Научная статья на тему 'О введении цифрового рубля: позитивные стороны и риски'

О введении цифрового рубля: позитивные стороны и риски Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
цифровая валюта / цифровой рубль / Центральный банк Российской Федерации / безналичные денежные средства / объект гражданских прав / digital currency / digital ruble / Central Bank of the Russian Federation / non-cash funds / object of civil rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгения Сергеевна Сагалаева, Маргарита Евгениевна Гермашева

В статье рассматривается новая российская национальная валюта, введенная Федеральным законом № 339 ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», — цифровой рубль. Анализируются положительные аспекты, а также возможные риски после введения цифрового рубля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the introduction of the digital ruble: positive aspects and risks

The article discusses the new Russian national currency Introduced by Federal Law № 339 FZ «On Amendments to Articles 128 and 140 of Part One, Part Two and Articles 1128 and 1174 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation», — the digital ruble. The positive aspects, as well as possible risks, after the introduction of the digital ruble are analyzed.

Текст научной работы на тему «О введении цифрового рубля: позитивные стороны и риски»

Закон и право. 2024. № 7. С. 133-137. Law and legislation. 2024;(7):133-137.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-133-137 NIION: 1997-0063-7/24-372

EDN: https://elibrary.ru/ITNKNB MOSURED: 77/27-001-2024-7-572

О введении цифрового рубля: позитивные стороны и риски

Евгения Сергеевна Сагалаева1, Маргарита Евгениевна Гермашева2

1 2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 9624390000@mail.ru

2 germasheva.rita@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается новая российская национальная валюта, введенная Федеральным законом № 339 ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», — цифровой рубль. Анализируются положительные аспекты, а также возможные риски после введения цифрового рубля.

Ключевые слова: цифровая валюта, цифровой рубль, Центральный банк Российской Федерации, безналичные денежные средства, объект гражданских прав.

Для цитирования: Сагалаева Е.С., Гермашева М.Е. О введении цифрового рубля: позитивные стороны и риски // Закон и право. 2024. № 7. С. 133—137. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-133-137 ББЫ: https://elibrary.ru/ITNKNB

Original article

On the introduction of the digital ruble: positive aspects and risks

Evgeniya S. Sagalaeva1, Margarita G. Germasheva2

1 2 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

1 9624390000@mail.ru

2 germasheva.rita@mail.ru

Abstract. The article discusses the new Russian national currency introduced by Federal Law № 339 FZ «On Amendments to Articles 128 and 140 of Part One, Part Two and Articles 1128 and 1174 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation», — the digital ruble. The positive aspects, as well as possible risks, after the introduction of the digital ruble are analyzed.

Keywords: digital currency, digital ruble, Central Bank of the Russian Federation, non-cash funds, object of civil rights.

For citation: Sagalaeva E.S., Germasheva M.E. On the introduction of the digital ruble: positive aspects and risks // Law and legislation. 2024;(7):133—137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-133-137 EDN: https://elibrary.ru/ITNKNB

В настоящих реалиях развития мира цифровые технологии стремительно распространяются на все сферы жизни, не исключая и финансовые отношения. Все больше растет потребность граждан и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в по-

© Сагалаева Е.С., Гермашева М.Е. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 07-2024

вышении скорости, безопасности и удобства при осуществлении платежей и денежных переводов.

О том, что токенизация набирает популярность в мире, свидетельствует тот факт, что в 2015 г. в докладе Всемирного экономического форума было указано, что к 2027 г. часть мирового ВВП будет реализовываться при помощи технологий, построенных на базе блокчейн; и это указывает

на то, что преимущество будет отдаваться сделкам с токенизированными активами.

Так как одной из целей Центрального банка Российской Федерации является развитие национальной платежной системы, Банк изучил возможность выпуска цифровой валюты.

Цифровая валюта может быть использована как способ оплаты и инвестиций, т.е. как имущество в широком смысле. В рамках гражданско-правовых отношений российским юридическим и физическим лицам не дана возможность использования цифровой валюты, чтобы оплачивать различные товары, оказание услуг или работ. В законодательстве Российской Федерации оборот цифровой валюты строго регулируется, так как она обычно применяется как средство накопления, и лишь редко используется в качестве средства платежа или обмена, например, при обмене одной цифровой валюты на другую.

В гражданском праве появились изменения в виде введения цифрового рубля. В октябре 2020 г. Центральный банк Российской Федерации опубликовал доклад, посвященный изучению и разработке цифрового рубля (Цифровой валюты Центрального банка). В этом докладе цифровой рубль определяется как цифровая национальная валюта России, выпуск которой будет осуществлять Центральный банк Российской Федерации.

Цифровой рубль вводится для того, чтобы сделать платежи быстрее, безопаснее и удобнее. Кроме того, развитие цифровых платежей, а также равный доступ всех участников рынка непосредственно приведет к уменьшению стоимости платежных услуг, а также переводов денежных средств. Перечисленные обстоятельства будут являться стимулированием развития конкуренции финансовых организаций, в связи с чем в сфере розничных платежей будут появляться инновации, которые будут выступать в качестве поддержки развития цифровой экономики в государстве.

Так, среди юристов на образовательной платформе Moscow Digital School был проведен опрос о рисках введения цифрового рубля на территории Российской Федерации. Всего в опросе приняло участие 500 юристов, специалистов в сфере применения блокчейн-систем и цифрового права (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Исследование показало, что 78% опрошенных отмечают недостаточный уровень подготовки населения, 50% опрошенных указывают на

риски сохранности данных лиц при осуществлении операции с новой национальной валютой, 47,5% выделили риски потери клиентов у банков, так как операции с цифровым рублем может осуществлять только Центральный банк Российской Федерации.

Также исследование на этой же платформе показало, что возможны юридические проблемы при использовании цифрового рубля в международных транзакциях. 81,4% увидели ограничения со стороны других стран, а 50,8% отметили несоответствие международным стандартам. Некоторые респонденты также подчеркнули отсутствие встречного интереса со стороны контрагентов в других странах как риск.

Однако, по мнению опрошенных (37,1%), введение цифрового рубля положительно повлияет на рост рабочих мест в сфере 1Т-технологий, что будет способствовать разрешению проблемы с наличием рабочих мест. 57% опрошенных считают, что это приведет к увеличению рабочих мест на таких специальностях, как бухгалтеры, финансисты, юристы.

Также юристы предложили несколько объектов, с которыми цифровой рубль эффективно сможет применяться, — цифровые финансовые активы (74%), криптовалюта (37%), утилитарные цифровые права (25%) и КБТ (23%). При этом юристы отметили, что в данном случае будет необходим контроль и регулирование со стороны государства.

С целью реализации внедрения цифрового рубля начиная с 2023 г. вступают изменения в гражданское законодательство, регулирующие положение цифрового рубля. С августа 2023 г. действует Положение Банка России «О платформе цифрового рубля».

Согласно ст. 128 ГК РФ цифровой рубль — объект гражданского права. Исходя из смыла ч. 2 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации цифровой рубль является одним из видов безналичных расчетов [1].

Проанализировав вышеуказанные нормы, можно сделать вывод о том, что цифровой рубль будет являться имуществом гражданина, которым он сможет распоряжаться по своему усмотрению, использовать так же, как и иные безналичные денежные средства. Отсюда следует, что цифровой рубль будет охраняться законодательством наравне с иным имуществом, на него распространяются те же нормы права, что и на иные объекты гражданского права.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

Немаловажным выводом является тот факт, что цифровой рубль выполняет все те же функции, как и иные деньги.

Летом 2023 г. был запущен пилотный проект по внедрению цифрового рубля, включающий 13 банков, к которому в будущем должны быть присоединены еще 6 банков. Массовый запуск цифрового рубля запланирован ориентировочно на 2025 г.

В настоящее время уже есть возможность открытия цифрового счета, его пополнения, осуществления перевода цифровых рублей между цифровыми счетами, оплаты товаров и услуг по ОЯ-коду.

Поскольку цифровой рубль уже вводится в оборот, в целях урегулирования его использования в некоторые законодательные акты уже были внесены соответствующие изменения.

Так, в Федеральный закон «О национальной платежной системе» была добавлена ст. 7.1 — особенности совершения операций с цифровыми рублями [4].

Проанализировав данную статью, можно прийти к следующим выводам: выпускаться и вводиться в оборот цифровой рубль будет на платформе цифрового рубля; манипуляции с цифровыми рублями выполняются в соответствии с правилами платформы цифрового рубля, которые основаны на указаниях пользователя платформы, оператора платформы или распоряжениях взыскателей средств.

Более того, на оператора возлагается обязанность по проверке полномочий по распоряжению цифровыми рублями, и только после проверки можно выполнить необходимые действия. Отсюда возникает вопрос, будет ли оператор нести ответственность в случае неправомерного распределения остатков цифровых рублей лиц или же ответственность будет лежать исключительно на владельце цифрового рубля.

В Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесены следующие изменения [2]. Теперь при подаче заявления о признании гражданина банкротом также необходимо прилагать сведения о наличии цифровых рублей на счету и проводимых операциях с ними за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом. То есть, при банкротстве лица, если у должника имеются остатки цифрового рубля, они наравне со всем имуществом должника будут входить в конкурную массу с целью погашения его задолженностей. Также необходимо предоставлять отчеты по передвижению цифрового рубля. Не-

маловажным является и то, что все сделки, совершенные с его использованием, также могут подлежать оспариванию, с целью возможного возвращения его в конкурную массу должника.

В Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [3] внесено положение о том, что нерезиденты имеют право без ограничений осуществлять операции с цифровыми рублями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Соответственно, в случае, когда физическое или юридическое лицо будет нести имущественную ответственность, то различные ограничения могут также накладываться и на цифровой рубль.

Таким образом, на законодательном уровне уже закрепляются нормы, регулирующие положение цифрового рубля, который выступает одним из видов имущества гражданина.

В концепции цифрового рубля, подготовленной Банком России, были выделены ключевые преимущества введения цифрового рубля в различных общественных сферах [6].

Так, с появлением цифрового рубля будут снижены издержки по осуществлению транзакций, появится возможность осуществлять финансовые операции в офлайн-режиме, без подключения к Интернету, а, соответственно, финансовые операции станут доступнее для жителей удаленных районов и территорий, где отсутствует возможность подключения к сети.

Каждому цифровому рублю будет присвоен уникальный номер, который позволяет отслеживать движение цифровых рублей, что обеспечивает охрану прав владельца цифрового рубля в случае его утраты или кражи, а также способствует увеличению скорости по раскрытию преступлений в данной сфере правоохранительными органами.

Также увеличится уровень конкуренции между высокотехнологичными сервисами за счет доступа клиентов к электронным счетам через любую финансовую организацию, что даст значительные преимущества участникам финансового рынка. А для лиц, являющихся участниками финансовых правоотношений, появится новая платежная инфраструктура.

Несмотря на большое количество вышеназванных преимуществ, при введении цифрового рубля могут возникнуть различные проблемы, связанные с его применением в быту.

Основная проблема — актуальность введения цифрового рубля.

В частности, Юлия Малева и Наталья Заруц-кая провели исследование среди населения Рос-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2024

сийской Федерации, по результатам которого оказалось, что лишь малая часть (менее 15%) опрошенных россиян знают о том, что с 2025 г. вводится национальная валюта в виде цифрового рубля [7].

Таким образом, можно заметить, что далеко не все граждане осведомлены о том, что такое цифровой рубль и как его использовать. Отсюда возникает необходимость масштабного информирования граждан о появлении токенизирован-ного рубля через СМИ, введение в учебные программы, связанные с финансами, более подробной информации о цифровом рубле и о правилах его использования. Для повышения внимания общественности к национальной валюте необходимо отражать все те преимущества, которые получит общество после массового внедрения цифрового рубля в оборот.

Немаловажной проблемой является то, что цифровой рубль менее адаптирован к реалиям, чем иные денежные средства. Так, нельзя будет оформить кредит, открыть вклад, получать проценты на остаток счета или получать кэшбек при осуществлении покупок при использовании цифровых рублей. Учитывая тот факт, что при оплате иными безналичными денежными средствами вышеназванные действия доступны и имеют широкое распространение, возникает вопрос, будут ли цифровые рубли востребованы среди населения.

Надо уделить внимание тому, что необходимо создание программных и аппаратных средств и сервисов, при помощи которых будет упрощен порядок осуществления финансовых операций с цифровыми рублями, а также обезопасить осуществление денежных операций от кибератак, поскольку цифровые валюты подвержены указанному риску, что негативно отразится на безопасности финансовых транзакций.

Делая вывод, можно понять, что, несмотря на значительные преимущества, которые возникают у граждан после введения цифрового рубля, на практике могут возникнут проблемы его применения, так как есть вопросы, которые необходимо рассмотреть и устранить до момента, когда национальная валюта войдет в массовый обиход.

Токенизация — процесс, который получает наибольшую популярность в современном мире, что не удивительно, так как благодаря данным процессам увеличивается скорость совершаемых финансовых операций, а также снижаются издержки при их осуществлении, что положительно влияет в целом на экономику государства.

Для эффективного внедрения национальной валюты необходимо усовершенствовать законодательство, которое на данный момент значительно отстает от развития технологий, в целях правового урегулирования всех цифровых прав и токенизированных активов для защиты прав граждан в этой области.

В целом токенизация финансов представляет собой новую область правового регулирования, которая требует разработки специальных нормативно-правовых актов и механизмов защиты прав участников рынка. Главной задачей является создание устойчивой и прозрачной системы, которая обеспечит безопасность и надежность в сфере токенизации финансов.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // http:// www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/

4. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с

21.10.2023) // http://www.consultant.ru/

5. ЦБ РФ. Цифровой рубль. Доклад ЦБ РФ от 13.10.2020 // URL: https://cbr.ru/analytics/ d_ok/dig_ruble/

6. Концепция цифрового рубля, подготовленная Банком России // https://www.banki.ru/ news/lenta/?id=10944526

7. Половина россиян не знает, зачем нужен цифровой рубль / Юлия Малева, Наталья Заруц-кая // Ведомости: [сайт]: URL: https:// www.vedomosti.ru/

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One)» dated 30.11.1994 № 51-FZ (as amended on

11.03.2024) // http://www.consultant.ru /

2. Federal Law «On Insolvency (Bankruptcy)» dated 26.10.2002 № 127-FZ (last ed.) // http:// www.consultant.ru /

3. Federal Law «On Currency Regulation and currency control» dated 10.12.2003 № 173-FZ (last ed.) // http://www.consultant.ru /

4. Federal Law «On the National Payment System» dated 27.06.2011 № 161-FZ (as amended

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

on 24.07.2023, with amendments and additions, intro. effective from 21.10.2023) // http:// www.consultant.ru/

5. The Central Bank of the Russian Federation. The digital ruble. The report of the Central Bank of the Russian Federation dated 13.10.2020 // URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/

6. The concept of the digital ruble, prepared by the Bank of Russia // https://www.banki.ru/news/ lenta/?id=10944526

7. Half of Russians do not know why a digital ruble is needed / Yulia Maleva, Natalia Zarutskaya // Vedomosti: [website]: URL: https://www.vedo-mosti.ru/

Информация об авторах Сагалаева Е.С. — доктор философских наук, кандидат юридических наук, доцент Гермашева М.Е. — адъюнкт

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the authors

Sagalaeva E.S. — doctor of philosophy, candidate of law, associate professor Germasheva M.E. — adjunct

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ъ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

МАРКЕТИНГ

Международный маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / под науч. ред. М. Э. Сейфуллаевой, Ю.А. Цыпкина; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 239 с.

ISBN 978-5-238-03875-9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раскрыто содержание основных вопросов международного маркетинга, характеризующих его сущность в современных условиях, среду международного бизнеса, особенности исследований зарубежных рынков, вопросы товарной политики ТНК и конкурентоспособности как экспортного товара, так и международной компании. Изложена специфика международных систем распределения и товародвижения, международных маркетинговых коммуникаций. Рассмотрены основные стратегические решения в международном маркетинге, а также формы выхода ТНК на внешние рынки. Сформулированы профессиональные компетенции для студентов. Для закрепления знаний по каждому разделу учебника приведены контрольные вопросы, тестовые задания, примеры анализа практических ситуаций.

Для подготовки бакалавров и магистров экономики по направлению «Менеджмент», профиль «Маркетинг» в образовательном процессе экономических вузов через комплекс дисциплин: «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Управление маркетингом», «Стратегический маркетинг», «Международные маркетинговые стратегии», «Кросс-культурный маркетинг»; в учебных дисциплинах системы послевузовского образования и повышения квалификации; а также для практической деятельности менеджеров российских транснациональных компаний в целях разработки эффективной международной маркетинговой стратегии.

LAW & LEGISLATION • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.