К вопросу о рейтинге «Doing Business» Республики Казахстан
Абдуллаева Жулдызай Асановна
аспирант кафедры экономики инновационного развития, факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Статья посвящена месту Республики Казахстан в международном рейтинге «Doing Business» (индикатор «налогообложение») в период с 20062018 гг. В частности, показана динамика составляющих его компонент за этот период (количество налоговых выплат, время, общая налоговая ставка и индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов). В статье представлены противоречивые мнения относительно объективности международного рейтинга. Методология исследования при проведении исследования следующая: наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, метод дедукции, метод экспертных оценок и другие. Согласно авторской позиции, международный рейтинг по индикатору «налогообложение» отражает общее представление о происходящих процессах в проводимой налоговой политике Республики Казахстан. Результаты данного исследования могут применяться для последующих исследований в данном направлении. Ключевые слова. налог, налоговые ставки, международный рейтинг «Doing Business», место Казахстана в рейтинге.
Введение. Изучение рейтинга по ведению бизнеса «Doing Business» (точнее индикатор налогообложение) является актуальным, так как данный проект посвящен оценке влияния нормотворчества стран на деятельность предприятий. Несмотря на то, что при расчетах рейтинга используются нормативно-правовые акты, преимуществом данного проекта является анализ деятельности предприятий на протяжении всего их жизненного цикла. Анализ рейтинга позволяет определить наличие надлежащего регулирования и основ налогообложения объекта исследования. Данное исследование продемонстрирует неоднозначное отношение экспертного общества к данному рейтингу.
Обзор литературы по направлению исследования. При проведении исследования использованы работы известных ученых и практиков-экономистов, которые анализировали вопросы совершенствования рейтинга «Doing Business»: А. Ахметбекова, Е. Бексултан, Г.В. Бобылева, О.В. Валиевой, Е. Гурвич, Р. Давыдова, А. Данилов-Даниль-яна, Г. Джолдыбаевой, И. Кушнаревой, Н.А. Кравченко, Н. Кричевского, Б.Л. Лавровского, В.Н. Лексина, И.А. Мурзова, А. Нечаева, А. Никонорова, И.В. Поздняковой, В.И. Суслова, Н.Н. Тютюрюкова, П. Ромера (Paul Romer), А.А. Федорова, С. Фрумана (Cecile Fruman), С.Р. Халимовой, Р.А. Чванова и другие.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили отчеты Всемирного банка World Bank Group «Paying Taxes 2018», отчеты по рейтингу «Doing Business», информационные агентства и другие.
Основная часть исследования. Проанализируем небольшую информацию касательно рейтинга «Doing Business» Республики Казахстан по ведению бизнеса (индикатор «налогообложение»).
Справочно: доклад по рейтингу «Doing Business» представляет собой ежегодный отчет для 190 стран на основе 10 индикаторов, который публикуется с 2003 года.1 Индикаторы, на основе которых публикуются отчеты, следующие: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. Автором статьи проведен анализ показателей Республики Казахстан по индикатору «налогообложение» как продолжение исследования результативности налоговой политики в Республике Казахстан.
Отметим, что по индикатору «налогообложение»2 в 2017 г. Казахстан занимает 60-е место (1-190) среди 190 стран, по итоговым результатам 2016 г. - 57 место (1190), где наблюдается понижение на 3 позиции. По индикатору «налогообложение» на 2018 г. Республика Казахстан занимает 50 место в мире среди 190 стран. Передовой рубеж Республики Казахстан (0-100) по индикатору «налогообложение» в период с 2006-2015 гг. демонстрирует тенденцию к росту, однако в 2016 г. вследствие изменения методологии расчета по данному индикатору передовой рубеж демонстрирует тенденцию к снижению. При расчетах передового рубежа по индикатору «налогообложение» оцениваются налоги и отчисления, которые применяются в отношении стандартизированной компании. Необходимо отметить, что при расчетах не учитываются компании, которые имеют права на льготы для стимулирования инвестиций или какие-либо преференции для ведения бизнеса.
Индикатор «налогообложение» состоит из следующих компонент: количество налоговых выплат, время, общая налоговая ставка и индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов. Так, например, в 2016 г. к трем показателям индикатора «Налогообложение» (Республика Казахстан) в виде времени 178, ставки 29,2 % и количества платежей 7, прибавился абсолютно новый показатель «Индекс пострегистрации», что объясняет снижение рейтинга по индикатору «налогообложение» в 2016 г. с 89,69 до 79,48. Рассмотрим более детально динамику каждой из компонент индикатора «налогообложение» для Республики Казахстан в период с 2006 г. по 2018 г. (рисунок 1).
О À
BS
I
£ o
N
e
n
сч со £
б
а
2 о
Так, например, компонента «время» демонстрирует тенденцию к снижению с 261 часов (2006-2011 гг.) до 178 часов (2012-2018 гг.). Компонента «платежи» находится на уровне 6-7 в период 20062018 гг. (рисунок 2).
Общая ставка налогов и взносов в Республике Казахстан в период с 20062018 гг. демонстрирует тенденцию к уменьшению - от 45 % в 2006 г. до 29,2 % в 2018 г. В 2006 г. общая ставка налогов и взносов в процентах от прибыли составлял 45 %, что представлено, в свою очередь, следующими составляющими: налог на прибыль - 24,7 %, зарплатные налоги и отчисления - 17,8 %, другие налоги - 2,6 %. В 2018 г. общая ставка налогов и взносов в процентах от прибыли составлял 29,2 %, что представлено следующими составляющими: налог на прибыль - 16,2 %, зарплатные налоги и отчисления - 11,2 %, другие налоги -1,9 %.
Показатель «индекс пострегистрации» включает в себя процессы после уплаты налоговых обязательств: процесс получения возврата НДС, подверженность налоговому аудиту после запроса на возврат превышения НДС, подверженность аудиту в связи с внесением корректировок в налоговую отчетность и налоговое обжалование. Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов рассчитывается по двум компонентам: возврат НДС и налоговый аудит.
По налоговому аудиту Казахстан получил наивысший бал - 100 баллов. Согласно авторской позиции, наивысший балл означает эффективность взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов РК по процедурам после подачи налоговых деклараций и уплаты налоговых обязательств. Данное взаимодействие имеет существенное значение в связи с необходимостью изучения налоговой отчетности и проверкой правильности расчета исполненных налоговых обязательств и корректности налоговой отчетности налогоплательщиков.
Тем не менее, важным критерием для Всемирного банка является информация о возврате налога в наличной форме (если рассматривать НДС, то это возврат дебетового сальдо НДС). Так, например, индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (0-100) для Республики Казахстан в период 2016-2018 гг. составлял 48,85. (рисунок 3).
Сравнительный анализ Республики Казахстан с соседними странами по рейтингу «Doing Business» демонстрирует следующую картину. При уровне дохода
Рисунок 1. Передовой рубеж Республики Казахстан по индикатору «налогообложение», период 20062018 гг.
Источник: Рейтинг «Doing Business», [Электронный режим доступа]
URL: http://russian.doingbusiness.Org/data/exploreeconomies/kazakhstan#paying-taxes.
Рисунок 2. Составляющие индикатора «налогообложение» Республики Казахстан, период: 20062018гг.
Источник: Рейтинг «Doing Business», [Электронный режим доступа]
URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan#paying-taxes.
Рисунок 3. Составляющие индикатора «налогообложение» Республики Казахстан, период 2006-2018гг.
Источник: Рейтинг «Doing Business», [Электронный режим доступа] URL: http://
russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan#paying-taxes.
Примечание: ряд 1 - общая ставка налогов и взносов ( % от прибыли), ряд 2 - налог на прибыль ( %
от прибыли), ряд 3 - зарплатные налоги и отчисления ( % от прибыли), ряд 4 - другие налоги ( % от
прибыли), ряд 5 - индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (0-100).
выше среднего, а также с валовым национальным доходом (ВНД) в размере 8 710 долл., в 2018 г. рейтинг Республики Казахстан по ведению бизнеса составил 75,44 (ранг: 36), в то время как соседние страны демонстрируют следующие по-
казатели: Российская Федерация - 75,50 (ранг - 35), Молдова - 73,00 (ранг - 44), Кыргызстан - 65,70 (ранг - 77), Таджикистан - 56,86 (ранг - 123), среднее по региону (Европа и Центральная Азия) -71,33.
Рисунок 4. Рейтинг «Ведение бизнеса - 2018» и передовой рубеж Республики Казахстан и соседних стран.
Источник: Рейтинг «Doing Business», [Электронный режим доступа] URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan
Рисунок 5. Рейтинг по индикатору «налогообложение» и передовой рубеж Республики Казахстан и соседних стран.
Источник: Рейтинг «Doing Business», [Электронный режим доступа] URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan
Рисунок 6. Валовый приток иностранных прямых инвестиций в РК, млн долл., период: 2005-2015 гг. Источник: Информация Комитета по статистике МНЭ РК [Электронный режим доступа] - URL: http:/ /stat.gov.kz/faces/homePage (20.05.2018).
Рейтинг Республики Казахстан по ведению бизнеса в 2018 г. (36 место) представлен следующими составляющими: регистрация предприятий (91,95, ранг -41), получение разрешений на строительство (73,30, ранг - 52), подключение к системе электроснабжения (76,77, ранг -70), регистрация собственности (84,61, ранг - 17), получение кредитов (55,00, ранг - 77), защита миноритарных инвесторов (85,00, ранг - 1), налогообложение (79,47, ранг - 50), международная торговля (63,19, ранг - 123), обеспече-
ние исполнения контрактов (77,55, ранг - 6).
В качестве ремарки, передовой рубеж демонстрирует удаленность страны от «рубежа», который представляет собой наилучший результат, который показан любой из стран в отношении каждого индикатора начиная с 2005 года. Передовой рубеж (ранг) измеряется от 0 до 100, а в рейтинге легкости ведения бизнеса занимают места от 1 до 190. (рис. 4).
Сравнительный анализ Республики Казахстан с соседними странами по ин-
дикатору «налогообложение» демонстрирует следующую картину. Учитывая, что данный индикатор является средней арифметической величиной, где учитываются следующие четыре компоненты -количество налоговых выплат, время, общая налоговая ставка и индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов, в 2018 г. рейтинг Республики Казахстан по данному индикатору составил - 79,47 (ранг - 50), в то время как соседние страны демонстрируют следующие показатели: Российская Федерация
- 79,29 (ранг - 52), Молдова - 84,55 (ранг
- 32), Таджикистан - 62,27 (ранг - 132), Кыргызстан - 56,55 (ранг - 151), среднее по региону (Европа и Центральная Азия)
- 75,78. (рисунок 5).
Ранее было отмечено, что при расчетах рейтинга «Doing Business» не учитываются компании, которые имеют права на льготы для стимулирования инвестиций или какие-либо преференции для ведения бизнеса, что приводит к выводу, что уровень инновационной активности в Республике Казахстан или наличие специальных экономических зон не оказывает прямого влияния на рейтинг «Doing Business», в частности на методологию расчета одной из составляющих компонент - индикатор «налогообложение». Скорее, наоборот, наблюдается обратный эффект, где зачастую международные рейтинговые агентства (рейтинг «Doing Business», Fitch, S&P и Moody's) оказывают влияние на решения инвесторов. Как выглядит, например, ситуация с привлечением инвестиций в Казахстане по данным Комитета по статистике МНЭ РК за 2005-2015 гг.
Или как выглядит, например, уровень инновационной активности предприятий в Республике Казахстан по данным Комитета по статистике МНЭ РК в период 2003-2016 гг.
Экспертные мнения. Экспертные мнения относительно рейтинга «Doing Business» противоречивы. Так, например, Е. Гурвич (Руководитель Экономической экспертной группы) считает, что рейтинг неполон, так как предполагает, что позиции в рейтинге могут улучшиться благодаря техническим изменениям в законодательстве, например, через совершенствование налогового администрирования.3 А. Данилов-Данильян (сопредседатель организации «Деловая Россия») отмечает, что рейтинг должен быть только информационным проектом, то есть представлять собой некие ориентиры и не более, Н. Кричевский (председатель экспертного совета «Опоры России»)
О
3
ю
S
г
оо
2 е
8
сч со £
б
а
2 о
придерживается однозначного мнения, что рейтинг «Doing Business» субъективен, не отражает реальности.
Однако, есть и экспертные мнения, которые придерживаются несколько иной точки зрения. Так, например, А. Нечаев (президент банка «Российская финансовая корпорация») считает, что рейтинги, в том числе и рейтинг «Doing Business», это «зеркало», в котором отражена реальность.
Однако, однозначно, что повышение рейтинга не должно являться целью, а результатом реальных улучшений в экономике и создания благоприятных условий инвестиционного климата.
Так, например, Г. Джолдыбаева (Министерство национальной экономики РК) отмечает, что по результатам исследований в рейтинге «Doing Business» отражены усилия защиты прав миноритарных инвесторов, внедрение принципа «одного окна».
В 2015 г. по результатам исследования, проведенного группой по глобальным индикаторам и анализу Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и компании PwC, Республика Казахстан занял 17-е место среди 189 экономик мира.
В качестве ремарки, отметим, что еще в 2013 г. было выявлено, что в части налогового администрирования в казахстанское налоговое законодательство необходимо внесение изменений.
При этом, процент предпринимателей, считающих, что налоговое администрирование затрудняет ведение бизнеса, предоставляет понимание того, который из факторов наиболее затруднителен для предпринимателей. По данным исследований Всемирного банка, 5,5 % казахстанских предпринимателей считают, что налоговое администрирование является главной причиной затруднений при ведении бизнеса. Для сравнения, в Армении 29,3 % предпринимателей считают, что налоговое администрирование является главной причиной затруднений при ведении бизнеса. При этом в Республике Казахстан, главной причиной затруднений при ведении бизнеса налоговым администрированием считают 6,6 % малых фирм, 4,6 % средних фирм и 2,4 % больших фирм.
11,2 % казахстанских предпринимателей считают, что налоговые ставки являются главной причиной затруднений при ведении бизнеса, для сравнения в Армении 36,8 % предпринимателей считают, что налоговые ставки являются главной причиной затруднений при ведении бизнеса.
Рисунок 7 - Уровень инновационной активности предприятий в РК, в %, 2003-2016 гг. Источник: Информация Комитета по статистике МНЭ РК
[Электронный режим доступа] - URL: http://stat.gov.kz/faces/homePage (20.05.2018). Таблица 1
Результаты опроса предпринимателей Всемирного банка по категориям, 2013г.
Источник: Информация World Bank Group [Электронный режим доступа] URL: http://
www. enterprisesurveys. org/data/exploreeconomies/2013/kazakhstan#regulations-and-taxes.
Показатели Армения Казахстан, Европа и Все
в% Централ ьн страны,
в% ая Азия, в%
в%
Процент фирм находящих налоговое 29,3 5,5 14,9 21,2
администрирование главной
причиной затруднений при ведении
бизнеса
в том числе.
малые фирмы (5-19) 23,1 6,6 14,6 21.0
средние фирмы (20-99) 40,3 4,6 17,0 21,8
большие фирмы (более 100) 16,1 2,4 10,6 21,0
Процент фирм находящих налоговые 36,8 11,2 26,6 31,0
ставки главной причиной
затруднений при ведении бизнеса
в том числе,
малые фирмы (5-19) 33,9 10,2 26,1 30,7
средние фирмы (20-99) 40,9 13,8 28,4 32,2
большие фирмы (более 100) 34,7 6,5 23,5 29.6
Процент фирм находящих выдачу 4,7 4,7 6,1 13,5
лицензии и разрешении главной
причиной затруднений при ведении
бизнеса
в том числе.
малые фирмы (5-19) 5,5 1,9 5,7 13,4
средние фирмы (20-99) 1,3 8,6 6,6 13,5
большие фирмы (более 100) 12,8 5,4 6,3 12,7
При этом 10,2 % малых фирм, 13,8 % средних фирм, 6,5 % больших фирм считают налоговые ставки главной причиной затруднений при ведении бизнеса.
4,7 % казахстанских предпринимателей считают, что процедуры выдачи лицензий и разрешений являются главной причиной затруднений при ведении бизнеса. При этом, 1,9 % малых фирм, 8,6 % средних фирм и 5,4 % больших фирм считают выдачу лицензий и разрешений главной причиной затруднений при ведении бизнеса. (таблица 1).
Заключительные замечания. Республика Казахстан по рейтингу «Doing
Business» занимает передовые позиции, где на оценку рейтинга оказывает влияние результативность проводимой налоговой политики в Республике Казахстан.
В рамках проведенного исследования необходимо отметить, что уровень инновационной активности в Республике Казахстан или наличие специальных экономических зон не оказывает прямого влияния на рейтинг «Doing Business», в частности на методологию расчета одной из составляющих компонент - индикатор «налогообложение».
Согласно авторской позиции, несмотря на неоднозначное отношение экспертного сообщества к рейтингу «Doing
Business», данный рейтинг отражает общее представление о происходящих процессах в проводимой налоговой политике Республики Казахстан.
Литература
1. Международное рейтинговое агентство «Россия сегодня»: [Электронный режим доступа] URL: https://ria.ru/ economy/20130625/945719731.html.
2. Рейтинг «Doing Business», [Электронный режим доступа] URL: http:// russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/kazakhstan#paying-taxes.
3. Информация World Bank Group: [Электронный режим доступа] URL: http:/ /www.enterprisesurveys.org/data/ exploreeconomies/201 3/ kazakhstan#regulations-and-taxes.
4. Информация Министерства национальной экономики Республики Казахстан [Электронный режим доступа] URL: http://economy.gov.kz/ru/news/kazahstan-v-reytinge-vsemirnogo-banka-doing-business-2018-zanyal-36-yu-poziciyu.
5. Куда расти РФ, если не будет рейтинга Doing Business (25.06.2013г.). Информационное издание «Риа-новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru (02.02.3018).
Ссылки:
1 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.
2 Сайт Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. URL: http://kgd.gov.kz/ru/ content/po-indikatoru-nalogooblozhenie-1.
3 Международное рейтинговое агентство «Россия сегодня» [Электронный режим доступа] URL: https://ria.ru/ economy/20130625/945719731.html.
To the question of «Doing Business»
ranking of the Republic of Kazakhstan Abdullaeva Zh.A.
MSU of M.V. Lomonosov The article is devoted to Kazakhstan's place in the international ranking «Doing Business» («taxation» indicator) during 2006-2018 y. The dynamics of its components was investigated (components: the quantity of tax payments, time, total tax rate and the index of procedures after reporting and paying taxes). In the article it is shown that the objective of international ranking is controversial. The methodology of investigation is observation, compare method, abstraction, analysis and synthesis, deduction method, the expert estimates method and others. According to the author estimates, the international rankings (the taxation indicator) reflect the total picture of the current processes in the current tax policy of the Republic of Kazakhstan. The results of the current investigation might be used in the following investigations. Key words. tax, tax rates, international ranking «Doing Business», Kazakhstan's place in the ranking.
References:
1. Mezhdunarodnoe rejtingovoe agentstvo «Rossija
segodnja»: [Jelektronnyj rezhim dostupa] URL: https://ria.ru/economy/20130625/ 945719731.html.
2. Rejting «Doing Business», [Jelektronnyj rezhim
dostupa] URL: http://
russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/kazakhstan#paying-taxes.
3. Informacija World Bank Group: [Jelektronnyj
rezhim dostupa] URL: http:// www.enterprisesurveys.org/data/ exploreeconomies/2013/ kazakhstan#regulations-and-taxes.
4. Informacija Ministerstva nacional'noj jekonomiki
Respubliki Kazahstan [Jelektronnyj rezhim dostupa] URL: http://economy.gov.kz/ru/news/ kazahstan-v-reytinge-vsemirnogo-banka-doing-business-2018-zanyal-36-yu-poziciyu.
5. Kuda rasti RF, esli ne budet rejtinga Doing
Business (25.06.2013g.). Informacionnoe izdanie «Ria-novosti» [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://ria.ru (02.02.3018).
О
3
Ю
s
r
о
2 е
8