gs^ модернизация образования ^d
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ
ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В статье на основе анализа правовой базы рассматриваются особенности правового регулирования договорных отношений при целевом обучении. Ежегодно государство устанавливает квоту целевого приема, выделяя из бюджетных мест определенный процент для целевого набора. Главной задачей целевого набора является адресная подготовка специалистов для организаций и предприятий. Целевая подготовка может осуществляться и для органов государственного и муниципального управления. Наибольшую квоту целевого приема имеют стратегические направления подготовки. Большое количество целевых мест характерно для медицинских, педагогических и некоторых технических направлений подготовки. Проблемным моментом целевого обучения в последние годы была его достаточно низкая эффективность в вопросе трудоустройства выпускников. Это потребовало реформирования законодательства о целевом обучении, в новых нормативно правовых документах значительно повышена ответственность заказчика и гражданина по выполнению трудовых функций. Абитуриент, поступивший в высшее учебное заведение в рамках квоты целевого приема, после окончания обязан отработать в организации заказчика или в подведомственной заказчику организации. Существенными обязательствами по договору о целевом обучении для гражданина являются: освоение образовательной программы и выполнение трудовой функции не менее трех лет после выпуска. Для заказчика существенные обязательства представлены необходимостью оказывать меры социальной поддержки и трудоустроить выпускника с учетом полученной специальности. Договорные отношения, возникающие при целевом обучении, в настоящий момент времени являются достаточно отрегулированными на законодательном уровне. Эта система становится более прозрачной и понятной, с одной стороны, но более неукоснительной для выполнения обязательств, с другой стороны. Значительно больше возникает вопросов применительно к неотработанному механизму поиска потенциального заказчика для целевого обучения.
Ключевые слова: высшее образование, целевой договор, целевая подготовка, правовое регулирование, обязательства по договору, квота целевого приема, абитуриент, заказчик, высшее учебное заведение.
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-93-98 NIION: 2018-0076-2/23-87 MOSURED: 77/27-023-2023-2-87
СОКОЛОВА Марина Владимировна,
заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисц иплин Владимирского филиала РАНХиГС, e-mail: [email protected]
ЛИСТРАТОВ Иван Вадимович,
студент факультета права Владимирского филиала РАНХиГс, e-mail: [email protected]
ГУЩИН Сергей Владимирович,
начальник отдела правовой и кадровой работы Владимирского филиала РАНХиГС, email: [email protected]
SOKOLOVA Marina Vladimirovna,
Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Vladimir Branch of the RANEPA
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
LISTRATOV Ivan Vadimovich,
student of the Faculty of Law of the Vladimir branch of the RANEPA
GUSHCHIN Sergey Vladimirovich,
Head of the Department of Legal and Personnel Work of the Vladimir Branch of RANEPA
LEGAL REGULATION OF CONTRACTUAL RELATIONS IN TARGETED TRAINING
Annotation. In the article, based on the analysis of the legal framework, the features of the legal regulation of contractual relations in targeted training are considered. Every year, the state sets a quota for targeted admission, allocating a certain percentage from budget places for targeted recruitment. The main task of the target set is targeted training of specialists for organizations and enterprises. Targeted training can also be carried out for state and municipal authorities. Strategic areas of training have the largest quota of targeted admission. A large number of target places are typical for medical, pedagogical and some technical areas of training. The problematic aspect of targeted training in recent years has been its rather low efficiency in the issue of employment of graduates. This required the reform of the legislation on targeted training, the new regulatory documents significantly increased the responsibility of the customer and the citizen to perform labor functions. An applicant who has entered a higher educational institution within the target admission quota, after graduation, is obliged to work in the customer's organization or in an organization subordinate to the customer. The essential obligations under the contract on targeted training for a citizen are: the development of an educational program and the performance of a labor function for at least three years after graduation. For the customer, significant obligations are represented by the need to provide social support measures and employ a graduate taking into account the received specialty. Contractual relations arising during targeted training are currently sufficiently regulated at the legislative level. This system is becoming more transparent and understandable, on the one hand, but more rigorous for fulfilling obligations, on the other hand. Much more questions arise in relation to the unprocessed mechanism of finding a potential customer for targeted training.
Key words: higher education, target contract, target training, legal regulation, contractual obligations, target admission quota, applicant, customer, higher education institution.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» гражданин, поступающий в высшие и средние специальные учебные заведения, имеет право заключить договор о целевом обучении. Целевой договор необходим для поступления на места в рамках целевой квоты, которая выделяется из общего количества бюджетных мест. Высшее учебное заведение получает от Министерства образования и науки государственное задание, под него выделяются бюджетные места. Основной целью выделения бюджетных мест является подготовка кадров для экономики Российской Федерации с учетом их пропорционального распределения между специальностями и регионами. Воспроизводство трудового потенциала с высшим образованием является главной задачей на федеральном уровне. Более точечно и адресно эта подготовка может проводиться в рамках целевого обучения. Законодательно определен перечень учреждений, для которых может осуществляться подготовка по целевому дого-
вору. Целевая система обучения на общегосударственном уровне решает и проблему безработицы для выпускников высших учебных заведений, тем самым способствуя снятию напряженности на рынке труда. Исследователь С.Ю. Кочерга обращает внимание на социально-экономическую роль целевого обучения, которое способствует трудоустройству молодых людей по специальности. Автор акцентирует внимание на значимости старта работы именно в рамках полученного образования. Проведенное им исследование показывает, что именно профессиональная реализация выступает в качестве наиболее стабильного социального лифта для современных выпускников высших учебных заведений. Решить проблему кадрового воспроизводства для отдельных секторов экономики без распространения системы целевого обучения не представляется возможным. Значимость целевого обучения для сельского хозяйства рассматривается в работе С.В. Труфановой и Л.А. Калининой [7. - С. 51 - 58].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
Абитуриенты в течение длительного времени рассматривали целевой договор как возможность поступить на места, где существует не такая значительная конкуренция и поступить можно с более низкими баллами ЕГЭ, нежели в основном конкурсе. Процесс последующего трудоустройства именно в этой организации рассматривался студентами как весьма нежелательный вариант. Мотивы выбора целевого обучения были очень далеки от желания работать в определенной организации или сфере деятельности. На это обращают внимание в своем исследование К.В. Мохат-кин и О.А. Скрынская [5. - С. 600 - 603]. Это приводило к достаточно низкому показателю эффективности целевого обучения в стране. В результате на законодательном уровне был принят ряд изменений, которые должны были заложить фундамент для повышения результативности целевого обучения. Эти изменения зафиксированы в Постановлениях Правительства от 21 марта 2019 года и от 13 октября 2020 года. Основная масса изменений касается обязательности осуществления трудовой деятельности в течение трех лет в организации заказчика, прописывают эти Постановления [2] и степень ответственности заказчика и гражданина за невыполнение обязательства по трудовой деятельности.
Квота приема на целевое обучение утверждается распоряжением Правительства РФ ежегодно. В этом распоряжении все квоты по целевому обучению прописываются с разбивкой по направлениям подготовки. Наиболее высокие квоты имеют те направления, которые являются основополагающими для поддержания стабильности в обществе. Традиционно высокая доля целевых мест характерна для медицинских, педагогических, некоторых технических направлений. Среди технических направлений есть такие, где все бюджетные места являются целевыми. Но даже в рамках схожих направлений подготовки доля целевых мест может значительно варьироваться. Так, по распоряжению Правительства РФ 2022 года доля целевых мест по направлению подготовки бакалавриата «Юриспруденция» должна составлять 15 процентов, по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» - 40 процентов, а на специальности «Судебная и прокурорская деятельность» - 90 процентов. Несмотря на совпадение учебных планов и содержание подготовки, цель подготовки специалистов не совсем совпадает. Если юриспруденция предполагает собой достаточно широкий спектр реализации трудовой деятельности, то на двух других специальностях предполагаемое место будущей трудовой реализации является более конкретизированным. Для этих двух специальностей государство предполагает расширен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
ный целевой набор по целевому обучению, целью которого является гарантированное трудоустройство выпускников в правоохранительной системе. Таким образом, государстве ежегодно регулирует долю целевых мест среди бюджетных, ориентируясь на потребности рынка труда и региональные запросы.
Форма самого целевого договора является достаточно стандартизированной и утверждается Постановлением Правительства. В настоящий момент времени действует форма, которая утверждена Постановлением Правительства № 1681 от 13 октября 2020 года [2]. Максимальное количество сторон договора о целевом обучение может быть четыре. Кроме заказчика и гражданина в договор могут быть добавлены работодатель и образовательная организация. Договор может быть как двухсторонним, так и трехсторонним или четырехсторонним [2. - Ст. 8].
Работодатель прописывается в договоре в том случае, если будущая трудовая деятельность предполагается не на территории заказчика, а в третьей организации. Это является достаточно распространенной ситуацией, когда органы власти выступают заказчиком, а дальнейшее трудоустройство может осуществляться на территории подведомственного учреждения. Например, управление образования заказывает целевую подготовку учителя по педагогической специальности, предполагая, что педагогическую деятельность выпускник будет осуществлять в конкретной школе, подведомственной управлению образования. Одновременно достаточно распространенной является ситуация, когда заказчик не может заранее определиться с конкретной организацией и прописывает в договоре характер трудовой деятельности или трудовую функцию, которую выпускник будет осуществлять в подведомственной заказчику организации. Если гражданин является несовершеннолетним, то необходимо, чтобы было обязательно дано согласие законного представителя. Это согласие является неотъемлемой частью договора.
Во втором разделе договора прописываются характеристики обучения гражданина. В обязательном порядке прописывается, что гражданин поступает на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение. Далее указывается направление подготовки, специальность и высшее учебное заведение, куда собирается поступать гражданин. В договоре можно указать несколько направлений подготовки и специальностей, и не один вуз, а перечень учебных заведений. Абитуриенты достаточно часто используют вариант множественного указания, так как хотят оставить для себя возможность дополнительного выбора при наличии конкурса
при поступлении на целевые места. Здесь же указывается форма обучения и на базе какого образования абитуриент поступает.
С 2021 года на законодательном уровне внесено дополнительное регулирование выполнения последующих трудовых функций по целевому договору в том случае, если договор заключается между гражданином и органами власти и в дальнейшем предполагается прохождение государственной гражданской службы [2. - Ст. 4].
Сколько бы сторон договора не было, в обязательном порядке должны быть прописаны права и обязанности всех сторон. Эти права и обязанности прописываются в разделе четвертом договора. К обязанностям заказчика относится предоставление мер поддержки [2. - Ст. 3]. Договор без мер поддержки является недействительным. Заказчик обязан предоставить меры поддержки в том случае, если он сам выступает той организацией, где в последующем будет трудоустроен выпускник или если на данный момент времени такая организация еще не определена, а указан только характер деятельности организации или трудовая функция.
Наиболее распространенными мерами поддержки в период освоения образовательной программы со стороны заказчика являются: обеспечение прохождения всех видов практик, предоставление данных и оказание консультационной помощи при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы, преимущественное право пользования библиотечным фондом.
Среди материальных мер поддержки часто встречается обязательство единовременной меры поддержки при получении диплома «с отличием», реже единовременная стипендия выплачивается за успешно сданную сессию. Обеспечение жильем или компенсация транспортных расходов встречаются еще реже. В рамках заключения трехстороннего или четырехстороннего трудового договора и указания в этом договоре работодателя меры социальной поддержки оказывает гражданину последний. Заказчик в данном случае только организовывает предоставление мер поддержки.
Второй обязанностью заказчика является трудоустройство гражданина, заключившего целевой договор [2. - Ст. 3]. Это трудоустройство должно быть осуществлено не позднее срока, указанного в целевом договоре и в соответствии с полученной квалификацией. В разделе третьем договора прописывается место осуществления гражданином трудовой деятельности согласно полученной квалификации. Местом осуществления трудовой деятельности может быть организация, которая выступает заказчиком, в организации, которая является работодателем по настоя-
щему договору (в случае заключения трехстороннего или четырехстороннего договора). Организация может быть определена в договоре по характеру деятельности или выполняемой трудовой функции. Если заказчик решил трудоустроить гражданина в какую-то подведомственную организацию, то можно указать характер деятельности, и далее определить только регион или район, в котором гражданин будет трудоустроен. Если это федеральная организация или федеральный государственный орган, тогда в качестве места работы может быть перечислено сразу же несколько субъектов Российской Федерации [2]. Если заказчик не является непосредственным «местом» трудоустройства гражданина, то он обеспечивает это трудоустройство.
К обязательствам гражданина по целевому договору относится освоение образовательной программы высшего образования, которая прописана в договоре. Вторым существенным обязательством является осуществление в течение трех лет трудовой деятельности в рамках полученной специальности и с учетом порядка трудоустройства, прописанного в договоре [2. - Ст. 3]. В разделе четвертом договора прописываются возможные сроки, которые отводятся для заключения трудового договора (указывается максимально возможный период после завершения обучения, в течение которого необходимо заключить трудовой договор). Этот период обычно в договорах составляет от одного до трех месяцев. Именно этот пункт вызывает наибольшие опасения у граждан при заключении целевых договоров и зачастую является даже причиной отказа для участия в конкурсе на целевые места. Причин для неисполнения трудовой функции в настоящий момент времени на законодательном уровне осталось мало, все они касаются особых жизненных обстоятельств.
Таким образом, к существенным обязанностям по целевому договору для заказчика относится обеспечением мер социальной поддержки и трудоустройство (уже в момент подписания целевого договора заказчик должен рассматривать гражданина как своего будущего работника), для гражданина - освоение образовательной программы и трудовая деятельность в течение трех лет на территории заказчика.
В пятом разделе прописывается ответственность сторон. За неисполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с частью 6 статьи 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В случае неисполнения своих обязательств гражданин возвращает заказчику стоимость мер социальной поддержки, а высшему учебному заведению -объем затраченных денег на его обучение их
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
федерального бюджета. В этой части договора в обязательном порядке прописываются сроки по возврату денежных средств. Нарушением со стороны заказчика является невыполнение обязательств по трудоустройству, в этом случае он выплачивает гражданину компенсацию, а образовательной организации - штраф.
В заключительном разделе договора прописывается, в каком количестве экземпляров подписывается договор, сроки действия договора (которые равны совокупному периоду обучения и трудовой деятельности). Таким образом, с завершением обучения действия договоров не прекращаются, а переходят на новый этап, связанный с выполнением трудовой деятельности. В заключительных положениях прописывается невозможность расторжения договора по соглашению сторон.
Таким образом, договорные отношения, возникающие при целевом обучении, в настоящий момент времени являются достаточно урегулированными на законодательном уровне. Эта система становится более прозрачной и понятной, с одной стороны, но более неукоснительной для выполнения обязательств, с другой стороны. Значительно больше возникает вопросов применительно к неотработанному механизму поиска потенциального заказчика для целевого обучения. Этой информацией в полном объеме в настоящий момент времени абитуриенты не располагают. Эта проблема стоит на федеральном уровне и уже озвучиваются предложения по законодательному урегулированию этого вопроса. Обращаются к этой составляющей и исследователи. К.Г. Андреев [3. - С. 570 - 585] в своей работе обращает внимание на отсутствие единого центра, который может предоставить всю информацию о потенциальных заказчиках для абитуриентов. Эти заказчики могут быть не обязательно в регионе проживания абитуриента, при наличии информации выпускник школы может выбрать любую интересующую его организацию. Наличие этой информации в открытом доступе могло бы привести к повышению конкуренции за целевые места. Второй момент, на который обращает внимание автор, это отсутствие реального отбора претендентов на заключение целевых договоров. В результате целевые договора очень часто заключаются с абитуриентами, имеющими чрезвычайно низкие баллы ЕГЭ. На проблему отсутствия критериев, предъявляемых к абитуриентам, при поступлении на целевые места обращает внимание и М.В. Ожиганова [6. - С. 45].
Другой проблемой является неиспользование части целевых мест, что является результатом нежелания со стороны абитуриента идти на, его
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
взгляд, кабальные условия целевого договора и опять же отсутствие информации о возможных заказчиках целевого обучения. При неиспользовании мест, выделенных для квоты целевого приема, эти места возвращаются в общий конкурс. Количество студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований от этого не уменьшится, но сократится объем адресной подготовки специалистов для предприятий, организаций и органов власти.
Таким образом, на законодательном уровне была проведена значительная работа по повышению эффективности целевого обучения, значительно более урегулированным стал процесс договорных отношений в рамках этой системы подготовки специалистов с высшим образованием. Учитывая особенности государственной политики по подготовке кадров, представляется, что объемы целевого обучения в ближайшей перспективе будут значительно расширены. По ряду направлений уже сейчас большая часть бюджетных мест представлена целевыми. В перспективе все большее количество абитуриентов будет включено в систему договорных отношений с заказчиком. С целью повышения эффективности этой системы была повышена мера ответственности по целевому договору, которая возлагается на заказчика и гражданина. В большинстве целевых договоров на настоящий момент времени образовательная организация не прописана в качестве одной из сторон договора, но на законодательном уровне на образовательную организацию накладывается значительная ответственность. Часть этой ответственности для ВУЗов является основным видом деятельности - обучение студентов по основным образовательным программам высшего образования. Другая часть ответственности достаточно специфическая и предполагает выполнение ВУЗом определенной контрольной функции по выполнению трудовых обязанностей выпускником. Дополнительного регулирования в настоящий момент времени требует механизм поиска потенциальных заказчиков абитуриентами.
Список литературы:
[1] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023) // Российская газета. -31.12.2012. - N 303.
[2] О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования: Постановление Правительства № 1681 от 13 октября 2020 года // Собрание законодательства РФ. - 26.10.2020. - N 43. - ст. 6783.
[3] Андреев К.Г. Целевое обучение: проблема публичности и объективности конкурса на
заключение договора между гражданами и государственными или муниципальными органами// Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. - С. 570 - 585.
[4] Кочерга С.Ю. Трудоустройство выпускников ВУЗов и формат целевого обучения// Вестник экспертного совета. 2022. № 3 (30). - С. 27 - 35.
[5] Мохаткин К.В., Скрынская О.А. Анализ отношения студентов к проблеме трудоустройства и целевому обучению// Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. - С. 600 - 603.
[6] Ожиганова М.В. Перспективы применения договора о целевом обучении// Право и образование. 2020. № 10. - С. 42 - 53.
[7] Труфанова С.Л., Калинина Л.А. Целевое обучение как один из способов решения кадровой проблемы в сельском хозяйстве// Климат, экология, сельское хозяйство Евразии. Материалы XI международной научно-практической конференции. Молодежный. 2022. - С. 51 - 58.
Spisok literatury:
[1] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Fed-eral'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 17.02.2023) // Rossijskaya gazeta. - 31.12.2012. - N 303.
[2] O celevom obuchenii po obrazovatel'nym programmam srednego professio-nal'nogo i vyss-hego obrazovaniya: Postanovlenie Pravitel'stva № 1681 ot 13 oktyabrya 2020 goda // Sobranie zakono-datel'stva RF. - 26.10.2020. - N 43. - st. 6783.
[3] Andreev K.G. Celevoe obuchenie: problema publichnosti i ob"ektivnosti kon-kursa na zaklyuchenie dogovora mezhdu grazhdanami i gosudarstvennymi ili municipal'-nymi organami// Voprosy rossijskoj yus-ticii. 2020. № 9. - S. 570 - 585.
[4] Kocherga S.YU. Trudoustrojstvo vypusk-nikov VUZov i format celevogo obuche-niya// Vestnik ekspertnogo soveta. 2022. № 3 (30). - S. 27 - 35.
[5] Mohatkin K.V., Skrynskaya O.A. Analiz otnosheniya studentov k probleme tru-doustrojstva i celevomu obucheniyu// Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. 2020. T. 1. - S. 600 - 603.
[6] Ozhiganova M.V. Perspektivy primeneniya dogovora o celevom obuchenii// Pravo i obrazovanie. 2020. № 10. - S. 42 - 53.
[7] Trufanova S.L., Kalinina L.A. Celevoe obuchenie kak odin iz sposobov reshe-niya kadrovoj problemy v sel'skom hozyajstve// Klimat, ekologiya, sel'skoe hozyajstvo Ev-razii. Materialy XI mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Molodezh-nyj. 2022. - S. 51 - 58.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023