Научная статья на тему 'Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской Федерации'

Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1810
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеев Игорь Валерьевич

Статья посвящена регулированию лоббистской деятельности в России. В ней рассматриваются основные проблемы, этапы и перспективы развития законодательства сферы лоббизма в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of lobbying activities in Russia

The article is devoted to the regulation of lobbying activities in Russia. It discusses the main challenges, stages and prospects of development of the sphere of lobbying regulation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской Федерации»

4.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тимофеев Игорь Валерьевич, аспирант. Место учебы: Государственный университет аэрокосмического приборостроения. Подразделение: кафедра государственного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена регулированию лоббистской деятельности в России. В ней рассматриваются основные проблемы, этапы и перспективы развития законодательства сферы лоббизма в Российской Федерации.

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, правовое регулирование.

LEGAL REGULATION OF LOBBYING ACTIVITIES IN RUSSIA Timofeev Igor Valerievich, postgraduate student. Place of study: State University of aerospace engineering. Department: State law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the regulation of lobbying activities in Russia. It discusses the main challenges, stages and prospects of development of the sphere of lobbying regulation in the Russian Federation. Keywords: lobbyism, lobbying, legal regulation.

Задача совершенствования взаимодействия государства и различных институтов гражданского общества всегда была актуальной. Лоббизм, как одна из форм такого взаимодействия, развит в современном мире и нуждается в непосредственном правовом регулировании. В последние годы "лоббизм", как синоним коррупции употребляется всё меньше. И всё больше понимается как легитимный феномен политической и экономической деятельности. А так же, как очень действенный механизм взаимодействия власти и других социальных групп.

Становление лоббизма в России, как полноправного института права неоднозначно, существует много точек зрения по этому вопросу. В связи, с чем необходимо уделить внимание теме развития нормативно-правового регулирования, а так же перспективам данной деятельности, как со стороны государственной власти, так и со стороны ученых - политологов, юристов, философов.

Лоббизм определяется как форма влияния "групп давления" на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур. Лоббирование возможно в виде продвижения определенного законопроекта или поправок к нему, других актов воздействия на депутатов и должностных 1

лиц.

Лоббизм можно определить как - влияние на органы государственной власти в собственных интересах, или же, как высококвалифицированную профессиональную деятельность по отстаиванию интересов третьей стороны за какое-либо вознаграждение. Следует согласиться с А.А. Нещадиным, который определил лоббизм как деятельность, имеющую политический смысл и правовое обоснование и являющуюся интегральным элементом демократической системы.2

1 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М., 2009.

2 См.: Нещадин А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути. Ч. 1 // Социс: Социологические исследования. 1996. N 3. С. 54.

Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выявляет такие формы лоббизма, как:

1. Парламентский лоббизм (осуществляется депутатами с привлечением заинтересованной общественности или чиновниками).

2. Политические торги, которые представляют собой форму реализации интересов через разрешение политических противоречий в форме компромисса.

3. Теневые неформальные соглашения, получившие в России невиданное развитие. Таковые формы очень эффективны в условиях политической нестабильности.

4. Кампании по обработке общественного мнения через СМИ (общественные кампании, инициативные массовые мероприятия). Если речь идет о давлении, то целью данных мероприятий является поддержка какого либо мнения, а также, в оказании психологического воздействия на адресатов.3

Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как, способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности.

По мнению российского исследователя А. Л. Кучеро-ва методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов.

По данной классификации методы делятся на три группы:

1) социально-приемлемые;

2) пограничные (в отношении которых нет четких понятий);

3) криминальные.4

Также формы лоббистской деятельности можно классифицировать по степени взаимодействия субъектов и объектов:

1. Косвенные:

а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального Собрания, особенно, если такие материалы готовятся по их поручению и заказу;

б) участие в симпозиумах, конференциях, и др., созываемых для предварительной проработки решений правительства;

в) пропаганда своих интересов, и взглядов через СМИ. Многие организации имеют свои регулярные публикации, другие же, пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы.

2. Прямые:

а) финансирование избирательных компаний депутатов Федерального собрания. Данным способом пользуется почти каждый кандидат;

б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ, распределении полномочий между министерствами и ведомствами;

в) прямые консультации с органами Правительства, для отстаивания своих позиций;

г) участие в комиссиях по отдельным вопросам регулирования конкретной отрасли или задачи. Предпри-

3 Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: 1998. С. 30.

4 Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М.. 1998. С. 51

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

ятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне экспертов, предоставляют информацию или привлекаются в опросах как респонденты.

Исходя из анализа практики лоббизма на сегодняшний день, можно сказать о большом разнообразии форм и методов данной деятельности. Всё это, конечно же, нуждается в непосредственном и обязательном нормативном регулировании.

Первые попытки регулирования лоббистской деятельности начались в 1992 - 1993 годах в Верховном Совете РФ и продолжились в Государственной Думе Федерального Собрания России. Результат работы по этому вопросу рассматривался в 1995 году, но не был принят из-за отсутствия кворума. Затем предпринимались неоднократные попытки регулирования вопросов, связанных с лоббистской деятельностью, но они не привели ни к какому результату.

Несмотря на то, что закон, комплексно регулирующий общественные отношения в сфере лоббизма и связанных с ним отношений не принят, в Российской Федерации существует нормативная основа данной деятельности.

Так, в первую очередь - это Конституция Российской Федерации, в которой 30я статья предусматривает право каждого на объединение для защиты своих интересов. Статья 32я обеспечивает право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.

Другие положения, касающиеся, например субъектов лоббизма, предусмотрены Федеральными законами: «О НКО», «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и других. Получается что, коммерческие и некоммерческие организации могут участвовать в законотворческом процессе посредствам: публичных консультаций, обсуждений внутри партий, законотворческой инициативы политических партий, проведением антикоррупционной экспертизы.

Так же, к сфере регулирования лоббистской деятельности относится, и антикоррупционная политика, осуществляемая в стране, и все подзаконные правовые акты относящиеся, так или иначе, к этой сфере. Таким образом, видно, что законодатель пытается регулировать данные отношения.6

В связи с этим, де-факто в России уже определился круг субъектов, занимающихся лоббистской деятельностью прямо, косвенно или внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Очень важно целостно и внимательно подойти к регулированию вопросов лоббизма и связанной с ним деятельности, чтобы дать им цивилизованную форму, установить правовой статус, перечень лиц, которые могут являться субъектом лоббирования. Необходимо выработать нужные ограничения и запреты для выхода из теневой стороны данных отношений, а так же, определить методы и формы данной деятельности.

Лоббизм сделает органы государства более гибкими.

Лоббизм будет способствовать развитию демократических институтов гражданского общества и правового государства.

5 См.: Исаков В.В. Формы и методы лоббистской деятельности // Право: Теория и Практика

6 См.: Китновская О.В. Особенности регулирования лоббистской деятельности в современных российских условиях //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политоло-

гия, философия, история: сб. ст. по матер. Х1_УШ междунар. науч.-практ. конф. № 4(45). - Новосибирск: СибАК, 2015.

Лоббизм станет одной из форм реализации конституционных прав граждан на участие в государственных делах и управлению им.

Лоббизм будет способствовать стабильности в обществе за счет демократического влияния на органы государственной власти с учетом интересов различных социальных групп.

Несмотря на то, что пока вопрос о необходимости целостной законодательной регуляции лоббистской деятельности является "решенным" не в его пользу, фактически лишь удлиняя плечо достижения цели для субъектов лоббистской деятельности, последние продолжают быть заинтересованными в использовании уже отлаженных и апробированных механизмов взаимодействия с должностными лицами разных уровней (личные связи, финансы), не предполагающих дополнительных издержек.7

И всё же, именно нормативное закрепление правил социального взаимодействия, выработка понятных критериев и принципов согласования интересов политических, экономических и иных социальных групп с последующим прививанием культуры лоббистской деятельности, послужат системообразующим принципам противодействия коррупции, повышению авторитета государства и власти, а, следовательно, повышения доверия к закону в целом.

Список литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Большой юридический словарь // Под ред. А.В. Малько. М., 2009.

3. Волынский А.И., Круглова М.С., (2016), Циклы законодательного процесса в России: политологический анализ. // Социально-политические науки, 1: 11-19.

4. |Жалинский А.Э.|, Чистяков В.В., Ястребова Е.В., Правотворчество и лоббизм в современной России. По следам интеллектуального штурма. // Бизнес в законе. - 2013. - №6, с. 9-11.

5. Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М.. 1998.

6. Китновская О.В. Особенности регулирования лоббистской деятельности в современных российских условиях // Актуальные вопросы общественных наук № 4(45). - Новосибирск: СибАК, 2015.

7. Коньков Д.Н. Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — № 24 (том 6).

8. Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. — 208 с.

9. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: 1998.

10. Нещадин А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути. Ч. 1 // Социс: Социологические исследования. 1996. N 3.

11. Павроз А.В. Принципы и альтернативы правового регулирования лоббизма // Политэкс. 2014. Т. 10. N 4.

7 См.: Нестеров А.В. Обсуждаем стандарт (концепцию) открытости "открытого правительства" //

Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 3 - 7.

12. Талапина Э.В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. 2011. N 3.

Рецензия

на статью «Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской федерации» аспиранта кафедры Конституционного права СПбГУАП Тимофеева Игоря Валерьевича

Статья посвящена проблемам регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации. Достаточно подробно автором рассмотрены формы и методы лоббистской деятельности, перспективы развития такого регулирования и предположительный результат.

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников, а материал статьи основан на детальном анализе.

Как положительный факт можно отметить то, что в данной статье помимо теории есть практические рекомендации по упомянутым вопросам.

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему, её отличает новизна и доказательность ряда идей. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Научная статья И. В. Тимофеева «Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Сербин М.В.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста - 83,49 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.