Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОРОНАВИРУС / КРЕДИТНЫЕ КАНИКУЛЫ / ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / CORONAVIRUS / CREDIT HOLIDAYS / PREFERENTIAL LOAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтияров Артём Леонидович

Предмет. Проблема развития малого и среднего предпринимательства в России является одной из приоритетных задач социально-экономической политики государства. В условиях введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции поддержка данного сектора экономики становится еще более необходимой. Цели.Проведение анализа принятых мер поддержки субъектов МСП в сфере кредитования, оценка их достаточности и эффективности, а также рассмотрение возможных мер поддержки в процессе возврата экономики к нормальным условиям функционирования. Методология. В процессе исследования проблемы использовались методы логического и статистического анализа. Результаты. Поддержка сектора МСП в сфере кредитования осуществляется с помощью нескольких видов, которые на данный момент не являются достаточными и эффективными. Вывод. Для поэтапного возврата экономики к нормальным условиям функционирования необходимы комплексные меры поддержки, а именно детальная проработка перечня пострадавших отраслей, продление действующих мер поддержки, предоставление возможности заключения кредитных договоров на срок более 1 года, снижение процентных ставок по льготным кредитам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бухтияров Артём Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF LENDING TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF CORONAVIRUS

Importance.The problem of the development of small and medium-sized enterprises in Russia is one of the priority tasks of the state socio-economic policy. With the introduction of restrictive measures in connection with the spread of coronavirus infection, support for this sector of the economy becomes even more necessary. Objectives. An analysis of the measures taken to support small and medium-sized enterprises in the field of lending, an assessment of their sufficiency and effectiveness, as well as consideration of possible support measures in the process of returning the economy to normal operating conditions. Methods.The research involves methods of logic and statistical analysis. Results. Support for small and medium-sized businesses in the field of lending is carried out using several types, which now are not sufficient and effective. Conclusion and relevance. To gradually return the economy to normal operating conditions, comprehensive support measures are needed, namely, a detailed study of the list of affected sectors, extension of existing support measures, the possibility of concluding loan agreements for a period of more than 1 year, and reduction of interest rates on soft loans.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА»

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail:bukhtiyarov.artem@mail.ru

Научный руководитель: Дахненко Светлана Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail:ssdakhnenko@fa.ru

Правовое регулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях распространения коронавируса

Аннотация Предмет. Проблема развития малого и среднего предпринимательства в России является одной из приоритетных задач социально-экономической политики государства. В условиях введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции поддержка данного сектора экономики становится еще более необходимой.

Цели.Проведение анализа принятых мер поддержки субъектов МСП в сфере кредитования, оценка их достаточности и эффективности, а также рассмотрение возможных мер поддержки в процессе возврата экономики к нормальным условиям функционирования.

Методология. В процессе исследования проблемы использовались методы ло ги чес ко го и статис ти чес ко го анализа.

Результаты. Поддержка сектора МСП в сфере кредитования осуществляет ся с помощью не сколь ких ви дов, кото рые на дан ный момент не явля ют ся достаточными и эффективными.

Вывод. Для поэтапного возврата экономики к нормальным условиям функционирования необходимы комплексные меры поддержки, а именно детальная проработка перечня пострадавших отраслей, продление действующих мер поддержки, предоставление возможности заключения кредитных договоров на срок более 1 года, снижение процентных ставок по льготным кредитам.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, ко-ронавирус, кредитные каникулы, льготный кредит.

Bukhtiyarov Artyom L.

Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: bukhtiyarov.artem@mail.ru

e-mail: ssdakhnenko@fa.ru

Legal regulation of lending to small and medium-sized businesses in the context of the spread of coronavirus

Annotation Importance.The problem of the development of small and medium-sized enterprises in Russia is one of the priority tasks of the state socio-economic policy. With the introduction of restrictive measures in connection with the spread of coronavirus infection, support for this sector of the economy becomes even more necessary.

Objectives. An analysis of the measures taken to support small and medium-sized enterprises in the field of lending, an assessment of their sufficiency and effectiveness, as well as consideration of possible support measures in the process of returning the economy to normal operating conditions.

Methods.The research involves methods of logic and statistical analysis.

Results. Support for small and medium-sized businesses in the field of lending is carried out using several types, which now are not sufficient and effective.

Conclusion and relevance. To gradually return the economy to normal operating conditions, comprehensive support measures are needed, namely, a detailed study of the list of affected sectors, extension of existing support measures, the possibility of concluding loan agreements for a period of more than 1 year, and reduction of interest rates on soft loans.

Key words: small and medium-sized businesses, coronavirus, credit holidays, preferential loan.

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) определяются национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанную до 2024 года.1 Одним из основных способов преодоления кризисной ситуации является льготное кредитование, поэтому неудивительно, что именно кредитные организации стали основным механизмом, с помощью которого государство реализует меры поддержки. За 2019 г. объем

1 «Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и

поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС КонсульнтПлюс (дата обращения 18 мая 2020

г.)

Legal Bulletin

выданных кредитов малому и среднему бизнесу составил 7,24 трлн руб. - на 15% больше, чем годом ранее.

Государством для поддержки субъектов МСП разработано 2 группы мер в сфере кредитования:

1. Кредитные каникулы;

2. Льготный кредит.

В каждой группе мер можно выделить несколько видов поддержки для малого и среднего предпринимательства.

С введением ограничительных в связи с пандемией коронавирусаЗ апреля 2020 года Президент России подписал Федеральный закон № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (далее - ФЗ № 106-ФЗ), которым было установлено право на предоставление кредитных каникул. Необходимо проанализировать положения ст.7 данного закона, которая относится к малому и среднему бизнесу. Правом на получение кредитных каникул могут воспользоваться те субъекты МСП из наиболее пострадавших отраслей экономики, перечень которых утверждается Правительством РФ. С момента принятия ФЗ № 106-ФЗ данный перечень был несколько раз дополнен и в конечном итоге в него были включены еще 3 отрасли: деятельность в области демонстрации кинофильмов, стоматологическая практика, розничная торговля непродовольственными товарами. Действие настоящего закона распространяется на любые кредитные договоры и договоры займа (далее - кредитные договоры), заключенные до вступления в силу новых правил.

Основ ной идеей кредитных каникул является возможность для субъекта МСП полностью приостановить все платежи по кредиту на срок до 6 месяцев со дня подачи заявления или позже. При этом закон закрепляет ряд гарантий, направленных на защиту прав и интересов предпринимателей в части привлечения к ответственности за нарушение условий договора. Во-первых, в течение льготного периодазапрещается начисление штрафных санкций за нарушение заемщиком условийдоговора по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита, предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязат-

2 URL: https:// cbr.ru/ statistics/table/?tableId=302-17

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 540 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434» // СПС КонсульнтПлюс (дата обращения 18 мая 2020 г.)

Legal Bulletin

ельства по соответствующему кредитному договору, и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту). Во-вторых, все штрафные санкции за нарушение условий договора, начисленные и неуплаченные заемщиком до льготного периода, фиксируются и уплачиваются после окончания льготного периода. В-третьих, заемщик имеет право в любое время досрочно погасить всю сумму кредита или ее часть. При этом льготный период не прекращается, пока сумма досрочных платежей не достигнет общей суммы платежей по основному долгу и процентам, которые приходятся на данный период. Интересным видитсяп. 13,ст.7 ФЗ № 106-ФЗ, в соответствии с которым после завершения льготного периода срок кредитного договора пролонгируются на срок предоставленных каникул, после чего заемщик возобновляет оплату кредита на условиях, аналогичных периоду до каникул. Несмотря на приостановление всех платежей по договору во время кредитных каникул, проценты за этот период все равно будут начислены, исходя из условий, действовавших до начала льготного периода. Такое условие только с одной стороны кажется эффективным, поскольку дает возможность приостановить все платежи по кредиту до полугода. С другой стороны, не учитывает финансовое положение малого и среднего бизнеса, которое будет после истечения срока кредитных каникул. Целесообразней повысить максимальный срок предоставления таких каникул либо уменьшить размер процентов, начисляемых в период действия льготного периода. Такое решение позволит сократить риск возникновения просроченной задолженности и других негативных последствий после отмены ограничительных мер.

Закон содержит ряд особенностей по установлению льготного периода для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП). ИП может получить право на льготный период по правилам, которые распространяются на физических лиц, либо по тем же правилам, что и субъект МСП, если его деятельность относится к пострадавшим отраслям. Причем необходимо выбрать один из возможных вариантов помощи.Вместо приостановления платежей по кредиту ИП вправе платить их в сниженном размере в период каникул, что в итоге повлияет на сумму платежа после завершения льготного перио-да.Причина предоставления такого право только ИП не совсем оправдана.

В случае если субъект МСП не соответствует определенным критериям, то возможно реструктуризировать кредит. Банк России в своем информационном письме4 рекомендовал финансовым организациям в первоочередном порядке рассматривать реструктуризацию предоставленных кредитов (займов), в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка

Информационное письмо о реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП от 20.03.2020 № ИН-06-59/24

лений от субъектов МСП. Кроме того, ЦБ РФ разрешил не создавать повышенные резервы по таким кредитам, это позволит банкам увеличить объем свободных денежных средств. Стоит отметить, что ЦБ РФ предоставил кредитным организациям возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от финансового положенияпри реструктуризации задолженности5, тем самым это позволитсохранить качество кредитного рейтингаи кредитной истории заемщика.

Дополнительным вариантомпредоставления кредитных каникул является возможность получения отсрочки на 6 месяцев в рамкахгосударственной

6 -о

программы .В период отсрочки проценты заемщику начисляются в льготном размере - около 1/3 от размера процентов, предусмотренных кредитным договором. Остальные 2/3 будут субсидироваться государством и банком.

Для льготных процентов, которые начисляются в период отсрочки, предусмотрено три варианта:

• заемщик выплачивает проценты в период отсрочки;

• проценты выплачиваются после окончания отсрочки равными долями в течение оставшегося срока кредитного договора;

• проценты включаются в основной долг.

В отличие от ФЗ № 106-ФЗ, для получения субсидии на обеспечение отсрочки платежа по кредиту получателю средств и заемщику необходимо соответствовать дополнительным требованиям, например, в отношении заемщика не должна быть введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена, заемщик - ИП не прекращает свою деятельность. К тому же кредитная организация должна пройти отбор и предоставить необходимый перечень документов, чтобы быть включенной в перечень уполномоченных банков.

В условиях введения режима повышенной готовности и режима самоизоляции субъекты МСП могут рассчитывать на следующие виды льготных кредитов.

5 Информационное письмо Банка России от 17 апреля 2020 г. N ИН-01-41/72 «Об особенностях применения нормативных актов Банка России»

6 Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 410 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства» // СПС КонсульнтПлюс (дата обращения 18 мая 2020 г.)

няты антикризисные меры, направленные на поддержку этого сектора экономики. Сняты отраслевые ограничения на кредитование малого и среднего бизнеса, то есть теперь любая организация, включенная в реестр МСП имеет право на получение кредита по льготной ставке 8,5%, включая отрасли с подакцизными товарами. Также упрощены требования к заёмщикам, в части отсутствия задолженности по обязательным платежам, заработной плате и просроченных на срок свыше 30 дней платежам по кредитным договорам. Аналогичные меры предусмотрены для субъектов МСП - действующих заемщиков региональных микрофинансовых организаций, имеющих трудности с оплатой текущих платежей по взятым обязательствам, поэтому останавливаться на них отдельно нет необходимости.

Следующим видом является беспроцентный кредит на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятостиили зарплатный кредит. Максимальный срок такого кредита - 12 месяцев. При этом в первые 6 месяцев размер ставки составляет 0%, далее не выше ставки, по которой банк получил льготное рефинансирование от ЦБ РФ. На данный момент ЦБ РФ кредитует банки по ставке 3,5%. Первоначально ее размер составлял 4 %. Основные требования к малым и микропредприятиям: должны работать не менее года хотя бы в одной из пострадавших отраслей экономики, на дату заключения договора не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена, заемщик-ИП не прекращает свою деятельность. Дополнительно установлено требование к остальным заемщикам в отношении количества работников, которое в течение отчетного месяца должно составлять не менее 90 процентов количества работников в предыдущем месяце.

Также необходимо отметить возможность получения льготного кредита на пополнение оборотных средств. Целью данного кредита является пополнение оборотных средств организации для осуществления расходов, закры-

7 Постановление Правительства РФот 30.12.2018 N 1764 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 31 марта 2020 года №372)// СПС КонсульнтПлюс (дата обращения 18 мая 2020 г.)

8 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 422 (ред. от 24.04.2020) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» // СПС КонсульнтПлюс (дата обращения 18 мая 2020 г.)

мотря на исчерпывающий перечень расходов, он видится вполне полным и достаточным, чтобы позволить организации покрыть необходимые издержки. К таким расходам, в частности, относятся оплата труда, услуг по содержанию имущества, текущего ремонта и обслуживания оборудования. Сумма кредита ограничена и недолжна превышать 3 млрд руб. но не более среднемесячной выручки, уменьшенной на среднемесячные амортизационные отчисления и среднемесячную чистую прибыль. Льготная процентная ставка, по которой кредитные организации выдают кредиты субъектам МСП составляет 5 %, при этом срок не превышает 12 месяцев. Важно отметить требования, предъявляемые к заемщику и к условиям кредитного договора, при несоблюдении которых получатель субсидии может быть привлечен к ответственности. Обязательное указание в кредитном договоре, в соответствии с которым предоставленные заемщику денежные средства не могут быть размещены во вкладах, а также в иных финансовых инструментах, еще раз подтверждает целевой характер льготного кредита.

К сожалению, на практике значительная часть этих мер не оказывает существенной поддержки заемщикам - субъектам малого среднего предпринимательства. Отметим лишь некоторые проблемы, которые возникают на практике.

По состоянию на 22 мая 2020 годаоколо 53 %малых и средних предприя-тийохарактеризовали свое положение как «катастрофа» или «кризис», следует из данных исследования финансового уполномоченного. Основной проблемой, которую указали респонденты, является невозможность платить зарплату сотрудникам. Ту же проблему еще в середине апреля 2020 года Владимир Путин отмечал на совещании по вопросам банковского кредитования отметил. Речь идет о зарплатном кредите. Наиболее распространенными основаниями для отказа явилось отсутствие предприятия в списке наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики либо отсутствие зарплатного проекта в данном банке.

9 Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 582 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям на пополнение оборотных средств» // СПС КонсульнтПлюс (дата обращения 18 мая 2020 г.)

10 URL:https://www.rbc.ru/business/22/05/2020/5ec742969a79470ab2d31eb9?from=newsfee d(дата обращения 23.05.2020)

11 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/63204 (дата обращения 18.05.2020)

ка по льготным кредитам и относительно небольшой срок, на который может быть заключен кредитный договор.В связи с снижением объема покупательного спроса на фоне пандемии, низкой рентабельностью, отсутствием финансовых средств кредитование у субъектов МСП, в частности у микро и малых предприятий слабо востребовано. Хотя процентные ставки были сни-женыпо сравнению с докризисным периодом, они все равно достаточно высоки для небольших предприятий. Основной причиной является то, что Банк России, финансируя различные программы предоставления льготных кредитов, кредитует банки под свой процент. То есть банки вынуждены выполнять свои обязательства перед ЦБ РФ ивто тоже время нести убытки в

связи с выдачей льготных кредитов, например, зарплатных кредитов под 0

^ 1 ^

%. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» во втором квартале 2020 произойдет значительное снижение объемов выдачи кредитов в секторе МСП на фоне ухудшения экономической активности. Кроме того, высока вероятность роста просроченной задолженности по выданным кредитам. По итогам 2020 года ее доля будет на 5-6 %. выше уровня прошлого года и составит 17-18 %. Увеличение со стороны государства финансирования мер поддержки, в частности с помощью субсидирования процентных ставок, позволит только небольшой доле конкурентоспособных предпринимателей остаться на рынке. К таким компаниям можно отнести те, которые занимаются внедрением финансовых технологий на рынке. В регионах со слабо развитым сектором малого и среднего предпринимательства такие меры поддержки не окажут существенного эффекта.

Необходимо отметить также выборочность мер поддержки субъектов МСП. Это характеризуется тем, что в перечень пострадавших отраслей экономики включаются отдельные номера ОКВЭД, а не целые сферы деятельности. Так складывается ситуация, когда различные субъекты МСП могут осуществлятьодинаковую деятельность, но иметь различные классификаторы в соответствии с ОКВЭД. В конечном итоге не все субъекты могут рассчитывать на получение финансово-кредитной помощи.

Для поэтапного выхода экономики из состояния рецессии и недопущения высокого роста безработицы, государству нужно принимать комплексные меры, направленные на поддержание экономики. В сфере финансово-кредитной поддержки бизнеса необходимо продлить срок действия программ выдачи льготных кредитов и кредитных каникул. Вместе с тем нужно предоставить возможность банкам заключать кредитные договоры на срок более

12 иЯЬ: Ьйрз://гаехрег1;.щ/ге8еагсЬе8/Ьапк8/т8Ь_2019#ра11;2(дата обращения 18.05.2020)

уменьшить, вплоть до нуля, процентную ставку, под которую ЦБ РФ финансирует кредитные организации в рамках мер поддержки субъектов МСП. Это позволит снизить издержки кредитных организаций по исполнению своих обязательств и сделать льготный кредит более доступным для предпринимателей, которые относятся к наиболее пострадавшим отраслям. Необходимо продолжить работу по дополнению перечня наиболее пострадавших отраслей экономики путем включения общих классификаторов для отдельной сферы деятельности, за исключением определённых случаев, когда организации с определенным классификатором вида деятельности имели право на ее осуществление в условиях установленных ограничений.

Библиографический список.

1. Федяев A.A., Васильева О.Н. Способы совершенствования основных форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Colloguim-journal, 2019. №13-13 (37). С.134-135.

2. Gurinovich A.G., Afanasyev I.V., Churin V.V., Perekrestova V.A., Tolmachev O.M. Development of small and medium-sized entrepreneurial businesses in the energy sector: features of highly intelligent projects evolution //AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. - 2019. T. 9, № 1. - С. 352-359.

3. Шаркова A.B., Васильева О.Н. и др. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез. - М.: Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. (2 -е издание). - 641 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.