Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мировой судья / полиция / правоохранительная деятельность / правоохранительные органы / правосудие / следствие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова В.Д., Сикачева В.А.

В статье анализируется деятельность правоохранительных органов, действующих на территории Липецкой области. Рассматривается правовая категория «правоохранительный орган» как элемент единой системы публичной власти, изучается правовое обеспечение и правоприменительная практика федеральных и липецких судебных органов, органов внутренних дел и органов следствия. Сделан вывод, что правоохранительные органы как специализированные органы публичной власти позволяют установить режим правопорядка на всей подведомственной территории, а разграничение компетенции позволяет осуществить различные формы правоохраны (правосудие, борьба с преступностью, расследование преступлений). Преобладание федеральных органов публичной власти уравновешивается территориальной организацией правоохранительных органов, учитывающей административно-территориальное устройство Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»

АЛЕКСАНДРОВА Валерия Дмитриевна,

студент Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: alexandrova.lspu@gmail.com

СИКАЧЕВА Валентина Алексеевна,

студент Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: valentinasikaceva47@gmail.com

Научный руководитель: МАРКОВ Роман Станиславович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: rsm-94@yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЛИПЕЦКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье анализируется деятельность правоохранительных органов, действующих на территории Липецкой области. Рассматривается правовая категория «правоохранительный орган» как элемент единой системы публичной власти, изучается правовое обеспечение и правоприменительная практика федеральных и липецких судебных органов, органов внутренних дел и органов следствия. Сделан вывод, что правоохранительные органы как специализированные органы публичной власти позволяют установить режим правопорядка на всей подведомственной территории, а разграничение компетенции позволяет осуществить различные формы правоохраны (правосудие, борьба с преступностью, расследование преступлений). Преобладание федеральных органов публичной власти уравновешивается территориальной организацией правоохранительных органов, учитывающей административно-территориальное устройство Липецкой области.

Ключевые слова: мировой судья, полиция, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, правосудие, следствие.

Информация о финансовой поддержке: исследование выполнено в рамках проекта «Правовые основы системы публичной власти Липецкой области», признанного победителем Конкурса поддержки молодежных научных проектов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского.

DMITRIEVNA Alexandrova Valeria,

student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

ALEKSEEVNA Sikacheva Valentina,

student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Scientific adviser: MARKOV Roman Stanislavovich,

Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-247-255 NIION: 2018-0076-1/23-39 MOSURED: 77/27-023-2023-1-39

ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES TO ENSURE LAW AND ORDER

IN LIPETSK OBLAST

Annotation. The article analyzes the activities of law enforcement agencies operating in the Lipetsk region. The legal category "law enforcement agency" is considered as an element of a unified system of public authority, the legal support and law enforcement practice of federal and Lipetsk judicial bodies, internal affairs bodies and investigative bodies are studied. It is concluded that law enforcement agencies as specialized public authorities make it possible to establish a regime of law and order throughout the territory under their jurisdiction, and the differentiation of competence allows for various forms of law enforcement (justice, crime control, crime investigation). The predominance of federal public authorities is balanced by the territorial organization of law enforcement agencies, taking into account the administrative-territorial structure of the Lipetsk oblast.

Key words: magistrate, police, law enforcement, law enforcement agencies, justice, investigation.

Введение.

Конституция РФ провозглашает Россию правовой демократией, поэтому обеспечение принципа законности в обществе является существенным аспектом функционирования государства. Необходимость поддержания правопорядка обусловило учреждение системы, которая будет гарантировать благополучие граждан и защиту их прав. Таким гарантом выступают именно сеть специализированных органов публичной власти, деятельность которых направлена на организацию правовой охраны общества.

Федеративный характер Российского государства закономерно диктует необходимость разграничения компетенции уровней власти по вертикали, однако специфика правоохраны как особой формы деятельности государства вносит свои коррективы в конструкцию публичной власти [1, с. 37]. Анализ особенностей организации системы правоохранительных органов на примере Липецкой области позволит увидеть разграничение конституционных полномочий федеральных властей и правомочий субъектов РФ.

Правоохранительные органы в системе публичной власти.

Существует несколько точек зрения исследователей, что же следует считать правоохранительными органами.

Первая группа ученых, отождествляя понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительная служба», помещает правоохранительные органы исключительно в систему исполнительной власти и определяют основной их задачей обеспечение законности, борьбу с преступностью и другими правонарушениями [2, с. 58].

Второй взгляд на проблему предлагает под правоохранительными органами понимать обособленную по профессиональному признаку само-

стоятельную группу государственных и негосударственных органов, выполняющие задачи по восстановлению нарушенных прав, защиту населения, наказание нарушителей [3, с. 50].

Наконец, третий подход определяет правоохранительные органы как специальные ведомства, целью деятельности которых выступает защита прав от нарушений, выявление и предупреждение правонарушений, а также применение мер принуждения. В частности, В.Н. Галузо в своем исследовании наделяет статусом правоохранительных органов суды, прокуратуру, полицию и органы следствия [4, с. 44].

Устав Липецкой области, называя в главе VIII ключевыми функциями правоохранительных органов обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности, относит к данным ведомствам суды, органы внутренних дел (подразделения полиции), Прокуратуру Липецкой области, территориальные органы безопасности, омбудсменов [5].

В настоящей статье авторы избегают как излишне узкой, так и избыточно широкой трактовки рассматриваемой правовой категории и придерживаются «золотой середины», соглашаясь, что правоохрана является специфической, особой формой реализации публичной власти.

Судебная система Российской Федерации по своей сущности является частью единой системы публичной власти в государстве, выполняющая роль инструмента для отправления правосудия. Заметим, что российское законодательство не предусматривает легального определения дефиниции «судебная система», ограничиваясь перечислением судов всех уровней и видов: ч. 3 ст. 118 Конституции РФ называет высшие суды (Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ), федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, мировых судей [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Правоохранительная деятельность судебных органов Липецкой области.

Рис. 1. Судебные районы Липецкой области

Среди исследователей уже третье десятилетие ведется активная дискуссия о целесообразности использования термина «судебная система субъекта РФ» [7, с. 55-56]. Заметим, что в российская судебная власть предполагает единство судебной системы, а также исключает саму возможность существования отдельных, обособленных сегментов. Мы видим выстраивание судебной системы строго в соответствии с федеративным (а ниже - по административно-территориальному) устройством. Согласимся с Л.А. Тхабисимовой, что в регионах существует «не компактная, единая, экономически обоснованная система органов правосудия, а раздробленная и весьма нерациональная совокупность правоохранительных органов» [8, с. 48]. К тому же федеральное законодательство относит к региональным судебным органам лишь мировых судьей, являющихся лишь

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

низовым звеном судов общей юрисдикции, что, как отмечалось в литературе, недостаточно для полноценной системы [9, с. 15]. Представляется верным использовать для обозначения совокупности судов, действующих на территории субъекта РФ, компромиссный термин «судоустройство субъекта РФ».

Рассматривая судоустройство Липецкой области, мы видим, что его структура имеет три уровня. Его территориальная организация представлена на карте (рис. 1).

1. Липецкий областной суд и Арбитражный суд Липецкой области высшими федеральными судами общей и арбитражной юрисдикции на территории Липецкой области.

2. Суды общей юрисдикции учреждены согласно административно-территориальному делению, как правило, в границах городов област-

ного подчинения и районов. Так, на территории Липецкой области действуют Левобережный, Октябрьский, Правобережный и Советский районные суды г. Липецка; Грязинский, Данковский, Елецкий городские суды; Добринский, Елецкий, Задонский, Лебедянский, Липецкий, Становлян-ский, Тербунский, Усманский и Чаплыгинский районные суды. Обратим внимание, что отдельные районные суды (Елецкий, Задонский, Липецкий, Становлянский, Тербунский и Чаплыгинский) фактически выполняют роль межрайонных судов, поскольку в их территориальную подсудность входят районы, в которых судебные органы были ранее упразднены (Воловский, Добровский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский и Хлевенский районы). Кроме того, наделение статусом городского или районного суда обусловлено не современным устройством Липецкой области, а действовавшим в середине 1990-х гг. (чем, в частности, объясняется существование городских судов в Грязях и Дан-кове, являющихся сейчас городах районного подчинения).

3. Мировые судьи выступают судьями общей юрисдикции Липецкой области, которые выполняют свои функции на единоличных началах и разрешают уголовные, гражданские, административные дела в границах судебных участков [10]. Судебные участки образуются в составе судебных районов, которые в Липецкой области соответствуют территориальной подсудности городских и районных судов.

Уставный суд, ранее относившийся к судам субъектов РФ, в Липецкой области не существовал, более того, он не упоминался ни в одном из региональных правовых актов.

Обратимся к результатам деятельности мировых судей в Липецкой области - рассматриваемые дела первой инстанции за 2020, 2021 и 2022 гг.

I. Уголовное судопроизводство.

В 2020 г. к мировым судьям поступило 1 917 дел. Число осужденных составило 627 человек, 4 человека были оправданы. Наибольшее количество приговоров вынесено за совершение кражи, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, мелкое взяточничество (208, 28, 14 соответственно), также значительное число лиц привлекалось за совершение преступлений, связанных с ограниченными в обороте предметами. Часто судебные заседания проводились с применением особого порядка принятия особого решения. 1 199 дел были прекращены.

В 2021 г. поступило 1 935 дел, что на 18 больше предыдущего года. Количество осужденных тоже увеличилось, составив 673 человек, 8 человек были оправданы. Примечательно, что

наибольшее число приговоров выносились за совершение тех же преступлений, что и в 2020 г., но их количество возросло - 252, 20, 15 соответственно.

За 9 месяцев 2022 г. поступило 1 262 дел, о факте их снижения или роста по отношению к прошлому году говорить рано, так год еще не завершился. Мировыми судьями признано виновными 494 человека, оправдано всего 2 человека. Приговоры, как и в предыдущие годы, выносились преимущественно за совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 158; 291.2; 111, 112 Уголовного кодекса РФ - 213, 19, 11 решений соответственно. Впервые за 3 года виден рост коррупционных преступлений в сравнении с насильственными.

II. Гражданское судопроизводство.

За 2020 г. поступило 236 445 дел, по 236 383 из которых было вынесено решение. Большая часть дел была о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию, о взыскании налогов и сборов с физических лиц и трудовым спорам по оплате труда -105 172, 40 860 и 1883 соответственно.

В 2021 г. поступило 178 341 дел, 178 373 были завершены постановлением решения. Основная часть дел была также связана с взысканием платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию, взысканием по договору займа, кредитному договору, трудовыми споры об оплате труда - 97 396, 66 058 и 496 соответственно.

В период за 9 месяцев 2022 г. поступило 129 110 дел. Незначительно изменился спектр рассматриваемых дел: взыскание платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию, взыскание по договору займа, кредитному договору, а также споры, связанные с землепользованием - 58 581, 59 477 и 344 соответственно.

III. Административные правонарушения.

За 2020 г. поступило 48 476 дел. 43 873 лиц

были подвергнуты наказаниям, наиболее частыми из которых является штраф, арест и обязательные работы - 32938, 3733 и 3213 соответственно. Наиболее распространёнными административными правонарушениями концентрируются в трех сферах: 1) финансы, налоги и сборы, страхование; 2) дорожное движение; 3) незаконный оборот наркотиков. По данным категориям были рассмотрены 15901, 5000 и 1335 дел соответственно.

В 2021 г. поступило 52 807 дел об административных правонарушениях, что почти на 4 тыс. больше прошлого года. Количество лиц, подвергнутых наказанию, также увеличилось до 46 765. Наиболее частыми наказаниями остаются штраф (35 641 решение) и арест (3 493 решения), а чаще

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

обязательны работ стали назначать лишение специального права, лишение права управления транспортным средством (3 115 решений). Наиболее распространёнными административными правонарушениями в 2021 г. остаются правонарушения те же 3 категории дел, по которым были вынесено 16414, 5476, 1549 решений соответственно, что превышает показатели 2020 г.

К сентябрю 2022 г. поступило 34 282 дел об административных правонарушениях. Количество

лиц, подвергнутых наказанию, составило 30 726. Наиболее частыми в применении наказаниями остаются штраф (20 582 решения), арест (2 838 решений), а также лишение специального права, лишение права управления транспортным средством (2 447 решений). Динамика совершения административных правонарушений остается неизменной и в 2022 г.: по указанным выше категориям было вынесено 10784, 3955, 1192 решений [11].

Правоохранительная деятельность полиции в Липецкой области.

Рис. 2. Территориальные подразделения МВД России в Липецкой области

Сферой реализации борьбы с преступностью и обеспечением общественного порядка на региональном уровне занимаются, главным образом, территориальные подразделения органов внутренних дел РФ и Следственного комитета РФ и т.наз. «органы безопасности» (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Последние в силу особенности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

реализуемых направлений деятельности в настоящей статье нами рассмотрены не будут.

Полиции как элемент единой централизованной системы исполнительной власти в сфере внутренних дел полиция занимает важнейшее место в реализации борьбы с преступностью. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в ст. 1 раскрывает смысл предназна-

чения данного органа публичной власти, которое заключается в обеспечение безопасности общества от преступных и иных противоправных посягательств [12]. Эта деятельность включает:

- защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка;

- помощь нуждающимся в защите от преступных посягательств;

- содействие органам власти в обеспечении правопорядка.

Следовательно, органы полиции являются специализированными вооруженными органы правовой охраны в составе единой системы публичной власти. Из приведенных положений вытекает основное направление деятельности полиции - пресечение правонарушений и противодействие преступности. К подведомственности полиции относятся как административные правонарушения, так и уголовные преступления, ее сотрудники выполняют задачу по выявлению, раскрытию преступлений, производству дознания по уголовным делам, таким образом, оперативно-розыскная деятельность - основа функционирования системы органов полиции [13, с. 130].

Важно подчеркнуть, что сегодня главы субъектов РФ утратили полномочия, позволявшие влиять на кадровую политику в региональных подразделениях органов внутренних дел [14, с. 64]. Поэтому одним из элементов, позволяющих адаптировать деятельность федерального ведовства к местной специфике, остается его территориальная организация. Далее рассмотрим структуру органов полиции в Липецкой области. Территориальные подразделения представлены на карте (рис. 2).

Центральное место в данной системе отведено Управлению Министерства внутренних дел РФ по Липецкой области. Его структура повторяет структуру МВД России - это прослеживается формирования управлений вместо департаментов, а центральные управления заменяются на отделы.

На территории Липецкой области создано 8 отделов полиции Управления МВД России по г. Липецку, 9 районных отделов Управления МВД России по Липецкой области (по Липецкому, Гря-зинскому, Елецкому, Добринскому, Усманскому, Задонскому, Становлянскому, Измалковскому и Хлевенскому районам). Следователи отделов МВД занимаются, в основном, предварительным расследованием. Структура органов внутренних дел в Липецкой области обладает некоторыми особенностями: на территории региона создаются межмуниципальные отделы Управления МВД России по Липецкой области. К ним, в частности,

относятся М ОМВД «Данковский», в сферу деятельности которого входит реализация задач и основных функций органов внутренних дел на территории сразу двух районов - Данковского и Лев-Толстовского, М ОМВД «Чаплыгинский» реализующий деятельность на территории Добров-ского и Чаплыгинского районов, М ОМВД «Тербун-ский», реализующий задачи и функции на территории, Воловского, Долгоруковского и Тербунского районов, М ОМВД «Лебедянский», действующий на территории Лебедянского и Краснинского районов.

Поскольку районы включают в себя отдельные населенные участки, то подведомственность относится к деятельности участкового уполномоченного полиции, который не занимается раскрытием или расследованием преступлений. В сферу его деятельности входит выезд по жалобам граждан, разрешение бытовых конфликтов, наблюдение за лицами, способными создавать угрозу общественному порядку.

Рассмотрим деятельность полиции на территории Липецкой области, обратившись к практике 2020, 2021 и 2022 гг.

1. В 2020 г. было зарегистрировано 13 234 преступлений. Наиболее высокие показатели наблюдались по таким видам преступлений как кража (4 684 преступления), мошенничество (1 747 преступлений), а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (1 515 преступлений). По некоторым видам преступлений видна положительная динамика: на 22,9% сократилось количество разбойных нападений, на 21,1% снизилось количество угонов транспортных средств, а также на 24,2% - краж из квартир.

2. В 2021 г. было зарегистрировано 13 073 преступлений, что на 1,2% меньше прошлого года. Наиболее высокие показатели остаются по таким же видам преступлений, как и в 2020 г. Также произошло снижение количества убийств и покушений на них (-24,0%), угонов транспорта (-39,0%), разбоев (-22,2%).

3. За первое полугодие 2022 г. сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел раскрыто 4 034 преступления. Было пресечено или раскрыто 1 433 преступления в общественных местах, в т.ч. 679 преступлений на улицах [15].

На ряду с органами полиции противодействием преступности в регионе занимается также Следственное управление Следственного комитета РФ по Липецкой области - территориальное структурное подразделение федерального органа публичной власти в субъекте РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Правоохранительная деятельность подразделений Следственного комитета РФ

в Липецкой области.

Рис. 3. Территориальные подразделения Следственного комитета РФ в Липецкой области

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» закрепляет, что данный орган власти осуществляет свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства [16]. Следовательно, приобретает актуальность вопрос разграничения деятельности Следственного комитета РФ и полиции. Так, преступления небольшой и средней тяжести расследуют и раскрывают сотрудники органов внутренних дел, когда как преступления тяжкие и особо тяжкие, которые непосредственно покушаются жизнь и здоровье личности, должностные и коррупционные преступления, преступные посягательства на права несовершеннолетних, а также некоторые другие преступления, определенные в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, относятся к подследственности Следственного комитета РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Структура подразделений Следственного комитета РФ в Липецкой области выстроена почти идентично структуре органов внутренних дел РФ, в соответствии с административно-территориальным делением региона, а также по принципу подчинения нижестоящих структур вышестоящим. Возглавляет ее Следственное управление Следственного комитета РФ по Липецкой области. На территории г. Липецка сформированы 3 следственных отдела (следственные отделы по Советскому и Октябрьскому округам, Правобережный межрайонный следственный отдел, деятельность которого распространяется на Правобережный и Левобережный округа г. Липецк). На территории области образованы следственный отдел по г. Елец, следственный отдел по г. Усмань (Усман-ский и Хлевенский районы), Грязинский межрайонный следственный отдел (Грязинский, Добрин-

ский и Липецкий районы), Елецкий межрайонный следственный отдел (Елецкий, Измалковский, Краснинский и Становлянский районы), Тербун-ский межрайонный следственный отдел (Волов-ский, Долгоруковский, Задонский и Тербунский районы), Чаплыгинский межрайонный следственный отдел (Данковский, Добровский, Лев-Толстовский, Лебедянский и Чаплыгинский, районы) [17]. Территориальные подразделения представлены на карте (рис. 3).

Заключение.

1. Правоохранительными органами следует считать органы публичной власти, наделенные специальными полномочиями в сфере охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, безопасности государства. Их отличительной чертой выступает централизованный характер организации деятельности: такие органы являются преимущественно федеральными, на территории области образуются их отдельные формирования. Наличие правоохранительных органов в регионах, в частности, в Липецкой области, не свидетельствует о существовании собственной правоохранительной системы.

2. На территории Липецкой области учреждены федеральные суды общей и арбитражной юрисдикции, собственные судебные органы (мировые судьи), включенные в общефедеральную судебную систему и систему судов общей юрисдикции, подразделения органов внутренних дел, Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов. При их создании учитывался территориальный принцип, что, однако, не исключает формирование межрайонных и межмуниципальных структур. Полагаем, установление единых территориальной организации всех правоохранительных органов может выступить перспективным направлением оптимизации системы публичной власти в регионе.

3. Практика судебных органов Липецкой области показывает, что чаще всего мировыми судьями рассматриваются дела о кражах, причинении вреда здоровью и мелкой коррупции, взыскании задолженностей, неуплате налогов, нарушении правил дорожного движения и оборота наркотических средств. Такой спектр дел говорит о неблагополучных условиях жизни некоторых групп населения и невысоком уровне финансовой грамотности, которые подчас подталкивают граждан на совершение противоправных деяний либо затягивают в кредитную кабалу, отдельных проблемах предоставления общественно значимых услуг, пробелах в общей культуре липчан. Органам публичной власти следует усилить государственный контроль и надзор в отдельных сферах общественной жизни, стимулировать предложе-

ние на рынке труда, заботиться о повышении доходов населения. Важным аспектом профилактической работы видятся мероприятия по развитию правосознания и повышения уровня юридических познаний граждан, пропаганде здорового образа жизни.

4. Результаты работы полиции на территории Липецкой области коррелируют с судебной практикой, в частности, подтверждается, что наиболее частыми правонарушениями все также являются различные формы хищений. Приоритет в деятельности липецких полицейских меняется в зависимости от общей обстановки в стране. Раскрываемость преступлений в Липецкой области чуть выше средних показателей в Центральном федеральном округе и России в целом.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Жуковская Н.Ю., Марков Р.С. Конституционное право Российской Федерации: Практикум. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского, 2022. 80 с.

[2] Олимпиев А.Ю. О соотнесении государственных органов и правоохранительных органов в Российской Федерации. Конституционно-правовой аспект // Государственная служба и кадры.

2019. № 3. С. 57-59. DOI: 10.24411/2312-04442019-10112.

[3] Амирбеков К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерии разграничения // Российская юстиция. 2017. № 4. С. 48-51.

[4] Галузо В.Н, Канафин Н.А. Теория право-охраны как подтверждение приоритета юридической науки над правоприменением в Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 3. С. 40-48.

[5] Устав Липецкой области от 9 апреля 2003 г. № 46-ОЗ (в ред. от 26 мая 2022 г.) // Липецкая газета. 2003. 17 апреля.

[6] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Рос. газета.

2020. 4 июля.

[7] Саликов М.С. Федеративный строй России: понятие и содержание // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. Т. 25. № 1. С. 53-61. DOI: 10.21779/22240241-2018-25-1-53-61.

[8] Тхабисимова Л.А. Региональная система организации институтов государственной власти в России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2007. 57 с.

[9] Алпатов Ю.М., Грудцына Л.Ю. Возможности и границы влияния судебных систем на разви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

тие правовых систем современности // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 8-20.

[10] О мировых судьях в Липецкой области: закон Липецкой области от 17 февраля 2000 г. № 66-ОЗ (в ред. от 25 октября 2022 г.) // Липецкая газета. 2000. 26 февраля.

[11] Судебная статистика. URL: http://usd.lpk. sudrf.ru/modules.php?name=stat (дата обращения: 30.11.2022).

[12] О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

[13] Миронов А.Л. Органы внутренних дел в системе государственной власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С. 128-131. DOI: 10.24411/2073-0454-2019-10324.

[14] Марков Р.С. Влияние ротации губернаторского корпуса на федеративные отношения в современной России // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 1. С. 63-69. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-1-63-69.

[15] Статистика и аналитика. URL: httpY/мвд. рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 30.11.2022).

[16] О Следственном комитете Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (в ред. от 20 октября 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 15.

[17] Следственные отделы. URL: http://lipetsk. sledcom.ru/about/divisions (дата обращения: 30.11.2022).

Spisok literatury:

[1] Zhukovskaja N.Ju., Markov R.S. Kon-stitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: Praktikum. Lipeck: LGPU imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, 2022. 80 s.

[2] Olimpiev A.Ju. O sootnesenii gosudarstven-nyh organov i pravoohranitel'nyh organov v Rossi-jskoj Federacii. Konstitucionno-pravovoj aspekt // Gosudarstvennaja sluzhba i kadry. 2019. № 3. S. 57-59. DOI: 10.24411/2312-0444-2019-10112.

[3] Amirbekov K.I. Pravoohranitel'naja deja-tel'nost' i pravoohranitel'nyj organ: ponjatie i kriterii razgranichenija // Rossijskaja justicija. 2017. № 4. S. 48-51.

[4] Galuzo V.N, Kanafin N.A. Teorija pra-voohrany kak podtverzhdenie prioriteta juridicheskoj nauki nad pravoprimeneniem v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2018. № 3. S. 40-48.

[5] Ustav Lipeckoj oblasti ot 9 aprelja 2003 g. № 46-OZ (v red. ot 26 maja 2022 g.) // Lipeckaja gazeta. 2003. 17 aprelja.

[6] Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossi-jskogo golosovanija 1 ijulja 2020 g. // Ros. gazeta. 2020. 4 ijulja.

[7] Salikov M.S. Federativnyj stroj Rossii: ponjatie i soderzhanie // Juridicheskij vestnik Dagestan-skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. T. 25. № 1. S. 53-61. DOI: 10.21779/2224-0241-2018-25-153-61.

[8] Thabisimova L.A. Regional'naja sistema organizacii institutov gosudarstvennoj vlasti v Rossii: avtoref. dis. ... dokt. jurid. nauk: 23.00.02. Rostov n/D, 2007. 57 s.

[9] Alpatov Ju.M., Grudcyna L.Ju. Vozmozh-nosti i granicy vlijanija sudebnyh sistem na razvitie pravovyh sistem sovremennosti // Vestnik jekonom-icheskoj bezopasnosti. 2016. № 6. S. 8-20.

[10] O mirovyh sud'jah v Lipeckoj oblasti: zakon Lipeckoj oblasti ot 17 fevralja 2000 g. № 66-OZ (v red. ot 25 oktjabrja 2022 g.) // Lipeckaja gazeta. 2000. 26 fevralja.

[11] Sudebnaja statistika. URL: http://usd.lpk. sudrf.ru/modules.php?name=stat (data obrashhenija: 30.11.2022).

[12] O policii: federal'nyj zakon ot 7 fevralja 2011 g. № 3-FZ (v red. ot 21 dekabrja 2022 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 7. St. 900.

[13] Mironov A.L. Organy vnutrennih del v sisteme gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 6. S. 128-131. DOI: 10.24411/2073-0454-201910324.

[14] Markov R.S. Vlijanie rotacii gubernator-skogo korpusa na federativnye otnoshenija v sovre-mennoj Rossii // Social'no-politicheskie nauki. 2022. T. 12. № 1. S. 63-69. DOI: 10.33693/2223-00922022-12-1-63-69.

[15] Statistika i analitika. URL: http://mvd.rf/ dejatelnost/statistics (data obrashhenija: 30.11.2022).

[16] O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 28 dekabrja 2010 g. № 403-FZ (v red. ot 20 oktjabrja 2022 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 1. St. 15.

[17] Sledstvennye otdely. URL: http://lipetsk. sledcom.ru/about/divisions (data obrashhenija: 30.11.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.