Научная статья на тему 'ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ – ПАРЛАМЕНТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ – ПАРЛАМЕНТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
депутат / законодательная власть / законодательный процесс / народное представительство / парламент / публичная власть / субъект Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурцева Е.А., Шурупова Е.И., Марков Р.С.

В настоящей статье рассматривается конституционно-правовой статус Л ипецкого областного Совета депутатов как законодательного и представительного органа субъекта РФ. Авторами отмечается, что Л ипецкий областной Совет депутатов как высший и единственный орган народного представительства в регионе по замыслу законодателя является центральным звеном системы публичной власти Липецкой области, однако действующая система сдержек и противовесов приводит к большому влиянию исполнительной власти на деятельность областного парламента. П редполагается, что перспективными направлениями дальнейшего совершенствования уставного законодательства области может стать усиление роли Липецкого областного Совета депутатов в принятии решений, установление дополнительных гарантий реализации его полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ – ПАРЛАМЕНТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

GS4 ПОЛИТИКА И ПРАВО /®D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-11-16 NIION: 2018-0076-1/23-1 MOSURED: 77/27-023-2023-1-1

БУРЦЕВА Екатерина Андреевна,

студент Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: kbbk048@mail.ru

ШУРУПОВА Елизавета Игоревна,

студент Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: yelizaveta.shurupova@bk.ru

МАРКОВ Роман Станиславович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: rsm-94@yandex.ru

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ - ПАРЛАМЕНТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается конституционно-правовой статус Липецкого областного Совета депутатов как законодательного и представительного органа субъекта РФ. Авторами отмечается, что Липецкий областной Совет депутатов как высший и единственный орган народного представительства в регионе по замыслу законодателя является центральным звеном системы публичной власти Липецкой области, однако действующая система сдержек и противовесов приводит к большому влиянию исполнительной власти на деятельность областного парламента. Предполагается, что перспективными направлениями дальнейшего совершенствования уставного законодательства области может стать усиление роли Липецкого областного Совета депутатов в принятии решений, установление дополнительных гарантий реализации его полномочий.

Ключевые слова: депутат, законодательная власть, законодательный процесс, народное представительство, парламент, публичная власть, субъект Российской Федерации.

Информация о финансовой поддержке: исследование выполнено в рамках проекта «Правовые основы системы публичной власти Липецкой области», признанного победителем Конкурса поддержки молодежных научных проектов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского.

BURTSEVA Ekaterina Andreevna,

student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

SHURUPOVA Elizaveta Igorevna,

student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

MARKOV Roman Stanislavovich,

lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

LIPETSK REGIONAL COUNCIL OF DEPUTIES - PARLIAMENT OF THE FEDERAL SUBJECT OF RUSSIA

Annotation. This article discusses the constitutional and legal status of the Lipetsk Regional Council of Deputies as a legislative and representative body of a constituent entity of the Russian Federation. The authors note that the Lipetsk Regional Council of Deputies, as the highest and only body of people's representation in the region, according to the plan of the legislator, is the central link in the system of public power in the Lipetsk oblast, however, the current system of checks and balances leads to a great influence of the executive power on the activities of the regional parliament. It is assumed that promising areas for further improvement of the statutory legislation of the region may be strengthening the role of the Lipetsk Regional Council of Deputies in decision-making, establishing additional guarantees for the implementation of its powers.

Key words: deputy, legislature, legislative process, people's representation, parliament, public authority, federal subject of Russia.

Одной из ведущих тем современной отечественной юридической науки уже не одно десятилетие является проблема формирования и функционирования институтов народовластия. Многообразие точек зрения и мнений в научном сообществе позволяет всесторонне осветить динамику деятельности демократических преобразований в России на всех этапах ее развития что, однако, не делает данную государствоведческую проблему менее актуальной. На уровне субъектов РФ традиционно олицетворением народовластия выступают законодательные органы - парламенты, законодательные собрания, советы депутатов. Как справедливо заметил липецкий государственный деятель П.И. Путилин, именно на долю этих региональных органов публичной власти выпадает одна из самых тяжелых задач - адаптация положений федерального законодательства к местным особенностям и ожиданиям населения [1, с. 103].

Основы конституционно-правового статуса Липецкого областного Совета Депутатов.

Высшим органом народного представительства является Липецкий областной Совет депутатов - парламент субъекта РФ. Его деятельность, полномочия и порядок формирования позволяют назвать региональное законодательное собрание одним из главных центров народовластия. В далеком 1954 г. Липецкая область была сформирована из 34 районов и 2 городов соседствующих областей (Курской, Рязанской, Воронежской и Орловской), и в состав первого Липецкого областного

Совета депутатов трудящихся в том же году вошли народные избранники от каждой территории, всего 70 человек [2, с .425-426]. В период тяжелых испытаний и строительства новой демократической государственности олицетворением народной воли выступил порой консервативный, а временами и мятежный Липецкий областной Совет народных депутатов, впервые в истории региона сформированный на альтернативной основе на выборах 1990 г. Нынешний парламент Липецкой области, учрежденный в современном виде в марте 1994 г, является конституционным органом законодательной власти и народного представительства жителей районов и населенных пунктов.

После реформы 2020 г. число депутатов областного Совета было сокращено с 56 до 42 человек. Сформированный по результатам выборов 19 сентября 2021 г. региональный парламент собрал в своем составе 29 мужчин и 13 женщин, самому молодому народному избраннику на день вступления в должность было 25 лет, старейшему - 71 год. После политических баталий первых месяцев деятельности областных депутатов VII созыва в законодательном органе сложилась нынешняя расстановка сил (6 фракций и 1 депутатская группа).

Руководство Липецким областным Советом депутатов осуществляет его председатель. На текущий момент эту должность занимает Д.Л. Аверов (фракция «Единая Россия»), его заместителями являются В.И. Богодухов и А.Б. Фролов, также представляющие фракцию «Единая Россия». Работа Липецкого областного Совета депу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

татов происходит в рамках 8 профильных комитетов. На постоянной основе трудятся только 11 депутатов [3].

В графическом виде устройство Липецкого областного Совета депутатов представлено на рисунках 1 и 2.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТНИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Комитет по законодательству и правовым вопросам

Комитет го государственному

устройству и местному самоуправлению

Комитет по вопросам АПК и земельных отношений

Прирсдоохрэн ный комитет

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Комиссия по

вопросам

депутатской

этики и

соблюдению

Регламента

Комитет по экономике

Комитет по

социальным

вопросам

Комитет по науке.

образованию, культуре, спорту, делам семьи н молодежи

ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

ФРАКЦИЯ «КПРФ»

ФРАКЦИЯ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ■ ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ»

ФРАКЦИЯ «ЛДПР»

ФРАКЦИЯ «НОВЫЕ ЛЮДИ»

ФРАКЦИЯ «ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ДЕПУТАТЫ ЛИПЕЦКА»

Рис. 1. Структура Липецком областном Совете депутатов

Рис. 2. Представительство фракций в Липецком областном Совете депутатов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Порядок формирования Липецкого областного Совета депутатов.

Как и положено органу народного представительства, Липецкий областной Совет депутатов формируется по результатам всенародных выборов, порядок проведения которых определяется Законом Липецкой области от 27 апреля 2016 г. № № 521-ОЗ «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов». Старт избирательной кампании объявляется непосредственно самим областным парламентом за 100-90 суток до дня голосования - второго воскресения сентября. При формировании законодательного органа используется смешанная избирательная система: 28 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе в образуемых на территории региона одномандатных округах, а 14 депутатов избираются по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы с 5-про-ценнтым избирательным барьером [4]. Как отмечает А.П. Забайкалов, в Липецкой области при распределении депутатских мандатов фактически используется модифицированный метод Импери-али (т.наз. «метод делителей») [5, с. 60].

Пассивное избирательное право на выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов представляется гражданам, которые не обладающим иностранным гражданством (подданством), а равно видом на жительство в иностранном государстве. Кандидаты должны достичь возраста 21 года, а также соответствовать общим требованиям, выдвигаемым ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Субъектами выдвижения кандидатов выступают политические партии, в одномандатных избирательных округах могут принимать участие в выборах независимые кандидаты, собравшие в поддержку своего выдвижения подписи 3% избирателей. По оценкам С.С. Фоменко в Липецкой области в основном принимают участие кандидаты от крупных партий - представители крупного бизнеса региона, как правило, зрелого возраста. Молодые кандидаты в основном выдвигаются оппозиционными партиями, в то же время почти не отмечается участие самовыдвиженцев [6, с. 119].

Следует особенно остановить внимание на результатах избирательной кампании 2021 г. По ее итогам был сформирован действующий, крайне пестрый состав областного парламента. Интересен тот факт, что партия «Единая Россия», почти два десятилетия контролировавшая областной Совет, ослабила свои позиции. Представительство КПРФ, напротив, возросло, хотя состав фракции позднее понес потери вследствие политиче-

ских скандалов и внутрипартийных конфликтов, в региональный парламент вошли представители небольших партий («Новые люди», «Партия пенсионеров за социальную справедливость»). Возможно считать такие трансформации далеким эхом пандемии коронавируса, которая обострила ряд факторов, негативно повлиявших на повседневность липчан: «рост цен, снижение уровня жизни, отсутствие социальной стабильности, неопределенность перспектив развития и тому подобное» [7, с. 187].

Выборы депутатов Липецкого областного Совета депутатов состоялись в 1994, 1998, 2002, 2006, 2011, 2016 и 2021 гг. Следует отметить высокую динамичность регионального избирательного законодательства: фактически каждая последующая избирательная кампания проходила по иным правилам, чем предыдущая. В частности, в течение трех десятилетий происходил последовательный переход от мажоритарной избирательной системы к смешанной, однако законодательные изменения 2020 г. (изменение соотношения 1:1 на 1:2 в пользу мажоритарной избирательной системы) свидетельствуют о новом витке интереса законодателя к голосованию избирателей по конкретным персоналиям.

Полномочия Липецкого областного Совета Депутатов. Областной законодательный процесс.

Говоря о компетенции законодательных органов субъектов РФ, О.А. Ковтун и Н.Д. Терещенко отмечают, что федеральное законодательство предоставляет возможность перераспределять полномочия между политическими центрами и тем самым формировать самостоятельные модели региональной власти [8, с. 4]. Пользуясь таким инструментом, законодатель наделил Липецкий областной Совет депутатов как вполне традиционными полномочиями, обеспечивающими реализацию его законодательной и представительской функции, так и особыми, исключительной важности. В частности, анализ ст. 30 Устава Липецкой области позволяет выделить следующие полномочия регионального парламента:

1) учредительные полномочия (принятие и изменение Устава Липецкой области, определение территориальной организации региона, издание областного избирательного законодательства и т.п.)

2) правотворческие полномочия (законодательное регулирование в рамках компетенции Липецкой области, реализация права законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

3) контрольные полномочия (заслушивание отчетов Губернатора Липецкой области, региональных и подразделений федеральных ведомств и др. органов публичной власти);

4) организационные полномочия (формирование органов публичной власти, утверждение лиц, замещающих государственные должности) [9].

Работа Липецкого областного Совета депутатов организуется в форме сессий под руководством председателя. Предусматривается, что заседания регионального парламента созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В случае возникновения вопросов, требующих немедленного рассмотрения депутатами, разрешается созвать внеочередную сессия областного Совета. В течение 2022 г. было проведено 14 сессий, на которых решались как текущие, так и экстренные вопросы.

Важнейшим направлением деятельности Липецкого областного Совета депутатов является, разумеется, законотворчество. Как отмечает Е.А. Пискунова, на настоящий момент в отечественном законодательстве не сформировалось единообразного понимания регионального законодательного процесса, что обусловило появление многочисленным моделей, отличающихся как субъектами законодательной инициативы, так и количеством стадий [10, с. 21].

Отметим, что право законодательной инициативы в Липецком областном Совете депутатов предоставляется достаточно широкому кругу лиц, тем самым позволяя обеспечить представление интересов федеральных, региональных и муниципальных интересантов и даже представителей сообщества граждан. К первой группе субъектов права законодательной инициативы входят члены палат Федерального Собрания РФ - представители Липецкой области, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, председатели федеральных областных судов и областной прокурор, ко второй - депутаты областного Совета (как персонально, так и в составе комитета), представители исполнительной власти региона, к третьей - Советы депутатов муниципалитетов, к четвертой - инициативные группы избирателей, проживающих в Липецкой области (от 2% от общей численности). Несмотря на многообразие возможных инициаторов рассмотрения новых законопроектов, основными участниками законодательного процесса выступают такие типичные субъекты, как областные депутаты, Губернатор Липецкой области и возглавляемое им региональное правительство.

По мнению М.И. Айрапетян, законодательный процесс в субъектах РФ включает (с некото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

рыми оговорками) насчитывает 5 стадий: внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта в профильном комитете; рассмотрение законопроекта на пленарном заседании и принятие закона законодательным органом; промульгация закона, вступление законов в силу [11, с. 46]. В целом в данную схему укладывается и законодательный процесс в Липецкой области, обладая при том некоторыми особенностями. Во-первых, законопроект рассматривается Липецким областным Советом депутатов не в трех, как предполагается в федеральном законодательном процессе, а в двух чтениях. Во-вторых, отклоняя принятый закон, Губернатор Липецкой области возвращает областной закон в региональный парламент с рекомендуемыми к принятию изменениями. И, в-третьих, предусматривается ряд факультативных стадий (преодоление вето Губернатора Липецкой области, обсуждение законопроекта в согласительной комиссии, предварительные нор-моконтроль - проверка принятого областного закона Конституционным Судом РФ) [12].

Следует сказать, что в основе взаимодействия Липецкого Областного совета депутатов и Правительства Липецкой области при осуществлении власти и реализации публичного управления, безусловно, исходят из принципа разделения властей, тем самым осуществляя совместную работу в целях эффективного развития региона. Однако сложившаяся в области система сдержек и противовесов свидетельствует об определенном преобладании исполнительной власти над законодательной: в частности, об этом говорят недостаточные контрольные полномочия, сильные позиции Губернатора Липецкой области в законодательном процессе. Полагаем, что в ходе дальнейшего реформирования системы публичной власти в регионе следует усилить роль Липецкого областного Совета депутатов в принятии политических решений, установить дополнительные гарантий реализации его полномочий, ослабить инструменты влияния Правительства Липецкой области на орган народного представительства.

Заключение.

Результаты исследования подтверждают, что Липецкий областной Совет депутатов как высший и единственный орган законодательный и представительный по замыслу законодателя является центральным звеном системы публичной власти региона. Нашли подтверждение факты, что действующая конструкция власти приводит к большому влиянию органов исполнительной власти, главным образом, Губернатора и Правительства Липецкой области, на деятельность

областного парламента. Следовательно, при дальнейшем совершенствовании областного законодательства целесообразно предусмотреть усиление роли Липецкого областного Совета депутатов в системе публичной власти, закрепление новых гарантий реализации его полномочий.

Список литературы:

[1] Путилин П.И. Реализация конституционных поправок в региональном законодательстве // Инновационная экономика и право. 2021. № 1. С. 103-107.

[2] Клоков А.Ю., Найденов А.А., Найденова Е.А. История Липецкого края: Учебное пособие. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2020. 464 с.

[3] Структура облсовета. URL: http://www. oblsovet.ru/structure/ (дата обращения: 30.11.2022).

[4] О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов: закон Липецкой области от 11 мая 2016 г. № 521-ОЗ (в ред. от 4 июля 2022 г.) // Липецкая газета. 2016. 14 мая.

[5] Забайкалов А.П. Особенности избирательной системы Липецкой области // Конституционные ценности российской государственности (к 25-летию Конституции Российской Федерации и 100-летию Первой Конституции РСФСР): Материалы межрегионального круглого стола 6 декабря 2018 г. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. С. 56-66.

[6] Фоменко С.С. Особенности электоральных процессов в современной России на региональном уровне (на примере выборов в Липецкий областной Совет депутатов 6-го созыва) // Теории и проблемы политических исследований. 2021. Т. 10. № 5А. С. 43-49. DOI: 10.34670/ AR.2021.65.75.005.

[7] Жуковская Н.Ю., Шурупова Е.И. Динамика факторов электорального поведения россиян в 2018-2021 годы // Гражданин. Выборы. Власть. 2022. № 3. С. 186-202.

[8] Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Совершенствование правовых основ публичной власти в субъектах Российской Федерации // Очерки новейшей камералистики. 2022. № 2. С. 2-7.

[9] Устав Липецкой области от 9 апреля 2003 г. № 46-ОЗ (в ред. от 26 мая 2022 г.) // Липецкая газета. 2003. 17 апреля.

[10] Пискунова Е.А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2015. 26 с.

[11] Айрапетян М.И. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 45-47.

[12] Регламент Липецкого областного Совета депутатов: утв. Постановлением Липецкого

областного Совета депутатов от 31 января 2002 г. № 785-пс (в ред. от 27 июня 2022 г.) // Липецкая газета. 2002. 15 февраля.

Spisok literatury:

[1] Putilin P.I. Realizacija konstitucionnyh popravok v regional'nom zakonodatel'stve // Innovacionnaja jekonomika i pravo. 2021. № 1. S. 103-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Klokov A.Ju., Najdenov A.A., Najdenova E.A. Istorija Lipeckogo kraja: Uchebnoe posobie. Lipeck: Lipeckoe oblastnoe kraevedcheskoe obsh-hestvo, 2020. 464 s.

[3] Struktura oblsoveta. URL: http://www. oblsovet.ru/structure/ (data obrashhenija: 30.11.2022).

[4] O vyborah deputatov Lipeckogo oblastnogo Soveta deputatov: zakon Lipeckoj oblasti ot 11 maja 2016 g. № 521-OZ (v red. ot 4 ijulja 2022 g.) // Lipec-kaja gazeta. 2016. 14 maja.

[5] Zabajkalov A.P. Osobennosti izbiratel'noj sistemy Lipeckoj oblasti // Konstitucionnye cennosti rossijskoj gosudarstvennosti (k 25-letiju Konstitucii Rossijskoj Federacii i 100-letiju Pervoj Konstitucii RSFSR): Materialy mezhregional'nogo kruglogo stola 6 dekabrja 2018 g. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2018. S. 56-66.

[6] Fomenko S.S. Osobennosti jelektoral'nyh processov v sovremennoj Rossii na regional'nom urovne (na primere vyborov v Lipeckij oblastnoj Sovet deputatov 6-go sozyva) // Teorii i problemy politich-eskih issledovanij. 2021. T. 10. № 5A. S. 43-49. DOI: 10.34670/AR.2021.65.75.005.

[7] Zhukovskaja N.Ju., Shurupova E.I. Dina-mika faktorov jelektoral'nogo povedenija rossijan v 2018-2021 gody // Grazhdanin. Vybory. Vlast'. 2022. № 3. S.186-202.

[8] Kovtun O.A., Tereshhenko N.D. Sovershen-stvovanie pravovyh osnov publichnoj vlasti v sub#ek-tah Rossijskoj Federacii // Ocherki novejshej kamer-alistiki. 2022. № 2. S. 2-7.

[9] Ustav Lipeckoj oblasti ot 9 aprelja 2003 g. № 46-OZ (v red. ot 26 maja 2022 g.) // Lipeckaja gazeta. 2003. 17 aprelja.

[10] Piskunova E.A. Zakonodatel'nyj process v sub#ektah Rossijskoj Federacii: avtoreferat dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.02. M., 2015. 26 s.

[11] Ajrapetjan M.I. Osobennosti zakonod-atel'nogo processa v sub#ektah Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 6. S. 45-47.

[12] Reglament Lipeckogo oblastnogo Soveta deputatov: utv. Postanovleniem Lipeckogo oblast-nogo Soveta deputatov ot 31 janvarja 2002 g. № 785-ps (v red. ot 27 ijunja 2022 g.) // Lipeckaja gazeta. 2002. 15 fevralja.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.