Для того, чтобы экспериментальный правовой режим был реализован и достиг цели, законодателем подготовлены изменения в ряд нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 2 декабря1990 года N«395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 года M 8б «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 31 июля 2020 года M259 - ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты», Федеральный закон от 10 декабря 2003 года M 173-ФЗ «Закон о валютном регулировании и валютном контроле». В частности, изменения, вносимые этим пакетом, позволят в рамках экспериментального правового режима исключать или изменять действие ряда положений указанных законов.
В любом случае такие изменения правового регулирования будут в дальнейшем оценены финансовым рынком и можно будет увидеть насколько результативна инициатива в практическом плане в рамках экспериментального правового режима. Кроме того, возможно будет определить необходимость внесения изменений в ГК РФ относительно новых дополнительных форм расчетов.
Литература и источники
1. Турицын И.В. Рубль как фундаментальная основа российской государственности (историософские заметки) // Современная научная мысль. 2Ql3. M б. С. 6-3Q.
2. Шилохвост О.Ю. Чек// URL:https:qld.bigenc/ru/ecqnqmics/text/4б81184.
3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. M 9. Ст. 250.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и нари: в 5 т. М.: Статут, 200б. Т.2 // СПС «Консультант Плюс».
5. Набиуллина допустила массовое внедрение цифрового рубля с 2025 года // Российская газета. 2023. 19 июля.
б Турбанов А.В. Цифровой рубль как обязательство центрального банка// Актуальные проблемы российского нрава. 2023. M 4.
l. Кочергин Д.А. Современные модели систем цифровых валют центральных банков// Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2Q2l. Т.31.
References and Sources
1. Turicyn I.V. Rubl' kak fundamental'naya osnova rossijskoj gosudarstvennosti (istoriosofskie zametki) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. M
6. S. 6-3Q.
2. Shilohvost O.Yu. Chek// URL:https:old.bigenc/ru/economics/text/4б81184.
3. Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1987. № 9. St. 250.
4. Braginskij M.I., Vitryanskij V.V. Dogovornoe pravo. Dogovory o bankovskom vklade, bankovskom schete; bankovskie raschety. Konkurs, dogovory ob igrah i pari: v 5 t. M.: Statut, 200б. T.2 // SPS «Konsul'tant Plyus».
5. Nabiullina dopustila massovoe vnedrenie cifrovogo rublya s 2025 goda // Rossijskaya gazeta. 2023. 19 iyulya.
б Turbanov A.V. Cifrovoj rubl' kak obyazatel'stvo central'nogo banka// Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023. M 4.
7. Kochergin D.A. Sovremennye modeli sistem cifrovyh valyut central'nyh bankov// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. 2021. T.3l.
ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ([email protected]). VILDANOVA, MARINA M. - PhD in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 347.73:347.215 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-100-107
ПУСУРМАНОВ Г.В.
ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВВЕДЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ В
РОССИЙСКОЙ федерации
Ключевые слова: цифровой рубль, нормативно-правовые акты, обращение цифрового рубля, цифровая валюта, цифровые финансовые активы.
В статье анализируются положения Федерального закона от 24 июля 2023 года № 340-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение на территории России нового средства платежа -цифрового рубля. Обращается внимание на достаточную распространенность цифровой формы денег в зарубежных странах и ее принципиальные отличия от криптовалют. Отмечено, что ни в Концепции цифрового рубля, ни в Федеральном законе о его введении не дается легального определения цифрового рубля, что является серьезным пробелом. В частности, и в связи с необходимостью проведения разграничения понятия цифрового рубля и таких понятий как цифровая валюта, цифровые финансовые активы. В заключение автор высказывает сомнение в том, что Банк России сможет предложить предпринимателям широкую продуктовую линейку, которую в настоящее время используют коммерческие банки, и адекватно обслуживать бизнес-процессы.
PUSURMANOV, G.V.
LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE INTRODUCTION OF THE DIGITAL RUBLE IN THE RUSSIAN FEDERATION Key words: digital ruble, regulatory legal acts, circulation of digital ruble, digital currency, digital financial assets
The article analyzes the provisions of Federal Law No. 340-FZ dated July 24, 2023 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation», which provides for the introduction of a new means of payment in Russia - the digital ruble. Attention is drawn to the sufficient
prevalence of the digital form of money in foreign countries and its fundamental differences from cryptocurrencies. It is noted that neither the Concept of the digital ruble nor the Federal Law on its introduction provides a legal definition of the digital ruble, which is a serious gap. In particular, and in connection with the need to distinguish between the concept of a digital ruble and such concepts as digital currency, digital financial assets. In conclusion, the author expresses doubt that the Bank of Russia will be able to offer entrepreneurs a wide product line, which is currently used by commercial banks, and adequately service business processes.
Денежная система Российской Федерации с 1 августа 2023 года дополнилась новым средством платежа - цифровым рублем, введенным Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - «Федеральный закон о цифровом рубле»).
Следует отметить, что Россия не является пионером в области цифровизации национальной денежной единицы, она стала пятой страной в мире реализующей пилотный проект цифровых денег. Как сообщает Агентство экономической информации «Прайм»: «Сейчас цифровыми валютами центробанков уже можно оплатить покупки в Нигерии, а также на Ямайке и Багамских островах. «В этих странах цифровые валюты ЦБ призваны решить текущие вызовы в макроэкономике, в том числе высокие темпы инфляции и зависимость от международных валют», - пояснил агентству руководитель Лаборатории блокчейна и финтеха Школы управления «Сколково» Егор Кривошея. Четыре страны в настоящее время находятся на стадии пилотирования цифровой валюты их центробанками - это Китай, Индия, Гана и Уругвай. При этом, по мнению Кривошея, дальше всех продвинулся проект цифрового юаня. В июле занимавший тогда пост главы Народного банка Китая И Ган говорил, что в стране заведено уже примерно 120 миллионов электронных кошельков, а объем транзакций достиг 1,8 триллиона юаней» [1].
Введение цифрового рубля обусловлено модернизацией российской экономики и непосредственно связано с реализацией Концепции цифрового рубля, принятой Центральным Банком Российской Федерации 8 апреля 2021 года [2]. Вместе с тем, ни в Концепции цифрового рубля, ни в Федеральном законе о его введении не дается легального определения цифрового рубля. Несмотря на то, что цифровой рубль был включен Федеральным законом от 24 июля 2023 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [3] в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве объекта гражданских прав, рассматривается как средство расчетов (статья 140 Гражданского кодекса Российской Федерации) и объекта наследственных права (статьи 1128 и 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации), его понятие также не было раскрыто.
В этой связи, интерес вызывает определение цифрового рубля, данного В.В. Пшеничниковым: «Цифровой рубль представляет собой цифровой код, отраженный на компьютерных носителях информации, воплощающий всеобщий эквивалент с аналогичными функциями наличных и безналичных денег [4, с. 103]. Коллектив ученых в составе А.В. Иванущенко, Е.А. Плюснина, А.А. Яцык дают следующее определение цифрового рубля: «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) с высокой степенью защиты, содержащихся в информационной системе. Цифровая валюта ЦБ, являясь обязательством Центрального Банка, может быть принята в качестве средства платежа и (или) средства сбережения» [5, с. 6]. Данные определения наиболее точно отражают особенности цифрового рубля, отличающей его от существующих в мире виртуальных денег - криптовалют, которые также генерируются информационными системами.
Во-первых, последние не имеют эмитента (майнингом цифровых активов могут заниматься физические и юридические лица), который бы нес обязательства по их обеспечению, в то время как эмитентом цифрового рубля выступает Банк России (статья 75 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платежной системе», п. 1.1 Положения Банка России от 3 августа 2023 г. № 820-П «О платформе цифрового рубля»), который подкрепляет его реальную стоимость за счет создаваемых резервов в иностранных валютах, золоте и других активах государства. Во-вторых, не установлены единые правила обращения криптовалют, не гарантируется безопасность проведения расчетов и сохранность данных цифровых активов в отличии от цифрового рубля, накопления которого хранятся на электронном кошельке в Банке России. В-третьих, курс криптовалюты по отношению к конвертируемым валютам определяется общественным спросом и
предложением, а цифровой рубль имеет нарицательную стоимость, которая равна как наличному, так и безналичному российскому рублю. В-четвертых, с цифровым рублем невозможны анонимные финансовые операции как с использованием криптовалют, при открытии счета в цифровых рублях в Банке России их владельцы обязаны пройти обязательную идентификацию через портал «Госуслуг» с получением простой электронной подписи.
Наряду с этим, следует проводить разграничение понятий цифрового рубля и цифровой валюты. Если «цифровой рубль - это новое средство платежа, представляющее собой уникальный электронный код (набор цифр, знаков и символов), предоставляющий его обладателю возможность совершать покупки и денежные переводы в пользу любых третьих лиц» [6], то согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам» [7].
Исходя из положений пункта 2 статьи 14 «Оборот цифровой валюты» данного Закона: «Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами» (пункт 2), можно заключить, что такой выпуск является частным делом участников финансового рынка и он не обеспечивается активами государства. Кроме того, юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)» - пункт 5 статьи 14 Закона. По существу, речь идет о криптовалюте, которая не рассматривается на территории России как средство платежа, а только как имущество. Такой вывод основывается на положениях пункта 7 статьи 14 вышеуказанного Закона: «В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».
Также нужно отличать цифровой рубль от цифровых финансовых активов, которые вообще не являются платежным средством, а выступают в качестве денежных обязательств по заключаемым сделкам. «Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») [8].
Выпуск цифровых финансовых активов (действия по внесению в информационную систему, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, записи о зачислении цифровых финансовых активов их первому обладателю) вправе осуществлять: 1) физические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе» в качестве индивидуальных предпринимателей; 2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) - пункт 3 статьи 2 «Выпуск цифровых финансовых активов» вышеуказанного Закона [9]. «По смыслу закона ЦФА являются только токены, выпуск которых оформлен специальным «решением о выпуске» по российскому праву, наподобие проспекта эмиссии. На текущий момент ЦФА выпускаются только через операторов, официально принятыми Центральным Банком в реестр. Если у токена нет «решения о выпуске» и/или он выпущен через площадку вне реестра ЦБ РФ - это все, что угодно, но не цифровой финансовый актив» [10].
Несмотря на отсутствие определения цифрового рубля (что, по нашему мнению, является существенным недостатком законодательных новелл), в Федеральном законе о цифровом рубле, а также в принятом в развитие данного Закона Положении Банка России от 3 августа 2023 г. № 820-П «О платформе цифрового рубля» [11] подробно раскрыта технологическая составляющая функционирования цифрового рубля в национальной системе денежного обращения. В указанных нормативных актах содержатся понятия «платформа цифрового рубля» - информационная система, посредством которой взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, ее участники и пользователи в целях совершения операций с цифровыми рублями; «оператор платформы цифрового рубля», под которым понимается эмитент - Банк России; «участники платформы цифрового рубля», к которым относятся банки, предоставляющие доступ к платформе цифрового рубля; «пользователи платформы цифрового рубля» - физические и юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие доступ к платформе цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами. Также определяются их функции, гарантии безопасности и сохранности виртуальных денежных средств, права и обязанности сторон, порядок разрешения разногласий и споров.
Кроме того, данными нормативными актами были определены виды счетов цифрового рубля: операторов по переводу денежных средств; физических и юридических лиц; круг возможных операций: пополнение цифрового кошелька наличными деньгами либо с другого своего банковского счета; перевод цифровых рублей на счета других лиц и осуществление расчетов с контрагентами; ограничение операций: запрет на открытие совместного счета с другими пользователями; на кредитование счета цифрового рубля (овердрафт); на начисление процентов на остаток; на проведение безналичных расчетов; на снятие наличных денег, в том числе при закрытии счета в цифровых рублях; на открытие счета в драгоценных металлах; на открытие вкладов (депозитов) в цифровых рублях. Операции по счету цифрового рубля осуществляются на основании распоряжения пользователей, в том числе с помощью приложений и QR-кодов (впоследствии планируется использовать и бесконтактную технологию платежей NFC), через уполномоченные банки, которые действуют только как посредники, обеспечивая информационное и технологическое взаимодействие между Банком и пользователем платформы.
Естественно, введение цифрового рубля как новой технологии платежной системы России нуждалось в тестировании, которое официально стало осуществляться с 1 апреля 2023 года [12]. В ходе тестирования Банк России отработал схему эмиссии цифрового рубля и проверил работоспособность системы взаимодействия с участниками платформы. После принятия Федерального закона о цифровом рубле Банк России принял 9 августа 2023 года решение о пилотном проекте внедрения цифрового рубля в экономическое пространство нашей страны. На первом этапе эксперимента, который начался 15 августа 2023 года, как сообщило Агентство ТАСС: «будут тестироваться активные операции - открытие кошельков в цифровых рублях банкам, клиентам (физическим и юридическим лицам), переводы в цифровых рублях между клиентами и оплата в торгово-сервисных предприятиях. Как сообщили в ЦБ, начнут участвовать в тестировании 13 банков, порядка 600 физлиц и 30 юрлиц в 11 городах России» [13].
Как отметила Первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова: «Запуск пилотирования операций с реальными цифровыми рублями - важнейший этап проекта. Это позволит нам проверить работу платформы цифрового рубля уже в промышленной среде, отработать все
необходимые процедуры с привлечением клиентов, скорректировать процессы, если потребуется, и убедиться, что клиентский путь удобен и понятен для пользователей. Мы планируем вводить цифровой рубль в массовый оборот по результатам поэтапного тестирования и при условии успешного завершения пилотирования всех сценариев операций с цифровым рублем. Мы рассчитываем, что начиная с 2025 года национальной цифровой валютой смогут активно пользоваться граждане и бизнес, естественно, по своему желанию» [14].
На период проведения эксперимента Совет директоров Банка России 3 августа 2023 года утвердил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым «Платежи и переводы цифровых рублей для граждан будут бесплатными. Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей). При этом тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 рублей. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 рублей за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно» [15]. Кроме того, ранее Банк России установил лимит пополнения цифрового кошелька в размере 300 тысяч рублей в месяц [16]. Следующим этапом будет тестирование оплаты по динамическому QR-коду, переводов между юридическими лицами, взаимодействие с Федеральным казначейством, а также заключение смарт-контрактов (цифровой алгоритм, который фиксирует сделки и контролирует выполнение обязательств всеми сторонами [17]).
В заключение, остановимся на перспективах внедрения цифрового рубля в российскую экономику. На наш взгляд, введение цифрового рубля в России в наибольшей степени выгодно для государства:
- значительно сократятся расходы на эмиссию наличных денег (по данным Центрального Банка Российской Федерации в 2022 году было выпущено рекордное количество наличных денег - 16,4 млрд. рублей [18], при этом анализ прошлых лет свидетельствует о тенденции к росту их выпуска), а также операционные издержки;
- денежно-финансовая система станет устойчивей, так как усилится контроль за расходованием бюджетных платежей и их администрированием, особенно в сфере государственных и муниципальных закупок, ввиду того, что будет проще отслеживать движение цифровых рублей, имеющих уникальные коды. Это «позволит обеспечить открытость и прозрачность совершаемых операций для государственных структур экономического контроля, а также минимизировать риск недобросовестного использования конфиденциальной информации клиентов и организаций» [19, с. 511];
- сократится доля теневой экономики, так как при централизации получения данных Банком России о трансакциях в цифровых рублях, станут невозможными многие нелегальные финансовые операции, в частности, обналичивание денег;
- появится новый финансовый инструмент в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения при организации и обеспечении функционирования платформы цифрового рубля (дополнение статьи 13 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» пунктом 18, введенным Федеральным законом о цифровом рубле);
- расширяются возможности проведения эффективной деятельности по взысканию цифровых рублей в процессе банкротства (дополнение ст. 133 Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» абзацем 3 пункта 1, введенного Федеральным законом о цифровом рубле), в порядке исполнительного производства (дополнение ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» частью 3, введенной Федеральным законом о цифровом рубле); при неоплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (изменения и дополнения ст. 75 Федеральный закон от 3 августа 2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введенные Федеральным законом о цифровом рубле).
В дальнейшем государство намерено рассмотреть вопрос о распространении уплаты недоимок по налогам и другим платежам в бюджет за счет цифровых рублей; осуществления
трансграничных расчетов с использованием цифровых платежных единиц, введенных центральными (национальными) банками разных стран, при условии интеграции их операционных платформ; «переходе к формированию проактивной кредитно-денежной политики на базе использования под контролем Центрального банка платформы цифрового рубля для финансирования институтов развития, крупных проектов и программ развития регионов. Другими словами, планирование денежных потоков становится эффективной метаформой национального планирования вообще» [20, с. 77].
Что касается бизнеса и граждан, преимущества введения цифрового рубля будут оценены обществом только в ближайшей перспективе. К их числу можно отнести:
- высокий уровень защищенности цифрового кошелька, о чем неоднократно заявлял Банк России. Даже при утрате по каким-либо причинам устройства с приложением обслуживающего банка, средства не должны пропасть за счет кодирования каждого цифрового рубля, позволяющего отследить его движение и упростить восстановление утраченных денежных средств;
- сохранность размещенных цифровых рублей, так как они генерируются специальной платформой Банка России и не размещены на счетах банков - участников платформы цифровых рублей. При банкротстве такого участника, цифровые рубли останутся на счете пользователя;
- возможность использовать приложение любого банка - участника платформы цифровых рублей, для проведения операций по счету, так как цифровой кошелек не привязан к конкретному банку, а в последующем и без доступа в интернет;
- установление единых тарифов на обслуживание непосредственно Банком России, в отличие от тарифов коммерческих банков, которые существенно разнятся;
- возможность в будущем заключения смарт-контрактов как между юридическими, так и физическими лицами. Как пишет Н.А. Остарков: «Цифровой рубль откроет дорогу широкому внедрению так называемых смарт-контрактов - то есть сделок, исполняемых автоматически при наступлении заранее определенных сторонами условий. Использование смарт-контрактов позволит оптимизировать бизнес-процессы, связанные с взаимодействием между контрагентами, а также минимизировать время и издержки при проведении сделки» [20 с. 72].
Вместе с тем, установленные Федеральным законом о цифровом рубле ограничения, могут явиться неким «тормозом» во внедрении цифрового рубля. Особенно это касается невозможности кредитования, начисления процентов на остаток, снятия наличных денег, открытия вкладов (депозитов), а также подверженность цифрового рубля инфляционным процессам. Кроме того, для банковской сферы возникает угроза определенного оттока денежных средств с клиентских счетов, без возмещения затрат на проведение трансакций в цифровых рублях по распоряжениям клиентов. Также возникает сомнение, что Банк России сможет предложить предпринимателям широкую продуктовую линейку, которую в настоящее время используют коммерческие банки, и адекватно обслуживать бизнес-процессы.
Несмотря на существующие недостатки введения цифрового рубля, необходимость цифровизации экономической сферы России, и, в частности, ее денежно-финансовой системы, не оставляет выбора, чтобы не остаться на обочине мирового прогресса.
Литература и источники
1. Названы страны, запустившие цифровые валюты ЦБ / Сообщение Агентства экономической информации «Прайм» от 2 августа 2023 [Электронный ресурс] // URL: https://1prime.ru/macroeconomics/20230802/841269505.html?ysclid=lmndizmsxp156382651 (дата обращения 21.09.2023).
2. Концепция цифрового рубля [Электронный ресурс] // URL https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения 21.09.2023).
3. Федеральный закон от 24 июля 2023 № 339-ф3 «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452638/?ysclid=lmtbhi4mzk211606908 (дата обращения 21.09.2023).
4. Пшеничников В.В. Перспективы эмиссии цифрового рубля и его функционирования в платежном обороте страны // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13. № 6. С. 101-109.
5. Иванущенко А.В., Плюснина Е.А., Яцык А.А. Цифровизация национальной валюты: мировой и отечественный опыт // Экономика. Право. Инновации. 2021. № 2. С. 4-11.
6. Артемов А. Что такое цифровой рубль [Электронный ресурс] // URL: https://e-kontur.ru/blog/15987/new-ruble (дата обращения 21.09.2023).
7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:
https://www.cqnsultant.ru/dqcument/cqns_dqc_LAW_358753/?ysclid=lmqmjsbac5303720392 (дата обращения
21.09.2023).
8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. M 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.cqnsultant.ru/dqcument/cqns_dqc_LAW_358753/?ysclid=lmqmjsbac5303720392 (дата обращения 21.09.2023).
9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. M 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.cqnsultant.ru/dqcument/cqns_dqc_LAW_358753/?ysclid=lmqmjsbac5303720392 (дата обращения 21.09.2023).
10. Кузьмичева А. ЦФА - это не кринтовалюта [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/cryptq/news/б31b2bfб9a79479бb75dd573?ysclid=lmsvciqalr84481б773 (дата обращения 21.09.2023).
11. Положение Банка России от 3 августа 2023 г. M 820-П «О платформе цифрового рубля» [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/prqducts/ipq/prime/dqc/407413б23/ (дата обращения 21.09.2023).
12. С 1 апреля заработает цифровой рубль. Это начало тотального контроля или новый уровень безопасности? [Электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/ZAb7YHSxbB5AG5I- (дата обращения 21.09.2023).
13. ЦБ назвал 13 банков, которые будут первыми тестировать реальные операции с цифровым рублем / Сообщение ТАСС от 9 августа 2023 года [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekqnqmika/18475575?ysclid=lmqy2rir55241733357 (дата обращения 21.09.2023).
14. Цифровой рубль: старт нилота [Электронный ресурс] // URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16991 (дата обращения 21.09.2023).
15. Утверждены тарифы но операциям с цифровыми рублями [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=16982 (дата обращения 21.09.2023).
16. ЦБ установит лимит для пополнения кошелька с цифровыми рублями / Сообщение Информационного агентства «ТАСС» от 20 апреля 2023 года [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekqnqmika/175б8821?ysclid=lmrp3g0zgh257248385 (дата обращения 21.09.2023).
17. Городилов М. Цифровой рубль: что это такое [Электронный ресурс] // URL: https://jqurnal.tinkqff.ru/guide/digital-currency/?ysclid=lmrsz813q9752838бб8 (дата обращения 21.09.2023).
18. Структура наличной денежной массы в обращении [Электронный ресурс] // https://cbr.ru/statistics/cash_circulatiqn/20230101/ (дата обращения 21.09.2023).
19. Ваганова О.В., Быканова Н.И., Сорокин И.И., Кононыхин Д.И. Цифровой рубль: перспективы внедрения и пути интеграции в финансовую систему России Экономика. Информатика. 2021. Т. 48. M 3. С. 507-5l3.
20. Остарков Н.А. Цифровой рубль и перспективы кредитно-денежной политики: конкуренция финансовых технологий в современном мире // Цифровая экономика. 2022. M 45(21). С. 1l-78.
References and Sources
1. Nazvany strany, zapustivshie cifrovye valyuty CB / Soobshchenie Agentstva ekonomicheskoj informacii «Prajm» ot 2 avgusta 2023 [Elektronnyj resurs] // URL: https://1prime.ru/macroeconomics/20230802/8412б9505.html?ysclid=lmndizmsxp15б382б51 (data obrashcheniya 21.09.2023).
2. Koncepciya cifrovogo rublya [Elektronnyj resurs] // URL https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (data obrashcheniya 21.09.2023).
3. Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2023 N^ 339-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 128 i 140 chasti pervoj, chast' vtoruyu i stat'i 1128 i 1174 chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452б38/?ysclid=lmtbhi4mzk211б0б908 (data obrashcheniya 21.09.2023).
4. Pshenichnikov V.V. Perspektivy emissii cifrovogo rublya i ego funkcionirovaniya v platezhnom oborote strany // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. 2020. T. 13. N^ б. S. 101-lQ9.
5. Ivanushchenko A.V., Plyusnina E.A., Yacyk A.A. Cifrovizaciya nacional'noj valyuty: mirovoj i otechestvennyj opyt // Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2021. № 2. S. 4-ll.
6. Artemov A. Chto takoe cifrovoj rubl' [Elektronnyj resurs] // URL: https://e-kontur.ru/blog/15987/new-ruble (data obrashcheniya 21.09.2023).
7. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. N^ 259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/?ysclid=lmomjsbac5303720392 (data obrashcheniya 21.09.2023).
8. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. N^ 259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/?ysclid=lmomjsbac5303720392 (data obrashcheniya 21.09.2023).
9. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. N^ 259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/?ysclid=lmomjsbac5303720392 (data obrashcheniya 21.09.2023).
10. Kuz'micheva A. CFA - eto ne kriptovalyuta [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/б31b2bfб9a79479бb75dd573?ysclid=lmsvciqalr84481б773 (data obrashcheniya 21.09.2023).
11. Polozhenie Banka Rossii ot 3 avgusta 2023 g. N^ 820-P «O platforme cifrovogo rublya» [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407413б23/ (data obrashcheniya 21.09.2023).
12. S 1 aprelya zarabotaet cifrovoj rubl'. Eto nachalo total'nogo kontrolya ili novyj uroven' bezopasnosti? [Elektronnyj resurs] // URL: https://dzen.ru/a/ZAb7YHSxbB5AG5I- (data obrashcheniya 21.09.2023).
13. CB nazval 13 bankov, kotorye budut pervymi testirovat' real'nye operacii s cifrovym rublem / Soobshchenie TASS ot 9 avgusta 2Q23 goda [Elektronnyj resurs] // URL: https://tass.ru/ekonomika/18475575?ysclid=lmoy2rir55241733357 (data obrashcheniya 21.09.2023).
14. Cifrovoj rubl': start pilota [Elektronnyj resurs] // URL: https://cbr.ru/press/event/?id=16991 (data obrashcheniya 21.09.2023).
15. Utverzhdeny tarify po operaciyam s cifrovymi rublyami [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=16982 (data obrashcheniya 21.09.2023).
16. CB ustanovit limit dlya popolneniya koshel'ka s cifrovymi rublyami / Soobshchenie Informacionnogo agentstva «TASS» ot 20 aprelya 2023 goda [Elektronnyj resurs] // URL: https://tass.ru/ekonomika/17568821?ysclid=lmrp3g0zgh257248385 (data obrashcheniya 21.09.2023).
17. Gorodilov M. Cifrovoj rubl': chto eto takoe [Elektronnyj resurs] // URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/digital-currency/?ysclid=lmrsz813o9752838668 (data obrashcheniya 21.09.2023).
18. Struktura nalichnoj denezhnoj massy v obrashchenii [Elektronnyj resurs] // https://cbr.ru/statistics/cash_circulation/20230101/ (data obrashcheniya 21.09.2023).
19. Vaganova O.V., Bykanova N.I., Sorokin I.I., Kononyhin D.I. Cifrovoj rubl': perspektivy vnedreniya i puti integracii v finansovuyu sistemu Rossii Ekonomika. Informatika. 2021. T. 48. № 3. S. 507-513.
20. Ostarkov N.A. Cifrovoj rubl' i perspektivy kreditno-denezhnoj politiki: konkurenciya finansovyh tekhnologij v sovremennom mire // Cifrovaya ekonomika. 2022. № 45(21). S. 71-78.
ПУСУРМАНОВ ГАМАЛЬ ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения ([email protected]).
PUSURMANOV, GAMAL V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation ([email protected]).
УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-107-113
БОЧКАРЕВА Е.А., ВОРОНЕНКО Е.В.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: бюджет, основные показатели бюджета, бюджетное право, теория бюджетного права, сбалансированность бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.
Статья посвящена комплексной характеристике отельных категорий бюджетного права: сбалансированности, доходов и расходов, а также дефицита бюджета, которые представляют собой основные параметры бюджета любого публично-правового образования. Помимо формулирования определений этих категорий авторы рассматривают сложившиеся в отечественной и зарубежной науке и практике подходы к оценке сбалансированного бюджета, раскрывают закрепленную действующим российским законодательством систему доходов и систему расходов, устанавливают основания для классификации дефицита бюджета. Обосновывается необходимость анализа бюджетно-правовых дефиниций для проведения исследований в области публично-правовых (государственно-правовых) наук.
BOCHKAREVA, E.A., VORONENKO, E.V.
THE CONCEPT AND CONTENT OF BALANCED BUDGET, INCOME, EXPENDITURE AND BUDGET DEFICIT
(PUBLIC LAW RESEARCH)
Key words: budget, main indicators of the budget, budgetary law, theory of budgetary law, balance of the budget, budget revenues, budget expenditures, budget deficit, sources of financing the budget deficit.
The article is devoted to a comprehensive description of the individual categories of budgetary law: balance, income and expenditure, as well as the budget deficit, which are the main parameters of the budget of any public legal object. In addition to formulating the definitions of these categories, the authors consider the approaches to assessing a balanced budget that have developed in domestic and foreign science and practice, reveal the system of income and expenditure fixed by the current Russian legislation, and establish the grounds for classifying the budget deficit. The periodicity of the analysis of budgetary and legal definitions for conducting research in public law (state law) sciences is substantiated.
В современных государствах правовые основы управления публичными доходами и расходами имеют многовековую историю развития. Теоретические вопросы бюджета и бюджетной деятельности как область изучения привлекают внимание юристов, экономистов, финансистов, политологов и социологов. Значительное внимание уделяется таким аспектам, как оптимизация полномочий органов публичной власти и их компетенции, повышение эффективности бюджетных правил и процедур, совершенствование бюджетных норм и механизмов, определение целеполагания при разработке бюджетной политики, а также проведению бюджетных преобразований и их итогам. В том числе авторы исследуют правовое содержание и поступательное развитие понятийного аппарата бюджетного права и бюджетного законодательства [1, с. 71]. Представляется, что комплексная характеристика собственно бюджета и других бюджетных категорий, таких как сбалансированность бюджета, дефицит, доходы и расходы бюджета, является необходимой для дефинитивного обеспечения не только теории бюджетного права и науки финансового права, но и для проведения публично-правовых (государственно-правовых) исследований в целом.
Сбалансированность бюджета
Сбалансированность бюджета (от фр. balance, букв. — весы, равновесие) возникает, когда запланированные расходы соответствуют запланированным доходам. В количественном выражении отражает в абсолютных и (или) относительных величинах соотношение доходной и расходной частей бюджета; отношение бюджетного дефицита или профицита к внутреннему валовому продукту (внутреннему региональному продукту), к отдельным видам доходов и расходов бюджета [2, с. 108]. Этот термин обычно применяется к публичным бюджетам, доходы которых достаточно предсказуемы и рассчитываются с учетом ожидаемых темпов роста