Научная статья на тему 'Правовое регулирование форм государственной поддержки сельского хозяйства в региональном законодательстве (в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»)'

Правовое регулирование форм государственной поддержки сельского хозяйства в региональном законодательстве (в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапов А. П.

В статье дается сравнительный анализ законодательства субъектов РФ (на примере Приволжского федерального округа) по формам государственной поддержки сельского хозяйства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование форм государственной поддержки сельского хозяйства в региональном законодательстве (в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»)»

ного самоуправления. Следует признать, что на определенном этапе формирования современного российского законодательства о местном самоуправлении Хартия сыграла достаточно важную роль.

Учитывая, что назначение и потенциал подобных международно-правовых актов не

ограничены применением лишь на отдельных этапах решения внутригосударственных задач, для полноценной имплементации их положений в национальном законодательстве необходимо уделять особое внимание не только содержанию их отдельных норм, но и «духу», концепции в целом.

АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ т'ЁМ I Е

1. АаЭи'аепёау ОаЭоёу ІапоТТаТ па! ТоУЭааёаТеу (ТбёоёаёиТйе УаЭааТа Та Эоппёёё удйё) //

Ыд ВО.— 1998. — 1 36. — №. 4466.

2. ЕТТпоёоооёу ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё (1993). — 1. : I ЭёТЭ, 2001. — 32 п.

3. Та Тайёо УЭёТОёУао ТЭааТёдаоёё ІапоТТаТ па! ТоУЭааёаТёу а ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё [Уёаёо-ЭТТТйё ЭапОЭп] : ОаааЭ. даёТТ ВТп. ОаааЭаоёё : УЭёТуо АТп. АоТТё 16 патоуаЭу 2003 а. — Атоої ёд пїэаа.-їэаататё пёпоаш «ЕТтпоёиоато I ё^п».

4. I жааїа N. Ё. ЫёТааЭи ЭоппёТаТ удиёа / N. Ё. ТжааТа. — 1. : Воп. уд., 1982. — 816 п.

5. хеиїаа 1 . А. АабёТёоёё ё ёо ёт'ТёидТааТёа а TТЭ^аOёаTТ-їЭаатаQO аёоао : ааоТЭаб. аёп. ... ёаТа. ^Эёа. Таоё / 1. А. хёТТТаа. — 1., 2004. — 24 п.

I ТпооУёёа 30.09.09.

ЇрАА I А I А РААСЁЁР I АА Г ЁА О І Р1 А I ЙСААрйОАА Г Г I Ё II АААр^ЕЁ ЙАЁОЙЕI А I О IдВЁЙОАА А ВААЁ IГАЁО Г I 1 дАЕ I Г I ААОАЁОЙОАА (А ВАІ ЕАО РААЁЁдАОЁЁ ТРЁ I РЁОАО Г I А I ГАОЁI ГАЁО Г I А I ЇРIАе0А «вАдАЁОЁА ААР I ЇР I 1 и0ЁА Г Г I А I Е I 1 Ї ЁАеЙА»)*

А. Ї. Ї ї оа ї ї а

А поаоиа аааопу пЭааТёоаё1^ё аТаёёд даёТТТааоаёипоаа поайаёоТа ВО (Та їЭё^аЭа

I ЭёаТёжпёТаТ баааЭаёиТТаТ ТёЭоаа) їТ бТЭТа! аТпОааЭпоааТТТё 'иаааЭжёё паёи-пёТаТ оТдуёпоаа а ЭаТёао Эааёёдаоёё їЭёТЭёоаоTТаТ ТаоёТТаёиТТаТ їЭТаё0а «Вадаё-оёа ааЭТїЭТ^Q0ёаTTТаТ ёТ! їёаёпа».

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.), включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и «Обеспечение доступным жиль-

ем молодых специалистов (или их семей) на селе». Практическая реализация приоритетного национального проекта изначально предполагала участие Российской Федерации и ее субъектов в части не только финансового, но и правового обеспечения. Формирование федерального и регионального законодательства в рамках указанных основных мероприятий национального проекта осуществляется по следующим направлениям, обозначенным

© А. ї. ЇТоаїТа, 2009

* Ыоаоиу ГТааТоТаёаТа ТЭё бёТаГПТаТё ГТаааЭжёа ВА Г О, аЭаТо 1 080300587а.

Советом при Президенте Российской Федерации:

а) расширение доступности дешевых долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) посредством субсидирования в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;

б) увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства посредством увеличения уставного капитала ОАО «Росагролизинг»;

в) обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства;

г) увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ, КФХ и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет субсидирования процентной ставки по кредитам в размере 95 % ставки рефинансирования Банка России;

д) модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;

е) формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования;

ж) предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов или их семей на селе.

Основанием для оказания государственной финансовой поддержки сельскохозяйственным организациям является установление соответствующего расходного обязательства публично-правового образования. Исходя из ст. 6 Бюджетного кодекса РФ* расходные обязательства могут быть обусловлены законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением сторон, на основании которых возникает обязанность публично-правового образования предоставить средства из соответствующего бюджета. В настоящее время правовое регулиро-

вание отношений в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 129-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В большинстве регионов Приволжского федерального округа действуют специальные законы, которые можно считать достаточными основаниями для возникновения расходных обязательств регионов: Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 г. № 41-З «О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Мордовия», Закон Республики Марий Эл от 3 декабря 2004 г. № 54-З «О государственной поддержке сельского хозяйства», Закон Удмуртской Республики от 22 октября 1997 г. № 494-1 «О государственном регулировании агропромышленного производства», Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 35 «О государственном регулировании и поддержке агропромышленного комплекса Чувашской Республики», Законы Республики Башкортостан от 31 октября 2007 г. № 472-з «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан» и от 8 декабря 2006 г. № 389-з «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Башкортостан», Закон Пензенской области от 2 ноября 2004 г. № 668-ЗПО «О поддержке агропромышленного комплекса Пензенской области», Закон Ульяновской области от 5 апреля 2006 г. № 43-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области».

Требования Бюджетного кодекса РФ к осуществлению расходов бюджетов делают необходимым применение программно-целевого метода для целей реализации и правового регулирования мероприятий национального проекта в субъектах РФ. Так, принят специальный Закон Нижегородской области от 8 апреля 2008 г. № 40-З «Об утверждении областной целевой программы „Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области “ на период 2008—2012 годов», Закон Кировской области от 1 июля 2004 г. № 247-ЗО «Об областной целевой программе „Социальное развитие села“ на 2004— 2012 годы», Закон Ульяновской области от 8 октября 2004 г. № 066-ЗО «Об утверждении областной целевой программы „Обеспечение

* £аапи ё ааёаа ёп'иёидб|эопу Т101 аоёаТ I - |'3аа1айа а1ёо1аТой ёд п'ГЗаат 1-'|'Заа1а1ё пёпоаЮ «ЕПпоёиоаТо I ё|эп».

устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005— 2011 годы“. Программное регулирование агропромышленного производства осуществляется в порядке, установленном Законом Удмуртской Республики «О республиканских и ведомственных целевых программах». Ст. 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 35 «О государственном регулировании и поддержке агропромышленного комплекса Чувашской Республики» предусмотрена возможность разработки высшим исполнительным органом государственной власти комплексных и целевых программ развития агропромышленного производства.

Государственное регулирование агропромышленного производства предполагает экономическое воздействие органов власти на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Необходимо отметить, что при поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей органы государственной власти и местного самоуправления не вправе совмещать функции хозяйствующих субъектов согласно требованиям п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции».

В ст. 4 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 35 «О государственном регулировании и поддержке агропромышленного комплекса Чувашской Республики» и п. 2 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2007 г. № 472-з «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан» сформулированы принципы государственного регулирования агропромышленного производства:

а) сочетания интересов Российской Федерации, региона и муниципальных образований в сфере агропромышленного производства;

б) преимущественного использования экономических методов государственного регулирования;

в) равной защиты всех форм собственности и хозяйствования в агропромышленном производстве;

г) обеспечения полной свободы товаропроизводителей в организации хозяйственной деятельности и распоряжении произведенной продукцией;

д) соблюдения требований охраны окружающей среды;

е) социального развития сельских поселений и социальной защиты сельского населения;

ж) доступности и адресности поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

з) доступности информации о состоянии аграрной политики.

Перечисленные правовые принципы положены в основу предусмотренных законодательством мер государственной поддержки. Так, в ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2007 г. № 472-З «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан» обозначены 14 основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Башкортостан:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие коневодства;

5) развитие рыбоводства;

6) развитие пчеловодства;

7) обеспечение производства продукции животноводства;

8) развитие элитного семеноводства;

9) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

10) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

11) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

12) обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

13) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;

14) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Аналогичные направления сформулированы в ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 22 октября 1997 г. № 494-1 «О государственном регулировании агропромышленного производства». Ст. 4 указанного закона гласит, что в расходной части бюджета Удмуртской Республики предусматриваются средства на поддержку и развитие агропромышленного производства в размере не менее 10 % от общего объема расходов бюджета региона.

В законодательстве субъектов РФ наиболее распространенной формой государственной поддержки сельскохозяйственных организаций выступает субсидирование, причем не только процентных ставок по инвестиционным кредитам и займам. Согласно ст. 4 Закона Республики Марий Эл от 3 декабря 2004 г. № 54-З «О государственной поддержке

сельского хозяйства» в регионе устанавливаются основные направления предоставления субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства:

а) животноводства;

б) растениеводства;

в) страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;

г) повышение плодородия почвы;

д) компенсацию части затрат по процентным ставкам кредитов, выданных российскими кредитными организациями, и займов, полученных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;

е) компенсацию затрат ветеринарно-санитарных утилизационных заводов.

Правовая возможность предоставления такого рода субсидий предусмотрена ст. 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В подзаконном нормативном правовом акте в обязательном порядке должны быть определены:

а) категории или критерии отбора юридических лиц;

б) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

в) порядок возврата субсидий в случае нарушения им условий, продиктованных при их предоставлении.

Отдельные субъекты РФ осуществляют правовое регулирование по пути закрепления за муниципальными образованиями государственных полномочий. Так, Закон Нижегородской области от 11 ноября 2005 г. № 176-З «О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» предоставляет органам местного самоуправления муниципальных районов 16 отдельных государственных полномочий, в том числе:

1) по поддержке сельскохозяйственного производства (обеспечение исполнения нормативных требований в области семеноводства, племенного животноводства, мелиорации земель; исполнение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий

по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организацию химизации и защиты сельскохозяйственных растений; ведение учета посевных площадей, сортовых посевов, поголовья всех видов скота, племенных животных);

2) по возмещению сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, выданным кредитными организациями, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в

2004—2010 гг. на срок от двух до десяти лет;

3) по возмещению части затрат на уплату процентов организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях в 2007—2010 гг. на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства на срок до восьми лет;

4) по возмещению гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, выданным кредитными организациями, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в

2005—2010 гг. на срок до восьми лет;

5) по компенсации части затрат на проведение работ по агролесомелиорации почв, по агрохимической мелиорации почв, на приобретение средств химической защиты растений; на приобретение средств химизации; расходов на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ; на оплату первоначального взноса при получении сельскохозяйственной техники и оборудования по договору лизинга;

6) по поддержке племенного животноводства;

7) по стабилизации и увеличению поголовья крупного рогатого скота;

8) по поддержке производства льна и конопли;

9) по возмещению части затрат на реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства;

10) по поддержке элитного семеноводства;

11) по компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений. Финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий производится за счет субвенций из регионального бюджета.

Республика Мордовия, Нижегородская область (до 10 % от суммы страховых взносов), Республика Башкортостан (до 30 % от суммы страховых взносов) участвуют в страховании посевов, животных, основных и оборотных фондов по следующим страховым случаям: неблагоприятные погодные условия, а также пожар, град, наводнение и другие обстоятельства непреодолимой силы, которые могут вызвать гибель посевов, животных, запасов товарных и материальных ценностей, порчу и выведение из строя основных и оборотных фондов.

В условиях дефицита основных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей перспективными объектами залога для целей кредитования могут выступать земельные участки. За последние 15 лет в Российской Федерации ликвидирована монополия государственной собственности на землю. В связи с принятием Земельного кодекса, введением в действие гл. 17 Гражданского кодекса, принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» еще большую актуальность приобретает вовлечение сельскохозяйственных угодий в гражданский оборот и обеспечение условий справедливого и прозрачного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Большинство сельскохозяйственных организаций в регионах Приволжского округа действуют как арендаторы сельскохозяйственных угодий собственников земельных долей на основании заключенных при приватизации земли договоров аренды. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пересматривает уже сложившиеся договорные связи между собственниками земельных долей и сельскохозяйственными организациями. Потенциальным арендаторам земли заключение договоров аренды дает гарантии прав пользователя, возможность планирования и устойчивого развития организации в долгосрочной перспективе. Надлежащее оформление прав на землю всеми участниками гражданского оборота является условием для справедливого и легального оборота земель сельскохозяйственного назначения и реализации собственниками земельных долей прав собственности.

Мероприятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривают не только развитие социально-экономической сферы, но и реализацию конституционных социальных прав граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение стабильности систем жизнеобеспечения в сель-

ских поселениях. В ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 27 февраля 2002 г. № 15-РЗ «Об основах государственной политики в сфере социально-экономического развития села» содержится специальная оговорка, что все принимаемые законы Удмуртской Республики, регулирующие вопросы социально-экономического развития региона, в том числе носящие отраслевой и межотраслевой характер, должны содержать специальные разделы, главы, статьи или пункты, регулирующие вопросы социального развития села и учитывать его специфику и приоритетность, особенности политики по развитию систем образования, культуры, медицинского, торгового и бытового обслуживания, физической культуры, молодежной сферы, а также инженерной инфраструктуры на селе.

В Чувашской Республике также уделяется внимание государственной поддержке развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях. Согласно ст. 18 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 35 «О государственном регулировании и поддержке агропромышленного комплекса Чувашской Республики» государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

а) разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на развитие социальной сферы;

б) торговля, промышленная переработка, заготовка сырья в сельских поселениях;

в) строительство дорог, объектов связи, электрификации, газификации, водоснабжения;

г) долгосрочное кредитование жилищного строительства в сельских поселениях, в том числе индивидуального жилищного строительства сельского населения;

д) развитие материально-технической базы объектов здравоохранения в сельских поселениях, улучшение качества медицинского обслуживания.

Стимулирование материального производства в сельских поселениях невозможно без инвестиций в человека. Перспективным мероприятием национального проекта является создание условий проживания и работы в сельской местности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Нижегородской области от 1 ноября 2008 г. № 149-З «О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области» установлена система экономических, социальных и правовых гарантий государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса региона. В каче-

стве мер государственной поддержки применяются:

а) ежемесячная доплата к заработной плате руководителям сельскохозяйственных организаций, вновь избранным на должность в убыточную сельскохозяйственную организацию (3 000 руб. на один год);

б) ежемесячная доплата к заработной плате молодым специалистам (2 500 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 000 руб. на срок до двух лет);

в) ежемесячная доплата к заработной плате работникам сельскохозяйственных организаций (1 000 руб. на срок до двух лет);

г) выплата единовременного пособия молодым специалистам с высшим и средним профессиональным образованием (100 000 и 70 000 руб.);

д) выплата персональной аграрной стипендии студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения, обучающимся на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса;

е) ежемесячная доплата к трудовой пен-

Поступила 30.09.09.

сии руководителям сельскохозяйственных организаций (при стаже работы в должности руководителя от 10 до 15 лет — 2 000 руб., свыше 15 лет — 2 500 руб.).

Студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения, обучающимся на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, выплачиваются персональные аграрные стипендии (студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования — 1 500 руб., среднего профессионального образования — 1 000 руб.).

Установление в региональном законодательстве многообразия оснований и форм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, улучшение социальной сферы села не только позиционирует субъекты РФ в качестве активных участников национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», но и способствует построению в России модели «конкурентного» бюджетного федерализма.

I ВАдАЁОЁЁ ^ЁЁЁиГШ дАЕ I Г 1АА0АЁиЙОАА А ЙСАйАЕОАО В1ЙЙЁЁЙЕ1Ё ОАААВАОЁЁ А ЙААОА вААЁЁдАОЁЁ ГвЁ I ВЁСАС Г I А I Г АОЁI Г АЁиГ I А I їВ IАеСА «А I ЙОСї Г I А Ё Е I ІО!ВОГ I А^ЁЁОА — АвА^ААГА! В I ЙЙЁЁ»

( Г А ї ВЁ ! АвА їВЕА I Ё^ЙЕ I А I ОАААвАЁи Г I А I I ЕВСАА)

Й. А. ї їоаїїаа

А аапТё поаоиа аТаёёдеЭоаопу даёТТТааоаёипоаТ поаиаёоТа ВО (Та УЭёТаЭа I Эё-аТёжпёШ баааЭаёиТТаТ ТёЭбаа), УЭёТуоТа п оаёф ЭааёёдаОёё ТпТТаТйо ТаУЭааёа-Тёё УЭёТЭёоаоТТаТ ТаОёТТаёиТТаТ УЭТаёоа «АШбїТТа ё ёПбТЭоТТа жёёиа — аЭажааТаТ ВТппёё».

В соответствии с концепцией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и в целях реализации постановлений Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О феде-

ральной целевой программе «Жилище» на 2002—2010 годы» [3], от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы» [4] органами госу-

© N. А. ТТоапаа, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.