Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обзор Всероссийской научно-практической конференции'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обзор Всероссийской научно-практической конференции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тонков Е. Е., Синенко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обзор Всероссийской научно-практической конференции»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ И КОММУНИКАЦИИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обзор Всероссийской научно-практической конференции

Е. Е. ТОНКОВ11 В. С. Синенко 21

Белгородский

государственный

университет

e-mail: ETonkov@bsu.edu.ru e-mail: sinenko@bsu.edu.ru

4 декабря 2009 года в Белгородском государственном университете (г. Белгород)

состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Правовое регулирование

и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового

образа жизни в образовательных учреждениях". Конференция была организована Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области и Бел-

городским государственным университетом. Тематика конференции привлекла внимание не только юридического сообщества, но также и широкого круга педагогических ра-

ботников образовательных учреждений Белгородской области.

С приветствием к участникам конференции обратился ректор Белгородского государственного университета доктор социологических наук, профессор Л.Я. Дят-ченко. Отметив позитивный характер самого факта проведения конференции, Л.Я. Дят-ченко подчеркнул, что наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость выработки и реализации серьезной, взвешенной и эффективной государственной политики в сфере преодоления наркотизма в российском обществе и, в первую очередь, в образовательных учреждениях. Белгородским государственным университетом проводится работа по предупреждению наркомании в студенческой среде с использованием современных научных методов. К ней привлекаются ведущие специалисты Белгородского государственного университета (социологи, психологи, педагоги, юристы и др.).

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

В пленарном докладе декана юридического факультета Белгородского государственного университета, доктора юридических наук, профессора Е.Е. Тонкова "Государственная антинаркотическая политика: проблемы становления" был представлен анализ проблем реализации государственных механизмов, направленных на предотвращение наркотизации общества. Было отмечено, что в основе государственной анти-наркотической политики находится юридическая деятельность, которая обеспечивается средствами экономического, политического, социального, идеологического, поощрительного и принудительного характера. Правовые предписания устанавливают компетенцию субъектов и юридический статус участников того или иного вида деятельности, пределы их полномочий, перечень используемых средств и приемов, пути достижения намеченных целей, способы закрепления полученных результатов. Процесс формирования и осуществления государственной антинаркотической политики обеспечивается, таким образом, не только системой правовых норм, но и системой соответствующих государственных органов. Это определяет содержание государственной антинаркотической политики и дает основания считать ее звеном политико-правовой системы, органически входящим в социально-политический и правовой механизм общества. Ее значимость заключается в том, что она не только создает социально-правовые отношения, которые соответствуют духу закона, мысли законодателя, но и позитивно влияет на социальноправовую сферу, являясь эффективным политическим инструментом.

Начальник Управления ФСКН России по Белгородской области, генерал-майор полиции, кандидат юридических наук В.И. Борисовский в своем докладе "Реализация основных направлений стратегии государственной ан-тинаркотической политики на территории Белгородской области" обратил внимание на основные направления антинаркотической стратегии. К таковым отнесены: во-первых, снижение спроса, то есть комплекс мер, направленный на обнуление наркорынка потребителей; во-вторых, ликвидация предложения наркотиков - как наркодавления из-за рубежа тяжелых наркотиков: афганского героина и европейской синтетики, так и производимых внутри страны наркотиков; в-третьих, повышение эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества. Далее в докладе были представлены меры, которые осуществляются в настоящее время в Белгородской области, направленные на реализацию основных направлений антинаркоти-ческой стратегии. Приоритетным направлением государственной политики по противодействию незаконному обороту наркотиков, является, по мнению докладчика, активно осуществляемое сегодня, международное сотрудничество. В завершении было отмечено, что на территории Российской Федерации и Белгородской области, в частности, развернута полномасштабная работа по борьбе с наркобизнесом, а также активная деятельность в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Профессор кафедры Всероссийской государственной налоговой академии МФ РФ, доктор юридических наук, старший научный сотрудник П.Н. Сбирунов выступил с пленарным докладом «Причины наркотизации в образовательной среде». Причины наркотизма, по мнению докладчика, необходимо искать в сфере социальных связей и взаимоотношений людей, в конкретных условиях их жизнедеятельности, а также в нравственно-психологических свойствах и особенностях личности. Основными причинами, которые обусловили осложнение наркоситуации в стране, по мнению докладчика, являются: кризис в финансово-экономической сфере, социально-политическая нестабильность, этно-региональные конфликты; низкий уровень социального развития и жизни населения, безработица, слабость социальной защищенности широких слоев населения и, как следствие, появление так называемых "групп риска" с потенциально высокой степенью готовности к злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; нравственная деформация общества, стирание грани между правомерной и противоправной деятельностью, вовлечение в незаконный оборот наркотиков все большего числа лиц из правопослушной части населения, особенно молодежи; сравнительно легкая доступность наркотических средств, прежде всего растительного происхождения, а также прекурсоров, т.е. химических веществ, из которых изготовляются наркотические средства и психотропные вещества; низкая эффективность общегосударственной системы органов противодействия незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению.

В пленарном докладе доцента кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ, кандидата юридических наук, представителя международной организации "ECAD" в России Г.В. Зазулина "Механизм защиты образовательной среды от негативного воздействия наркотизации" отмечено, данный механизм - это консолидация ресурсов не с помощью трафаретных "Устава" или "Правил внутреннего порядка". Это создание творческого, живого Документа с названием "Школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей". В ней учителя, родители и старшеклассники определяются с алгоритмом своих действий в "пикантных" ситуациях. Его создание делает легитимными способы воздействия и санкции к нарушителю этого Документа. В этом Документе речь должна идти о договоре, с теми, кто "засветится" в потреблении наркотиков, о школьных санкциях к ним, о формах медицинского и "товарищеского" контроля, о программе коррекции, для начинающего наркопотребителя и его родителей. Обязательное прохождение учащимся и его семьи программы психолого-педагогической коррекции. Главный ресурс, по мнению докладчика, то, что укрепляет связи учащихся из "группы риска" с коллективом образовательного учреждения - любые социально позитивные связи. Ведь утрата учащимся позитивных связей с учителями, классом, школой - есть конфликт. Потребление наркотика делает этот конфликт необратимым. Поэтому главный ресурс то, что позволяет обесценить пробу наркотика в глазах подростка.

Заведующий кафедрой социальных технологий Белгородского государственного университета, доктор философских наук, профессор В.П. Бабинцев в докладе «Диагностика рисков, возникающих в процессе профилактики наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях» обращает внимание на перспективы исследования проблем диагностики наркоситуации и организации профилактической работы в образовательных учреждениях. По мнению профессора, такие исследования должны включать в себя: 1) разработку методических рекомендаций по формированию единой модели мониторинга наркоситуации в образовательных учреждениях регионов и консультационное сопровождение реализации такой модели; 2) применение новых методов диагностики при исследовании проблем наркомании; 3) Коррекцию инструментария диагностики рисков, возникающих в процессе профилактики наркомании и токсикомании не только в образовательных учреждениях с учетом результатов данного исследования; 4) реализацию на базе одного из субъектов РФ целевого пилотного проекта "Организация информационно-аналитического обеспечения противодействия наркомании токсикомании"; 5) продолжение работы по формированию категориального аппарата теории профилактики; 6) разработку системы критериев, позволяющих адекватно оценивать результативность и эффективность профилактического воздействия; 7) теоретическую разработку проблемы социокультурной природы наркомании и токсикомании в молодежной среде; 8) уточнение классификации рисков профилактики наркомании и токсикомании, а также социальных факторов, оказывающих на них влияние; 9) формирование и поддержка (совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики и Министерством регионального развития) на базе действующих в регионах России центров и лабораторий, занимающихся изучением проблем молодежи Института молодежных проблем, в число задач которого будет входить анализ состояния профилактики наркомании и токсикомании в молодежной среде; 10) разработку прогнозной модели развития наркоситуации.

Профессор Кубанского государственный университета, доктор юридических наук, профессор М.Л. Прохорова в пленарном докладе "Признаки, квалифицирующие преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков: вопросы квалификации и направления совершенствования" отмечает, что работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами также должна включать в себя разработку механизмов реагирования на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Специфика рассматриваемых преступлений, особенности их объективных и субъективных признаков предопределили и различный по объему и содержанию набор квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков для каждого из посягательств. При этом докладчик обратил внимание на то, что система признаков, квалифицирующих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Некоторые направления которого предложены в докладе.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11

Доцент Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук Н.А.Фролова в докладе "Организационно-правовые и институциональные формы противодействия распространению наркомании в обществе", обратила внимание на то, что предметное рассмотрение теоретических и практических вопросов решения проблемы наркомании в современном российском обществе со всей очевидностью выявляет тот факт, что правовое направление в государственной антинаркотической политике должно дополняться усилением властноуправленческой и организационной деятельности государства. С точки зрения М.Л. Прохоровой, данный подход, сущностно связанный с научной методологией государственнообщественного противодействия распространению наркомании, позволяет выделить в качестве приоритетных составляющих этого противодействия: дальнейшее развитие нормативно-правовой базы; усиление общесоциальной и специальной профилактической работы; совершенствование оперативно-разыскной деятельности; организацию управления антинаркотической деятельностью и ее координацию на всех уровнях.

В совокупности это перспективно дополняет направленность правовой политики Российского государства в сфере социальной безопасности. В итоге профессор отстаивает, что модель правовой антинаркотической политики и достижение ее результативности предполагают: 1) согласованность и продуманность правовых актов в сфере борьбы с наркотиками, соответствие их норм существующей ситуации с распространением наркомании, а также острой необходимости усиления противодействия дальнейшей наркотизации российского общества; 2) приоритет профилактики наркомании на всех уровнях в организационной форме деятельности по противодействию распространению наркотиков; 3) совершенствование кадрово-управленческого направления и оптимизация ресурсов в реализации антинаркотического законодательства; 4) внедрение научнометодологических разработок по противодействию незаконному обороту наркотиков в практику антинаркотической деятельности. Совокупность представленных положений, по мнению автора, позволит интегрировать усилия всех субъектов социальной безопасности в борьбе с наркотиками.

Заместитель руководителя секретариата Совета безопасности Белгородской области Т.П. Корчиго в пленарном докладе "О системе профилактики наркомании в Белгородской области" отметила, что вся профилактическая антинаркотическая деятельность в Белгородской области ведется в рамках системного социального управления. Управление процессом профилактики строится по основным направлениям: нормативно-правовой блок; организационный блок; информационно-аналитический блок; инструментальный блок; кадровый блок; в завершении оценка эффективности предпринимаемых усилий в сфере организации профилактики наркомании среди населения области. Также было отмечено, что за прошедшие годы совершенствовалась деятельности главного координируюшего органа в сфере профилактики наркомании и противодействия наркобизнесу - координационная антинаркотическая комиссии при губернаторе области.

Проректор по социально-воспитательной работе Белгородского государственного университета Т.В. Никулина в докладе: "Об опыте работы Белгородского государственного университета по организации профилактики наркомании среди студенческой молодежи" определила организационные условия профилактики наркомании в БелГУ. К таковым докладчик отнес следующие: ресурсное (финансовое, материально-техническое) и кадровое обеспечение воспитательного процесса; насыщение воспитательного процесса современными информационно-коммуникационными технологиями; создание базы данных по различным аспектам воспитательного процесса; использование локальных компьютерных сетей с выходом в Интернет для эффективного управления воспитательным процессом.

В завершении пленарного заседания выступила директор МОУ «Гимназия № 22 г. Белгорода», Заслуженный учитель РФ С.А. Шляхова с докладом: "Система работы гимназии по профилактике злоупотребления ПАВ и формированию здорового образа жизни". Докладчик отметила, что анализ воспитательной и профилактической работы гимназии позволил сформулировать задачи, решаемые программой формирования здорового образа жизни, в частности: 1) осуществлять мероприятия по формированию здорового образа жизни; 2) развивать физические качества и обеспечивать ос-

новной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении; 3) формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ; 4) разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива; 5) формировать морально-волевые качества школьников и некоторые другие.

Эффективная работа по профилактике зависимостей, по мнению докладчика, невозможна без связи с общественными организациями (областной наркологический диспансер, областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом, Медикопсихологический центр, Центр социально-психологической помощи молодёжи и подросткам «Собеседник», областной Центр медицинской профилактики, областной Центр Молодёжи, молодёжный информационно-аналитический центр). Профилактика грамотно построенная, выполненная людьми с большим жизненным потенциалом знаний и человеческих качеств, способна спасти детские жизни, а значит и наше с вами будущее.

Доклады пленарного заседания, а также выступления иных участников конференции опубликованы в сборнике: Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 4 декабря 2009 г.) под ред. Е.Е. Тонкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.

LAW REGULATION AND PREVENTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCE ABUSE AND HEALTHY LIFESTYLE PROMOTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Review of Russian scientific practical conference

E. E. Toilkov"

V. S. Sinenko 21

Belgorod State University e-mail: ETonkov@bsu.edu.ru

e-mail: sinenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.