Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности Штатс-контор-коллегии в рамках системы государственных финансовых органов российского государства первой половины 20-х годов XVIII века'

Правовое регулирование деятельности Штатс-контор-коллегии в рамках системы государственных финансовых органов российского государства первой половины 20-х годов XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ КОЛЛЕГИЯ / FINANCIAL BOARD / ШТАТЫ РАСХОДОВ / STATES OF SPENDING / ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНЫЕ КАЗНАЧЕЙСТВА / CENTRAL AND LOCAL TREASURY / РЕГЛАМЕНТ / REGULATIONS / ИНСТРУКЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / FINANCIAL STATEMENTS / MANUAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимова Елена Михайловна

В статье исследуются организационно-правовые вопросы деятельности Штатс-контор-коллегии в сфере управления государственными расходами на основе анализа единой нормативно-правовой базы для функционирования всех звеньев финансового аппарата. Особое внимание автор уделяет функциональной роли казначейских учреждений, находящихся в непосредственной зависимости от Штатс-контор-коллегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE STATS-OFFICES-BOARD ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL BODIES OF THE RUSSIAN STATE IN THE FIRST HALF OF THE 20s OF THE EIGHTEENTH CENTURY

The article studies legal and organizational issues of the Stats-Offices-Board activity in the field of public expenditure management based on the analysis of a single regulatory framework for the functioning of all parts of the financial apparatus. Special attention is paid to the functional role of the Treasury institutions that were directly dependent on Stats-Offices-Board

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности Штатс-контор-коллегии в рамках системы государственных финансовых органов российского государства первой половины 20-х годов XVIII века»

УДК 342.28

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШТАТС-КОНТОР-КОЛЛЕГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПЕРВОЙ ВЕКА ПОЛОВИНЫ 20-Х ГОДОВ ХVШ ВЕКА

Максимова Елена Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, старший преподаватель кафедры государственного права юридического факультета, e-mail: bessmertnili-spb@mail.ru.

В статье исследуются организационно-правовые вопросы деятельности Штатс-контор-коллегии в сфере управления государственными расходами на основе анализа единой нормативно-правовой базы для функционирования всех звеньев финансового аппарата. Особое внимание автор уделяет функциональной роли казначейских учреждений, находящихся в непосредственной зависимости от Штатс-контор-коллегии

Ключевые слова: финансовая коллегия; штаты расходов; центральное и местные казначейства; регламент; инструкция; финансовая отчетность

LEGAL REGULATION OF THE STATS-OFFICES-BOARD ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL BODIES OF THE RUSSIAN STATE IN THE FIRST HALF OF THE 20-S OF THE EIGHTEENTH CENTURY

Maksimova Еlena М.

Russian state pedagogical University named after A.I. Herzen, senior lecturer, Public Law Department, e-mail: bessmertnili-spb@mail.ru.

The article studies legal and organizational issues of the Stats-Offices-Board activity in the field of public expenditure management based on the analysis of a single regulatory framework for the functioning of all parts of the financial apparatus. Special attention is paid to the functional role of the Treasury institutions that were directly dependent on Stats-Offices-Board

Keywords: financial Board; States of spending; Central and local Treasury; regulations; the manual; financial statements

Для цитирования: Максимова Е.М. Правовое регулирование деятельности штатс-контор-коллегии в системе государственных финансовых органов российского государства первой половины 20-х годов ХУШ века // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 140-146.

К концу второго десятилетия XVIII века в Ро ссии началось со здание о бо со бленной системы государственных финансовых органов, сконцентрировавших функции по оперативному управлению государственными финансами. Реформа финансового управления - составной части общей реформы государственного аппарата - привела к созданию трех финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии и Ревизион-коллегии.

Каждое финансовое ведомство получило свое штатное расписание, состав служащих с фиксированным денежным окладом. Сведения о структуре, функциях, сфере компетенции и ответственности ведомств, должностных обязанностях каждого чиновника указывались в коллегиальных регламентах. 28 февраля 1720 года был принят Генеральный регламент - документ, окончательно разграничивший цели деятельности коллегий и установивший общие правила определения структуры и штатов коллегий,

порядка их работы и процедуры делопроизводства, жалования служащих по категориям.

Коллегию возглавлял президент, назначенный царем; вице-президент назначался Сенатом и утверждался царем, «прочие члены» определялись и утверждались Сенатом. Будучи главным должностным лицом коллегии президент следил за выполнением указов вышестоящих инстанций и скоростью делопроизводства. Материалы для коллегии готовились в ее канцелярии передавались в общее присутствие коллегии. Решения принимались коллегиально, по большинству голосов, причем в ходе обсуждения высказывались сначала младшие чины. При равенстве голосов перевес брала та сторона, где находился президент коллегии. Дела, которые невозможно было решить в коллегии, передавались на рассмотрение в Сенат с приложением мнения коллегии.

Главное направление деятельности Камер-коллегии (Коллегии казенных сборов)

представляло собой «вышнее надзирание и правление над окладными и неокладными приходами». К ее полномочиям относились: сбор, учет и оценка сведений о тягловом населении, доходах, расходах, государственных имуще-ствах; распределение окладов податей (с учетом «разнства прав и привилегий некоторых земель и подданых») и наложение внутренних пошлин на товары; участие в процессе введения новых податей путем выражения мнения об изменении податного обложения в форме «письменного доношения» и доведения его до сведения Сената; «вышнее надзирание» об «исправном определении доходов»; контроль за поступлением доходов на основании ведомостей о доходах, присланных с мест [1]. Иными словами, Камер-коллегия занималась формированием доходной части бюджета.

Камер-коллегии были вверены многие отрасли управления, имевшие и фискальное, и общегосударственное значение: в ее обязанности входило изыскивать новые источники доходов и способствовать развитию производительных сил, осуществлять контроль за жалованными имениями. Изначально в ведении Камер-коллегии находились монетное дело и соляное управление. Она также занималась организацией продажи казенных товаров и откупов, заключением казенных подрядов.

Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами, в том числе составляла расходную смету государства и занималась произведением законодательно установленных расходов.

Функции финансового контроля возлагались на третью финансовую коллегию - Реви-зион-коллегию. В соответствии с инструкцией [2] она должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами власти «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». При этом тщательной проверке подвергались соответствие фактически имевших место доходов и произведенных расходов действующим правовым актам (штатам, указам, регламентам и инструкциям), а также правильность ведения финансовой документации. В конце года все коллегии, местные канцелярии, городовые магистраты, таможни, казенные фабрики и другие подотчетные учреждения должны были обревизовать своих подотчетных, подтвердить

расходы на их денежное и материальное содержание. После устранения установленных несоответствий и выявления виновных они присылали в Ревизион-контору надлежащим образом удостоверенные счетные перечневые выписки из подлинных приходно-расходных книг.

Ревизион-коллегия заведовала счетами доходов и расходов государства, проверяла приходно-расходные книги денежной казны, ведомости о приходе и расходе сумм, поступивших после их проверки подотчетными учреждениями. В случае возникновения сомнений Реви-зион-коллегия могла требовать для проверки подлинную отчетную документацию на предмет законности произведенных приходов и расходов. При проверке законности произведения всех приходов и расходов следовало «за неправ-ности и погрешение, которые надлежат будут розыску или телесному наказанию,... доносить Сенату».

Рассмотрим подробнее вопросы правового регулирования деятельности Штатс-кон-тор-коллегии. В преамбуле первого из регламентов финансовых коллегий, учрежденного еще 12 декабря 1719 года [3, с. 589-601], указана цель создания Штатс-контор-коллегии или Штатс-конторы - управление всеми государственными расходами и надзор за ними. Для осуществления управления расходной частью бюджета Штатс-контор-коллегии вменяется в обязанность составление «особливых штатов» государственных расходов, в связи с чем «надлежит оной без замедления накрепко уведомля-тися, в чем особливые государственные расходы состоят» (преамбула ст. 3).

Если множество предварительных мер, необходимых для вступления Камер-коллегии в отправление ее обязанностей по управлению государственными доходами, составляет «значительную часть специальных предписаний» регламента Камер-коллегии [4, с. 443], то подобная работа Штатс-контор-коллегии (сбор и оценка информации о расходах, составление штатов государственных расходов), по мнению Д.В. Балакина, «имеет в основном технический и отчасти контрольный характер» [5, с. 123]. Исследователь приходит к этому выводу ввиду того, что каждый из штатов соответствующего государственного учреждения заранее создавался на основании Генерального регламента, регламентов коллегий и указов государя.

Данные о каждом «особливом штате» вносились в особую книгу, именуемую Генеральным штатом и представляющую собой расходную смету государства с указанием источников произведения расходов, которая «погодно» подавалась государю для подписания каждого штата (ч. 3, ч. 4 ст. 4). При составлении «особливого штата каждой провинции» выявлялось соотношение полученных расходов с доходами самой провинции, в связи с чем они постранично фиксировались в книге Определительного штата провинции. На основании суммарного расхода по всем провинциям недостаток сбора в одной провинции покрывался излишками в другой (ч. 5 ст. 5).

Наряду с систематизацией нормативно установленных государственных расходов, позволяющей «ведать. из которой казны все государственные расходы на весь год взяты имеют быть», еще одной «технической» функцией, обеспечивавшей управление расходами, являлась функция приема хранения и выдачи собранных казенных сумм или иных доходов. Ее выполняли центральное и местные казначейства. Реализация данной функции неразрывно связана с соблюдением принципа неприкосновенности государственной казны: «никакой казначей или приемщик не должен никаких казенных денег или доходов в Штатс-контор-коллегию или к ея членом отдавать», при этом «оные пребывают под охранением и отчетом учрежденного казначея», а их выдача возможна только при предъявлении письменного указа или ассигнации от Коллегии, а также «от предуставленного ему начальства» (ч. 1, ч. 2 ст. 2).

Содержание основной функции Штатс-кон-тор-коллегии - непосредственное управление всеми государственными расходами - базировалось на правилах, касающихся порядка их учреждения и отправления. Учреждение расходов основывалось на правиле, установленном в ч. 3 ст. 2 регламента, в соответствии с которым названной Коллегии запрещено «дерзать государевой денежной казны и никаких доходов по собственному своему изволению без указу определять и ассигновать»; все указы и ассигнации Коллегии, направляемые в рентерею (казначейство) для выдачи казенных сумм, должны содержать только то, что определено по «подписанному обыкновенному Государственному штату или положению и по Его Царского Величества имянным писмянным указом».

Статья 7 регламента Штатс-контор-колле-гии устанавливает правило управления штатными местными доходами. Во-первых, в Коллегии составлялся «экстракт» из Генерального штата, посылаемый губернатору или воеводе, а также «протчим началникам». Во-вторых, движением заранее установленных штатных сумм в данном случае распоряжались местные власти: «надлежит губернатору или воеводе с надзирателем сборов вместе каждой приход порознь порядочно казначею ассигновать». В-третьих, при осуществлении расходов «определенной штат томко в том служит, чтобы губернатор или воевода ведал, насколко ему ассигновать можно ассигнации или указы». В свою очередь сами ассигнации и указы, а также «под оными» подписанные расписки являются подлинными документами, «которыми казначей свой счет и расходы освидетельствовать и оправдать могут».

Остальные правила лишь конкретизируют содержание приведенных правил в зависимости от различных нештатных ситуаций покрытия доходов, представленных в таблице.

Текст регламента Штатс-контор-коллегии также содержит особенности порядка отправления отдельных штатных расходов: при финансировании расходов на содержание армии и Адмиралтейства (ст. 12, ст. 13), при выдаче жалования государственным служащим (ст. 14, ст. 19), при переводе денег за границу (ст. 22), при выдаче ассигнаций по особо важным платежам, «которые Его Царского Величества службе и Его государства благополучия касаются» (ст. 25).

Штатс-контор-коллегия, в обязанность которой вменялось «надзирание над всеми государственными расходами», осуществляла следующие контрольные полномочия:

- тщательное рассмотрение составленных штатов государственных расходов с целью выявления «негодных росходов или несправедливостей», о которых потом надлежало Его Величеству или Правительственному Сенату «писмянно обявлять и о благоизобретении и определении просить» (ч. 1 ст. 4);

- контроль за соответствием расходов предписанным штатом источникам финансирования: «никакие приходы на другие росходы взяты и употреблены быть мимо определительного штату и определения от Штатс-контор-колле-гии» (ч. 7 ст. 5);

Таблица 2

Учреждение дополнительных источников покрытия доходов

Спттащш покрытия расхода Способы покрытия Осо&енностн учреждении дополнительных источников покрытия доходов

Ч. 4 ст. 7 Появление на пестах неокладных расходов, «яко расходы на строение, на содержание колодников и протчнх». Ассигнация ми При соблюдении губернаторами или воеводами следующего условия: «о том не надлежит более ассигновано быль, яко случающаяся нужда требует н подлинными свндетельствы прн отчетах освидетельствовано быть может».

Ст. 10 Осуществление внештатных платежей с целью фннан сиров ання чрезвычайных расходов. Ассигнация ми Только на основании «особливых пнсмянных указов» Е. В. или от Сената, в которых должны быль отображены все обстоятельства дела с целью пред оставления «потребного известия» в Р евн зн он -коллег ню.

Ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 12 «Ежели окладных доходов на государственные расходы и во исполнение окладных дач недостанет», в т.ч. если штатных земских доходов не хватает в провинциях и гарнизонах на жалование н провиант е оен н ослужащнх. Наличной казной, векселями или ассигнациям и С ведома Камер-коллегии, чтобы она «потребные способы н средства к тому нзобресть н з соизволения Е. Ц. Б. н Сената оные в действо ггронзвесть могла». Прн дефиците земских штатных расходов губернаторы нлн воеводы должны заранее обращаться е Штатс-контор-коллегню, которой надлежит «о том сноснтца» с Камер-коллегией.

Ч. 3 ст. 15, ч.2 ст. 18 При отсутствии ежемесячных ведомостей о наличии казенных средств е земской рентерее или выявлении случаев, когда «денежная казна в рентерен... справнон в уреченные времена не приходит». Б первом случае -ассигнациям н; во втором случае -любыми другими способами Фактическая недостача казенных средств влечет за собой следующие действия: е первом случае - «не надлежит Штатс-контор-коллегнн никогда никому в правннцнн ассигнации давать»; во втором случае -Камер-коллегии «об оном известие учинит».

- выполнение правил учреждения дополнительных источников покрытия доходов (см. табл.);

- соблюдение подробно прописанного особого порядка оформления ассигнаций (ст. 11) и контроль за ведением финансовой документации, подлежащей ревизии (ст. 16);

- контроль за точным и своевременным исполнением расходной части бюджета:

«должность Штатс-контор-коллегии в том состояла, чтобы из казны исправно и по указам и окладным государственным книгам расход был держан» (ч. 2 ст. 18).

В преамбуле регламента Коллегии прописан ее штат, состоящий из президента Коллегии и «двух к нему учрежденных» штатс-комис-саров, а также двух секретарей, двух камери-ров и «потребных нижних служащих». Кроме

собственной канцелярии в своей деятельности Штатс-контор-коллегия опиралась на Главную казенную палату (Большую или Главную ренте-рею), возглавляемую главным казначеем (рен-тенмейстером), которому подчинялись «ради его вспоможения один бухгалтер (или книго-держатель), один камерной писарь и для услуги один вахмистр» (ст. 9). Штатс-контор-коллегия располагала аппаратом местных органов - местных рентерей (казначейств), где служили местные рентеймейстеры (земские казначеи).

Отличительной особенностью организационной политики в сфере управления доходами в рассматриваемом периоде можно назвать относительную самостоятельность центрального и местных казначейств, их должностных лиц по отношению к Штатс-контор-коллегии. В соответствии со ст. 2 регламента «все рентеймей-стеры или казначеи зборов Штатс-контор-кол-легии указы исполнять и слушать должны». Однако наличные деньги или прочие доходы находятся только под их личным «охранением и отчетом». По словам Ю.В. Сорокиной, «ведая государственными расходами, штатс-контора не касалась наличных денег» [6, с. 48].

Главный рентеймейстер назначался на должность Сенатом или даже государем, он не входил в Штатс-контор-коллегию (ст. 1). Провинциальные рентеймейстеры хотя и выбирались (учреждались) Штатс-контор-коллегией, но законодатель определил их передачув ведение местного начальства («под ведение губернатору или воеводе отданы бывают»), которым надлежало «о их сщетах и протчих поступках в чин их ответ давать» (ч. 1 ст. 8).

Компетенция Главной казенной палаты определена в ч. 1 ст. 9 Регламента и заключается в приеме и хранении концентрирующихся в центре окладных и неокладных доходов, которые «разумеются в новозавоеванных городах», доходов от монетного дела и с рудных заводов, а также остаточных денег, присылаемых «из провинции чрез вексель или наличными». В ст. 16 приводится список нормативно установленной документации, фиксирующей поступления и выдачи Главной казенной палаты. В него входят счетная и расходная книги, приходная книга, но главным документом центральной рентереи является «Свидетельствованная книга Большой Казенной полаты», составляемая для освидетельствования расходных счетов.

На первом этапе Второй губернской реформы (1719-1720) были созданы правовые основы деятельности новых местных финансовых учреждений. В январе 1719 года наряду с инструкцией для воевод были изданы инструкции для земского комиссара, земского камерира, земского рентмейстера. Законодательство, регулирующее деятельность губернско-воеводского финансового аппарата, внесло свои коррективы и пояснения в процесс управления местными расходами.

На основании положений инструкции [7] воеводы должны были осуществлять контроль за правильностью и своевременностью взимания податей и сборов, «за исправностью» хранения собранных сумм в рентерее и хлебных запасов в провиантских магазинах, за исполнением всех провинциальных расходов, за своевременностью и точностью составления финансовой отчетности. В связи с этим в их обязанности входило «смотреть накрепко» за деятельностью местных финансовых чиновников: надзирателей сборов (земских камериров), земских рентеймейстеров, земских комиссаров сборщиков и подьячих, «дабы оные каждой свое управление по данному им инструкциону исполняли».

Воевода не только был наделен правом отсрочки платежа «всяких сборов» в случае, «ежели в провинции его . явится пустота» от мора или «нападения неприятельского», но он мог также не выполнять указы Штатс-контор-кол-легии о выплате остаточных денежных сумм при несоблюдении условия полного покрытия окладных расходов «в прошедших и настоящих годах».

По инструкции земским камерирам [8] главная обязанность земского надзирателя сборов состояла в «прилежном и крепком надзирании» над всеми доходами губернии (провинции) «купно с Губернатором или Воеводою». В связи с чем он осуществлял учет всех провинциальных доходов, контролировал деятельность земских комиссаров по сбору налогов в уезде, как «ландбухгалтер провинции» занимался приемом отчетности от всех должностных лиц местного финансового управления и ее освидетельствованием, предоставлял финансовую отчетность соответствующим финансовым коллегиям. Кроме того, он заведовал казенным имуществом.

Велика роль земского камерира - «знатнейшего Камернаго служителя в Губернии» и в управлении местными финансовыми расходами. Он не только совместно с губернатором (воеводой) ассигновал денежные суммы из местной рентереи и решал дела о высылке остаточных сумм в Главную казенную палату, но также являлся непосредственным начальником земского казначея, обеспечивая и контролируя его деятельность. В частности, следил за тем, чтобы земские комиссары и другие приемщики сборов деньги у себя не держали и немедленно отдавали их в земскую рентерею, занимался составлением документации по приему доходов, проводил ревизию казначейства и провиантских магазинов, «накрепко» пересматривал месячные приходные и расходные ведомости земских рентеймейстеров, в первую очередь обращая внимание на то, «чтоб расходы прошед-шаго месяца с росписками и указами исправно все освидетельствованы были».

Осуществляя обширную переписку не только с Камер-коллегией, но и с другими финансовыми коллегиями, камерирская контора находилась в тесной связи с канцелярией Штатс-контор-коллегии. Камерир в строго указанные сроки отправлял в Штатс-контор-кол-легию приходные месячные ведомости земских комиссаров и рентеймейстеров (чтобы их «прилежно сличать»), к 1 июня составлял и отправлял в Штатс-контор-коллегию «валовый счет. всякому доходу порознь», посылал отчеты о подрядах и поставках провианта и фуража для армии, о состоянии «в магазейнах всякого запаса». Наряду с Камер-коллегией Штатс-кон-тор-коллегия ежегодно получала для ознакомления «главную книгу» провинции (губернии), в которой фиксировались не только окладные и неокладные доходы провинции (кроме таможенных), но и сведения обо всех произведенных расходах.

Инструкция земским рентеймейстерам [9] определяла основные обязанности местных казначеев, а именно:

- прием денежных средств на хранение на основании сметных и окладных книг, а также ведомостей окладных сборов и других денежных доходов, составленных и передаваемых губернатором (воеводою) и надзирателем сборов «того места» (п. 2);

- хранение денег в «крепком от всех опасных случаев месте», «в крепких сундуках с

замками и печатьми и за добрым караулом», причем ключи от замков одновременно должны были находиться у трех лиц: рентеймейстера, камерира и губернатора (воеводы) (п. 5);

- выдача казенных денег по ассигнациям и указам от губернатора (воеводы) и надзирателя сборов, составленным «на целом листе...за подписанием собственной их руки», под которым получатель денег должен был расписаться «надлежащим образом» (п. 11);

- ведение строгой финансовой отчетности (казначею надлежит «приход и расход самому записывать и в том отчет отдавать»), базирующейся на сложном делопроизводстве.

Рентеймейстер также занимался учетом и хранением в небольших провинциальных «ма-газейнах» съестных припасов — натуральных сборов, производимых с населения в первой четверти XVIII века, если в провинции магазины достигали больших размеров, то для их хранения назначались «особливые провиантмейстеры» (п. 8).

Местное казначейство («Земская Казенная») должно было располагаться в одном доме с земской конторой надзирателя сборов, который контролировал порядок его работы (п. 4). Кроме рентеймейстера в земскую ренте-рею входили «один собственной писарь и один доброй казенной служитель» (п. 7). Инструкция земским рентеймейстерам подробно описывает не только порядок работы местного казначейства, но и процедуру оформления финансовой документации при отправлении обязанностей местного казначея. В ней отражены и санкции за нарушение земским рентеймейстером должностных обязанностей.

Как предмет управления Штатс-контор-кол-легией местный казначей, назначаемый ею, обязан был исполнять указы данного центрального финансового органа, посылаемые на имя воеводы и рентеймейстера, и, как правило, касающиеся выделения неокладных денежных средств из местной рентереи на нужды центральной власти или для непредвиденных местных расходов. Штатс-контор-коллегия наряду с другими финансовыми органами в любой момент могла ознакомиться с приходно-расходной документацией местного казначея, которая ежегодно вместе с первичными финансовыми документами (расписками, сметами, ассигнациями) поступала в ее канцелярию.

Выполняя контрольную функцию, данная коллегия (как и местное начальство) обладала полномочием подавать «перед судом доноше-ние», касающееся служебных нарушений со стороны рентеймейстера. Земский рентеймейстер мог отсылать в Штатс-контор-коллегию или в Камер-коллегию не только обоснованные предложения по совершенствованию порядка своей работы, не принимаемые во внимание местным начальством, но и сведения о противоправных действиях местных чинов, в том числе земских фискалов; он мог информировать Штатс-кон-тор-коллегию или местного фискала о незаконных требованиях со стороны губернатора (воеводы) или земского камерира.

Наделенная рядом полномочий Штатс-кон-тор-коллегия по учредительному законодательству Петра I в рамках своей деятельности находилась в тесной связи с другими финансовыми коллегиями. В частности, брала сведения о доходах каждой провинции у Камер-коллегии для составления Определительного штата, ей вменялось в обязанность связываться с Камер-коллегией в случаях определения дополнительных источников доходов. Если Камер-коллегия занималась рассмотрением «штата всех окладов и расходов» с целью проверки наличия оснований для расходования денежных средств, то Штатс-контор-коллегия наряду с Камер-коллегией изучала ведомости земских надзирателей для сверки их с приходными казначейскими ведомостями.

В регламенте Штатс-контор-коллегии от 1719 года сообщается об обязательном условии учреждения непредвиденных штатом расходов: Ревизион-коллегии «потребное известие иметь». В соответствии с инструкцией Ревизи-он-конторы от 1722 года Штатс-контор-колле-гия осуществляла первичную ревизию зависящих от нее учреждений, включая центральное и местные казначейства, где производилась проверка законности и обоснованности хозяйственных операций обер-рейтеймейстера и земских рейтеймейстеров, правильности их отражения в финансовой отчётности; ежемесячно подавала в Ревизион-контору ведомости «о приходах и расходах денежной казны» по своему ведомству.

14 ноября 1723 года на основании именного указа, объявленного из Сената, Штатс-кон-тор-коллегия утратила название «коллегия» и вследствие преобразований стала

Штатс-конторой Сената. В 1726 году Штатс-кон-тора вошла в состав Камер-коллегии, а должность рентеймейстера в большинстве провинций была упразднена: «Рентеймейстерам и их подчиненным не быть, а быть у сборов, так и у расходу одним Камерирам» [10, с. 677].

Таким образом, к началу 20-х годов XVIII века на основе учредительного законодательства Петра I был создан разветвленный финансовый аппарат, звенья которого находились в тесной связи друг с другом. При этом ведущая роль в управлении государственными расходами принадлежала Штатс-контор-коллегии, а непосредственно зависящие от нее казначейские учреждения обеспечивали движение казенных сумм. Содержание нормативно установленных функций и полномочий Штатс-контор-коллегии позволяет считать ее органом, исполняющим бюджет государства.

Библиографический список:

1. «Учреждение и Регламент Государственной Камер-коллегии» от 11 декабря 1719 г. // ПСЗ-1. Т. 5. № 3466. СПб., 1830.

2. «Инструкция, данная Ревизион-конторе» от 4 декабря 1722 г. // ПСЗ-1. Т. 7. № 4127. СПб., 1830.

3. «Регламент Штатс-контор-коллегии» от 12 февраля 1719 г. // Воскресенский H.A. Законодательные акты Петра I: в 2 т. Т. 1 / под ред. Б.И. Сыромятникова. М. Л.: Изд. Академии наук СССР, 1945. Т. 1. 580 с.

4. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1905.

5. Балакин Д.В. Финансовый аппарат России в конце XVII- первой половине XVIII в.: Организационно-правовое устройство: дис. ... канд. юрид. наук М., 2003. 250 с.

6. Сорокина Ю.В. Система правового регулирования финансовых отношений в России в XVIII-XX вв.: дис. ... д-ра юрид. наук М., 2003. 383 с.

7. «Инструкция, или Наказ Воеводам» от января 1719 г. // ПСЗ-1. Т. 5. № 3294. СПб., 1830.

8. «Инструкция, или Наказ Земским Камерирам в Губерниях и Провинциях от 7 января 1719 г. // ПСЗ-1. Т. 5. № 3296. СПб., 1830.

9. «Инструкция Земским Рентмейстерам, или Казначеям в Губерниях и Провинциях» от 12 февраля 1719 г. // ПСЗ-1. Т. 5. № 3304. СПб., 1830.

10. Именной указ, объявленный из Верховного тайного совета Сенату, от 15 июля 1726 г. «О подчинении Штатс-Конторы Камер-Коллегии и небытии в Провинциях Рентмейстерам» // ПСЗ-1. Т. 7. № 4928. СПб., 1830.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.