Научная статья на тему 'Правовые средства и принципы регулирования цифровых финансовых активов и цифровой валюты: новые концепты и обновленная терминология'

Правовые средства и принципы регулирования цифровых финансовых активов и цифровой валюты: новые концепты и обновленная терминология Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
принципы права / принципы финансового права финансовое право / цифровые финансовые активы / цифровой рубль / цифровая платформа / principles of law / principles of financial law / financial law / digital financial assets / digital ruble / digital platform

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Д.А., Боташева Л.Э.

цифровые финансовые активы, цифровые валюты центральных банков, блокчейн и цифровые платформы определяют современный вектор развития финансово-правовых отношений. Статья посвящена исследованию правовых принципов регулирования цифровых финансовых активов, выявлению основных проблем их формирования. Сформулирован вывод о необходимости создания системы правовых принципов регулирования отношений в сфере оборота цифровых финансовых активов, цифровой валюты и цифрового рубля как основополагающих начал цифровизации платежной инфраструктуры и системы координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, и являющихся одновременно вектором, определяющим направление развития этой отрасли, что особенно актуально для финансового законодательства в условиях продолжающейся блокчейнизации и цифровой платформизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal means and principles of regulation of digital financial assets and digital currency: new concepts and updated terminology

digital financial assets, digital currencies of central banks, blockchain and digital platforms determine the modern vector of development of financial and legal relations. The article is devoted to the study of the legal principles of regulation of digital financial assets, identifying the main problems of their formation. The conclusion is formulated about the need to create a system of legal principles for regulating relations in the sphere of circulation of digital financial assets, digital currency and digital ruble as the fundamental principles of digitalization of the payment infrastructure and the coordinate system within which the corresponding branch of law develops, and which are at the same time the vector that determines the direction of development of this industry , which is especially relevant for financial legislation in the context of ongoing blockchainization and digital platformization.

Текст научной работы на тему «Правовые средства и принципы регулирования цифровых финансовых активов и цифровой валюты: новые концепты и обновленная терминология»

Д.А. Смирнов,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета Л. Э. Боташева, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета

БО!:

D.A. Smirnov,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law Law Institute of the North Caucasus Federal University dmil97526@yandex.ru L. E. Botasheva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department administrative and financial law Law Institute of the North Caucasus Federal University botasheval@gmail.com

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ: НОВЫЕ КОНЦЕПТЫ И ОБНОВЛЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация: цифровые финансовые активы, цифровые валюты центральных банков, блокчейн и цифровые платформы определяют современный вектор развития финансово-правовых отношений. Статья посвящена исследованию правовых принципов регулирования цифровых финансовых активов, выявлению основных проблем их формирования. Сформулирован вывод о необходимости создания системы правовых принципов регулирования отношений в сфере оборота цифровых финансовых активов, цифровой валюты и цифрового рубля как основополагающих начал цифро-визации платежной инфраструктуры и системы координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, и являющихся одновременно вектором, определяющим направление развития этой отрасли, что особенно актуально для финансового законодательства в условиях продолжающейся блокчейнизации и цифровой платформизации.

Ключевые слова: принципы права, принципы финансового права финансовое право, цифровые финансовые активы, цифровой рубль, цифровая платформа.

а

s в о в ff

s *

1 *

s *

ф а

Ъ S3

о о

1

о 5

о Ъ 1

¡1

5 5

5! О

в 1

О ъ

§ s

ü s

ф а

а о

о Ф

s Ъ

о г §о

И

s ï

a Ï

Р о

Э Ю

LEGAL MEANS AND PRINCIPLES OF REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS AND DIGITAL CURRENCY: NEW CONCEPTS AND UPDATED TERMINOLOGY

Abstract: digital financial assets, digital currencies of central banks, blockchain and digital platforms determine the modern vector ofdevelopment of financial and legal relations. The article is devoted to the study of the legal principles of regulation of digital financial assets, identifying the main problems of their formation. The conclusion is formulated about the need to create a system of legal principles for regulating relations in the sphere

285

ьь

?? s1

s ,

of circulation of digital financial assets, digital currency and digital ruble as the fundamental principles of digitalization of the payment infrastructure and the coordinate system within which the corresponding branch of law develops, and which are at the .same time the vector that determines the direction of development ofthis industry, which is especially relevantfor financial legislation in the context of ongoing blockchainization and digital platformization.

Keywords: principles of law, principles of financial law, financial law, digital financial assets, digital ruble, digital platform.

Актуальность научной проблемы исследования вызвана развитием цифровой экономики, взаимодействием цифровых сервисов бизнеса и государства посредством цифровых платформ, а также активной цифровизацией платежной инфраструктуры, что в свою очередь создает необходимость наполнения цифровых технологий правовым содержанием. За цифровыми финансовыми активами и цифровой „о валютой будущее, сегодняшний мир наблюдает «гонку» центральных го банков в создании централизованных цифровых валют. Появление криптовалюты, цифрового рубля трансформирует денежную систему. Цифровые валюты продолжают внедряться в денежную систему. Наше понимание денег, имущества и собственности резко меняется по мере того, как потребление становится цифровым и виртуальным. 2 Важно понимать, что все цифровые активы подчиняются законам ^ алгоритмов и технологий. Ситуация изменится только в том случае, — если законы будут опираться на правовые принципы. Пока продол-§ жается академическая и законопроектная дискуссия, общественные ^ отношения по поводу использования такого инновационного феноме-§ на, как цифровые активы, криптовалюта, они не только имеют место, ^ но и стремительно развиваются во всем мире. Растущий финансовый рынок требует надежных правил функционирования, тогда как в во-о просах обращения цифровых финансовых активов и цифровой валю-^ ты, права их обладателей, в целом всех участников рынка по всему С миру не защищены достаточным образом из-за нехватки регуляторных норм, недостаток которых, в свою очередь, вызван дефицитом научных исследований в отрасли, прежде всего из-за ее новизны и короткой истории развития.

СЧ Сегодняшние потребности цифровой экономики требуют выработку ки принципиально иных подходов и активно стимулируют внедрение

286

самых новых технологических решений, направленных на оптимизацию денежной системы и расчетных отношений.

Криптовалюты - один из наиболее быстро развивающихся рынков в мире финансовых инноваций. В ноябре 2021 г. рыночная капитализация криптоактивов достигла рекордного уровня в $ 2,9 трлн

8 февраля 2021 г. Tesla, одна из самых ценных компаний и производителей электронных автомобилей в мире, объявила о покупке биткойнов на сумму около 1,5 млрд долл. США для использования их в качестве способа оплаты. Это был исторический момент в отрасли, когда криптовалюта широко внедрялась в реальную экономику. Весной 2022 г. экосистема вступила в серьезный кризис. За несколько месяцев капитализация упала ниже $ 800 млрд. В сентябре 2023 г. он все еще колебался в районе $ 1 трлн [1].

На фоне этих длительных трудностей законодатели активизировали свои усилия по наведению порядка в криптовалюте. Комплексные g законодательные акты были приняты или обсуждаются в Европейском § Союзе, США и других странах. Это позитивная тенденция для отрас- | ли, поскольку правовая определенность необходима. Как отмечают s | авторы публикации «Eu search for regulatory answers to crypto assets and s ? their place in the financial markets' infrastructure», быстрый рост экоси- § S

D S

стемы криптоактивов усилил внимание регулирующих органов. Перед S g

ними стоит задача обеспечить адекватный ответ, защитить инвесторов | Л

и клиентов и снизить риски, одновременно способствуя развитию | |

технологий [2]. На самом деле, определение оптимальной стратегии §

- это довольно трудная задача поиска баланса публичных и частных | |

интересов. Действительно, в то время как некоторые продвигают § g

и поддерживают децентрализацию во имя финансовой доступности | |

и усиления конкуренции, другие предсказывают будущее, в котором S |

доминируют несколько технологических игроков, и обеспокоены § §

защитой потребителей и инвесторов из-за новых возможностей мо- § |

шенничества или злоупотреблений, которые возможны в анонимной g i

и децентрализованной среде. | g

На этом фоне вместо того, чтобы занимать выжидательную по- - g

зицию, ЕС сделал значительный шаг вперед, приняв всеобъемлющий | S

и полноценный нормативный пакет, призванный сопровождать (а в не- § ?

которых аспектах даже формировать) развитие рынка криптоактивов. | g

Пакет цифровых финансов представляет собой первую попытку

найти правильный баланс, устанавливая набор минимальных обще- 287

европейских правил (MiCA; DORA) и создавая нормативное простран- ^ ^

ство для регулирования влияния новых технологий на традиционные u> ь

финансовые инструменты. ? М

С помощью пакета цифровых финансов (MiCA, DLT Pilot и DORA, | §

позже дополненного предложением DAC8) Европейский Союз стре- S -ю мится создать соответствующую правовую основу для криптоактивов, имеющих финансовый характер. Пакет представляет собой первую попытку регулировать сложное и стремительно развивающееся явление,

характеризующееся значительными компромиссами. Неудивительно, что на этой ранней стадии законотворческого процесса некоторые важные аспекты криптосреды остаются неучтенными. Такой нормативный пробел в значительной степени объясняется сложностью решения технологически сложных проблем с помощью императивных норм.

В частности, MiCA устанавливает единые правила прозрачности и раскрытия информации о выпуске, публичном предложении и допуске к торговле криптоактивами; кроме того, он регулирует авторизацию и надзор за поставщиками услуг криптоактивов (CASP). Регламент направлен на защиту инвесторов, содействие инновациям и конкуренции, защиту финансовой стабильности, обеспечение бесперебойной работы платежных систем, избежание рисков денежно-кредитной политики, предотвращение рыночных злоупотреблений и инсайдерских сделок. В соответствии с принципом технологической „о нейтральности криптоактивы, которые уже подпадают под действующее законодательство, такие как финансовые инструменты, депозиты, выходят за рамки MiCA и остаются подпадающими под действие а существующего регулирования.

§ Вторым столпом цифрового финансового пакета является пи-

oq лотный режим DLT [3]. Постановление призвано стимулировать раз-2 витие рыночной инфраструктуры, основанной на ТРР, посредством пилотного режима, предназначенного для поддержки инновационных — финансовых инструментов в токенизированной форме, сохраняя при § этом безопасность и целостность рынка. Токенизация финансовых 5 инструментов касается цифрового представления финансовых инстру-§ ментов в распределенных реестрах или выпуска традиционных клас-^ сов активов в токенизированной форме, что позволяет их выпускать, хранить и передавать в распределенном реестре [4]. Таким образом, о пилотный проект DLT адресован не всем криптоактивам, а только тем, g которые квалифицируются как финансовые инструменты. С Следует отметить, что в настоящее время Банк России также переживает пик интереса к инновациям в финансовой сфере и реализует 288 новый проект токенизированных безналичных денег (ТБД) [5]. ^ Следующим столпом пакета цифровых финансов является Закон CV об операционной устойчивости цифровых технологий (DORA). ® DORA дополняет директиву о сетевой и информационной безопас-^ ности (NIS), устанавливая единые требования к безопасности сети и информации.

Несмотря на то, что MiCA представляет собой первый и важный шаг законодательного продвижения и определенности, он не решает все важные проблемы, связанные с криптоактивами и их применением

в децентрализованных финансах. С субъективной точки зрения, регулирование вводит правила, применимые к четко идентифицируемым субъектам (т.е. эмитентам, провайдерам, поставщикам услуг), которые не исчерпывают круг субъектов, участвующих в децентрализованных финансовых системах. Таким образом, вне правового регулирования остаются: программисты смарт-контрактов и держатели токенов управления децентрализованных автономных организаций ^АО); нехостинговые кошельки, то есть программное обеспечение, которое позволяет осуществлять одноранговые переводы между адресами DLT.

Новые законы ориентированы на развитие надежной экосистемы .=1 для работы с цифровыми активами в Европейском Союзе. Фактически § нормативные положения усиливают роль ЕС в международном регу- | лировании криптовалют и цифровых активов, что может привести к тому, что в дальнейшем регуляторы ЕС будут работать в тесном

практики в отношении транзакций с использованием цифровых ак-

5

£ О

& о ■©. -I

сотрудничестве с другими странами для разработки глобальных - 8 стандартов в этой области. А значит, европейское законодательство I. = может стать образцом для третьих стран. | Л

Важным нормативным актом (и пока единственным), принятым | |

- I

И

Международным институтом унификации частного права УНИДРУА, стал Проект «Принципы совершения сделок с цифровыми активами» (далее - Принципы) [6]. §§-

Принципы включают законодательные рекомендации и лучшие | 8

а I

тивов, таких как криптовалюты и невзаимозаменяемые токены. § §

Принципы касаются только частного права, вопросов, затрагиваю- § "

- I

а О

щих владение и права на цифровые активы, определяя, что цифровые | -е-активы могут быть объектом имущественных прав, могут быть квалифицированы как «имущество», но этот вопрос остается открытым для каждой юрисдикции. Подобный подход наблюдается в правовых по- 8 I зициях российских судов, но законодатель пока остается в плоскости § О неопределенности. Например, цифровую валюту впервые признали | -имуществом в спорах о банкротстве в 2018 г. (Дело Леонов А.И. против Царьков И.И.) [7]. В 2021 г. Верховный Суд РФ фактически 289 признал криптовалюты имуществом в определении по делу ПАО «Сбербанк» против Попов А. [8].

Цифровые активы могут быть объектом обеспечительных прав. о £ Принципы нейтральны к технологиям и бизнес-моделям и предна- | § значены для применения ко всем цифровым активам, независимо " -ю от того, находится запись о них в блокчейне или нет. Принципы имеют приоритет над иными нормами в той мере, в какой они противоречат друг другу. Насколько влиятельными окажутся опубликованные

ьь

девятнадцать Принципов и получат ли признание в национальном законодательстве государств, покажет время. Однако абсолютно очевидно, что эта область вызывает серьезную озабоченность государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УНИДРУА также объявил о совместном проекте с Гаагской конференцией по международному частному праву, который будет опираться на Принципы и уделять особое внимание праву, применимому к трансграничным владениям и передаче цифровых активов и токенов.

Основополагающим принципом, призванным стать руководством, должен стать принцип технологической нейтральности цифровых активов. Согласно этому принципу, выпуск и оборот цифровых активов, осуществляемый с использованием ряда различных технологий, должен подлежать диспозитивному регулированию и законодатель должен оставаться нейтральным по отношению к технологиям. Законодательство не должно вмешиваться в разработку различных „о технологий, доступных на рынке, ни напрямую (требуя использования го данной технологии), ни косвенно (поощрение использования одних

технологий вместо других). а Сегодня перед законодателем стоит важная задача, поскольку § цифровые активы относительно новое явление, как и технология § распределенного реестра, на которой он основан. Это новое явление 2 возникло из ничего всего за несколько лет и продемонстрировало ^ выносливость и способность трансформировать финансовые рынки — и вывести их на новый уровень эффективности. Несмотря на про-§ должающуюся нормативную неопределенность и высокую волатиль-^ ность рынка цифровых активов, они продолжают расти ускоренными § темпами, достигая рекордных максимумов рыночной капитализации. С

I

Таким образом, адекватная корректировка нормативных препятствий, которые устанавливают, отдельные законодатели, является важнейшей

о задачей: с одной стороны, инновации не должны быть вытеснены;

g с другой стороны, необходимо убедиться в правовой определенности

С и исключить нарушение правил [9].

Исследование показало, что наблюдается законодательная актив-

290 ность в сфере цифровых активов и понимание, что именно принци-

^ пы должны лежать в основе правового регулирования отношений,

CV входящих в предмет регулирования законодательства о цифровых

® финансовых активах.

CV Список литературы:

1. Бьянкотти, К. Станете родным? Как криптотехнологии могут помочь регуляторам / К. Бьянкотти // Обзор компьютерного права и безопасности. - 2023. - Т. 51. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0267364923001103

2. Ferreira, A. Eu search for regulatory answers to crypto assets and their place in the financial markets' infrastructure / A. Ferreira, P. Sandner // Computer Law & Security Review. - 2021. - Vol. 43. - URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0267364921001059?via%3Dihub/

3. Заккарони, Дж. Децентрализованные финансы и право ЕС: Положение о пилотном режиме для рыночной инфраструктуры на основе технологии распределенного реестра / Дж. Заккарони // European Papers. - 2022. - № 7(2). - Р. 601-613. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S0267364923000419#cit_7

4. Пилотный проект DLT и ОЭСР: Токенизация активов и потенциальные последствия для финансовых рынков. - URL: https://www.oecd.org/finance/ The-Tokenisation-of-Assets-and-Potential-Implications-for-Financial-Markets.pdf

5. Информационно-аналитический доклад Банка России: токенизирован-ные безналичные деньги (ТБД). - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/152926/review_token.pdf

6. UNIDROIT adopts Principles On Digital Assets And Private Law. - URL: https://www.dechert.com/knowledge/onpoint/2023/7/unidroit-adopts-principles-on-digital-assets-and-private-law-.html

7. Суд впервые признал криптовалюту имуществом. - URL: https://www.

£

■Е 3:3

s с

ф а 0 a

OQ S

a £ со s

§ ц

rbc.ru/finances/07/05/2018/5af0280d9a7947165a6e8c22 I I

3 I

S 0

S н

Ц X

(D S

a a

8. Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2021 г. № 2-2886/2019 - URL: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1969738 | |

9. Cappai, M. The role of private and public regulation in the case study of crypto-assets: The Italian move towards participatory regulation / M. Cappai // Computer Law & Security Review. - 2023. - Vol. 2. - URL: https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S0267364923000419?via%3Dihub/ https:// 3 s

doi.org/10.1016/j.clsr.2023.105831 0 |

? в

0 г

И

s ш

1 с

Я о

М г

s a

X S

0 s s в § а

291

ьь

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.