Научная статья на тему 'Назначение и исполнение пожизненного лишения свободы в России и зарубежных странах'

Назначение и исполнение пожизненного лишения свободы в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3694
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ОСУЖДЁННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дикаева Милана Салмановна

Увеличение числа лиц, осуждённых к пожизненному лишению свободы, наводит на мысли о необходимости изменения уголовной политики и заимствовании передового зарубежного опыта в исполнении данного вида наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дикаева Милана Салмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назначение и исполнение пожизненного лишения свободы в России и зарубежных странах»

ПЕНОЛОГИЯ

УДК 343.9 ББК 67.51

М.С. Дикаева

НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация: Увеличение числа лиц, осуждённых к пожизненному лишению свободы, наводит на мысли о необходимости изменения уголовной политики и заимствовании передового зарубежного опыта в исполнении данного вида наказания.

Ключевые слова: наказание; пожизненное лишение свободы; меры безопасности; осуждённый. M.S. Dikaeva

INFLICTION AND EXECUTION OF LIFE IMPRISONMENT IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Summary: The increase in the number of persons sentenced to life imprisonment suggests the need to change the criminal policy and adopt the best foreign practices in execution of such kind of punishment. Key words: punishment; life imprisonment; security measures; convict.

В период становления Советского государства уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы было отменено как не выполняющее исправительной цели. Поэтому УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 годов не предусматривали этого наказания, оно было введено лишь в 1992 году Законом РФ № 4123-1 [9], в соответствии с которым Президент РФ при помиловании мог заменять смертную казнь пожизненным лишением свободы.

Первоначальная редакция действующего УК РФ предусматривала пожизненное лишение свободы только как альтернативу смертной казни, предусмотренной ст. 59 УК РФ, за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. А значит, изначально пожизненное лишение свободы могло применяться лишь за пять составов преступлений: квалифицированное убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид.

Однако уголовная и пенитенциарная политики России были направлены на ужесточение наказаний за отдельные виды пре-

ступлений, и в 2004 году в норму УК РФ о пожизненном лишении свободы были внесены изменения, которыми данному наказанию был придан новый, самостоятельный статус, независимый от смертной казни.

Сфера применения данного вида наказания значительно расширилась. За 19 лет существования УК РФ количество статей, предусматривающих рассматриваемый вид наказания, возросло с 5 до 19. Пожизненное лишение свободы может применяться также и за совершение ненасильственных преступлений (например, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности - ст. 205.3 УК РФ; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершённые в особо крупном размере - ст. 228.1 УК РФ), что противоречит современным международным стандартам.

В научной литературе справедливо отмечается, что суровость наказания и сверхдлительные сроки лишения свободы не решают проблему преступности, не оказывают исправительного и предупредительного воздействия на лицо, совершившее преступление, и на общество в целом [8; 12; 13]. Между тем статистика назначения пожизненного лишения свободы отличается заметной стабиль-

ностью: в 2008 году оно было назначено 71 осуждённому, в 2009 - 73, в 2010 - 66, в 2011 - 64, в 2012 - 66, в 2013 - 67, в 2014 - 68.

В силу очевидных обстоятельств количество лиц, отбывающих данное наказание, ежегодно увеличивается. Такое положение дел привело к тому, что в 2014 году была открыта новая колония для отбывания пожиз-

ненного лишения свободы. Всего таких учреждений на территории РФ шесть.

Поскольку ФСИН России стала публиковать статистические данные отдельно по данной категории осуждённых лишь с 2010 года, мы можем проанализировать изменения количества таких осуждённых с 2010 по 2015 год (рис. 1).

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 1. Количество осуждённых, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы (2010-2015 гг.)

Процесс накопления в исправительных учреждениях лиц, осуждённых к пожизненному лишению свободы, будет продолжаться и в определённый момент может достигнуть критического положения, требующего изменений уголовной политики. Например, это изменение требований к условно-досрочному освобождению (далее по тексту - УДО) осуждённых к пожизненному лишению свободы (ч. 5 ст. 79 УК РФ). В УК РФ законодатель предусмотрел несколько условий такого освобождения: 1) осуждённый фактически отбыл не менее 25 лет лишения свободы; 2) отсутствие у осуждённого злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих освобождению 3 лет; 4) несовершение им в период отбывания наказания тяжкого или особо тяжкого преступления; 3) признание судом того, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания.

Однако серьёзной проблемой на пути реализации положения об УДО является неготовность самих осуждённых к выходу на свободу. Статья 127 УИК РФ не предусматривает проведения с осуждёнными, отбывающими пожизненное лишение свободы, воспитательной, культурно-массовой работы, общего и профессионального обучения. Ч. 5 ст. 108 УИК РФ предусматривает лишь

профессиональную подготовку осуждённых непосредственно на производстве.

Опрос сотрудников колоний для отбывания пожизненного лишения свободы показал следующее. Основными формами и методами воспитательной работы персонал таких учреждений назвал: изучение личных дел (74,0%), анкетирование (38,0%), тестирование (46,0%), индивидуальные беседы (80,0%), личное поручение (10,0%), лекции на правовые темы (28,0%), изучение корреспонденции (58,0%), встречи со священнослужителями (48,0%).

Как видим, основу воспитательной работы, проводимой с пожизненно осуждёнными, составляет проведение индивидуальных бесед, однако содержание, которое вкладывают сотрудники учреждения в понятие «воспитательная беседа», может значительно отличаться. Таковой называют и минимальное бытовое общение между сотрудником и заключённым, связанное с ежедневной жизнедеятельностью. В основном же все меры воспитательного воздействия осуществляются без непосредственного контакта персонала учреждений с осуждёнными: изучение личных дел, изучение корреспонденции.

Отсутствие реабилитационных программ, должных программ психологической помощи и поддержки, воспитательной работы,

а также отсутствие возможности общения с окружающими (общение осуждённых друг с другом не допускается) делают практически невозможным шанс покинуть исправительное учреждение в связи с неготовностью осуждённого к жизни на свободе.

Нахождение первые 10 лет в строгих условиях не позволяет осуждённым иметь долгосрочные свидания. В психологии отмечается, что попытки осуждённых пожизненно к самостоятельному преодолению стрессо-генных ситуаций в условиях длительного отбывания наказания преимущественно носят неконструктивный характер (уход в себя, агрессивное, зависимое поведение и др.), что приводит к затруднениям в межличностном общении, примитивизации потребностей и организации собственной жизнедеятельности, а в итоге - к блокированию личностных ресурсов развития и дальнейшей просоци-альной дезадаптации в условиях отбывания наказания [7].

Международно-правовые акты содержат положения о том, что пожизненно лишённые свободы должны обладать тем же набором прав, что и все осуждённые к лишению свободы (Минимальные стандартные правила обращения с осуждёнными). Статья 10 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Все лица, лишённые свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности» [10]. Резолюция (76) 2 Комитета Министров Совета Европы содержит рекомендации о пересмотре приговора к пожизненному лишению свободы после отбытия срока от 8 до 14 лет, при этом пересмотр должен повторяться через определённые промежутки времени [4].

Вивьен Стерн, выступая на Втором мировом конгрессе против смертной казни, заявила: «Многие страны заменили смертную казнь пожизненным лишением свободы, что, однако, не означает провести всю жизнь в тюрьме. Это время, проведённое в тюрьме, как правило, в обычной тюрьме с другими заключёнными, с постепенным переходом к тюрьмам с менее строгим режимом. Освобождение возможно только после комплексного и, надо сказать, дорогого процесса оценивания риска - принимаются во внимание психиатрическая экспертиза, доклад службы пробации, иногда мнение семьи потерпевше-

го. И когда приходит время освобождения, осуждённый покидает тюрьму, но остаётся несвободным» [5].

Минимальный срок фактического отбытия лишения свободы для УДО и его условия различны в разных странах. В Германии этот срок составляет 15 лет. В Великобритании -14 лет. Значительно выше эти сроки в США: 25 лет в штатах Аризона, Флорида, Кентукки, Теннеси и Нью-Йорк; 30 лет в Дакоте, Южной Каролине, Миннесоте; 35 лет в Техасе; 40 лет в Канзасе; 45 лет в Индиане [3].

В некоторых странах наказание в виде пожизненного лишения свободы не предусмотрено законодательством (Бразилия, Хорватия, Колумбия, Норвегия, Португалия, Испания).

В Норвегии максимальный срок заключения составляет 21 год, однако, как и в некоторых других странах, предоставлена возможность удержания заключённых сверх установленного срока посредством «превентивного заключения». Подобный вид заключения применяется, например, в Германии в случаях, когда существует подозрение, что после освобождения заключённый может представлять чрезвычайную опасность для общества [14].

В Норвегии, как только лицо, приговорённое к превентивному заключению, отбыло минимальный срок заключения (от 10 до 21 года), приговор пересматривается и срок заключения увеличивается на 5 лет, если подобные меры признаются необходимыми с целью защиты общества. Подобная процедура проводится каждые 5 лет, при этом существует вероятность того, что некоторые осуждённые проведут в заключении остаток жизни [6, с. 16].

В некоторых же странах допустимо лишение свободы без права на УДО для отдельных категорий осуждённых. Такое положение закреплено в законодательстве Швеции, Турции, США, Великобритании.

Тенденция к увеличению числа пожизненно заключённых характерна не только для России. В США число пожизненно заключённых возросло с 70 тыс. в 1992 до 128 тыс. в 2003 г. (рост на 83 %), достигнув 159 520 человек в 2012 г. [2, с. 5].

В Германии исполнение пожизненного лишения свободы осуществляется в учреждениях двух типов: открытых и закрытых,

при этом осуждённого направляют в тюрьму, находящуюся ближе всего к его дому, чтобы дать возможность родственникам и знакомым его навещать. Перед отправлением в тюрьму для отбывания наказания осуждённые помещаются на 6 месяцев в тюрьму-распределитель для изучения личностных особенностей.

Осуждённый может быть помещён в учреждение открытого типа, когда он отвечает «особым требованиям»: не будет уклоняться от исполнения наказания или использовать пребывание в исправительном учреждении открытого типа для совершения преступлений. В остальных случаях исполнение данного наказания осуществляется в учреждениях закрытого типа.

В ФРГ освобождённый заключённый должен находиться под постоянным контролем сотрудника, помогающего условно-досрочно освобождённым (Bewahrungshelfer). Срок такого контроля составляет 5 лет (§ 57 ШStGB).

С учётом того, что суд может отклонить ходатайство осуждённого об УДО при сохранении у последнего возможности подачи повторного заявления, средний срок отбытия лишения свободы для данной категории осуждённых в Германии составляет 19,9 лет.

Практика УДО для пожизненно лишённых свободы в Ирландии показала, что за период с 2001 по 2012 год в отношении 13 лиц за нарушение условий УДО было отменено и восстановлено лишение свободы. Эти нарушения включали в себя совершение нового преступления (кража, кража со взломом, преступления, связанные с наркотиками) и неспособность вести трезвый образ жизни [1]. Заметим, что это ненасильственные и нетяжкие преступления. Подобный, на наш взгляд, успешный опыт ряда зарубежных стран [11] в применении УДО для пожизненно лишённых свободы позволяет говорить о возможности изменения практики его исполнения и в России.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 13 life sentence prisoners were recalled to prison between 2001-2012. URL: http://www.thejournal.ie/ life-sentence-prisoners-recalled-to-prison-1208357-Dec2013/ (дата обращения: 01.07.2015).

2. Nellis A. Life goes on: The historic rise in life sentences in America. The Sentencing Project Washington, D.C., 2013.

3. Nellis A., King R.S. No Exit: The Expanding Use of Life Sentences in America. The Sentencing Project. USA, 2009.

4. Resolution (76) 2 on the Treatment of Long-Term Prisoners // Treatment of Long-Term Prisoners. Strasburg, ECCP, 1977.

5. Speech to the Second World Congress against the Death Penalty, Baroness Vivien Stern. Montreal, 6 October. 2004.

6. Альтернативы смертной казни. Пакет информационных материалов. 2-е издание, 2015.

7. Баламут А.Н. Психологическая помощь осуждённым с пожизненными сроками отбывания наказания: автореф. дис...канд. психол. наук. Рязань, 2007.

8. Гилинский Я.И. Исполнение наказания в системе социального контроля над преступностью // Закон. 2012. № 3.

9. Закон РФ от 17.12.1992 № 4123-1 «О внесении изменений в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР» // Российская газета. - 1993. - 6 января. - № 3.

10. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

11. Миненок М.Г. Преступность и пенитенциарная система в Канаде. Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 210-219.

12. Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001.

13. ШестаковД.А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд. СПб: «Юридический центр Пресс», 2006.

14. Шестаков Д.А. Репрессивность наказания и мер безопасности по Уголовному кодексу ФРГ // Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии / Научное редактирование и вступительная статья Д.А. Шестакова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 97-111.

REFERENCES

1. 13 life sentence prisoners were recalled to prison between 2001-2012. URL: http://www.thejournal.ie/ life-sentence-prisoners-recalled-to-prison-1208357-Dec2013/ (date of submission: 01.07.2015).

2. NellisA. Life goes on: The historic rise in life sentences in America. The Sentencing Project Washington, D.C., 2013.

3. Nellis A., King R.S. No Exit: The Expanding Use of Life Sentences in America. The Sentencing Project. USA, 2009.

4. Resolution (76) 2 on the Treatment of Long-Term Prisoners // Treatment of Long-Term Prisoners. Strasburg, ECCP, 1977.

5. Speech to the Second World Congress against the Death Penalty, Baroness Vivien Stern. Montreal, 6 October. 2004.

6. Alternativy smertnoy kazni. Paket informatsionnykh materialov. [Alternatives to death penalty. Informational materials]. 2-e izdanie, 2015.

7. BalamutA.N. Psikhologicheskaya pomoshch osuzhdennym s pozhiznennymi srokami otbyvaniya naka-zaniya: avtoref. dis.. .kand.psikhol.nauk. [Psychological help to prisoners sentenced to life imprisonment]. Ryazan, 2007.

8. Gilinsky Y.I. Ispolnenie nakazaniya v sisteme sotsialnogo kontrolya nad prestupnostyu. [Execution of punishment in the system of social control over crime]. Zakon - Law. 2012, no. 3.

9. Zakon RF ot 17.12.1992 №4123-1 «O vnesenii izmeneniy v statyu 24 Ugolovnogo kodeksa RSFSR». [The Law of the Russian Federation no.4123-1 of 17.12.1992 «On making amendments to the article 24 of the Criminal Code of the Russian Soviet Federated Socialist Republic]. Rossiyskaya gazeta. 1993, 6 yanvarya, no. 3.

10. Mezhdunarodniy Pakt ot 16.12.1966 «O grazhdanskikh i politicheskikh pravakh». [International Covenant of 16.12.1966 «On civil and political rights»]. Byulleten Verkhovnogo Suda RF. 1994, no. 12.

11. MinenokM.G. Prestupnost i penitentsarnaya sistema v Kanade. Aktualnye problemy vzaimodeystviya nauki i praktiki. [Crime and penitentiary system in Canada. Actual problems of science and practice cooperation]. Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I.Kanta, 2008, pp. 210-219.

12. Starkov O.V., Milyukov S.F. Nakazanie: ugolovno-pravovoy i kriminopenologichesky analiz. [Punishment: criminal and penological analysis]. SPb: Yuridicheskiy tsentr Press, 2001.

13. ShestakovD.A. Kriminologiya: novye podkhody k prestupleniyu i prestupnosti. Kriminogennye zakony i kriminologicheskoe zakonodatelstvo. Protivodeystvie prestupnosti v izmenyayushchemsya mire. [Criminology: new approaches to crime and criminality. Criminogenic laws and criminological legislation. Counteraction against crime in the changing world]. Uchebnik. 2-e izd. SPb: «Yuridicheskiy tsentr Press», 2006.

14. Shestakov D.A. Repressivnost nakazaniya i mer bezopasnosti po Ugolovnomu kodeksu FRG. [Repressiveness of punishment and security measures under the Criminal Code of the Federal Republic of Germany]. Ugolovniy kodeks Federativnoy Respubliki Germanii. Nauchnoe redaktirovanie i vstupitelnaya statya D.A. Shestakova. SPb: «Yuridicheskiy tsentr Press», 2003, pp. 97-111.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Милана Салмановна Дикаева - аспирантка кафедры уголовного права РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: dmilana9@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Milana Salmanovna Dikaeva - postgraduate student of the department of criminal law at the Herzen State Pedagogical University (St.-Petersburg, Russia); e-mail: dmilana9@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.