Научная статья на тему 'Правовое регулирование и организация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китайской народной Республике'

Правовое регулирование и организация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китайской народной Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
684
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮРЬМЫ / LEGAL STATUS OF ADMINISTRATION OF PRISON / ПРАВА / RIGHT / ОБЯЗАННОСТИ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЁННЫХ / DUTY AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Егор Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китае. Дана краткая характеристика пенитенциарной системы Китая, рассмотрены вопросы правового положения администрации мест лишения свободы, а также права, обязанности и законные интересы соответствующей категории осуждённых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation and execution organization and punishment servings in the form of imprisonment in China

In article questions of legal regulation of execution and punishment serving in the form of imprisonment in China are considered. At the beginning of article the author gives the short characteristic of penal system of China, further considers questions of a legal status of administration of places of imprisonment, and also the right, a duty and legitimate interests of the corresponding category of the condemned.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование и организация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китайской народной Республике»

УДК 343.8

Е. Е. Новиков

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

E. E. Novikov

LEGAL REGULATION AND EXECUTION ORGANIZATION AND PUNISHMENT SERVINGS IN THE FORM OF IMPRISONMENT IN CHINA

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китае. Дана краткая характеристика пенитенциарной системы Китая, рассмотрены вопросы правового положения администрации мест лишения свободы, а также права, обязанности и законные интересы соответствующей категории осуждённых.

In article questions of legal regulation of execution and punishment serving in the form of imprisonment in China are considered. At the beginning of article the author gives the short characteristic of penal system of China, further considers questions of a legal status of administration of places of imprisonment, and also the right, a duty and legitimate interests of the corresponding category of the condemned.

Ключевые слова: Китай, лишение свободы, правовое положение администрация тюрьмы, права, обязанности и законные интересы осуждённых.

Key words: China, imprisonment, legal status of administration of prison, right, duty and legitimate interests of the condemned.

Значимость представленной в данной статье информации определяет стойкая тенденция развития сотрудничества России с Китаем в рамках союза БРИКС (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Отметим, что законодатель в статье 12 Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 5371, акцентируя внимание на значимости данного содружества государств, говорит, что Российская Федерация в долгосрочной перспективе будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права с указанными выше странами. В связи с этим возникает заинтересованность и необходимость в изучении деятельности соответствующих правоохранительных органов, в том числе и пенитенциарных систем.

В первую очередь отметим, что Китай имеет самую большую численность заключённых в мире. Там находится 670 тюрем с около 1,5 миллионами заключённых, в том числе несовершеннолетних - 1,4 %, женщин - 4,9 %, иностранцев - 0,2 %. По данным Министерства юстиции КНР, в тюрьмах страны отбывают наказание около 1 млн. 300 тыс. заключённых, которые в соответствии с приговором суда обязательно должны трудиться. Данная категория лиц отбывает наказание в трудовых тюрьмах. Остальная часть заключённых содержится в учреждениях, где трудовая деятельность существует, но не является основной. Условия содержания в данных учреждениях менее суровые.

1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 18 мая. - № 20. - Ст. 2444.

В Китае функционирует порядка 2700 следственных изоляторов1, в которых содержится около 100 тыс. человек .

Пенитенциарная система Китая функционирует на основе принятого 29 декабря 1994 г. Закона о тюрьмах Китайской Народной Республики (далее - Закон о тюрьмах)3. В первую очередь рассмотрим общие положения Закона о тюрьмах, касающиеся целей пенитенциарного законодательства, средств воздействия4 на осуждённых и основной градации мест лишения свободы.

Принятие данного нормативного правового акта можно рассматривать с позиции широкого и узкого смысла.

В широком смысле основная концепция, движущая принятием данного нормативного правового акта, была направлена, во-первых, на создание правового фундамента, на который будет опираться система управления пенитенциарной системой; во-вторых, на борьбу с преступностью; в-третьих, на ресоциализацию осуждённых; в-четвёртых, на защиту прав человека с целью обеспечения его правового положения5.

В узком смысле принятие исследуемого юридического документа можно рассматривать исходя из целей пенитенциарного законодательства Китая: 1) привлечение к уголовному наказанию лиц, совершивших преступление, 2) ресоциализация нарушителей, 3) предотвращение и снижение уровня преступности в соответствии с законом.

Достижение целей лишения свободы возможно через сочетание принципов образования и трудовой адаптации с ресоциализацией лишённых свободы. В то же время реализация указанных выше целей должна осуществляться через следующие средства: идеологическое и культурное воспитание, получение общего и технического образования, производительный труд.

Исходя из целей пенитенциарных норм Китая, законодатель данного государства создал собственную систему мест лишения свободы. Так, тюрьмы Китая в соответствии с Законом о тюрьмах делятся на две основных группы.

В первую группу входят места лишения свободы, предназначенные для осуждённых к лишению свободы на определённый срок, к пожизненному лишению свободы и для содержания приговорённых к смертной казни, наказание которых приостановлено на два года.

Вторая группа пенитенциарных учреждений - воспитательные колонии, предназначенные для отбывания наказания несовершеннолетними осуждёнными. В свою очередь, лица, достигшие 18-летнего возраста, могут

1 Prison and labor camps in China // http://factsanddetails.com/china.php?itemid=1646.

2 Пенитенциарная система Китая // Преступление и наказание. - 2009. - № 6. - С. 57.

3 Закон о тюрьмах Китайской Народной Республики от 29 декабря 1994 г., принятый на восьмом Всекитайском собрании представителей Постоянного комитета на одиннадцатом заседании // http://news.xinhuanet.com/legal/2003-01/21/content_699646.htm.

4 Мы будем избегать термина «исправление», так как в соответствии с Законом о тюрьмах исправление осуждённых не является основной целью пенитенциарного законодательства. В данном случае вместо «средства исправления» было применено «средства обеспечения».

5 Комментарий к Закону о тюрьмах Китая // http://www.jincao.eom/fa/22/law22.05.htm#04.2.

оставаться в воспитательной колонии для дальнейшего отбывания наказания, если оставшийся срок лишения свободы не превышает двух лет.

В то же время все категории осуждённых должны соблюдать нормы тюремного законодательства, быть дисциплинированными, получать образование и осуществлять трудовую деятельность.

Отдельно отметим, что законодатель Китая закрепил право за администрацией учреждения законно использовать землю, недра и другие природные ресурсы с целью обеспечения нормального функционирования тюрьмы.

В пенитенциарном законодательстве Китая существенное место уделяется организации трудовой деятельности осуждённых.

В теории китайского права отмечается, что тюремная администрация является важной частью пенитенциарной системы, деятельность которой ориентирована на реализацию следующих направлений работы:

- исполнение наказания в виде лишения свободы;

- привлечение осуждённых к труду;

- перевоспитание лиц, лишённых свободы1.

Деятельность сотрудников учреждения должна быть направлена на создание эффективной системы надзора в тюрьме, основная цель которого -защита всех лиц, находящихся на территории мест лишения свободы. В свою очередь, в соответствии с пенитенциарным законодательством Китая организация надзора зависит от решения администрацией тюрьмы указанных ниже задач:

1) поддержание порядка в тюрьме с целью обеспечения точного исполнения приговоров;

2) предотвращение внешних атак на тюрьмы для обеспечения безопасности их функционирования;

3) создание условий для положительного преобразования осуждённых;

4) охрана жизни и здоровья лиц, лишённых свободы.

Следует отметить, что в ст. 14 Закона о тюрьмах достаточно подробно определены методы, которые под угрозой административной или уголовной ответственности (ч. 2 ст. 14) запрещается использовать сотрудникам пенитенциарного учреждения при исполнении срочного и бессрочного лишения свободы: 1) незаконно накладывать арест на имущество осуждённых и их родственников; 2) незаконно освобождать лиц, лишённых свободы, или создавать ситуации, способствующие совершению побега; 3) пытать или применять телесные наказания в отношении осуждённых; 4) оскорблять личность преступников; 5) бить или потворствовать другим бить осуждённых; 6) использовать услуги лиц, лишённых свободы, для личной выгоды; 7) в нарушение правил тайно предоставлять переписку правонарушителям; 8) передавать полномочия, связанные с осуществлением надзора, осуждённым; 9) совершать другие правонарушения, подрывающие деятельность тюрьмы.

1 http://www.jincao.eom/fa/22/law22.05.htm#04.

Исходя из содержания обозначенных норм, можно сделать вывод, что законодатель Китая акцентирует свое внимание не только на должной реализации правового положения осуждённых (например, оскорблять личность преступников), но и ставит во главу угла вопросы, касающиеся организации исполнения наказания (например, незаконно освобождать заключённых или создавать ситуации, способствующие совершению побега).

Определим, что администрация тюрьмы в течение одного месяца с момента начала исполнения лишения свободы в тюрьме должна уведомить правоохранительные органы (по тексту Закона о тюрьмах - органы общественной безопасности) об этом. Данная норма закона существенно отличается от аналогичной нормы уголовно-исполнительного законодательства России, в соответствии с которой, во-первых, максимальный срок оповещения о начале исполнения наказания равен не одному месяцу, а десяти дням; во-вторых, администрация исправительного учреждения должна оповестить не какой-либо правоохранительный орган, а суд1.

Если общий срок лишения свободы менее одного года (не более шести месяцев в соответствии законодательством России - ч. 1 ст. 74 УИК РФ), то Закон о тюрьмах предусматривает возможность оставления осужденного в СИЗО. В данном случае о начале исполнения наказания извещает администрация СИЗО.

В то же время ст. XVI Закона о тюрьмах определяет, что основанием для приёма осуждённого в тюрьму является копия приговора суда (исходя из буквального толкования Закона о тюрьмах - приговора народного суда) и иные сопроводительные документы. Данная норма также предусматривает следующие основания возможного неприёма осуждённых в тюрьму: 1) отсутствие копии приговора суда; 2) иные сопроводительные документы являются не полными; 3) записи в копии приговора суда или в других документов представлены с неполным содержанием.

При приёме осуждённых сотрудники администрации тюрьмы тщательно досматривают все их личные вещи. Изъятые вещи могут быть возращены родственникам, за исключением тех, которые изъяты из гражданского оборота. Такие вещи уничтожаются или приобщаются в пользу государства.

Администрация тюрьмы обязана известить членов семьи осуждённого о его местонахождении. Письменное извещение об этом должно быть направлено по месту жительства в течение пяти дней после помещения осуждённого в тюрьму.

Четвёртая глава Закона о тюрьмах уделяет существенное влияние правовому положению администрации тюрьмы. Так, законодатель установил: чтобы достичь цели уголовного и тюремного законодательства, в местах лишения свободы должна быть создана стройная система исполнения

1 См., например, ч. 3 ст. 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ)// Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от

7 июня 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

лишения свободы1, включающая в себя: систему оповещения, систему использования средств ограничения и вооружения, систему сохранения социально-полезных связей, систему мер поощрения и взыскания. По своему содержанию нормы, касающиеся системы сохранения социально-полезных связей и системы мер поощрений и взысканий, в большей степени определяют особенности правового положения осуждённых.

Система оповещения представляет собой свод правил, направленных на организацию должной охраны объектов тюрьмы, недопущения совершения побегов и взаимодействия администрации тюрьмы с правоохранительными органами2, организациями, предприятиями.

Рассматриваемая группа норм (система оповещения) в ст. 42 устанавливает, что обнаруженный сбежавший осуждённый должен быть немедленно арестован. Если у лица, обнаружившего осуждённого, нет возможности осуществить задержание, то он немедленно должен уведомить об этом правоохранительные органы.

С целью предотвращения побегов в тюрьмах «в соответствии нормативными потребностями» (ст. 43 Закона о тюрьмах) устанавливаются границы охранных объектов. Интересно, что рассматриваемый юридический документ определяет, что вокруг сотрудников охраны тюрьмы может устанавливаться «буферная зона», в которую без разрешения ни один человек не может войти.

Сущность системы использования средств ограничения и вооружения содержится в ст. 45 и 46 Закона о тюрьмах. Для начала логично будет рассмотреть ст. 45, в которой определено, что при необходимости сотрудники тюрьмы могут использовать удерживающие устройства следующих случаях: 1) при совершении преступных действий, связанных с совершением побега; 2) если действия осуждённых направлены на причинение насилия сотрудникам, другим осуждённым или иным лицам; 3) при перемещении осуждённого под конвоем; 4) если применение удерживающих средств несет превентивный характер.

Сотрудникам народной полиции и администрации тюрьмы разрешается применять огнестрельное оружие в случаях, когда избежать такой ситуации невозможно (ст. 46). Законодатель Китая выделяет следующие ситуации, при которых можно применить огнестрельное оружие.

1. При возникновении бунта осуждённых или массовых беспорядков. Отдельно отметим, что следует отличать бунт от массовых беспорядков. Так, согласно «Большому толковому словарю» С.А. Кузнецова , под бунтом понимается стихийное восстание, мятеж, в то время как выражение массовые беспорядки есть проявление общественного несогласия (применительно к нашей работе - осуждённых) с действиями властей (т. е. администрации

1 http://www.jineao.eom/fa/22/law22.05.htm#04.

2 Отметим, что исходя из буквального перевода и толкования норм Закона о тюрьмах, законодатель Китая употребляет категорию «органы государственной безопасности», а не «правоохранительные органы». В данном случае обозначенные категории по своему содержанию синонимичны.

3 Большой толковый словарь / под ред. С. А. Кузнецова. - М.: НОРИНТ, 2008. - С. 103.

колонии). За массовыми беспорядками всегда стоят какие-то тайные и, как правило, более-менее квалифицированные заговорщики - те, кто планирует будущие акции по времени и по целям. За бунтом же чаще всего стоит слепое недовольство, полная безысходность и удручающая беспросветность.

2. При пресечении совершения побега или если осуждённый сопротивляется при аресте.

3. Если лицо, лишённое свободы, держит в руках оружие с целью причинения физического насилия сотрудникам тюрьмы, осуждённым или иным лицам. Интересно, что данная норма ст. 46 Закона о тюрьмах предусматривает возможность применения огнестрельного оружия, если действия осуждённого направлены на уничтожения имущества.

4. При захвате заложников.

5. Если осуждённый насильственным образом намеревается завладеть оружием сотрудника.

Сотрудники правоохранительных органов должны применять оружие в соответствии с установленными государственными правилами.

В заключение рассмотрения ст. 46 следует сделать вывод, что в данной норме законодатель Китая более подробно определил основания применения огнестрельного оружия по сравнению со ст. 86 УИК РФ («Меры безопасности и основания их применения»). Так, в УИК РФ отсутствует норма, позволяющая применять оружия в случаях, например, уничтожения имущества пенитенциарного учреждения.

Закон о тюрьмах, в отличие от УИК РФ, имеет раздел, содержащий в себе отдельные статьи, касающиеся подачи осужденными жалоб, предложений и т. д. Так, осуждённые к лишению свободы могут обращаться в народный суд и народную прокуратуру. Вся подобная переписка должна подлежать цензуре со стороны администрации тюрьмы. В свою очередь, органы прокуратуры и общественной безопасности должны быть проинформированы о результатах проверки. Цензуре не подлежит информация, имеющая уголовно-правовое значение, например, касающаяся совершённого преступления в тюрьме, а также содержащая в себе жалобы осуждённых на действия сотрудников учреждения.

В Законе о тюрьмах отмечается, что тюрьма препятствует сохранению и восстановлению социально-полезных связей (система сохранения социально-полезных связей). В этой связи администрация тюрьмы по заявлению осуждённого может разрешить общаться с родственниками или иными лицами. Встречи должны проходить в соответствии с установленными правилами. Родственники осуждённых или иные лица могут передавать осуждённым передачи и деньги. В данном случае администрация вправе производить досмотр передачи. Количество денежных средств, которые родственники осуждённого или иные лица желают передать лицу, лишённому свободы, определяется администрацией тюрьмы.

Осуждённому может быть разрешено посещение дома на срок 3-5 дней, а в особых случаях - не более 7 дней.

Вопреки восстановлению и развитию социально-полезных связей действует норма, запрещающая осуждённым женщинам отбывать наказание совместно с детьми.

Глава 5 Закона о тюрьме посвящена жизни осуждённых в тюрьме и их здоровью. В соответствии со ст. 50-54 администрация учреждения обязана: 1) создать достойный уровень жизни лиц, лишённых свободы, в тюрьме в соответствии с их физическими потребностями; 2) выделить тюремную форму одежды каждому осуждённому; 3) проводить работу с осуждёнными в соответствии с их индивидуальными особенностями; 4) сформировать соответствующие условия жизни в местах содержания лиц, лишённых свободы, которые будут отвечать критериям прочности, иметь систему вентиляции, освещение, быть отапливаемыми и чистыми; 5) создать медицинские учреждения для лечения и профилактики заболеваний осуждённых.

Отдельно отметим статью 55 главы 5, посвящённой смерти осуждённых в тюрьме. Так, в случае смерти лица, лишённого свободы, администрация тюрьмы должна немедленно уведомить семью осуждённого, народную прокуратуру и народный суд о произошедшем. В обязательном порядке производится судебно-медицинская экспертиза трупа.

Народная прокуратура может повторно инициировать проведение судебно-медицинской экспертизы в случае наличия сомнений её качества. Если будут выявлены причины неестественной смерти осуждённого, то сотрудники прокуратуры обязаны в незамедлительном порядке произвести расследование.

Интересно, что УИК РФ не имеет и намёка на норму подобного характера.

Далее рассмотрим систему поощрений и взысканий, применяемую к осуждённым к лишению свободы (глава 6 Закона о тюрьмах).

Статья 57 рассматриваемого нормативного акта устанавливает всего две возможных меры поощрения, которые можно применить к исследуемой категории осуждённых: благодарность (по тексту Закона о тюрьмах - «дать похвалу») и материальное вознаграждение. Можно выделить следующие основания применения мер поощрения:

1) соблюдение осуждёнными режима отбывания наказания, получение образования, активный труд и признание себя виновным в совершении преступления;

2) оказание помощи в предотвращении совершения правонарушений;

3) заблаговременное окончание строительства с целью избежания производственных затрат;

4) сохранение собственности учреждения или его сырьевой базы;

5) введение какой-либо технической инновации или обучение технологиям производства других осуждённых;

6) оказание помощи в предупреждении или ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф, несчастных случаев, способных нанести вред функционированию тюрьмы;

7) иная деятельность осуждённого, направленная на улучшение деятельности тюрьмы или приносящая пользу обществу.

Система мер взыскания состоит из предупреждения, выговора и изолирования от остальной массы осуждённых (по тексту Закона о тюрьмах -«заключение»). В отношении лица, лишённого свободы, взыскание может быть наложено за совершение следующих противоправных действий: 1) нарушение режима отбывания наказания (по тексту Закона о тюрьмах -«создавать шум в тюрьме»); 2) применение физического насилия в отношении сотрудников полиции; 3) запугивание других осуждённых; 4) воровство, азартные игры, применение насилия в отношении других осуждённых; 5) отказ от участия в трудовой деятельности или создание видимости выполнения таковой; 6) членовредительство с целью уклонения от осуществления труда; 7) умышленное нарушение правил трудового производства или намеренное повреждение инструментов труда; 8) иные деяния осуждённого, способствующие нарушению функционирования тюрьмы.

Выбор меры взыскания зависит от тяжести совершённого правонарушения и характеристики личности осуждённого. Срок изоляции нарушителя (в качестве меры взыскания) - от семи до пятнадцати дней.

Законодатель Китая установил, что если совершённые правонарушения представляют собой деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Китая, то осуждённый будет привлечён к уголовной ответственности.

Логично предположить, что опыт законодателя Китая по подробному закреплению оснований применения мер поощрения и взыскания создаёт фундамент для более успешного стимулирования положительного поведения осуждённых и формирования у лиц, лишённых свободы, более обстоятельных трудовых навыков, чем у осуждённых, отбывающих лишение свободы в России.

В качестве недостатка можно отметить не развитую на законодательном уровне систему мер поощрения и взыскания, применяемых к осуждённым к лишению свободы в Китае.

Далее рассмотрим систему образования осуждённых, которая состоит в сочетании коллективного и индивидуального образования. Кроме того, в Законе о труде (ст. 61) уделяется внимание так называемому социальному образованию, которое направлено на формирование у осуждённого знаний, способствующих успешному вхождению лица в жизнь общества после освобождения. Считаем возможным поставить знак равенства между социальным образованием осуждённых Китая и подготовкой осуждённых к жизни на свободе, их социальной адаптации в России.

Интересно, что законодатель Китая отдельно отметил, что образовательный процесс в первую очередь должен быть направлен на: 1) формирование у осуждённых знаний в правовой сфере; 2) повышение уровня морали; 3) политическое и идеологическое воспитание.

Все лица, лишённые свободы, при отсутствии начального или неполного среднего образования обязаны пройти обучение, а также

профессиональную подготовку (по тексту Закона о тюрьмах - «образование на производстве»). После сдачи соответствующих экзаменов (по тексту Закона о тюрьмах - «после экспертизы») представитель Министерства образования должен предоставить осуждённому свидетельство об окончании образовательного учреждения. Кроме того, Министерство труда выдает сертификат, свидетельствующий, что осуждённый получил соответствующее техническое образование.

Законодатель Китая установил, что в тюрьмах организуются класс, читальный зал и другие помещения, способствующие успешному получению образования, а также культурному и спортивному развитию.

Приведём интересный пример: в одной из пекинских тюрем осуждённым была защищена докторская диссертация по специальности «китайская философия». Администрация тюрьмы пошла навстречу осуждённому и помогла ему организовать ее защиту1.

Отметим, что законодатель Китая, в отличие от российского (в УИК РФ), в Законе о тюрьмах в отдельной главе уделил внимание получению образования несовершеннолетних.

Субъектами, оказывающими содействие в получении образования осуждёнными, являются государственные органы, общественные организации, воинские части, предприятия и учреждения, а также родственники осуждённого (см., например, ст. 68 Закона о тюрьмах).

Статьи 69-73 Закона о тюрьмах ещё раз уделяют внимание значению труда в положительном формировании личности осуждённых.

1. Все осуждённые, способные работать, должны участвовать в трудовой деятельности.

2. Организация труда должна быть рациональной и направлена на исправление осуждённых, устранение у них вредных привычек, развитие трудовых навыков, подготовку осуждённых к жизни на свободе.

3. Труд осуждённых должен быть организован в соответствии с национальным трудовым законодательством Китая. В основном осуждённые не работают в нерабочие и праздничные дни. Все остальные дни являются рабочими для лиц, лишённых свободы. Средняя продолжительность рабочего времени составляет 8 часов в день.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Труд осуждённых должен быть оплачиваемым в соответствии с трудовым законодательством Китая.

5. Все лица, участвующие в трудовой деятельности, должны пройти обязательное страхование.

Положительно, что законодатель Китая существенное внимание уделил трудовому воспитанию не только взрослых осуждённых, но и несовершеннолетних. Недостатком данного направления пенитенциарной политики Китая является то, что продукция, изготавливаемая осуждёнными, является неконкурентоспособной на рынке, в связи с чем заключённые,

1 Спицын В. Китайская специфика исполнения уголовных наказаний // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 5. - С. 49.

работающие на предприятиях тюрем, получают очень маленькую зарплату (до 1 доллара США в месяц).

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1997. - № 2.

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 18 мая. - № 20.

3. Закон о тюрьмах Китайской Народной Республики от 29 декабря 1994 г., принятый на восьмом Всекитайском собрании представителей Постоянного комитета на одиннадцатом заседании // http://news.xinhuanet.com/legal/2003-01/21/content_699646.htm.

4. http://www.jincao. com/fa/22/law22.05.htm#04.

5. Prison and labor camps in china // http://factsanddetails.com/china.php?itemid=1646.

6. Большой толковый словарь / под ред. С. А. Кузнецова. - М.: НОРИНТ, 2008

7. Комментарий к Закону о тюрьмах Китая

// http://www.jincao.com/fa/22/law22.05. htm# 04.2.

8. Пенитенциарная система Китая // Преступление и наказание. - 2009. - № 6.

9. Спицын В. Китайская специфика исполнения уголовных наказаний // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.