DOI: 10.24412/2072-4098-2023-2257-87-100 Правовое регулирование личных фондов в Российской Федерации *
Т.И. Нестерова заведующая кафедрой гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, доцент, кандидат юридических наук (г. Саранск) А.Ю. Живаева специалист по логистике ООО «Электропоставщик», аспирант кафедры гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск)
Татьяна Ивановна Нестерова, [email protected]
Особенности создания личного фонда
ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) не регулируют особым образом порядок создания личного фонда, поэтому фонды создаются в обычном порядке. Согласно пункту 7 статьи 123.20-4 ГК РФ решение учредителя личного фонда об учреждении фонда подлежит нотариальному удостоверению.
Более подробно ГК РФ регулирует порядок создания наследственных фондов.
Хотя положения о наследственных фондах излагаются в ГК РФ в редакции Закона № 287-ФЗ, порядок их создания остался прежним.
Согласно пункту 2 статьи 123.20-4 ГК РФ наследственный фонд создается нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием. При этом в части 2 комментируемого пункта закрепляется, что учредитель личного фонда вправе предусмотреть в уставе созданного при его жизни личного фонда, что после его смерти лич-
ный фонд продолжит свою деятельность в соответствии с утвержденным учредителем уставом и условиями управления, при этом такой личный фонд не может быть после смерти его учредителя ликвидирован по решению его органов. Получается, что наследственный фонд может быть создан не только на основании завещания учредителя, пожелавшего после смерти создать наследственный фонд, но и без завещания, если личный фонд продолжит деятельность после смерти учредителя с тем же уставом и условиями управления. В ГК РФ не указано, должен ли такой фонд менять название на «наследственный фонд», но, скорее всего, сделать это будет необходимо.
Говоря о создании наследственного фонда на основании завещания учредителя, необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о некоммерческих организациях решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителем (учредителями). Учредитель наследственного фонда принимает решение о создании наследственного фонда при составлении завещания, в котором выражает свою волю.
Согласно пункту 1 статьи 123.20-8 ГК РФ к завещанию, в котором предусмотрено создание наследственного фонда, необходимо
Продолжение. Начало см. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 2.
*
приложить заявление о создании такого юридического лица, решение об учреждении наследственного фонда и утвержденный этим гражданином устав фонда. Устав является учредительным документом фонда, в котором содержатся основные положения о его деятельности. В уставе фонда желательно указать фонда способы распоряжения имуществом и доходами наследственного фонда 1.
Анализ статьи 123.20-8 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что все указанные документы составляет наследодатель (учредитель фонда). Однако формулировка первого пункта этой статьи вызывает сомнения относительно того, кто составляет заявление о создании наследственного фонда - нотариус или учредитель фонда. Возможно, законодателю следует сформулировать указанный пункт более понятно.
Заявление о создании наследственного фонда направляется в соответствующий уполномоченный государственный орган (территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации) нотариусом, ведущим наследственное дело. Все документы (решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда) являются неотъемлемой частью завещания. Особенностью такого завещания является то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 1124 ГК РФ оно составляется не в двух экземплярах, как обычное, а в трех. Такое завещание должно быть заверено нотариусом, ведущим наследственное дело.
При составлении названных документов учредителю также следует указать срок, на который создается наследственный фонд, поскольку, как было ранее отмечено, фонд может создаваться как на определенный срок, так и на неопределенный. Наследодателю необходимо указать наименование наследственного фонда, оно должно включать слова «наследственный фонд».
При создании наследственного фонда нотариус, получивший от наследственного фонда заявление о принятии наследства, обязан выдать такому фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 ГК РФ, который составляет 6 месяцев со дня открытия наследства. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса.
Поскольку законодательство предусматривает, что учредить наследственный фонд может лишь сам наследодатель единолично, но зарегистрирован он будет уже после его смерти, соответственно, на момент создания фонда правосубъектность единственного учредителя юридического лица прекращена. В случае если не имеется никаких препятствий к созданию наследственного фонда после смерти его учредителя, то фонд будет функционировать в отрыве от своего учредителя (такое явление вполне допустимо для унитарных организаций, в которых не возникают права участия). Такое свойство одновременно свидетельствует о сложности и уникальности рассматриваемого института: «фонд является ярким выражением теории фикции папы римского Иннокентия VI: он (фонд), являясь искусственной конструкцией, порождением правопорядка высокой ступени развития, самостоятельно существует в обществе вне принадлежности и вне зависимости от воли определенного физического лица» 2.
До появления в законодательстве нормы о личных фондах многие авторы поднимали проблему невозможности совместного создания наследственного фонда супругами. Между тем при наличии таких фондов супруги могли бы обеспечить, например, «интересы их общих детей» 3. Эта невозмож-
1 См. Кириллова Е.А. Правовой статус наследственных фондов в России // Нотариус. 2019. № 2. С. 35.
2 Батталова Л.М. Наследственный фонд: проблемы и перспективы // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 60.
3 Топильская О.В. Правовые механизмы наследования бизнеса // Защита прав предпринимателей: действу-
ность объяснялась тем, что смерть супругов наступает, как правило, не в одно и то же время. В связи с этим имущество, завещаемое наследственному фонду, должно принадлежать завещателю на праве личной, а не общей собственности.
С 1 марта 2022 года нормой пункта 3 статьи 123.20-4 ГК РФ закрепляется, что при создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц, за исключением случаев, когда учредителями личного фонда являются супруги, передающие фонду общее имущество. Из анализа указанной статьи следует, что личный фонд может быть учрежден супругами совместно. Наследственные фонды, как и ранее, могут создаваться только по индивидуальному завещанию гражданина.
Законодатель не разрешил ряд проблем, касающихся наследственных фондов, о которых ранее говорили ученые.
Так, И.И. Короп отмечала: «как быть, если, например, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью является общим совместным имуществом супругов? Каким образом будет учреждаться наследственный фонд, если после смерти наследодателя, волеизъявлением которого было создание наследственного фонда, его переживший супруг (супруга) будет претендовать на выделение супружеской доли в уставном капитале обозначенного общества и будет выражать свое несогласие в отношении функционирования общества в составе имущества наследственного фонда? В таком случае могут возникнуть основания для признания в судебном порядке недействительным всего или части решения о создании наследственного фонда» 4.
Распорядиться имуществом на случай смерти можно посредством не только составления завещания, но и заключения наследственного договора. Однако в статье
123.20-8 ГК РФ не содержатся положения о том, что наследственный фонд может быть создан и на основании наследственного договора, что представляется необоснованным.
В статье 1140.1 ГК РФ закрепляется, что наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию. Из этого следует, что наследодатель может заключить с выгодоприобретателями фонда наследственный договор, в котором они согласуют условия, при которых выгодоприобретатель фонда получит его имущество (часть имущества). Такие договоры наследодатель может заключить с несколькими выгодоприобретателями наследственного фонда и для каждого определить свои условия для получения наследства.
Основное отличие завещания от наследственного договора заключается в том, что завещание составляется наследодателем самостоятельно. Наследственный договор - соглашение наследодателя и наследника (наследников), в котором наследодатель вправе предусмотреть определенные условия и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти. То есть наследники заранее информированы обо всех условиях получения имущества, в том числе могут выразить свое согласие или отказ войти в состав органов управления наследственным фондом. По мнению Е.А. Ходыревой, «вполне нормальной выглядела бы ситуация, когда наследодатель как лицо, желающее учредить наследственный фонд, приняло бы решение о его создании еще при жизни и согласовало бы
ющее законодательство и реалии его применения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020. С. 99.
4 Короп И.И. Проблемные вопросы института наследственного фонда // Наследственное право. 2019. № 2. С. 9.
с наследниками и выгодоприобретателями условия передачи имущества, управления им, заключив именно договор. В настоящее время учреждение наследственного фонда допускается только по условиям завещания» 5.
В науке также возникал вопрос, могут ли создаваться наследственные фонды в пользу животных. Как отмечает А. Дмитриева, «в случае отсутствия у наследодателя родственников или близких людей он может сделать распоряжение о передаче движимого и недвижимого имущества с возложением в пользу специализированной организации - приюта или гостиницы для домашних животных. Также он может дать поручение нотариусу организовать наследственный фонд, который будет использоваться для достижения целей по обеспечению ухода за домашним животным при наличии сомнений в порядочности и ответственности наследников» 6. Согласно российскому законодательству создание наследственного фонда для поддержания благосостояния животного невозможно, поскольку животное не может быть выгодоприобретателем фонда. В этом случае следует предусмотреть, кто будет получателем денежных средств наследственного фонда, выделяемых на содержание питомца.
Особенности действий нотариуса при создании наследственного фонда
После смерти наследодателя - учредителя фонда созданием этого юридического лица занимается нотариус, ведущий наследственное дело.
Прежде всего нотариус должен предложить лицам, указанным в решении об учреждении фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установлен-
ном решением об учреждении фонда, войти в состав органов управления фондом. В законодательстве не сказано о сроках для выражения согласия лицами, на которых возлагаются функции исполнительных органов.
В случае отказа лиц войти в состав органов фонда и невозможности ввиду этого их сформировать нотариус не вправе направлять заявление о создании наследственного фонда. При отказе таких лиц теряется смысл создания наследственного фонда, а наследодатель зря потратит время и силы на его создание. Если лица выражают согласие войти в состав органов управления фондом, то нотариус обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда.
В статье 23 Закона о государственной регистрации предусматривается, что регистрирующий орган может отказать в регистрации юридического лица в случае, если заявителем не были представлены необходимые для регистрации документы. Если личный фонд создается при жизни учредителя, то эта проблема может быть разрешена им лично. Но как быть в ситуации, когда наследственный фонд создается после смерти его учредителя, а документы для регистрации не устраивают регистрирующий орган? К.Я. Ананьева и А.Г. Ананьев отмечают следующее: «данный закон также не предусматривает единого механизма по внесению изменений в соответствующие документы и не содержит правил относительно того, кто может внести эти изменения: суд, нотариус или душеприказчик» 7. Полагаем, что рассматриваемый закон целесообразно дополнить нормами об особенностях регистрации наследственного фонда, о порядке внесения изменений в его
Ходырева Е.А. «Estate planning» и выбор супругами вида наследственного распоряжения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 48. С. 369.
Дмитриева А. Эксперты предложили правовые конструкции для обеспечения надлежащего ухода за домашними животными после смерти их владельцев. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
Ананьева К.Я. Ограничения конструкции «наследственный фонд» // Вопросы российского и международного права. 2019. № 10-1. С. 124.
5
6
документы при создании или в процессе деятельности фонда.
Действия по регистрации наследственного фонда нотариусу необходимо выполнить в трехдневный срок со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, что представляется довольно затруднительным, однако указание в пункте 1 статьи 123.20-8 ГК РФ на трехдневный срок вполне объяснимо. Состояние имущества может претерпевать неблагоприятные последствия из-за отсутствия надлежащего контроля и управления. Таким образом, закрепление в законе трехдневного срока для подачи заявления о создании фонда направлено на защиту бизнес-активов наследодателя, а также прав кредиторов 8.
По результатам анализа действующих норм законодательства можно сделать вывод о том, что даже если заявление было подано нотариусом по истечении трех дней, однако оно не превысило срок, необходимый для принятия наследства, наследственный фонд может быть создан. Так, при создании наследственного фонда нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее шести месяцев. Если же мы обратимся к пункту 1 статьи 123.20-8 ГК РФ, то увидим, что наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства. Это означает, что у нотариуса есть год на создание наследственного фонда. Однако общий срок принятия наследства - шесть месяцев со дня открытия наследства. Если наследственный фонд будет зарегистрирован по истечении шести месяцев, то наследники уже получат наследство, в том числе обязательную долю в наследстве. Как быть в ситуации, когда кто-то из наследников окажется выгодоприобретателем наследственного фонда, но уже получил обязательную долю,
ведь перед наследником ставится условие: либо он становится выгодоприобретателем фонда и утрачивает право на обязательную долю, либо он получает обязательную долю, но не может стать выгодоприобретателем (пункт 5 статьи 1149 ГК РФ).
По мнению В.А. Крикорова, «срок, в течение которого может быть учрежден наследственный фонд, должен быть сокращен с года до полугода. Такая необходимость обусловлена тем, что наследственный фонд создается как раз для того, чтобы имущество управлялось рационально, не простаивало и продолжало приносить доход, в некоторых случаях простой имущества может повлечь за собой убытки, в том числе его неопределенный статус. Нотариус же, который осуществляет управление имуществом наследодателя, не является профессиональным участником рынка и может не знать тонкостей того или иного бизнеса. В таком случае может потребоваться именно профессиональное лицо (или лица), которое и предусмотрел наследодатель в своем завещании» 9. Сокращение срока приведет к снижению издержек нотариуса на управление имуществом, а также к защите интересов выгодоприобретателей фонда.
По нашему мнению, следует сократить срок на создание наследственного фонда более радикально (с одного года до трех месяцев), чтобы у наследников не возникли проблемы с принятием обязательной доли. Кроме того, требуется управление имуществом учредителя, а это означает, что срок для регистрации наследственного фонда не может быть длительным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях «документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный
8 Подробнее см. Козлова Н. Наследство до востребования. Крашенинников: новый закон защитит права наследников // Российская газета. 2017. 1 августа. 1^: https://clck.ru/ELLbp
9 Крикоров В.А. Наследственный фонд: проблемы и перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2021. № 5. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации», однако решение о создании наследственного фонда принимается учредителем задолго до подачи документов в регистрирующий орган. Таким образом, норма пункта 4 статьи 13.1 не приведена в соответствие с положениями о наследственном фонде.
Помимо новых специфических функций, на нотариуса возложены типичные функции правового и технического характера, к примеру выдача наследственному фонду свидетельства о наследстве (абзац 2 пункта 1 статьи 1116 ГК РФ). В законодательстве не определено, кто будет получать такое свидетельство от имени наследственного фонда, будет это единоличный исполнительный орган фонда или какое-то другое лицо. Считаем необходимым внести дополнение в пункт 2 статьи 123.20-8 ГК РФ, в котором указать лицо, уполномоченное от имени фонда принимать свидетельство о праве на наследство.
Отметим, что с введением в законодательство норм о наследственном фонде у нотариусов появился большой объем обязанностей по его созданию, однако отсутствует механизм контроля за их деятельностью. Конечно, выгодоприобретатели, душеприказчик или наследники наследственного фонда могут оспорить действия нотариуса в судебном порядке, но законодатель предоставляет им такое право лишь в том случае, если подобные действия будут нарушать указанные в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.
Несомненно, создание наследственного фонда является сложной процедурой. От нотариуса требуются высокая правовая грамотность, профессиональные знания и умения, быстрое выполнение возложенных на него обязанностей. К примеру, нотари-
10 The Finnish Law «On Funds» April 5 1930/1
19300109_20010248.pdf
ус должен в максимально быстрые сроки получить согласие лиц, предлагаемых завещателем в качестве кандидатов в исполнительные органы фонда, и направить готовый пакет документов в регистрирующий орган.
В зарубежных странах созданием наследственного фонда занимаются не только нотариусы. Так, в Законе Финляндии «О фондах» 10 предусмотрено, что созданием наследственного фонда на основании завещания умершего занимается лицо, которое распоряжается имуществом покойного учредителя, и суд. Такое лицо обязано в течение трех месяцев уведомить суд по последнему месту проживания наследодателя о содержании завещания, в котором предусмотрено учреждение наследственного фонда. А суд, в свою очередь, обязан немедленно удостоверить факт согласия лица, которое было назначено завещателем, учредить наследственный фонд.
Российским законодательством также предоставляется возможность учреждения наследственного фонда на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда. Однако такие лица могут потребовать создания наследственного фонда только в том случае, если нотариус не исполнил свои обязанности по его созданию (часть 2 пункта 1 статьи 123.20-8 ГК РФ).
Органы управления личным фондом
Согласно статье 123.20-7 ГК РФ органы управления личным фондом могут быть как единоличными, так и коллегиальными. Физическое или юридическое лицо вправе выступать единоличным исполнительным органом личного фонда, а также быть членом коллегиального органа управления, за исключением учредителя, который не может входить в эти органы. Выгодоприобретатель наследственного фонда не может выступать в качестве единоличного испол-
09. Ши https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1930/en
нительного органа наследственного фонда или члена коллегиального исполнительного органа наследственного фонда.
В личном фонде могут создаваться высший коллегиальный орган и попечительский совет. В состав высшего коллегиального органа личного фонда могут входить учредитель и выгодоприобретатели фонда.
В пунктах 1 и 2 статьи 123.20-7 ГК РФ только перечисляются виды органов управления личным фондом, но их компетенция не раскрывается. В таком случае следует обратиться к общим нормам об общественно полезных фондах, а именно к статье 123.19 ГК РФ.
К компетенции высшего коллегиального органа можно отнести следующее:
• определение приоритетных направлений деятельности фонда;
• установление принципов образования и использования имущества фонда;
• образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
• изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом, и т. д.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.19 ГК РФ высший коллегиальный орган фонда (совет фонда) избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
Единоличный исполнительный и (или) коллегиальный орган фонда решает вопросы, которые не входят в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Кроме названных органов, возможно учреждение надзорного органа личного фонда. В абзаце 2 пункта 3 статьи 123.20-7 ГК РФ законодатель указал на его полномочия:
• осуществление надзора за деятельностью органов личного фонда;
• согласование совершения личным фондом определенных в уставе юридически значимых действий;
• принятие решения о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа личного фонда, нарушившего свою обязанность действовать добросовестно или разумно в интересах личного фонда и (или) его выгодоприобретателей;
• назначение временного единоличного исполнительного органа личного фонда.
Если и попечительский совет, и надзорный орган будут осуществлять надзор за деятельность личного фонда, то каким образом будет разграничиваться их компетенция? Считаем, что законодателю в статье 123.20-7 ГК РФ следует разграничить компетенцию этих органов.
Уставом личного фонда и условиями управления им может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов личного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа личного фонда, в случае их выбытия, а также подназначе-ние указанных лиц из определенного списка.
Что касается наследственного фонда, то тут необходимо упомянуть о том, что первоначальные органы личного фонда после смерти его учредителя формируются и изменяются в соответствии с уставом и условиями управления этим фондом. Важно отметить, что после смерти учредителя утвержденные им при жизни уставные документы по общему правилу не могут быть изменены, за исключением изменения на основании решения суда по требованию любого органа личного фонда в случаях,
если управление таким фондом на прежних условиях стало невозможным по обстоятельствам, возникновение которых при создании такого фонда нельзя было предполагать (пункт 8 статьи 123.20-4 ГК РФ).
ГК РФ не разрешена проблема соотношения компетенции органов управления личным фондом и компетенции органов управления имуществом учредителя (например предприятия). Мы уже упоминали о том, что личный фонд призван обеспечить управление имуществом его учредителя. Если же учредитель фонда передает ему целый бизнес со своими органами управления, то появляется проблема коллизии решений этих органов.
По нашему мнению, личный фонд должен стать неким контролирующим органом, который руководит бизнесом, определяет его основные направления и распределяет его доходы между выгодоприобретателями, а органы управления бизнесом учредителя должны развивать производство. Вероятно, личный фонд должен иметь приоритет в решении ряда вопросов, в том числе в вопросах руководства органами управления бизнесом учредителя. Несомненно, разграничение полномочий таких органов должно быть законодательно закреплено.
Условиями управления личным фондом могут быть предусмотрены порядок выплаты и размер вознаграждения лицу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа фонда, членам попечительского совета фонда, а также лицу, осуществляющему функции надзорного органа за исполнение своих обязанностей (пункт 4 статьи 123.20-7 ГК РФ).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ : в редакции от 28 декабря 2022 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 (часть I), № 33, ст. 3431; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022,
№ 24, ст. 3916.
2. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ : в редакции от 19 декабря 2022 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 29 (часть I), ст. 5204.
3. О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 287-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.02.2022).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 27.02.2022).
5. Кириллова Е. А. Правовой статус наследственных фондов в России // Нотариус. 2019. № 2. С. 33-36.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : Федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.02.2022).
7. Батталова Л. М. Наследственный фонд: проблемы и перспективы // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 59-61.
8. Топильская О. В. Правовые механизмы наследования бизнеса // В сб.: Защита прав предпринимателей: действующее законодательство и реалии его применения/ под ред. Л. В. Эвертовской, В. Н. Шутовой. Иркутск : Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020. С. 95108.
9. Короп И. И. Проблемные вопросы института наследственного фонда // Наследственное право. 2019. № 2. С. 7-10.
10. Ходырева Е. А. «Estate planning» и выбор супругами вида наследственного распоряжения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 48.
С. 364-387.
11. Дмитриева А. Эксперты предложили правовые конструкции для обеспечения надлежащего ухода за домашними животными после смерти их владельцев. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 01.02.2022).
12. Ананьева К. Я. Ограничения конструкции «наследственный фонд» // Вопросы российского и международного права. 2019. № 10-1. С. 120-131.
13. Козлова Н. Наследство до востребования. Крашенинников: новый закон за-
щитит права наследников // Российская газета. 2017. 1 августа. URL: https://clck.ru/ ELLbp (дата обращения: 01.02.2022).
14. Крикоров В. А. Наследственный фонд: проблемы и перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2021. № 5. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.02.22).
15. The Finnish Law «On Funds» April 5 1930/109. URL: https://www.finlex.fi/en/laki/ kaannokset/1930/en19300109_20010248.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
Окончание в следующем номере журнала.
■к -к -к
Е иный ПРИ ВЫБОРЕ КВАРТИРЫ ПОКУПАТЕЛИ СМОТРЯТ НА ЦЕНУ, ресурТ ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЮ. РЕПУТАЦИЯ ЗАСТРОЙЩИКА
застройщиков БОЛЬШИНСТВУ ПОКУПАТЕЛЕЙ НЕ ВАЖНА
При выборе квартиры покупатели прежде всего обращают внимание на ее стоимость, транспортную доступность и экологию. Об этом свидетельствуют результаты последнего онлайн-го-лосования от IRN.RU.
Читателей попросили указать их приоритеты при выборе квартиры, каждый участник мог отметить не более трех вариантов. Большинство проголосовавших (38,4%) выбрали вариант «цена», еще 28% отметили важность транспортной доступности и почти 17% - экологии. Застройщик оказался не так важен при выборе квартиры, на его значимость указали только 5,7% проголосовавших - это один из самых непопулярных ответов. Меньше голосов только у спортивной инфраструктуры в пешей доступности (3,3%). Хорошая школа в шаговой доступности также не важна большинству ответивших - на это при выборе жилья обращают внимание лишь 7,7% респондентов.
Важность транспортной доступности и экологии при выборе жилья и их приоритет по отношению к социальной инфраструктуре видны из еще одного опроса IRN.RU. Читателям был задан вопрос: «Если бы вы покупали квартиру, то по какому принципу выбирали бы локацию?». Абсолютное большинство (44,5%) заявили о необходимости станции метро недалеко от дома. Жить поближе к центру хотели бы 17,8% проголосовавших, поближе к парку - 14,5%, поближе к работе или учебе - 11,7%. Наименьшее число голосов набрали ответы «Поближе к родителям/ детям» (6,6%) и «Поближе к хорошей школе/спортивной секции для ребенка» (5,1%).
«Стоимость жилья и транспортная доступность ожидаемо возглавили рейтинг покупательских приоритетов при выборе квартир. Цена квадратного метра всегда была решающей для покупателей жилья, особенно в период не особо растущей экономики и падения доходов. С транспортной развитостью тоже все понятно - никто не хочет проводить полдня в дороге. Интересно, что в лидеры среди приоритетов при покупке жилья выбрался экологический аспект, который еще несколько лет назад считался второстепенным и проигрывал всем остальным критериям. Репутация застройщика, напротив, теперь имеет меньше веса. Вероятно, это заслуга реформированного закона о долевом строительстве и ослабления напряженной ситуации с обманутыми дольщиками. Тем не менее, важно оценивать застройщика, изучать его опыт, чтобы быть уверенным в качестве строящегося жилья и в своевременной сдаче дома», - комментирует результаты опросов руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.
Елена Дурова, руководитель пресс-службы IRN.RU
QEP3