Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
кредитные организации / финансовая поддержка / субъекты малого и среднего предпринимательства / льготные кредиты / credit organizations / financial support / small and medium-sized businesses / preferential loans

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокина Елена Анатольевна

В статье рассматривается система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через деятельность кредитных организаций. Автором выявлены проблемы и проанализированы причины высоких процентных ставок по льготным кредитам. Даны рекомендации по их стабилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the system of financial support for small and medium-sized businesses through the activities of credit institutions. The author identifies problems and analyzes the reasons for high interest rates on preferential loans. Recommendations for their stabilization are given.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 34 ББК 67.404

>

(

Елена Анатольевна Сорокина

аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

EASorokina@fa.ru

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ

ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье

рассматривается система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через деятельность кредитных организаций. Автором выявлены проблемы и проанализированы причины высоких процентных ставок по льготным кредитам. Даны рекомендации по их стабилизации.

Ключевые слова: кредитные организации, финансовая поддержка, субъекты малого и среднего предпринимательства, льготные кредиты.

E.A. SOROKINA, Postgraduate student of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

EASorokina@fa.ru 51/1, Leningradsky ave., Moscow, 125993

LEGAL REGULATION OF CREDIT INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Annotation. The article discusses the system of financial support for small and medium-sized businesses through the activities of credit institutions. The author identifies problems and analyzes the reasons for high interest rates on preferential loans. Recommendations for their stabilization are given.

Key words: credit organizations, financial support, small and medium-sized businesses, preferential loans.

Малое и среднее предпринимательство (далее по тексту — МСП) является фундаментом устойчивого экономического роста экономики и выступает «гарантом социально-экономической и политической стабильности страны за счет формирования и расширения среднего класса, путем создания новых рабочих мест. МСП отличаются высокой мобильностью вследствие чего быстрее реагируют на изменение рыночной ситуации, а также отличаются более высокой рентабельностью по сравнению с крупным бизнесом» [4].

Однако в связи с тем, что МСП являются высокорисковыми предприятиями им предоставляется ограниченный доступ к финансированию, а также стоимость привлечения дополнительного финансирования является высокой. «Для крупных предприятий привлечение финансирования зачастую легче благодаря доверию инвесторов, банков и других ответственных лиц, они располагают большими возможностями финансового анализа и преимуществами прозрачности деятельности» [1, с. 24-25].

Поэтому МСП нуждаются в государственной финансовой поддержки для обеспечения развития и успешного функционирования своей деятельности.

В систему поддержки МСП в России входит нормативно-правовое обеспечение, государственные структуры, ответственные за формирование, обеспечение и реализацию политики в области развития МСП, коммерческие и некоммерческие организации, работа которых направлена на развитие субъектов МСП, механизмы экономического перераспределения материальных, финансовых, трудовых ресурсов.

Рассмотрим финансовую поддержку субъектов МСП через деятельность кредитных организаций.

Для регулирования системы поддержки МСП государство создает нормативную базу. Основными нормативными документами, регулирующими отношения по поддержке МСП, является закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о МСП), и Распоряжение Правительства РФ от 2.06.2016 №2 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.»

Так как в качестве основного источника привлеченных финансовых ресурсов МСП выступает традиционный для мировой практики источник финансовой помощи — банковский кредит, в ст. 17 Закона о МСП предусмотрено оказание такой помощи через государственные программы в виде льготного кредитования, путем снижения процентных ставок и поручительств по кредитам. Такое финансирование субъектов МСП осуществляется на основании сотрудничества с кредитными организациями.

Система льготного кредитования закреплена в федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программах развития и поддержки малого предпринимательства [3].

Государство частично берет на себя риски, связанные с невозвратными кредитами, выделяя из бюджета денежные средства в соответствии со следующими нормативными актами Правительства Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9.07.2019 №1498-р (распределение объемов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов), Федеральный закон от 06.12.2021 №390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.)

Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется следующим образом. Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ в партнерстве с коммерческими банками и инвесторами участвует в реализации национальных проектов, в сфере высокотехнологичной промышленности, несырьевого экспорта, модернизации инфраструктуры и городских агломераций, а также национальный проект «Малый и средний бизнес». В зону ответственности ВЭБ.РФ входят крупнейшие институты развития страны: Российский экспортный центр, ДОМ.РФ, Фонд развития Дальнего Востока, МОНОГОРОДА.РФ, в том числе Корпорация МСП.

Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП») принадлежит 100% акций МСП Банка.

Банк обеспечивает кредитование малого и среднего бизнеса напрямую и по агентской схеме, предоставляя российским предпринимателям доступ к программам господдержки. Поэтому стратегическими задачами кредитных организаций в данном сегменте являются как расширение перечня предоставляемых продуктов в рамках поддержки МСП, так и развитие иных форм кредитования. Наиболее востребованный вид кредитования, по моему мнению, кредитование по отраслевому признаку.

В случае с предоставлением субсидий для субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1103 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским

кредитным организациям на возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России» понимается российская кредитная организация, являющаяся хозяйственным обществом, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации превышает 50%, а в случае с предоставлением субсидий по кредитам сельскохозяйственных производителей — отбор российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с Правилами отбора российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков согласно приложению1.

Кредитные организации проходят тщательный отбор. Критериями отбора российской кредитной организации в качестве уполномоченного банка является наличие собственных средств в размере не менее 10 млрд. рублей или размере не менее 5 млрд. рублей при наличии опыта ежегодного кредитования организаций агропромышленного комплекса на протяжении не менее 10 лет либо в размере не менее 3 млрд. рублей для российских кредитных организаций, зарегистрированных на территории субъектов Дальневосточного федерального округа. Также обязательным требованием является наличие специализированных кредитных продуктов и программ для организаций агропромышленного комплекса, срок деятельности российской кредитной организации с учетом реорганизаций составляет не менее 5 лет.

Необходимо отметить, что отбор кредитных организаций для предоставления субсидий по кредитам сельскохозяйственных производителей проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 №1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым

1 Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 №1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» (ред. от 07.09.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9.01.2017 г. — №2 (часть I). — ст. 357.

организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» (ред. от 07.09.2021). Это обеспечивает наличие конкурентного преимущества у банков, осуществляющих кредитование МСП. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» Федеральная корпорация по развитию МСП осуществляет аккредитацию соответствующих банков. Корпорацией разработана программа стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам.

В рамках Национального проекта Министерства экономического развития Российской Федерации «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» процентная ставка зафиксирована в размере в 6,5% для субъектов МСП из приоритетных отраслей, для всех остальных по ставке рефинансирования увеличенной на 2%, но не более 8,5% годовых.

Ставка рефинансирования на 21 января 2022 г. составила 8,5%, и есть перспективы по ее увеличению. Поэтому на сегодняшний момент нельзя с уверенностью говорить о предоставлении льготных кредитов МСП по ставке не более 8,5%.

По состоянию на 21 января 2022 г. в Программе льготного кредитования малого и среднего бизнеса, стимулирования кредитования МС, реализуемой Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства участвуют 61 кредитная организация, в том числе 4 банка с государственным участием: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), АО Россельхозбанк, Банк ГПБ (АО).

До недавнего времени банки могли самостоятельно устанавливать дополнительные условия к заемщикам (малым и средним предприятиям). Согласно проведенному опросу бизнесменов выяснилось, что банки-партнеры не предлагают льготные программы и не рассказывают об их возможностях субъектам МСП и самозанятым, а также навязывают свои дополнительные продукты, например, страховку.

Был проанализирован кредитный договор Россельхозбанка в котором значится, что в случае проведения кредитовых оборотов в размере не менее определенного процента от суммы, установленной в договоре, а также в случае,

если Заемщик не соблюдает непрерывное страхование жизни и здоровья в пользу Банка на условиях, предусмотренных Договором, а также своевременную уплату страховой премии (взносов) процентная ставка по кредиту увеличивается на 1, 2, 3 процента соответственно. Указанное изменение процентной ставки производится Банком без оформления дополнительного соглашения к Договору путем письменного уведомления Заемщика о таком изменении.

Кредитор вправе (но не обязан) по своему усмотрению в одностороннем порядке без оформления дополнительного соглашения к Договору путем письменного уведомления Заемщика изменить размер процентной ставки, предусмотренной Договором, в случае изменения в течение срока действия Договора индикаторов денежно-кредитного рынка (в случае изменения ключевой ставки/учетной ставки) Банка России;

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Необходимо усилить контроль в отношении дополнительных требований, предъявляемых к заемщикам со стороны банков. Ввести запрет на взимание с заемщиков платежей за дополнительные услуги (финансовые, страховые и прочие), не связанных напрямую с кредитованием, но увеличивающих стоимость займа. Ввести требование о неизменности условий кредитного договора на весь период субсидирования. Размещать на официальном сайте банка информацию о льготных программах.

Поскольку еще одной проблемой является увеличение процентных ставок по кредитам, т.к. они связаны с ставкой рефинансирования предлагается установить фиксированные процентные ставки для льготных кредитов для малого и среднего предпринимательства. Также уместно привести мнение С.Ю. Глазьева, который проанализировал опыт Китая и отмечает, что «при реализации приоритетного проекта кредит предоставят по ставке 0,2 и 0,5% на 10, 15, 20 лет, а Госпредприятие, работающее в области научно-технического прогресса, получит кредит под 2%; частный сектор, который действует на свой страх и риск, — под 4%» [2, с. 13].

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Брыков Б.А. Клиентоориентированная модель кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства: дис. ... канд. экономич. наук: 08.00.10 / Б.А. Брыков [Место защиты: ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации]. — М., 2021. — 150 с.

2. Глазьев С.Ю. Приоритеты опережающего развития российской экономики в условиях смены технологических укладов / С.Ю. Глазьев // Экономическое возрождение России. — 2019. — №2(60). — С. 12-16.

3. Ручкина Г.Ф. Кредитные организации в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые правовые вопросы / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. — 2015. — № 3. — С. 716.

4. Тормышева Т.А. Муниципальная программа поддержки предпринимательства: механизм формирования // Муниципальное хозяйство. — 2009. — № 3. — С. 64-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.