УДК 339.727.22 (476)
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ
Л. И. ДУЛЕВИЧ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
INVESTMENT CLIMATE AND FOREIGN INVESTMENTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS
L. I. DULEVICH, Candidate of Economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье проанализированы в динамике рейтинг инвестиционного климата Республики Беларусь и его составляющие элементы в соответствии с критериями оценки Doing Business Всемирного банка: выявлены факторы, определяющие благоприятность инвестиционного климата, проанализировано поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь, выявлены проблемы и предложены пути улучшения инвестиционного климата.
The article analyzes the dynamics of the rating of the investment climate of the Republic of Belarus and its constituent elements in accordance with the evaluation criteria of the World Bank Doing Business, identified factors that determine a favorable investment climate, analyzes of foreign in-vestments in the Republic of Belarus, identify problems and suggest ways of improving the investment climate.
Введение. Инвестиционный климат - совокупность экономических, правовых, политических, организационных, социальных и других факторов, определяющих возможности эффективной, стабильной предпринимательской деятельности, связанной с различными рисками. Среди важнейших факторов, которые оказывают влияние на географию притоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 20092011 гг., руководители ТНК назвали следующие: размеры местного рынка, рост рынка, наличие поставщиков и партнеров, доступ на международные и региональные рынки, а также стабильная и благоприятная деловая среда [3]. Республика Беларусь обладает сравнительно малыми размерами внутреннего рынка и находится в окружении трех стран, экономика которых будет наиболее привлекательной для иностранных капиталовложений в посткризисные годы. Среди 15 наиболее привлекательных для ПИИ стран мира, названных 74 % ТНК в опросе ЮНКТАД о перспективах мировых инвестиций, - Российская
42
Федерация (5-е место) и Польша (14-е место) [3]. Таким образом, в условиях конкуренции за свободные ПИИ Республике Беларусь необходимо создавать более выгодные условия для осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому целью статьи является анализ тенденций поступления прямых иностранных инвестиций в республику и выявление проблем и факторов, улучшающих инвестиционный климат.
Основная часть. В 2010-2014 гг. рейтинг Республики Беларусь в соответствии с критериями оценки Doing Business Всемирного банка стабилизировался на уровне 57-63 места среди 189 стран (табл. 1-2). Также наблюдается устойчивая тенденция роста прямых иностранных инвестиций и числа предприятий с зарубежным капиталом (табл. 3-5), что в совокупности свидетельствует об улучшении инвестиционного климата.
Т а б л и ц а 1. Оценка Всемирным банком бизнес-среды, место в рейтинге по состоянию на 06.2014 г.
Критерии оценки Сингапур Гонконг, Китай США Грузия Эстония Латвия Литва Польша Армения Беларусь Россия Казахстан Азербайджан
Благоприятность бизнес-среды 1 3 7 15 17 23 24 32 45 57 62 77 80
Регистрация предприятия 6 8 46 5 26 36 11 85 4 40 34 55 12
Получение разрешения на строительство 2 1 41 3 20 47 15 137 81 51 156 154 150
Подключение к системе энергоснабжения 11 13 61 37 56 89 105 64 131 148 143 97 159
Регистрация собственности 24 96 29 1 13 32 9 39 7 3 12 14 10
Получение кредита 17 23 2 7 23 23 23 17 36 104 61 71 104
Защита инвесторов 3 2 25 43 56 49 78 35 49 94 100 25 51
Условия налогообложения 5 4 47 38 28 24 44 87 41 60 49 17 33
Международная торговля 1 2 16 33 6 28 21 41 110 145 155 185 166
Обеспечение исполнения контрактов 1 6 41 23 32 16 14 52 119 7 14 30 31
Разрешение неплатёжеспособности 19 25 4 122 37 40 67 32 69 68 65 63 94
Источник: [8]
Однако по рейтингу «подключение к системе энергоснабжения» республика занимает далёкое 148 место (+20 пунктов к 2013 г.), по «международной торговле» - 145 место (+4 пункта к 2013 г.), по «получению кредита» - 104 место (+5 пунктов к 2013 г.) (табл. 2).
Т а б л и ц а 2. Оценка Всемирным банком бизнес-среды Республики Беларусь в динамике
Критерии оценки 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Благоприятность бизнес-среды 58 91 60 58 63 57
Регистрация предприятия 7 7 9 9 15 40
Получение разрешения на строительство 44 45 42 30 30 51
Подключение к системе энергоснабжения н/д 174 173 171 168 148
Регистрация собственности 10 6 3 3 3 3
Получение кредита 113 96 97 104 109 104
Защита инвесторов 109 108 79 82 98 94
Условия налогообложения 183 183 158 129 133 60
Международная торговля 129 152 154 151 149 145
Обеспечение исполнения контрактов 12 11 14 13 13 7
Разрешение неплатёжеспособности (закрытие бизнеса) 74 98 42 56 74 68
Источник: [5, 6, 7, 8]
В реальный сектор экономики (кроме банков) в 2011 г. иностранные инвесторы вложили 18,9 млрд. USD инвестиций, что в 26 раз больше, чем в 2002 г., из них в транспорт и связь рост составил 61 раз, в промышленность - 25 раз (табл. 3). В 2013 г. наблюдается уменьшение иностранных инвестиций по всем отраслям по сравнению с 2011г.
Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) возросла с 24,8 % в 2005 г. до 74 % от всех поступивших инвестиций в 2013 г, что является положительной тенденцией. В отраслевом разрезе лидерами по ПИИ стали транспорт и связь (40 %), торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (41%). Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в 2011г. значительно возросло и составило 2159 млн. USD, что в 12,5 раза больше 2002 г., в том числе наибольший рост наблюдается в промышленности - в 18 раз. В 2013 г. наблюдается уменьшение прямых иностранных инвестиций по всем отраслям по сравнению с 2011 г.
Сельское хозяйство республики является непривлекательной отраслью для иностранного капитала: доля ПИИ в сельское хозяйство
колеблется по годам от 0,3 до 1,5 %, а удельный вес чистого поступления ПИИ на село составляет 0,5-1,0 %.
Т а б л и ц а 3. Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь
Показатели 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г.
Поступление иностранных инвестиций по отраслям, всего, млн. долл. США 722,2 1517,4 4036,1 6525,9 9303,7 9085,5 18878,6 14974,3
В т.ч. промышленность 200,7 423,5 894,0 2790,5 2808,8 2055,1 4932,7 3502,5
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,9 12,8 11,5 33,6 26,0 15,9 32,5 79,2
транспорт и связь 102,2 279,8 340,8 681,7 3728,7 5046,6 6231,5 4834,8
торговля и обществен. питание 269,8 464,6 435,5 556,5 945,9 1322,5 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д 2454,6 2392,1 1632,1 6712,4 5208,2
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 89,2 292,2 2208,3 1941,5 1479,3 326,2 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д 251,2 201,3 172,3 632,2 795,6
Поступление прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего, млн. долл. США 298,9 859,2 748,6 2279,8 4821,1 5569,4 13248,0 11083,4
в т.ч. промышленность 40,0 130,3 133,6 422,8 251,4 292,4 929,0 1230,4
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,9 3,6 1,3 23,9 17,4 8,7 26,5 59,8
транспорт и связь 98,5 153,3 9,8 281,8 3127,6 4319,1 5849,7 4418,9
торговля и обществ. питание 146,8 353,4 67,1 178,4 731,2 754,5 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д 1390,5 1220,2 813,6 5964,5 4584,5
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1,8 202,5 497,3 1234,1 494,8 70,2 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д 83,5 131,9 68,6 328,2 475,0
Чистое поступление, изъятие иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего, млн. долл. США 202,1 145,6 655,1 845,6 725,1 425,2 4053,4 3173,1
в т.ч. промышленность 3,5 100,7 244,7 324,0 253,9 -11,4 1941,4 1668,1
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,8 -0,01 -6,4 25,2 19,3 2,4 9,3 34,0
транспорт и связь 53,8 -23,9 72,5 122,6 256,3 428,2 843,0 294,6
торговля и обществен. питание 113,7 54,1 216,8 206,5 171,9 48,8 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д -35,9 128,5 -44,0 701,3 438,5
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка -11,3 16,4 98,1 -202,9 -40,1 -74,9 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д 174,9 119,1 2,4 360,0 422,2
Чистое поступление, изъятие прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, всего, млн. долл. США 172,2 130,9 105,9 682,7 420,9 360,6 2159,3 1707,3
в т.ч. промышленность 24,3 86,7 30,2 358,2 103,8 111,8 431,2 675,6
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,8 2,2 1,0 19,8 14,1 0,6 10,4 44,1
транспорт и связь 83,5 9,2 -16,0 106,8 119,7 251,1 674,3 222,1
торговля и обществен. питание 77,8 28,2 50,4 128,5 105,3 -23,5 н/д н/д
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования н/д н/д н/д 99,6 55,1 -29,9 703,9 265,1
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1,1 -6,5 13,0 -16,6 -50,5 -0,6 н/д н/д
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям н/д н/д н/д 59,9 107,9 10,8 250,3 299,9
Примечание: рассчитано автором на основе источника [4].
В общей структуре прямых иностранных инвестиций в 2011 г. акционерные вложения увеличились на 3,2 млрд. долл. США по сравнению с 2010 г. Значительный приток прямых иностранных инвестиций в 2011 г.
объясняется покупкой в ноябре 2011 г. российским предприятием ОАО «Газпром» 50 % акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 млрд. долл. США и доведением своей доли в организации до 100 %.
На практике большинство иностранных инвесторов предпочитают покупку существующих предприятий и их модернизацию, чем строительство новых. При этом, как правило, одно из основных требований - это получение контрольного пакета акций. А поскольку программа привлечения иностранного капитала не увязана с программой приватизации, отечественные предприятия привлекают кредиты иностранных банков, но это - не прямые иностранные инвестиции.
Большая часть прямых иностранных инвестиций в 2013 г. поступила от резидентов России (52,5 %), Соединенного Королевства (25,3 %). Участие всех остальных было почти символическим (табл. 4). Ушли с рынка Виргинские остова, активизировались инвесторы из Китая (0,7 %).
Беларусь занимает 7-е место в десятке стран - крупнейших получателей капитала из Российской Федерации (после Кипра, Нидерландов, США, Швейцарии, Виргинских островов и Великобритании) [3].
Т а б л и ц а 4. Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам, %
Показатели 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г.
Австрия 0,8 0,9 2,4 1,7 0,1 0,1 0,3 2,2
Виргинские острова, Британские 25,0 0,6 0,3 1,6 0,02 0,02 н/д н/д
Германия 2,4 2,4 2,3 4,1 1,1 1,1 1,1 1,4
Кипр 20,1 1,7 3,8 11,5 2,1 1,1 2,6 6,8
Литва н/д 0,4 0,7 0,5 0,6 0,8 0,7 1,0
Нидерланды 1,5 1,5 2,3 1,2 0,8 0,1 0,6 н/д
Польша н/д 1,1 2,6 0,9 0,4 0,5 0,6 1,6
Россия 17,8 17,8 6,1 14,4 83,5 90,8 54,4 52,5
Соед. Королевство 4,9 4,9 3,1 1,9 1,1 1,0 30,4 25,3
США 3,5 3,5 3,2 1,6 0,7 0,7 0,8 1,2
Швейцария 0,2 59,6 66,4 53,3 7,3 0,7 н/д н/д
Эстония 0,3 0,6 2,3 1,4 0,3 0,2 н/д н/д
Украина н/д 0,02 0,01 0,2 0,1 0,1 4,2 1,2
Примечание: рассчитано автором на основе источника [4].
В 2013 г. вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал (в долл. США) возрос в 7,5 раз по сравнению с 2000 г., среднегодовая численность работников увеличилась в 4,6 раза, объём производства товаров (в бел. руб.) - в 258 раз (табл. 5).
Т а б л и ц а 5. Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями
Показатели 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г.
Число органи- 1860 3545 4218 4880 5176 5876 5759 7172
зации на конец
года, единиц
В т.ч. совмест- 1179 1903 2321 2704 2819 3168 3227 4133
ные
иностранные 681 1642 1897 2176 2357 2708 2373 3003
Вклад зарубеж- 335 745 1133 1179 1291 1417 1630 2522
ных инвесто-
ров в уставной
капитал, млн. долл. США
В т.ч. совмест- 207 385 714 749 767 853 875 1225
ные
иностранные 128 360 419 431 524 564 748 1296
Среднегодовая 81,4 160,1 185,7 301,9 291,6 309,8 328,4 377,4
численность
работников,
тыс. чел.
В т.ч. совмест- 63,0 110,1 125,3 229,3 220,8 212,6 217,8 262,2
ные
иностранные 18,4 50,0 60,4 72,6 70,8 97,2 80,6 110,6
Объем произ- 811 8365 15015 31948 34249 45783 103414 209598
водства товаров
и услуг, млрд. руб.
В т.ч. совмест- 671 5874 9186 24931 26851 34870 73701 154097
ные
иностранные 140 2491 5829 7016 7397 10913 22090 53442
Экспорт това- 691 3334 4809 10074 4734 3877 9422 11384
ров, млн. долл. США
В т.ч. совмест- 445 1707 2183 6416 2753 2796 7608 7135
ные
иностранные 246 1627 2626 3658 1981 1080 1116 4204
Импорт това- 696 4879 8682 13680 12110 12921 17444 17827
ров, млн. долл. США
В т.ч. совмест- 506 2037 3173 7306 7404 9209 7773 7587
ные
иностранные 190 2842 5509 6374 4706 3712 9210 10221
Сальдо: экс- -5 -1545 -3873 -3606 -7376 -9044 -8022 -6443
порт-импорт,
млн. долл. США
Оптовый това- 320 5048 16356 22400 16500 24764 46719 96743
рооборот, млрд. руб.
В т.ч. совмест- 212 1619 1909 13823 9814 16373 37664 49817
ные
иностранные 108 3429 14447 8577 6686 8391 8243 46852
Примечание: рассчитано автором на основе источника [4].
За исследуемый период экспорт товаров организаций с иностранными инвестициями возрос в 16,5 раз, импорт - в 25,6 раз. На протяжении 13 лет организации с иностранными инвестициями имеют отрицательное внешнеторговое сальдо, наибольшее - в 2009 г. -(-7,4) млрд. долл. США, в 2010 г. - (-9,0) млрд. долл. США, в 2011 г. - (-8,0) млрд. долл. США, в 2013 г. - (-6,4) млрд. долл. США.
В целом по внешней торговле товарами Республика Беларусь имела меньшее отрицательное сальдо, чем сложилось у организаций с иностранными инвестициями: в 2009г. - (-7,3) млрд. долл. США, в 2010г. - (-9,6) млрд. долл. США, в 2011г. - (-4,3) млрд. долл. США, в 2013г. - (-5,8) млрд. долл. США [4]. Таким образом, организации с иностранными инвестициями, работающие в республике, ввозят импортное оборудование, запасные части к нему, сырьё и материалы и продают готовую продукцию в основном на внутреннем рынке республики, поэтому имеют отрицательное внешнеторговое сальдо на протяжении последних 13 лет (2000-2013гг.), что неблагоприятно сказывается на внешнеторговом сальдо страны.
По результатам опроса руководителей 560 организаций с иностранными инвестициями, проведенного в октябре-ноябре 2009 г. (руководитель исследования доцент БГЭУ Елена Петрушкевич) общая положительная оценка инвестиционного климата Беларуси иностранными инвесторами в 2009 г. увеличилась до 78 %, что на 9% больше, чем в 2008 г. Число удовлетворительных оценок возросло с 57 % до 63 %. Иностранных инвесторов привлекают квалификация рабочей силы и её относительно низкая стоимость, доступ на рынки стран СНГ, возможности развития производства новых товаров и услуг, уровень развития системы телекоммуникаций и информатизации, качество инфраструктуры транспорта и логистики, правовое обеспечение и социальная ответственность исполнения договоров, существующая система урегулирования споров, улучшение условий регистрации нового бизнеса. Однако в 2009 г. по сравнению с 2008 г. респонденты отметили также значительное превышение числа факторов, препятствующих (14) и неблагоприятствующих (6) притоку иностранных инвестиций. Среди неблагоприятных факторов, препятствующих притоку иностранных инвестиций, наиболее значимы риск непрямой экспроприации собственности, санкции за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (64 %), степень бюрократизации (60 %), уровень налоговой нагрузки (59 %), регулирование ценообразования (55 %), административные процедуры (54 %) [3].
Если в 2009 г., по оценке экспертов Всемирного банка, в Беларуси для подготовки и подачи налоговой отчетности бухгалтером затрачивалось в среднем 800-900 часов в год или около 100 рабочих дней, то в 2011 г. - значительно меньше - 798 часов. Для улучшения ситуации в области налогообложения в 2012-2013гг. в республике сделаны существенные шаги: отменен ряд налогов (налог на услуги, сбор на развитие территорий, четыре платежа в составе экологического налога), налог на добавленную стоимость разрешено уплачивать один раз в квартал, налог на прибыль - по итогам года при его снижении с 24 % до 18 %, расширены возможности для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капитальные вложения. Отменены отчисления в инновационные фонды из себестоимости, теперь они формируются в размере 10% от уплаченного налога на прибыль. Снижены налоги при упрощенной системе налогообложения с 7 до 5 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость; с 5 до 3 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость. Отменяется ставка в размере 15 %, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в качестве налоговой базы валовой доход. Однако стандарты учета и отчетности по-прежнему отличаются от международных сложностью и многообразием.
Программным, стратегическим документом, знаменующим кардинальное изменение отношений власти и частного бизнеса, стала Директива Президента №4 от 31.12.2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [2]. В Директиве предполагается развитие добросовестной конкуренции на основе свободного ценообразования, проведение открытой антимонопольной политики, способствование массовой передаче в частную собственность государственной недвижимости на льготных условиях, гарантия необратимости приватизации, запрет на межобластные ограничения на товарных рынках, сокращение налоговой нагрузки и количества проверок, уменьшение административной ответственности бизнесменов. Однако в Директиве не упоминается необходимость решения проблемы неравных условий доступа к ресурсам для предприятий различной формы собственности и вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий со стороны местных властей. Эксперты ЮНКТАД отмечают также нерешенность вопроса о праве собственности на землю для
коммерческого или промышленного использования, для этих целей земля сегодня выдается в аренду, а также нестабильность законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. В Беларуси разными ведомствами в год принимаются тысячи новых нормативных актов разного уровня, зачастую без анализа их средне-и долгосрочных последствий, связи с правовыми актами других отраслей права, а также общепринятой и понятной для иностранного инвестора мировой правовой практикой. К тому же предприятиям далеко не всегда предоставляется время, чтобы подготовиться к очередным нововведениям.
Заключение. Поставленная правительством цель - модернизация промышленных предприятий - не должна ограничиваться только закупкой современного отечественного и иностранного оборудования. С продажей доли собственности иностранному инвестору предприятие получает не только высокотехнологичное оборудование, но и передовые технологии в организации производства, а также новые каналы сбыта за рубежом.
Организации с иностранными инвестициями, работающие в республике, ввозят импортное оборудование, запасные части к нему, сырьё и материалы и продают готовую продукцию в основном на внутреннем рынке республики, поэтому имеют отрицательное внешнеторговое сальдо на протяжении последних 13 лет (2000-2013 гг.), что неблагоприятно сказывается на внешнеторговом сальдо страны. Причины могут быть различные: невысокое качество местного сырья и материалов или его отсутствие; поддержка зарубежных производителей сырья и материалов, которые зачастую являются юридически зависимыми организациями и формируют прибыль головной организации и др.
Экономическая система страны, ожидающей инвестиции, должна соответствовать экономической системе страны-инвестора, с точки зрения общего порядка ведения дел на предприятиях: в вопросах защиты собственности; в структуре бухгалтерского и налогового учета; в наличии гарантий; в системе ценообразования; в понимании административных прав органов власти. Рассматривать вопрос инвестиционной привлекательности необходимо в сравнении со странами -соседками, а не с внутренними условиями. Республикой Беларусь заключено более 60 межгосударственных соглашений о защите инвестиций. В каждом из них присутствуют различные формулировки
условий и порядка национализации, оценки компенсации изъятого у инвестора имущества. Поэтому в первую очередь рекомендуется усовершенствовать законодательство Республики Беларусь для защиты иностранных инвестиций с учетом мировой практики в следующих областях: прямая и непрямая экспроприация и национализация, необходимо определить четкий перечень причин реквизиции и национализации имущества инвестора, разработать методику определения убытков от реквизиции и национализации.
Список литературы
1. Дулевич, Л. Формирование благоприятного климата для иностранных инвестиций в Республике Беларусь / Л. Дулевич, А. Темичев // Polska wies w aspekcie rozwoju zrownowa-zonego - Europa inwestujaca w obszary wiejskie: матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. - Щецин, 2013. - С. 263-269
2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010г. // Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь [Электр. ресурс]. - Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.09.2014.
3. Петрушкевич, Е. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республике Беларусь / Е. Петрушкевич, М.Барбьери // Банкаусю весшк. -2009. - С. 50-57.
4. Статистический ежегодник: Республика Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2014. - 534 с.
5. Doing Business 2011. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Re-construction and Development, the World Bank. - Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/. - Дата доступа: 25.01.2011.
6. Doing Business 2012. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Re-construction and Development, the World Bank - Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/. - Дата доступа: 25.01.2012.
7. Doing Business 2013. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Re-construction and Development, the World Bank - Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/. - Дата доступа: 26.01.2013.
8. Doing Business 2014. [Электронный ресурс] Washington: The International Bank for Re-construction and Development, the World Bank - Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/economyrankings/. - Дата доступа: 15.09.2014.
Информация об авторе
Дулевич Лариса Ивановна - кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029)332-37-01. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 28.10.2014 г.