ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 34 ББК 67.404.3
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К. В. Лиджеева
В настоящее время использование такого объекта интеллектуальных прав как географическое указание получило широкое применение, что зачастую вводит потребителей в заблуждение при приобретении тех или иных товаров и услуг. Сам термин «географическое указание» появился относительно недавно и стал применяться Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) впервые в качестве названия предмета нового договора, работа над которым велась в ВОИС в 70-х годах XX века. Первоначально ВОИС планировала что термин «географическое указание» будет использоваться в самом широком смысле и сможет охватить все названия и обозначения, которые указывали бы на место географического происхождения товара, вне зависимости от того, связаны ли особые качества товара с природными или человеческими факторами конкретного места его происхождения или же данное географическое название всего лишь указывает на место, где конкретный товар был произведен. Однако такой широкий охват одним и тем же термином «географическое указание» принципиально разных ситуаций не удалось реализовать в конкретном правовом определении, принятом в каком-либо международном соглашении [Нгуен Ван Чанг 2003: 6].
В этой связи можно констатировать, что хотя в рамках соглашений предоставлена охрана географическим указаниям на международном уровне, однако на национальном уровне данный вопрос не регламентируется, что представляется существенным пробелом в действующем законодательстве.
В статье 22 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС), принятого Всемирной торговой организацией (далее — ВТО) в ходе Уругвайского раунда много-
сторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 г. в г. Марракеши содержится следующее определение: «географические указания представляют собой обозначения, которые определяют товар как происходящий с территории данной страны или региона, или местности на этой территории, при этом особое качество, репутация или другие характеристики товара главным образом определяются его географическим происхождением» [Соглашение по торговым аспектам 1994].
Систем охраны географических указаний несколько. Прежде всего, защита географических указаний осуществляется на основании Соглашения ТРИПС. В этом документе подчеркивается, что «охрана географических указаний очень важна, так как они идентифицируют товар как происходящий с территории государства или региона или местности на этой территории, определяют качество, репутацию или другие характеристики товара» [Соглашение по торговым аспектам 1994].
В отношении географических указаний «государства должны предусмотреть правовые меры для заинтересованных сторон для предотвращения использования любых средств при обозначении или презентации товара, которые указывают или вызывают ассоциацию, что этот товар происходит из географического района, отличного от настоящего места происхождения, таким образом, что вводят публику в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара» [Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994], а также любого использования, что может быть расценено как недобросовестная конкуренция в пределах содержания ст. 10-бис Парижской конвенции [Парижская конвенция 1883].
Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН
№ 1 2013
В настоящее время член ex officio, если это допускается законодательством или в случае обращения заинтересованной стороны может правомерно отказать в регистрации товарного знака или признать таковую недействительной по той причине, что они не происходят с указанной территории, если использование географического указания в товарном знаке для таких товаров в этой стране вводит в заблуждение потребителей в отношении истинного места происхождения. Необходимо отметить, что дополнительная охрана предоставляется для географических указаний вин и других крепких спиртных напитков.
Если учесть, что наименование мест происхождения является более точным географическим указанием, то в отношении наименований мест происхождения применяются Парижская конвенция по охране промышленной собственности [Парижская конвенция 1883] и Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации [Лиссабонское Соглашение 1958].
Кроме того, на международном уровне географические указания охраняются посредством взаимных соглашений между странами. Примером такого соглашения может служить Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний подписанное 4 июня 1999 г. в Минске1. Соглашение принято в целях координации совместных действий по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, а также фактов применения методов недобросовестной конкуренции.
Интересной представляется также позиция Роспатента, высказанная в Рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений [Приказ Роспатента 2001]. В этом документе предусмотрено, что введение в заблуждение может быть достигнуто путем использования иностранных слов в обозначении, что при некоторых обстоятельствах воспринимается потребителем через ассоциацию как географическое указание. Вероятность возникновения
1 Соглашение подписали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.
такой ассоциации тем выше, чем выше репутация географического объекта, язык которого использован, как производителя тех или иных товаров.
К сожалению, некоторые исследователи утверждают, что охрану географическому указанию предоставлять нецелесообразно ввиду схожести данного понятия с наименованием мест происхождения. По мнению А. В. Степановой такая позиция ошибочна, поскольку «географическое указание - это указание на то, что данный продукт происходит из определенного региона. Например, «Сделано в России», а в то время как наименование места происхождения — это более точное географическое указание. Наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используется для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами» [Степанова, Котельников, Лиджеева 2007].
Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано только в отношении товара с особыми свойствами, которые отличают этот товар от аналогичных товаров местом производства, что должно быть обусловлено характерными для данного объекта климатическими, геологическими или иными природными условиями, наличием в географическом объекте исходного сырья и т.д. Например, в отношении минеральных вод «Нарзан», «Сарова». Особые свойства могут быть обусловлены и наличием в данном месте конкретных людей, обладающих определенными знаниями, которые передаются из поколения в поколение, к примеру «Вологодское кружево». В то же время особые свойства могут быть обусловлены и природными условиями и людскими факторами одновременно. Например, «Абрау-Дюрсо» (вино), «Бу-деевицки Будвар» (пиво), что не является определяющим у географического указания [Степанова Лиджеева 2007].
Полагаем, что географические указания представляют собой самостоятельное средство индивидуализации, которое идентифицирует товар или услугу как происходящую из определенной страны, региона или места.
Правовое признание и охрана географических указаний в рамках национально-
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
го законодательства должны представлять всеобщий интерес, так как они передают потребителям важную информацию о географическом указании товаров и услуг. Надлежащее использование географических указаний позволяет принять решение о покупке и часто является основным при принятии данного решения. Неправильное или неправомерное использование географических указаний может ввести потребителя в заблуждение относительно географического места происхождения товара или услуги, что может повлечь убытки.
Кроме того, неправомерное использование географического указания может привести к приобретению неправомерных преимуществ над конкурентами, включая тех, кто работает в данном географическом районе, которые потеряют своих покупателей, а также свое доброе имя, связанное с таким указанием.
Источники и литература
Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. // Информационно-правовой портал «Гарант», 2013.
Нгуен Ван Чанг. Географические указания как объекты правовой охраны во Вьетнаме и в
России: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2003. 34 с.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. // Информационно-правовой портал «Гарант», 2013.
Приказ Роспатента от 23 марта 2001 г. № 39 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» // Информационно-правовой портал «Гарант», 2013.
Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 г. (г. Минск). // Информационно-правовой портал «Гарант», 2013.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров от 15 апреля 1994 г. (г. Марракеш) // Информационно-правовой портал «Гарант», 2013.
Степанова А. В., Котельников Н.В., Лиджее-ва К. В. Интеллектуальные права: вопросы правоприменения. Элиста: НІ II I «Джангар», 2007. 152 с.
Степанова А. В., Лиджеева К.В. О классификации объектов интеллектуальных прав // Вестник Калмыцкого университета. 2007. № 4. С. 45-50.