Научная статья на тему 'Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав'

Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
956
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БРЕНДЫ / РЕГИСТРАЦИЯ НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ / GEOGRAPHICAL INDICATIONS AS OBJECTS OF INTELLECTUAL RIGHTS / REGIONAL BRANDS / REGISTRATION OF APPELLATIONS OF ORIGIN / LEGAL REGULATION OF GEOGRAPHICAL INDICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фабричный С. Ю., Рузакова Ольга Александровна

В статье рассматриваются новый гражданско-правовой институт институт географических указаний и обусловленные его введением проблемы развития российских регионов. Авторы определяют предпосылки возникновения идеи правовой охраны географических указаний, в том числе международно-правового характера, анализируют основные положения проекта федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», предлагают механизмы совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фабричный С. Ю., Рузакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELTIES ABOUT THE GEOGRAPHICAL INDICATIONS AS INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

This article discusses the problems of development of Russian regions with a new civil law Institute-the Institute of geographical indications. The authors determine the prerequisites for the idea of legal protection of geographical indications, including international legal nature, analyze the main objectives, the provisions of the draft federal law «On amendments to part four of the Civil code of the Russian Federation», offer mechanisms for improving legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав»

 DOI: 10.24411/2072-4098-2018-10126 Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав

С.Ю. Фабричный доцент кафедры теории государства и права Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юридических наук (г. Великий Новгород) О.А. Рузакова профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры международного, частного и гражданского права Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук (г. Москва)

Ольга Александровна Рузакова, [email protected]

1 января 2018 года исполнилось 10 лет с момента вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определившей исчерпывающий перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. За десятилетний период действия части четвертой ГК РФ изменения вносились более 20 раз, но при этом система объектов интеллектуальных прав не была затронута в какой-либо степени. Однако это не означает, что жизнь стоит на месте и гражданское законодательство в этой сфере не требует совершенствования. Так, одним из наиболее актуальных предложений стало включение в статью 1225 ГК РФ и в главу 76 нового средства индивидуализации товаров - географического указания.

Последнее время все чаще обсуждается проблема развития российских регионов через систему так называемого «бренди-рования», которое охватывает защиту обозначений, связанных с территориями происхождения товаров, работ, услуг, учитывая, что большинство регионов страны имеют уникальные природные, людские факторы, на основе которых создаются товары, ока-

зываются услуги, качество которых известно далеко за пределами региона, а иногда и страны. В некоторых субъектах Российской Федерации существуют не одно, а иногда десятки наименований, связанных с населенными пунктами, местностями, где создаются уникальные объекты, не только приносящие известность региону и привлекающие туристов, но и дающие существенный доход.

Так, например, если говорить о Новгородской области, то в настоящее время она имеет только один зарегистрированный бренд в форме «наименование места происхождения товара» (далее также -НМПТ) - «Крестецкая строчка». Сейчас трудно назвать продукцию, которая вызывала бы у жителей России прямую ассоциацию с Великим Новгородом. И в недавнем советском прошлом, и сейчас Новгород вызывает у жителей России ассоциацию с такими гастрономическим сувенирам, как водка «Садко», бальзам «Древнерусский», сувенирный пряник «Новгородский» и даже «Клюква в сахарной пудре». Кроме того, сейчас Новгородская область может похвастаться и новгородским медом, квасом, ильменьским судаком, валдайскими колокольчиками. Более десятка товаров имеют исключительные свойства, связанные с го-

родом Старая Русса (население около 30 тысяч человек) - старорусские грязь, судак, соль, пряник, черное пиво (пивцо), яблочное вино, старорусский ставленный мед (крепкая медовуха), старорусский мневый пирог и т. д. Ивановская область (население около миллиона человек) славится на весь мир палехскими шкатулками, холуйской росписью. Ивановские ситцы в прошлом обеспечивали тканями половину страны. Известность приобретает и палехская иконопись, шуйские настойки, кинешемские валенки, лухский лук и т. д.

В России нет такого региона, которому нечем было бы «похвастаться», однако отсутствие эффективной охраны наименований, связанных с происхождением товаров, не способствует развитию имиджа регионов.

С 1992 года в Российской Федерации действует система охраны наименований места происхождения товаров (17 октября 1992 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), которая предусматривает достаточно жесткие требования, предъявляемые при регистрации наименований места происхождения товаров, - необходимость подтверждения не только известности обозначения, указывающего на определенную местность, но и особенностей свойств товаров, которые определяются характерными для конкретного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены. Сложно документально определить специфический вкус товара или его цвет и связать при этом именно с людским фактором. Если для минеральной воды не так сложно установить химический состав и происхождение из соответствующего региона («Боржоми», «Нарзан», «Ессентуки»), то намного сложнее индивидуализировать характеристики масла или других молоч-

ных продуктов, кваса, вина, настоек, других напитков, полученных благодаря природным условиям, воде, климату региона.

Еще одна проблема состоит в том, что заявитель при подаче заявки на получение свидетельства в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее -Роспатент) должен доказать, что он производит соответствующий товар в границах данного географического объекта. Согласно части 5 статьи 1522 ГК РФ к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). Возникает вопрос, как быть в тех случаях, когда производство товара включает несколько циклов, в том числе разлив, упаковку товара, хранение в течение продолжительного периода времени, поскольку не все циклы производства могут быть совершены в этой местности.

Так, например, должны ли быть изготовлены основа для шкатулок, краска, кисти в том же населенном пункте, где расписываются шкатулки. А добыча минеральной воды из скважины - далеко не единственное действие, необходимое для доведения товара до потребителя. Розлив и хранение бутылок с водой в другом регионе не повлечет отказ в выдаче свидетельства на наименование места происхождения товара. Кроме того, даже климат в регионе может меняться, могут меняться и химические свойства минеральной воды, совершенствоваться технологии изготовления товаров, что влечет некоторые изменения и в заявленных свойствах. Если производитель незначительно отошел от заявленных свойств, то может ли он получить свидетельство или необходимо подавать заявку

вновь, и будет ли произведена регистрация в отношении тождественного наименования? Это лишь незначительная часть вопросов, которые порождает практика использования наименований места происхождения товаров.

О проблематике свидетельствует и статистика регистрации НМПТ. С 1992 года в Российской Федерации зарегистрированы менее 200 наименований места происхождения товаров. Так, в 2017 году были поданы 56 заявок (все от российских заявителей) из 10 регионов, 15 из которых были поданы из Ставропольского края, при этом были выданы 30 свидетельств об исключительном праве на наименование. В их числе «Курай» - для духового музыкального инструмента, «Старооскольская глиняная игрушка» - для игрушек, сувенирной продукции, «Нижний Кармадон» - для минеральной воды. Лидирующую позицию по товарам, в отношении которых испрашивались правовая охрана НМПТ и (или) предоставление исключительного права на НМПТ, традиционно занимает «минеральная вода». Далее по количеству заявок идут кондитерские изделия, среди них уже всем известные «Тульский пряник», «Белевская пастила», «Коломенская пастила». 7 заявок поданы от производителей чая на предоставление исключительного права использования НМПТ «Краснодарский чай» 1.

При этом в Европейском союзе охраняются более 3 000 географических указаний и наименований места происхождения товаров.

Подобного рода проблемы связаны и с необходимостью получения заключения соответствующего органа исполнительной власти о том, что в границах конкретного географического объекта заявитель производит товар с особыми свойствами. К таким органам относятся Минздрав России - минеральные воды; Минпромторг России - изделия народных художественных промыслов; Минсельхоз России - сельскохозяйственные товары; Росалкогольрегули-рование - алкогольная продукция. Однако такой перечень охватывает не все виды товаров (например, для лечебных грязей, природных драгоценных камней такой федеральный орган не определен) 2, которые могут обозначаться наименованиями места происхождения товара, что также снижает возможности регистрации.

Решить названные проблемы поможет введение в часть четвертую ГК РФ правового регулирования географических указаний, которое предусмотрено целым рядом международных соглашений, начиная с Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 год), заканчивая Договором о Евразийском экономическом союзе от 2014 года.

Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Минским соглашением от 4 июня 1999 года «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний», Мадридским соглашением о пресечении ложных или вводящих в заблуждение ука-

1 См. Отчет Роспатента за 2017 год. Ши https://docviewer.yandex.ru/view/132127090/?*=evdxXuaGX8RD9FC 5sgKDlTSCcYJ7InVybCI6Imh0dHA6Ly9sYXdwcm94eS5oZXJva3VhcHAuY29tL3d3dy5ydXB0by5ydS9jb250ZW5 0L3VwbG9hZGZpbGVzL2RvY3Mvb3RjaGV0XzIwMTdfcnUucGRmIiwidGl0bGUiOiJvdGNoZXRfMjAxN19ydS5wZ GYiLCJ1aWQiOiIxMzIxMjcwOTAiLCJ5dSI6IjEyMzQxMjA5MTUyODA0NjgyOCIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI 6MTUzNDkzMDAwMTEzOSwic2VycFBhcmFtcyI6Imxhbmc9cnUmbmFtZT1vdGNoZXRfMjAxN19ydS5wZGYmdG 09MTUzNDkyOTk5OCZ0bGQ9cnUmdGV4dD0lRDAЮjMlRDAЮkUlRDAЮjQlRDAЮkUlRDAЮjIlRDAЮkUlRDAl QjklMjAlRDAlQkUlRDElODIlRDElODclRDAlQjUlRDElODIlMjAlRDElODAlRDAlQkUlRDElODElRDAlQkYlRDAlQjA lRDElODIlRDAlQjUlRDAlQkQlRDElODIlRDAlQjAlMjAlRDAlQjclRDAlQjAlMjAyMDE3JTIwJUQwJUIzJUQwJUJFJU QwJUI0JnVybD1odHRwJTNBJTJGJTJGbGF3cHJveHkuaGVyb2t1YXBwLmNvbSUyRnd3dy5ydXB0by5ydSUyR mNvbnRlbnQlMkZ1cGxvYWRmaWxlcyUyRmRvY3MlMkZvdGNoZXRfMjAxN19ydS5wZGYmbHI9MjEzJm1pbWU 9cGRmJmwxMG49cnUmc2lnbj0xYzQ1OWMxNDkzNGNjZDQzYzQyZWNjNzcwMTljMGZhNCZrZXlubz0wIn0%3-D&page=15&lang=ru

2 См. пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».

заний происхождения на товарах (1891 год), Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации от 1958 года (в последних двух Россия не участвует) упоминаются или определяются особенности правовой охраны географических указаний. Так, например, в соответствии с Минским соглашением от 4 июня 1999 года «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний» 3 географические указания - это обозначения, идентифицирующие происхождение товара из территорий сторон или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением. Статьями 11 и 23 этого соглашения предусматривается, что стороны должны включить в национальное законодательство положения о процедурах по соблюдению прав на географические указания, предусматривающие эффективные меры против любого нарушения прав, а также положения об уголовной и административной ответственности в случаях намеренного использования ложных географических указаний в коммерческих целях. В пункте 17 Приложения № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года) 4 под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории государства-члена, региона или местности на этой территории, если качество, репутация или иные характеристики товара в значительной степени обусловлены его географическим происхождением. При этом географическому указанию может предоставляться правовая охрана на территории государства-члена, если такая правовая охрана предусмотрена законодательством

этого государства-члена или международными договорами, участником которых оно является.

Учитывая приоритет положений международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним законодательством, а также нормы Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», некоторые специалисты полагают, что географические указания защищаются в соответствии с этим Законом с 22 августа 2012 года - с даты вступления России в Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (см., например, [1]).

Особо следует отметить, что в 2015 году был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации от 1958 года, который дает возможность в рамках этого соглашения осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний (подробнее см. [3]). Это значительный шаг в унификации различных систем охраны географических указаний и НМПТ. В соответствии со статьей 2 (1) Женевского акта географическое указание представляет собой указание, охраняемое в договаривающейся стране происхождения и состоящее из названия (или содержащее название) географического района или иного указания, которое известно как указывающее на такой район, которое определяет товар как происходящий из этого географического района, когда установленное качество, репутация или иная особенность товара объясняется главным образом его географическим происхождением.

Географические указания охраняются в странах Европейского союза (Регламент Европейского союза от 21 ноября 2012 года № 1151/2012 «О схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов

3 Соглашение вступило в силу 4 июня 1999 года. Российская Федерация присоединилась к нему постановлением Правительства Российская Федерация от 15 октября 2001 года № 726.

4 См. У^: http://www.eurasiancommission.org/

питания»), в Швейцарии (Федеральный закон Швейцарии от 28 августа 1992 года «Об охране товарных знаков и указаниях мест происхождения товара»), в странах Евразийского экономического союза (Гражданский кодекс и Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года № 127-3 «О географических указаниях», Закон Республики Армении от 22 мая 2010 года № ЗР-60 «О географических указаниях», Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон Кыргызской Республики от 27 февраля 2003 года № 46 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») и других странах.

В июле 2018 года членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, И.М. Умахано-вым, З.Ф. Драгункиной, Л.С. Гумеровой, С.Ю. Фабричным и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым был внесен проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», направленный на развитие законодательства о средствах индивидуализации товаров. В проекте предложен новый вид средств индивидуализации -географические указания, также предлагаются его включение в перечень объектов интеллектуальных прав, предусмотренных статьей 1225 ГК РФ и внесение отдельных изменений в правовое регулирование режима наименований места происхождения товаров. Основными целями законопроекта являются:

• защита права потребителя на информацию о происхождении товара, которым обусловлены определенные качества, свойства товара;

• недопустимость регистрации обозначения, вводящего общественность в заблуждение относительно географического происхождения товара;

• обеспечение исключительного права региональных производителей ориги-

нальных товаров;

• повышение привлекательности российских регионов, их товаров как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом;

• уравнивание охраны наименований в Российской Федерации с охраной за рубежом.

Географическое указание предлагается рассматривать в качестве обозначения, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. Такое определение в целом соответствует международным договорам, в которых участвует Россия (Минское соглашение от 4 июня 1999 года, ТРИПС, Договор о Евразийском экономическом союзе), а также Женевскому акту Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Проектом предлагается использовать термин «географический объект», который является более универсальным и точным, чем термины «регион», «местность», «территория» и т. п. В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» географические объекты - это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и

другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты.

Географические указания будут индивидуализированы через качество, репутацию и другие характеристики товара, идентифицирующие товар как происходящий с определенной территории в отличие от наименований места происхождения товаров, которые индивидуализируются через особые свойства, которые исключительно или главным образом определяются характерными для определенного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Правовая охрана географического указания, как и наименования места происхождения товара, будет возникать при условии государственной регистрации в Роспатенте. При подаче заявки будет необходимо указать на связь определенного качества, репутации или других характеристик товара с местом происхождения, описание способа производства, условия хранения товара, порядок контроля за соблюдением условий его производства. К заявке на географическое указание должны быть приложены документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением, однако перечень лиц, которые могут представить соответствующие документы, не указан в законопроекте. Требования к документам будут определены административными регламентами Министерства экономического развития Российской Федерации. Предполагается, что это могут быть не только документы, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, как это в настоящее время имеет место применительно к наименованиям места происхождения товаров, но и органами государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации, муниципальных органов, специализированных учреждений, например научно-исследовательских институтов и т. д.

Правовой режим наименований места происхождения товаров достаточно давно требует существенных изменений. В числе предлагаемых новелл - введение возможности подачи заявки на регистрацию наименований места происхождения товаров одновременно несколькими лицами, требование в отношении наименований места происхождения товаров об осуществлении всех стадий производства товара на территории соответствующего географического объекта в отличие от географического обозначения, в отношении которого достаточно осуществления одной стадии производства товара на соответствующей территории. На практике нередко особые свойства товара обусловлены деятельностью нескольких лиц, в том числе тех, кто создают необходимые материалы, добывают сырье, обеспечивают хранение товара, а не только тех, кто осуществляют непосредственно его создание. При этом расширяются возможности в предоставлении заключения. Так, если уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере производства товара отсутствует, то к заявке на регистрацию наименования места происхождении товара прилагается заключение органа (организации), уполномоченного высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится географический объект.

Значение региональных органов применительно к географическим указаниями и наименованиям места происхождения товаров будет неуклонно повышаться. Это связано с тем, что особые требования к стадиям производства, качеству, репутации, известности, особым свойствам или другим характеристикам товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места проис-

хождения товара, могут устанавливаться не только федеральными нормативными правовыми актами, но и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся соответствующие географические объекты (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем возможность возникновения такого объекта, как географическое указание или наименование места происхождения товара, не должно зависеть от правового регулирования субъектов Российской Федерации.

Важную роль в правовом регулировании наименований места происхождения товаров призван играть правовой прием применения положений о географических указаниях к наименованиям места происхождения товаров с выделением отдельных особенностей правового регулирования наименований, учитывая, что принципы введения правовой охраны географических указаний сходны с принципами правовой охраной наименований места происхождения товаров (п. 4 ст. 1516 ГК РФ в редакции законопроекта).

Введение правового регулирования географических указаний в ГК РФ - очень важный шаг с точки зрении перспектив развития регионов России. Проблематика многих российских территорий состоит в том, что, несмотря на историческую и природную уникальность, многочисленность культурных достопримечательностей в стране, сложившиеся вековые традиции многих регионов, многие российские территории характеризует слабо выраженный имидж (подробнее см. [2]). Сегодня задача законодателя - показать все многообразие товаров, производимых в России, их особенности, непревзойденное качество, а также защитить российских производителей. В определенной степени это и противостояние зарубежным санкциям, которые применяются сейчас в разных сферах производства.

В то же время некоторые аспекты предлагаемого законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении. Так, перечень товаров весьма многообразен. К ним могут быть отнесены и такие объекты, которые имеют иные средства индивидуализации или включают результаты интеллектуальной деятельности. Необходимо обратить внимание на недопустимость рассмотрения животных исключительно как товар. Если мы говорим о новых породах животных или сортах растений, то нужно четко понимать, что это селекционные достижения и для них предусмотрена специальная гражданско-правовая охрана (гл. 73 ГК РФ). Можно ли зарегистрировать в качестве географического указания, например, астраханского верблюда, если он выводится только в этом районе, а при перемещении в другие регионы, например в Казахстан, утратит свои «особые свойства»? Видимо, такое возможно, если это не будет противоречить пункту 2 статьи 1535 ГК РФ, в предлагаемой редакции которой предусмотрено, что если использование географического указания способно ввести в заблуждение потребителя относительно наименования сорта растений или животных, то правовая охрана географического указания может быть признана недействительной.

Конечно, если речь идет об обозначениях, касающихся продуктов питания, особенно переработанных (севанская форель, баргузинский омуль, астраханская вобла), то такие названия вполне могут стать географическими указаниями.

Важным представляется и выработка однозначных критериев, ориентиров, способов доказывания особых характеристик товаров, определяемых географическим происхождением. В предлагаемой редакции в отношении географических указаний в отличие от наименований места происхождения товаров не установлены виды документов, которые будут достаточными для подтверждения характеристик товара. Целесообразно не допустить каких-либо неоднозначных, сугубо административных

подходов к решению этих вопросов. Необходимо определить критерии их учета в подзаконных актах.

В качестве мер ответственности, применяемых к нарушителям исключительного права на географическое указание, пока не предусматривается компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и иные виды компенсации, как и в отношении фирменных наименований, коммерческих обозначений. Представляется, что со временем, когда сложится правоприменительная практика и будет осознана важность географических указаний как объектов интеллектуальных прав, станет возможным введение и этого наиболее эффективного способа защиты.

Сложно обойтись при введении новых институтов и без переходных положений. Они необходимы особенно в тех случаях, когда зарегистрировано наименование места происхождения товара на тождественное географическое указание или подана заявка на наименование, но объект еще не зарегистрирован, а заявка уже не будет удовлетворять новым требованиям, в связи с чем может возникнуть вопрос, что делать с такой заявкой. Такие же вопросы соотношения с поданными заявками могут возникнуть и применительно к иным объектам интеллектуальных прав. Полагаем целесообразным установить переходный период для процедуры преобразования формы «наименование места происхождения товаров» в форму «географические указания».

Очевидно, что предлагаемые законодателем изменения важны для каждого российского региона, они дадут возможность охраны таким указаниям, которые практически невозможно или чрезвычайно сложно было зарегистрировать в качестве наименований места происхождения товаров (золото Костромы, калужское тесто, камчатский краб, байкальский омуль, таманские вина, майкопские яблоки, там-буканские грязи и многое другое). В то же время введение нового института станет

значительным шагом в развитии международных отношений, обеспечении международных обязательств, которые были взяты за последние годы. Это повысит и эффективность российской правовой системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Гаврилов Э. П. Как надо защищать наименования мест происхождения товаров и географические указания // Патенты и лицензии. 2017. № 5. С. 9-14.

2. Фабричный С. Ю, Рузакова О. А. Региональные бренды России: основные направления развития // Патенты и лицензии. 2017. № 5. С. 46-53.

3. Шахназарова Э. А. Особенности международно-правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний в свете принятия Женевского акта Лиссабонского соглашения 20 мая 2015 года // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 171-180.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров : Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3520-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2322.

6. Отчет Федеральной службы по интеллектуальной собственности за 2017 год. URL: https://docviewer.yandex.ru/view /132127090/?*=evdxXuaGX8RD9FC5sgKD lTSCcYJ7InVybCI6Imh0dHA6Ly9sYXdw cm94eS5oZXJva3VhcHAuY2 9tL3d3 dy5ydXB0by5ydS9jb250ZW50L3VwbG9hZG ZpbGVzL2RvY3Mvb3RjaGV0XzIwMTdfcnU ucGRmIiwidGl0bGUiOiJvdGNoZXRfMjA xN19ydS5wZGYiLCJ1aWQiOiIxMzIxMjcwO TAiLCJ5dSI6IjEyMzQxMjA5MTUy0DA0Njgy 0CIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI6MTU

zNDkzMDAwMTEzOSwic2VycFBhcmFtcy I6Imxhbmc9cnUmbmFtZT1vdGNoZXRf MjAxN19ydS5wZGYmdG09MTUzNDky OTk5OCZ0bGQ9cnUmdGV4dD0lRDAlQjM lRDAlQkUlRDAlQjQlRDAlQkUlRDAlQjI lRDAlQkUlRDAlQjklMjAlRDAlQkUlRDElO DIlRDElODclRDAlQjUlRDElODIlMjAlRDElO DAlRDAlQkUlRDElODElRDAlQkYlRDAlQ jAlRDElODIlRDAlQjUlRDAlQkQlRDElODI lRDAlQjAlMjAlRDAlQjclRDAlQjAlMjAyMDE 3JTIwJUQwJUIzJUQwJUJFJUQwJUI0Jn VybD1odHRwJTNBJTJGJTJGbGF3cHJveH kuaGVyb2t1YXBwLmNvbSUyRnd3dy5ydX B0by5ydSUyRmNvbnRlbnQlMkZ1cGxvY WRmaWxlcyUyRmRvY3MlMkZvdGNoZXRfM jAxN19ydS5wZGYmbHI9MjEzJm1pbWU9c GRmJmwxMG49cnUmc2lnbj0xYzQ1OW MxNDkzNGNjZDQzYzQyZWNjNzcwMTljMGZ hNCZrZXlubz0wIn0%3D&page=15&lang=ru

7. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

8. О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний : соглашение от 4 июня 1999 года. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

9. Об утверждении Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и

географических указаний : постановление Правительства Российская Федерация от 15 октября 2001 года № 726 // Бюллетень международных договоров. 2002. № 3. С. 42-48.

10. Приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе : [официальный сайт Евразийской экономической комиссии]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ (дата обращения: 5 июня 2014 года).

11. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях и инструкция к женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях : принят Дипломатической конференцией 20 мая 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации : проект федерального закона № 509994-7. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. О наименованиях географических объектов : Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 51, ст. 5718.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.