ПЕРСИАНОВ Егор Эдуардович,
студент Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: [email protected]
ЧЕХОВСКАЯ Дарья Александровна,
студент Института истории, права и общественных наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Марков Роман Станиславович,
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, e-mail: [email protected]
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается организация местного самоуправления в Липецкой области. Анализируются модели публичной власти, которые сформировались в городских округах, муниципальных районах и поселениях региона, прослеживается роль институтов непосредственной и представительной демократии на муниципальном уровне. Особое внимание уделяется перспективам реформы местного самоуправления в Липецкой области.
Ключевые слова: глава муниципальные образования, Липецкая область, местная администрация, местное самоуправления, реформа, совет депутатов.
Информация о финансовой поддержке: исследование выполнено в рамках проекта «Правовые основы системы публичной власти Липецкой области», признанного победителем Конкурса поддержки молодежных научных проектов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского.
PERSIANOV Egor Eduardovich,
student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
CHEKHOVSKAYA Daria Alexandrovna,
student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
Scientific adviser: MARKOV Roman Stanislavovich,
Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE LIPETSK OBLAST
Annotation. This article discusses the organization of local government in the Lipetsk oblast. The models of public authority that have been formed in urban districts, municipal districts and settlements of the region are analyzed, the role of institutions of direct and representative democracy at the municipal level is traced. Particular attention is paid to the prospects for the reform of local self-government in the Lipetsk oblast.
Key words: head of municipalities, Lipetsk region, local administration, local self-government, reform, council of deputies.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-17-23 NIION: 2018-0076-1/23-2 MOSURED: 77/27-023-2023-1-2
Введение.
Институт местного самоуправления представляется наиболее приоритетным инструментом отправления публичной власти на уровне муниципалитетов. Осуществление населением властных полномочий на при решении насущных повседневных вопросов обеспечиваются демократическими принципами, провозглашающими единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации [1, с. 16].
Рассматривая роль органов местного самоуправления, можно обнаружить определенную специфику в организации публичной власти в муниципальных образованиях. Так, ст. 131 Конституции РФ подчеркивает максимальную автономию муниципалитетов и, с учетом местной специфики регионов, предполагает осуществление права на местное самоуправление как непосредственно локальной общиной, так и органами власти, допускает различные модели организации публичной власти [2]. Подобная самостоятельность, подкрепленная государственноподобной природой нижней ступени публичной власти, уникальные полномочия, гарантирующие участие муниципальных должностных лиц в формировании органов государственной власти, позволяет говорить об особенной значимости института местного самоуправления для развития народовластия, гражданского общества и социальной инициативности [3, с. 96]. В этом свете главной проблемой прежде всего выступает отсутствие универсальных механизмов взаимодействия между аппаратом государственного управления и муниципальной властью.
Липецкая область является сравнительно небольшим субъектом РФ - при площади 24 047 км2 регион населяет 1 143 224 человек. Граждане проживают, главным образом, в нескольких городских агломерациях и расположенных вокруг них сельских населенных пунктах. Обстоятельства возникновения региона, характер экономических связей (тесное сочетание промышленного и сельскохозяйственного секторов), богатый опыт местной демократии обусловили формирование в Липецкой области сильных институтов самоуправления. Текущая реорганизация системы публичной власти побуждает детально рассмотреть состояние муниципально-правовых институтов в регионе.
Местное самоуправление в единой системе публичной власти.
Местное самоуправление в последние годы претерпело несколько волн реформирования, сегодня же готовятся серьезные концептуальные изменения. В целях организации единой системы публичной власти для более эффективного взаи-
модействия государства и муниципалитета сенатором РФ А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым был предложен проект нового Федерального закона о местном самоуправлении, который предполагает кардинальную перестройку действующей системы муниципальной демократии [4]. Так, принцип одноуровневой организации местного самоуправления и повышения ответственности глав муниципалитетов и всех соответствующих структур перед главами регионов, по мнению сенатора, позволит «повысить эффективность» их деятельности и «укрепит... финансовую обеспеченность» [5]. Анализ и обсуждение законопроекта в палатах Федерального собрания РФ обнаружили существенную поддержку парламентариями концепции реформы. Из этого можно сделать заключение об ориентирах политики государства - децентрализованная система органов местного самоуправления сменяется большей подотчетность государственным структурам.
К тому же дискуссионным вопросом в намеченной политике явилось содержание понятия «единая система публичной власти». На первый взгляд, легальное описание термина никак не соотносится с полномочиями местного самоуправления. Как заметил А.Л. Бредихин, «включение в единую систему публичной власти означает потерю местным самоуправлением собственно возможности "самоуправления" и превращение его в составное звено государственной системы управления» [6, с. 25]. С другой же стороны, высказываются мнения, что централизация и встраивание местного самоуправления в единую систему публичной власти является лишь нормативным закреплением сложившиеся многолетней практики зависимости от федерального и регионального центров [7, с. 32].
Как видно, проблема самостоятельного решения вопросов местного значения остается достаточно дискуссионной. С теоретической точки зрения намеченная политика на пересмотр конституционно-правовой сущности организации системы местного самоуправления обернется трансформацией фундаментальных принципов основ государственности [8, с. 14]. Практическая сторона вопроса выглядит несколько иным образом: местное самоуправления еще до новой реформы полностью черпало экономические и социальные ресурсы из средств федерального бюджета. По словам А.А. Клишаса, «глава субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, государство привлекает к ответственности руководителей муниципальных образований и местных администраций лишь за саботирование собственных обязательств: «за ненад-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
лежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации» [5]. Примечательно, что степень подчиненности местного самоуправления, исходя из данного тезиса, носит контрольно-охранительный характер. Контроль со стороны региональной власти за
надлежащим исполнением возложенных на власть муниципалитетов функций осуществляется без лишения самостоятельности в решении поставленных задач и реализации предоставленных полномочий. По нашему мнению, подобную систему правоотношений можно охарактеризовать как контрольно-надзорную, следовательно, вопрос монополизации власти местного самоуправления и ликвидации его самостоятельности не предвидится.
Организация местной власти в Липецкой области.
Рис. 1. Муниципальные районы и городские округа Липецкой области
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
Местное самоуправление в Липецкой области основывается на конституционно-правовых началах, предоставляющих территориальной общине возможность самостоятельно решать вопросы местного значения посредством институтов прямой демократии либо органов местного самоуправления. В свою очередь, указанные органы публичной власти, в соответствии со ст. ст. 61 и 63 Устава Липецкой области, учреждаются для осуществления полномочий преимущественно экономического характера в интересах населения муниципальных образований [9].
Территориальная структура местного самоуправления Липецкой области включает в себя 312 муниципальных образований - 2 городских округа, 18 муниципальных районов, 6 городских и 286 сельских поселений [10]. Муниципальные образования Липецкой области изображены на карте (рис. 1). По общему правилу, заложенному в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», такая двухуровневая система отражает исторически сформировавшиеся территории, отражает сложившиеся связи «центр - периферия» [11]. Примечательно, что указанные образования, как правило, восходят к территориальным единицам, учрежденным по результатам советской административной реформы 1928 г.
Как следует из проекта нового Федерального закона о местном самоуправлении, единая система публичной власти подразумевает одним из критериев эффективности плотность населения управляемой территории, поэтому в ближайшие годы предполагается отказаться от территориального принципа создания муниципальных образований. Уже сегодня, накануне муниципальной реформы, власти Липецкой области вынесли на обсуждение мероприятия по укрупнению муниципалитетов, реорганизацию муниципальных районов в муниципальные округа при ликвидации поселений, встраивании поселенческих администраций в окружные в качестве структурных подразделений. Изначально осенью 2022 г. площадкой для эксперимента были выбраны Липецкий и Становлянский муниципальные районы, позднее о присоединении к реформе заявил Добровский муниципальный район. Инициаторы, среды которых особенно отметился глава Липецкого муниципального района Д.В. Тодуа, заявляли, что укрупнение муниципалитетов преследует цель повышения эффективности решения актуальных вопросов местного значения, мобилизации кадровых ресурсов, сокращения сроков подготовки и принятия управленческих решений, обеспечения оперативности реакции власти на жизненные потребности населения. Однако единогласную поддержку реформа не получила ни среди актив-
ной общественности поселений, ни среди руководителей муниципалитетов и областных депутатов: в частности, в Лубновском и Кузьмино-Отверж-ском сельсоветах отвергли предложение о создании муниципального округа. Реформа местного самоуправления, объявленная на опережение липецкими властями, существенно замедлила ход.
Полагаем, что руководству Липецкой области следовало бы дождаться принятия нового муниципального законодательства, не пытаться достичь заявленных целей создания единой системы публичной власти правовыми механизмами действующего федерального правового регулирования. Кроме того, не следует оценить все проблемные точки грядущего перехода к одноуровневому муниципальному устройству, особенно когда речь идет о местностях с преимущественно сельским населением. Возможно, следует рассмотреть возможность реорганизации и укрупнении уже существующих муниципальных районов либо образовании муниципальных округов лишь на отдельных густонаселенных территориях. Кроме того, следует обратить внимание на иные варианты территориального деления области, используемые сегодня (например, деления на судебные районы), перспективы приближения к ним муниципального устройства.
Липецкое законодательство устанавливает взаимосвязь между видом муниципального образования и моделью организации публично власти. В соответствии с Законом Липецкой области от 2 октября 2014 г. № 322-03 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» сформулирован четкий порядок формирования муниципальных органов власти:
1) совет депутатов городского округа, поселения формируется непосредственно гражданами по результатам муниципальных выборов, в то же время совет депутатов муниципального района формируется путем делегирования в его состав установленного числа членов советов депутатов каждого поселения;
2) глава городского округа, муниципального района избирается советом депутатов исключительно по «конкурсной модели», главы поселений могут наделяться полномочиями в любом из четырех способов, установленных федеральным законодательством (прямые муниципальные выборы, избрание советом депутатов из своего состава, «конкурсная модель», сход граждан) [12].
Однако указанные подходы к организации публичной власти в муниципалитетах Липецкой области, сформированные по результатам предыдущей реформы 2014-2016 гг., обладают некоторыми противоречиями. Так, несмотря на декларируемое многообразие моделей наделения полномочиями главы поселения, сегодня возможно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
использовать на практике только одну. В своей статье Р.С. Марков отмечает «на территории Липецкой области <преимущественно> реализуется модель избрания главы муниципального образования советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса», избрание на муниципальных выборах объективно невозможно в силу отсутствия соответствующего избирательного законодательства [13, с. 57] Эти обстоятельства наряду с отказом от прямых выборов районных советов депутатов свидетельствует о существенных ограничениях электоральных институтов местной демократии. Более того, поскольку муниципальные выборы теперь проходят лишь раз в 5 лет, в Липецкой области в 2017 г. были ликвидированы избирательные комиссии муниципальных образований, а их полномочия были переданы территориальным избирательным комиссиям [14, с. 13]. Но, признаем, что ограничение участия населения в формировании местных органов власти стало стимулом развития территориального общественного самоуправления.
Стоит также упомянуть об эксперименте по созданию «единого окна» в городах Данкове, Лебедяни и Чаплыгине, где в 2020 г. были ликвидированы городские администрации. Для создания более эффективной модели управления произошло объединение городских и районных администраций. При создании «единого окна» появилась возможность сократить штат муниципальных служащих, которые часто дублировали полномочия друг друга. Претерпел и порядок наделения полномочиями глав городских поселений, которые стали избираться из числа депутатов городских советов и одновременно являться председателями представительных органов. Вероятно, данный эксперимент был одной из попыток (до создания муниципальных округов) оптимизировать областную систему самоуправления, которая, вероятно, не была признана достаточно результативной, поскольку ее так и не позаимствовали другие муниципальные районы.
Реализация права на местное самоуправление в Липецкой области.
Каждый муниципалитет Липецкой области, реализуя вопросы местного значения, создает благоприятные условия для проживания жителей на данной территории. Практика 2019-2022 гг. позволяет выделить несколько приоритетных направлений местной политики.
1. Как отмечает липецкий государственный деятель А.Н. Никонов, реализация поставленных задач по созданию социальной инфраструктуры, комфортной среды поселений и общественных пространств на территории области не может произойти без достаточной ресурсной базы. Для этого
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
властями региона был предпринят комплекс мероприятий, который создал новые, наиболее эффективны на территориях липецких муниципалитетов механизмы управления [15, с. 28]. Система межбюджетных трансферов для экономического развития муниципалитетов, предоставляемых из бюджета области, заложила основу для будущей экономической самостоятельности и повышения социального статуса территорий.
Одним из определяющих факторов проведения бюджетной политики в этом вопросе является то, что черноземная территория Липецкой области позволяет путем субсидирования запустить механизмы реализации проектов на территории всех муниципалитетов. Сельское хозяйство, как отмечалось выше, традиционно является одной из ведущих сфер экономики Липецкой области, это позволяет создавать в муниципальных образованиях созданы аграрные и перерабатывающие предприятия.
2. Немаловажным фактором выступает консолидация усилий муниципалитетов, выработка стратегии взаимодействия, защиты общих прав и интересов. В 2006 г. в качестве системообразующего совещательного органа была создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Липецкой области». Подобная структура позволила увеличить уровень автономизации местного самоуправления посредством самостоятельного или коллективного решения вопросов на ежегодных семинарах. Такая система организации власти на местном уровне предопределила постоянный диалог граждан с административными и представительным органами.
3. Наконец, одним из центральных элементов развития местного самоуправления становится гражданская активной и общественная инициативность, вовлеченность горожан и селян в дела своего муниципалитета.
Отметим, что сегодня в г. Липецке активно развивается территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - форма самоорганизации граждан по месту проживания для обсуждения наиболее существенных вопросов локального уровня. После назначения на пост главы г. Липецка Е.Ю. Уваркиной в 2019 г. развитию данного института стало уделяться особенное внимание, активизировался процесс создания новых объединений. В первую очередь это было обосновано необходимостью создания единой сети общественных объединений, благодаря которой можно увидеть пробелы в проектах развития городского округа. По мнению Е.Ю. Уваркиной, необходимо создать цепочку «ТОС - департамент - вице-мэр и мэр» для того, чтобы администрация г. Липецка правильно расставляла приоритеты в муниципальных программах [16]. Стоит отметить, что также предлагается расширить полномочия в
рамках территориального самоуправления. В г. Липецке реализуется ряд проектов, посредством которых ТОС получают финансовую поддержку. Так, в 2021 г. прошел конкурс «Липецкий дворик», благодаря которому ТОС «Гагарина, 19» получил 87,5 тыс. руб. на благоустройство пешеходной дорожки.
Вместе с тем в сельской местности (особенно - с отдаленных от областного центра районах) наблюдается обратная картина. Липецкие экономисты согласны, что сегодня «город разрастается, улучшается инфраструктура, появляются новые магазины, сферы досуга», однако «ограниченный доступ сельского населения к рынкам продукции, техническим, финансовым и информационным ресурсам» обусловил «бегство из сел». Так, из 11 муниципальных районов фиксируется убыль населения, местные жители, главным образом, молодежь, уезжает в крупные города [17, с. 139]. Это обстоятельство показывает необходимость развития не только городов и районных центров, но и небольших сельсоветов, создавать рабочие места, привлекать квалифицированные кадры. Более того, исследователи, высоко оценивая практики Липецкой области по социальному благоустройству и модернизации агропромышленного комплекса, предполагают, что накопленный опыт возможно распространить на сельские поселения [18, с. 783-784]. Но добавим, что для такого требуются соответствующие управленческие решения и финансово-ресурсное подспорье.
Заключение.
Местное самоуправление является неотъемлемой частью как сильного, организованного гражданского общества, так и частью системы публичной власти. К сожалению, на настоящий день существующая конструкция организации муниципальной власти в Липецкой области не полностью соответствуют конституционной модели: она в некоторой степени теряет свою изначальную роль, поскольку население перестает привлекаться к формированию органов власти, электоральные институты местной демократии компенсируются иным формами гражданской активности.
Местное самоуправление как в России, так и в Липецкой области входит в новую фазу своего развития, предстоит кардинальная территориальная реорганизация, пересмотр места муниципалитетов в единой системе публичной власти. Полагаем, что для сохранения прежней роли местного самоуправления как ядра гражданского общества необходимо расширение участия горожан и селян в делах муниципалитетов, грамотное отношение к устоявшимся традициям народовластия, обеспечение достаточными финансово-экономическими ресурсами.
Список литературы:
[1] Жуковская Н.Ю., Марков Р.С. Конституционное право Российской Федерации: Практикум. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского, 2022. 80 с.
[2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Рос. газета. 2020. 4 июля.
[3] Марков Р.С. К дискуссии о «муниципальном фильтре» // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 6. С. 93-100. DOI: 10.33693/2072-3164-2021-14-6-093-100.
[4] Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». URL: http:// sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (дата обращения: 30.11.2022).
[5] А. Клишас и П. Крашенниников внесли законопроект об организации местного самоуправления. URL: http://council.gov.ru/events/ news/131952/ (дата обращения: 30.11.2021).
[6] Бредихин А.Л. Новый статус местного самоуправления в свете поправок к Конституции Российской Федерации // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2022. № 1. С. 23-27.
[7] Щепачев В.А. Конституция Российской Федерации 2020 г.: местное самоуправление в единой системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 12. С. 30-36. DOI: 10.18572/1812-3767-2021-12-30-36.
[8] Брежнев О.В. Законопроект об общих принципах организации местного самоуправления 2022 г.: новеллы и преемственность в правовом регулировании // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 2. С. 11-15. DOI: 10.18572/2072-4314-2022-2-11-15.
[9] Устав Липецкой области от 9 апреля 2003 г. № 46-ОЗ (в ред. от 26 мая 2022 г.) // Липецкая газета. 2003. 17 апреля.
[10] О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения: закон Липецкой области от 2 июля 2004 г. № 114-ОЗ (в ред. от 23 июля 2018 г.) // Липецкая газета. 2004. 8 июля.
[11] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
[12] О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области: закон Липецкой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
области от 2 октября 2014 г. № 322-03 (в ред. от 25 октября 2022 г.) // Липецкая газета. 2014. 8 октября.
[13] Марков Р.С. Муниципальное избирательное законодательство Липецкой области: становление, развитие, современное состояние // Вестник Сибирского государственного университета путей и сообщения: гуманитарные исследования. 2021. № 1. С. 54-59.
[14] Забайкалов А.П. Параметры оптимальной региональной избирательной системы в представлении населения субъекта Российской Федерации (на примере Липецкой области): Монография. Воронеж: Ритм, 2020. 156 с.
[15] Никонов А.Н. Закон повышения самосознания // Самоуправление. 2012. № 8. С. 28-30.
[16] Евгения Уваркина: «Мне нужны яркие лидеры общественного самоуправления». URL: http://sovetskaya22.ru/the-structure-and-composition-of/the-depuy-corps/electoral-district-17/ media-about-the-deputy/31849/ (дата обращения: 30.11.2022).
[17] Чудинова О.А., Митрофанова О.Н. Проблемы развития сельских территорий в Российской Федерации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.
2021. № 1. С. 136-141. DOI: 10.47581/2021/FA-07/ IE/51/01.021.
[18] Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н. Социология современного российского сельского поселения // International agricultural journal. 2022. № 2. С. 771788. DOI: 10.55186/25876740_2022_6_2_21.
Spisok literatury:
[1] Zhukovskaja N.Ju., Markov R.S. Kon-stitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: Praktikum. Lipeck: LGPU imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo,
2022. 80 s.
[2] Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossi-jskogo golosovanija 1 ijulja 2020 g. // Ros. gazeta. 2020. 4 ijulja.
[3] Markov R.S. K diskussii o «municipal'nom fil'tre» // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 6. S. 93-100. DOI: 10.33693/2072-31642021-14-6-093-100.
[4] Zakonoproekt № 40361-8 «Ob obshhih prin-cipah organizacii mestnogo samoupravlenija v edinoj sisteme publichnoj vlasti». URL: http://sozd.duma. gov.ru/bill/40361-8 (data obrashhenija: 30.11.2022).
[5] A. Klishas i P. Krashenninikov vnesli zakonoproekt ob organizacii mestnogo samoupravlenija. URL: http://council.gov.ru/events/news/131952/ (data obrashhenija: 30.11.2021).
[6] Bredihin A.L. Novyj status mestnogo samoupravlenija v svete popravok k Konstitucii Rossijskoj Federacii // Vestnik Ivanovskogo gosu-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
darstvennogo universiteta. Serija: Estestvennye, obshhestvennye nauki. 2022. № 1. S. 23-27.
[7] Shhepachev V.A. Konstitucija Rossijskoj Federacii 2020 g.: mestnoe samoupravlenie v edinoj sisteme publichnoj vlasti // Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2021. № 12. S. 30-36. DOI: 10.18572/1812-3767-2021-12-30-36.
[8] Brezhnev O.V. Zakonoproekt ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija 2022 g.: novelly i preemstvennost' v pravovom reg-ulirovanii // Municipal'naja sluzhba: pravovye voprosy. 2022. № 2. S. 11-15. DOI: 10.18572/2072-43142022-2-11-15.
[9] Ustav Lipeckoj oblasti ot 9 aprelja 2003 g. № 46-OZ (v red. ot 26 maja 2022 g.) // Lipeckaja gazeta. 2003. 17 aprelja.
[10] O nadelenii municipal'nyh obrazovanij v Lipeckoj oblasti statusom gorodskogo okruga, munic-ipal'nogo rajona, gorodskogo i sel'skogo poselenija: zakon Lipeckoj oblasti ot 2 ijulja 2004 g. № 114-OZ (v red. ot 23 ijulja 2018 g.) // Lipeckaja gazeta. 2004. 8 ijulja.
[11] Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 6 oktjabrja 2003 g. № 131-FZ (v red. ot 14 ijulja 2022 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2003. № 40. St. 3822.
[12] O nekotoryh voprosah mestnogo samoupravlenija v Lipeckoj oblasti: zakon Lipeckoj oblasti ot 2 oktjabrja 2014 g. № 322-OZ (v red. ot 25 oktjabrja 2022 g.) // Lipeckaja gazeta. 2014. 8 oktjabrja.
[13] Markov R.S. Municipal'noe izbiratel'noe zakonodatel'stvo Lipeckoj oblasti: stanovlenie, razvi-tie, sovremennoe sostojanie // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej i soobshhenija: gumanitarnye issledovanija. 2021. № 1. S. 54-59.
[14] Zabajkalov A.P. Parametry optimal'noj regional'noj izbiratel'noj sistemy v predstavlenii nase-lenija sub#ekta Rossijskoj Federacii (na primere Lipeckoj oblasti): Monografija. Voronezh: Ritm, 2020. 156 s.
[15] Nikonov A.N. Zakon povyshenija samo-soznanija // Samoupravlenie. 2012. № 8. S. 28-30.
[16] Evgenija Uvarkina: «Mne nuzhny jarkie lid-ery obshhestvennogo samoupravlenija». URL: http:// sovetskaya22.ru/the-structure-and-composition-of/ the-depuy-corps/electoral-district-17/media-about-the-deputy/31849/ (data obrashhenija: 30.11.2022).
[17] Chudinova O.A., Mitrofanova O.N. Prob-lemy razvitija sel'skih territorij v Rossijskoj Federacii // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. 2021. № 1. S. 136-141. DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.021.
[18] Voronin B.A., Chupina I.P., Voronina Ja.V., Zarubina E.V., Simachkova N.N. Sociologija sovre-mennogo rossijskogo sel'skogo poselenija // International agricultural journal. 2022. № 2. S. 771-788. DOI: 10.55186/25876740 2022 6 2 21.