ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 347.78 ББК 67.404
Н.П Филатова, К.В. Лиджеева
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА КАК ОСОБОГО ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ
Аннотация. В статье рассматривается такой объект интеллектуальных прав, как наименование места происхождения товара.
Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, наименование места происхождения товара, объект интеллектуальных прав.
N.G. Filatova, K.V. Lidzheeva
LEGAL REGULATION APPELLATION OF ORIGIN OF GOODS AS A SPECIAL OBJECT OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS
Annotation. The article discusses the intellectual rights as an appellation of origin.
Keywords: Civil Code of the Russian Federation, appellation of origin of goods, object of intellectual property rights.
В российском законодательстве нет определения понятия объекта интеллектуальных прав, но в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1] теперь содержится их полный перечень. В этот перечень включены: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.
В качестве общих признаков всех объектов интеллектуальных прав следует считать то, что они являются результатом интеллектуальной деятельности человека (за исключением некоторых средств индивидуализации); возможность их использования в течение длительного периода времени; возможность их использования неограниченным кругом лиц; результаты творчества сохраняют непосредственную связь с личностью создателя; в предоставлении им со стороны государства особой охраны, поскольку объекты интеллектуальных прав и средств индивидуализации очень уязвимы [2].
В отношении наименования места происхождения товара как особого объекта интеллектуальных прав следует сказать, что в статье 1516 ГК РФ данная категория определяется как обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования
94
2014 г. №2(22)
и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.
В настоящее время можно констатировать, что в рамках соглашений предоставлена охрана географическим указаниям на международном уровне, однако на национальном уровне данный вопрос не регламентируется, что представляется существенным пробелом в действующем законодательстве.
Систем охраны географических указаний несколько. Прежде всего, защита географических указаний осуществляется на основании Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)[3]. В нем подчеркивается, что охрана географических указаний очень важна, так как они идентифицируют товар как происходящий с территории государства или региона или местности на этой территории, определяют качество, репутацию или другие характеристики товара. В отношении географических указаний государства должны предусмотреть правовые меры для заинтересованных сторон для предотвращения использования любых средств при обозначении или презентации товара, которые указывают или вызывают ассоциацию, что этот товар происходит из географического района, отличного от настоящего места происхождения, таким образом, что вводят публику в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара, а так же любого использования, которое может рассматриваться как недобросовестная конкуренция в пределах содержания ст. 10-бис Парижской конвенции[4].
Член ex officio, если это разрешено его законодательством, или по запросу заинтересованной стороны может отказать в регистрации товарного знака или признать недействительной регистрацию товарного знака, состоящего или содержащего географическое указание товаров, не происходящих с указанной территории, если использование географического указания в товарном знаке для таких товаров в этой стране вводит в заблуждение граждан в отношении истинного места происхождения. Дополнительная охрана предоставляется для географических указаний для вин и крепких спиртных напитков.
Если учесть, что наименование мест происхождения является более точным географическим указанием, то в отношении наименований мест происхождения применяются Парижская Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и Лиссабонское Соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации от 31 октября 1958 г.
Кроме того, на международном уровне географические указания охраняются посредством взаимных соглашений между странами. Примером такого соглашения может служить Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний подписанное 4 июня 1999 г. в Минске[5]. Соглашение принято в целях координации совместных действий по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, а также фактов применения методов недобросовестной конкуренции.
95
ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Интересной представляется также позиция Роспатента, высказанная в Рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений[6]. В Рекомендациях содержится мнение, что введение в заблуждение может быть достигнуто использованием иностранных слов в обозначении, которое при определенных обстоятельствах воспринимается потребителем через ассоциацию как географическое указание. Вероятность возникновения такой ассоциации тем выше, чем выше репутация географического объекта, язык которого использован, как производителя тех или иных товаров. Так, например, не может быть предоставлена правовая охрана винной этикетке, исполненной в традиционной для грузинских вин манере с указанием названия «Солнце гор» и описательными элементами на грузинском языке, если эта этикетка подана российским заявителем.
К сожалению, некоторые исследователи утверждают, что охрану географическому указанию предоставлять нецелесообразно ввиду схожести данного понятия с наименованием мест происхождения. Думается, что такая позиция ошибочна. Для того, чтобы убедиться в этом рассмотрим, в чем различие между географическим указанием и наименованием места происхождения. По мнению автора, географическое указание -это указание на то, что данный продукт происходит из определенного региона. Например, «Сделано в России», в то время как наименование места происхождения -это более точное географическое указание. Наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используется для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами.
Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано только в отношении товара с особыми свойствами, отличающими данный товар от аналогичных товаров, местом производства которого должно быть обусловлены характерными для данного объекта климатическими, геологическими или иными природными условиями, наличием в географическом объекте исходного сырья. Например, в отношении минеральных вод «Нарзан», «Сарова». Особые свойства могут быть обусловлены наличием в данном месте людей. Например, «Вологодское кружево». В то же время особые свойства могут быть обусловлены и природными условиями и людскими факторами одновременно. Например, «Абрау - Дюрсо» (вино), «Будеевицки Будвар» (пиво), что не является определяющим у географического указания .
Полагаем, что географические указания представляют собой самостоятельное средство индивидуализации, которое идентифицирует товар или услугу как происходящую из определенной страны, региона или места.
Правовое признание и охрана географических указаний в рамках национального законодательства должна представлять всеобщий интерес, так как они передают потребителям важную информацию о географическом указании товаров и услуг. Надлежащее использование географических указаний может помочь в принятии решения о покупке и часто является основным при принятии данного решения. Неправильное или неправомерное использование географических указаний может ввести потребителя в заблуждение относительно географического места происхождения товара или услуги, что может повлечь убытки [7].
Кроме того, неправомерное использование географического указания может привести к приобретению неправомерных преимуществ над конкурентами, включая тех, кто работает в данном географическом районе, которые потеряют своих покупателей, а также свое доброе имя, связанное с таким указанием.
96
2014 г. №2(22)
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть четвертая от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ в редакции от 30 июня 2008 года №104-ФЗ. //СЗ РФ. 2006. №52 (1 ч.). Ст. 5496; Российская газета. 2008. 3 июля.
2. Степанова А.В., Котельников Н.В., Лиджеева К.В. Интеллектуальные права: вопросы правоприменения. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007.
3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) //Всемирная торговая организация: документы и комментарии /Под ред.
С. А. Смирнова. М.: ПРИОР, 2001.
4. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. с последующими изменениями. //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. № 2.
5. Минское Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 г., утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 726. //Бюллетень международных договоров. 2002. № 3.
6. Приказ Роспатента от 23 марта 2001 г. № 39 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений». //Патенты и лицензии. 2001. № 8.
7. Степанова А.В., Лиджеева К.В. О классификации объектов интеллектуальных прав. // Вестник Калмыцкого университета. - 2007. - №4. - С. 45-50.
97