Научная статья на тему 'Правовое регулирование невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве'

Правовое регулирование невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
активы / финансовые активы / невостребованные активы / невостребованные финансовые активы / деньги / депозиты / собственность / assets / financial assets / unclaimed assets / unclaimed financial assets / money / deposits / property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поткин Александр Анатольевич

В настоящей статье рассмотрена проблема правового регулирования невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве на примере ряда государств, таких как Великобритания, США, Канада, а также Малайзии, Кении и Танзании. Отмечено, что основы законодательства о невостребованной собственности существовали со времен Римской империи. Закон о невостребованной собственности в Римской империи и английском общем праве основывался на праве «суверена» на определенное материальное имущество. Сделан вывод, что законодательство в сфере правового регулирования невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве характеризуется рядом моментов: во‑первых, законодательство в рассмотренных государствах обладает достаточно высоким уровнем проработки регулирования различных процедур, связанных с оборотом невостребованных финансовых активов, во‑вторых, в данных государствах уже сложилась система законодательства, посвященного именно невостребованным финансовым активам, в‑третьих, система законодательства в этой сфере в рассмотренных государствах не зависит от уровня экономического и правового развития данных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF UNCLAIMED FINANCIAL ASSETS IN FOREIGN LEGISLATION

This article considers the problem of legal regulation of unclaimed financial assets in foreign legislation on the example of a number of states, such as the UK, USA, Canada, as well as Malaysia, Kenya and Tanzania. It is noted that the foundations of legislation on unclaimed property have existed since the time of the Roman Empire. The law of unclaimed property in the Roman Empire and English common law was based on the right of the “ sovereign” to certain tangible property. It is concluded that the legislation in the field of legal regulation of unclaimed financial assets in foreign legislation is characterized by a number of points: firstly, the legislation in the countries considered has a fairly high level of regulation of various procedures related to the circulation of unclaimed financial assets, and secondly, in these states a system of legislation dedicated specifically to unclaimed financial assets has already developed; thirdly, the system of legislation in this area in the countries considered does not depend on the level of economic and legal development of these states.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве»

Правовое регулирование невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве

Поткин Александр Анатольевич,

аспирант, Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: 5186489@gmail.com

В настоящей статье рассмотрена проблема правового регулирования невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве на примере ряда государств, таких как Великобритания, США, Канада, а также Малайзии, Кении и Танзании. Отмечено, что основы законодательства о невостребованной собственности существовали со времен Римской империи. Закон о невостребованной собственности в Римской империи и английском общем праве основывался на праве «суверена» на определенное материальное имущество. Сделан вывод, что законодательство в сфере правового регулирования невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве характеризуется рядом моментов: во-первых, законодательство в рассмотренных государствах обладает достаточно высоким уровнем проработки регулирования различных процедур, связанных с оборотом невостребованных финансовых активов, во-вторых, в данных государствах уже сложилась система законодательства, посвященного именно невостребованным финансовым активам, в-третьих, система законодательства в этой сфере в рассмотренных государствах не зависит от уровня экономического и правового развития данных государств.

Ключевые слова: активы, финансовые активы, невостребованные активы, невостребованные финансовые активы, деньги, депозиты, собственность.

Финансовые невостребованные активы - это те активы, которые находятся в денежной форме, такие как невостребованные дивиденды и невостребованные средства в банках клиентов или в мобильных электронных аккаунтах. Потерянные счета и невостребованные финансовые активы являются глобальной проблемой. В рабочем документе Международной организации органов пенсионного надзора (IOPS) за 2016 год, озаглавленном «Надзор за утерянными счетами и невостребованными пенсионными выплатами», отмечается, что «...надзорные меры по минимизации негативных последствий утери счетов и невостребованных пенсионных выплат являются важной областью, поскольку, если их не учитывать, отдельным членам в противном случае может быть отказано в полном объеме о причитающихся им льготах» [1 ].

Специалисты в области законодательства долгое время неправильно понимали или даже недооценивали потенциальную важность невостребованного имущества. Интересно, что основы законодательства о невостребованной собственности существовали со времен Римской империи. Закон о невостребованной собственности в Римской империи и английском общем праве основывался на праве «суверена» на определенное материальное имущество. К началу 20-го века многие государства начали расширять сферу действия своих законов о невостребованном имуществе, включив в них нематериальную собственность [2, 1]. Как отмечают Энтони А. и Джей Брук в книге «Законы о невостребованной собственности и правоприменительная практика»: Государство находится в наилучшем положении для сохранения и защиты интересов законных владельцев невостребованной собственности. Они предлагают, чтобы государство приступило к созданию механизмов, которые, возможно, будут способствовать воссоединению, и если цель не может быть достигнута, государству, а не владельцу, должно быть разрешено пользоваться собственностью, пока она остается невостребованной владельцем. Поэтому государство должно разрабатывать законы и политику, которые будут определять порядок распоряжения утраченным и найденным имуществом. Законы должны предусматривать механизм для переоформление собственности на владельца или, в противном случае, передачу права собственности нашедшему [3, 7].

Регулирование невостребованных активов в Великобритании основано на принципе «bona vacantia», который означает «собственность без определенного владельца принадлежит суверен-

ной короне». Существующее в Великобританией законодательство значительно отличается от прецедентов, устанавливающих схемы регулирования невостребованных активов в других государствах. В Великобритании банки и строительные организации смогут выбирать, участвовать им или нет в таких схемах. В Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и Канаде участие банков и строительных обществ в решении вопросов, связанных с невостребованными финансовыми активами, является обязательным. Другой ключевой принцип, лежащий в основе режима невостребованных финансовых активов в Великобритании, заключается в следующем: везде, где это возможно, невостребованные активы должны быть возвращены их законным владельцам или наследникам этих владельцев. Там, где это невозможно - и без ущерба для прав и права законных владельцев - есть основания для того, чтобы эти активы использовались надлежащим образом [4, 5].

В 2008 г. в Великобритании был принят Закон о бездействующих банках и строительных обществах [5] (Dormant Bank and Building Society Act) 2008 г. который разрешает правительству использовать активы с денежных счетов, которые не использовались в течение 15 лет, для финансирования благотворительных и социальных мероприятий. Закон также предоставляет частному лицу право вернуть ранее невостребованные активы. Аналогичным образом, в 2012 году Австралия сократила период бездействия банковских счетов с от 7 лет до 3 лет. Это вызвало некоторые опасения среди австралийских общин. В результате в 2015 году была принята поправка к банковскому законодательству (невостребованные деньги).

В США в соответствии с единообразными законами о невостребованной собственности 1981 и 1995 годов, принятыми тридцатью семью штатами и округом Колумбия, право собственности на невостребованную собственность не полностью переходит к штату, как это было бы в соответствии с традиционной доктриной отчуждения недвижимости. Вместо этого государство выступает в качестве хранителя имущества и бессрочно удовлетворяет требования первоначальных владельцев или наследников [6]. Хотя ни один штат не имеет полного права собственности на невостребованные активы, Верховный суд признал, что с учетом конституционных ограничений штаты обладают широкими дискреционными полномочиями в отношении распоряжения невостребованным имуществом "это широкий принцип судебной практики" [7].

При этом штаты используют поступления от невостребованной собственности либо в качестве общего дохода, либо в качестве финансирования различных общественных проектов. Округ Колумбия и большинство штатов депонируют почти все невостребованное имущество в государственную казну, сохраняя номинальную сумму (установленную в размере 100 000 долларов США в соответствии с Законом о невостребованном имуществе [8] в единой форме в отдельном фонде для удов-

летворения претензий. Меньшинство штатов хранит невостребованные имущественные квитанции в фонде невостребованной собственности, и эти денежные средства либо инвестируются от имени первоначальных владельцев, либо используются для финансирования программ, представляющих общественный интерес [9].

В восемнадцати штатах действуют законы, которые распределяют некоторые или все невостребованные имущественные поступления на конкретные цели, такие как образование (Флорида, Небраска, Северная Каролина, Северная Дакота, Орегон, Юта, Вермонт, Вирджиния, Западная Вирджиния и Висконсин); доступ к медицинскому обслуживанию (Колорадо и Теннесси); финансирование избирательных кампаний (подключение к интернету).сокращение); пенсии (Иллинойс); транспорт (Луизиана); юридические услуги (Мэриленд); сохранение исторических зданий (Миссисипи) и т.д.

В свою очередь Банк Канады собирает невостребованные активы только у банков и трастовых компаний, подпадающих под регулирование федеральным законодательством. Такие банки и трастовые компании отказываются от своих счетов, депозитов и оборотных инструментов в канадских долларах после 10 лет отсутствия активности владельца или контактов с ним [10]. Банк Канады хранит эти активы в течение 30 лет, если они составляют менее 1000 долларов, и 100 лет, если они превышают 1000 долларов, после чего активы становятся национальным доходом. Банк заносит свои невостребованные активы в общедоступную базу данных, чтобы помочь владельцам найти свои деньги.

В провинциях Британская Колумбия, Альберта и Квебек принимают невостребованные депозиты кредитных союзов, денежные переводы, ценные бумаги, страховые выплаты, трастовые фонды, платежи и несколько других активов. (Режим добровольной сдачи Британской Колумбии позволяет некоторым владельцам Британской Колумбии сохранять невостребованные активы, но эти владельцы должны внести список активов в общедоступную базу данных Британской Колумбии). Большинство активов становятся невостребованными после трех-пяти лет отсутствия контактов [11 ].

Активы в Квебеке стоимостью более 500 долларов и Британской Колумбии могут быть востребованы навсегда, в то время как активы в Квебеке стоимостью менее 500 долларов и активы в Альберте истекают через 10 лет. Невостребованные активы Альберты и Квебека в конечном счете пополните провинциальную казну. Переданные активы Британской Колумбии остаются у администратора до тех пор, пока владельцы их не вос- р требуют или не передадут в дар Фонду Ванкувера. ИД Другие провинции и территории не обеспечивают Ч

т

всестороннего регулирования невостребованных К активов. Таким образом, большинство невостребо- ё ванных активов в этих юрисдикциях остаются у их у владельцев. А

Система регулирования невостребованных финансовых активов в Малайзии предусматривает меры по воссоединению, которые включают: обязательная публикация о невостребованных невостребованных финансовых активах холдинговыми учреждениями и регистратором невостребованных денежных средств в национальном вестнике, всеобщий охват всех секторов экономики, все невостребованные денежные средства, находящиеся в распоряжении любого лица, каждая юридическое лицо, владеющее невостребованными денежными средствами, должны вести учет всех невостребованных денежных средств в реестре, который будет храниться в его главном офисе или коммерческом предприятии в Малайзии [12].

В соответствии с Законом Малайзии о невостребованных финансовых активах [13] (Malaysian Unclaimed Moneys Act, 1965), в конце каждого года каждая коммерческая организация должна проверять свои счета на предмет наличия на них каких-либо невостребованных денежных средств. В нем также содержится широкое определение невостребованных финансовых активов, и оно включает: невыплаченная заработная плата, бездействующие банковские счета, невостребованные страховые полисы, торговые счета и многое другое. Физическое лицо, которому причитаются деньги, может обратиться к Регистратору, который после проверки обрабатывает платеж в течение примерно одного месяца. Проценты на невостребованные денежные средства не выплачиваются и не начисляются. Сумма невостребованных денежных средств, подлежащая возврату Регистратором невостребованных денежных средств, будет равна сумме денежных средств, внесенных банком или юридическим лицом без каких-либо сборов или процентов, начисленных на полученные денежные средства.

В соответствии с Законом Малайзии о невостребованных денежных средствах регистратор невостребованных денежных средств должен получать любые такие невостребованные активы или денежные средства: Владелец [невостребованных активов] будет искать средства из всех источников, за исключением пенсии, поиск средств на пенсию или выслугу лет, поиск банковских счетов, полисов страхования жизни и акций компаний, невостребованные денежные средства могут быть возвращены регистратору лично или в письменной форме. Закон обязывает юридические лица соблюдать положения законодательства путем перечисления невостребованные денежные средства передаются правительству на хранение законным владельцам [13].

Кения с принятием Закон о невостребованных финансовых активах [14] (Unclaimed Financial Assets Act) в 2011 г. присоединилась к списку госу-5= дарств, которые обязывали финансовые учреж-S дения раскрывать правительству информацию g о доходах от невостребованных активов и отчитываться о них. Согласно данному закону, невостре-Ц бованные активы - это активы, которые были при-

знаны заброшенными и стали невостребованными активами, и это включает в себя доход, дивиденды и проценты, но исключает любые законные платежи. При этом в Законе указано, что финансовый актив считается невостребованным, если в течение двух лет не было проведено никаких запросов, не было совершено никаких операций или не было дано никаких инструкций в отношении данного актива.

Данный закон, среди прочего, требует от юридических лиц-владельцев передавать невостребованное имущество в трастовый фонд, управляющий невостребованными финансовыми активами (UFAA). Согласно указанному закону, физические лица имеют право потребовать обратно невостребованное имущество. Аналогичным образом, владельцам, которые не сообщают о невостребованном имуществе, грозят штрафы в размере 25% от стоимости имущества и наложение дополнительных штрафов в зависимости от периода, о котором они не сообщили.

В свою очередь в Танзании управление невостребованными активами регулируется различными законами. К ним относятся Закон о Банке Танзании № 4 от 2006 года, Закон о национальной платежной системе № 4 от 2015 года, Банковский и финансовый кодекс и ряд других. В частности, согласно разделу 5 Закона № 4 «О Банке Танзании» 2006 г. (The Bank of Tanzania Act) данный банк обязан формулировать и осуществлять денежно-кредитную политику, а также регулировать и осуществлять надзор за банками и финансовыми учреждениями в стране. Кроме того, в соответствие со ст. 46 (1) Закона о банках и финансовых учреждениях (The Banking and Financial Institutions Act) № 4 января 2006 года ожидается, что каждый банк или финансовое учреждение, у которых было заброшенное имущество, в конце каждого календарного года передаст такое имущество Банку Танзании. Невыплата таких сумм противоречит положениям раздела 46(1) Закона о банках и финансовых учреждениях от 2006 г.

В свою очередь этот закон предусматривает, среди прочего, определение заброшенного имущества и роли финансовых учреждений, а также устанавливает требование о том, чтобы оно было передано Банку Танзании. В частности, раздел 47(2) Закона о банках и финансовых учреждениях от 2006 года предусматривает определение невостребованные финансовые активы. Банки и финансовые учреждения, владеющие любым заброшенным имуществом, которое остается невостребованным в течение периода не менее пятнадцати лет, обязаны ежегодно сдавать его Банку Танзании. Более того, статья 46 (4) Закона о банках и финансовых учреждениях от 2006 года гласит, что любой банк или финансовое учреждение, которые не передали имущество, предположительно оставленное на хранение банкам, совершает преступление и подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего десяти (10) миллион шиллингов. При этом достаточно ин-

тересным нормативным актом являются Правила использования электронных денег (Electronic Money Regulations) от 2015 г., которые были приняты в рамках Закона «О Национальной платежной системе» (The National Payment System Act) 2015 года. В частности, положение 31(b) Правил об электронных деньгах 2015 года требует, чтобы все эмитенты электронных денег, за исключением банков и финансовых учреждений, представляли в Банк Танзании остатки на счете электронных денег, которые не использовались в течение пяти лет подряд.

Таким образом, можно отметить, что законодательство в сфере правового регулирования невостребованных финансовых активов в иностранном законодательстве характеризуется рядом моментов: во-первых, законодательство в рассмотренных государствах обладает достаточно высоким уровнем проработки регулирования различных процедур, связанных с оборотом невостребованных финансовых активов, во-вторых, во данных государствах уже сложилась система законодательства, посвященного именно невостребованным финансовым активам, в-третьих, система законодательства в этой сфере в рассмотренных государствах не зависит от уровня экономического и правового развития данных государств.

Литература

1. lops annual report 2016 / URL: https://www.iop-sweb.org/Annual_Report_2016.pdf (дата обращения 06.07.2023)

2. The Bureau of National Affairs, Inc, Washington D.C. 2003. Р 1.

3. Anthony A. & Brooke Spotswood, Unclaimed Property Laws and Enforcement, Chicago, CCG Incorporated. 2002. Р.7.

4. House of Commons Treasury Committee Report on Unclaimed Assets Within the Financial Systems, Eleventh Report of Session. 2006-07. Р. 5.

5. Review of the Dormant Bank and Building Society Accounts Act 2008. URL: https://assets.publish-ing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/298366/review_of_ dormant_accounts_act_2008.pdf (дата обращения 06.07.2023)

6. Unif. unclaimed prop. act prefatory note (amended 1995), 8C U.L.A. 88. 2001.

7. Standard Oil Co.v. New Jersey, 341 U.S. 428, 435-36.1951.

8. Unclaimed Property Act, Revised. URL: https://www.uniformlaws.org/committees/ community-home? CommunityKey=4b-7c796a-f158-47bc-b5b1-f3f9a6e404fa (дата обращения 06.07.2023)

9. Andrew W. Hartlage, Unclaimed Financial Assets and the Promotion of Microfinance // Mich. L. Rev. First impressions 99. 2011. URL: https://reposito-ry.law.umich.edu/mlr_fi/vol109/iss1/12 (дата обращения 06.07.2023)

10. Unclaimed Balances. (Feb. 12, 2016). URL: bank-ofcanada.ca/unclaimed-balances (дата обращения 06.07.2023)

11. Making the most of our money. Why Canada and Ontario should invest unclaimed assets for social good URL: https://www.marsdd.com/wp-con-tent/uploads/2016/08/The-Unclaimed-Asset-Opportunity-in-Ontario-and-Canada.pdf (дата обращения 06.07.2023)

12. Malaysian Companies Act 1965. URL: https:// www.ssm.com.my/acts/fscommand/Companies-Act.htm (дата обращения 06.07.2023)

13. Malaysian Unclaimed Moneys Act 1965. URL: http://www.commonlii.org/my/legis/consol_act/ uma19651989254 (дата обращения 06.07.2023)

14. The unclaimed financial assets act, 2011. URL: http://ufaa.go.ke/wp-content/uploads/2020/07/ Unclaimed-Finanancial-Asset-Act-2011-1.pdf (дата обращения 06.07.2023)

LEGAL REGULATION OF UNCLAIMED FINANCIAL ASSETS IN FOREIGN LEGISLATION

Potkin A.A.

Moscow Finance and Law University MFUA

This article considers the problem of legal regulation of unclaimed financial assets in foreign legislation on the example of a number of states, such as the UK, USA, Canada, as well as Malaysia, Kenya and Tanzania. It is noted that the foundations of legislation on unclaimed property have existed since the time of the Roman Empire. The law of unclaimed property in the Roman Empire and English common law was based on the right of the "sovereign" to certain tangible property. It is concluded that the legislation in the field of legal regulation of unclaimed financial assets in foreign legislation is characterized by a number of points: firstly, the legislation in the countries considered has a fairly high level of regulation of various procedures related to the circulation of unclaimed financial assets, and secondly, in these states a system of legislation dedicated specifically to unclaimed financial assets has already developed; thirdly, the system of legislation in this area in the countries considered does not depend on the level of economic and legal development of these states.

Keywords: assets, financial assets, unclaimed assets, unclaimed financial assets, money, deposits, property.

Reference

1. lops annual report 2016 / URL: https://www.iopsweb.org/Annu-al_Report_2016.pdf (date of application 06.07.2023)

2. The Bureau of National Affairs, Inc, Washington D.C. 2003. Р 1.

3. Anthony A. & Brooke Spotswood, Unclaimed Property Laws and Enforcement, Chicago, CCG Incorporated. 2002. Р.7.

4. House of Commons Treasury Committee Report on Unclaimed Assets Within the Financial Systems, Eleventh Report of Session. 2006-07. Р. 5.

5. Review of the Dormant Bank and Building Society Accounts Act 2008. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/govern-ment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/298366/re-view_of_dormant_accounts_act_2008.pdf (date of application 06.07.2023)

6. Unif. unclaimed prop. act prefatory note (amended 1995), 8C U.L.A. 88. 2001.

7. Standard Oil Co.v. New Jersey, 341 U.S. 428, 435-36. 1951.

8. Unclaimed Property Act, Revised. URL: https://www.uniform-laws.org/committees/community-home? CommunityKey=4b-7c796a-f158-47bc-b5b1-f3f9a6e404fa (date of application 06.07.2023)

9. Andrew W. Hartlage, Unclaimed Financial Assets and the Promotion of Microfinance // Mich. L. Rev. First impressions 99. 2011. URL: https://repository.law.umich.edu/mlr_fi/vol109/ iss1/12 (date of application 06.07.2023)

5

"O

C3 ж

■с

11

Unclaimed Balances. (Feb. 12, 2016). URL: https://www.bankof-canada.ca/unclaimed-balances (date of application 06.07.2023) Making the most of our money. Why Canada and Ontario should invest unclaimed assets for social good URL: https://www.mars-dd.com/wp-content/uploads/2016/08/The-Unclaimed-Asset-Opportunity-in-Ontario-and-Canada.pdf (date of application 06.07.2023)

12. Malaysian Companies Act 1965. URL: https://www.ssm.com. my/acts/fscommand/CompaniesAct.htm (date of application 06.07.2023)

13. Malaysian Unclaimed Moneys Act 1965. URL: http://www.com-monlii.org/my/legis/consol_act/uma19651989254 (date of application 06.07.2023)

14. The unclaimed financial assets act, 2011. URL: http://ufaa. go.ke/wp-content/uploads/2020/07/Unclaimed-Finanancial-Asset-Act-2011-1.pdf (date of application 06.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.