Научная статья на тему 'Государственная регистрация наименования места происхождения товара'

Государственная регистрация наименования места происхождения товара Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / OWNER / INTELLECTUAL PROPERTY / LEGAL PROTECTION / REGISTERING BODY / NAME OF A PLACE OF AN ORIGIN OF THE GOODS / MEANS OF AN INDIVIDUALIZATION / EXCLUSIVE RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербачева Л. В., Кубышко М. В.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что маркетинговые обозначения в виде географических указаний по международному праву и средства индивидуализации в виде наименований мест происхождения товаров по российскому законодательству имеют общие особенности. ГК РФ не содержит понятия предупредительной маркировки, поэтому законодателю следует внести в комментируемую норму соответствующие изменения. На основании этого сделан вывод о том, что Российская Федерация не является членом Лиссабонского соглашения, следовательно, любая международная регистрация не может быть распространена на ее территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGISTRATION OF THE NAME OF A PLACE OF AN ORIGIN OF THE GOODS

The analysis of the legislation allows to draw a conclusion that marketing designations in the form of geographical instructions on international law and means of an individualization in the form of names of places of an origin of the goods by the Russian legislation have the general features. The author in this article notes that Russian Federation Group does not contain concept of precautionary marking therefore the legislator should make corresponding changes to made comments norm. On the basis of it the conclusion that the Russian Federation is not the member of the Lisbon agreement is drawn, the-refore, any international registration cannot be widespread on its territory.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация наименования места происхождения товара»

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Л.В. ЩЕРБАЧЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России;

М.В. КУБЫШКО, адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: dok2081@rambler.ru

Аннотация. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что маркетинговые обозначения в виде географических указаний по международному праву и средства индивидуализации в виде наименований мест происхождения товаров по российскому законодательству имеют общие особенности. ГК РФ не содержит понятия предупредительной маркировки, поэтому законодателю следует внести в комментируемую норму соответствующие изменения. На основании этого сделан вывод о том, что Российская Федерация не является членом Лиссабонского соглашения, следовательно, любая международная регистрация не может быть распространена на ее территории.

Ключевые слова: правообладатель; интеллектуальная собственность; правовая охрана; регистрирующий орган; наименование места происхождения товара; средства индивидуализации; исключительное право.

STATE REGISTRATION OF THE NAME OF A PLACE OF AN ORIGIN OF THE GOODS

L. V. SHCHERBACHEVA,

candidate of jurisprudence, associate professor of civil law and process of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;

M.V. KUBYSHKO,

graduated in a military academy of the Ministry of Internal Afairs Moscow university of Russia

Annotation. The analysis of the legislation allows to draw a conclusion that marketing designations in the form of geographical instructions on international law and means of an individualization in the form of names of places of an origin of the goods by the Russian legislation have the general features. The author in this article notes that Russian Federation Group does not contain concept of precautionary marking therefore the legislator should make corresponding changes to made comments norm. On the basis of it the conclusion that the Russian Federation is not the member of the Lisbon agreement is drawn, therefore, any international registration cannot be widespread on its territory.

Keywords: owner; intellectual property; legal protection; registering body; name of a place of an origin of the goods; means of an individualization; exclusive right.

Гражданско-правовой статус мест происхождения товара определен в § 3 «Право на наименование места происхождения товара» гл. 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (в ред. Федеральных законов № 13-Ф3 от 21 февраля 2010 г. и № 17-ФЗ от 24 февраля 2010 г.) (далее — ГК РФ), вступившей в юридическую силу с 1 января 2008 г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ1.

Наименование места происхождения товара является одним из субинститутов института средств индивидуализации подотрасли интеллектуального права.

Формулировка субинститута прав на наименование места происхождения товара — это, в связи с проведенным анализом исследуемой тематики, объективная необходимость географической фиксации наиболее благоприятной территории для производства высококачественной продукции с целью повышения эффективности ее рыночной реализации.

Официальное определение наименования места происхождения товара дано в ст. 1516 ГК РФ: «1. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения,

1 ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496.

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519) производителей такого товара.

Определение наименования места происхождения товара является достаточно сложным и включает в себя следующие признаки:

«а) наименование определенного географического объекта;

б) связь этого наименования с товаром, обладающим особыми свойствами;

в) наличие характерных для географического объекта природных условий и/или людских факторов (географической среды);

г) определяемость зависимости особых свойств товара от природных условий и/или людских факторов»2.

Природные условия вменяют в себя: климатическую среду обитания, отдельные свойства ландшафта и почвы, определяющие особенности производства и специфику состава производимого товара, включая вкусовые и иные качества. К человеческому фактору надо относить обычаи, традиции производства, характерные именно для данной местности.

Следует отметить, что «право использования наименования места происхождения товара не возникает автоматически в силу факта его создания творцом, оно появляется после его государственной регистрации»3.

«В настоящее время РФ не участвует ни в одном международном договоре (соглашении), касающемся правовой охраны наименований мест происхождения товаров»4. Россия пока присоединилась лишь к Парижской конвенции «По охране промышленной собственности» от 20 марта 1883 г.5, в которой среди прочих объектов промышленной собственности упоминаются «указания происхождения или наименования места происхождения».

Исключительное право на наименование места происхождения товара приведено в ст. 1519 ГК, где указано: «1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со ст. 1229 на-

стоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи.

Новеллой данной статьи является включение такого способа использования наименования места происхождения товара, как «в сети Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

«Адресация — это способ указания объектов в сети или системе. Система доменных имен является одним из способов адресации, используемой в глобальной сети Интернет»6. «Каждая страна имеет некоторое кодовое обозначение в две—три буквы, являющееся доменом этой страны и именуемое доменом первого уровня, также называемого «зоной»7.

«Как правило, специфика объекта, произведенного в той или иной местности, определяется целым рядом факторов, в результате чего попытки имитации данного товара в других географических условиях не дают результата либо приводят к созданию объекта с совершенно иными свойствами»8.

«В качестве особенности правовой природы наименования места происхождения товара как средства индивидуализации и его коренного отличия от товарного знака необходимо выделить то, что исключительное право использования наименования может быть предоставлено нескольким физическим (в редакции Кодекса — гражданам) или юридическим лицам, являющимся производителями товара, обладающего особыми свойствами, в пределах той же территории (географического объекта)»9.

Необходимо подчеркнуть, что незаконное использование наименований мест происхождения товаров или обозначения, сходного с ним до степени смешения, влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность. В частности, по ст. 14.10 «Незаконное использование чужого

2 Корчагин А. Д., Орлова В.В., Горленко С. А. Постатейный комментарий к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // «Интеллектуальная собственность. Документы и комментарии». 2004. № 2, 3. С. 100.

3 Борисов А.Б. Комментарий к ч. 4 ГК РФ (постат.) // Консуль-тантПлюс. 2011. Ст. 1517.

4 Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Корчагина Н.П. Комментарий к ч. 4 ГК РФ / под ред. Е.А. Моргуновой // Гарант. 2011.

5 Там же.

6 URL://http://www.slovari.yandex.ru («Адресация»).

7 URL://http://www.slovari.yandex.ru («Домен»).

8 Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). М., 2000. С. 350.

9 Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Корчагина Н.П. Указ. соч.

70

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2012

-■îi.^'fc--

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28 ноября 2009 г. № 305-Ф3 и от 21 декабря 2009 г. № 336-Ф3).

«На основании п. 3 ст. 1537 ГК РФ запрещено наносить предупредительную маркировку, предусмотренную ст. 1520 ГК РФ, на обозначение, не зарегистрированное в Российской Федерации в качестве наименования места происхождения товара»10. Лицо, производящее такую маркировку, несет ответственность по ч. 2 ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 и от 29 декабря 2009 г. № 383-Ф3».

Следует отметить, что «ГК РФ не содержит понятия предупредительной маркировки. Представляется, что законодателю следует внести в комментируемую норму соответствующие изменения»11.

На международном уровне охрана «указания происхождения или наименования места происхождения товаров», как маркетинговое обозначение, закреплена в ст. 1(2) Парижской конвенции «По охране промышленной собственности» от 1883 г.12. Статья 9 Парижской конвенции требует, чтобы на любой товар, незаконно содержащий указание о его происхождении, налагался арест в странах Парижского Союза, в которых это указание имеет право на охрану. «В данной конвенции заявлено о защите от ложных указаний мест происхождения товаров, но не от указаний, вводящих в заблуждение относительно мест происхождения товаров»13.

Для того, чтобы обеспечить защиту и от таких указаний, в 1891 г. было принято Мадридское соглашение «О пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах»14, которое изменялось в 1911, 1925, 1934, 1958 и 1967 гг. «Это Соглашение устанавливает нормы по пресечению использования вышеназванных указаний, в частности наложение ареста на любой товар, содержащий ложное или вводящее в заблуждение указание происхождения.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время наименования мест происхождения товаров могут быть зарегистрированы в рамках Лиссабонского соглашения «Об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации»15.

Международная регистрация осуществляется на тех же принципах, что и регистрация знаков по Мадридской системе16; она испрашивается патентным ведомством страны — члена Лиссабонского соглашения.

«Международное бюро ВОИС регистрирует заявку, сообщает об этом соответствующим патентным ведомствам и публикует сведения о регистрации в периодическом бюллетене «Les Appellation d'origine». В течение года с даты получения уведомления о регистрации любая страна может отказать в охране с указанием мотива отказа. Всего Международное бюро зарегистрировало 835 указаний, причем за последние годы — лишь шесть»17.

Таким образом, следует отметить, что маркетинговые обозначения в виде географических указаний по международному праву и средства индивидуализации в виде наименований мест происхождения товаров по российскому законодательству имеют общие особенности. В частности, они не могут быть от-чуждены по договорам или быть переданными по временной лицензии. Ими могут обладать не один, а все производители аналогичных товаров в границах данной местности или географической территории.

Проблема РФ в том, что она не является членом Лиссабонского соглашения, следовательно, любая международная регистрация не может быть распространена на ее территории, а российские юридические лица и граждане не могут зарегистрировать свои наименования мест происхождения товаров в рамках Лиссабонского соглашения.

Членами этого Соглашения являются 35 стран, однако Российская Федерация в их число не входит, т.е. для нее положения этого Соглашения не имеют силы»18.

10 Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Корчагина Н.П. Указ. соч.

11 Борисов А.Б. Указ. соч.

12 Парижская конвенция «По охране промышленной собственности». Женева, 201(R). 1990.

13 Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М., 2008. С. 190.

14 Мадридское соглашение «О пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах». Женева, 1891.

15 Lisbon Agreement for the Protection of Appellations of Origin and their International Registration and Regulations. Geneva: WIPO, No 264(E). 2000.

16 Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков» от 1891 г. Женева: ВОИС, N 204(R). 1998.

17 Report of the Second WIPO Internet Domain Name Process. Geneva: WIPO, 2003. Annex VII.

18 Судариков С.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.