Научная статья Originalarticle УДК 331.5.024.54
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_184
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА НА
ПОСТУПЛЕНИЕ
IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF SPECIALISTS IN UNIVERSITIES BY IMPROVING THE MECHANISM FOR ORGANIZING A COMPETITION FOR
ADMISSION
ь É московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ
Исабекова Ольга Александровна,
к.э.н., доцент кафедры «Информационные системы и цифровые технологии» МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ), E-mail: [email protected]
Isabekova Olga Aleksandrovna, cand. sci.(economics), associate professor of the Department «Information systems and digital technologies» of the K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University) (RAZUMOVSKY MSUTM (FСU)), E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель работы - разработка инновационного механизма организации конкурса на поступление в ВУЗы на места за счет средств федерального бюджета (по общему конкурсу и по целевому приему) для содействия решению региональных и кадровых проблем в отраслях экономики и социальной сферы страны и поддержки «социальных лифтов» для молодежи. В статье проведен сравнительный анализ проходных баллов на места целевого приема и общего конкурса нескольких московских и региональных ВУЗов. Выявлен разрыв между проходными баллами на места целевого приема и общего конкурса: средняя сумма баллов ЕГЭ, набранных «абитуриентами-целевиками», ниже суммы баллов абитуриентов, идущих по основному конкурсу. Данная ситуация приводит к несоответствию в уровне подготовки между абитуриентами, прошедшими по общему
конкурсу, и студентами-целевиками, повышению процента студентов, отчисленных за академическую неуспеваемость, проблемам в обеспечении квалифицированными кадрами экономики и социальной сферы страны. Предлагаемый в статье механизм организации конкурса на поступление в ВУЗы позволит обеспечить поступление абитуриентов с высокими баллами (по ЕГЭ и внутренним испытаниям) на места за счет средств федерального бюджета по договорам на целевое обучение посредством формирования общего рейтингового списка абитуриентов, а также возможности абитуриентам определять приоритеты поступления не только на выбранные направления подготовки, но и на варианты зачисления: на основные места в рамках контрольных цифр приема и на места в пределах квоты приема на целевое обучение. Таким образом, субъекты и организации будут стремиться предоставлять наилучшие условия для привлечения высокорейтинговых специалистов.
Abstract. The purpose of the work is to develop an innovative mechanism for organizing a competition for admission to universities at places at the expense of the federal budget (by general competition and by targeted admission) to help solve regional and personnel problems in the country's economy and social sphere and support «social lifts» for young people. The article provides a comparative analysis of the passing scores for the places of targeted admission and the general competition of several Moscow and regional universities. A gap was revealed between the passing scores for the places of targeted admission and the general competition: the average sum of the USE scores scored by the «target-oriented applicants» is lower than the sum of the points of applicants in the main competition. This situation leads to a gap in the level of training between applicants who passed the general competition and target students, an increase in the percentage of students expelled for academic failure, problems in providing qualified personnel for the economy and social sphere of the country. The mechanism proposed in the article for organizing a competition for admission to universities will ensure the admission of applicants with high scores (on the exam and internal tests) to the places at the expense of the federal budget under contracts for targeted training by forming a general rating list of applicants, as well as the ability for applicants to determine the priorities of admission not only for the selected areas of training, but also for admission options: to the main places within the admission control figures and to places within the admission quota for targeted training. Thus, the entities and organizations will strive to provide the best conditions for attracting highly rated specialists. Ключевые слова: целевой прием; целевая подготовка; конкурс на поступление в ВУЗы; высшее профессиональное образование
Keywords: target admission, target training, competition for admission to universities, higher professional education
Введение
Система высшего образования, формируя кадровый потенциал, обеспечивает экономическое благосостояние страны, а в современных непростых условиях — экономическую безопасность и независимость страны. Являясь системообразующим звеном национальной экономики, высшее образование должно обеспечить импортозамещение в ответ на массовые санкции США, ЕС и других стран, особенно в сфере высоких технологий.
Прием в высшие учебные заведения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами — на условиях, определяемых учредителем высшего учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе высшего образования вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Распоряжением правительства РФ от 4 марта 2020 года в квоту приема на целевое обучение были внесены изменения. На рисунке 1 представлена гистограмма изменения квоты приема на целевое обучение по нескольким направлениям подготовки, показывающая увеличение квоты приема на целевое обучение в 2020 году[1]. Например, по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» произошло увеличение квоты в 3 раза.
Научным и экспертным сообществом страны отмечаются проблемы, связанные с организацией приема на целевые места в ВУЗы [3,4], поднимаются вопросы о совершенствовании механизма целевой подготовки в России [5,6].
Материалы и методы Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений высшего профессионального образования и органов управления ими, статистические материалы Министерства науки и высшего образования РФ, первичные статистические материалы о результатах приема в ПМГУ им. Сеченова, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, МГМСУ им. А. И. Евдокимова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, Новосибирский государственный университет, Нижегородскийгосударственный университет им. Н.И.Лобачевского и другие вузы России, собранные и обработанные автором в ходе исследования.
Сравнительный анализ проходного балла на места целевого приёма и общего
конкурса в ВУЗах страны Чтобы оценить результаты приемной кампании 2020 года, был проведен сравнительный анализ проходного балла на места целевого приёма и общего конкурса в ВУЗах страны.
Наиболее остро проблема целевого обучения стоит в сфере медицинского образования. Она связана с тем, что кадровый дефицит амбулаторно-поликлинического
звена в России в 2019 году достиг 155,8 тысяч человек - нехватка врачей составила 25,2 тысяч человек, среднего медицинского персонала - 130,6 тысяч человек[2]. Поэтому для ситуационного анализа были выбраны медицинские ВУЗы.
Для устранения кадрового дефицита с 2020 года изменен порядок приема в медицинские ВУЗы: доля целевых мест по специальности «Лечебное дело» увеличена до 70%, а по специальности «Педиатрия» - до 75%.
Для иллюстрации ситуации были выбраны три столичных медицинских ВУЗа в связи с самым большим конкурсом.
На рисунках 2, 3, 4 представлены баллы абитуриентов за три экзамена: русский язык, химия и биология. По каждому экзамену была установлена нижняя минимальная граница равная 50 баллам, таким образом, за три экзамена минимальный балл равен 150. 168 баллов - нижняя граница оценки «хорошо» (за три экзамена), а 217 баллов - нижняя граница оценки «отлично».
В медицинском институте имени И. М. Сеченова (рис. 2) за счет средств федерального бюджета по направлению «Лечебное дело» в рамках целевой квоты по договору с Управлением делами Президента РФ будет обучаться абитуриент, набравший за три экзамена лишь 181 балл, тогда как проходной балл по общему конкурсу составил 284 балла. Разница составляет 103 балла; в рейтинговых списках это 3403 абитуриента! Проходной балл зачисления по целевым договорам Московской области составляет
немного больше — 183 балла.
В РНИМУ им. Н. И. Пирогова (рис.3) по направлению «Педиатрия» за счет средств федерального бюджета по целевому направлению по Брянской области будет обучаться абитуриент, лишь на 8 балов в сумме за три экзамена (что составляет 158 баллов) перекрывший минимальную границу баллов для зачисления, необходимых для участия в
конкурсе. Эти баллы соответствуют оценке «удовлетворительно» по трем предметам (русский язык, биология, химия)! Разница в баллах этого абитуриента и проходного балла по общему конкурсу составляет 111 баллов. В рейтинговых списках это 4169 абитуриентов. Также необходимо отметить, что проходной балл по целевому обучению от Московской области составляет 171 балл, а по г. Москве 202 балла, что также значительно меньше тех баллов, которые необходимы для зачисления по общему конкурсу, равному 269 баллов.
В МГМСУ им. А. И. Евдокимова (рис.4) по направлению обучения «Стоматология» за счет средств федерального бюджета по договору целевого обучения с Управлением делами Президента РФ будет обучаться абитуриент набравший 172 балла за 3 экзамена, тогда как проходной балл на места по общему конкурсу на 95 баллов выше и составляет 267 баллов. В рейтинговых списков это 2498 абитуриентов.
Проблема низких баллов абитуриентов целевого обучения присутствует и в других ВУЗах (рис. 5, 6). Например, в НИУ ВШЭ по направлению подготовки «Компьютерная безопасность» разница между проходным баллом общего конкурса и целевого обучения оставляет 62 балла, а по направлению «Программная инженерия» - 52 балла. В МГТУ им. Баумана разрыв в баллах еще больше: по направлению подготовки «Радиоэлектронные системы и комплексы» будет обучаться абитуриент по договору целевого обучения, набравший за три экзамена лишь 157 баллов (в переводе на пятибалльную систему соответствует оценки «удовлетворительно» по трем экзаменам), в то время как проходной балл по общему конкурсу составил 232 балла. Разница - 75 балов.
Рисунок 6. Проходные баллы в МГТУ ям. Баумана на специальности «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» и «Радиоэлектронные системы и комплексы», 2020г.
В региональных ВУЗах ситуация аналогична (рис. 7, 8). Для примера было проведено исследование результатов приемной компании 2020 года в Новосибирском
государственном университете и Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского. По направлению «Экономика» в Новосибирском государственном университете проходной балл по общему конкурсу составил 262 балла, а по целевому обучению - 198. Разница составляет 64 балла. По направлению «Информатика и вычислительная техника» разница в баллах - 44 балла. А в Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского по специальностям, связанным с 1Т-технологиями, соответствующая разница в баллах составляет 28-29 баллов.
зоо
Информатика и Информатика и Экономика, общий Экономика, целевое
вычислительная вычислительная конкурс, 2-ая волна обучение, проходной
техника, общий техника, целевое зачисления, проходной балл
конкурс, 2-ал волна обучение, прокодной балл зачисления, проходной балл балл
Рисунок 7. Проходные баллы в Новосибирском государственном университете на спецначьностн «Информатика и вычислительная техника» и «Экономика», 2020г.
зоо 25 о 200 15 О
юо
50
о
_ 1 220 1
202 174 1
Прикладная Прикладная Радиоэлектронные Радиоэлектронные
информатика, общий информатика, целевое системы и комплексы, системы и комплексы,
конкурс, 2-ая волна обучение, пронодной общий конкурс, 2-ая целевое обучение,
зачисления, пр оно дно й балл волназачисления, п р оно дно й балл
балл п р онодной балл
Рисунок 8 Проходные баллы в Нижегородском государственном университете им НИ. Лобачевского на спецначьности «Прикладная информатика» и «Рад но электронные системы и комплексы», 2020г.
Можно констатировать громадный разрыв в уровне подготовки между абитуриентами, прошедшими по общему конкурсу, и абитуриентами-целевиками. Смогут
ли освоить достаточно сложную программу обучения абитуриенты-целевики? Соблюден ли в данном случае принцип социальной справедливости? Будет ли такой абитуриент в будущем хорошим специалистом и сможет ли он оправдать те средства, которые в него вложило государство?
Наверняка, среди этих тысяч абитуриентов нашлись бы те, кто был бы готов подписать соответствующие договоры о целевом обучении с конкретными субъектами РФ, федеральными органами исполнительной власти, организациями. Но, к сожалению, большинство из них (отлично подготовленных потенциальных специалистов) были вынуждены отказаться от своей мечты или оплачивать обучение за счет средств семейного бюджета.
Мы предлагаем изменить механизм организации конкурса на поступления в ВУЗы на места за счет средств федерального бюджета (по общему конкурсу и по целевому приему).
А именно:
— Формировать общий рейтинговый список абитуриентов по каждому направлению подготовки.
— Формировать список субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, организаций, готовых заключать договоры на целевое обучение по каждому направлению подготовки.
— Каждый абитуриент определяет приоритеты поступления не только на выбранные направления подготовки, но и на варианты зачисления:
1. на основные места в рамках контрольных цифр приема (КЦП);
2. на места в пределах квоты приема на целевое обучение по конкретным субъектам РФ, федеральным органам исполнительной власти, организациям.
Например, условно приоритеты при поступлении абитуриента А в медицинский ВУЗ можно представить в табличном виде следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Пример распределения приоритетов при поступлении абитуриента А в медицинский ВУЗ
Первое направление Второе направление Третье направление
подготовки подготовки подготовки
«Лечебное Пр порите «Педиатрия Приорите « Сто мато л о она Приорите
дело» т » т » т
Основные 1 Основные 3 Основные 8
места в места в места в
рамках рамках рамках КЦП
КЦП КЦП
Целевое обучение: Целевое обучение: Целевое обучение:
Амурская Брянская 10 Калужская
область область область
г. Москва 2 г. Москва 5 г. Москва
Московски 4 Московская б Московская
я область область область
... ...
ОАО ОАО 9 ФМБА России
«РЖД» «РЖД»
ФСИН 7 ФМБА ФСИН России
России России
Наибольший приоритет у данного абитуриента (цифра 1) стоит в направлении подготовки «Лечебное дело» на основные места в рамках КЦП. В случае, если он не проходит по конкурсу на данные места, то он согласен заключить договор на целевое обучение с г. Москвой (приоритет 2). Если он не проходит на эти места, то следующим в его списке приоритетов идет обучение в рамках КЦП по направлению «Педиатрия» (приоритет 3). Если он не проходит, то он согласен заключить договор на целевое обучение с Московской областью (приоритет 4) и т.д. Те поля таблицы, которые остались незаполненные, свидетельствуют о том, что абитуриент А отказывается от участия в конкурсе по соответствующим вариантам зачисления.
Описанный выше механизм целесообразно реализовать с помощью автоматизированной информационной системы.
В соответствии с рейтинговым списком абитуриентов и согласием на зачисление информационная система будет автоматически формировать списки для зачисления на места как в рамках КЦП, так и на целевое обучение. При этом, чем выше абитуриент в рейтинговом списке, тем больше у него вероятность быть зачисленным по своим высшим приоритетам.
Одним из преимуществ данного механизма организации приема является то, что субъекты РФ, федеральные органы исполнительной власти и организации также будут участвовать в конкурсе: за высокорейтинговых абитуриентов.
Критериями выбора того или иного субъекта РФ, федерального органа исполнительной власти и организации будут предлагаемые ими условия обучения (например, дополнительная стипендия) и условия работы (заработная плата, предоставление «подъемных», жилищные условия). Таким образом, субъекты и организации будут стремиться предоставлять наилучшие условия для привлечения высокорейтинговых специалистов.
Внедрение нового механизма организации приема имеет ряд преимуществ:
1. Для абитуриентов:
— наличие «социального лифта»;
—реализация принципа социальной справедливости;
— повышение вероятности поступления на «бюджет»;
— возможность выбора не только направления подготовки, но и варианта зачисления: на основные места в рамках КЦП или на места в пределах квоты приема на целевое обучение;
— возможность получения более выгодных условий обучения и работы.
2. Для субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и организаций:
— получение специалистов с более высокой базовой подготовкой;
— содействие в решении кадровых проблем;
— снижение демографических проблем в регионах.
3. Для государства:
— развитие региональных рынков труда;
— снижение социальной напряженности;
— содействие развитию отраслей экономики и социальной сферы страны.
4. Для ВУЗов:
— повышение общего уровня подготовки первокурсников;
— снижение процента отчисленных за академическую неуспеваемость студентов; —«выравнивание» базового уровня подготовки студентов-первокурсников.
Предлагаемый механизм организации приема позволит повысить общий уровень подготовки первокурсников, уменьшить процент отчисленных за академическую неуспеваемость студентов, повысить качество работы «социальных лифтов», увеличить приток квалифицированных кадров в регионы и смягчить демографические
проблемы, повысить качество подготовки специалистов для экономики и социальной сферы страны.
Список источников
1. Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»ЦКЪ: https ://minobrnauki .gov.ru/acti on/ stat/highed/
2. Камаев Д. ПОЧТИ 10 ТЫСЯЧ МЕДРАБОТНИКОВ ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ ИЗ СРЕДСТВ НСЗ // VademecumURL: https://vademec.ru/news/2020/02/21/pochti- 10-tysyach-medrabotnikov-poluchayut-zarplatu-iz-sredstv-nsz/(InRuss.)
3. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 373-377. DOI: 10.18500/1818-9601- 2018-18-4-373-377(In Russ., abstract in En§)
4. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Целевое обучение как целенаправленная система деятельности // Высшее образование в России. Т. 28. №3. С. 35-49. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-35-49dn Russ., abstract in Eng.)
5. Данилаев Д.П., Милованов Н.Н. Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей // Высшее образование в России. 2017. №6 (213). С. 29-35.(In Russ., abstract in Eng.)
6. Дощанникова О.А., Филиппов Ю.Н., Богомолова Е.С., Хлапов А.Л. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 46-53.(In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Form N VPO-1 «Information on the organization conducting educational activities in higher education programs — undergraduate programs, specialty programs, master's programs» URL: https://minobrnauki.gov.ru/acti on/stat/highed/
2. Kamaev, D. POCHTI 10 TYSYACH MEDRABOTNIKOV POLUCHAYUT ZARPLATU IZ SREDSTV NSZ [ALMOST 10 THOUSAND MEDICAL WORKERS RECEIVE SALARIES FROM NHS FUNDS]. Vademecum URL: https://vademec.ru/news/2020/02/21/pochti-10-tysyach-medrabotnikov-poluchayut-zarplatu-iz-sredstv-nsz/(In Russ.)
3. Elina, E.G., Anikin, V.M. (2018) Celevoeobucheniekakcelenapravlennayasistemadeyatel'nosti [Targeted training: social risks and
their overcoming]. IzvestiyaSaratovskogouniversiteta. Nov. ser. Ser. Sociologiya. Politologiya =Izvestia of Saratov University. Nov. ser. Ser. Sociology. Political science. 2018. T. 18. Out. 4. Page 373-377. DOI: 10.18500/1818-9601- 2018-18-4-373-377(In Russ., abstract in Eng.)
4. Anikin, V.M., Poizner, B.N., Sosnin, E.A. Celevoeobucheniekakcelenapravlennayasistemadeyatel'nosti [Targeted training as a focused system of activity]. Vyssheeobrazovanie v Rossii=Higher education in Russia. 2019. T. 28. №3. Page 35-49. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-35-49dn Russ., abstract in Eng.)
5. Danilaev D.P., Milovanov N.N. Sovremennyeusloviyaistrukturavzaimodejstviyavuzov, studentovirabotodatelej [Modern conditions and structure of interaction between universities, students and employers]. Vyssheeobrazovanie v Rossii=Higher education in Russia. 2017. №6 (213). Page 29-35.(In Russ., abstract in Eng.)
6. Doschannikova, O.A., Filippov, Yu.N.,Bogomolova, E.S., Khlapov A.L. Sovremennyeusloviyaistrukturavzaimodejstviyavuzov, studentovirabotodatelej[To the issue of improving the mechanisms for targeted training of medical university students]. Vyssheeobrazovanie v Rossii=Higher education in Russia. 2017. № 12 (218). Page 46-53.(In Russ., abstract in Eng.)
Для цитирования: Исабекова О.А. Повышение качества подготовки специалистов в ВУЗах за счет совершенствования механизма организации конкурса на поступление // Московский экономический журнал. 2022. №3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-52/
©Исабекова О.А. 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.