DOI: 10.24412/2072-4098-2023-2257-87-100
Правовое регулирование личных фондов в Российской Федерации *
Т.И. Нестерова
заведующая кафедрой гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, доцент, кандидат юридических наук (г. Саранск) А.Ю. Живаева
специалист по логистике ООО «Электропоставщик», аспирант кафедры гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск)
Татьяна Ивановна Нестерова, [email protected]
Правовой режим имущества личного фонда
Имущество личного фонда принадлежит ему на праве собственности.
Формирование имущества личного фонда происходит при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления его имуществом. Такой доход может быть получен, например, от сдачи имущества, принадлежащего фонду, в аренду, от размещения денежных средств в банках по договору банковского вклада и т. п. При этом, как следует из пункта 4 статьи 123.20-4 ГК РФ, безвозмездная передача иными лицами имущества в личный фонд не допускается.
Законодателем не определено, какое имущество может быть передано в личный фонд. Несмотря на то, что законодатель установил, что личный фонд будет решать задачи управления имуществом его учредителя, то есть в первую очередь управления предпринимательским имуществом, можно предположить, что допустимо передать в фонд любое имущество, которое принадлежит его учредителю.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 123.20-4 ГК РФ стоимость имущества, которое учредитель передает в личный фонд, не
может быть менее 100 миллионов рублей. При этом оцен ка этого им ущества должн а быть проведена независимым оценщиком. Не совсем понятно, что вкладывает законодатель в понятие «стоимость имущества». Очевидно, речь идет о понятии, аналогичном понятию «минимальный размер уставного капитала». В приведенной норме следует указать, что понимается под имуществом, передаваемым в личный фонд, будут ли к таковому относиться лишь чистые активы или это любое имущество без ограничений (например заемные средства).
Считаем обоснованной стоимость имущества в 100 миллионов рублей, так как цели создания личного фонда уже предполагают наличие дорогостоящего имущества. Однако положение о минимальном размере имущества не касается наследственных фондов, что не совсем понятно, ведь наследственный фонд осуществляет такую же деятельность, как и личный фонд, преследует те же цели.
В зарубежных странах для создания наследственного фонда требуется наличие минимального размера имущества. Так, в пункте 4 раздела 3 Закона Чехии «О фондах» 1 есть норма о минимальном размере имущества наследственного фонда, которым он должен обладать как при его создании, так и во время своей последующей
* Окончание. Начало см. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 2 и 3.
1 Üplne znenf zakona с. 227/1997. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-526
деятельности, - 500 000 чешских крон. На наш взгляд, российскому законодателю следует предусмотреть минимальный размер имущества наследственного фонда.
Если личный фонд после смерти учредителя продолжает действовать как наследственный, то, соответственно, имущество личного фонда будет принадлежать наследственному фонду как правопреемнику. Неясно, как будет функционировать наследственный фонд, если к моменту его создания имущества личного фонда будет недостаточно для осуществления его деятельности. Вероятно, это должно быть основанием для его ликвидации.
Имущество наследственного фонда, перешедшее ему по завещанию, образуется из имущества наследодателя. В его состав могут входить, к примеру, доли в уставных капиталах корпораций, акции, объекты бизнеса, ценные бумаги, денежные средства и т. п. Помимо этого, всегда существует возможность расширить бизнес за счет доходов от управления фондом, то есть имущество наследственного фонда может формироваться за счет осуществления наследственным фондом своей деятельности 2.
Отметим, что в законе не раскрывается, какие именно сделки личный фонд вправе совершать. Личный фонд (в том числе наследственный) призван управлять имуществом (бизнесом) учредителя, соответственно, такое управление влечет широту сделок. Возможно, его правоспособность должна быть общей, но ряд авторов придерживаются другого мнения. По мнению Т.Л. Калачевой и Н.С. Махарадзе, «наследственный фонд - унитарная некоммерческая организация, обладающая специальной правоспособностью. Следовательно, наследственный фонд вправе осущест-
влять деятельность, приносящую доход, но не любую, а ту, которая указана в его уставе и соответствует его основной цели (целям)» 3.
Условиями управления фондом должен быть определен порядок передачи выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего имущества фонда или его части. Должны быть урегулированы вопросы, касающиеся порядка, вида, размера, периодичности и срока передачи имущества, также должны быть указаны обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача. Согласно пункту 3 статьи 123.20-5 ГК РФ, помимо имущества личного фонда, выгодоприобретателям и отдельным категориям лиц может быть предусмотрена передача имущественных прав (к примеру права пользования имуществом, права на оплату работ, услуг, оказываемых третьими лицами выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц).
Пока не предусмотрен единый механизм налогообложения в отношении личного фонда и его выгодоприобретателей. Таким образом, к личному фонду (в том числе к наследственному) применяется такой же режим налогообложения, как и к некоммерческим организациям. Следовательно, все доходы и имущество выгодоприобретателей, приобретенные от фонда, будут облагаться НДФЛ. Однако такой порядок налогообложения может значительно снизить востребованность наследственных фондов, ведь при получении наследства в обычном порядке наследники не уплачивают налоги 4.
Следует обратить внимание на проблему выделения обязательной доли в наследстве, если наследодатель предусмотрел
См. Медведкова С. А. Влияние новелл гражданского права о наследственном фонде на антикоррупционное законодательство в рамках правового воспитания в условиях поликультурного пространства // Материалы V международной научно-практической конференции. Челябинск, 2017. С. 141.
Калачева Т.Л., Махарадзе Н.С. Новеллы III части Гражданского кодекса Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения // Наследственное право. 2020. № 4. С. 21.
См. Сафронов В.В. Претерпевание неблагоприятных правовых последствий, наступивших в результате совершения налогового правонарушения. Красноярск, 2016. С. 127.
2
3
в своем завещании переход имущества к наследственному фонду. В статье 1149 ГК РФ устанавливается, что право на обязательную долю (не менее половины доли, причитающейся при наследовании по закону) имеют несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы. В связи с введением института наследственного фонда эта норма была дополнена пунктом 5, нормой которого предусматривается, что наследник, являющийся выгодоприобретателем наследственного фонда, теряет право на обязательную долю в наследстве в случае, если он не выразит желания нотариусу отказаться от прав выгодоприобретателя фонда. Таким образом, наследнику предоставляется право выбора: либо он становится выгодоприобретателем фонда и утрачивает право на обязательную долю, либо отказывается от прав выгодоприобретателя, получая обязательную долю.
Отметим, что отказ от прав выгодоприобретателя может повлечь для наследника неблагоприятные последствия. Так, согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 1149 ГК РФ в случае отказа наследника от прав выгодоприобретателя наследственного фонда суд имеет право уменьшить размер обязательной доли этого наследника, если стоимость имущества, которое причитается ему в результате наследования, будет существенно превышать размер средств, необходимых для содержания гражданина с учетом его разумных потребностей и имеющихся у него на момент открытия наследства обязательств перед третьими лицами, а также средней величины расходов и уровня его жизни до смерти наследодателя.
Ряд авторов считают, что такое нововведение является необоснованным и не отве-
чает интересам лица, которое имеет обязательную долю в наследстве. Так, например, если лицо, имеющее право на обязательную долю в наследстве, отказывается стать выгодоприобретателем наследственного фонда, то оно не сможет получить денежные средства от деятельности такого фонда, «в то же время не получает ту обязательную долю, которая ему причиталась. Таким образом, стимулом для того чтобы стать выгодоприобретателем наследственного фонда, является не получение более высоких и длительных выплат благодаря налоговым льготам, а страх урезания судом причитающейся наследнику доли в наследстве» 5. О.Е. Блинков отмечает, что «при обсуждении необходимости модернизации наследственного права периодически высказывалось мнение о том, что положения о наследственных фондах, как и другие предлагаемые проектом новеллы, создают механизм ущемления прав наследников, прежде всего наследников по закону, наследников, имеющих право на обязательную долю, поскольку они - своего рода механизм вывода имущества из наследственной массы» 6.
Другие авторы, напротив, оценивают новую редакцию статьи 1149 ГК РФ положительно, так как «обязательная доля - это институт, который предназначен именно для поддержания тех, кому нужна поддержка, а не для их обогащения. В связи с этим вполне логичным является правило о возможности снижения обязательной доли до того размера, который необходим гражданину с учетом разумных потребностей» 7.
Считаем, что вторая позиция более обоснована, поскольку лицо, отказавшееся быть выгодоприобретателем, согласно новым положениям не лишается полностью обязательной доли в наследстве, а при ее уменьшении учитываются средний размер
5 Гончаренко И.А. Наследственный фонд: альтернатива трастам в российском праве? // Закон. 2018. № 9. С. 30.
6 Блинков О.Е. Российский наследственный закон: что день грядущий нам готовит? // Наследственное право. 2016. № 1. С. 4.
7 Расторгуева А.А. Раздел имущества между супругами и наследниками: правовые аспекты // Библиотечка «Российской газеты». 2019. № 4. С. 102.
доходов и уровень жизни такого лица до смерти наследодателя.
Следует согласиться с М.С. Водовоз-овой и А.А. Кузнецовым, которые считают, что нотариус должен разъяснять лицу, решившему отказаться от части имущества, входящего в наследство, последствия такого отказа. Ведь лицо лишается прав на все наследство, а не только на ту часть, от которой он хотел отказаться 8. Здесь авторы говорят о пункте 3 статьи 1158 ГК РФ, однако их мнение можно применить и к положениям, которые касаются обязательной доли выгодоприобретателей наследственного фонда, поскольку выгодоприобретателями могут быть, например, престарелые родители учредителя фонда, которые зачастую не знают, как лучше поступить в такой ситуации - стать выгодоприобретателем фонда или получить обязательную долю. В связи с тем, что разъяснения нотариуса очень важны, предлагаем закрепить эту обязанность на законодательном уровне.
Также вызывает опасения предусмотренная законом возможность ликвидации личного фонда. В таком случает наследник, отказавшись от обязательной доли, не получит и доходы как выгодоприобретатель.
На практике нормы статьи 1149 ГК РФ могут привести к новой проблеме - раздел имущества между наследниками, когда по волеизъявлению наследодателя все имущество должно перейти в собственность наследственного фонда. Эта ситуация может быть осложнена, например, следующими обстоятельствами: наследственный фонд уже функционирует, но в этот период появляются лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве и, по всей вероятности, они будут пытаться отстоять свои права через суд.
В зарубежных странах, где используется конструкция траста, за счет обособления его имущества он огражден от претензий лиц, которые имеют право на обязатель-
ную долю в наследстве. Также в законодательстве зарубежных стран права выгодоприобретателей защищены от притязаний кредиторов наследодателя. Так, по законодательству Лихтенштейна возможно предусмотреть преимущественное право на обязательную долю наследникам и (или) преимущественное право регулярных выплат выгодоприобретателю перед правами кредиторов наследодателя. Например, в уставе фонда предусматривается следующая формулировка: «наследственное имущество предназначается выгодоприобретателю как уступаемое и не подлежащее изъятию ежемесячное содержание (apanage) или выплата пенсии» 9.
Реорганизация и ликвидация личного фонда
Реорганизация личного фонда возможна посредством слияния, присоединения, разделения, выделения при условии, что в результате такой реорганизации образуются личный фонд или личные фонды, созданные тем же учредителем. Также при жизни учредителя личного фонда допускается преобразование личного фонда в общественно полезный фонд по решению учредителя (пункт 10 статьи 123.20-5 ГК РФ). Реорганизация личного фонда после смерти его учредителя недопустима, за исключением случаев, когда наследственный фонд преобразуется в общественно полезный фонд в случаях, предусмотренных условиями управления наследственным фондом и пунктом 6 статьи 123.20-5 ГК РФ.
Личный фонд может прекратить свою деятельность в связи с ликвидацией. ГК РФ закрепляет, что ликвидация личного фонда происходит по основаниям, которые указаны в статье 61 и пункте 11 статьи 123.20-4 этого кодекса.
Во-первых, поскольку личный фонд - это организация, которая осуществляет дея-
8 Водовозова М.С., Кузнецов А.А. О некоторых проблемах порядка и способов принятия наследства // NOVAINFO.RU. 2017. Т. 3. № 62. С. 308.
9 TSC. Liechtenstein: Firma, Stiftungoder Verm genstruktureneinrichten. URL: https://clck.ru/Uhce7
тельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом гражданина бессрочно или в течение определенного срока, фонд подлежит ликвидации по истечении срока, на который он был создан.
Преим ущество бессрочного насл ед-ственного фонда состоит в том, что он будет производить выплаты выгодоприобретателям постоянно, что исключит возможность оставления их без дохода. Это поможет наследодателю позаботиться о своих родственниках на случай своей смерти и обеспечить свою семью на долгий срок. Однако если учредитель наследственного фонда желает, чтобы такой фонд создавался на неопределенный срок (бессрочно), то он должен быть уверен, что его предприятие будет продолжать работу, а не прекратит ее сразу же после его смерти.
Во-вторых, основанием для ликвидации личного фонда является наступление обстоятельств, которые прямо указаны в условиях управления личным фондом. Учредитель должен точно указывать такие обстоятельства, это поможет в дальнейшем правильно понять его волю, тем более в случае его смерти.
В-третьих, основанием для ликвидации личного фонда является невозможность в течение года формирования органов фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах, отсутствие единоличного исполнительного органа) по требованию выгодоприобретателей таких фондов. Считаем, что такое положение законодательства ущемляет права учредителя, пожелавшего создать фонд. Следует закрепить положение о том, что в случае если лица, выбранные учредителем, откажутся осуществлять управление личным фондом, то нотариус имеет право самостоятельно выбрать других лиц. В таком случае законодателю целесообразно предусмотреть определенные критерии отбора таких лиц. К примеру, к таким критериям могут относиться наличие соответствующего образования, стаж в сфере управления юридическими лицами и т. п.
В-четвертых, ликвидация происходит по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с невозможностью на протяжении трех лет, если иной срок не предусмотрен уставом личного фонда, выполнить предусмотренные учредителем личного фонда условия, в соответствии с которыми подлежат определению выгодоприобретатели личного фонда.
Помимо этого, ликвидация личного фонда может осуществляться по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ. Также нормой этой статьи закрепляется круг лиц, которые имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица. Законодатель относит к таковым, в частности, государственный орган или орган местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законодательством, и учредителя юридического лица. Учредитель наследственного фонда не может обратиться в суд с требованием о ликвидации фонда, поскольку момент создания наследственного фонда наступает после смерти единственного учредителя.
Как было указано ранее, личный фонд создается с целью управления имуществом учредителя, в состав имущества могут входить целые предприятия и бизнес-структуры. Однако управление бизнесом не всегда прибыльно, поэтому к основаниям ликвидации личного фонда следует относить банкротство бизнеса учредителя, ведь в таком случае теряется весь смысл работы личного фонда. Считаем, что в качестве основания ликвидации личного фонда также можно указать получение выгодоприобретателями всего имущества личного фонда или его значительной части, если это повлечет невозможность дальнейшей работы. В настоящее время подобные положения ГК РФ не предусмотрены.
Имущество, которое остается после ликвидации личного фонда, подлежит передаче выгодоприобретателям личного фонда соразмерно объему их прав на получение
имущества или дохода от деятельности личного фонда, если условиями управления личным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями. Согласно пункту 11 статьи 123.20-4 ГК РФ «при отсутствии возможности определить лиц, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации личного фонда имущество, такое имущество подлежит передаче в собственность учредителя личного фонда, а в случае ликвидации наследственного фонда имущество подлежит передаче в соответствии с решением суда в собственность Российской Федерации».
Законодатель не закрепляет основания для ликвидации наследственного фонда, следовательно, на него распространяются нормы о ликвидации личного фонда.
Для удобства анализа рассмотренные в статье особенности создания, деятельности и правового регулирования фондов представлены в табличной форме (см. табл. на с. 90).
Выводы
Введение норм о личных фондах позволит решить задачу управления имуществом учредителя в том числе после его смерти. Как всякая новелла, нормы о личных фондах не лишены недостатков, которые могут быть впоследствии исправлены на основе практики применения этих норм.
Личный фонд не всегда преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Такой фонд создается для управления имуществом его учредителя. Если выгодоприобретателями личного фонда будут, например, родственники наследодателя, то вряд ли распределение доходов от управления таким имуществом между выгодоприобретателями фонда будет являться общественно полезной целью. В таком случае можно поставить под со-
мнение некоммерческий характер деятельности такого юридического лица в целом.
Личный фонд, предусмотренный ГК РФ, зачастую отвечает признакам коммерческой организации. Вероятно, необходимо предусмотреть существование фондов -коммерческих организаций, управляющих имуществом учредителя в интересах учредителя (выгодоприобретателей), и фондов -некоммерческих организаций, управляющих имуществом в интересах неопределенного круга лиц (в общественных интересах).
Законодатель не раскрывает перечень отдельных категорий лиц из неопределенного круга лиц, которым подлежит передача имущества личного фонда. Считаем, что это лица, которых наследодатель конкретно не персонифицирует, указывая лишь их категорию (врачи, научные сотрудники и т. п.), которые получают доход от деятельности личного фонда, к примеру, в виде премий за достижения в области науки и медицины. Эти лица могут определяться учредителем или по его желанию органами управления фондом.
Законодателем не предусмотрен механизм передачи личным фондом имущества его выгодоприобретателю (выгодоприобретателям) или отдельным категориям лиц. Возможно, это будет дарение от имени личного фонда, тем более что в статье 575 ГК РФ не устанавливается запрет дарения имущества некоммерческой организацией физическим и юридическим лицам (в данном случае - выгодоприобретателям). Это могут быть как периодические, так и единовременные платежи (в денежной и иной материальной форме).
В целях защиты прав выгодоприобретателей законодателю следует указать перечень информации, которую они вправе запросить у личного и наследственного фонда, независимо от того, закреплена она в уставе фонда или нет. Также необходимо предусмотреть обязанность исполнительного органа предоставлять отчет о деятельности фонда его выгодоприобретателям. Целесообразно, чтобы порядок и сроки
о
Особенности правового регулирования общественно полезных, личных и наследственных фондов в России
Критерии сравнения Общественно полезный фонд Личный фонд Наследственный фонд
Определение Унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели Учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления Личный фонд, который создается нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием
Наименование фонда Наименование должно включать слова «общественно полезный фонд» Наименование должно включать слова «личный фонд» Наименование должно включать слова «наследственный фонд»
Учредители Дееспособные граждане и (или) юридические лица Дееспособные граждане
Цели деятельности Благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели Управление имуществом, переданным фонду гражданином-учредителем, в соответствии с утвержденными им условиями управления
Выгодоприобретатели Не предусмотрены Любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих юридических лиц Учредитель личного фонда не может быть выгодоприобретателем личного фонда, если иное не предусмотрено уставом этого фонда
Порядок создания 1. Принятие учредителем (учредителями) фонда решения о создании некоммерческого юридического лица (фонда) 2. Разработка учредительных документов 3. Регистрация фонда ГК РФ не регулирует процедуру создания личного фонда, поэтому следует руководствоваться общими положениями о создании некоммерческого юридического лица 1. Личный фонд после смерти учредителя продолжает действовать как наследственный фонд в соответствии с утвержденным учредителем уставом и условиями управления 2. Наследственный фонд может быть создан на основании завещания 3. Наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда в случае неисполнения нотариусом обязанности по созданию наследственного фонда
Формирование имущества Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе Имущество, передаваемое личному фонду его учредителем (унаследованное наследственным фондом от его учредителя), принадлежит личному фонду на праве собственности Безвозмездная передача иными лицами имущества в личный фонд не допускается Учредитель личного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого личного фонда при недостаточности его имущества, а личный фонд, за исключением наследственного фонда, несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам учредителя личного фонда в течение трех лет со дня его создания В исключительных случаях, если кредиторы личного фонда или учредителя личного фонда по уважительным причинам не имели возможности обратиться с требованиями к учредителю личного фонда или личному фонду в течение указанного срока, этот срок может быть продлен судом, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда
Органы управления 1. Высший коллегиальный орган управления 2. Исполнительный орган фонда: единоличный (председатель, генеральный директор и т. п.) и (или) коллегиальный (правление) 3. Попечительский совет (надзорный орган) 4. Ревизионная комиссия 1. Высший коллегиальный орган, в том случае если это предусмотрено уставом фонда 2. Исполнительный орган фонда: единоличный (председатель, генеральный директор и т. п.) и (или) коллегиальный (правление) 3. Попечительский совет, в том случае если это предусмотрено уставом фонда 4. Надзорный орган, в том случае если это предусмотрено уставом фонда
Реорганизация Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования Реорганизация личного фонда возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения при условии, что в результате такой реорганизации образуются личный фонд или личные фонды, созданные тем же учредителем Также по решению учредителя возможно преобразование личного фонда в общественно полезный фонд Учредитель личного фонда вправе предусмотреть в уставе созданного при его жизни личного фонда, что после его смерти такой личный фонд продолжит свою деятельность в соответствии с утвержденным учредителем уставом и условиями управления, при этом такой личный фонд не может быть после смерти его учредителя ликвидирован по решению его органов Реорганизация наследственного фонда недопустима, за исключением случаев, когда наследственный фонд преобразуется в общественно полезный фонд в случаях, предусмотренных условиями управления наследственным фондом и пунктом 6 статьи 123.20-5 ГК РФ
-о >
ж
1э >
X
о *
о
гп
-о >
го
О
Окончание таблицы
Ликвидация
Общественно полезный фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) если фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом
Ликвидация общественно полезного фонда происходит в том числе по основаниям, указанным в статье 61 ГК РФ
Ликвидация личного (наследственного) фонда осуществляется по решению суда:
1) в порядке и по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ;
2) по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с наступлением срока, до истечения которого создавался личный фонд;
3) по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с наступлением указанных в условиях управления личным фондом обстоятельств;
4) по требованию выгодоприобретателя личного фонда в случае невозможности формирования органов личного фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах, отсутствие единоличного исполнительного органа);
5) по требованию единоличного исполнительного органа личного фонда в связи с невозможностью на протяжении трех лет, если иной срок не предусмотрен уставом личного фонда, выполнить предусмотренные учредителем личного фонда условия, в соответствии с которыми подлежат определению выгодоприобретатели личного фонда
Судьба имущества после ликвидации
Согласно статье 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оставшееся после ликвидации имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные учредительными документами фонда, если уставом фонда не предусмотрено, что оно распределяется между учредителями
Имущество подлежит передаче выгодоприобретателям личного фонда соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности личного фонда, если условиями управления личным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями
При отсутствии возможности определить лица, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации личного фонда имущество, такое имущество подлежит передаче в собственность учредителя личного фонда
Имущество подлежит передаче выгодоприобретателям наследственного фонда соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности наследственного фонда, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями
При отсутствии возможности определить лиц, которым подлежит передача оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущества, такое имущество подлежит передаче в соответствии с решением суда в собственность Российской Федерации
предоставления такого отчета определялись учредителем фонда при оформлении учредительных документов.
При создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц, за исключением случаев когда учредителями личного фонда являются супруги, передающие фонду общее имущество. Наследственные фонды, как и ранее, могут создаваться только по индивидуальному завещанию гражданина.
В настоящее время учреждение наследственного фонда допускается только по условиям завещания, что представляется недостаточным. Наследодатель как лицо, желающее учредить наследственный фонд, мог бы принять решение о создании фонда и согласовать с наследниками и выгодоприобретателями условия передачи имущества, управления им, заключив наследственный договор.
По нашему мнению, законодателю следует сократить срок на создание наследственного фонда с одного года до трех месяцев, чтобы у наследников не возникали проблемы с принятием обязательной доли. Срок для регистрации наследственного фонда не может быть длительным и потому, что имуществом учредителя необходимо управлять.
В статье рассмотрены основания ликвидации личных фондов, в том числе невозможность формирования органов фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах, отсутствие единоличного исполнительного органа) по требованию выгодоприобретателей таких фондов или уполномоченного государственного органа. Законодателю необходимо закрепить положение о том, что в случае если лица, выбранные учредителем, откажутся осуществлять управление личным фондом, то нотариус имеет право самостоятельно выбрать других лиц. Также в соответствующих нормах законодательства целесообразно предусмотреть определенные критерии отбора таких лиц.
* ^ а
1
2 о ^
ы
¡1 ¡5
* О О
£ с I
8
° ^ Л
2 о § х 00 ^
о I-т £
о
О Й со
¡г ш
§ § §
Ч О а
§ £ 2
£ о. т
8 &
2 о ^
Ы
| ё 5
* о о
* с л
8
2 ° §
х 00 ^
о I-
т 5
и
« <ч со
■О «VI
00
£ 1 8 £ и
Ч О а ^ ам
А ®
£ £ СО
^ 1
0 I
сч о со
1 1 £ *
Ч к >5 £
о ^ б*
СО (Ъ
ч и
ё §
1 5
^ ей
ю
I
>
с
>5
о
0
1
Ф
О. О с
<2 -О
0
1 т
2 с
о о т Ч
£ к
£ *
Ф
о
II
к о
I
ф
^
ей I-
и ф
г.
> к
и ф
о ч § '§
СО ей I-
и ф
г
о
о ®
.0 т
т
ф
ш
I-
о
>5
00 ей
3 е
н 8
СО О ей ей
й ^
4 о
00 со
О Т
о >
И Л
Сй О
ф ^
■г о ^ >
2 о
5 .
X I
Л к
Ф I
Э- ®
" ей
ей со
Ф а,
со с
т > >
о
^
ей
о ^
о
н о
а
сз Е!
® ¥
5 О I
со о ^
ей > ^
£ А
$ и .0 00
И
со
ф о
е х
I -
сЗ 2
-1
СО *
I- ф
* I
N
'о СО
м
I I
СО -О
00 ^ ф
Ф н 00 ск СО ф ср Ч
И
сБ
о со
ск
о
I-
ф
ск ^
с
® г,-
ср
§
2 § % *
^^ ф
Фс^ ^з
Ш-О- О
СО ф
I О ■О Ч I
I ск §
I
СО
ч
00
0 и С"
1
о ■в" X .0 а. о
I-
о
СО
ф ^
ф
Ф 00
со о 2
ф
ей
со ¡^
с
ей
Ч I
О
I 5
Ф Н
^ Я
00 О
О -О ф ^
о ^
СО т
СО ей I-
о ф
в
ю о
ф
XI Т
Т
ф
ш
I-
о
ск
00
8
о о
ф СО Т 00
о 13 ф
в
>
р
о
X ^
I
он
-О I-
СО ей О
Й I-ш о
I—
СО од .й
о о
^ ф
Ет О
«3 ш > о
I
00 со
ск Сй
о о
о 2
е
0
1
I I
ГС
Ф Ф О. Ч с
о *
и
-О
а § 5
О ё О Ф 2 О
ш
ф
ф
ф ^
I
СО ей
О *
О >
с
I
СО ей
О
оо
.й
§
о [8 ^ |-
и
ю ф ° 3
он ^
о
О !
Считаем, что в качестве основания ликвидации личного фонда можно указать получение выгодоприобретателями всего имущества личного фонда или его значительной части, если это повлечет невозможность дальнейшей работы фонда.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 27.02.2022).
2. Üplne znenl zakona с. 227/1997. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-526 (дата обращения: 01.02.2022).
3. Медведкова С. А., Новокшонов К. А. Влияние новелл гражданского права о наследственном фонде на антикоррупционное законодательство в рамках правового воспитания в условиях поликультурного пространства // Материалы V международной научно-практической конференции. Челябинск : Челябинский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2017. С. 140-144.
4. Калачева Т. Л., Махарадзе Н. С. Новеллы III части Гражданского кодекса Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения // Наследственное право. 2020. № 4. С. 20-23.
5. Сафронов В. В. Претерпевание неблагоприятных правовых последствий, на-
ступивших в результате совершения налогового правонарушения. Красноярск : Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф. Решетнева,
2016. 137 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : Федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 27.02.2022).
7. Гончаренко И. А. Наследственный фонд: альтернатива трастам в российском праве? // Закон. 2018. № 9. С. 18-38.
8. Блинков О. Е. Российский наследственный закон: что день грядущий нам готовит? // Наследственное право. 2016. № 1. С. 3-5.
9. Расторгуева А. А. Раздел имущества между супругами и наследниками: правовые аспекты // Библиотечка «Российской газеты». 2019. Вып. 4. 143 с.
10. Водовозова М. С., Кузнецов А. А. О некоторых проблемах порядка и способов принятия наследства // NOVAINFO.RU.
2017. Т. 3. № 62. С. 306-310.
11. TSC. Liechtenstein: Firma, Stiftungoder Vermogenstruktureneinrichten. URL: https:// clck.ru/Uhce7 (дата обращения: 24.04.2022).
12. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ : в редакции от 19 декабря 2022 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2022, № 29 (часть I), ст. 5204.