Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов Российской Федерации: основные проблемы'

Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов Российской Федерации: основные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правоохранительные органы / правоохранительная деятельность / реформирование правоохранительной системы / law enforcement agencies / law enforcement activities / reform of the law enforcement system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурад Магомедович Мусалаев, Равзанат Абдулзагировна Ниматулаева

В рамках настоящей работы авторами отмечается отсутствие в законодательстве Российской Федерации единого определения термина «правоохранительные органы». Рассматриваются также основы правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. Отмечается необходимость создания единого нормативно-правового акта, регулирующего общие основы организации правоохранительных органов в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the activities of law enforcement agencies of the Russian Federation: main problems

In the framework of this work, the authors note the lack of a uniform definition of the term «law enforcement agencies» in the legislation of the Russian Federation. The fundamentals of legal regulation of the organization and activities of law enforcement agencies are also considered. The need to create a unified legal act regulating the general principles of the organization of law enforcement agencies in the country is noted.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов Российской Федерации: основные проблемы»

Закон и право. 2024. № 1. С. 231 -234. Law and legislation. 2024;(1):231-234.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-231-234 NIION: 1997-0063-12/24-049

EDN: https://elibrary.ru/KXOFCU MOSURED: 77/27-001-2024-12-249

Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов Российской Федерации:

основные проблемы

Мурад Магомедович Мусалаев1, Равзанат Абдулзагировна Ниматулаева2

1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия

1 murad.magomedov@mail.ru

2 ravzana2013@gmail.com

Аннотация. В рамках настоящей работы авторами отмечается отсутствие в законодательстве Российской Федерации единого определения термина «правоохранительные органы». Рассматриваются также основы правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. Отмечается необходимость создания единого нормативно-правового акта, регулирующего общие основы организации правоохранительных органов в стране.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, реформирование правоохранительной системы.

Для цитирования: Мусалаев М.М., Ниматулаева Р.А. Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов Российской Федерации: основные проблемы // Закон и право. 2024. № 1. С. 231—234. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-231-234 ББЫ: https://elibrary.ru/KXOFCU

Original article

Legal regulation of the activities of law enforcement agencies of the Russian Federation: main problems

Murad M. Musalaev1, Ravzanat A. Nimatulaeva2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 murad.magomedov@mail.ru

2 ravzana2013@gmail.com

Abstract. In the framework of this work, the authors note the lack of a uniform definition of the term «law enforcement agencies» in the legislation of the Russian Federation. The fundamentals of legal regulation of the organization and activities of law enforcement agencies are also considered. The need to create a unified legal act regulating the general principles of the organization of law enforcement agencies in the country is noted.

Keywords: law enforcement agencies, law enforcement activities, reform of the law enforcement system.

For citation: Musalaev M.M., Nimatulaeva R.A. Legal regulation of the activities of law enforcement agencies of the Russian Federation: main problems // Law and legislation. 2024; (1) :231—234. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-231-234 EDN: https://elibrary.ru/KXOFCU

Понятие и структура правоохранительных органов обсуждаются в юридической ли--«лературе с большим интересом и спорами. Из анализа научных исследований следует, что основная проблема заключается в отсутствии законодательного определения понятия «право-

© Мусалаев М.М., Ниматулаева Р.А. М., 2024.

охранительные органы» и единого списка органов, которые входят в такую систему и относятся к правоохранительным органам. Классификация, признаки и другие критерии, характер -ные для правоохранительных органов, также отсутствуют. Тем не менее законодатель предпринимал попытки разъяснить и определить такое понятие.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

A.A. Чувилев определяет правоохранительные органы как специальные органы, которые имеют основную цель защиты прав от нарушений, выявления, пресечения и предотвращения правонарушений, а также применения принудительных мер к нарушителям [10].

Некоторые авторы подчеркивают роль и функции правоохранительных органов, которые являются учреждениями и организациями, работающими в обществе и государстве для обеспечения законности, борьбы с преступностью и другими нарушениями закона [4].

Исходя из этого можно предложить следующее определение правоохранительного органа — это специально созданный государственный орган, задачей которого является обеспечение законности и порядка путем решения определенных задач и выполнения функций по защите прав и свобод граждан, интересов общества, государства и организаций [5, с. 118].

Являясь частью уголовно-правовой сферы России, правоохранительные органы выступают основным звеном правоохранительной системы. В современных условиях правоохранительные органы играют важную роль в реализации государственной власти. Они являются частью системы принуждения государства и обеспечивают соблюдение права и правопорядка в обществе. Они также участвуют в регулировании правовых отношений в стране и в отношениях государства с другими странами. Правоохранительные органы всегда руководствуются законами и нормами национального и международного права, а их действия осуществляются в соответствии с определенными процедурами. В отличие от других государственных органов правоохранительные органы имеют право применять меры принуждения, и их решения и предписания обязательны для выполнения всеми социальными и институциональными субъектами общества [8].

Правоохранительные органы не только имеют важное значение в сфере правовых отношений и права в целом, но и будучи институциональным властным образованием принимают участие в реализации правовой политики государства. Именно правоохранительные органы являются важным инструментом правового регулирования общественных отношений посредством обеспечения реализации норм права и контроля за их выполнением.

Основной целью правоохранительной системы является защита человека. Это главный принцип, которого данная система придерживается. Права и интересы человека стоят выше всех остальных прав, свобод и интересов, если они

не ограничивают или не нарушают права, свободы и интересы других.

В Российской Федерации правоохранительная система в первую очередь служит гражданам, помогая им осуществлять их права и свободы, установленные законом. Ее функционирование должно быть направлено на удовлетворение интересов коллективов, организаций, народов, наций, общества и государства [7].

Место правоохранительных органов в системе органов и функций Российского государства определяется их основными задачами и функциями.

Правоохранительные органы осуществляют следующие задачи и функции:

■ Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан (правоохранительные органы выполняют роль по предотвращению и пресечению противоправных действий, обеспечению общественной безопасности и защите от преступлений).

■ Расследование преступлений и обеспечение судебного процесса (правоохранительные органы ведут расследование преступлений, собирают доказательства и предъявляют их в суде, а также осуществляют надзор за исполнением судебных решений).

■ Проведение оперативно-розыскной деятельности (правоохранительные органы планируют и проводят специальные операции и розыскные мероприятия для предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, объявленных в розыск).

■ Защита прав и свобод граждан (правоохранительные органы защищают права и свободы граждан, в том числе права на жизнь, собственность, свободу передвижения, свободу совести и другие конституционные права).

■ Борьба с организованной преступностью и терроризмом (правоохранительные органы противодействуют организованной преступности и террористической деятельности, предотвращают акты терроризма и подрыва правопорядка в стране).

Таким образом, правоохранительные органы занимают важное место в системе органов Российского государства, поскольку они осуществляют ключевые функции по поддержанию правопорядка, обеспечению безопасности и защите прав и свобод граждан.

Исследование процесса реформирования правоохранительной системы, постоянное совершенствование правового регулирования ее деятельности предопределяют необходимость в методологическом обосновании проводимой

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

реорганизации, что требует переработки, переосмысления и дальнейшего развития института правоохранительных органов [6, с. 30].

В связи с этим при организации соответствующих правоохранительных органов необходим системный подход, предполагающий четкое определение места и роли, отводимое каждому из них, его функций, полномочий, ответственности, а также оснований, условий и направлений взаимодействия, формирующих интегративное свойство правоохранительной системы в целом.

На данный момент реформы, проведенные Российской Федерацией в сфере реорганизации правоохранительных органов, на наш взгляд, не носят кардинального характера и касаются лишь названия органа, его статуса, «экипировки».

Говоря о правовом закреплении целей, задач и функций управления органов внутренних дел, необходимо, прежде всего, выявить основные источники правового регулирования деятельности данных государственных органов.

Так, основным законом Российской Федерации является Конституция, где непосредственно отражены основные права и свободы человека [1] и гражданина, которые призваны защищать правоохранительные органы.

Правовой статус отдельных правоохранительных органов регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. Например, деятельность органов внутренних дел регламентируется Федеральным законом «О полиции». Анализируя положения данного акта, следует признать, что он достаточно подробно регламентирует некоторые положения деятельности, как самой структуры полиции, так и ее сотрудников при выполнении своей профессиональной деятельности. Регламентирует предназначение полиции, указывая, что она «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [2].

Вместе с тем, закрепляя принципы деятельности полиции, закон совершенно упускает из виду цели ее деятельности, задачи, выполнение которых предопределяет достижение целей [9, с. 17]. Данное упущение со стороны законодателя снижает эффективность деятельности всей правоохранительной структуры, не позволяя конкретизировать цель и задачи, стоящие перед ней, что, естественно, требует устранения.

Однако стоит заметить, что законодательством РФ не регламентирован статус правоохранительной службы, более того — не конкрети-

зированы государственные органы исполнительной власти, подпадающие под разряд «правоохранительных».

С 2003 г., а именно, с даты разработки проекта федерального закона «О правоохранительной службе», правотворческими органами не были предприняты решающие меры в целях интеграции, создания кодифицированного законодательства о правоохранительной службе.

Со стороны законодателя не предпринято действий ни для установления единой системы органов правоохранительной службы, ни для регламентации деятельности правоохранительной деятельности. В связи с этим данная проблема до сих пор нуждается в урегулировании, что возможно только путем принятия соответствующего правового акта.

Проведенное исследование позволило прийти к выводу об отсутствии единого нормативного правового акта, закрепляющего цели, задачи и функции правоохранительных органов. Данное положение не представляется отвечающим принципам построения правового государства и требует устранения.

В целях формирования единой правовой базы, для координации правового регулирования деятельности органов внутренних дел имеется необходимость создания кодифицированного акта, устанавливающего цели, задачи, функции, структуру управления органов внутренних дел, полномочия, ответственность как самих органов, так и их должностных лиц, а также требования, предъявляемые к сотрудникам и предоставляемые им гарантии, содержание форм и методов оперативно-розыскной деятельности. Это позволило бы избежать разрозненности и противоречия между нормативными правовыми актами, регламентирующими названные вопросы.

На основании изложенного предлагаем до принятия единого кодифицированного акта разработать Типовые положения, регулирующие правовую основу структурных подразделений правоохранительных органов.

Видится целесообразным разработка данных положений согласно следующей структуре.

1. Основные положения, закрепляющие место правоохранительного органа в системе правоохранительной службы и правовую основу его деятельности.

2. Цели деятельности. В указанном параграфе считаем целесообразным отразить основные цели структурного подразделения, не указывая конечные и непосредственные ввиду того, что цель управления должна прежде всего быть гибкой.

3. Управление подразделением — закрепляет основные права и обязанности руководителя,

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 01-2024

а также порядок управления структурным подразделением правоохранительного органа, права, обязанности сотрудников.

4. Оценка деятельности — в данном разделе должны быть зафиксированы критерии, позволяющие дать объективную оценку деятельности подразделения, выполнению поставленных перед ним задач.

Список источников

1. Конституция РФ. М., 2023.

2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (действ. ред.) // Ы^:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 110165^СШ=Ы271115У40247564

3. Вопросы Министерства внутренних дел РФ: Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (в ред. от 24.10.2018) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Байдуков В.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов / В.А. Байдуков, В.М. Бозров, Е.Р. Ергашев. М.: Норма, 2008. 320 с.

5. Булгакова Л. С. К вопросу об определении понятия «правоохранительные органы» в Российском законодательстве // Криминалистъ. 2022. № 3 (40). С. 112—118.

6. Канунникова Н.Г. К вопросу об управлении деятельностью органов внутренних дел и правовом воспитании их сотрудников // Административное право и процесс. 2015. № 10.

7. Пономарь Е.В. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах в Российской Федерации // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 247—250.

8. Уварова-Патенко Н.В. Правоохранительный орган — основное звено правоохранительной системы / / Вестник ин-та законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № 1 (59). С. 269—274.

9. Цепелев В.Ф. О юридической составляющей в управленческой подготовке руководите-

лей органов внутренних дел // Рос. следователь. 2015. № 21.

10. Чувилев А.А. Правоохранительные органы: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2000. 174 с.

References

1. The Constitution of the Russian Federation. M., 2023.

2. Federal Law «On Police» dated 07.02.2011 No. 3-FZ (current version) // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 / ?ysclid=lriz71l15v40247564

3. Issues of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 01.03.2011 № 248 (as amended. from 24.10.2018) // https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Baidukov V.A. Law enforcement agencies of the Russian Federation: Textbook for universities / V.A. Baidukov, V.M. Bozrov, E.R. Ergashev. M.: Norm, 2008. 320 p.

5. Bulgakova L.S. On the question of defining the concept of «law enforcement agencies» in Russian legislation // Criminalist. 2022. № 3 (40). Pp. 112-118.

6. Kanunnikova N. G. On the issue of managing the activities of internal affairs bodies and legal education of their employees // Administrative law and process. 2015. № 10.

7. Ponomar E. V. On law enforcement and law enforcement agencies in the Russian Federation // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017. № 11. Pp. 247-250.

8. Uvarova-Patenko N.V. Law enforcement agency - the main link of the law enforcement system // Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2020. № 1 (59). Pp. 269-274.

9. Tsepelev V.F. About the legal component in the managerial training of heads of internal affairs bodies // Russian investigator. 2015. № 21.

10. Chuvilev A.A. Law enforcement agencies: Textbook. Moscow: Jurisprudence, 2000. 174 p.

Информация об авторах

Мусалаев М.М. — магистрант 2-го года обучения, кафедра конституционного права Ниматулаева Р.А. — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the authors

Musalaev M.M. — 2nd year master's student, departments of constitutional law

Nimatulaeva R.A. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of constitutional law Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.