О.В. Романовская,
д.ю.н., профессор кафедры «Частное и публичное право» Пензенского государственного университета, г. Пенза, Россия, [email protected]
ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ В ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ1
УДК 347.155.5
Романовская О.В. Законные представители в здравоохранительных правоотношениях (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия)
Аннотация: В статье анализируется правовой статус законного представителя в различных моделях правоотношений в сфере здравоохранения (от получения согласия на медицинское вмешательство до допуска к пациенту). Выделены основные трудности, с которыми может столкнуться медицинский работник при определении полномочий законного представителя пациента. Особое внимание уделено органам опеки и попечительства, а также различным организациям, уполномоченным представлять граждан в силу закона.
Ключевые слова: законные представители, пациент, здравоохранение, медицинская организация.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (статья 1). Классической структурой самых распространенных отношений будут являться возникающие таковые между врачом и пациентом. Понятие пациента также представлено в 3аконе — это «физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния». В то же время законодательство учитывает, что в соответствии со статьей 60 Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Гражданское законодательство оперирует таким понятием, как дееспособность, и вводит институт законных представителей, которые уполномачиваются на совершение действий, влекущих за собой юридические последствия. 3акон об основах охраны здоровья граждан также учитывает данную ситуацию, вводя законных представителей в круг субъектов здравоохранительных правоотношений.
Следует отметить, что нормы, управомачивающие законных представителей на определенные действия, «раскиданы» по всему тексту 3ако-на об основах охраны здоровья граждан. Можно их систематизировать, выделив нормы, в которых предусматривается вовлечение в круг здравоохранительных правоотношений законных представителей:
— статья 13 —с их согласия допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну;
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132.
© О.В. Романовская, 2013 г.
— статья 19 — пациент имеет право на допуск к нему законного представителя для защиты своих прав;
— статья 20 — необходимость получения согласия на медицинское вмешательство (возможность отказа от медицинского вмешательства);
— статья 21 — реализация права на выбор врача;
— статья 22 — предоставление информации о состоянии здоровья (в том числе знакомство с медицинской документацией и получение соответствующих выписок, копий документов и др.);
— статья 47 — согласие на трансплантацию (пересадку) органов и тканей человека;
— статья 51 — предоставление возможности находиться совместно с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка;
— статья 56 — инициатива судебного рассмотрения вопроса об искусственном прерывании беременности у недееспособной;
— статья 57 — инициатива судебного рассмотрения вопроса о стерилизации недееспособной;
— статья 67 — участие в принятии решения о проведении патолого-анатомических вскрытий;
— статья 68 — возможность использования тела, органов и тканей умершего человека при отсутствии законных представителей;
— статья 70 — инициатива приглашения для консультаций врачей-специалистов и созыва консилиума;
— статья 80 — бесплатность пребывания законного представителя в стационаре с несовершеннолетним ребенком.
Степень участия в здравоохранительных правоотношениях в каждом случае далеко неравнозначна. Например, в статье 19 Закона указывается на право пациента на допуск
к нему законного представителя. Активной стороной выступает гражданин, обратившийся за медицинской помощью. В большинстве статей закона описывается ситуация, когда гражданин юридически или фактически не может выразить свою волю. В этом случае законный представитель дает согласие на медицинское вмешательство, осуществляет выбор медицинской организации, инициирует судебное санкционирование каких-то медицинских процедур и др. В ряде случаев законный представитель выступает как дополнительное лицо, чье мнение может определять какие-то юридические последствия. Так, статья 67 Закона об основах охраны здоровья граждан, определяя основания непроведения паталого-анатомического вскрытия, устанавливает общее правило: паталого-ана-томическое вскрытие не производится по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника. Далее устанавливается дополнение, что если таковые отсутствуют, тогда заявление могут подписать законные представители. Таким же образом решается вопрос о праве пригласить врача-специалиста для участия в паталого-анатомическом вскрытии и выдаче его результатов. Получается, законный представитель появляется только тогда, когда отсутствуют супруг (супруга), близкие родственники. Допускается альтернативное участие законного представителя в тех или иных правоотношениях. Так, статья 70 Закона об основах охраны здоровья граждан закрепляет обязанность лечащего врача предоставлять информацию о состоянии здоровья по требованию пациента или его законного представителя2. Союз «или» указывает, что данное требование может быть заявлено как пациентом, так и его законным представителем. Их воля не обусловлена взаимными требованиями.
Следует определиться также с перечнем законных представителей.
Необходимо учитывать также институт врачебной тайны в российском праве. См.: [2].
1. Законными представителями граждан, не достигших 18 лет, являются родители, усыновители, опекуны (до 14 лет), попечители (от 14 до 18 лет).
При кажущейся простоте формулы есть определенные нюансы, которые могут серьезным образом осложнить работу любой медицинской организации.
Во-первых, следует учитывать, что статья 27 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривает эмансипацию несовершеннолетнего. Часть 2 статьи 21 ГК РФ устанавливает: «В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак». Статья 13 Семейного кодекса РФ (СК РФ) закрепляет: «Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации». В ряде субъектов такие законы приняты [3]. Для примера: Закон Московской области от 30 апреля 2008 г. №61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Республики Адыгея от 30 ноября 1998 г. № 101 «О порядке и условиях вступления в брак граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, постоянно либо преимущественно проживающих на территории Республики Адыгея»; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 1998 г. № 9-РЗ «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 февраля 1999 г. № 589-ХХ11 «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, достигших пятнадцати лет»; Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. №121 «О порядке и условиях вступления в брак несовершенно-
летних граждан на территории Белгородской области»; Закон Вологодской области от
14 августа 1996 г. № 95-ОЗ «О снижении брачного возраста» и др. Исходя из приведенных обстоятельств, гражданин, не достигший 18 лет, но эмансипированный или находящийся в официальных брачных отношениях, является самостоятельным субъектом здравоохранительных отношений. В соответствии с нормами Закона об основах охраны здоровья граждан он дает согласие на медицинское вмешательство, выбор врача и т.д. Родители перестают быть законными представителями. Это не означает прекращение отношений родительства. Мы все остаемся детьми своих родителей, и эти отношения возникают в силу особого признака — родства. Родители переходят в состав близких родственников, которые также в некоторых случаях участвуют в здравоохранительных правоотношениях, но уже в другом — специальном статусе. Подтверждением полной дееспособности гражданина будет таким образом свидетельство о заключении брака либо решение органа опеки и попечительства (с согласия обоих родителей, усыновителей, попечителей), либо решение суда (при отсутствии упомянутого согласия).
Во-вторых, законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), как правило, двое. В соответствии со статьей 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию (п. 2 ст. 65 СК РФ). Закон об основах охраны здоровья граждан не всегда придерживается одной модели поведения. В ряде статей для совершения юридически значимых действий достаточно волеизъявления одного из законных представителей. Например, статья 20: условием медицинского вмешательства в отношении гражданина, не достигшего
15 лет (общее правило), является согласие одного из родителей. Аналогичное правило
закреплено в статье 47 о согласии на трансплантацию (пересадку) органов и тканей человека. Статья 22, указывая на предоставление информации о состоянии здоровья (в том числе отраженной в медицинской документации), не связывает это право с согласием законных представителей между собой. Этим правом обладает каждый вне зависимости от того, совпадают ли их интересы и не втянуты ли все стороны в какой-то юридический спор. Несмотря на то, что для 3акона об основах охраны здоровья граждан достаточно воли одного из законных представителей, ситуация не так проста. Часть 2 статьи 64 СК РФ устанавливает: «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей». Если среди родителей нет согласия по поводу медицинского вмешательства, то можно констатировать, что у ребенка хотя бы с одним из родителей есть противоречие. 3на-чит, «включается» статья 64 СК РФ, и врач должен отложить медицинское вмешательство до совершения действий органом опеки и попечительства, который должен назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Письмо Минобразования РФ от 29 марта 2002 г. №483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» предусматривает: «Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь». В то же время неясно, может ли данная ситуация распространяться на здравоохранительные правоотношения? Закон об основах охраны здоровья граждан ни о каком ином представителе (кроме как законном) не упоминает.
Непонятно соотношение правового статуса представителя и родителей, семейное законодательство не содержит перечня приобретаемых представителем полномочий [4]. Такое представительство является вынужденной мерой и носит временный характер, но временные рамки неясны. Будет ли решение органа опеки, попечительства касаться только какого-то конкретного полномочия: например, дачи согласия на медицинское вмешательство? Тогда во всех других отношениях будут представлять интересы несовершеннолетнего сами родители. При отсутствии оснований органы опеки и попечительства отменяют представительство [5]. Необходимо добавить, что при наличии разногласий среди родителей и противоречий с интересами ребенка заложником конфликта может стать медицинский работник, который в любом случае для одной из сторон будет ассоциироваться с непосредственной угрозой своим интересам.
В-третьих, возникают сложности, когда сам законный представитель пациента является несовершеннолетним. Например, рождается ребенок, матерью которого является пятнадцатилетняя девушка, по отношению к которому она выступает как законный представитель. Если брак не оформлен, полная дееспособность не наступает, но законное представительство не связано с достижением полной дееспособности самим родителем.
В-четвертых, статья 77 СК РФ допускает отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Орган опеки и попечительства вправе это сделать немедленно. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Подчеркнем, что
э-
основанием лишения или ограничения родительских прав будет судебное решение.
Рассмотрим также, какие документы предъявляются законными представителями в качестве подтверждения своего статуса. Родители должны предъявить свидетельство о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность. Для определения статуса опекунов и попечителей в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [6] необходимо представить акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события. Часть 9 статьи 10 Закона «Об опеке и попечительстве» закрепляет: «При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение». Исходя из этого, в акте может быть указано, кто именно из опекунов или попечителей вправе представлять интересы ребенка в медицинских организациях.
Добавим, что если опекун или попечитель действует вопреки интересам ребенка, то орган опеки и попечительства вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка. Например, опекун не дает согласие на медицинское вмешательство, отсутствие которого причинит
вред жизни и здоровью ребенка. Медицинская организация может обратиться в органы опеки и попечительства, которые и должны обязать опекуна дать требуемое согласие. Однако если опекун не подчиняется решению органа опеки и попечительства, необходимо обращение в суд, который и будет разрешать спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
2. Российское законодательство учитывает, что родители могут отсутствовать в силу разных причин либо они могут быть лишены своих прав. Статья 1 23 СК РФ определяет порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. До такого устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в указанные организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства. Статья 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» закрепляет: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». В подавляющем большинстве регионов данные полномочия переданы органам местного самоуправления. Такая передача оформлена принятием специального закона субъекта Российской Федерации. Например, в настоящее время приняты:
— Закон Республики Адыгея от 6 июня 2008 г. № 183 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Адыгея
по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних лиц»;
— Закон Республики Бурятия от 4 марта 2008 г. № 137-1У «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями»;
— Закон Республики Мордовия от 18 декабря 2008 г. № 134-3 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации деятельности по опеке и попечительству»;
— Закон Забайкальского края от 13 ноября 2009 г. № 272-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственным полномочием по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними»;
— Закон Волгоградской области от 15 ноября 2007 г. № 1557-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;
— Закон Мурманской области от 17 декабря 2009 г. №1177-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству и иными полномочиями в отношении совершеннолетних граждан»;
— Закон Сахалинской области от 3 августа 2009 г. № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству».
Примеров принятия таких законов можно приводить еще много. Кроме того, при наделении полномочиями органов опеки и попечительства следует учитывать, что в системе
местного самоуправления могут создаваться различные органы. Необходимо также «проследить», какой именно орган местного самоуправления выполняет функции органа опеки и попечительства. Есть, кстати, и обратные примеры. Так, Законом Тверской области от 10 марта 2010 г. № 23-ЗО прекращено с 1 июня 2010 г. осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области отдельных государственных полномочий Тверской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, переданных им в соответствии с законом Тверской области от 11 декабря 2007 г. № 146-ЗО.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан выполняет Рособрнадзор [7]. Приказом Минобрнауки от 24 сентября 2010 г. №957 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан [8]. Это означает, что медицинская организация, посчитавшая, что органы опеки и попечительства плохо выполняют свои функции законного представителя в здравоохранительных правоотношениях, может обратиться в Рособрнадзор с соответствующим обращением. Правда, последствия такого обращения весьма туманны. Чтобы сделать такое заключение, достаточно почитать упомянутый Административный регламент № 957.
3. Часть 4 статьи 35 ГК РФ предусматривает: «Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на ука-
Менеджер
занные организации». Исходя из приведенного перечня, можно увидеть, что функции законного представителя могут выполнять:
— образовательные организации;
— медицинские организации;
— организации, оказывающие социальные услуги;
— иные организации.
Поочередно проанализируем статус каждой организации. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [9] единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В то же время в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления (часть из них предусмотрены законом, часть могут устанавливаться уставом образовательной организации). Порядок принятия решения каждым из указанных органов, а также порядок выступления от имени образовательной организации определяется уставом образовательной организации.
Статья 2 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан дает понятие медицинской организации (процитируем понятие полностью): «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие, наряду с основной (уставной) деятельностью, медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся
медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность». Это означает, что медицинские организации могут быть государственными (эти в свою очередь федеральными и региональными), муниципальными и частными. Необходимо в каждом случае определяться с организационно-правовой формой медицинской организации и выделять систему органов управления. Для государственных и муниципальных медицинских организаций наиболее распространенной формой выступает учреждение. В соответствии со статьей 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. В России действуют: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [10] , Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [11] , Бюджетный кодекс РФ (дает понятие казенного учреждения). Например, статья 13 Федерального закона «Об автономных учреждениях» закрепляет:
«1. К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.
2. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его
финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения».
Перечень организаций, оказывающих социальные услуги, весьма широкий. Статья 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [12] закрепляет системы социальных служб. Статья 10 посвящена социальному обслуживанию в стационарных учреждениях. Однако полномочия по выполнению стационарными учреждениями функций опекунов и попечителей (в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов) закреплены в статье 21 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [13].
Статья 17 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает перечень учреждений социального обслуживания, к которым относятся
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
По многим из приведенных учреждений социального обслуживания Правительством РФ приняты примерные положения. Например, Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. №896 [14] утверждены Примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Ни в каждом из них указывается на то, что социальное учреждение конкретного вида выполняет функции опекунов и попечителей. Необходимо это учитывать в медицинской практике. Попадая в то или иное социальное учреждение, гражданин не попадает к ним в какую-то кабалу, он получает гарантированный государством набор тех или иных социальных услуг. Гражданин не утрачивает своих прав, в том числе по личному участию в здравоохранительных правоотношениях.
Обобщая, укажем, что при обращении к медицинскому работнику пациента, находящегося под опекой и попечительством одной из указанных организаций, необходимо получить устав организации (заверенный в установленном порядке), выявить лицо, непосредственно уполномоченное выполнять функции опекуна, проверить его полномочия (документы о назначении на должность, документ, удостоверяющий личность) и только после этого учитывать волеизъявление лица при решении того или иного вопроса. Если от имени организации выступает лицо, которое не обладает таким правом без подтверждения полномочий, врачу необходимо также проверить оформление соответствующих полномочий (доверенность, приказ о наделе-
нии полномочий, административный акт, иной документ).
Статья 39 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [15] предусматривает обязанности администрации и медицинского персонала психиатрического стационара, в числе которых — «выполнять функции законного представителя в отношении пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющих такого представителя». В указанной норме есть неопределенности. Закон закрепляет, что функции законного представителя выполняют и администрация, и медицинский персонал одновременно без какой-либо дифференциации. Понятие медицинского персонала весьма широко и охватывает собой практически всех медицинских работников. Закон об основах охраны здоровья граждан вводит ключевое понятие лечащего врача, несущего персональную ответственность за ведение больного. Администрация стационара — тоже весьма емкое понятие. Кроме того, статья 35 ГК РФ указывает, что выполнение функций опекуна и попечителя осуществляется организацией. «Администрация и персонал» статьей не предусмотрены. По-видимому, необходимо исходить из приоритета ГК РФ. Тем более, что Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» — частный случай общей ситуации, описанной в статье 35 ГК РФ.
Подводя некий итог, представим еще одну «юридическую головоломку»: можно ли доверить полномочия законного представителя? Распространенная ситуация, когда ребенок находится на каникулах у бабушки и дедушки. Или: ребенок в сопровождении родственника отправляется на отдых. Если при этом происходит перемещение государственной границы, оформление доверенности на сопровождение (нотариус заверяет согласие, но по содержанию больше соответствует доверенности) обязательно. Статья 22 (часть 2)
Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [16] устанавливает: «При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп». Но данное правило действует за пределами Российской Федерации. Если же несовершеннолетний гражданин иностранного государства пребывает на территории России, то полномочия законного представителя определяются законодательством того государства, гражданином которого выступает несовершеннолетний. Если же российский ребенок находится в пределах нашего государства, а его законные представители не находятся рядом с ним, то можно воспользоваться статьей 185 ГК РФ, согласно которой доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Исходя из этого, при отправке ребенка к бабушке и дедушке, как это описывалось выше, лучше оформить соответствующую доверенность в простой письменной форме. В противном случае медицинский работник должен принимать решения, исходя из принципов крайней необходимости. Бабушка и дедушка не являются законными представителями ребенка своих детей.
Вышеизложенные ситуации создают дополнительные сложности. Если юристам необходимо разбираться в правовых «дебрях» при выявлении статуса законного представителя, то можно представить, какие трудности приходится преодолевать медицинским работникам. По-видимому, выход должен быть в упрощении формы участия законных представителей в тех или иных здравоохранительных правоотношениях. Применительно к каждой ситуации необходимо либо утвердить специальный бланк, который заполняется законным представителем, либо установить четкую процеду-
ру проверки полномочий (наподобие административного регламента, принимаемого для государственных служащих). В первом случае можно проиллюстрировать получением согласия на медицинское вмешательство, форму которого необходимо разработать отраслевым органом управления здравоохранением. Наибольшую актуальность утверждение формы приобретает при получении согласия от организаций (органов), выполняющих функции законного представителя. Во втором случае необходимо сослаться на Порядок прове-
дения паталого-анатомических вскрытий, который лишь вскользь упоминает о законных представителях. По-видимому, Порядок проведения паталого-анатомических вскрытий должен закреплять также пошаговую инструкцию для медицинской организации по истребованию возможных заявлений от законных представителей. В настоящее же время каких-либо уточняющих документов относительно участия законных представителей в здравоохранительных правоотношениях Министерством здравоохранения РФ не принято.
1. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
2. Романовский Г.Б. Право на врачебную тайну в системе прав пациента// Медицинское право. — 2004. — № 4. — С. 18.
3. Косарева И.А. К вопросу о брачном возрасте//Бюллетень нотариальной практики. — 2008. — № 3.
4. Пешина И.Ю. К вопросу о законном представительстве ребенка в семейных правоотношениях//Семейное и жилищное право. — 2012. — № 6. — С. 21-24.
5. Беспалов Ю.Ф. Осуществление семейных прав через представителя//Нотари-ус. — 2005. — № 3.
6. Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 17. — Ст. 1755.
7. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2009 г. № 535//Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 26. — Ст. 3209.
8. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 50.
9. Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.
10. Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 145.
11. Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 45. — Ст. 4626.
12. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4872.
13. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 32. — Ст. 3198.
14. Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 49. — Ст. 4822.
15. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.
16. Собрание законодательства РФ. — 1996. — №34. — Ст. 4029.
UDC 347.155.5
Romanovskaya O.V. Legal representatives in the health care (Penza State University, Penza, Russia) Abstract: This article analyzes the legal status of a legal representative in the various models of legal relations in the sphere of health care (with the consent to medical intervention prior to admittance to the patient). The basic challenges that may face a medical professional when determining the authority of the legal representative patient. Particular attention is paid to the guardianship authorities, as well as various organizations authorized to represent citizens under the law.
Keywords: legal representatives, patient, health care, medical organization.