Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2462
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РОССИЙСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ниматулаева Р. А.

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с реализацией Конституции Российской Федерации. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что реализация конституционных норм имеет большое значение в нашем государстве на современном этапе. Анализируются отдельные проблемы, касающиеся реализации Конституции РФ после внесенных поправок. Указаны причины, способствующие формированию этих проблем. Говорится, что доверие к тексту новой Конституции РФ во многом зависит от качества принимаемых федеральных нормативных актов, направленных на реализацию конституционных положений. Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the main problems associated with the implementation of the Constitution of the Russian Federation. The relevance of the topic of the article is due to the fact that the implementation of constitutional norms is of great importance in our state at the present stage. Some problems related to the implementation of the Constitution of the Russian Federation after the amendments are analyzed. The reasons contributing to the formation of these problems are indicated. It is said that the credibility of the text of the new Constitution of the Russian Federation largely depends on the quality of the adopted federal regulations aimed at implementing the constitutional provisions. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving legislative and law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4.

Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no.4._

Научная статья УДК/UDC 342.552

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-52-57

Некоторые проблемы реализации Конституции Российской Федерации

на современном этапе

Р.А. Ниматулаева

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с реализацией Конституции Российской Федерации. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что реализация конституционных норм имеет большое значение в нашем государстве на современном этапе. Анализируются отдельные проблемы, касающиеся реализации Конституции РФ после внесенных поправок. Указаны причины, способствующие формированию этих проблем. Говорится, что доверие к тексту новой Конституции РФ во многом зависит от качества принимаемых федеральных нормативных актов, направленных на реализацию конституционных положений. Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: реализация Конституции Российской Федерации, российский президент, разделение властей, поправки к Конституции РФ, судебная власть, исполнительная власть.

Для цитирования: Ниматулаева Р. А. Некоторые проблемы реализации Конституции Российской Федерации на современном этапе // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4. С. 52-57. DOI: 10.21779/22240241-2021-40-4-52-57

Original article

Some problems of implementation of the Constitution of the Russian Federation at the present stage Ravzanat A. Nimatulaeva

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

Abstract.The article discusses the main problems associated with the implementation of the Constitution of the Russian Federation. The relevance of the topic of the article is due to the fact that the implementation of constitutional norms is of great importance in our state at the present stage. Some problems related to the implementation of the Constitution of the Russian Federation after the amendments are analyzed. The reasons contributing to the formation of these problems are indicated. It is said that the credibility of the text of the new Constitution of the Russian Federation largely depends on the quality of the adopted federal regulations aimed at implementing the constitutional provisions. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving legislative and law enforcement activities.

Keywords: implementation of the Constitution of the Russian Federation, the Russian president, separation of powers, amendments to the Constitution of the Russian Federation, judicial power, executive power.

For citation: Nimatulaeva R. A. Some problems of implementation of the Constitution of the Russian Federation at the present stage. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no 4, pp. 52-57. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-52-57 (In Russ.).

В настоящее время среди заслуживающих внимания проблем в России надо назвать проблемы реализации (действия) Конституции РФ на современном этапе. Прежде всего, следует отметить, что реализация Конституции - это процесс осуществления конституционных норм во всех сферах жизни общества, в котором участвуют практически все социальные субъекты [1, с. 191].

Известный конституционалист профессор С.А. Авакьян подчеркивает, что «весьма актуальное значение в нашем государстве имеет проблема обеспечения действия Конституции. К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ как о своеобразной декларации. Реальное дей-

ствие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы [2, с. 571]. Согласно части 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Особенности прямого действия Конституции РФ заключаются не только в самостоятельном применении конституционных норм со стороны государственных органов власти. Основной закон не прекращает свое действие и в процессе параллельной реализации конституционных норм действующего законодательства государства. Цель закрепления принци-

па прямого действия Основного закона заключается в гарантии эффективности, стабильности Конституции РФ. Из этого следуют, что нормы, закрепленные в Конституции, представляют собой правовую основу регулирования всех правовых отношений в стране, разрешения споров и т.д. [3, с. 128].

Однако при реализации принципа прямого действия Основного закона встречается немало трудностей. Среди основных проблем реализации Конституции РФ следует назвать низкое качество принимаемых нормативных правовых актов, непосредственно влияющих на их место в обществе. Можно констатировать, что многие статьи Конституции РФ не исполняются в должной мере. В качестве примеров можно привести нормы о разделении властей, о праве собираться мирно, отсутствие главы об избирательной системе и другие.

Эти проблемы касаются и главы 2 Основного закона, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В Конституции говорится, что они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако некоторыми нормами на практике либо пренебрегают, либо нет условий для их реализации. Например, положения ст. 53 Конституции РФ (в ред. от 14.03.2020 г.): «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Также зачастую не исполняются положения части 3 статьи 40: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» из-за отсутствия должного финансирования.

Существуют трудности и в системе социального обеспечения граждан, право на которое зафиксировано в статье 39 Конституции РФ, где сказано, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Следует подчеркнуть, что Президент РФ В.В. Путин подписал указ о единовременной выплате семьям с детьми по 10 тыс. рублей в августе - декабре 2021 г. Единовременная выплата положена инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет. Однако, несмотря на выплаты, на практике возникают случаи, когда человек не может обеспечить даже свои минимальные потребности [3, с. 43]. Причинами этого, по нашему мнению, являются: невысокий уровень правовой культуры, т.е. отношения к конституционным нормам как к декларативным; отсутствие механизма, позволяющего выполнять конституционные нормы не только в конфликтных ситуациях, но и в повседневной жизни и др.

Значимой следует назвать проблему о месте прокуратуры в системе трех ветвей власти и о включения статьи о ней в главу 7 Конституции "Судебная власть". Как правильно подчеркивает С.А. Назарова, «прокуратура не вправе осуществлять правосудие и поэтому, строго говоря, не может быть отнесена к судебной власти» [4, с. 51].

В целом наличие подобных проблем связывают, прежде всего, с действиями или бездействием публичных властей, применяющих Конституцию РФ, но многие из них следуют из недостатков самого текста Конституции, в частности, неопределенности и несогласованности отдельных ее положений и имеющихся пробелов.

Представляется важным в контексте настоящей статьи отметить, прежде всего, то, что одним из важнейших политических событий 2020 года, заложившим новый этап государственных преобразований, является внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, что не может не вызывать интереса у ученых, политиков и юристов [5, с. 143]. Внесение поправок в Конституцию является не только важным юридическим, но и историческим событием. Так, еще в 2013 г. профессор С.А. Авакьян предлагал в целях обеспечения стабилизации Конституции внести ряд поправок в Конституцию РФ, в частности, включить в нее статью, посвященную конституционным основам общества в России. Он отметил, что конституционное реформирование могло бы затронуть обе палаты российского парламента и правительство, предоставив Государственной думе возможность выражать недоверие отдельным членам кабинета министров [6, с. 31]. Президент В.В. Путин, обосновывая необходимость таких поправок, ссылался на то, что даже при наличии ряда нерешённых проблем, стабилизировалась ситуация в экономике и социальной сфере. Он указал, что Конституция принималась в условиях тяжёлого политического кризиса и с тех пор ситуация изменилась [7, с. 31]. Не вызывает сомнений то, что Конституция РФ нуждалась в модернизации. Однако трудно согласиться с тем, что такие изменения вызваны стабилизацией в социальной и экономической сферах. Как представляется, они продиктованы неисполнением действующих конституционных норм.

Надо сказать, что одними из наиболее приоритетных являются вопросы реализации положений новой Конституции. Внесенные в 2020 г. поправки в Конституцию Российской Федерации изменили государственно-правовую модель российской государственности, усилив гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Поправки вступили в силу 4 июля.

Из содержания большинства конституционных поправок можно увидеть связь не только с основами конституционного строя и преамбулой Конституции, но также с правами и свободами человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ). Отдельные основные права и свободы человека

Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4.

Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no.4._

и гражданина пополнились новым содержанием без их формального изменения (статьи 37-39, 44 Конституции РФ). К примеру, поправка в часть 4 статьи 67.1 непосредственно связана со статьей 38 Конституции РФ, поправки к частям 6 и 7 статьи 75 об индексации пенсий не реже одного раза в год, социальных пособий и иных социальных выплат являются, по сути, дополнением статьи 39 Конституции РФ, поправка к части 5 статьи 75 о государственной гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения являются фактическим дополнением части 2 статьи 7 и части 3 статьи 37. Однако в настоящее время в России прожиточный минимум не соответствует реальному положению дел по возможности обеспечения нужд человека на месяц. Думается, в эту сумму необходимо включать еще и другие насущные потребности человека, как материального, так и духовного плана. Поэтому надо согласиться с A.C. Сизовой, которая полагает, что «работу над данным вопросом нельзя считать законченной, следует продолжать совершенствовать механизм определения и установления прожиточного минимума, чтобы он стал удовлетворяющим потребности для обеспечения достойного благосостояния человека в нашей стране» [8, с. 115]. Для исполнения данных обещаний необходимо реализовать их на должном уровне, что будет весьма непросто в силу экономических причин, характерных для нашей страны.

Станет ли принятие поправок существенным шагом к изменению ситуации, покажет время. В связи со сказанным существует объективная необходимость выявления в них проблем и противоречий при реализации новых конституционных норм.

Как отмечает Е.В. Виноградова, «появление новых правовых институтов, таких как публичная власть и предварительный конституционный нор-моконтроль, закрепление за Правительством РФ дополнительных функций, расширение полномочий Совета Федерации и придание нового конституционного статуса Государственному Совету, предопределяет изменение российского политического дизайна, детерминирует актуализацию конституционно-правовых исследований, создающих теоретические основы правового содержания конституционных новелл» [9, с. 20].

Одной из основных поправок является статус Президента РФ. С момента принятия Конституции было множество споров относительно того, входит ли президент в исполнительную власть. С.А. Авакьян отмечает: Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, в стране существует вертикаль исполнительной власти. Вершиной этой пирамиды является Президент РФ» [10, с. 347]. То, что Президент руководит исполнительной властью, нашло подтверждение в новой редакции Конституции РФ: Президент РФ

осуществляет общее руководство Правительством РФ (п. «б» ст. 83).

Поэтому, как представляется, следует согласиться с Е.Ю. Киреевой в том, что повышение роли Государственной думы в формировании Правительства РФ не соответствует действительности, как и поправка о расширении обеих палат Федерального собрания [11, с. 39].

Другая поправка касается усиления полномочий Совета Федерации. Она также является декларативной. Совету Федерации предоставлены полномочия не только по согласованию кандидатур на должности судей Конституционного суда РФ, его председателя и заместителей, но и право их отставки. Но так как Совет Федерации является зависимым от Президента органом власти, думается, что новые функции Совета - лишь ширма для фактического усиления роли Президента.

Таким образом, множество полномочий, характерных для исполнительной власти, реализуемой согласно Конституции РФ российским Правительством, фактически было передано Президенту России, что способствует ограничению парламентского контроля над исполнительной властью.

Увеличение роли Конституционного суда РФ также, по мнению H.A. Бобровой, с которой мы согласны, «номинально декорирует завершение его зависимости (возможность отставки судьи, председателя КС РФ и зампреда КС РФ по решению Совета Федерации) [12, с. 5]. Конституционному суду предоставлено право по запросу Президента решения вопроса о конституционности вносимых в Конституцию поправок. Данное право и способ его первого применения стали новеллой конституционного права. Думается, это нужно было для того, чтобы прекратить разговоры о сроках действующего Президента.

Вопрос об эффективности реализации конституционных норм возникает в рамках закрепления в Основном законе принципов единой системы публичной власти и выстраивания эффективного взаимодействия между государственными и муниципальными органами. Однако неясно, что в новой редакции Конституции РФ подразумевается под единой публичной властью. Так, в статье 12 Конституции закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Как правильно указывают С.А. Горячих и В.В. Коровин, запутанность в полномочиях органов местного самоуправления и органов государственной власти отрицательно сказывается на населении [7, с. 33]. Нередки случаи, когда невозможно выяснить, к чьей компетенции относится решение той или иной проблемы. Однако мы полагаем, что это - вопрос эффективности взаимодействия, а не единой публичной власти. И данный вопрос необходимо решать, не ставя под сомнение реализацию статьи 12 Конституции, в которую нельзя вносить изменения.

Имеются также противоречия между закреплением принципа разделения властей в ст. 10 и противоречивым воплощением этого принципа в других статьях и главах и т.д.

Таким образом, устройство власти Президент России оставил неизменным, еще более укрепив и усилив собственный статус, причем очередное укрепление президентской власти преподносилось как совершенствование баланса полномочий органов государственной власти и принципа разделения властей [13, с. 58].

Следует также отметить и такую поправку, как закрепление в Конституции полномочия Совета Федерации отрешать по представлению Президента России от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи. Однако, как представляется, в результате самостоятельность органов судебной власти не будет реали-зовываться. Создание независимых судов является важнейшим условием создания правового государства, а закрепление такого полномочия ставит под сомнение реализацию и этой нормы Конституции РФ.

Надо также подчеркнуть, что нововведения, введенные в Конституцию РФ, не вызвали какого-либо существенного негативного общественного резонанса, однако, чем дальше ведется работа по реализации принятых изменений в Конституцию РФ, тем строже реагирует активная часть гражданского общества, первоначально выразившая поддержку президентским конституционным инициативам. В качестве примера приведем поправки в Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в котором говорится о лишении судей Конституционного суда РФ права на публикацию особого мнения, а также возможности назначения руководителей высшего федерального органа конституционного контроля не из числа действующего состава судей Конституционного суда РФ. Названные дополнения существенным образом видоизменяют поправки в Конституцию РФ и могут повлиять на последующий высокий авторитет Конституционного суда РФ.

Другим примером, вызвавшим негативную реакцию в вопросе реализации конституционных поправок, стало принятие Государственной думой РФ в первом чтении проекта закона, подразумевающего продление «заморозки» накопительной пенсии еще на год, то есть до конца 2023 [14, с. 270]. Эти изменения не соответствуют

положениям части 6 статьи 75 российской Конституции, где закреплено, что «в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Думается, следует согласиться с A.A. Конд-рашевым, полагающим, что «поправки не улучшили Конституцию 1993 года, а наоборот привели к образованию многочисленных и глубочайших ценностных противоречий и дефектов...» [15, с. 28]. Целый ряд отношений и процедур, которые могут и должны регулироваться Конституцией, в ней либо не урегулированы, либо урегулированы таким образом, что без дополнительных разъяснений и уточнений эти положения не могут быть реализованы.

Таким образом, мы рассмотрели лишь небольшую часть всех проблем, связанных с реализацией Конституции РФ на современном этапе.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Прямое влияние Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывая все формы правового регулирования, как основополагающий принцип деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Несмотря на внесение важных поправок в Конституцию РФ в 2020 г., существует ряд проблем, препятствующих реализации конституционных гарантий прав и свобод граждан. Для решения вышеназванных проблем необходимо совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности.

Внесение поправок в Конституцию РФ было продиктовано неисполнением действующих конституционных норм. Внесением поправок в Конституцию РФ Президент еще более укрепил и усилил собственный статус.

Однако думается, следует согласиться с учеными, полагающими, что поправки к Конституции не улучшили ее и этот документ будет декларативным, неисполняемым органами государственной власти.

С целью реализации новых положений Конституции РФ представляется необходимым привлечение наиболее активной части населения, институтов гражданского общества, профессионального юридического сообщества к широкому обсуждению законопроектов, направленных на развитие вступивших в законную силу новых положений Конституции РФ.

Список источников

1. Каримов А.К. Современные проблемы реализации Конституции РФ // Проблемы совершенствования законодательства: сб. науч. ст. ст. юрид. фак. Махачкала, 2019. С. 191-194.

Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40, № 4.

Law Herald of DSU, 2021, vol. 40, no. 4._

2. Авакъян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. С. 571- 572.

3. Файзуллин М.И., Суфянова Е.З. Особенности реализации конституционных норм // Colloquium-journal. 2019. № 13-13 (37). С. 128-129.

4. Назаров С.А. Некоторые проблемы реализации Конституции Российской Федерации // Правовестник. 2019. № 1 (12). С. 49-52.

5. Сизова А.С., Наумова Н.В. К вопросу о реализации некоторых поправок в Конституцию Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12-2. С.142-145.

6. Авакъян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 31-44.

7. Горячих С.А., Коровин В.В. Проблемы реализации конституционных норм в рамках предстоящих изменений конституции РФ // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сб. науч. ст. регион. науч. круглого стола / отв. ред. В.В. Коровин. Курск, 2020. С. 30-35.

8. Сизова А.С., Галкина А.В. К вопросу о поправках в Конституцию Российской Федерации // Ученые записки. 2020. № 3 (35). С. 112-116.

9. Виноградова Е.В. Конституционные поправки: российский опыт государственных преобразований // Государство и право. 2021. № 5. С. 19-25.

10. Авакъян С.А. Конституционное право России: в 2 т. Т. 2. 4-е изд. М., 2010.

11. Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А., Тхабисимова Л..А.Тенденции правовой регламентации взаимодействия Президента Российской Федерации с Правительством Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 37-40.

12. Боброва Н.А. Конституционная реформа-2020 как решение проблемы «транзита власти» 2024 // Конституционное и муниципальное право. 2021. №2. С. 3-9.

13. Власова М.А. Принцип разделения властей в свете конституционной реформы-2020 // Енисейские политико-правовые чтения: сб. науч. ст. по материалам XIII всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2020. С.58-65.

14. Кожевников О.А. К вопросу о реализации «обновленных» положений конституции РФ // Омские научные чтения-2020: материалы Четвертой Всероссийской научной конференции. Омск, 2020. С.267-272.

15. Кондрашев А.А. Конституционные поправки-2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3-8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18-29.

References

1. Karimov A.K. Sovremennye problemy realizatsii Konstitutsii RF [Modern problems of the implementation of the Constitution of the Russian Federation], Problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva: sb. nauch. st. [Problems of improving legislation]. Makhachkala, 2019, pp. 191-194. (In Russ.).

2. Avak'yan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Uchebnyi kurs [Constitutional law of Russia: a training course]: training course: 2nd ed., Rev. and additional: in 2 vol., vol. 1. Moscow, Yurist Publ., 2007, pp. 571-572. (In Russ.).

3. Faizullin M.I., Sufyanova E.Z. Osobennosti realizatsii konstitutsionnykh norm [Features of the implementation of constitutional norms]. Colloquium-journal, 2019, no. 13-13 (37), pp. 128-129. (In Russ.).

4. Nazarov S.A. Nekotorye problemy realizatsii Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii [Some problems of the implementation of the Constitution of the Russian Federation], Pravovestnik, 2019, no. 1 (12), pp. 49-52.

5. Sizova A.S., Naumova N.V. K voprosu o realizatsii nekotorykh popravok v Konstitutsiyu Rossiiskoi Federatsii [On the issue of the implementation of some amendments to the Constitution of the Russian Federation], Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. 2020, no. 12-2. pp. 142-145. (In Russ.).

6. Avak'yan S.A. Proekty zakonov o popravkakh k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii: gryadet raund chet-vertyi? [Draft Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation: Round Four Coming?], Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law]. 2020, no. 1, pp. 31-44. (In Russ.).

7. Goryachikh S.A., Korovin V.V. Problemy realizatsii konstitutsionnykh norm v ramkakh pred-stoyashchikh izmenenii konstitutsii RF [Problems of the implementation of constitutional norms in the framework of the upcoming amendments to the constitution of the Russian Federation], Aktual'nye problemy konstitutsion-nogo, munitsipal'nogo i mezhdunarodnogo prava: sb. nauch. st. region. nauch. kruglogo stola [Actual problems of constitutional, municipal and international law], otv. ed. V.V. Korovin. Kursk, 2020, pp. 30-35. (In Russ.).

8. Sizova A.S., Galkina A. V. On the issue of amendments to the Constitution of the Russian Federation [On the issue of amendments to the Constitution of the Russian Federation], Uchenye zapiski, 2020, no. 3 (35), pp. 112-116. (In Russ.).

9. VinogradovaE.V. Konstitutsionnye popravki: rossiiskii opyt gosudarstvennykh preobrazovanii [Constitutional amendments: Russian experience of state reforms], Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2021, no. 5, pp. 19-25. (In Russ.).

10. Avak'yan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional law of Russia:]: in 2 vol., vol. 2. 4th ed. Moscow, 2010. (In Russ.).

11. Kireeva E.Yu.,Nudnenko L.A., Tkhabisimova L.A.Tendentsii pravovoi reglamentatsii vzaimodeistviya Prezidenta Rossiiskoi Federatsii s Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii [Trends in legal regulation of interaction between the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2020, no. 10, pp. 37-40. (In Russ.).

12. Bobrova N.A. Konstitutsionnaya reforma-2020 kak reshenie problemy «tranzita vlasti»-2024 [Constitutional reform-2020 as a solution to the problem of "transit of power"2024].Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2021, no. 2, pp. 3-9. (In Russ.).

13. Vlasova M.A. Printsip razdeleniya vlastei v svete konstitutsionnoi reformy-2020 [The principle of separation of powers in the light of the 2020 constitutional reform], Eniseiskie politiko-pravovye chteniya: collection of scientific articles based on the materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference Krasnoyarsk/Yenisei Political and Legal Readings], 2020, pp. 58-65. (In Russ.).

14. Kozhevnikov O.A. K voprosu o realizatsii «obnovlennykh» polozhenii konstitutsii RF [On the issue of the implementation of the "updated" provisions of the Constitution of the Russian Federation]. Omskie nauchnye chteniya-2020: materials of the Fourth All-Russian Scientific Conference [Omsk Scientific Readings-2020]. Omsk, 2020, pp. 267-272. (In Russ.).

15. Kondrashev A.A. Konstitutsionnye popravki-2020: o kolliziyakh i defektakh, porozhdayushchikh neus-tranimye konflikty mezhdu «vechnymi glavami» i glavami 3-8 Konstitutsii Rossii [Constitutional amendments-2020: on collisions and defects that give rise to irreparable conflicts between "eternal chapters" and chapters 3-8 of the Constitution of Russia]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2021, no. 3, pp. 18-29. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ниматулаева Равзанат Абдулзагировна, доцент кафедры конституционного и международного права юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 30.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 14.11.2021 г.; принята к публикации 22.11.2021 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nimatulaeva Ravzanat Abdulzagirovna, associate professor of the Department of Constitutional and International Law of Law Institute of Daghestan State University, Candidate of Law sciences (PhD in Law), Makhachkala, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Received 30.10.2021 ; approved after reviewing 14.11.2021; accepted for publication 22.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.