Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ЗАКОН / INVESTMENTS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарпеков Рамазан Кумарбекович, Дюсенов Ербол Абаевич

Рассмотрены актуальные вопросы проведения государственными органами работы по привлечению инвестиций для экономического развития Казахстана. Достигнутые страной показатели в рейтинге “Doing Business” Всемирного банка в контексте сравнительной оценки прилагаемых усилий показывают потребность развития законодательства, проведения институциональных преобразований. Авторами исследуются теоретические и практические аспекты регулирования инвестиций в контексте государственных мер поддержки и проводимой работы по совершенствованию законодательства Республики Казахстан. По направлению развития инвестиционного климата отмечаются основные события, обусловленные проводимой политикой в инвестиционной сфере: создание Международного финансового центра «Астана»; возложение функций инвестиционного омбудсмена на премьер-министра Республики Казахстан; развитие интеграции по линии Евразийского экономического союза; принятие в 2015 г. Предпринимательского кодекса. Цель исследования - изучение подходов в правовом регулировании привлечения инвестиций и рассмотрение вопросов совершенствования законодательного обеспечения для поддержки малого и среднего предпринимательства и создания условий по привлечению инвестиций. Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой и аналитический. На основе проведенного исследования допустимо определить перспективные направления поддержки малого и среднего предпринимательства, рассмотреть вопросы государственной поддержки по привлечению инвестиций, продвижения в рейтинге “Doing Business” Всемирного банка. Освещены основные новшества законопроектной деятельности в Республике Казахстан по направлению улучшения инвестиционного климата, представлены тенденции совершенствования национального законодательства. На базе опыта отдельных зарубежных стран сформулированы направления поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENTS IN SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

This article draws attention to the relevance of government agencies' coordinated and consistent work to attract investment for economic development of the country. The achieved indicators, according to the world Bank's “Doing Business” rating in the context of a comparative assessment of the efforts made in all assessed states, show the need for continuous work on the development of legislation and institutional reforms. At the same time, the authors explore some theoretical and practical aspects of investment regulation in the context of state support measures and ongoing work to improve the legislation of the Republic of Kazakhstan. In terms of developing the investment climate the article highlights the main events arising from the investment policy: the creation of an International financial center "Astana", the functions of the investment Ombudsman of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan, development of integration of the Eurasian economic Union, the adoption of the Entrepreneurial code in 2015. The purpose of the study is to study approaches in the legal regulation of investment attraction and to consider the issues of improving the legislative support for small and medium-sized enterprises and to create conditions for attracting investments. Methodological tools consist of general scientific, private scientific methods of cognition, namely: formal legal, comparative legal and analytical methods. Basis on the conducted research, it is permissible to determine promising areas of support for small and medium-sized enterprises, to consider the issues of state support for attracting investments, to promote actions for better ranking in the doing Business Rating of the World Bank. The article highlights the main innovations of legislative activity in the Republic of Kazakhstan for improving the investment climate, presents trends in improving the Kazakh legislation. Based on the experience of certain foreign countries, certain directions of support and development of small and medium-sized enterprises are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

DOI: 10.12737/jrl.2020.004

Правовое регулирование инвестиций в малый и средний бизнес: опыт Республики Казахстан

САРПЕКОВРамазан Кумарбекович, директор Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан

Казахстан, 010000, г. Нур-Султан, ул. Кунаева, 12/1

E-mail: [email protected]

ДЮСЕНОВ Ербол Абаевич, ученый секретарь Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук

Казахстан, 010000, г. Нур-Султан, ул. Кунаева, 12/1

E-mail: [email protected]

Рассмотрены актуальные вопросы проведения государственными органами работы по привлечению инвестиций для экономического развития Казахстана. Достигнутые страной показатели в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка в контексте сравнительной оценки прилагаемых усилий показывают потребность развития законодательства, проведения институциональных преобразований. Авторами исследуются теоретические и практические аспекты регулирования инвестиций в контексте государственных мер поддержки и проводимой работы по совершенствованию законодательства Республики Казахстан. По направлению развития инвестиционного климата отмечаются основные события, обусловленные проводимой политикой в инвестиционной сфере: создание Международного финансового центра «Астана»; возложение функций инвестиционного омбудсмена на премьер-министра Республики Казахстан; развитие интеграции по линии Евразийского экономического союза; принятие в 2015 г. Предпринимательского кодекса.

Цель исследования — изучение подходов в правовом регулировании привлечения инвестиций и рассмотрение вопросов совершенствования законодательного обеспечения для поддержки малого и среднего предпринимательства и создания условий по привлечению инвестиций.

Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой и аналитический.

На основе проведенного исследования допустимо определить перспективные направления поддержки малого и среднего предпринимательства, рассмотреть вопросы государственной поддержки по привлечению инвестиций, продвижения в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка. Освещены основные новшества законопроектной деятельности в Республике Казахстан по направлению улучшения инвестиционного климата, представлены тенденции совершенствования национального законодательства. На базе опыта отдельных зарубежных стран сформулированы направления поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: инвестиции, субъекты малого и среднего бизнеса, Республика Казахстан, закон.

Для цитирования: Сарпеков Р. К., Дюсенов Е. А. Правовое регулирование инвестиций в малый и средний бизнес: опыт Республики Казахстан // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 43—55. DOI: 10.12737/jrl.2020.004

Legal Regulation of Investments in Small and Medium Enterprise: Experience of the Republic of Kazakhstan

R. K. SARPEKOV, Ye. A. DYUSENOV

Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan 010000, Kazakhstan

E-mail: [email protected]

This article draws attention to the relevance of government agencies' coordinated and consistent work to attract investment for economic development of the country. The achieved indicators, according to the world Bank's "Doing Business" rating in the context of a comparative assessment of the efforts

made in all assessed states, show the need for continuous work on the development of legislation and institutional reforms. At the same time, the authors explore some theoretical and practical aspects of investment regulation in the context of state support measures and ongoing work to improve the legislation of the Republic of Kazakhstan. In terms of developing the investment climate the article highlights the main events arising from the investment policy: the creation of an International financial center "Astana", the functions of the investment Ombudsman of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan, development of integration of the Eurasian economic Union, the adoption of the Entrepreneurial code in 2015.

The purpose of the study is to study approaches in the legal regulation of investment attraction and to consider the issues of improving the legislative support for small and medium-sized enterprises and to create conditions for attracting investments.

Methodological tools consist of general scientific, private scientific methods of cognition, namely: formal legal, comparative legal and analytical methods.

Basis on the conducted research, it is permissible to determine promising areas of support for small and medium-sized enterprises, to consider the issues of state support for attracting investments, to promote actions for better ranking in the doing Business Rating of the World Bank. The article highlights the main innovations of legislative activity in the Republic of Kazakhstan for improving the investment climate, presents trends in improving the Kazakh legislation. Based on the experience of certain foreign countries, certain directions of support and development of small and medium-sized enterprises are formulated.

Keywords: investments, small and medium-sized enterprises, Republic of Kazakhstan, law.

For citation: Sarpekov R. K., Dyusenov Ye. A. Legal Regulation of Investments in Small and Medium Enterprise: Experience of the Republic of Kazakhstan. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 1, pp. 43—55. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.004

В послании Президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева народу Казахстана перед исполнительной властью поставлена приоритетная задача по развитию малого и среднего бизнеса посредством налогового, финансового и административного стимулирования. При этом акцентировано внимание на привлечении в экономику страны прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ)1.

Обеспечение условий для привлечения инвестиций в малый и средний бизнес в Республике Казахстан (далее также — РК) является актуальным и рассматривается на постоянной основе руководством государства, а также входит в круг страте-

1 См.: Послание Главы государства К.-Ж. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г. URL: http:// www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_ of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (дата обращения: 04.10.2019).

гических задач, закрепленных в программных документах.

Инвестиции являются фундаментальным фактором для устойчивого экономического развития страны. Между тем финансовые и мировые кризисные явления в мировой экономике негативно отразились в период с 2013 по 2015 г. на стабильности инвестиционных потоков в Республику Казахстан2. В связи с этим с 2014 г. правительством проводится последовательная работа по улучшению инвестиционной привлекательности страны, в результате которой активную государственную поддержку получили три основных направления: развитие института привлечения ПИИ, модернизация нормативной правовой базы и развитие инфраструктуры в работе отечественных и иностранных инвесторов. Итогом предпринятых мер стали значительные успехи в сфере

2 См.: 27% юрисдикций в мире применяют английское право. URL: https:// fmreview.info/ru/review/27-jurisdikcij-v-mire-primenjajut-anglijskoe-pravo/.

привлечения инвестиций. С 2015 г. приток инвестиций резко возрос с 15,4 до 24,3 млрд долл. США и по итогам 2018 г. рост составил 58%3.

В Казахстан за последнее десятилетие привлечено прямых инвестиций на сумму более 250 млрд долл. США4. Среди инвесторов значительный вклад внесли Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Россия и Китай.

Достижение успехов в регулировании правовой политики Республики Казахстан во многом обусловлено развитыми правовыми институтами, а также благоприятными инструментами инвестиционной политики. В рамках инвестиционной политики этому способствовало развитие государственных мер по следующим направлениям.

1. Создание благоприятной экосистемы для иностранных инвесторов на базе Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), одной из ключевых задач которого является привлечение иностранных инвестиций.

2. Создание инфраструктуры поддержки отечественных и иностранных инвесторов. Благодаря упрощению процедур ведения бизнеса и регистрации иностранных инвесторов Казахстан в 2020 г. занял 25-е место из 190 стран по критерию «инвестиционная привлекательность» в рейтинге "Doing Business" (Ведение бизнеса) Всемирного банка5. Для срав-

3 См.: На 15,8% увеличился объем международных инвестиционных потоков в Казахстан, достигнув рекордного значения за последние пять лет. URL: https://finreview. info/ru/review/objom-mezhdunarodnyh-investicionnyh-potokov-v-kazahstan-uvelichilsja-na-15-8-za-god-i-dostig-rekordnogo-znachenija-za-poslednie-pjat-let/.

4 См.: 250 миллиардов долларов иностранных инвестиций привлек Казахстан за 10 лет. URL: https://www.zakon.kz/4979562-250-milliardov-dollarov-inostrannyh.html.

5 См.: Казахстан вошел в топ-25 стран

по рейтингу Doing Business. URL: https://

economy.gov. kz/ru/news/kazahs tan-

нения: в 2018 и 2019 гг. Казахстан занимал 36-е и 28-е места соответственно. Добиться такого результата позволило проведение постоянной работы по улучшению условий ведения бизнеса, в том числе внедрение организационных инструментов и институтов («Единое окно» для инвесторов, электронная система ASTANA-1, специальные экономические и индустриальные зоны, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Банк развития Казахстана, Фонд «Даму», KazakhExport и др.). Важно отметить, что при Президенте Казахстана функционирует Совет иностранных инвесторов, созданный в сентябре 1998 г. При этом функции инвестиционного омбудсмена с апреля 2019 г. возложены на премьер-министра РК.

3. Усиление региональной экономической интеграции через Евразийский экономический союз. Инвестиционные потоки из стран ЕАЭС по итогам 2018 г. составили валовой приток ПИИ в размере 1,6 млрд долл. США, увеличившись на 19,5% за год6.

4. Модернизация и укрепление нормативной правовой базы в сфере инвестиционного климата. С 2016 г. разработано и принято более 80 законов, часть которых устраняла административные барьеры для малого и среднего предприниматель-ства7. В целях повышения инвестиционной привлекательности

voshel-v-top-25-stran-po-reytingu-doing-business; Доклад Всемирного Банка "Doing Business 2020". URL: https:// openknowledge.worldbank.org/bitstream/ha ndle/10986/32436/9781464814402.pdf.

6 См.: Казахстан и ЕАЭС: совокупный объем внешней торговли достиг 78,1 млрд долл. США с 2015 г. URL: http://finreview.info/ru/review/ kazahstan-i-eajes-sovokupnyj-objom-vneshnej-torgovli-dostig-78-1-milliarda-dollarov-ssha-s-2015-goda/..

7 См.: Послание Президента РК от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». URL:

горнорудного сектора упрощены процедуры по получению права недропользования и иные различные разрешительные процедуры8. Немаловажная роль в повышении инвестиционной привлекательности отводится новому Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375-У (далее — ПК РК), в котором воплощен положительный опыт стран ОЭСР. Принятие Кодекса обеспечило законодательную основу поддержки государством малого и среднего бизнеса и его правовой защиты.

Кроме того, в рамках внедрения стандартов ОЭСР модернизирован институт реабилитации и банкротства бизнеса и укреплен институт бизнес-омбудсмена. Стандарты ОЭСР также легли в основу мер по реформированию антимонопольного законодательства. Предприняты меры по интеграции налоговой и таможенной систем, упрощению налогового администрирования и оптимизации действующих налоговых режимов.

Таким образом, государством оказывается активная поддержка инвестиционной деятельности. Сегодня в Казахстане создана прогрессивная нормативная правовая база для осуществления инвестиционной деятельности, сформирована многоуровневая инфраструктура поддержки инвесторов. Данные меры оказали положительное влияние, в том числе на развитие доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Так, по итогам 2018 г. в структуре всех активных предприятий (279 185) доля малых и средних предприятий (далее — МСП) составляет 99% (276 773). По сравнению с показателями 2013 г. (180 322) наблюдается значительное увеличе-

http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500002015 (дата обращения: 26.03.2018).

8 См. Кодекс РК от 27 декабря 2017 г. № 125-VI ЗРК «О недрах и недропользовании». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1700000125 (дата обращения: 26.03.2018).

ние доли МСП в общем количестве действующих предприятий на 52%9. В целом доля МСП в ВВП по итогам 2018 г. составила 28,3% (в 2015 г. — 24,9%). В субъектах МСП трудоустроено 38% от общего числа занятого населения (3,3 млн)10. Приведенные статистические показатели, кроме доли в ВВП, близки к показателям развитых стран (США, Японии, Канады, Франции, Германии, Италии и др.)11.

Меры по улучшению инвестиционного климата в Казахстане можно условно разделить на два крупных направления — организационное и правовое.

На организационном уровне для защиты прав предпринимателей и инвесторов создана Национальная палата предпринимателей «Ата-мекен», которая функционирует на основе Закона РК от 4 июля 2013 г. Также действует АО «Национальная компания "Kazakh Invest"», которое реализует государственные меры поддержки инновационной

9 См.: Статистика Комитета по статистике относительно зарегистрированных юридических лиц по видам деятельности и признаку активности по состоянию на 1 декабря 2018 г. и 1 января 2014 г. URL: http://stat. gov.kz.

10 См.: 250 млрд долл. США иностранных инвестиций привлек Казахстан за последние 10 лет. URL: http://finreview.info/ ru/review/320 -mlrd-doll-ssha-inostrannyh-investicij-privlek-kazahstan-za-gody-nezavisimosti/; По итогам 2018 г. доля МСБ в ВВП составила 28,3% — МНЭ об итогах реализации ДКБ-2020. URL: https://www.zakon. kz/4970565-po-itogam-2018-goda-dolya-msb-v-vvp.html.

11 См.: Левина Е. И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 2 (014). С. 79— 89; Авилова В. В., Башкирцева С. А. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 10. С. 238—246.

деятельности в сфере индустриального развития экономики Казахстана и осуществления экспорта товаров и услуг. С 2015 г. в Республике запущен проект консультативной поддержки инвесторов при центрах обслуживания населения.

На нормативном правовом уровне одной из первых попыток построения благоприятного инвестиционного климата в Казахстане в условиях перехода от социалистической экономики к рыночным отношениям стало принятие Закона от 7 декабря 1990 г. «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР». Установленные этим Законом налоговые льготы и правовой статус иностранных инвесторов позволили привлечь в экономику молодой республики первые иностранные инвестиции, что было критически важно на первоначальном этапе становления независимого Казахстана.

Тем не менее развитие инвестиционного права в Казахстане, а также состоявшийся переход к устоявшимся рыночным отношениям потребовали пересмотра действовавшего ранее законодательства, что повлекло принятие Закона от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях», а затем Закона от 8 января 2003 г. «Об инвестициях». Данные законодательные акты стали дополнительным подтверждением усилий Казахстана по формированию благоприятного инвестиционного климата в целях работы с инвесторами и привлечения в экономику Казахстана дополнительных финансовых потоков. Эффективность данных законов подтверждается и высокими позициями Казахстана в инвестиционных рейтингах по сравнению с Россией и Беларусью на этапе формирования ЕврАзЭС, что отмечали многие российские исследователи12.

12 См., например: Хейфец Б. А. Конкуренция за иностранные инвестиции в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России // Россия и современный мир. 2011. № 4.

Итоги проводившейся несколько лет работы по разработке кодифицированного акта подведены принятием в 2015 г. Предпринимательского кодекса РК. Данный акт объединил ряд законов Республики Казахстан, регулировавших инвестиционную и предпринимательскую деятельность, а именно законы от 6 января 2011 г. «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», от 25 декабря 2008 г. «О конкуренции», от 31 января 2006 г. «О частном предпринимательстве», от 8 января 2003 г. «Об инвестициях» и др.

Характерной чертой данного кодифицированного акта является комплексное закрепление форм и средств защиты прав субъектов предпринимательства. И в качестве одной из основных форм защиты своих прав установлено обжалование действий и актов государственных органов, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательства. Относительно разрешения споров предусмотрены как внесудебные, так и досудебные процедуры. Также в Кодексе содержатся нормы, определяющие правовое положение уполномоченного по защите прав предпринимателей — инвестиционного омбудсмена13.

Отметим, что в гл. 22 «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» ПК РК содержатся законодательные положения о видах государственной поддержки МСП, бизнес-инкубаторах, а также об имущественной поддержке субъектов МСП.

Несмотря на предшествовавшие принятию Кодекса дискуссии ка-

С. 131—144; Кузнецов А. В. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 4 (17).

13 См.: Абдрахманова С. Ж. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан как акт публично-правового регулирования. URL: https://www.zakon.kz/ 4761447-predprinimatelskijj-kodeks-rk-kak-akt.html.

сательно его целесообразности, а также необходимости включения тех или иных норм, в целом, исходя из практики прошедших с момента его принятия лет, Предпринимательскому кодексу следует дать положительную оценку.

Научные проблемы развития инвестиционного законодательства подвергаются исследованию среди ученых, и отмечается причастность инвестиционного законодательства к более обширной отрасли хозяйственного права14.

Вопросы инвестиционного законодательства, поиск оптимального баланса правовых норм частного и публичного права для обеспечения юридической совместимости и соответствия уровню развития общественных отношений выступают объектом исследований и научных чтений15.

Также в научной среде скрупулезно изучаются вопросы содержания понятия инвестиций и соотношения научных подходов юриспруденции и экономики в отношении рассмотрения инвестиций, инвестиционной деятельности16. В настоящей статье для раскрытия поставленных вопросов мы не углубляемся в научную проблематику определения инвестиций.

Проработка теоретических подходов и решение вопросов практики

14 См.: Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 5—14.

15 См.: Рекомендации XIV Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Бра-туся по теме «Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов». М., 2019.

16 См.: Синицын С. А. «Инвестиционный элемент» в гражданских правоотношениях: трудности сочетания инструментов экономики и права // Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов: сб. матер. к XIV Ежегодным научным чтениям памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2019. С. 249—262.

реализовываются в том числе в законопроектной деятельности. В настоящее время Министерством национальной экономики РК подготовлена Концепция к проекту закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам улучшения бизнес-климата. Основанием разработки явилось поручение Президента РК от 14 февраля 2014 г. по повышению позиции Казахстана в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка. Всего за последние шесть лет принято семь пакетов законодательных поправок, направленных на улучшение условий для ведения бизнеса, сокращение количества процедур, снижение административных барьеров, временных и финансовых затрат бизнеса.

Во исполнение поручения Президента РК по итогам заседания Совета национальных инвесторов при Президенте РК от 24 мая 2019 г. предусматривается закрепить на уровне закона практику «переходного периода» в отношении норм, содержащих дополнительные обязанности на бизнес и граждан. Также предлагается в целях реализации итогов предвыборной программы Президента РК К.-Ж. Токаева «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и поступивших предложений при проведении общенациональной акции «Ырге» закрепить в законодательстве принцип добросовестности предпринимателей.

В целом предлагаемый пакет законодательных поправок по улучшению бизнес-климата направлен на улучшение условий и упрощение процедур открытия (государственной регистрации) предприятий, получения разрешительной документации на проведение строительно-монтажных работ, на подключение сооружений и зданий к электрическим сетям, государственной регистрации прав на объекты недвижимости для принятия решений по выдаче кредитов, а также на обеспе-

чение защиты прав миноритарных инвесторов, исполнения контрактов и других аспектов ведения предпринимательской деятельности.

Отметим, что Институтом законодательства и правовой информации Республики Казахстан рассмотрена концепция к законопроекту по улучшению бизнес-климата, дан ряд предложений и замечаний, которые учтены разработчиком в содержании концепции. Полагаем, что концепция послужит качественным базисом для разработки законопроекта и в 2020 г. найдет воплощение в нормах законодательства.

В связи с этим на ближайшую перспективу представляет интерес подход разработчика к формированию структурированного и содержательного наполнения поправок в тексте проекта закона.

Концептуально будущие новшества видятся следующим образом. В отношении государственной регистрации предприятий планируются интеграция онлайн открытия банковских счетов с электронной государственной регистрацией предприятия, сокращение срока регистрации плательщика по налогу на добавленную стоимость.

При получении разрешения на строительство предусматривается учитывать низкорисковые строительные объекты исходя из этажности, категории, в том числе условий подключения к электрическим сетям, при определении перечня объектов, подлежащих обязательной экспертизе.

Вопросы подключения к системе электроснабжения требуют изучения электронной подачи заявки на подключение, а также исключения уведомления органов государственного архитектурно-строительного контроля и дорожной полиции о подключении объектов, не требующих изменений либо ограничения движения транспорта и пешеходов. В целом имеется представление о сокращении количества процедур с семи до двух, проведение которых

необходимо для подключения к системе электроснабжения.

В отношении регистрации собственности предлагается рассмотреть вопрос открытия информации об обременениях на недвижимое имущество, о правах собственности на недвижимое имущество юридических лиц и установления положения о направлении электронного уведомления, подписанного электронной цифровой подписью, взамен действующего требования по проставлению отметки о совершенной регистрации сделки по отчуждению недвижимого имущества.

По направлению получения кредитов законопроектом предусматривается обязательство для коммунальных предприятий, как правило, являющихся субъектами естественной монополии, предоставлять сведения частным кредитным бюро, осуществляющим услуги кредитного скоринга. Также предлагается на законодательном уровне предусмотреть равные права для всех кредитных бюро, перечень основных и дополнительных видов их деятельности вне зависимости от форм собственности и участия акционеров.

Относительно обеспечения исполнения контрактов видится оптимальным закрепление в Гражданском процессуальном кодексе РК от 31 октября 2015 г. в качестве надлежащего извещения стороны направления извещения на зарегистрированный абонентский номер сотовой связи, а в случае если истцом и ответчиком гражданского судопроизводства являются юридические лица, то следует установить вручение ответчику искового заявления только в электронном виде.

По направлению защиты миноритарных инвесторов разработчиком предлагается снять риск возникновения ситуаций, при которых участники (учредители) коммерческой организации не могут прийти к решению вопроса, относящегося к исключительной компетенции общего

собрания участников. Выдвигается предложение закрепить правовой механизм по направлению уведомления с предложением приобрести акции (долю) другого участника либо продать собственные акции (долю) по определенной стоимости.

Отметим, что обширный перечень поправок разработчика охватывает направление по исключению антиконкурентных норм и развитию конкуренции в Республике Казахстан.

В целом внесение поправок на постоянной основе свидетельствует, с одной стороны, о постоянной работе уполномоченного органа по продвижению в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка, а с другой — о необходимости внедрения простых и понятных решений для улучшения условий привлечения инвестиций и реализации предпринимательской инициативы.

Тем не менее, несмотря на значительные успехи Казахстана в развитии инвестиционной политики, не изменилась статистика по направлениям инвестирования. В совокупном объеме привлекаемых инвестиций лидерами остаются крупный бизнес и обрабатывающая промышленность17. Это создает определенные проблемы, связанные с развитием инвестиций в малый и средний бизнес Республики Казахстан.

Наряду с этим инвестиционная деятельность характеризуется диверсификацией инвестиционных потоков. Например, за первое полугодие 2018 г. 92,4% всех инвестиционных потоков в страну сформировали всего 10 стран18.

Сравнительный анализ с законодательством зарубежных стран показал следующее. В различных государствах и международ-

17 См.: Статистика прямых инвестиций по направлению вложения. URL: https://www. nationalbank.kz/?docid=680&switch=rus.

18 См.: Более 92% иностранных инвестиций в Казахстан обеспечили 10 стран. URL: https:// www.zakon.kz/4947644-bolee-92-inostrannyh-investitsiy-v.html.

ных организациях критерии МСП значительно различаются19. В рекомендациях Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 203/361/ЕС критериями указываются число работников и годовой оборот. В соответствии с этим предприятия делятся на микро- (до 10 человек, до 2 млн евро), малые (до 50 человек, до 10 млн евро) и средние (до 250 человек, до 50 млн евро).

Большинство западных стран придерживаются этой классификации, однако показатели устанавливают самостоятельно. В США к малому бизнесу относятся предприятия с численностью не более 500 человек и прибылью не более 2 млн долл.20; в Австрии, Германии, Великобритании, Польше, Венгрии, Македонии — до 50 человек. К средним предприятиям в Германии и во Франции относят организации до 500 человек, в Швеции — до 200. В Южной Корее критерии дифференцированы в зависимости от отрасли. ОЭСР предлагает критерии максимальной численности персонала: предприятия с численностью до 19 человек считаются «весьма малыми», до 99 человек — «малыми», от 100 до 499 человек — «средними» предприятиями21.

В Казахстане критерии МСП определены в ст. 24 ПК РК. К субъектам среднего предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников до 250 человек и (или) среднегодовым доходом до трехмилли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 См.: Гурьянов П. А. Малый и средний бизнес: международная практика оценки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 22 (53). С. 80—83.

20 См.: Костыгов С. О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2015. № 2 (82). С. 129—132.

21 См.: Гурьянов П. А. Указ. соч.

оннократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете. В 2019 г. месячный расчетный показатель равен 2525 тенге. Относительно этого вопроса предлагаем рассмотреть возможности увеличения предельных параметров для субъектов среднего предпринимательства и расширения общего перечня критериев, включив отраслевую принадлежность. В целом данные меры позволят увеличить долю предпринимателей, имеющих право получать налоговые льготы и преференции и иные формы поддержки со стороны государства, и, соответственно, повысить инвестиционную привлекательность среднего бизнеса.

Кроме того, анализ зарубежного опыта показал, что государственная поддержка инвестиций в малый и средний бизнес включает следующие направления: 1) законодательное сдерживание экспансии крупных торговых сетей; 2) усиление координационного взаимодействия институтов и инструментов поддержки субъектов МСП; 3) адаптация налоговой политики; 4) создание модели информационного обслуживания.

Повышенный интерес представляет современный тренд по стимулированию и защите малого и среднего бизнеса в розничном секторе торговли. Одной из технологий является выдача контролирующих разрешений на открытие магазинов, чья торговая площадь не должна превышать установленный пороговый уровень. Во Франции открытие магазинов ограничено площадью до 300 кв. м, в Австрии и Германии — 800 кв. м, Бельгии — 400 кв. м, Дании — 1000 кв. м, Финляндии и Польше — 2000 кв. м; аналогичные подходы имеются в других европейских странах22. Данный при-

22 См.: Иванов В. В., Штурбабина Ю. С. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 10. С. 21—31.

мер свидетельствует о том, что инструменты поддержки МСП должны также включать меры по сдерживанию конкуренции со стороны транснациональных компаний и крупных торговых сетей. В Казахстане этой проблеме уделяется мало внимания.

В связи с тем что в большинстве стран малый и средний бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования, государством создаются специализированные органы государственной поддержки. Так, в США в структуре правительства функционирует Администрация малого бизнеса, в Финляндии — государственное ОАО «Финнвера», в Китае — агентство «Китайский центр по координации и кооперации бизнеса» и Государственный фонд развития малых и средних предприятий, в Великобритании — Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса (БВБ), в Германии — Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий VIII), в Японии — Агентство малого и среднего предпринимательства ^МЕА) и т. д. Казахстану следует обратить внимание на координационную практику в развитых зарубежных странах23.

Защита прав интеллектуальной собственности является серьезной проблемой инновационных предприятий сектора МСП. В Российской Федерации, как отмечается в работах государственных деятелей, ученых24, существует потребность в государственной поддержке инвестиций в инновационную деятельность.

В Японии на уровне организационных и законодательных мер ока-

23 См.: Блудов А. М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3—4. С. 31—35.

24 См.: Нарышкин С. Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 27—37.

зывается финансовая поддержка патентования разработок малых предприятий в других странах25. В связи с этим целесообразно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим малым предприятиям упростить патентование и сертификацию имеющихся разработок и облегчить выход на мировые рынки.

Кроме того, в зарубежных странах выявлена тенденция к культивированию в сфере отдельных производств и инновационных разработок принципа кооперирования крупных, малых и средних предприятий, где последние взаимно друг друга дополняют26. Это требует совершенствования законодательства в сфере

25 См.: Блудов А. М. Указ. соч.

26 См.: Заболоцкая В. В., Хут Н. А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 47.

деятельности коммерческих и некоммерческих предпринимательских объединений (финансово-промышленных групп, консорциумов, ассоциаций, холдингов и др.).

Таким образом, зарубежные страны отличаются креативным подходом к разработке программ государственной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день в Казахстане достигнут значительный прогресс в инвестиционной политике и законодательном обеспечении инвестиционной деятельности. Но практика развитых стран показывает, что наличие развитой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса имеет приоритетное значение в стимулировании инвестиций. Кроме того, следует обратить внимание на укрепление протекционистских мер государственной политики в формировании определенных правил рыночных отношений малого и среднего бизнеса с крупным капиталом.

Библиографический список

250 миллиардов долларов иностранных инвестиций привлек Казахстан за 10 лет. URL: https://www.zakon.kz/4979562-250-milliardov-dollarov-inostrannyh.html.

250 млрд долл. США иностранных инвестиций привлек Казахстан за последние 10 лет. URL: http://finreview.info/ru/review/320-mlrd-doll-ssha-inostrannyh-investicij-privlek-kazahstan-za-gody-nezavisimosti/.

27% юрисдикций в мире применяют английское право. URL: https://finreview.info/ru/ review/ 27-jurisdikcij -v-mire -primenj aj ut-anglij skoe-pravo/.

Абдрахманова С. Ж. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан как акт публично-правового регулирования. URL: https://www.zakon.kz/4761447-predprinimatelskijj-kodeks-rk-kak-akt.html.

Авилова В. В., Башкирцева С. А. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 10.

Блудов А. М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3—4.

Более 92% иностранных инвестиций в Казахстан обеспечили 10 стран. URL: https://www. zakon.kz/4947644-bolee-92-inostrannyh-investitsiy-v.html.

Гурьянов П. А. Малый и средний бизнес: международная практика оценки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 22 (53).

Доклад Всемирного Банка "Doing Business 2020". URL: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/32436/9781464814402.pdf.

Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства // Журнал российского права. 2015. № 6.

Заболоцкая В. В., Хут Н. А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10.

Иванов В. В., Штурбабина Ю. С. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 10.

Казахстан вошел в топ-25 стран по рейтингу Doing Business. URL: https://economy.gov. kz/ru/news/kazahstan-voshel-v-top-25-stran-po-reytingu-doing-business.

Казахстан и ЕАЭС: совокупный объем внешней торговли достиг 78,1 млрд долл. США с 2015 г. URL: https://finreview.info/ru/review/objom-mezhdunarodnyh-investicionnyh-potokov-v-kazahstan-uvelichilsja-na-15-8-za-god-i-dostig-rekordnogo-znachenija-za-poslednie-pjat-let/.

Костыгов С. О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2015. № 2 (82).

Кузнецов А. В. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 4 (17).

Левина Е. И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 2 (014).

На 15,8% увеличился объем международных инвестиционных потоков в Казахстан, достигнув рекордного значения за последние пять лет. URL: https://finreview.info/ru/review/ objom-mezhdunarodnyh-investicionnyh-potokov-v-kazahstan-uvelichilsja-na-15-8-za-god-i-dostig-rekordnogo-znachenija-za-poslednie-pjat-let/.

Нарышкин С. Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. 2010. № 12.

По итогам 2018 г. доля МСБ в ВВП составила 28,3% — МНЭ об итогах реализации ДКБ-2020. URL: https://www.zakon.kz/4970565-po-itogam-2018-goda-dolya-msb-v-vvp.html.

Послание Главы государства К.-Ж. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (дата обращения: 04.10.2019).

Послание Президента РК от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500002015 (дата обращения: 26.03.2018).

Рекомендации XIV Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся по теме «Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов». М., 2019.

Синицын С. А. «Инвестиционный элемент» в гражданских правоотношениях: трудности сочетания инструментов экономики и права // Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов: сб. матер. к XIV Ежегодным научным чтениям памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2019.

Статистика Комитета по статистике относительно зарегистрированных юридических лиц по видам деятельности и признаку активности по состоянию на 1 декабря 2018 г. и 1 января 2014 г. URL: http://stat.gov.kz.

Статистика прямых инвестиций по направлению вложения. URL: https://www. nationalbank.kz/?docid=680&switch=rus.

Хейфец Б. А. Конкуренция за иностранные инвестиции в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России // Россия и современный мир. 2011. № 4.

References

250 billion US dollars of foreign investments has been raised by Kazakhstan for the last 10 years. Available at: http://finreview.info/ru/review/320-mlrd-doll-ssha-inostrannyh-investicij-privlek-kazahstan-za-gody-nezavisimosti/. (In Russ.)

27% of jurisdictions in the world apply english law. Available at: https://finreview.info/ru/ review/ 27-jurisdikcij -v-mire -primenj aj ut-anglij skoe-pravo/. (In Russ.)

Abdrakhmanova S. Zh. The Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan as an act of public law regulation. Available at: https://www.zakon.kz/4761447-predprinimatelskijj-kodeks-rk-kak-akt.html. (In Russ.)

Avilova V. V., Bashkirtseva S. A. Experience supporting small and medium-sized entrepreneurship in developed countries. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2011, no. 10, pp. 238—246. (In Russ.)

Bludov A. M. Foreign experience of regulation of entrepreneurial activity: issues of adaptation. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2011, no. 3—4, pp. 31—35. (In Russ.)

By the end of 2018, the share of SMEs in GDP amounted to 28.3% — the MNE on the results of the implementation of the BRM-2020. Available at: https://www.zakon.kz/4970565-po-itogam-2018-goda-dolya-msb-v-vvp.html. (In Russ.)

Direct Investments Statistic according to the directional principle. Available at: https://www. nationalbank.kz/?docid=680&switch=rus. (In Russ.)

Doronina N. G., Semilyutina N. G. Problems and Paths of Development of Investment Legislation of the Russian Federation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2015, no. 6, pp. 5—14. (In Russ.)

Gur'yanov P. A. Small and medium business: international estimation practice. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2007, no. 22 (53), pp. 80—83. (In Russ.)

Ivanov V. V., Shturbabina Yu. S. International programmes for small and medium business support. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2014, no. 10, pp. 21—31. (In Russ.)

Kazakhstan and the EAEU: total foreign trade reached $78.1 billion since 2015. Available at: http://finreview.info/ru/review/kazahstan-i-eajes-sovokupnyj-objom-vneshnej-torgovli-dostig-78-1-milliarda-dollarov-ssha-s-2015-goda/. (In Russ.)

Kazakhstan is on top-25 countries in Doing Business rating. Available at: https://economy.gov. kz/ru/news/kazahstan-voshel-v-top-25-stran-po-reytingu-doing-business. (In Russ.)

Kheyfets B. A. The Competition for Foreign Investments within the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia. Rossiya i sovremennyy mir, 2011, no. 4, pp. 131—144. (In Russ.)

Kostygov S. O. Features for small and medium business abroad. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, 2015, no. 2 (82), pp. 129—132. (In Russ.)

Kuznetsov A. V. Mutual investment monitoring in the CIS countries. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya, 2012, no. 4 (17), pp. 007—031. (In Russ.)

Levina E. I. Mechanisms of the state support of small and average business in foreign countries. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2009, no. 2 (014), pp. 79—89. (In Russ.)

Naryshkin S. E. Investment Aspects of Modernization. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2010, no. 12, pp. 27—37. (In Russ.)

Over 92% of foreign investment in Kazakhstan was provided by 10 countries. Available at: https://www.zakon.kz/4947644-bolee-92-inostrannyh-investitsiy-v.html. (In Russ.)

President of Kazakhstan Kassym-Jomart Tokayev's State of the Nation Address "Constructive public dialogue — the basis of stability and prosperity of Kazakhstan" dated September 2, 2019. Available at: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (accessed 04.10.2019). (In Russ.)

President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev's State of the Nation Address "Kazakhstan in a new global reality: growth. reforms. Development" dated November 30, 2015. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500002015 (accessed 26.03.2018). (In Russ.)

Recommendations of the XIV Annual Scientific Readings in Memory of Professor S. N. Bratus on the topic "Investments in national and international law: a balance of private and public interests". Moscow, 2019. (In Russ.)

Sinitsyn S. A. "Investment element" in civil relations: difficulties in combining economics and law instruments. Investments in national and international law: balance of public and private interests: the collection of materials to the XIV Annual Scientific Readings in Memory of Professor S. N. Bratus. Moscow, 2019. Pp. 249—263. (In Russ.)

Statistics of the Statistics Committee regarding registered legal entities by type of activity and activity indicator as of December 1, 2018 and January 1, 2014. Available at: http://stat.gov. kz. (In Russ.)

The volume of international investments into kazakhstan increased by 15.8% this year and reached a record value for the last five years. Available at: https://finreview.info/ru/review/

objom-mezhdunarodnyh-investicionnyh-potokov-v-kazahstan-uvelichilsja-na-15-8-za-god-i-dostig-rekordnogo-znachemja-za-posledme-pjat-let/ (In Russ.)

World Bank "Doing Business 2020" report. Available at: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/32436/9781464814402.pdf. (In Russ.)

Zabolotskaya V. V., Khut N. A. The comparative analysis of the state support of small and medium-sized businesses in Russia and abroad. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2015, no. 10, pp. 46—49. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.