Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / ЦИФРОВОЕ ПРАВО / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ергалова Ариана Александровна, Костина Диана Сергеевна, Батурин Евгений Алексеевич, Пономарёв Олег Владимирович

В настоящее время существует явный пробел законодательства в сфере виртуальной собственности при внедрении цифровых технологий в современные правоотношения. Авторами рассмотрены и классифицированы разнообразные подходы к определению виртуальной собственности со стороны законодательства, теории и судебной практики, при использовании ретроспективного метода, выделены подходы в широком и узком понимании. Важным является финансово-правовое регулирование виртуальной собственности на данный момент через призму налогообложения «виртуальных денег» (криптовалюты, цифровых финансовых активов и др.), признанных имуществом, перспективы легализации сделок с виртуальными объектами (внутриигровых элементов, доменных имён, учётных записей и др.) и их последующее налогообложение, положения финансового контроля, целесообразность передачи полномочий в данной области ЦБ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ергалова Ариана Александровна, Костина Диана Сергеевна, Батурин Евгений Алексеевич, Пономарёв Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INSTITUTION OF LEGAL REGULATION OF VIRTUAL PROPERTY

Currently, there is a clear gap in the legislation in the field of virtual property in the implementation of digital technologies in modern legal relations. The authors considered and classified various approaches to the definition of virtual property from the side of legislation, theory and judicial practice, using the retrospective method, approaches in a broad and narrow sense are highlighted. Important is the financial and legal regulation of virtual property at the moment through the prism of taxation of «virtual money» (cryptocurrencies, digital financial assets, etc.) recognized as property, the prospects for legalizing transactions with virtual objects (in-game elements, domain names, accounts, etc.) and their subsequent taxation, the provisions of financial control, the expediency of transferring powers in this area to the Central Bank of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Формирование института правового регулирования виртуальной собственности

Ергалова Ариана Александровна,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: ergalova.aa@gmail.com Костина Диана Сергеевна,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: kostina.ds @ students.dvfu.ru Батурин Евгений Алексеевич,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: baturin.ea@students.dvfu.ru

Пономарёв Олег Владимирович,

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Юридической Школы Дальневосточного федерального университета E-mail: ponomarev.ov@dvfu.ru

В настоящее время существует явный пробел законодательства в сфере виртуальной собственности при внедрении цифровых технологий в современные правоотношения. Авторами рассмотрены и классифицированы разнообразные подходы к определению виртуальной собственности со стороны законодательства, теории и судебной практики, при использовании ретроспективного метода, выделены подходы в широком и узком понимании. Важным является финансово-правовое регулирование виртуальной собственности на данный момент через призму налогообложения «виртуальных денег» (крипто-валюты, цифровых финансовых активов и др.), признанных имуществом, перспективы легализации сделок с виртуальными объектами (внутриигровых элементов, доменных имён, учётных записей и др.) и их последующее налогообложение, положения финансового контроля, целесообразность передачи полномочий в данной области ЦБ РФ.

Ключевые слова: виртуальная собственность, виртуальный мир, цифровое право, цифровая валюта, финансовый контроль, налогообложение.

S2

со

Развитие технологий, возникновение отношений по поводу виртуальной собственности в современном мире диктуют свои условия для развития права. В частности, интересное исследование было проведено Медведевым А.И., который показал острую необходимость в признании и урегулировании виртуального мира, виртуальной собственности, и правоотношений возникающих по этому поводу: «взаимодействуя при помощи своих ава-таров, пользователи общаются друг с другом, создают сообщества, устанавливают определённые писаные правила должного поведения, заключают соглашения и договоры, осуществляют субъективные права и правовые обязанности по отношению друг к другу и т.д.» [1].

В подтверждение данной проблемы можно привести тот факт, что первые споры по виртуальной собственности возникли ещё в 2002 году, когда Конституционный Суд РФ в деле «О прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 1062 ГК в связи с жалобой коммерческого акционерного банка «Банк Сосьете Жене-раль Восток»» указал на необходимость дальнейшего регулирования правоотношений, возникающих в этой сфере.

Исходя из логики, исторической ретроспективы можно сделать простой вывод: если есть собственность, то есть и имущественные отношения, впоследствии которых возникают и финансово-правовые отношения. Поэтому помимо гражданско-правового регулирования нужно обратиться к финансово-правовому, в данной статье авторы рассмотрят феномен виртуальной собственности, и финансово-правовые аспекты, возникающие из-за неё, в частности, механизмы налогообложения.

Методологическая основа исследования представляет собой применение всеобщих и частноправовых методов исследования, как анализ, дедукция, синтез, системный анализ, обобщение, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Финансово-правовое регулирование имеет ряд аспектов, связанных с правовой неурегулированностью виртуальной собственности. На данный момент законодательство не даёт конкретного ответа на понятие данного института, состава, объектов, правовой природы, есть лишь разрозненные «отсылки» в различных актах органов власти.

В частности, при исследовании данного института нужно рассмотреть Указы Президента РФ от 09.05.2017 № 203 (п. 4) и от 07.05.2018 № 204 (п. 11), в которых хотя и нет четкого законодательного закреплений дефиниций, но из содержания которых можно сделать вывод о том, что виртуаль-

ную собственность можно определить, как форму собственности, находящуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отчуждение которой происходит благодаря сети «Интернет», технологии блокчейн и др. Также помимо Указов есть уже чуть более урегулированные понятия из сферы цифрового права, как цифровые финансовые активы, криптовалюта и иные, определённые в ФЗ «О ЦФА», в недавно внесённой законопроекте «О майнинге криптовалюты».

Однако этого явно недостаточно и авторы предлагают обратиться к теории, что активно развивалась в периоды 2014-2015 гг. и в настоящее время, поскольку мнений по поводу определения «виртуальной собственности» действительно много, нами предложено определение данного института в узком и широком смысле.

Виртуальная собственность в узком смысле понимается:

1. Как часть игрового права: внутриигровые объекты, фактически выступающие предметом оборота за реальные деньги, которыми игроки посредством своих персонажей могут владеть, пользоваться и распоряжаться в виртуальном пространстве [2]. Объекты, воспринимаемые пользователями многопользовательских ролевых онлайн-игр (а равно и иных родственных проектов, в том числе неигровых или не только игровых) как относящиеся к особому виртуальному миру игры или виртуальному пространству неигрового сервиса [3].

2. Аудиовизуальные произведения, предоставляющие собой созданную правообладателем подпрограмму, ход работы которой может быть подвергнут стороннему влиянию пользователя путем решения определённой, заранее предусмотренной в лицензионном или ином пользовательском соглашении, совокупности логических задач [4].

3. Предмет лицензионного соглашения, иное имущество или услуга, определённое им [5].

В действительности, такое мнение имеет место быть, однако мир не перестаёт развиваться, особенно виртуальный, цифровая среда не перестаёт удивлять всё большим количеством новых объектов. И далее мы обратимся к определению виртуальной собственности в широком смысле:

Во-первых, подход российских судов, определяющий виртуальную собственность, как совокупность графических и символьных обозначений [6, 7, 8]. Существенным минусом является упущение правовой природы виртуального мира, графические и символьные обозначения также охватывают и материальные объекты, как объекты искусства, книги, различные тексты и иное.

Во-вторых, подход, подразумевающий включение всех объектов виртуальной реальности, созданной в прошлом, настоящем и будущем: «совокупность общественный отношений по поводу прав владения, пользования и распоряжения объектами виртуальной реальности [9]. Естественно, минусом такого подхода является правовая неопределен-

ность из-за которой возникают разночтения, и споры соответственно.

В-третьих, определение института через информационный объект, информационно-цифровой объект, информацию:

1. Включающий в себя доменные имена, веб-сайты, аккаунты, игровое имущество и т.д., права на который принадлежат одному или нескольким владельцам [10].

2. Информационно-цифровой объект, который находится на праве владения, пользования и распоряжения, приобретаемый и (или) отчуждаемый субъектом или группой субъектов путем использования телекоммуникационной инфраструктуры, высокоскоростной передачи и обработки больших данных [11].

3. Информация в цифровой форме, отличающаяся от информации в аналоговой форме независимостью от носителя информации, идентичностью цифровых копий, доступом неограниченного числа лиц для одновременного пользования контентом и пр. [12]. Данная позиция весьма любопытна из-за сложности определения понятия «информация» на законодательном уровне, по этому поводу также есть работа Лебедевой Д.С., Яценко А.О.: информация - как объект гражданского права [13], и информация - объект гражданского, административного и уголовного права, исходя из толкования ФЗ «об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Уникальный информационный объект, права на который принадлежат одному или нескольким владельцам и могут быть переданы другому владельцу без потери свойств объекта. Включающий в себя доменные имена сайтов, учётные записи социальных сетей, электронной почты и других сервисов [14].

По мнению авторов данный подход наиболее подходящий, поскольку даёт обширное понимание виртуальной собственности, но оно не является преувеличенным. Виртуальный мир - это фактически тот же реальный мир, только включающий в себя те объекты, что не могут существовать материально.

Развитие виртуального мира - моделируемой компьютерными средствами виртуальной среды (виртуальное трёхмерное пространство), предназначенной для взаимодействия пользователей в рамках этого пространства посредством особых виртуальных репрезентаций - графически моделируемых персонажей, или «аватаров» [15], фактически, началось с первой многопользовательской ролевой онлайн-игры (MMORPG, от англ. Massive «Multiplayer Online RolePlaying Game») MUD (Multi User Dungeon) в 1978 году, после которой началось бурное развитие всей игровой индустрии [16], и возникновения идеи электронных денег Дэвидом Чаум и Стефаном Брэндс [17]. Уже к 2000-м определилась тенденция на внедрение цифровых технологий в работу организаций, так называемая цифровая трансформация (от англ. digital transfor-

5 -а

сз

<

тайоп, DT или DX), понятие которой было отражено в работе Э. Столтермана и А. Крун Форс [18].

В настоящее же время «век цифровизации» практически каждый знаком (или слышал) с понятиями криптовалюты, биткоинов, цифровых валют, этериумов, невзаимозаменяемых токенов, и это в очередной раз подтверждает важность правового регулирования данного института.

В частности, многие вопросы связаны с финансово-правовым регулированием виртуальной собственности (через призму широкого толкования дефениции): налогообложение виртуальной собственности и финансовый контроль.

Европейский центральный банк в 2012 году определил виртуальную валюту, как «нерегулируемые денежные средства, которые выпускаются и контролируются их разработчиками, используются и принимаются членами определенного виртуального сообщества» [19].

Минфин в своих письмах 2016-2018 гг. определял НДФЛ при продаже биткоинов, криптовалюты через абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, налоговая база определялась через соотношение общей суммы полученных доходов из сделок по купле-продаже криптовалюты и общей суммы документально подтвержденных расходов на ее приобретение [20] Соответственно физические лица платят НДФЛ по ставке 13%, если доход до 5 млн рублей, если больше, то 15%, юридические лица уплачивают налог на прибыль по ставке 20%.

ФЗ «О ЦФА», Верховный Суд РФ в Определении от 02.02.2021 N44-^20-17^7, 2-2886/2019 впоследствии подтвердили такую позицию, виртуальная валюта получила законодательное закрепление в качестве имущества, цифрового права, но не средства платежа. Несомненно такой подход имеет ряд существенных проблем, как определение собственника криптовалюты (информацию о принадлежности невозможно получить из-за обезличивания в криптовалютных системах), невозможности осуществления механизма принудительной передачи такого имущества [5, 21].

На главным является тот факт, что налог в РФ оплачивается с любого дохода (тут возникает вопрос о легализации дохода, поскольку зачастую сделки по виртуальной собственности проходят «в теневой экономике»), соответственно всё будет подвергаться налогообложению, но зависит от правового статуса налогоплательщика: ФЛ, ИП, ЮЛ, ЮЛ, открытое в других странах и др.

Следующим рассмотрим финансовый контроль за операциями, связанными с виртуальной собственностью. Исходя из содержания ФЗ «О ЦФА» данная функция возложена на ЦБ РФ (как лицо, ведущее реестр цифровых активов). И здесь возникает вопрос: рационально ли возлагать на ЦБ РФ еще одно огромное поле деятельности, имеющее огромные перспективы развития, при том, что ЦБ £ РФ даже не публичный орган власти? В настоящее Я время банковский контроль уже охватывает: кон-~ троль за некредитными финансовыми организаци-^ ями, контроль за кредитными организациями, фи-

нансовым рынком, валютное регулирование и валютный контроль [5].

Таким образом, виртуальная собственность в РФ имеет огромные перспективы развития, однако пока правовое регулирование имеет существенные проблемы и пробелы. Авторы считают необходимым внести изменения в Гражданский Кодекс посредством введения института виртуальной собственности, виртуальный объект признать объектом гражданского права. После чего создать кодифицированную систему актов непосредственно регулирующих виртуальную собственность, цифровое право.

Литература

1. Правовые отношения в пространстве виртуальных игровых миров: проблемы теории и практики // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pravovye-otnosheniya-v-prostranstve-virtualnyh-igrovyh-mirov-problemy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 16.12.2022).

2. В.В. Архипов. Виртуальная реальность: системные правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр - Доступ из СПС «Гарант». - Текст: электронный.

3. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности (В.В. Архипов, Е.В. Килинкарова, Н.В. Мела-щенко, «Закон», N6, июнь 2014 г.) - Доступ из СПС «Гарант». - Текст: электронный.

4. Латухина В.С. Право виртуальных миров: новые объекты гражданских прав // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 1. № 1. - С. 74-80.

5. Новиков И.В. Виртуальная собственность: перспективы регулирования // Вопросы российской юстиции.2019.№ 1. С. 789-804.

6. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-8143/11 по делу № А40-116118/09-104-553 от 30.06.2011 - Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс». - Текст: электронный.

7. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам № С01-958/2016 по делу № СИП-193/2016 от 05.12.2016 - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

8. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам № С01-762/2014 по делу № СИП-356/2013 от 03.09.2014 - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

9. Хисматуллин С.А. Понятие виртуальной собственности как нового объекта гражданского права // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 75-78.

10. Palka P. Virtual Property: Towards a General Theory. Florence: European University Institute, 2017. 246 p.

11. Афанасьев Е.С. Виртуальная собственность как потенциальный институт в российском

праве: понятие и правовая природа // Вопросы российского и международного права. 2022. Том 12. № 6А. С. 142-149. DOI: 10.34670/ AR.2022.49.93.018

12. Карцхия А.А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий. - М., 2019. - С. 214-143 и др.

13. Информация как объект гражданского права // Научная электронная библиотека «Кибер-Ленинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsiya-kak-obekt-grazhdanskogo-prava (дата обращения: 18.12.2022).

14. Климушкин Д.М. Цифровые активы как новое измерение в экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 11А. С. 85-92. DOI: 10.34670/AR.2020.93.11.009.

15. Duranske B.T. Virtual Law. Navigating the Legal Landscape of Virtual Worlds.

16. История развития MMORPG. Краткий рассказ какие были ММОРПГ с 1978 по 2008 г. // StopGame URL: https://stopgame.ru/blogs/top-ic/107659/istoriya_razvitiya_mmorpg_kratkiy_ rasskaz_kakie_byli_mmorpg_s_1978_po_2008_g (дата обращения: 18.12.2022).

17. История создания криптовалюты: первая в мире крипта и Satoshi Nakamoto // Binance URL: https://goo.su/ZhP0m (дата обращения: 18.12.2022).

18. Stolterman, Erik; Croon Fors, Anna. «Information Technology and the Good Life». Information systems research: relevant theory and informed practice. 2004. p. 689. ISBN1-4020-8094-8.

19. Virtual Currency Schemes. European Central Bank. October 2012. URL: http://www.ecb.eu-ropa.eu/ pub/pdf/ other/ virtualcurrencyschemes-201210en.pdf (дата обращения: 29.12.2022).

20. Письмо ФНС России от 04.06.2018 № БС-4-11/10685 «О порядке налогообложения доходов физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 17.05.2018 № 03-04-07/33234) -Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

FORMATION OF THE INSTITUTION OF LEGAL REGULATION OF VIRTUAL PROPERTY

Ergalova A.A., Kostina D.S., Baturin E.A., Ponomarev O.V.

Law School of the Far Eastern Federal University

Currently, there is a clear gap in the legislation in the field of virtual property in the implementation of digital technologies in modern legal relations. The authors considered and classified various approaches to the definition of virtual property from the side of legislation, theory and judicial practice, using the retrospective method, approaches in a broad and narrow sense are highlighted. Important is the financial and legal regulation of virtual property at the moment through the prism of taxation of «virtual money» (cryptocurrencies, digital financial assets, etc.) recognized as property, the prospects for legalizing transactions with virtual objects (in-game elements, domain names, accounts, etc.) and their subsequent taxation, the provisions of financial control, the expediency of transferring powers in this area to the Central Bank of the Russian Federation.

Keywords: virtual property, virtual world, digital law, digital currency, financial control, taxation

References

1. Legal relations in the space of virtual game worlds: problems of theory and practice // Scientific electronic library "Kiberleninka" URL: https://cyberleninka.ru/article/iVpravovye-otnosheniya-v-prostranstve-virtualnyh-igrovyh-mirov- problemy-teorii-i-praktiki (date of access: 12/16/2022).

2. V.V. Arkhipov. Virtual reality: systemic legal problems in the context of the development of the computer games industry -Access from the ATP "Garant". - Text: electronic.

3. Problems of legal regulation of the circulation of goods on the Internet: from distance trading to virtual property (V.V. Arkhipov, E.V. Kilinkarova, N.V. Melashchenko, "Zakon", N6, June 2014) - Access from SPS "Garant". - Text: electronic.

4. Latukhina V.S. Law of Virtual Worlds: New Objects of Civil Rights // International Journal of Social and Humanitarian Sciences. - 2016. - T. 1. No. 1. - S. 74-80.

5. Novikov I.V. Virtual Property: Regulatory Perspectives // Issues of Russian Justice. 2019. No. 1. S. 789-804.

6. Determination of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation No. VAS-8143/11 in case No. A40-116118 / 09104-553 dated 06.30.2011 - Access from the ConsultantPlus ATP. - Text: electronic.

7. Resolution of the Presidium of the Court for Intellectual Property Rights No. C01-958/2016 in case No. SIP-193/2016 dated 05.12.2016 - Access from the ConsultantPlus SPS. - Text: electronic.

8. Resolution of the Presidium of the Court for Intellectual Property Rights No. C01-762/2014 in case No. SIP-356/2013 dated 03.09.2014 - Access from the ConsultantPlus SPS. - Text: electronic.

9. Khismatullin S.A. The concept of virtual property as a new object of civil law // Science in the modern world: development priorities. 2018. Vol. 2. No. 1 (4). pp. 75-78.

10. Palka P. Virtual Property: Towards a General Theory. Florence: European University Institute, 2017. 246 p.

11. Afanasiev E.S. Virtual property as a potential institution in Russian law: concept and legal nature // Questions of Russian and international law. 2022. Volume 12. No. 6A. pp. 142-149. DOI: 10.34670/AR.2022.49.93.018

12. Kartskhiya A.A. Civil law model of regulation of digital technologies. - M., 2019. - S. 214-143 and others.

13. Information as an object of civil law // Scientific electronic library "CyberLeninka" URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsiya-kak-obekt-grazhdanskogo-prava (date of access: 12/18/2022).

14. Klimushkin D.M. Digital assets as a new dimension in the economy // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2019. Volume 9. No. 11A. pp. 85-92. DOI: 10.34670/AR.2020.93.11.009.

15. Duranske B.T. Virtual Law. Navigating the Legal Landscape of Virtual Worlds.

16. History of MMORPG development. A short story about what MMORPGs were like from 1978 to 2008 // StopGame URL: https://stopgame.ru/blogs/topic/107659/istoriya_razviti-ya_mmorpg_kratkiy_rasskaz_kakie_byli_mmorpg_s_1978_ po_2008_g (Accessed: 12/18/2022).

17. The history of the creation of cryptocurrency: the world's first crypt and Satoshi Nakamoto // Binance URL: https://goo.su/Zh-P0m (Accessed: 12/18/2022).

18. Stolterman, Erik; Croon Fors, Anna. "Information Technology and the Good Life". Information systems research: relevant theory and informed practice. 2004. p. 689. ISBN1-4020-8094-8.

19. Virtual Currency Schemes. European Central Bank. October 2012. URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcur-rencyschemes201210en.pdf (accessed 29.12.2022).

20. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 04.06.2018 No. BS-4-11/10685 "On the procedure for taxing personal income" (together with Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 05.17.2018 No. 03-04-07/33234) - Access from the SPS "ConsultantPlus" ". - Text: electronic.

5 -a

C3

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.