УДК 341
О. В. Романовская
доктор юридических наук, профессор кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
О. В. Безрукова
кандидат юридических наук, доцент кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза,
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОИ
WW „
СТЕРИЛИЗАЦИИ В РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ1
Аннотация. В статье анализируется порядок осуществления медицинской стерилизации, установленный Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Представлено также историческое исследование правового регулирования данной процедуры в Российской Федерации. Приводится сравнительно-правовое исследование, позволяющее выявить общие тенденции в регулировании медицинской стерилизации. Представлен анализ законодательства Франции, Швейцарии, Чехии, некоторых других европейских стран. Указывается на недостатки в определении процедуры дачи согласия на медицинскую стерилизацию в отношении недееспособных граждан. Выделено отсутствие специальных правил в Гражданском процессуальном кодексе России. Проведена аналогия с химической кастрацией, установленной недавно в российском законодательстве, выделены различия в понятиях и процедурах осуществления.
Ключевые слова: здоровье, недееспособный, медицинская стерилизация, медицинское вмешательство, сравнительно-правовое исследование, химическая кастрация, добровольная стерилизация, условия проведения медицинской стерилизации.
O. V. Romanovskaya
Doctor of law, professor, department of Private and Public Law
Penza State University, Penza, Russia O. V. Bezrukova
Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law
Penza State University, Penza, Russia
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132
LEGAL REGULATION OF MEDICAL STERILIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article analyzes the procedure of medical sterilization established by the Federal law from November 21, 2011 No. 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation». Also article presented historical research of legal regulation of this procedure in the Russian Federation. The comparative and legal research, allowing revealing the common tendencies in regulation of medical sterilization is given. The analysis of the legislation of France, Switzerland, Czechs, and some other European countries is submitted. It is pointed out the defects of definition of procedure of consent on medical sterilization concerning incapacitated citizens. Absence of express rules in the Code of civil procedure of Russia is marked out. An analogy to the chemical castration established recently in the Russian legislation is drawn; distinctions in concepts and exercise procedures are marked out.
Key words: medical sterilization, medical intervention, incapacitated, comparative legal research, chemical castration, voluntary sterilization, conditions for medical sterilization, health.
Статья 57 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) предусматривает: «Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей». Так в российском законодательстве даётся понятие стерилизации, а также определены условия проведения данной операции.
Правовое закрепление медицинской стерилизации имеет недавнюю историю. Первоначально Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г., в соответствии с которыми в статье 38 появилось дополнение: «Женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве. В целях охраны здоровья женщине может быть проведена, с ее согласия, хирургическая стерилизация для предупреждения беременности в соответствии с
медицинскими показаниями. Перечень медицинских показаний определяется Министерством здравоохранения СССР» [6]. Необходимо отметить, что сама статья 38 называлась «Поощрение материнства. Гарантии охраны здоровья матери и ребёнка». Конечно, содержание изменений, как видно, никакого отношения к поощрению материнства не имело. Медицинская стерилизация допускалась только по отношению к женщине и только при наличии её согласия. Также обязательным условием проведения операции закреплялось наличие медицинских показаний.
В последующем статья 37 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан [3] закрепила самостоятельные нормы, посвящённые медицинской стерилизации. Принципы, изложенные в данном нормативном акте, практически перешли в новый Закон об основах охраны здоровья граждан. Выделим эти принципы. Во-первых, в Законе имеется самостоятельная статья, содержащая в себе дефиницию стерилизации. Во-вторых, обращается внимание на то, что операция проводится как по отношению к женщине, так и мужчине. В-третьих, расширен перечень условий проведения операции: не только медицинские, но и социальные показания (в целях контрацепции). В последнем случае стерилизация проводится при наличии определённых условий. Лицо должно в письменном виде выразить своё согласие на проведение операции, а также должно подтвердить либо достижение 35-летнего возраста, либо наличие двух детей. Дети не обязательно должны быть рождены от одного партнёра. Возраст подтверждается документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Наличие детей подтверждается свидетельством о рождении, содержащим необходимые сведения в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [1].
Условием проведения медицинской стерилизации в целях сохранения жизни и здоровья выступает только согласие пациента. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации утверждён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 марта 2009 г. № 121н [5]. Данный документ пришёл на смену Приказу Минздрава РФ от 28 декабря 1993 года № 303 «О применении медицинской стерилизации граждан» [4]. Главное отличие Приказа 2009 г. от Приказа 1993 г. заключается в том, что он содержит только перечень, не закрепляя самого порядка стерилизации. Приказ же 1993 г. устанавливал и порядок разрешения процессуальных вопросов. Так, Инструкция о порядке разрешения операции медицинской стерилизации граждан,
помимо фиксации положений из законодательного акта, устанавливала, что медицинская стерилизация осуществляется по медицинским показаниям, которые определяются в амбулатор-но-поликлинических или стационарных учреждениях комиссией в составе не менее 3 специалистов: врача акушера-гинеколога (для мужчин - уролога), врача той специальности, к области которой относится заболевание гражданина, руководителя учреждения (отделения) здравоохранения. Следует отметить, что комиссионное принятие решения, по-видимому, преследовало цель не создания дополнительного препятствия к получению медицинской помощи, а вырабатывание наиболее правильного и эффективного решения с учётом всех складывающихся обстоятельств. Коллегиальное решение предшествовало стерилизации по медицинским показаниям согласно инструкциям Минздрава Чехии и Словакии, зарегистрированным в Сборнике законов в 1972 г. Допускалось, однако, единоличное принятие решения, «...когда стерилизацию необходимо сделать на поражённых болезнью половых органах мужчины либо женщины в лечебных целях, по правилам медицины» [7, с. 218].
К порядку осуществления стерилизации относится также Письмо Минздрава РФ № 2510/1041-97, ФСС РФ № 051/26-97 от 17 февраля 1997 г. «О порядке выдачи листка нетрудоспособности и выплате пособия по временной нетрудоспособности при медицинской стерилизации граждан», согласно которому разъяснялось: «При специальном вмешательстве с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства (медицинская стерилизация), производимом в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющих лицензии на указанный вид деятельности и на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, листок нетрудоспособности выдается гражданам в случае медицинской стерилизации, проводимой по медицинским показаниям и с целью контрацепции, а также при осложнениях, возникших вследствие названного вмешательства».
Медицинская стерилизация предусмотрена также зарубежными нормативными актами, сравнительно-правовой анализ которых наиболее полно проведён О.О. Салагаем. Компаративистское исследование показало, что в подавляющем большинстве государств законодательно предусмотрено право дееспособных лиц на добровольную стерилизацию как на метод контрацепции. Обязательным условием проведения такой операции, как правило, выступает добровольное информированное согласие пациента. Так, например, согласно ст. L2123-1 Кодекса
здравоохранения Франции стерилизация в целях контрацепции может быть проведена только совершеннолетнему лицу, которое выразило свою волю свободно, мотивированно и обдуманно. Сходные требования для проведения добровольной стерилизации установлены в ЮАР Актом о стерилизации 1998 г. № 44 и в Швейцарии Федеральным законом об условиях и процедуре проведения стерилизации лица от 17 декабря 2004 г. При этом свободное и обдуманное решение о проведении стерилизации должно быть независимым. Подстрекательство к стерилизации в Бразилии в соответствии с Законом от 12 января 1996 г. № 9263 запрещено под угрозой наказания. Принуждение к стерилизации в большинстве государств влечет наказание. Например, в Сингапуре согласно Акту о добровольной стерилизации 1974 г. № 25 принуждение к стерилизации наказывается тюремным заключением на срок до пяти лет. Насильственная стерилизация входит в состав международных преступлений согласно Римскому статуту Международного уголовного суда, а также противоречит Женевским конвенциям. В отдельных случаях доступ к добровольной стерилизации может быть ограничен рядом дополнительных требований к лицу, желающему подвергнуться такой процедуре. Добровольная стерилизация разрешена в Финляндии, однако Законом от 28 июня 2002 г. № 564, внесшим изменения в разделы 1 и 4 Закона о стерилизации от 24 апреля 1970 г. № 283, установлен ряд дополнительных условий, при которых добровольная стерилизация может быть проведена. К таким условиям законодатель отнес, в частности, опасения, что потомство может страдать серьезными заболеваниями, а также случаи, когда лицо воспринимает себя как представителя другого пола и живет в соответствии с такими представлениями [12, с. 75-83].
Ранее действовавшая Инструкция о порядке разрешения операции медицинской стерилизации граждан при наличии медицинских показаний устанавливала специальную гарантию недопущения злоупотреблений в отношении лиц, страдающих психическими заболеваниями. В отношении данной категории граждан медицинская стерилизация осуществлялась только на основании судебного решения. При этом условием являлось то, что гражданин должен быть признан судом недееспособным. Согласно Принципам защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (ООН, 17 декабря 1991 года) стерилизация в отношении данной категории больных никогда не должна применяться в качестве лечения психического заболевания. Более того, п. 13 Принципов предписывает:
психически больное лицо может быть подвергнуто серьезному медицинскому или хирургическому вмешательству (коим и является стерилизация) только в тех случаях, когда это допускается внутригосударственным законодательством [8]. Сейчас часть 2 статьи 57 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает: «По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным».
Казалось бы, простая формула, но требует серьёзных уточнений. Во-первых, законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) в подобных ситуациях, как правило, двое. В соответствии со статьей 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию (п. 2 ст. 65 СК РФ). Вопрос о стерилизации чаще всего возникает в отношении граждан, страдающих психическим заболеванием с детства. Родители могут и не отказаться от своих прав, в последующем оформив попечительство.
Весьма распространённой является ситуация, когда недееспособный с детства находится в соответствующем социальном учреждении. Статья 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закрепляет: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». В подавляющем большинстве регионов данные полномочия переданы органам местного самоуправления. Такая передача оформлена принятием специального закона субъекта Российской Федерации. Например, в настоящее время приняты следующие законы:
Закон Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. № 183 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Адыгея по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних лиц»;
Закон Республики Бурятия от 4 марта 2008 г. № 137-1У «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями»;
Закон Республики Мордовия от 18 декабря 2008 г. № 134-З «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации деятельности по опеке и попечительству» и др.
Часть 4 статьи 35 ГК РФ предусматривает: «Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации». Исходя из приведенного перечня, можно установить, что функции законного представителя могут выполнять:
- образовательные организации;
- медицинские организации;
- организации, оказывающие социальные услуги;
- иные организации.
Приведённые нормы показывают, что перечень законных представителей, уполномоченных на обращение в суд с заявлением о принудительной стерилизации, весьма широк.
Между тем Закон об основах охраны здоровья граждан не согласован с Гражданским процессуальным кодексом РФ. Следует разделить мнение О.О. Салагая, считающего, что «по общей логике действующего процессуального законодательства дела о необходимости принудительной стерилизации должны были бы рассматриваться судами в порядке особого производства. Вместе с тем исчерпывающий перечень дел, рассматриваемых в таком порядке, установлен ст. 262 ГПК РФ» [12, с. 75-83]. В нём указания на рассмотрение дел, связанных с осуществлением медицинской стерилизации не наблюдается. Есть указание, что к рассмотрению в порядке особого производства другие дела могут быть отнесены только федеральными законами. Закон об основах охраны здоровья граждан можно оценивать как такой федеральный закон, но он не находит своего подтверждения в ГПК РФ. Если суд и будет рассматривать указанные дела в порядке особого производства, то ему придётся применить аналогию закона.
При анализе медицинской стерилизации следует согласиться с Г.Б. Романовским, который считает, что отказ от деторождения затрагивает не только права лица, давшего согласие на
оперативное вмешательство, но и права супруга (супруги), близких родственников [9, с. 273]. Бесплодие большинством правовых систем признавалось как безусловное основание для расторжения брака. Российское законодательство указывает, что для проведения стерилизации необходимо только согласие лица, идущего на операцию. Врач, разглашающий эту информацию, будет нести ответственность за разглашение врачебной тайны. В то же время статья 31 Семейного кодекса РФ устанавливает: «Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов». Данная норма рассматривается как основание для обязательного принятия семейных решений на основе консенсуса. Продолжением такой позиции выступает не только обоснование обязательного консультирования с супругом (супругой) при осуществлении репродуктивного выбора. Некоторые учёные настаивают на закреплении в таких ситуациях права исковой защиты. Это означает, что супруг (супруга) может обратиться в судебные органы с требованием установления запрета на определённые действия или, наоборот, возложения обязанности совершить определённые действия. Однако преобладает мнение специалистов, считающих, что в данном случае право не может вмешиваться в область сугубо личной сферы. Поскольку женщина выступает в вопросах материнства наиболее обременённой стороной, то приоритет в любом случае должен оставаться за ней. Волеизъявление женщины должно стать точкой отсчёта для пределов правового регулирования. Если же согласия внутри семьи не удалось достигнуть, то семья может распасться по заявлению заинтересованной стороны [10, с. 34-39].
В настоящее время медицинская стерилизация стала активно обсуждаться в аспекте её применения как вида медицинской практики, применяемой по приговору суда. Многие путают с ней химическую кастрацию, думая, что таковая предполагает некий гуманный аналог практикуемого в древних и средневековых обществах уголовного наказания. Следует отмести подобные аналогии. Введение химической кастрации связано с некоторыми иллюзиями. В устах многих политиков это звучит несколько наивно: мол, один укол решит все проблемы. Во-первых, один укол абсолютно ничего не решит. Антиандрогенная терапия (а именно так она определяется в медицине) носит длительный характер, а в некоторых случаях должна сопровождать человека всю жизнь. Соответственно, необходимо решать вопрос, кто именно будет осуществлять данную процедуру. Во-вторых, укол
только одного препарата также не является решением проблемы. Зарубежный опыт показывает, что введение антиандроген-ных препаратов сопровождается направленной на корректировку поведения психотерапией, а также приемом препаратов, снижающих побочные эффекты [11, с. 41-45].
Таким образом, следует признать оправданным ограничение практики медицинской стерилизации в силу её серьёзных последствий для конкретного человека.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.04.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. - № 47. - Ст. 5340.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 48. - Ст. 6724.
3. Закон СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -
1990. - № 23. - Ст. 422. (Документ фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1).
4. Приказ Минздрава РФ от 28 декабря 1993 года № 303 «О применении медицинской стерилизации граждан». (Документ утратил силу на основании приказа Минздравсоцразвития России от 18.03.2009 № 120).
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 марта 2009 г. № 121н «Об утверждении перечня медицинских показаний для медицинской стерилизации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.04.2009 № 13787) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 21.
6. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, ред. от 07.12.2011) // Российские вести. - 1993. - 9 сентября. - № 174. (Документ утратил силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
7. Дргонец, Я. Современная медицина и право. Перевод со словацкого / Я. Дргонец, П. Холлендер; пер.: Бадь Л.И. - М.: Юрид. лит.,
1991. - 336 с.
8. Путило, Н.В. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан / Н.В. Путило. - М: Юридический Дом Юстицинформ, 2003. - 240с.
9. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь / Г.Б. Романовский. - М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. - 370 с.
10. Романовский, Г.Б. Законодательство о репродуктивных правах в странах СНГ / Г.Б. Романовский // Медицина и право. -2010. - № 5. - С. 34-39.
11. Романовский Г.Б. Химическая кастрация педофилов / Г.Б. Романовский // Законность. - 2011. - № 9. - С. 41-45.
12. Салагай, О.О. Регулирование медицинской стерилизации человека: сравнительно-правовой анализ и некоторые аспекты совершенствования национального законодательства Российской Федерации / О.О. Салагай // Журнал российского права. - 2009. - № 7. -С. 75-83.
Referenses
1. Federal'nyi zakon ot 15 noiabria 1997 goda № 143-FZ «Ob ak-takh grazhdanskogo sostoianiia» (red. ot 25.11.2013, s izm. ot 02.04.2014) [Federal Law «About acts of civil status»] Sobranie za-konodatel'stva RF - Collection of legislation of Russian Federation. 1997, no. 47. Art. 5340.
2. Federal'nyi zakon ot 21 noiabria 2011 g. № 323-FZ «Ob osno-vakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 28.12.2013) [Federal Law «About fundamentals of protection of the health of citizens in the Russian Federation»] Sobranie zakonodatel'stva RF - Collection of legislation of Russian Federation. 2011, no. 48. Art. 6724
3. Zakon SSSR ot 22 maia 1990 goda № 1501-1 «O vnesenii iz-menenii i dopolnenii v nekotorye zakonodatel'nye akty SSSR po vo-prosam, kasaiushchimsia zhenshchin, sem'i i detstva» ILaw of USSR «About amendments and additions to some legislative acts of the USSR on issues related to women, family and childhood»] // Vedomosti S"ezda narodnykh deputato v SSSR i Verkhovnogo Soveta SSSR- Bulletin of Congress of Public Deputies of the USSR and Supreme Council of the USSR. 1990, no. 23. Art. 422.
4. Prikaz Minzdrava RF ot 28 dekabria 1993 goda № 303 «O prime-nenii meditsinskoi sterilizatsii grazhdan» [The order of Ministry of Health of the Russian Federation «About the application of medical sterilization of citizens»]. (In Russian, unpublished)
5. Prikaz Minzdravsotsrazvitiia RF ot 18 marta 2009 g. № 121n «Ob utverzhdenii perechnia meditsinskikh pokazanii dlia meditsinskoi sterilizatsii» (Zaregistrirovano v Miniuste RF 16.04.2009 № 13787) [The order of Ministry of Health and Social Development «About approval of the list of medical indications for medical sterilization»] Biulleten' norma-
tivnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti - Bulletin of regulations of federal executive authorities. 2009, no. 21.
6. Osnovy zakonodatel'stva RF ob okhrane zdorov'ia grazhdan (utv. VS RF 22.07.1993 № 5487-1) (red. ot 07.12.2011) [Fundamentals of RF legislation on health protection of citizens]. Rossiiskie vesti - Russian news. 1993, no. 174.
7. Drgonets Ia., Khollender P. Sovremennaia meditsina i pravo. [Modern medicine and law]. Moscow, 1991, 218 p.
8. Putilo N.V. Kommentarii k Osnovam zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii ob okhrane zdorov'ia grazhdan [Comments to the Fundamentals of legislation of the Russian Federation about health protection of citizens]. Available at: http://www.lawmix.ru (accessed 1 May 2014)
9. Romanovskii G.B. Gnoseologiia prava na zhizn' [Gnosiology of the right to life]. Moscow, Iuridicheskii tsentr Press Publ., 2003, 370 p.
10. Romanovskii G.B. Zakonodatel'stvo o reproduktivnykh pravakh v stranakh SNG [Legislation on reproductive rights in the CIS countries] Meditsina i pravo -Medicine and Law, 2010, no. 5, pp. 34 - 39.
11. Romanovskii G.B. Khimicheskaia kastratsiia pedofilov [Chemical castration of pedophiles] Zakonnost' -Legality, 2011, no. 9, pp. 41-45
12. Salagai O.O. Regulirovanie meditsinskoi sterilizatsii cheloveka: sravnitel'no-pravovoi analiz i nekotorye aspekty sovershenstvovaniia natsional'nogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [The regulation of medical sterilization person: comparative legal analysis and some aspects of the national legislation of the Russian Federation]. Zhurnal rossiiskogo prava - Journal of Russia Law, 2009, no. 7, pp. 75-83.
Информация об авторах
Романовская Ольга Валентиновна - доктор юридических наук, профессор, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Безрукова Олеся Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: olesia_8013- [email protected].
Authors
Romanovskaya Olga Valentinovna - Doctor of law, professor, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected].
Bezrukova Olesya Vladimirovna - Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected].