Научная статья на тему 'Правовое регулирование доступа граждан к экологической информации'

Правовое регулирование доступа граждан к экологической информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
благоприятная окружающая среда / экологическая информация / законодательные акты / государственная политика / реализация права на информацию / доступ к информации / favorable environment / environmental information / legislative acts / public policy / implementation of the right to information / access to information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саид Салаудинович Нисредов

В статье рассматривается проблема доступа граждан к экологической информации, раскрываются понятия, проводится анализ законодательных актов, практики. Предлагаются способы улучшения механизма предоставления информации, рассматривается ответственность за ее сокрытие или искажение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of citizens’ access to environmental information

The article solves the problem of citizens' access to this information, reveals concepts, and analyzes legislative acts and practices. Conditions are also provided to improve the mechanism for providing information and responsibility for disclosing it or initiating a case.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование доступа граждан к экологической информации»

Закон и право. 2024. № 7. С. 128-132. Law and legislation. 2024;(7):128-132.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-128-132 NIION: 1997-0063-7/24-371

EDN: https://elibrary.ru/ISFCHB MOSURED: 77/27-001-2024-7-571

Правовое регулирование доступа граждан к экологической информации

Саид Салаудинович Нисредов

Юридический институт Дагестанского государственного университета,

Махачкала, Россия, said_ddddd@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема доступа граждан к экологической информации, раскрываются понятия, проводится анализ законодательных актов, практики. Предлагаются способы улучшения механизма предоставления информации, рассматривается ответственность за ее сокрытие или искажение.

Ключевые слова: благоприятная окружающая среда, экологическая информация, законодательные акты, государственная политика, реализация права на информацию, доступ к информации.

Для цитирования: Нисредов С.С. Правовое регулирование доступа граждан к экологической информации // Закон и право. 2024. № 7. С. 128-132. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-128-132 ЕБ№ https://elibrary.ru/ISFCHB

Original article

Legal regulation of citizens' access to environmental information

Said S. Nisredov

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia, said_ddddd@mail.ru

Abstract. The article solves the problem of citizens' access to this information, reveals concepts, and analyzes legislative acts and practices. Conditions are also provided to improve the mechanism for providing information and responsibility for disclosing it or initiating a case.

Keywords: favorable environment, environmental information, legislative acts, public policy, implementation of the right to information, access to information.

For citation: Nisredov S.S. Legal regulation of citizens' access to environmental information // Law and legislation. 2024;(7):128—132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-128-132 EDN: https:// elibrary.ru/ISFCHB

Федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 39 были внесены изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ». В этом Законе была дополнена ст. 1 абзацем следующего содержания: «Экологическая информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее

© Нисредов С.С. М., 2024.

загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды [1].

Важность такой информации заключается в том, что данная информация прямо связана со всем, что нас окружает и тем, без чего человек попросту не может обойтись: вода, воздух, земля и т.д. [2].

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

Однако для того чтобы делать выводы, необходимо иметь количественные и качественные показатели, в том числе увидеть динамику проделанной работы хотя бы за последние пять лет. Только так можно понять, улучшилась или ухудшилась окружающая среда, какие есть перспективы и что предлагает Правительство для решения стоящих проблем.

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), от загрязнения воздуха в год умирает более 2 млн человек. Поэтому, говоря об экологической информации, стоит понимать, что проблема касается не только государства, отдельных регионов, а каждого отдельно взятого жителя нашей страны. В обществе давно назрел вопрос о человеческом отношении к природе , поэтому важно, чтобы каждый человек мог выражать свою точку зрения, оценить те действия, которые проводятся законодательными органами в области правового регулирования экологической информации.

В первую очередь стоит обратиться к Конституции РФ, именно она выступает гарантом права гражданина получать достоверную информацию о состоянии нашей окружающей среды, а также права на возмещение ущерба, если экологическое правонарушение стало причиной проблем со здоровьем у гражданина (ст. 42).

Помимо Конституции существует немалое количество нормативно-правовых актов, которые прямо или косвенно регламентируют защиту экологических прав граждан, в том числе право на получение достоверной экологической информации: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об охране озера Байкал» и т.д.

Однако на практике все работает немного иначе. Какова на самом деле степень защищенности прав граждан на доступ к экологической информации можно понять, изучив механизм обеспечения доступа к ней. Главная проблема тут заключается в недостаточной прозрачности. Часто гражданин просто не имеет возможности получить полную и достоверную информацию об экологической ситуации в своем городе. Органы власти должны самостоятельно и оперативно оповещать граждан об экологических правонарушениях и последствиях, которые могут последовать за такими правонарушениями [5, с. 5].

Заявления граждан или СМИ в органы власти о получении достоверной информации об экологическом положении в городе или регионе зачастую остаются без ответа, в том числе не даются объяснения отказа на предоставление

такого рода информации. Следует понимать, что иногда непредоставление экологической информации может быть вполне законным действием. Например, если такая информация является частью государственной тайны, она не может быть общедоступной априори (специальная информация). Доступ к ней может иметь лишь ограниченный круг лиц, а значит, граждане или СМИ могут оставаться в неведении вполне законно.

Экологическая информация, как и любая другая разновидность информации, имеет свои характерные особенности:

■ Актуальность. С развитием общества стало очевидно то, что правовую базу данного вопроса необходимо формировать с учетом быстро растущих темпов развития промышленности и энергетики.

■ Популярность. В Интернете и средствах массовой информации тематика экологии стала трендовой, это и плюс, и минус одновременно. Интернет позволяет большому кругу лиц в секунду получить экологическую информацию через чаты, социальные сети, форумы. Проблема заключается в том, что зачастую проверить такую информацию не предоставляется возможным, а значит, она может ввести в заблуждение.

■ Доступность. Эта характерная особенность исходит из предыдущего пункта. Экологическая информация доступна в форме альтернативной информации, однако механизм, при котором официальными источниками будет выступать государство, требует значительных доработок.

■ Субъектами экологической информации являются все заинтересованные граждане. Ими могут быть журналисты, активисты, студенты и т.д. Все они имеют законное право требовать предоставления экологической информации, при этом не объясняя причин, по которым им эта информация необходима.

Государство же, в свою очередь, в лице уполномоченных органов должно постоянно мони-торить экологическую информацию, в предусмотренные сроки обновлять ее и при необходимости самостоятельно предоставлять официальную информацию; опровергать ли подтверждать альтернативную.

Наиболее спорным вопросов является дискурс по поводу функций экологической информации, плюсах и минусах.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2024

Так, плюсом может быть то, что такая информация зачастую формирует правосознание граждан в области экологии. Общество начинает уделять больше внимания проблеме охраны природы, создаются общественные организации, группы, деятельность которых направлена на предотвращение загрязнения окружаю -щей среды. Затем государство уже становится главным инициатором природоохранительных мероприятий [4].

Главным минусом такой информации является то, что она зачастую не является официальной (альтернативной), может использоваться СМИ (в том числе недружественных государств) для больших заголовков и приводить к дестабилизации общества. В итоге она становится своего рода инструментом для достижений определенных политических и экономических целей.

Ответственность за сокрытие или искажение экологической информации также имеет ключевое значение. В истории нашего государства было не мало случаев, когда экологическая информация заведомо искажалась, что, в свою очередь, приводило к жертвам, которые можно было избежать. Например, в Припяти в 1986 г. сокрытие информации об экологической катастрофе привело к жертвам среди населения.

Считаем необходимым привести пример успешного использования экологической информации в нашем городе.

Так, судьба «Эльтавского леса», пожалуй, одного из крупнейших лесных массивов, оставшихся в г. Махачкала, является идеальным примером того, насколько экологическая информация важна для защиты окружающей среды.

Еще в начале 2000-х «Эльтавский лес» был прекрасным местом отдыха для многих жителей города. Однако через пару лет лесной массив превратился в мусорную свалку, а затем медленно, но «уверенно» его территория распродавалась на участки для личного пользования. Органы власти не принимали никаких действий по предотвращению правонарушений. Ситуация кардинально поменялась с приходом Интернета, общество консолидировалось и начало массово публиковать реальное положение дел в лесу, затем к освещению проблемы были «подключены» СМИ. Начался сбор экологической информации, которая также предоставлялась органами местного самоуправления.

В 2021 г. лес получил статус «особо охраняемой зоны», затем в 2023 г. в нем началось строительство парка, работа над которым была завер-

шена в 2024 г., парк назван именем Расула Гамзатова [7].

Сокрытие и искажение экологической информации наказуемо лишь по КоАП РФ, однако в случаях, когда такое правонарушение приводит к последствиям в виде жертв среди населения или тяжких последствий для здоровья, наступает уже уголовная ответственность. Пожалуй, единственным разумным способом решения этой проблемы, по нашему мнению, является увеличение количества проверок на государственных и коммерческих предприятиях, деятельность которых прямо связана с воздействием на экологию.

Такие проверки позволят еще на ранних стадиях предотвратить возможную катастрофу в будущем. Однако практика показывает, что дефицит необходимых специалистов и высокий уровень коррупции приводят к тому, что проблема остается незамеченной. Либо это происходит в силу некомпетентности проверяющего, либо на определенные недостатки в работе предприятий попросту «закрываются глаза».

Для решения этой проблемы также может быть предложено создание независимых, некоммерческих организаций, деятельность которых будет направлена на мониторинг экологической информации и предложение конкретных программ действий. Такие программы действий могут включать: участие в разработке критериев, систем требований, на примере которых можно понять состояние окружающей среды, безопасность нахождения на той или иной территории.

Создание специальных экологических карт, которые позволяют определить места наибольшего скопления вредных веществ в воздухе, даст возможность выбирать жилье в участках наиболее благоприятной окружающей среды и увидеть реальную ситуацию в том или ином микрорайоне [3, с. 22].

Изучение опыта зарубежных страх в данном вопросе также может послужить фундаментом для дальнейшего развития отечественного экологического законодательства. На примере США, Швеции и Германии можно увидеть следующее: наличие законодательных актов, регулирующих доступ к экологической информации, специальные государственные органы, которые занимаются мониторингом экологической информации и выступают официальным источником. Создаются специальные сертифицированные сайты в сети Интернет, на которых можно получить актуальную информацию о состоянии окружающей среды. В зарубежных странах раз-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

витый механизм доступа к экологической информации, действует принцип прозрачности. Законодательно закреплена ответственность за непредоставление экологической информации органами власти.

Недавние опросы, которые проводились по стране, показали, что уровень заинтересованности граждан экологическими проблемами возрос, однако на вопрос: «Откуда вы получаете экологическую информацию?» более 80% граждан ответили, что конкретного источника информации у них нет. Более 20% опрошенных утверждали, что экологической информацией должны заниматься уполномоченные на это государственные органы, а уже после предоставлять полученную информацию населению [6, с. 59].

Необходимо усилить контроль за работой предприятий атомной энергетики, предприятий, которые в своей деятельности сталкиваются с химическими элементами в процессе производства, нефтедобывающими и перерабатывающими компаниями и т.д.; увеличить ответственность за сокрытие или искажение экологической информации; подготовить специалистов в области экологии, в том числе экологов-юристов.

Немаловажным аспектом является развитие законодательства в области защиты экологической информации. Создание отдельного нормативно-правового акта также послужило бы большим шагом в развитии экологического законодательства; такой нормативный акт позволил бы регулировать механизм доступа к экологической информации, ответственность за незаконный отказ в ее предоставлении, стал бы нормативной основой для будущей «экологической информационной базы», доступ к которой мог бы получить каждый гражданин страны через глобальную сеть Интернет.

Такая база могла бы быть сформирована на основе портала «Госуслуги», возможности которого позволяют создать определенный раздел на сайте. Доступ к порталу в теории может получить каждый гражданин, пройдя верификацию, а «Госуслуги», в свою очередь, основываясь на паспортных данных гражданина, будут предоставлять актуальную экологическую информацию.

При написании магистерской диссертации по теме: «Регулирование эколого-правового статуса граждан», пришел к выводу, что эколого-правовой статус гражданина напрямую связан с экологической информацией. Осведомленность

общества о том, в каком положении находится окружающая среда, в которой они живут, вдохновляет человека, консолидирует общество и государство с целью достижения наиболее благоприятных условий для жизни сегодня и будущего поколения.

В связи с этим необходимо следующее: правовое регулирование экологической информации, создание нормативной базы, подготовка необходимых специалистов в области экологического права (экологический менеджмент, экологи-юристы и т.д.), создание «экологической информационной базы» на основе портала «Госуслуг», а также формирование правосознания граждан посредством проведения мероприятий, посвященных защите экологии нашей страны.

Список источников

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 09.03.2021 № 39-Ф3 // http:// www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-Ф3 // http:// www.consultant.ru/

3. Архипов A.M. Реальные гарантии права граждан РФ на экологическую информацию // Правовые вопросы связи. 2009. № 2.

4. Бычкова Е. Ф. Экологическая информация: Метод. пособие. М.: ГПНТБ России, 2014. 156 с.

5. Волков К.В. Правовое регулирование доступа к экологической информации: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

6. Экологическое право: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

7. Решение Кировского районного суда № 12-419/2019 от 15.08.2019 по делу № 12-419/ 2019 // http://www.consultant.ru/

References

1. Federal Law of 09.03.2021 № 39-FZ «On Amendments to the Federal Law «On Environmental Protection and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/

LAW & LEGISLATION • 07-2024

2. Federal Law of May 4, 1999 № 96-FZ «On the Protection of Atmospheric Air» // http:// www.consultant.ru/

3. Arkhipov A.M. Real guarantees of the right of citizens of the Russian Federation to environmental information // Legal issues of communication. 2009. № 2.

4. Bychkova E.F. Environmental information: Method. Allowance. Moscow: State Public Library for Science and Technology of Russia, 2014. 156 p.

5. Volkov K.V. Legal regulation of access to environmental information: comparative legal analysis: Abstract dis. ... cand. legal sciences. M., 2009.

6. Environmental law: Textbook for universities / Ed. S.A. Bogolyubova. 2nd ed., revised and additional. M.: Higher Education, Yurayt-Publishing House, 2009.

7. Decision of the Kirovsky District Court № 12419/2019 of August 15, 2019 in case № 12-419/ 2019 // http://www.consultant.ru/

Информация об авторе

Нисредов С.С. — магистрант 2-го года обучения очной формы, кафедра гражданского процесса, профиль подготовки «Проблемы гражданского и арбитражного процессуального права»

Статья поступила в редакцию 12.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the author Nisredov S.S. — master's student of the 2nd year of study full-time education, department of civil procedure, training profile «Problems of civil and arbitration procedural law»

The article was submitted 12.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансово-

экономический

анализ

Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с.

ISBN 978-5-238-03661-8

Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.