского общества. Проведенный анализ текста Стратегии показывает, что к таким институтам гражданского общества можно отнести прежде всего образовательные учреждения (организации) и церковь.

Для совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности России на современном этапе истории необходимо:

1. Оценить реальные угрозы национальной безопасности России и выработать комплекс эффективных мер, предполагающих всестороннее правовое регулирование следующих сфер: подготовки и комплектования силовых структур, правового и социального статуса их представителей, вооружения и материально-технического обеспечения, т. е. сформировать современную систему законодательного регулирования национальной безопасности России.

2. Провести экспертную оценку имеющейся правовой базы, возможно, приступить к подготовке нового проекта закона «О национальной безопасности Российской Федерации», который будет включать следующие аспекты: сущность, критерии, приоритеты национальной безопасности, компоненты системы национальной безопасности, порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов государственной власти при противодействии угрозам, ответственность исполнительных структур и граждан за обеспечение национальной безопасности государства.

3. Выступить с законодательными инициативами по вопросам противодействия отдельным видам угроз территориальной целостности страны, экономической, информа-

ционной, продовольственной, демографической, экологической безопасности, борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией. Имея базовый закон в сфере национальной безопасности, необходимо разработать и принять законы «второго уровня», например закон «О продовольственной безопасности», «О борьбе с незаконным оборотом наркотиков», «О статусе Совета Безопасности» и другие.

4. Модернизацию законодательства необходимо начать с принятия концепции развития нормативно-правовой базы системы обеспечения национальной безопасности, которая будет содержать перечень нормативных правовых актов, предполагаемых к разработке и сроки их принятия.

5. Усовершенствовать правоприменительную практику, создать жесткие условия для эффективного функционирования действующих нормативно-правовых актов в сфере национальной безопасности.

С 1991 по 2002 г. в России принято свыше 30 законов, способствующих формированию правовой системы обеспечения национальной безопасности, под которой понимается совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, для их упорядочения, развития в соответствии с общественными потребностями [6, с. 23].

Несмотря на наличие концепций, доктрин, стратегий, имеющих отношение к сфере национальной безопасности России, в государственном планировании пока нет четкого представления о целях и задачах подобного рода документов, об их соотношении между собой в аспекте выстраивания взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии [4, с. 36].

Юридическая составляющая системы обеспечения национальной безопасности распадается на два уровня — международно-правовой и национально-правовой [3, с. 137]. На национально-правовом уровне выделим подуровни федерального округа, субъекта федерации и органов местного самоуправления. Такой подход соотносится с положением ст. 5 Федерального закона РФ «О безопасности» 2010 г., в которой представлена правовая основа обеспечения безопасности [1].

2(16)/2018

В заключение отметим, что мониторинг законодательной основы национальной безопасности России выявил отсутствие целостности и системности. Внутриведомственная ориентированность нормативных правовых актов выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой стороны, является причиной разрозненности правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности. Противоречия и декларативность положений законов, регулирующих сферу национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению. Исходя из результатов мониторинга законодательства, следует создать межведомственную рабочую группу из представителей Администрации Президента РФ, Федерального собрания РФ, Правительства РФ и Совета безопасности РФ для разработки проекта федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации». Следует также внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам: противодействия угрозам территориальной целостности страны; экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом, экстремизмом.

Совершенствуя механизм обеспечения национальной безопасности России, необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

1) при принятии фундаментальных решений в области национальной безопасности стремиться к достижению оптимального соотношения между национальными интересами и возможностями для их реализации, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях реализации национальных интересов;

2) в политической сфере главными задачами должны стать: централизация управления, укрепление единого политического и правового пространства, достижение единства по проблемам безопасности между ветвями власти, формирование двух-, трехпартийной политической системы, обеспечение реального равенства между субъектами Федерации;

3) в экономической сфере необходимо создать условия для укрепления позиций отечественных производителей, повышения роли

государства в управлении экономикой (особенно стратегическими отраслями), отказа от внешних заимствований и проведения реформ по опыту Международного валютного фонда, протежирования внешнеэкономическим связям;

4) в военной сфере реформировать военные организации, отказаться от сокращения численности Вооруженных Сил, сохранить стратегические ядерные силы в качестве основного потенциала сдерживания, улучшить финансирование военных организаций, сохранить лучшие традиции отечественного военного образования;

5) в информационной сфере разработать принципы государственной информационной политики, укрепить государственные средства массовой информации, развить информационные технологии, осуществить информационную и культурную экспансию в отношении зарубежных стран;

6) в духовной сфере необходимо сформировать национальную идею, объединяющую народы России в их усилии по достижению достойного будущего для себя и последующих поколений. Идеологией, консолидирующей российское общество сегодня, способна стать самоидентификация народа России в территориальном, культурно-цивилизационном и формационном плане.

Осуществление предложенных мер будет способствовать устойчивому и поступательному развитию России, повышению благосостояния ее граждан, миру и безопасности во всем мире.

Проведенный анализ свидетельствует, что, несмотря на существенное ухудшение геополитического положения, Россия сохраняет объективные параметры, позволяющие занимать особое место в системе глобальных пространственно-силовых отношений, статус нашей страны определяют и особое геополитическое поведение России, и основные способы обеспечения национальной безопасности, и неизбежная вовлеченность российского государства в региональные системы безопасности.

За последние годы политиками и учеными проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблемы обеспечения национальной безопасности России. В обществе сложилось убеждение, что в основе государственной политики должны лежать национальные интересы, а политические решения должны быть продуманы, научно обоснованы и согласованы с основными направлениями

2(16)/2018 Глагол Ъ

правосудия

обеспечения национальной безопасности. Сложившийся механизм обеспечения национальной безопасности России успешно функционирует последние несколько лет, его эффективность может быть повышена в случае принятия необходимых мер теоретико-методологического, организационного и содержательного плана. Для этого в России имеются все необходимые ресурсы, многое зависит от политической воли государственного руководства, активности самих граждан, чьи интересы реализуются в процессе обеспечения национальной безопасности.

Список литературы

1. О безопасности : федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -2011. - № 1. - Ст. 2.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от

31 дек. 2015 г. № 683 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

3. Возжеников А. В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения / А. В. Возжеников. — М. : РАГС, 2002. — 423 с.

4. Демидов А. Дорожная карта национальной безопасности: о базовых документах в сфере обеспечения национальной безопасности России // Свобод. мысль. - 2013. - № 6. - С. 27-38.

5. Демидов А. Сущность понятия «национальная безопасность», механизм его реализации (теоретико-правовой аспект) // Экон. стратегии. - 2013. -№ 6. - С. 134-144.

6. Кардашова И. Б. Укрепление конституционных основ национальной безопасности Российской Федерации // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. -2013. - № 5 (37). - С. 23-27.

7. Хохлова О. М. Общественное согласие в социально-политической сфере современного общества : монография / О. М. Хохлова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.