ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ в России СЕГОДНЯ: ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ
ELECTRONIC PASSPORT IN RUSSIA TODAY: FROM IDEA TO IMPLEMENTATION
УДК 342.9
Н.в. МУЛЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) nadezda.mulenko@yandex.ru
NADEZHDA V. MULENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в настоящее время происходит стремительное развитие современных информационных технологий, которые быстро и неуклонно проникают во многие сферы жизни общества.
Высокий уровень развития информационных технологий и цифровизация всех сфер общества привели к появлению нового вида паспорта. Эксперты и законодатели считают, что это необходимо для повышения уровня защищенности личности гражданина Российской Федерации от подделок и неправомерного использования третьими лицами. Идентификация личности, осуществляемая через электронные паспорта, служит основной целью для автоматизации и предотвращения несанкционированного въезда в страну и ограничения использования поддельных документов.
Документ, удостоверяющий личность человека, проживающего на территории России, содержащий основные данные о нем - это паспорт гражданина Российской Федерации. Неважно, в каком регионе проживает гражданин, сколько ему лет и какого он пола - все жители получают одинаковые паспорта граждан Российской Федерации.
Благодаря электронному паспорту административные процессы становятся более быстрыми, прозрачными и экономически эффективными. Но вместе с этим внедрение новой системы несет с собой и ряд рисков, включая вопросы защиты данных и возможные технические сложности, которые потребуют тщательного анализа и решения.
Актуальность данной темы для Российской Федерации обусловлена рядом факторов:
1. Необходимостью повышения уровня безопасности личных данных граждан. Электронный паспорт с встроенными средствами защиты позволяет снизить риски утечки и подделки документов.
2. Упрощением процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение электронного паспорта позволит оптимизировать процессы взаимодействия граждан с государственными органами.
3. Повышением эффективности работы государственных и муниципальных учреждений. Электронные паспорта способствуют автоматизации многих процессов, что, в свою очередь, уменьшает издержки и повышает эффективность работы.
Ключевые слова: электронный паспорт, идентификация граждан, цифровизация, личные данные, безопасность личных данных.
Для цитирования: Муленко Н.В. Электронный паспорт в России сегодня: от идеи к реализации // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 4. - С. 35-40.
Abstract: nowdays, there is intensiv development of modern information technologies, which are rapidly and steadily penetrating into many areas of our lives.
The high level of information technology development and digitalization of all spheres of society have led to the emergence of a new type of passport. Experts and legislators believe that this is necessary to increase the level of protection of the identity of citizens of the Russian Federation from counterfeiting and misuse by third parties. Personal identification, carried out through electronic passports, serves as the main purpose for automating and preventing unauthorized entry into the country and limiting the use of forged documents.
A document certifying the identity of a person living in Russia and containing basic information about him is a passport of a citizen of the Russian Federation. It does not matter in which region a citizen lives, how old he is and what gender he is - all residents receive the same passports of citizens of the Russian Federation.
Thanks to the electronic passport, administrative processes become faster, more transparent and more cost-effective. But at the same time, the introduction of a new system carries with it a number of risks, including data protection issues and possible technical difficulties that will require careful analysis and solution.
The relevance of this topic for the Russian Federation is due to a number of factors:
1. The need to increase the level of security of personal data of citizens. An electronic passport with built-in security features reduces the risks of leakage and forgery of documents.
2. Simplification of the procedure for the provision of state and municipal services. The introduction of an electronic passport will optimize the processes of interaction between citizens and government agencies.
3. Improving the efficiency of state and municipal institutions. Electronic passports contribute to the automation of many processes in return reduces costs and increases work efficiency.
Keywords: electronic passport, identification of citizens, digitalization, personal data, security of personal data.
For citation: Mulenko N.V. Electronic passport in Russia today: from Idea to Implementation // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 4. - P. 35-40.
Электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Электронный паспорт является электронным носителем, содержащим информацию о человеке, необходимую для его идентификации.
Как сообщается на сайте правительства России, паспорт будет представлять собой пластиковую карту с российским чипом. Также появится мобильное приложение, которым можно будет пользоваться в ситуациях, где потребуется паспорт.
Все элементы новой системы будут российскими: иностранные компании не будут задействованы ни для создания алгоритмов, ни программного обеспечения, ни чипа.
Внешне электронный паспорт похож на стандартную пластиковую карту с фотографией его обладателя. Все данные документа записываются на чип.
Среди информации, которую позволит считать электронный паспорт, значатся:
- личные сведения: ФИО, место регистрации, семейный статус;
- документы и коды: СНИЛС, ИНН, права на автомобиль, цифровая подпись;
- визуальная идентификация: скан лица, отпечаток пальца, фото радужной оболочки.
В настоящее время в мире появилась тенденция к использованию электронных биометрических паспортов. Одним из первых было государство Сингапур, которое ввело в пользование электронный паспорт в 2000 г.
В Эстонии, Украине, Казахстане, Кыргызстане, Индии, Великобритании, Латвии, Гане, Саудовской Аравии и т.д. уже применяются удостоверяющие личность Ю-карты [1].
В Российской Федерации принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 1699-р «Об утверждении Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации»1, однако в настоящее время данная инициатива приостановлена [2].
В Постановлении Правительства Российской Федерации № 315 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» от 16.04.2016 г. в подп. «б» п. 23 содержится предписание для МВД России отложить мероприятия, связанные с введением электронных паспортов, до 15 марта 2018 г.2
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1699-р (с изм. и доп. в ред. от 22.05.2018) «Об утверждении Концепции введения в РФ удостоверения личности гражданина РФ, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, и плана мероприятий по реализации Концепции (вместе с «Концепцией введения в РФ удостоверения личности гражданина РФ, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ»)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2016 г. № 315 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Впервые идея заменить бумажные паспорта на электронные была озвучена еще в 2013 году. Однако последовавшие затем санкции и другие проблемы заставили правительство временно заморозить проект. И новый импульс идея циф-ровизации документов получила только в феврале 2023 года.
Концепция перехода на электронное удостоверение личности в России существует уже 10 лет - она была прописана еще в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 1699-р от 19 сентября 2013 года. С тех пор несколько лет выпускались универсальные электронные карты (далее - УЭК), которые должны были объединять в себе электронный кошелек и паспорт. Но массовыми они не стали из-за ряда недостатков.
Затем к идее вернулись в июле 2019 года. О скором запуске пилотного проекта заявлял заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов. Как предполагалось, первые цифровые паспорта должны были выдаваться жителям Москвы, а уже дальше в процесс цифровизации включались новые регионы. Более того, по первоначальной задумке выпуск бумажных паспортов хотели прекратить уже в 2022 году (чего очевидно не произошло).
Потом сроки опять сдвинулись: массовая выдача цифровых паспортов должна была только стартовать в 2022 году. В Министерстве цифрового развития подготовили проект согласно Указу Президента Российской Федерации, по которому должны были вводиться электронные паспорта в России, он был опубликован 19 марта 2021 года.
Однако и потом все шло не очень гладко, а сроки ввода цифровых паспортов постоянно смещались. В начале 2022 года было объявлено, что цифровые паспорта будут выдаваться с начала 2023 года в пилотном режиме в трех регионах -Москве, Московской области и Татарстане. Уже тогда появилась идея дополнить пластиковую смарт-карту приложением для смартфона.
В настоящее время также прекращена выдача УЭК.
Первоначально предполагалось, что введение универсальной электронной карты подготовит граждан к более существенным изменениям в виде внедрения «электронного паспорта», однако в результате исследования Экспертного центра электронного государства было выявлено, что УЭК не является востребованной.
По состоянию на 2015 г. всего было выдано около 469 тысяч универсальных карт [2].
Но после февраля 2022 года и всех введенных против России санкций было решено замо-
розить проект на неопределенный срок. Тогда называлось две причины:
- высокая стоимость. Электронное удостоверение личности могло стоить для граждан примерно 1 000 рублей, тогда как бумажный вариант обходится всего в 300;
- отсутствие чипов. Из-за ограничений на ввоз чипов в Россию невозможно получить достаточно комплектующих для выпуска необходимого количества паспортов.
Новый этап в истории создания и внедрения электронных паспортов начался в феврале 2023 года, когда на встрече Президента Российской Федерации и главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максута Шадаева глава государства указал на то, что внедрение технологии нужно ускорить. Проект Указа Президента о разработке цифровых паспортов был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов уже 13 апреля 2023 года, подписан он был 18 сентября 2023 года.
Сама карточка будет выглядеть предположительно так же, как, например, Ю-карта в Эстонии. На ней будет нанесена следующая информация: ФИО гражданина, дата рождения, пол, номер, дата выдачи, фото, подпись - все то, что указано на первой странице действующего сегодня бумажного паспорта. Также предполагается записать биометрию (отпечаток пальца, снимок сетчатки глаза), СНИЛС, ИНН, водительское удостоверение и некоторые другие документы; обсуждается и возможность записи на чип данных банковских карт.
Концепция запуска электронных паспортов предполагает окончание выпуска бумажного варианта паспорта с 1 января 2025 года.
В пункте 2 проекта Указа Президента Российской Федерации «О паспорте гражданина Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации» (подготовлен Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.03.2021 г.), обозначено, что с момента выдачи гражданину российского паспорта в электронном виде либо на бумаге ранее выданный электронный либо бумажный паспорт считается недействительными3.
Если у гражданина есть бумажный паспорт, то пользоваться им он сможет до 2030 года.
Соответственно, электронный паспорт позволит сделать важный шаг в развитии цифрови-
3 Указ Президента Российской Федерации «О паспорте гражданина Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
зации государственных услуг страны, повысит доступность и улучшит их качество для граждан.
Несмотря на систематическое совершенствование миграционного законодательства в части правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, на территории Российской Федерации находится достаточно большое количество лиц, правовой статус которых не урегулирован, и в первую очередь это выражается в отсутствии у них документов, удостоверяющих их личность и гражданство. Это способствует ограничению их в реализации законных прав и интересов, а также создает условия для незаконной миграции.
Процедура установления личности иностранного гражданина закреплена ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ)4.
Анализ дел об установлении личности иностранных граждан и лиц без гражданства, который проводился в территориальных органах МВД России, показал, что отсутствие единого порядка применения ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ влечет разные подходы к проведению данной процедуры и ее документированию.
Вместе с тем в связи с принятием 24 февраля 2021 г. Федерального закона № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»5 увеличилось количество заявлений об установлении личности лиц, правовой статус которых не урегулирован.
В деятельности органов внутренних дел есть направление по установлению личности иностранного гражданина и лица без гражданства, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность. Порядок реализации положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 и статьей 10.1 Закона № 115-ФЗ закреплен в целях обеспечения национальной безопасности с учетом минимизации рисков, связанных с созданием предпосылок легализации лиц, находящихся на территории Российской Федерации
4 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
5 Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru
с неустановленной личностью и гражданством, в условиях сложной политической, экономической и миграционной обстановки, а также разрешения вопросов, связанных с документированием лица, подлежащего высылке.
При этом следует обратить внимание на то, что каждый материал по установлению личности индивидуален, в отдельных случаях ситуации представляют большую сложность и требуют нестандартного подхода. Территориальным органам МВД России необходимо предпринять все меры для идентификации личности иностранного гражданина или лица без гражданства, в ином случае это может нанести ущерб как безопасности Российской Федерации, так и правам и законным интересам населения. Сотрудники подразделений по вопросам миграции должны квалифицированно применять все возможные формы идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как было отмечено выше, иностранные граждане и лица без гражданства часто нарушают законодательство Российской Федерации, в том числе и миграционное. В связи с этим необходимо принять меры, способствующие предотвращению неправомерных действий данных лиц.
При установлении личности отдельных категорий иностранных граждан применяются различные методы. Обусловлено это продолжительностью нахождения на территории Российской Федерации, наличием персональных данных о них в различных информационных системах. Так, например, для лиц с неурегулированным статусом на территории Российской Федерации этот алгоритм более достоверен, нежели для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибывают в массовом экстренном порядке без документов.
Как было ранее отмечено, существует процедура установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, которая состоит из ряда последовательных действий, в ходе которых в конечном итоге выносится заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства [3].
Инициатором проведения процедуры установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства могут быть:
- территориальный орган МВД России в случае выявления иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, привлечения его к административной ответственности или применения иных мер административного принуждения (например, депортации);
- иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Во втором случае установление личности применяется в целях урегулирования правового статуса гражданина, не имеющего документов вообще, или при документировании лица без гражданства, поэтому заявление будет являться основанием проведения данной процедуры [3].
В случае установления сомнений в подлинности представленных документов и подтверждения фактов, которые сообщил гражданин, сотрудники территориальных органов МВД России направляют соответствующие запросы как в территориальные органы МВД России, Главный информационный центр МВД России и соответствующие подразделения в регионах, так и в другие органы и организации (например, органы ЗАГС, суды, органы исполнения наказаний, образовательные организации и другие).
В миграционной сфере уже говорится о выдаче электронных документов иностранным гражданам, где биометрические документы планируется выдавать лишь некоторым категориям иностранных граждан.
Идея введения для иностранных граждан Ю-карт была обоснована в 2020 г. в подготовленной МВД России концепции проекта нормативного правового акта в сфере миграции, а затем нашла отражение в проекте Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»6. Единый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, с электронным носителем информации планируется оформлять иностранному гражданину по его заявлению, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно через подведомственную организацию или в электронной форме. Такой документ будет действовать в течение довольно длительного срока - 10 лет, при этом должен будет
6 Проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (подготовлен МВД России 08.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
обеспечивать идентификацию и верификацию иностранного гражданина в режиме реального времени; возможность совершения юридических операций в электронной среде, в том числе получения государственных, банковских и иных услуг; возможность генерации ключей усиленной квалифицированной электронной подписи; подключение мобильной версии личного кабинета иностранного гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг и функций.
Использование данной Ю-карты, как представляется, должно стать необходимым при осуществлении трудовой деятельности, получении государственных и муниципальных услуг, изменении места жительства в пределах Российской Федерации, что позволит повысить эффективность контрольных мероприятий, снизить количество лиц с неурегулированным правовым статусом.
Практика использования идентификационных карт получает все большее распространение, такие карты в зависимости от целей регулирующего воздействия могут выдаваться как собственным гражданам, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержать информацию о персональных данных владельца, биометрические данные и др.
Таким образом, среди типовых проблем использования идентификационных карт можно отметить временные и организационные затраты, необходимые для внедрения соответствующего программного обеспечения, сопряжения соответствующих информационных систем и баз данных и их своевременного обновления, иногда имеется потребность в установке дополнительного оборудования, позволяющего считывать информацию с идентификационных карт, дополнительной защите от несанкционированного использования информации и др.
Считаем, что в рамках внедрения электронного паспорта будут совершаться важные шаги в развитии цифровизации государственных услуг. Это позволит повысить доступность, а также улучшить их качество для граждан.
Литература
1. Мититюк В.М. Переход на электронные паспорта: возможные правовые проблемы / Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием. -Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. С. 420-423.
2. Макарова Е.В. Переход граждан Российской Федерации к электронной форме паспорта // Научный альманах. -2018. - № 10-3 (48). - С. 171-173.
3. Полякова Н.В., Курашова М.М. Административно-правовая процедура установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего личность // Вестник Воронежского института МВД России. - 2022. - № 4. - С. 240-245.
4. Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В. Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. -2022. - Т. 18. - № 2. - С. 53-68.
5. Басынина Е.К., Яковлева Д.А., Игнатьева И.В. Цифровая революция в Российской Федерации: переход на электронные паспорта и трудовые книжки / Эволюция государства и права: проблемы и перспективы: сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 390-392.
6. Ванюшин Я.Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: учебное пособие. - 2-е изд., доп. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - 103 с.
7. Ворсинова Л.В. Электронный паспорт гражданина - нужен ли он современной России? / Авакьяновские чтения: сборник научных статей. - Ростов-на-Дону: Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Ростове-на-Дону, 2019. С. 197-202.
8. Лунева С.В. Причины и перспективы введения электронного паспорта / Научное измерение - 2023: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2023. С. 88-92.
9. Мацкевич И.М., Скиба А.П., Рахимджанова Д.С. Стенограмма круглого стола «Современные подходы к формированию национальной политики и профилактике правонарушений в сфере миграции и механизмы реализации» // Союз криминалистов и криминологов. - 2022. - № 4. - С. 130-168.
10. Полякова Н.В. Административно-правовые основы деятельности полиции по установлению личности иностранных граждан и лиц без гражданства // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. - 2023. - № 5. -С. 156-161.
References
1. Mitityuk V.M. Perekhod na elektronnye pasporta: vozmozhnye pravovyeproblemy / Yurisprudenciya 2.0: novyj vzglyad na pravo: sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Moskva: Rossijskij universitet druzhby narodov, 2017. S. 420-423.
2. Makarova E.V. Perekhod grazhdan Rossijskoj Federacii k elektronnoj forme pasporta // Nauchnyj al'manah. - 2018. -№ 10-3 (48). - S. 171-173.
3. Polyakova N.V., Kurashova M.M. Administrativno-pravovaya procedura ustanovleniya lichnosti inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva, ne imeyushchego dokumenta, udostoveryayushchego lichnost' // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2022. - № 4. - S. 240-245.
4. Andrichenko L.V., Maslovskaya T.S., Plyugina I.V. Gosudarstvennoe upravlenie v sfere migracii: opyt Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus' // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2022. - T. 18. -№ 2. - S. 53-68.
5. Basynina E.K., YAkovleva D.A., Ignat'eva I.V. Cifrovaya revolyuciya v Rossijskoj Federacii: perekhod na elektronnye pasporta i trudovye knizhki / Evolyuciya gosudarstva i prava: problemy i perspektivy: sbornik nauchnyh trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Kursk: YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2020. S. 390-392.
6. Vanyushin Ya.L. Pravovoe polozhenie inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. - 2-e izd., dop. -Tyumen': Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2015. - 103 s.
7. Vorsinova L.V. Elektronnyj pasport grazhdanina - nuzhen li on sovremennoj Rossii? / Avak'yanovskie chteniya: sbornik nauchnyh statej. - Rostov-na-Donu: Rostovskij institut (filial) federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Vserossijskij gosudarstvennyj universitet yusticii (RPA Minyusta Rossii)» v g. Rostove-na-Donu, 2019. S. 197-202.
8.Luneva S.V. Prichiny i perspektivy vvedeniya elektronnogo pasporta / Nauchnoe izmerenie - 2023: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Petrozavodsk: Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaya Nauka», 2023. S. 88-92.
9.Mackevich I.M., Skiba A.P., Rahimdzhanova D.S. Stenogramma kruglogo stola «Sovremennye podhody k formirovaniyu nacional'noj politiki i profilaktike pravonarushenij v sfere migracii i mekhanizmy realizacii» // Soyuz kriminalistov i kriminologov. -2022. - № 4. - S. 130-168.
10. Polyakova N.V. Administrativno-pravovye osnovy deyatel'nosti policii po ustanovleniyu lichnosti inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva // Policiya i obshchestvo: problemy i perspektivy vzaimodejstviya. - 2023. - № 5. - S. 156-161.
(статья сдана в редакцию 07.11.2023)