NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:
Косарева Е.А. — Правовое регулирование электронных паспортов в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. - 2023. - № 4. - С. 135 - 145. DOI: 10.7256/23069945.2023.4.68963 EDN: MROUUB иИЬ: ^lttps://nbpublish.com'llbrary_read_article.p^p?id=68963
Правовое регулирование электронных паспортов в Российской Федерации
Косарева Елена Александровна
адъюнкт, кафедра административного права, Московский университет Министерства внутренних дел
Российской Федерации имени В.Я. Кикотя
117997, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12
И kuzmina_ea@inbox.ru
Статья из рубрики "АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ"
DOI:
10.7256/2306-9945.2023.4.68963
EDN:
MROUUB
Дата направления статьи в редакцию:
13-11-2023
Дата публикации:
31-12-2023
Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются общественные отношения, вытекающие из выдачи и пользования вновь введенными электронными паспортами в паспортную систему Российской Федерации; предметом исследования являются нормы права, регулирующие введение и оборот электронных паспортов. Целью исследования является анализ современных правовых актов, регулирующих паспортную систему Российской Федерации, и разработка мер совершенствования паспортной системы для эффективного внедрения электронных паспортов. Исходя из цели исследования, в статье проанализирован международный опыт внедрения и использования машиночитаемых и электронных паспортов, а также зарубежный опыт стран СНГ в сфере использования биометрических паспортов. Исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие паспортную систему в Российской Федерации, а также выявлены пробелы
в законодательной базе, препятствующие эффективному внедрению электронной паспортной системы в России. Методологической основой исследования выступил диалектический метод научного познания явлений и фактов объективной реальности в их динамике и развитии, а также общие и частные научные методы исследования. Новизна исследования заключается в том, что попытки внедрения электронных паспортов в действующую российскую паспортную систему предпринимались с 2013 года. Были предложены пилотные проекты по созданию и реализации универсальных электронных карт, однако проекты были закрыты в связи с рядом проблем. В настоящее время Указом Президента от 18 сентября 2023 года № 695 возобновлен процесс внедрения электронных цифровых паспортов, однако для успешного и эффективного введения электронных паспортов современная паспортная система требует модернизации, в том числе в сфере нормативно-правового регулирования. В статье обращено внимание на проблемы использования электронных паспортов применительно к паспортной системе Российской Федерации. Вместе с тем, опираясь на цель исследования, в статье проанализированы основные нормативно-правовые и социальные проблемы, которые возникают при внедрении электронных паспортов в паспортную систему, а также предложен ряд мер, способствующий эффективному электронному паспортному документообороту.
Ключевые слова:
Паспортная система, паспорт, электронный паспорт, биометрические данные, персональные данные, бланк, документы, безопасность, нормы права, правовой статус
Паспорт гражданина Российской Федерации (далее - паспорт) является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина России на территории Российской Федерации. Он содержит информацию о гражданине, включая его имя, фамилию, дату рождения, место рождения, а также данные о регистрации и прописке. Он является одним из основных документов, необходимых для подтверждения личности и осуществления гражданских прав и обязанностей. Он требуется для получения различных услуг и привилегий, включая посещение других стран, открытие банковских счетов, получение прав и голосование на выборах.
В соответствии с требованиями Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 (далее - Положение о паспорте) обязательным является наличие у всех граждан Российской Федерации, старше 14 лет, действующего паспорта.
В настоящее время положения, регулирующие установление документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, введены в новый Федеральный закон от 28 апреля 2023 года № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» (далее
- Закон О гражданстве). Для оказания государственной услуги по выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации закреплены следующие нормы:
- В связи с вступлением в силу нового Закона О гражданстве закреплены определенные условия признания паспорта недействительным: истечения срока действия или через 90 дней после перемены установочных данных заявителем (владельцем паспорта); непригодность в связи с нарушением защитных элементов бланка паспорта, изношенность или отсутствие страницы (части страницы); прекращение владельцем
паспорта российского гражданства;
- Введены прямые запреты на оформление нового паспорта без признания утраченным (похищенным) ранее выданного; на выдачу нового паспорта, взамен ранее выданного без изъятия (исключая утрату и хищение); на изъятие паспорта у владельца (исключая случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации);
- Впервые вводятся на законодательном уровне несколько форм бланка паспорта: бумажный и электронный.
Первые два пункта являются дублированием норм, указанных в Положении о паспорте и ведомственных приказах, регламентирующих процедуру и порядок оказания соответствующих государственных услуг. Введена новая статья для того, чтобы минимизировать случаи нарушения оказания государственной услуги по выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, а также для приведения в соответствие с актуализированными данными баз данных государственной информационной системы миграционного учета.
Введение на законодательном уровне несколько форматов паспортов является правовой новеллой. В настоящее время можно выделить две формы паспорта:
- Паспорт на бумажном носителе - бланке паспорта;
- Электронный цифровой паспорт.
Электронный паспорт в России — это цифровая версия обычного паспорта, которая содержит информацию о гражданине России. Он предоставляет те же права и функции, что и бумажный паспорт, но может быть использован в электронном виде для идентификации и авторизации.
Необходимо подчеркнуть, что введение и использование электронных цифровых паспортов в правовой российской науке исследовано слишком мало, так как внедрение электронных паспортов сейчас находится на первичном этапе. Это обуславливает актуальность данного исследования. Вместе с тем, степень научной разработанности весьма невелика. В данном исследовании проанализированы труды современных ученых, сделавших вклад в разработку вопросов электронных паспортов в России, а также зарубежных авторов.
Электронные паспорта в России регулируются следующими нормативно-правовыми а кта ми:
1 . Федеральный закон от 28 апреля 2023 года № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» - вводит впервые различные формы паспортов;
2 . Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» -определяет правовые основы обработки персональных данных, включая данные, содержащиеся в электронных паспортах.
3. Указ Президента РФ от 18 сентября 2023 года № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий» - устанавливает общие принципы и правила использования электронных документов, включая электронные па с по рта .
4. Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 года № 813 «Об утверждении
Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность» - устанавливает правила использования электронных заграничных паспортов и электронных миграционных карт;
5 . Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» - определяет общие требования к паспортам и бланкам паспортов.
Основываясь на зарубежном опыте использования электронных паспортов в странах СНГ можно выделить следующие основные преимущества электронного паспорта:
- Удобство: электронный паспорт всегда доступен на устройствах с интернет-соединением, что упрощает его использование в различных ситуациях.
- Безопасность: цифровая подпись и шифрование данных обеспечивают высокий уровень защиты личной информации.
- Функциональность: электронный паспорт может использоваться для авторизации на различных веб-сервисах, электронных государственных услугах и других онлайн-платформах.
Важно отметить, что электронный паспорт является дополнением к бумажному паспорту и не заменяет его полностью в настоящее время. Законодатель обязывает гражданина иметь обычный паспорт при перемещении за границу (заграничный паспорт, содержащий электронный носитель информации), и в других случаях, когда требуется физическое предъявление документа.
Генезис электронных паспортов для мировой истории не является новеллой. Зарубежный опыт использования электронных паспортов в таких странах, как Казахстан, Молдавия, Пакистан, Туркменистан, Узбекистан и др. говорит об успешности государственного оборота биометрических электронных паспортов.
Паспорта и другие документы, удостоверяющие личность, в настоящее совершенствуются с использованием последних достижений техники. Различные национальные и международные организации разрабатывают подходы к использованию биометрической информации в машиночитаемом виде. В частности, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла стандарты, согласно которым в паспортах могут храниться биометрические идентификаторы Страны, участвующие в безвизовой программе (VWP), начали выдавать электронные паспорта в 2006 году. Рабочая группа ИКАО по новым технологиям (NTWG) рассматривает биометрические сравнения как более надежный способ проверки подлинности документов, как путем сравнения печатных данных с электронными, так и путем сравнения сохраненных биометрических
данных с образцами, полученными от человека, пытающегося использовать паспорт
Вопрос о введении электронных цифровых паспортов в государственную российскую систему в настоящее время стоит весьма остро. Связано это в первую очередь с тем, что все правительственные и государственные информационные системы, в том числе базы данных, в настоящее время стремятся к повышению точности и безопасности при использовании и обработки персональных данных граждан.
Применительно к Российской Федерации дискуссия о вопросах введения и
использования электронных паспортов ведется давно. С 19 сентября 2013 года действует распоряжение Правительства РФ № 1699-р «Об утверждении концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». В период с 2013 по 2017 год были предприняты введения пилотного проекта универсальной электронной карты (УЭК). Однако в 2017 году проект был закрыт в связи с недостаточным финансированием, а также отсутствием необходимого соответствующего отклика от населения в связи с недоверием к электронным паспортам.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) в 2020 году провело исследование об отношении российских граждан к электронным паспортам, которые планировалось ввести пилотным проектом. Так, по представленным данным ВЦИОМ электронный паспорт хотели бы оформить 16% россиян. Чаще — молодые люди 18-24 лет (30%), мужчины (21%), а также жители крупных городов: столиц (26%) и миллионников (20%).
Таким образом, стоит отметить, что уровень доверия к электронным носителям информации о персональных данных со стороны граждан достаточно невысок, связано это, в первую очередь, что для российских реалий электронные документы - это новелла.
Следует привести следующие возможные проблемы использования электронных паспортов в Российской Федерации:
1. Технические проблемы. В некоторых случаях возникают сложности с технической поддержкой и функционированием системы электронных паспортов. Это может включать проблемы с доступом к онлайн-сервисам, несовместимость с различными устройствами и программным обеспечением, а также сбои и ошибки в работе системы.
- Безопасность данных. Существует риск хакерских атак и утечек персональных данных при использовании электронных паспортов. Несоблюдение соответствующих мер безопасности может привести к нежелательному доступу к личной информации граждан.
- Недостаточная осведомленность и обучение. Некоторые граждане могут испытывать трудности в работе с электронными паспортами из-за недостаточной осведомленности или недостатка навыков использования современных технологий. Это может затруднить процедуры идентификации и ограничить доступ к электронным сервисам.
- Юридические вопросы. Введение электронных паспортов может вызывать юридические вопросы, связанные с документальным подтверждением личности, установлением правового статуса электронных документов и их признанием в различных ситуациях. Некоторые организации и учреждения могут не признавать электронные паспорта в качестве официального документа.
- Ограниченный доступ. Некоторые граждане могут испытывать трудности с доступом к электронным паспортам из-за отсутствия стабильного интернет-соединения или доступа к необходимым техническим средствам. Это может ограничить возможности использования электронных паспортов и предоставления электронных услуг.
Необходимо отметить, что внедрение электронных паспортов в паспортную систему Российской Федерации, окажет влияние на все сферы жизни граждан. В том числе на
реализацию конституционно-закрепленного права избирать и быть избранным. По мнению Трушкиной С.И. «внедрение электронного паспорта в обиход граждан могло бы положительно повлиять на развитие системы электронного голосования в России. Встроенный чип, по сути электронная подпись, которая была успешно реализована в
УЭК, позволит каждому владельцу паспорта получить свои уникальный номер» О преимуществах электронного паспорта в рамках избирательного процесса говорит и С.С. Рудометов, подчеркивая, что «Появление электронного паспорта также может повлиять на реализацию концепции электронной демократии в России, в том числе применительно к избирательному процессу. Концепция предполагает необходимость использования передовых достижений науки и техники для создания и развития новых средств коммуникации (обратной связи) с населением» -Ш.
В целом, хотя электронные паспорта в России имеют свои преимущества, существуют и некоторые проблемы, которые требуют внимания и улучшения со стороны государства и технических специалистов для обеспечения безопасности, доступности и удобства использования данной системы.
Пути решения проблем электронных паспортов могут быть различными, в зависимости от вопросов, с которыми сталкиваются государство и гражданин при оформлении и пользовании электронных паспортов.
Государство и разработчики системы электронных паспортов должны обеспечить надежную и эффективную техническую поддержку. Это включает обновление и совершенствование системы, устранение технических ошибок и сбоев, а также предоставление обучения и руководств для пользователей. Техническая поддержка электронных паспортов должна брать свое начало с эффективного обеспечения и использования цифровых технологий и систем баз данных территориальными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, ответственными за выдачу паспортов.
Вместе с тем, применительно к электронным паспортам очень часто возникают вопросы о сохранности данных. Паспорт содержит конфиденциальную информацию о гражданине, поэтому обеспечение безопасности и защиты персональных данных является важной задачей. Государство и органы, ответственные за выдачу паспортов, принимают меры для защиты данных граждан и предотвращения несанкционированного доступа к ним. Для защиты персональных данных граждан необходимо усилить меры безопасности системы электронных паспортов. Внедрение современных методов шифрования и защиты данных поможет предотвратить несанкционированный доступ и утечки информации. В настоящее время требуется внесение актуальных изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» с целью регулирования обработки, организации хранения, передачи и обеспечения персональных данных.
Исходя из анализа результатов опроса ВЦИОМ относительно внедрения электронных паспортов в Российской Федерации, вопрос доверия к ним и удобство использования гражданами ставится во главу исследуемой темы. Для того, чтобы эффективно и быстро внедрить электронные паспорта в оборот, государство должно проводить образовательные программы для населения, чтобы повысить осведомленность о возможностях и преимуществах электронных паспортов. Обучение граждан использования электронных сервисов и повышение их навыков в работе с технологиями поможет устранить проблемы, связанные с недостаточной осведомленностью. Такое обучение может быть представлено в разных формах, в зависимости от возраста владельца паспорта или заявителя. Одним из таких видов обучения может стать выдача
соответствующих бумажных брошюр при получении паспорта заявителем. Брошюра может включать в себя информацию о правилах пользования электронным паспортом, законодательстве, которое регулирует такой вид паспорта, основные выдержки из законодательства по вопросам хранения и пользования, а также сервисы и системы, где может быть применен электронный паспорт. Для владельцев электронных паспортов, которые имеют доступ и умеют пользовать интернет-ресурсами такая информация может быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти.
Таким образом, государство должно предоставить доступ к электронным паспортам и электронным услугам для всех граждан, включая тех, у кого нет стабильного интернет-соединения или доступа к необходимым техническим устройствам. Создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность электронных паспортов, поможет устранить ограничения и обеспечить равные возможности для всех граждан.
Установление правового статуса электронных документов является важным вопросом, требующим внимания и регулирования со стороны государства. Необходимо разработать и усовершенствовать законодательство, которое определит юридическую силу и признание электронных документов в различных ситуациях. Это позволит обеспечить доверие и надежность использования электронных документов, а также упростить проце с с ы де лопроиз в о дств а и о бме на информа цие й.
Государство должно установить нормы и стандарты для электронных документов, включая требования к формату, подписи и аутентификации. Это поможет предотвратить подделку и несанкционированное изменение электронных документов, а также обеспечит их целостность и конфиденциальность.
Более того, важно разработать механизмы и процессы для проверки и подтверждения подлинности электронных документов. Это может включать использование электронных подписей, сертификацию и аудит систем электронного документооборота. Такие меры помогут обеспечить юридическую значимость электронных документов и доверие к ним. В целом, установление правового статуса электронных документов является важным шагом в развитии цифровой экономики и общества. Это позволит повысить эффективность и удобство делопроизводства, снизить бюрократические барьеры и улучшить доступ к информации.
Библиография
1. Рудометов, С. С. О некоторых вопросах реализации электронного паспорта гражданина Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых : сборник материалов VIII научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 03 июня 2016 года. - Москва: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. - С. 49-53.
2. Трушкина, С. И. Модернизация электронного голосования в российской федерации посредством внедрения электронных паспортов // Наука и образование сегодня. -2019. - № 6-1(41). - С. 64-65.
3. Чистякова, Д. А. Электронный паспорт как элемент цифрового профиля гражданина // Системный администратор. - 2022. - № 9(238). - С. 91-95.
4. Bobkowska K., Nagaty K., Przyborski M. Incorporating iris, fingerprint and face biometric for fraud prevention in elpassports using fuzzy vault // IET Image Processing. - 2019. - Т. 13. - №. 13. - С. 2516-2528.
5. Filimonov I. et al. Breaking unlinkability of the ICAO 9303 standard for e-passports using bisimilarity //Computer Security-ESORICS 2019: 24th European Symposium on
Research in Computer Security, Luxembourg, September 23-27, 2019, Proceedings, Part I 24. - Springer International Publishing, 2019. - С. 577-594.
6. Juels A., Molnar D., Wagner D. Security and privacy issues in e-passports //First International Conference on Security and Privacy for Emerging Areas in Communications Networks (SECURECOMM'05). - IEEE, 2005. - С. 74-88.
7. Lekkas D., Gritzalis D. e-Passports as a means towards a globally interoperable Public Key Infrastructure // Journal of Computer Security. - 2010. - Т. 18. - №. 3. - С. 379396.
8. Schouten B., Jacobs B. Biometrics and their use in e-passports //Image and Vision Computing. - 2009. - Т. 27. - №. 3. - С. 305-312.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Правовое регулирование электронных паспортов в Российской Федерации».
Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам регулирования отношений по поводу оформления и использования электронных паспортов в Российской Федерации. Автором анализируются нормы законодательства и ряда правовых актов, посвященных изучаемому вопросу. Также выделяются положительные черты электронных паспортов, а также некоторые сложности, которые могут возникнуть в связи с их внедрением в практику. В качестве конкретного предмета исследования выступили мнения ученых и нормы законодательства.
Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о регулировании отношений по поводу оформления и использования электронных паспортов в Российской Федерации. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов практики. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм административного законодательства РФ). Например, следующий вывод автора: «В связи с вступлением в силу нового Закона О гражданстве закреплены определенные условия признания паспорта недействительным: истечения срока действия или через 90 дней после перемены установочных данных заявителем (владельцем паспорта); непригодность в связи с нарушением защитных элементов бланка паспорта, изношенность или отсутствие страницы (части страницы); прекращение владельцем
паспорта российского гражданства».
Следует положительно оценить возможности сравнительно-правового метода исследования, связанного с изучением практики зарубежных стран в целях сопоставления с отечественным опытом. В частности, отметим следующий авторский вывод: «Генезис электронных паспортов для мировой истории не является новеллой. Зарубежный опыт использования электронных паспортов в таких странах, как Казахстан, Молдавия, Пакистан, Туркменистан, Узбекистан и др. говорит об успешности государственного оборота биометрических электронных паспортов. Паспорта и другие документы, удостоверяющие личность, в настоящее совершенствуются с использованием последних достижений техники. Различные национальные и международные организации разрабатывают подходы к использованию биометрической информации в машиночитаемом виде. В частности, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла стандарты, согласно которым в паспортах могут храниться биометрические идентификаторы [6]. Страны, участвующие в безвизовой программе (VWP), начали выдавать электронные паспорта в 2006 году. Рабочая группа ИКАО по новым технологиям (NTWG) рассматривает биометрические сравнения как более надежный способ проверки подлинности документов, как путем сравнения печатных данных с электронными, так и путем сравнения сохраненных биометрических данных с образцами, полученными от человека, пытающегося использовать паспорт [6]». Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.
Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории правового регулирования электронных паспортов в Российской Федерации сложна и неоднозначна. С одной стороны, внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни - это необходимость. Использование технологий для идентификации личности упрощает и ускоряет деятельность и практическую работу. С другой стороны, технологии требуют апробации на практике и вполне могут приводить к различным проблемам, некоторые из которых выявлены в рамках статьи. Сложно спорить с автором статьи, например, в следующем: «применительно к электронным паспортам очень часто возникают вопросы о сохранности данных. Паспорт содержит конфиденциальную информацию о гражданине, поэтому обеспечение безопасности и защиты персональных данных является важной задачей. Государство и органы, ответственные за выдачу паспортов, принимают меры для защиты данных граждан и предотвращения несанкционированного доступа к ним. Для защиты персональных данных граждан необходимо усилить меры безопасности системы электронных паспортов. Внедрение современных методов шифрования и защиты данных поможет предотвратить несанкционированный доступ и утечки информации».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать. Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод: «Для того, чтобы эффективно и быстро внедрить электронные паспорта в оборот, государство должно проводить образовательные программы для населения, чтобы повысить осведомленность о возможностях и преимуществах электронных паспортов. Обучение граждан использования электронных сервисов и повышение их навыков в работе с технологиями поможет устранить проблемы, связанные с недостаточной
осведомленностью. Такое обучение может быть представлено в разных формах, в зависимости от возраста владельца паспорта или заявителя. Одним из таких видов обучения может стать выдача соответствующих бумажных брошюр при получении паспорта заявителем. Брошюра может включать в себя информацию о правилах пользования электронным паспортом, законодательстве, которое регулирует такой вид паспорта, основные выдержки из законодательства по вопросам хранения и пользования, а также сервисы и системы, где может быть применен электронный паспорт. Для владельцев электронных паспортов, которые имеют доступ и умеют пользовать интернет-ресурсами такая информация может быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены идеи по совершенствованию действующего законодательства. В частности,
«Установление правового статуса электронных документов является важным вопросом, требующим внимания и регулирования со стороны государства. Необходимо разработать и усовершенствовать законодательство, которое определит юридическую силу и признание электронных документов в различных ситуациях. Это позволит обеспечить доверие и надежность использования электронных документов, а также упростить процессы делопроизводства и обмена информацией».
Приведенный вывод может быть актуален и полезен для правотворческой деятельности. Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.
Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «NB: Административное право и практика администрирования», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с внедрением электронных паспортов в Российской Федерации.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено. Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России и из-за рубежа (Рудометов С.С., Трушкина С.И., Чистякова Д.А., Juels A., Molnar D., Wagner D. и другие).
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.
Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.
Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к нивелированию проблем, связанных с внедрением электронных паспортов в России.
На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»