ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
А.А. Азибекян, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11231
Аннотация. В работе рассмотрены основные вопросы правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации. Особое внимание уделено мерам ответственности за экологические правонарушения. Обоснована необходимость контрольных мероприятий за исполнением законодательных норм в сфере экологии в России.
Ключевые слова: экологическое право, охрана и защита окружающей среды, окружающая среда, общество, природа, экологические правонарушения, загрязнение окружающей среды.
Научно-технический прогресс сейчас приобретает особый смысл в наше время. Он развивается, набирает мировые обороты. Особо оно воздействует на природную среду. Научно-технический прогресс в природе создал положительные результаты во взаимодействии природы, общества, человека и мира в целом. Например, у каждого из нас есть возможность каждое утро просыпаться и смотреть прогноз погоды, также добывание полезных ископаемых с помощью различных технологий и т.п. В связи с тем, что взаимодействие человека и природы стало все больше набирать обороты, стало необходимостью регулировать эти отношения, чтобы уменьшить вред природе сейчас и в дальнейшем.
Основы предмета правого регулирования - это всегда общественные отношения, то есть отношения между людьми, государственными образованиями, между другими субъектами, юридическими лицами по поводу окружающей среды в сфере взаимодействия общества и природы.
Если говорить об актуальных проблемах в развитии экологического законодательства, то здесь до сих пор (несмотря на то, что отрасль существует уже несколько десятков лет) основные начала правого регулирования до сих пор спорные.
Регулировать окружающую среду невозможно, с точки зрения права. Если целенаправленно и последовательно устано-
вить нормы в экологическом праве, они позволят упорядочить качество и защиту окружающей среды, основные экологические нормы в правовом и законодательном поле. К примеру, уровень качества окружающей среды, было бы не плохо, если бы отслеживались показатели этих качеств, возможные изменения среды в результате тех или иных решений. Эти меры должны повысить эффективность использования природных ресурсов, сохранить и защищать окружающую среду.
Конечно, за любые противоправные деяния должны предусматриваться меры наказания. Так, например, в области экологии предусмотрены уголовные, административные, дисциплинарные и иные меры воздействия за противоправное преступление в области экологии. Есть отдельно ситуации, когда такие дела регулируются судом, а также подлежат их рассмотрению. Только административную и гражданско-правовую ответственность несут учреждения, организация, а также предприятия. Например, административное воздействие в качестве предприятия является их полное прекращение производственной деятельности или приостановка. С помощью законов, подзаконных актов, которые издаются органами государственной власти регулируется административная ответственность.
Вред, который может причинить виновный окружающей среде, определяется в соответствии с утвержденными законом методиками, также возмещение ущерба в полном объеме. Сумму ущерба определяет суд. Суд исходит из затрат на восстановление окружающей среды и понесенных убытков. Убытки могут включать упущенную выгоду, а конкретно - «Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда» и «вред, причиненный здоровью гражданина или его имуществу негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме».
Крайне большой ущерб наносят водной биосфере. Например, случайные аварии на производстве, сброс неочищенных отходов и т.п. Свойство восстанавливаться крайне редко встречается в окружающей среде, после того как наносится ущерб. Отслеживается количество ущерба в задокументированных последствиях. Количество ущерба от аварийного загрязнения окружающей природы определяется по задокументированным последствиям, что часто может привести к его значительному занижению.
В настоящее время к решению экологической проблемы нужно подталкивание к введению безотходных производств, эффективной переработки бытовых отходов и прочие меры. Штрафы за загрязнение окружающей среды и экологические налоги утрачивают свое первостепенное значение, так как административная мера, которая предусматривает полное закрытие или остановку производства используется очень изредка. Как мне кажется, отсутствие компетентного надзорного органа, одна из причин таких обстоятельств. Надзорный орган мог бы оперативно отслеживать степень загрязнения окружающей нас природы. Данный орган мог бы взаимодействовать с юридическими и физическими лицами и не просто взаимодействовать, а иметь действующие рычаги воздействия.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важным является контроль за исполнением текущего законодательства и внедрение новых правовых и законодательных норм в сфере экологии, новые субсидии и налоговые льготы для юридических и физических лиц, стремящихся к соблюдению этих норм, а также административные и уголовные меры для тех, кто игнорирует требования закона. Только так мы можем уберечь окружающую нас среду от загрязнения и донести её до потомков в неизменном виде.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями в ред. от 31.07.2020). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. - 2003. - №3. - С. 30-41.
3. Кузьменко Ю.А. Эколого-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды / Ю.А. Кузьменко и др. // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. - С. 567-574.
4. Миронов О.О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2015. -64 с.
5. Пчельников М.В. Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды преступление // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - №2. - С. 70-74.
6. Пчельников М.В. Экологическая демократизация в современном праве // Реализация принципов международного права: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. -Ростов н/Д, ДГТУ, 2019. - С. 27-29.
7. Сагирян И.Г. Научная публикация студента. / Ю.И. Исакова, И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 - 56 с.
8. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова и др. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 152 с.
9. Isakova Yu.I., Pchelnikov M.V. Greening of education in modern society // SHS Web of Conferences. The conference proceedings. Don State Technical Universyty. 2019. С. 11002.
LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.A. Azibekyan, Student Don State Technical University (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article deals with the main issues of legal regulation of public relations in the field of environmental protection, nature management and environmental safety in the Russian Federation. Special attention is paid to measures of responsibility for environmental offenses. The necessity of control measures for the implementation of legislative norms in the field of ecology in Russia is justified.
Keywords: environmental law, environmental protection, environment, society, nature, environmental offenses, environmental pollution.