ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Лапина М. А., Патрикеев П. А.
6.17. ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
©Лапина Марина Афанасьевна, доктор юридических наук, профессор, профессор
Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
MALapina@fa.ru
©Патрикеев Павел Андреевич, аспирант
Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
patrikeev@reg.ru
Аннотация: в России и за рубежом интенсивно осуществляется правотворческая деятельность в отношении цифровых объектов в целях их финансово-правового регулирования и определения их места в национальных правовых системах.
В статье раскрыты вопросы, которые являются краеугольным при любом приближении к анализу правовых институтов, регулирующих современное право:
Что понимается под цифровым финансовым активом (шире - цифровым активом) в современных правовых системах? Какие ключевые проблемы правового регулирования таковых активов в настоящее время стоят перед законодателем в России и мире?
В результате анализа законов и законопроектов выявлены содержащиеся в них концептуальные противоречия. Авторами с использованием российских и зарубежных источников проведен обобщающий анализ основных концепций правового регулирования цифровых финансовых активов. В результате выявлены существенные различия в подходах различных законодателей в России и ряде других стран, проведен их анализ и сопоставление. Авторы приходят к выводу, что в России до сих пор не определена четкая государственная финансовая политика и не создан правовой механизм государственного регулирования цифровых активов и цифровых финансовых активов.
Новизна статьи заключается в обосновании необходимости законодательного введения комплексного понятия цифровых финансовых активов на примере зарубежного законодательства. Научно обосновано и предложено законодательное закрепление понятия цифровых активов, включающего в себя понятие цифровых финансовых активов (криптова-люты, токены) как одну из разновидностей, но при этом также открывающего возможность правового регулирования иных видов цифровых активов (например, доменных имен, виртуальных ценностей в онлайн-играх), существующих в настоящий момент или могущих появиться в ближайшем будущем.
Практическая значимость работы заключается в формулировании рекомендаций при разработке законопроектных предложений по введению в законодательство понятия «цифровой финансовый актив».
Ключевые слова: криптовалюта, токены, финансовый контроль, цифровой актив, цифровой финансовый актив.
ВВЕДЕНИЕ
Появление и оборот криптовалют и токенов на базе технологии «блокчейн», а также внедрение и использование на практике иных технологических инноваций в сфере цифровой экономики - аккаунтов в различные системы подписок и банкин-ги, веб-сайтов, доменных имен, интернет- и «мобильных» купонов, смарт-контрактов и др. ставят современные государства перед неизбежностью государственного регулирования цифровых активов.
Появление технологических инноваций приводит к необходимости возникновения функционального и отвечающего современным реалиям механизма государственного регулирования и финансового контроля за оборотом данных объектов, а также пресечению незаконных операций, связанных с использованием цифровых активов, в том числе в целях отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма [Лапина, Бачило, 2019].
В ряде государств основные направления правового регулирования цифровых активов связано с оборотом биткоинов и иных криптовалют. В законодательстве большинства зарубежных государств криптовалюты относят к электронным денежным суррогатам, за контролем оборота которых установлены определенные правила.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Зарубежный опыт законодательного регулирования «денежных суррогатов» идет по пути формулирования понятия и государственного администрирования цифровых финансовых активов. При этом ни одно государство не признает криптова-люту или электронные денежные суррогаты в качестве аналога или альтернативы национальной валюты.
В целях развития цифровой экономики правительства ряда государств были вынуждены разработать специальные правовые режимы в рамках операций по обороту цифровых финансовых активов, установить правила в области ПОД/ФТ (лицензирование бирж, введение специальных отчетных деклараций, активная деятельность по созданию налоговых преференций для пользователей криптовалют, зарегистиррованных в специализированном органе по контролю за данными объектами оборота), признав при этом данные средства в качестве объектов гражданского оборота.
Так, на территории ЕС в отдельных государствах осуществляется правовое регулирование по линии признания квазиденежных средств в качестве цифровых инструментов или специальных финансовых активов, применяя к операциям с ними налогообложение налогом на добавленную стоимость.
Ряд государств Юго-восточной Азии и Африки проводят, наоборот, активную политику по запрету любого использования цифровых валют или электронных денежных суррогатов
ISSN 2541-8025
Том XV 5-2019
Проблемы экономики и юридической практики
на своей территории. Хотя Китай демонстрирует определенную динамику в сторону более тонкого регулирования данной сферы отношений.
Характеризуя государственное регулирование цифровых активов в России, следует констатировать отсутствие специальных законов в данной сфере отношений. Аналогично, в большинстве стран ЕС до сих пор отсутствует правовое регулирование криптовалюты как самого распространенного в настоящее время примера электронного денежного суррогата.
В целях осуществления финансового контроля создаются специальные системы лицензирования или сертифицирования деятельности по обороту цифровых финансовых активов, полномочия по лицензированию и контролю за субъектами в данной области передаются уже существующим субъектам ПОД/ФТ, национальным банкам и налоговым ведомствам.
Соседние Российской Федерации страны в лице Белоруссии и Украины, при наличии примерно аналогичного законодательства в области государственного регулирования цифровых финансовых активов, с 2017 года осуществляют имплемента-цию довольно прогрессивных мер, направленных на создание подходящих правовых режимов, позволяющих ввести использование биткоинов и иных криптовалют в правовое поле.
Необходимо заметить, что выделение понятия «цифровой актив» в законодательстве зарубежных стран не является общепринятой практикой. Так, зачастую в законодательства вводятся понятия криптовалюты или цифровой валюты, но понятия «цифровой актив» и «цифровой финансовый актив» отсутствуют. Примером служит и недавно принятый Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики», где присутствует исключительно понятие «криптовалюта» [2]. Похожий «узкий» подход избран в законодательстве Франции в рамках так называемого PACTE Law (The фр., Plan d'Action pour la Croissance et la Transformation des Entreprises; англ., PACTE - Action Plan for Business Growth and Transformation ; рус., План Развития и Трансформации Предпринимательства) [12]. Французский PACTE Law представляет собой пакет законодательных инициатив, выступающего в качестве своеобразной карты будущих законодательных изменений. В PACTE Law основной акцент на сделан на криптовалюты, запланировано введение в законодательство понятия «crypto-assets» (крипто-активы) [Hubert, Tristan, 2018]. В 2018 году в законопроекте Российской Федерации № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» цифровые финансовые активы определены как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств, право собственности на которое удостоверяется путем внесения записей в специальный реестр [4]. До этого в законодательстве понятие актив применялось в отношении нематериальных активов (в частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации).
Характеризуя научные исследования по данному вопросу, следует отметить, что они сосредоточены практически тотально на вопросах регулирования криптовалют и биткоина, понятие «цифровые активы» употребляется, как правило, вскользь. Так, в своей статье Christian Catalini и Joshua S. Gans (Университет Торонто) «Some Simple Economics of the Blockchain» (MIT) употребляют понятие цифровых активов исключительно для описания сферы применения технологии блокчейн в области распределенных баз данных [Catalini, Joshua, 2017]. Несмотря на то, что понятие «digital assets» употребляется в статье более 10 раз, определения ему не приводится. Аналогичный подход
используют и авторы статьи «Blockchain-Based Token Sales, Initial Coin Offerings, and the Democratization of Public Capital Markets» Jonathan Rohr и Aaron Wright, использующие термин «digitalized assets» (оцифрованные активы), прибегая к данному термину прежде всего к описанию достоинств технологии блокчейн и при этом не вводя дефиницию. В остальных же работах, посвященных анализу современной электронной коммерции, данное понятие игнорируется [Rohr and Wright, 2017].
При этом законодательная работа в зарубежных странах осуществляется прежде всего по пути регулирования цифровых активов (digital assets), либо ее составной части - цифровые финансовые активы (financial digital assets). Так, законодательство американских штатов содержит предельно широкое описание цифровых активов. К примеру, закон штата Алабамы House Bill № 138 Revised Uniform Fiduciary Access to Digital Assets Act от 07.02.2017 определяет цифровой актив как электронную запись, на которую у индивида может быть право или законный интерес [9]. Законодательство штата Австралии -Нового Южного Уэльса к цифровым финансовым активам относит: любые криптовалюты, аккаунты и реквизиты доступа в личные кабинеты для онлайн-банкинга, аккаунты для приобретения товаров в сети (например, пользовательские аккаунты Ebay), а к цифровым активам (как более широкой категории) относятся также доменные имена или предметы в онлайн-играх [11]. Закон Бермудских островов Digital Asset Business Act 2018 определяет цифровой актив (digital asset) как «все, что существует в бинарном формате и на что может распространяться право пользования», а также ценность чего может быть определена в цифровом формате при различных формах обмена (за исключением предметов, используемых в онлайн-играх) [8].
Ключевым, по нашему мнению, является понятие цифровых активов, выработанное правительством Мальты и содержащееся в Законе о виртуальных финансовых активах [14]. Под цифровыми активами закон понимает любую систему электронной записи, используемую для обмена, ведения учета или хранения ценностей, которые не могут быть отнесены к:
- электронным деньгам;
- финансовым инструментам;
- виртуальным токенам.
В законе Мальты по сути избран апофатический подход: цифровые финансовые активы не определяются прямо, но дается определение, отталкивающееся от перечня того, чем цифровые финансовые активы не являются. В том случае, если мы имеем площадку или систему обмена чем-то, что имеет ценность и может быть передано участниками обмена, но при этом не относится к трем указанным в законе категориям, мы можем заключить, что речь идет о цифровом финансовом активе. Следовательно, владелец таковой площадки должен встать на специальный учет, а также соответствовать предъявляемым законом требованиям. В законе определено правовое администрирование цифровых финансовых активов: подробный порядок подачи заявки на применение цифровых финансовых активов, а также полномочия специального органа, санкции за нарушение норм права и подробные правила проверки деятельности таковых площадок.
Именно данный подход, по нашему мнению, является наиболее разумным при регулировании цифровых финансовых активов. С одной стороны, законом введены конкретные административные процедуры применительно к уже суще-
ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Лапина М. А., Патрикеев П. А.
ствующим разновидностям цифровых финансовых активов (криптовалюты с использованием технологии блокчейн), но в то же время применяется понятие, которое может быть востребовано для описания и определения иных форм цифровых активов. Для иных форм цифровых активов могут быть определены иные специальные процедуры, отличные от прямо закрепляемого порядка эмиссии существующих криптовалют.
Россия в законотворческой деятельности пола по иному пути. В Гражданский кодекс Российской Федерации законодатель ввел в качестве объекта гражданских прав «цифровые права», предлагая в ст. 141.1 ГКРФ крайне обширную правовую конструкцию «Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия, осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» [1]. Кроме того, Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится понятие «утилитарные цифровые права», которое означает, что в инвестиционной платформе, отвечающей установленным данным законом признакам, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
- право требовать передачи вещи (вещей);
- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг» [5].
Как видим в российском законодательстве решено полностью игнорировать понятие цифровых активов. В рамках другого законопроекта «О цифровых финансовых активах» [4], на которое поступило отрицательное экспертное заключение [6], предлагалось определение лишь частного вида данных активов, а именно «цифровых финансовых активов» исключительно в контексте токенов и криптовалюты. Сконцентрировавшись исключительно на частно-правовых проблемах цифровых прав, в России до сих пор не определена четкая государственная финансовая политика и не создан правовой механизм государственного регулирования цифровых активов и цифровых финансовых активов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо концептуально определиться с финансовой политикой государства в отношении регулирования и администрирования цифровых активов. Развитие законодательства следует направить на государственное регулирование цифровых активов. Криптовалюта и токены - это лишь разновидности цифровых финансовых активов. Приведенный в настоящей работе расширительный подход ряда государств к понятию «цифровые активы» позволит в дальнейшем разрешить ряд существующих проблем, связанных с их оборотом.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,85%.
Список литературы:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)// СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики». http://president.gov.by/ru /official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716.
3. Актуальные проблемы информационного права. (Магистратура). Учебник: учебник / М.А. Лапина, И.Л. Бачило, Л.А. Букалерова, Л.В. Голоскоков и др. — Москва: Юстиция, 2019. — 592 с. — ISBN 978-54365-2987-5.
4. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7].
5. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Начало действия документа - 01.01.2020) // СЗ РФ, 05.08.2019, N 31, ст. 4418.
6. Экспертное заключение по проекту федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 29.11.2018 N 182-3/2018) // В данном виде документ опубликован не был (СПС КонсультантПлюс).
7. Catalini, Christian and Gans, Joshua S., Some Simple Economics of the Blockchain (September 21, 2017). Rotman School of Management Working Paper No. 2874598; MIT Sloan Research Paper No. 5191-16. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2874598 or http://dx.doi.org/10.2139 /ssrn.2874598
8. Digital Asset Business Act 2018 / Bermuda Laws Online [Электронный ресурс]. URL: http://www.bermudalaws.bm/laws/Annual%20Laws/2018 /Acts/Digital%20Asset%20Business%20Act%202018.pdf.
9. House Bill 138 Revised Uniform Fiduciary Access to Digital Assets Act / LegiScan [Электронный ресурс]. URL: https://legiscan.com /AL/text/HB138/2017.
10. Hubert de Vauplane, Tristan Bonneau, France Set To Enact The First Regulatory Framework For Crypto-Asset Intermediaries [Электронный ресурс]. URL: http://www.mondaq.com/france/x/742568/fin+tech /France+Set+to+Enact+the+First+Regulatory+Framework+for+Cryptoasse t+Intermediaries.
11. New South Wales Law Reform Commission, «Access to digital assets upon death or incapacity» [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawreform.justice.nsw.gov.au/Documents/Publications/Con sultation-Papers/CP20.pdf.
12. PACTE, the Action Plan for Business Growth and Transformation. https://www.gouvernement.fr/en/pacte-the-action-plan-for-business-growth-and-transformation.
13. Rohr, Jonathan and Wright, Aaron, Blockchain-Based Token Sales, Initial Coin Offerings, and the Democratization of Public Capital Markets (October 4, 2017). Cardozo Legal Studies Research Paper No. 527; University of Tennessee Legal Studies Research Paper No. 338. Available at SSRN: https://ssrn .com/a bst ra ct=3048104 or http://dx.doi.org/10.2139 /ssrn.3048104
14. The Virtual Financial Assets Act. -http://www.justiceservices.gov.mt /DownloadDocument.aspx?app=lp&itemid=29079&l=1.
ISSN 2541-8025
Том XV 5-2019
Проблемы экономики и юридической практики
DIGITAL ASSETS AS AN OBJECT OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS
©Lapina Marina A., Professor, Doctor of Law, Professor
Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow
MALapina@fa.ru
©Patrikeev Pavel A., postgraduate student
Study place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow
patrikeev@reg.ru
Annotation: In Russia and abroad, intensive legislative measures are being taken in relation to digital objects in order to regulate them from the financial and legal standpoints, and in order to determine their place in national legal systems.
The article reveals the issues that are cornerstone for any approach to the analysis of legal institutions that regulate modern law: What is defined as a digital financial asset (more broadly - a digital asset) in modern legal systems? What are the key issues of legal regulation of such assets that the legislator is currently facing in Russia and the world? The analysis of laws and bills revealed the conceptual contradictions contained in them. The authors, using Russian and foreign sources, carried out a general analysis of the basic concepts of legal regulation of digital financial assets. As a result, significant differences were revealed in the approaches of various legislators in Russia and a number of other countries, and their analysis and comparison were carried out. The authors conclude that Russia has not yet defined a clear State financial policy and has not created a legal mechanism for State regulation of digital assets and digital financial assets.
The novelty of the article is to justify the need for legislative introduction of a comprehensive concept of digital financial assets using the example of foreign legislation. A legislative consolidation of the concept of digital assets, which includes the concept of digital financial assets (cryptocurrencies, tokens) as one of the varieties, but which also opens up the possibility of legal regulation of other types of digital assets (for example, domain names, virtual values in online games) that currently exist or may appear in the near future was scientifically substantiated and proposed.
The practical significance of the work lies in the formulation of recommendations when developing legislative proposals for introducing the concept of «digital financial asset» into the legislation.
Keywords: cryptocurrency, tokens, financial control, digital asset, digital financial asset.
Reference list:
1. "Civil Code of the Russian Federation (Part One)" dated November 30, 1994 N 51-Í8 (as amended on July 18, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on October 1, 2019) // Federal Law of the Russian Federation, 12/05/1994, N 32, Art. 3301.
2. Decree of the President of the Republic of Belarus dated December 21, 2017 No. 8 "On the development of the digital economy". http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716.
3. Actual problems of information law. (Master). Textbook: textbook / M.A. Lapina, I.L. Bachilo, L.A. Bukalerova, L.V. Goloskokov et al. - Moscow: Justice, 2019 .-- 592 p. - ISBN 978-5-4365-2987-5.
4. Draft Federal Law "On Digital Financial Assets" [Electronic resource. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7].
5. Federal law dated 02.08.2019 N 259-Í3 "On attracting investments using investment platforms and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (the beginning of the document - 01.01.2020) // SZ RF, 08/05/2019, N 31, Art. 4418.
6. Expert opinion on the draft federal law N 419059-7 "On digital financial assets and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (adopted at a meeting of the Presidential Council on the codification and improvement of civil legislation 11/29/2018 N 182-3 / 2018) // In this form, the document was not published (ATP Consultant Plus).
7. Catalini, Christian and Gans, Joshua S., Some Simple Economics of the Blockchain (September 21, 2017). Rotman School of Management Working Paper No. 2,874,598; MIT Sloan Research Paper No. 5191-16. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2874598 or http://dx.doi.org
/10.2139/ssrn.2874598
8. Digital Asset Business Act 2018 / Bermuda Laws Online [Electronic resource]. URL: http://www.bermudalaws.bm/laws/Annual%20Laws /2018/Acts/Digital%20Asset%20Business%20Act%202018.pdf.
9. House Bill 138 Revised Uniform Fiduciary Access to Digital Assets Act / LegiScan [Electronic resource]. URL: https://legiscan.com /AL/text/HB138/2017.
10. Hubert de Vauplane, Tristan Bonneau, France Set To Enact The First Regulatory Framework For Crypto-Asset Intermediaries [Electronic resource]. URL: http://www.mondaq.com/france/x/742568/fin+tech /France+Set+to+Enact+the+First+Regulatory+Framework+for+Cryptoasse t+Intermediaries.
11. New South Wales Law Reform Commission, "Access to digital assets upon death or incapacity" [Electronic resource]. URL: https://www.lawreform.justice.nsw.gov.au/Documents/Publications/Con sultation-Papers/CP20.pdf.
12. PACTE, the Action Plan for Business Growth and Transformation. https://www.gouvernement.fr/en/pacte-the-action-plan-for-business-growth-and-transformation.
13. Rohr, Jonathan and Wright, Aaron, Blockchain-Based Token Sales, Initial Coin Offerings, and the Democratization of Public Capital Markets (October 4, 2017). Cardozo Legal Studies Research Paper No. 527; University of Tennessee Legal Studies Research Paper No. 338. Available at SSRN: https://ssrn .com/a bst ra ct=3048104 or http://dx.doi.org/10.2139 /ssrn.3048104
14. The Virtual Financial Assets Act. -http: //www.justiceservices.gov.mt /DownloadDocument.aspx? app = lp & itemid = 29079 & l = 1.