Научная статья на тему 'Регулирование невостребованных финансовых активов физических лиц в депозитных институтах'

Регулирование невостребованных финансовых активов физических лиц в депозитных институтах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров М.Г.

Анализируются национальные схемы по работе с невостребованными банковскими счетами физических лиц в западных странах. Автор предлагает классификацию основных подходов к проблеме со стороны депозитных институтов и государственных регуляторов. Выявляется современная тенденция по росту количества стран, в которых существует законодательство соблюдающее социально-экономические интересы всех участников отношений. Рассмотрены юридические и экономические следствия признания актива физического лица невостребованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование невостребованных финансовых активов физических лиц в депозитных институтах»

жать только цену перемещаемого через таможенную границу товара. Это поможет существенно снизить таможенную стоимость товара и, соответственно, таможенные платежи (НДС, пошлины).

Таким образом, для экспорта России наиболее перспективными являются транспортные, туристические, образовательные услуги. Есть потенциал для развития финансовых и страховых услуг.

В любом случае развитие в данном направлении требует поддержки государства, которая может выражаться в создании положительного имиджа страны, принятии соответствующего законодательства, экономическом стимулировании экспорта услуг.

Список литературы:

1. Бадаева О.Н., Предводителева М.Д. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // МЭ и МО. - 2007. - № 3.

2. Демидова Л.Н. Сфера услуг: изменение динамики производительности // МЭ и МО. - 2009. - № 12.

3. Иностранные туристы не хотят ехать в Россию // Коммерсантъ. -2009. - 6 марта. - С. 2.

4. www.gks.ru.

5. www.oecd.org.

6. www.timocom.pl.

7. World Investment Report. 2009; ВТО о развитии мировой торговли в 2009 г. // БИКИ. - 2010. - 9 августа. - № 89.

8. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г.

РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДЕПОЗИТНЫХ ИНСТИТУТАХ

© Макаров М.Г.*

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

Анализируются национальные схемы по работе с невостребованными банковскими счетами физических лиц в западных странах. Автор предлагает классификацию основных подходов к проблеме со стороны депозитных институтов и государственных регуляторов. Выявляется современная тенденция по росту количества стран, в которых существует законодательство соблюдающее социально-экономические интересы всех участников отношений. Рассмотрены юридические и экономические следствия признания актива физического лица невостребованным.

* Аспирант кафедры Менеджмента и управления народным хозяйством.

Невостребованный финансовый актив - это такой актив физического лица (например, банковский вклад), по которому со стороны клиента не проводится активных трансакций в течение т.н. «периода невостребованности», вследствие чего финансовый институт предпринимает безрезультатную попытку наладить обратную связь с владельцем. Формально средства по-прежнему являются собственностью физического лица, но установление статуса «невостребованности» приводит к различным юридическим и экономическим последствиям для финансовых институтов, их клиентов и государства в лице регулирующих органов. В силу того, что в отечественной практике отсутствуют специальные русскоязычные термины для однозначного определения «забытых» активов, будем использовать определение «невостребованный счёт» физического лица (далее - НС). Именно счет, а не актив или вклад, поскольку сам факт размещения последнего в банковской или иной подобной организации сопровождается открытием счёта для зачисления на него средств на основании заключенного договора. Даже в случае внесения вклада в виде наличных денег, после размещения в банке вклад фактически теряет свою вещественную природу и существует в виде записей по счету.

Понятие НС распространяется не только на банковские депозиты и текущие (расчетные) счета частных клиентов. Каждый раз, когда идет речь о некой сумме финансовых обязательств юридического лица перед клиентом, собственные средства которого депонированы на счетах юридического лица и связь с ним утеряна в течение определенного периода времени, мы имеем дело с НС. Если говорить о банках, под определение НС могут подпадать также остатки на карт-счетах, не предъявленные для погашения сберегательные сертификаты, невостребованное содержимое депозитарных ячеек. В широком смысле под определение НС в разных странах подпадают невостребованные доли в строительных обществах, пенсионные счета, полисы страхования, невыплаченные дивиденды, необналиченные чеки, выигрыши от лотерей, доли в инвестиционных и паевых фондах, имущество, заложенное в ломбард и т.д. Современная ситуация в России, Беларуси и других странах СНГ характерна тем, что банки являются основными депозитными институтами, поэтому далее будет анализироваться именно мировая банковская практика по работе с НС.

В странах СНГ отсутствует как специальное законодательство, подобное рассмотренному ниже, так и специальная литература по исследуемой тематике, в качестве источников материалов используются официальные сайты национальных финансовых регуляторов, банковских ассоциаций и статистических агентств, а также сборники законодательных актов и статьи зарубежных финансовых периодических изданий.

Существует несколько основных подходов к регулированию НС со стороны государственных органов и банковских организаций. Используя уровень развития специального законодательства и наличие национальных схем по работе с НС как главные критерии классификации, разделим страны на три

группы1. В первую и вторую группы входят богатые развитые западные страны, имеющие давние банковские традиции. В этих странах признается наличие явления невостребованности финансовых активов в экономике, существует само понятие НС, присутствует законодательство по его регулированию. Третий подход к работе с НС (скорее отсутствие подхода) характерен для стран с относительно молодым развивающимся финансовым сектором (табл. 1).

1-ая группа. Страны, входящие в группу имеют специальное законодательство по регулированию и использованию НС, оно трактуется как меры по защите прав вкладчиков. Сюда входят развитые страны, в первую очередь США и Великобритания, которые возглавляют список мировых финансовых лидеров [1]. Можно сказать, что состав данной группы сформировался исторически. На территории большинства этих стран последние 80-100 лет не велись активные военные действия, их банки не подвергались разграблению, правительства не проводили конфискационные денежные реформы, а национальная валюта была относительно устойчивой. Соответственно потенциально существует большой объем накопившихся НС, что подтверждается оценками национальных регуляторов. Наиболее разработанные нормы и правила, регулирующие методы работы с НС имеют бывшие доминионы Великобритании, такие как Канада, Австралия и Новая Зеландия. Интересно, что данные страны, находящиеся под влиянием британских банковских традиций, начали использовать специальное законодательство задолго до появления такового в Соединенном Королевстве (табл. 2).

Таблица 1

Особенности регулирования работы с НС в некоторых странах

Наличие специальное законодательство по НС Срок исковой давности для владельцев НС, лет Получатель средств в случае признания счета НС

Государство + или Общественный фонд ++, под опеку Банк, прочий доход Банк, статус неопределен

1 группа

США + - + - -

Великобритания + - ++ - -

Канада + 40-100 + - -

Австралия + - + - -

Бельгия + 30 + - -

Ирландия + - ++ - -

Новая Зеландия + - + - -

2 группа

Германия - 30 - + -

Нидерланды - 20 - + -

Швейцария - - - + -

3 группа

Страны СНГ - - - - +

Источник: Национальные финансовые регуляторы, банковские ассоциации, законодательство.

1 Классификация автора.

НС признается счет, неактивный в течение определенного законодательно установленного периода времени, при условии, что связь с владельцем отсутствует. По истечении периода невостребованности, средства на НС подлежат передаче государству либо общественному фонду на бюджетные или общественно-полезные цели. Формально деньги по прежнему принадлежат владельцу (наследникам) и могут быть возвращены в случае обоснованного требования. Для обеспечения возможности поиска НС заинтересованными лицами существуют различные, как правило, централизованные информационные базы под контролем государственных регуляторов, кроме того допускается частичное ослабление принципа банковской тайны. Количество развитых стран, использующих описанный подход, постоянно растет.

2-ая группа. Для регулирования правил работы с НС, как правило, используются нормы общего права, хотя понятие невостребованного актива физического лица присутствует. В данном случае приоритет отдается защите интересов банков. В таких странах, как Нидерланды, финансовые институты руководствуются статьями гражданского кодекса о сроках исковой давности. После того как счет становится неактивным и попытки наладить связь с владельцем не приносят успеха, начинается действие срока исковой давности, после которого НС переходит в собственность банка и относится им на прочий доход. С другой стороны, банки Швейцарии и Гонконга, которые специализируются на привлечении вкладов нерезидентов, не используют сроки исковой давности. В этих странах допускается отнесение НС на прочие доходы банка, а в случае обращения владельцев с требованием возврата, выплаты списываются на убытки. Кроме этого, в банковской практике допускается взимание банками дополнительных комиссий за ведение неактивных счетов. В Гонконге, например, многие банки вводят дополнительную ежемесячную комиссию за обслуживание через 6 месяцев после прекращения активных операций по счету, или если остаток на счету менее 500 гонконгских долл., НС в конечном итоге «проедаются» самим банком [2]. Банки Швейцарии устанавливают разовый комиссионный сбор, величина которого сильно варьируется и зависит от затрат, которые понес банк при розыске клиента.

3-я группа. Во многих странах, в том числе Восточной Европы в настоящее время нет специальных законодательных норм по работе с НС. Не существует определения НС, также нет легальной возможности закрытия некоторых видов вкладов с незначительными остатками. Помимо этого Гражданские Кодексы некоторых стран запрещают применение срока исковой давности по отношению к банковским вкладам1. Теоретически, НС могут находиться в коммерческих банках бесконечно долго. В настоящее время происходит ускорение накопления НС в национальных банковских

1 Данная норма присутствует в законодательстве многих стран СНГ. Например, в ст.209 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

системах вследствие роста депозитов населения и увеличения среднестатистического количества банковских счетов в расчете на душу населения.

Таблица 2

Законодательство по НС в странах 1-й группы

Страна Законодательный акт, регулирующий работу с НС Время начала законодательного регулирования НС

Новая Зеландия Закон о НС (Unclaimed Money Act 1973) с исправлениями 1988 и 1990 1908 г.

США Различные законодательные акты о невостребованном имуществе отдельных штатов. Федеральный закон о невостребованном имуществе. Начало - 1940-е годы. С 1990-х активизация законотворчества в отдельных штатах.

Австралия Закон о банках от 1959 г. (Banking Act 1959 Sect 69-Unclaimed Moneys) 1959 г. Законодательства штатов приводится в соответствие с федеральным.

Канада Акт C-37 от 2007 r.(Bill C-37 2007) Уже в 1980-е существовали законодательные акты по НС отдельных провинций.

Ирландия Закон о НС (The Dormant Accounts Act 2001, (Amendment) 2005) 2001 г.

Великобритания Закон о невостребованных счетах банков и строительных сообществ (The Dormant Bank and Building Society Accounts Act 2008) Обсуждение с 2005 г. Закон от 2008 г.

Бельгия Закон no HC(The Law of 24/07/2008) 2008 г.

Источник: Сайты национальных регуляторов по НС.

Последствия признания счета невостребованным. Рассмотрим подробнее позиции участников экономических отношений на примере развитых западных стран, в первую очередь стран 1-й группы. В результате образования и существования НС возникает ситуация, когда пересекаются интересы трех заинтересованных сторон:

1. депозитные институты, привлекающие средства населения;

2. физические лица - владельцы (наследники) НС;

3. государство, как регулятор отношений, а также как заинтересованная сторона в случае использования НС для финансирования бюджета либо общественных программ.

У каждой стороны имеются свои интересы и позиция по данному вопросу. Проанализируем, что нужно банкам, в чем интересы их клиентов, и почему государственные органы стремятся контролировать НС.

Банк. После признания счета невостребованным с экономической точки зрения позицию банков формируют следующие факторы:

1. Банки предпочитают оставлять деньги клиента у себя. Розничные и универсальные банки являются коммерческими организациями, использование денег клиента заложено в банковской природе. Депозиты физических лиц - одна из главных составляющих ресурсной базы финансовых институтов. Поэтому там, где законодательство предписывает передавать

НС государству, банки предпринимают активные шаги для обнаружения пропавших хозяев. В качестве профилактической работы выпускаются буклеты с инструкциями, проводятся социальные рекламные компании. Необходимая информация включается в договора на обслуживание, клиент получает напоминания по электронной почте и т.п. Банки хотят найти владельцев, а не отдавать деньги правительству.

В странах, где не предусматривается передача денег государству, подход к поиску формален. В Швейцарии банки ограничиваются уведомлением клиента о том, что счет становится НС. Используя персональные данные владельца, банк пытается еще раз связаться с ним и, если попытка неудачна, банк прекращает рассылку документов по счету, мотивируя это соображениями безопасности. Это выгодно банкам, они по-прежнему распоряжаются средствами клиента. Если существуют серьезные основания считать, что клиент уже не обратиться в банк за своими деньгами, некоторые банки считают возможным относить эти суммы на статью прочих доходов. В любом случае банк должен сохранить идентификационные данные на тот случай, если владелец (наследник) счета все-таки объявиться. Если банку придется вернуть НС клиенту, данная сумма относится на убытки. Другие банки, правда, не считают возможным отражать суммы по НС в балансе как доход [3].

2. Существует практика увеличения стоимости обслуживания и снижения доходности по НС. Многие банки устанавливают дополнительную комиссию за обслуживание НС, аргументируя подобные меры высокой себестоимостью их обслуживания. Снижение доходности происходит в случае, когда заканчивается срочный депозит и банк переводит счет в категорию до востребования. Банк может снизить либо обнулить процентную ставку по вкладу в случае признания счета НС. В целом, наблюдается некоторая тенденция по дискриминации интересов владельцев НС.

С социально-политической точки зрения банку необходимо демонстрировать справедливое отношение к клиентам. Надежность, честность, аккуратность - качества, которые должны ассоциироваться с банковскими брендами. Добиться такого общественного мнения непросто, особенно в период экономических потрясений. Банки стараются показать, что соблюдая законодательство, они находят максимально возможное число клиентов НС. Рассмотрение запросов потенциальных владельцев передается либо государству, либо независимым общественным организациям. Даже в консервативной Швейцарии, банки официально декларируют согласие с рекомендациями Швейцарской Банковской Ассоциации (8ВА), а запросы по НС рассматривает Центральный офис при банковском Омбудсмене Швейцарии [4]. Финансовые институты совместно с государственными органами формируют базы данных по НС, доступные всем заинтересованным лицам. В последние 10 лет растет количество развитых стран, где начинают работу поисковые сервисы, подобные созданному в Великобритании www.mylostaccount.org.uk (табл. 3). Данный сайт объединил вместе три поисковые системы, ранее суще-

ствовавшие раздельно: Британской ассоциации банков (BBA), Британской ассоциации строительных обществ (BSA) и Сберегательного банка (NS&I). Успех проекта подтверждается статистикой: уже в первые шесть месяцев с момента запуска сайта 30 января 2008 г. более 140000 человек заполнили поисковые анкеты, в среднем 760 заявок поступает ежедневно. По заявлению руководства NS&I, за этот же период только по их ведомству удовлетворено более 25000 заявок и возвращено владельцам около 41 млн. фунтов стерлингов [5].

Таблица 3

Государственные органы-регуляторы НС и основные поисковые сервисы в странах 1-ой группы

Страна Орган-регулятор НС Сервис поиска НС

США Национальная Ассоциация Администраторов невостребованного имущества - NAUPA (National Association of Unclaimed Property Administrators) На сайте NAUPA содержатся ссылки на поисковые сервисы большинства штатов. www.missingmoney.com

Великобритания Управление по финансовому регулированию и надзору - FSA (Financial Services Authority) Совместный проект BBA, BSA и NS&I. www.mylostaccount.org.uk

Канада Банк Канады - Bank of Canada www.ucbswww.bank-banque-canada.ca/ scripts/search english.cfm

Австралия Комиссия по ценным бумагам и инвестициям - ASIC (Australian Securities and Investment Commission) www.edge.asic.gov. au/unclaimed/simpl equery.html

Бельгия Администрация по урегулированию депозитов - ADSO (Administration of Deposit, Consignations and Opposition) Поисковый сервис находится в разработке.

Ирландия Государственное казначейство - NTMA (The National Treasury Management Agency) /www.ibf.ie/consumersset3.html

Новая Зеландия Внутреннее налоговое управление -IRD (The Inland Revenue Department) www.ird.govt.nz/unclaimed-money

Источник: Национальные регуляторы НС.

Клиент банка. Главным образом владельцам НС нужна защита своих имущественных и неимущественных прав, таких как:

1. Право на частную собственность. Вкладчики хотят гарантии сохранения собственности и получения денежного дохода. Желательно, чтобы деньги оставались в банке и приносили доход в виде процентов за весь срок пользования средствами. Если деньги передаются государству, должна существовать гарантия возврата вкладов и желательно начисленных за время пользования процентов. Учитывая, что банковские вклады - это организованная форма сбережений, вкладчики хотят гарантии возврата вкладов даже в случае ликвидации финансового института.

2. Право на частную жизнь. Если говорить о банковской тайне, в случае с НС ситуация неоднозначна. Владельцы заинтересованы в конфиденциальности личной информации и, как правило, защищены соответствую-

щим законодательством. Но при переходе прав собственности на НС, например, в случае смерти владельца счета к его наследникам, охрана банковской тайны сильно затрудняет поиск и получение наследства. Выгодоприобретатели нуждаются в механизме поиска активов, доступность которого гарантирована не только банками, но и надзорным государственным органом.

Государство. Политика регуляторов зависит от законодательства, банковских традиций в данной стране. В большинстве стран 1-й группы НС передаются в пользование государству с одновременной гарантией сохранности средств. В Великобритании с 2009 г. действует специальное законодательство о НС, и хотя участие в Национальной схеме является добровольным, подавляющее большинство банков и банковских организаций заявили о своем участии. В Швейцарии, где банки формируют значительную часть ВВП, государство декларирует тезис, что интересы банков - это интересы страны. Признавая наличие значительного объема банковских НС, правительство считает, что мировому лидеру по вкладам нерезидентов выгоднее держать НС непосредственно в банках, и не отпугивать клиентов прецедентом передачи их денег государству. Главная функция государства по отношению к НС - регулятивная. Правительство выступает посредником между финансовыми институтами и их клиентами. В странах 1-й группы банки обязаны предоставлять информацию по НС в уполномоченный орган (табл. 3), следящий за законностью действий банков по отношению к потребителям. Считается, что такой надзор - дополнительная гарантия экономической стабильности и доверия населения к банковской системе. В любом случае государство декларирует свое стремление к восстановлению «status quo» до исчезновения владельца НС и гарантию возврата средств.

Правительства стремятся использовать НС на бюджетные или общественные цели. Если активов много, как в США, власти рассматривают эти деньги как выгодный ресурс для финансирования бюджета. Статистика показывает, что по счетам, невостребованным более 10 лет, владельцам возвращается не более 5 %. В 2007 г., у всех американских штатов вместе находилось 22,8 млрд. долл. США «пропавших» денег, а востребовано менее чем 1 млрд. долл. США [6]. В Ирландии, доходы от НС в виде начисленных процентов, полученные от управления общественного Фонда под патронажем Казначейства используются для поддержки проектов, направленных на уменьшение социальной напряженности в обществе [7].

С точки зрения автора, подход к вопросу регулирования НС, который наиболее полно учитывает интересы всех участников отношений, демонстрируют страны 1-группы. На основании сравнительного анализа вновь вводимого специального законодательства, можно сделать вывод о распространении мировой тенденции по совершенствованию методов работы с НС в сторону социальной направленности. Данная тенденция характеризуется следующими положениями и действиями со стороны государственных регуляторов и финансовых институтов:

1. ответственными за регулирование НС являются государственные органы. Это и традиционные структуры (казначейство, налоговое управление), и специально созданные государственные либо общественные организации;

2. актив физического лица признается невостребованным в случае отсутствия активных операций со стороны владельца и при потере с ним обратной связи в течение более чем 1 года. Период невостребованности зависит от вида НС. Специальное законодательство обязывает банки и другие финансовые институты совершать регламентированные действия по розыску «пропавших» владельцев;

3. средства, признанные НС, передаются в государственные органы либо общественные фонды. Государство является гарантом сохранности и возврата НС в случае возможного предъявления требования законным владельцем (наследниками). НС используют для финансирования общественно-полезных программ либо на бюджетные цели, где они выступают выгодным привлеченным ресурсом. Во-первых, процентная ставка за пользование НС в некоторых странах, таких как Бельгия [8], значительно ниже среднего уровня либо нулевая. Во-вторых, практика показывает, что большая часть НС в конечном итоге остаются невостребованными;

4. идентификационные данные сохраняются в информационной базе, которая курируется государственным органом. Все большее распространение набирают специальные поисковые системы в виде on-line сервиса, с помощью которых каждый может проверить наличие НС;

5. исковая давность по востребованию владельцами либо их наследниками НС в большинстве стран 1-й группы отсутствует. В некоторых странах существует период хранения вклада под опекой государства, после которого НС безвозвратно передаются в казну, а если сумма НС меньше определенного значения, переход происходит сразу.

Среди многообразия национальных схем по работе с невостребованными финансовыми активами физических лиц выделяются три основных подхода. Первый, социальный подход - в развитых странах подобных США, где специальное законодательство направлено на реализацию интересов всех заинтересованных сторон: владельцев счетов, банков и общества. Ко второй группе относятся развитые страны, которые при решении вопросов по НС, руководствуются общим законодательством и приоритет отдается интересам банков. Наиболее многочисленные, страны третьей группы, которые в силу относительной молодости своего финансового сектора, не имеют собственных схем по работе с НС. В последнее десятилетие существует тенденция по формированию специального законодательства о НС в развитых странах: после подтверждения срока и условий невостребованности, финансовый актив подлежит передаче под государственную опеку. В дальнейшем средства используются на общественные цели, а за владельцем сохраняется право на востребо-

вание имущества. Обобщение зарубежного опыта по данному вопросу, естественно с учетом отечественной специфики, будет полезным для обозначения перспектив совершенствования банковского законодательства стран СНГ.

Список литературы:

1. European Banking Federation (EBF) [Electronic resource]. - Brussels.,

2009. - Mode of access: www.ebf-fbe.eu.

2. The Hong Kong Monetary Authority (HKMA) [Electronic resource]. -Hong Kong., 2010. - Mode of access: www.info.gov.hk/hkma.

3. Swiss Banking. The Swiss Bankers Association [Electronic resource] -Basel., 2009. - Mode of access: www.swissbanking.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The Swiss Banking Ombudsman [Electronic resource]. - Zurich., 2009. -Mode of access: www.bankingombudsman.ch.

5. National Savings and Investments accounts [Electronic resource]. -London., 2009. - Mode of access: www.nsandi.com.

6. National Association of Unclaimed Property Administrators (NAUPA) [Electronic resource]. - N.Y., 2010. - Mode of access: www.unclaimed.org.

7. Dormant accounts. The Irish Banking Federation (IBF) [Electronic resource]. - Dublin., 2009. - Mode of access: www.ibf.ie/consumersset3.html.

8. Administration of Deposits and Consignations / Belgian Federal Treasury [Electronic resource]. - Brussel., 2009. - Mode of access: www.dormant-accounts.be/en.

9. De Nederlandsche Bank (DNB) [Electronic resource]. - Amsterdam.,

2010. - Mode of access: www.dnb.nl/en/home/index.jsp.

10. Bank of Canada [Electronic resource]. - Ottawa., 2010. - Mode of access: www.bank-banque-canada.ca.

11. Reserve Bank of Australia's [Electronic resource]. - Sydney., 2010. -Mode of access: www.rba.gov.au.

12. Unclaimed Money. The New Zealand Treasury [Electronic resource]. -Wellington, 2010. - Mode of access: www.treasury.govt.nz/services/ unclaim-edmoney.

ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ

© Никитина С.В.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, г. Москва

The article examines the experience of China's investment policy aimed at creating favorable conditions to attract investment, particularly foreign direct

* Аспирант кафедры Мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.