Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРНО-ПРИИСКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИЛИЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРНО-ПРИИСКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИЛИЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНО-ПРИИСКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ МИЛИЦИЯ / ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КОМСОСТАВ / ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС 1922 Г / ОХРАНА / ДОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования деятельности горно-приисковой промышленной милиции Екатеринбургской губернии в первый год перехода к новой экономической политике. Автором обозначены принципы набора в милицию, порядок назначения комсостава, обязанности милиции по охране объектов Золоторудного Треста, полномочия и обязанности при проведении розыска и дознания по уголовным делам, связанным с хищениями на предприятиях горно-приисковой промышленности. В работе использованы ранее не введенные в научный оборот нормативные правовые акты Государственного Архива Свердловской области, регламентирующие деятельность горно-приисковой промышленной милиции губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE MINING AND MINING INDUSTRIAL MILITIA OF THE YEKATERINBURG PROVINCE DURING THE TRANSITION TO A NEW ECONOMIC POLICY

This article is devoted to the issues of legal regulation of the Mining and Mining industrial police of the Yekaterinburg province in the first year of transition to a new economic policy. The author outlines the principles of recruitment to the police, the order of appointment of the command staff, the duties of the police to protect the objects of the Gold Trust, the powers and responsibilities in conducting a search and inquiry in criminal cases related to embezzlement at mining enterprises. The normative legal acts of the State Archive of the Sverdlovsk region, regulating the activities of the Mining and Mining industrial Militia of the province, not previously introduced into scientific circulation, are used in the work.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРНО-ПРИИСКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИЛИЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

Научная статья

УДК 340

Правовое регулирование деятельности горно-приисковой промышленной милиции Екатеринбургской губернии в период перехода к новой экономической политике

Гребенщикова Ирина Васильевна

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, grebenshikova_iv@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам правового регулирования деятельности горно-приисковой промышленной милиции Екатеринбургской губернии в первый год перехода к новой экономической политике. Автором обозначены принципы набора в милицию, порядок назначения комсостава, обязанности милиции по охране объектов Золоторудного Треста, полномочия и обязанности при проведении розыска и дознания по уголовным делам, связанным с хищениями на предприятиях горно-приисковой промышленности. В работе использованы ранее не введенные в научный оборот нормативные правовые акты Государственного Архива Свердловской области, регламентирующие деятельность горно-приисковой промышленной милиции губернии.

Ключевые слова: горно-приисковая промышленная милиция, Екатеринбургская губерния, комсостав, временное положение, Уголовно-процессуальный кодекс 1922 г., охрана, дознание

Для цитирования: Гребенщикова И. В. Правовое регулирование деятельности горно-приисковой промышленной милиции Екатеринбургской губернии в период перехода к новой экономической политике // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 4. С. 126-128.

Original article

Legal regulation of the mining and mining industrial militia of the Yekaterinburg Province during the transition to a new economic policy

Grebenshchikova Irina V.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia, grebenshikova_iv@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the issues of legal regulation of the Mining and Mining industrial police of the Yekaterinburg province in the first year of transition to a new economic policy. The author outlines the principles of recruitment to the police, the order of appointment of the command staff, the duties of the police to protect the objects of the Gold Trust, the powers and responsibilities in conducting a search and inquiry in criminal cases related to embezzlement at mining enterprises. The normative legal acts of the State Archive of the Sverdlovsk region, regulating the activities of the Mining and Mining industrial Militia of the province, not previously introduced into scientific circulation, are used in the work.

Keywords: mining and mining industrial police, Yekaterinburg province, command staff, temporary situation, Code of Criminal Procedure of 1922, security, inquiry

For citation: Grebenshchikova I. V. Legal regulation of the Mining and Industrial Police of the Yekaterinburg Province during the transition to a new economic policy // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4. Рр. 126-128.

© Гребенщикова И. В., 2022

№ 4 • 2022

Создание подразделений промышленной милиции в первые годы перехода к новой экономической политике на территории Екатеринбургской губернии имело огромное значение не только для экономического развития Уральской области, но и в масштабах всего государства.

Организуемая горно-промышленная милиция в пределах окружных приисковых управлений, расположенных на территории Екатеринбургской губернии, являлась дополнительным резервом общей советской рабоче-крестьянской милиции и осуществляли свою деятельность согласно утвержденному временному положению от 10 июня 1921 г. (далее -Положение) вплоть до принятия нормативного правового законодательного акта (положения) о горнопромышленной милиции в масштабах РСФСР.

Помимо данного Положения, правовое регулирование деятельности горно-приисковой промышленной милиции Екатеринбургской губернии осуществлялась в соответствии с Инструкцией, утвержденной Постановлением Губисполкома от 18 ноября 1922 г. «Об утверждении проекта об охране» [4, с. 5].

На горно-приисковую промышленную милицию в пределах Екатеринбургской губернии возлагались следующие функции: наблюдение за личной и имущественной безопасностью граждан и производство дознаний о нарушении общественной безопасности и публичного порядка [1, с. 11].

Во всех случаях обнаружения происшествий, заключающих в себе признаки уголовно наказуемых деяний, горно-приисковой промышленной милиции было предписано немедленно сообщать о преступлении органам уголовного розыска и до прибытия его уполномоченного принимать все необходимые и не терпящие отлагательства меры для предупреждения уничтожения и сокрытия следов преступления, а также возможности подозреваемого скрыться от следствия и суда.

Одновременно по делам, подсудным Губернскому суду, обозначенным в ст. 26 Уголовно-процессуального кодекса, утвержденного ВЦИК 25 мая 1922 г. и введенного в действие с 1 июля 1922 г. (далее - УПК) [2], по которым необходимо было проведение предварительного дознания, органы промышленно-приис-ковой милиции, согласно ст. 96 УПК, должны были сообщать в прокурору о начале проведения дознания следователем, а также в силу ст. 104 УПК, сообщать и о задержании подозреваемых лиц по упомянутым делам.

При проведении дознания горно-приисковая промышленная милиция, как и общая милиция, руководствовалась нормами, изложенными в УПК.

Горно-приисковая промышленная милиция осуществляла наблюдение, в пределах территорий горно-приисковых округов за выполнением горнопромышленной администрацией и населением округов всех директивных распоряжений, издаваемых центральной и местной властью, действуя в этом случае как общая милиция. Кроме этого, горно-приисковая

промышленная милиция должна была содействовать выполнению всех законных требований со стороны правления округов.

Специальное предназначение горно-приисковой промышленной милиции заключалось:

1) в охране добываемых горно-промышленными объединениями из недр земли благородных металлов, таких как золото, платина, драгоценных камней; также охрана всякого рода рудных ископаемых богатств от индивидуального и группового хищения;

2) недопущении в пределах территорий, входящих в округ, незаконной разработки ископаемых (недр земли), как отдельными лицами, так и обществами, артелями и т. д.;

3) борьбе с незаконной скупкой и продажей в пределах территорий горно-приисковых округов Екатеринбургской губернии благородных металлов (золота, платины) и др.;

4) отслеживании в пределах приисковых сооружений действий всех законно уполномоченных скупщиков (Губфинотдела и уполномоченных Наркомфина), проверке их полномочий, а также наблюдении за скупщиками Уралплатины, как в отношении их полномочий, так и в отношении правильности и законности сдачи ими скупленного металла;

5) охране всех приисковых сооружений, складов, оборудования и прочего приискового имущества, находящегося в ведении того или иного горно-приискового объединения.

Временным положением был регламентирован и порядок подчинения и взаимоотношения горно-приисковой промышленной милиции с горно-промышленными объединениями на местах.

Так, начальник горно-промышленной милиции округа назначался и увольнялся Управлением губернской промышленной милиции (далее - Губ-проммилиция) по предварительному согласованию с Управлением Треста.

Начальник округа горно-промышленной милиции в отношении административно-строевом и организационно-инструктивном находился в подчинении и отчитывался о своих действиях перед начальником Губ-проммилиции, который, в свою очередь, отчитывался перед правлением трестов в порядке информации.

По хозяйственным вопросам и вопросам снабжения начальник округа горно-промышленной милиции отчитывался перед правлением округа по принадлежности.

Горно-промышленная милиция в своей специфической производственной работе непосредственно подчинялась управлениям округов, руководствуясь в этой области своей работы исключительно их заданиями и распоряжениями.

Младший комсостав и рядовые милиционеры горно-промышленной милиции в своей служебной деятельности подчинялись непосредственно своим старшим начальникам, а все вместе - начальнику округа горно-промышленной милиции.

Начальники округов горно-промышленной милиции самостоятельно не могли принимать решения

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

административно-производственного характера, которые касались исключительно приисково-произ-водственных работ и приискового порядка вообще, входящих в круг ведения и управления стоящей во главе округа Администрации.

Приисковая администрация, в свою очередь, не могла давать никаких распоряжений горно-промышленной милиции, за исключением начальника округа или лиц на то им уполномоченных.

В случае если по обстоятельствам дела (например, преследование преступника) для милиции возникала необходимость проникнуть за пределы своего округа, то все властные структуры данной местности (советская милиция, советские учреждения, горнопромышленная милиция) были обязаны оказывать всякого рода содействие в ее законных действиях, не чиня никаких препятствий.

Горно-промышленная милиция при взаимоотношениях со всякого рода учреждениями могла пользоваться всеми средствами связи, обслуживающими горно-промышленные объединения и направлять всю имеющуюся корреспонденцию через соответствующие аппараты этих объединений.

Горно-промышленная милиция не могла быть передислоцирована за пределы обслуживаемого ею округа, за исключением крайней на это особой государственной необходимости в соответствии с распоряжением Губернского управления горно-приисковой промышленной милиции, но не свыше 50 % [1, с. 13] имеющегося в наличии ее штата и только после предварительного на то согласия данного Правления Треста на ее использование. Расходы по содержанию горно-приисковой промышленной милиции за время ее использования для указанных целей осуществлялись за счет общей милиции.

Укомплектование горно-приисковой промышленной милиции округов производилось как путем добровольного набора, так и командирования лиц партийными организациями, при этом прием на службу производился согласно действовавшим на тот период нормативным правовым актам по приему на службу в милицию РСФСР.

Назначение, перемещение, увольнение и прием на службу в горно-приисковую промышленную милицию находились в ведении Губернского управления горно-промышленной милиции и осуществлялись на основании Инструкции по приему добровольцев на службу в промышленную милицию [3, с. 15], за исключением комсостава, который назначался и увольнялся Управлением губернской промышленной милиции по предварительному согласованию с Управлением Треста. Перемены в личном составе могли быть произведены и по представлению соответствующих горнопромышленных объединений [3, с. 14].

Начальникам горно-приисковой промышленной милиции округов было предоставлено право предоставлять ходатайство об увеличении штатной численности милиции, если это вызвано необходимостью, но в любом случае только по согласованию с Правлением округа. Окончательное решение вопро-

са об увеличении штатной численности зависело от утверждения его Правлением Треста и Губернского управления горно-промышленной милиции.

Таким образом, деятельность горно-приисковой промышленной милиции была четко регламентирована временными положениями и инструкциями губернского масштаба, а также Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1922 и 1923 г., первым советским Уголовным кодексом РСФСР, введенным в действие постановлением ВЦИК от 1 июня 1922 г. [4, с. 230], и ведомственными законодательными актами, регулирующими деятельность советской милиции, а также приказами и циркулярами золоторудных трестов.

Положения и инструкции издавались по различным вопросам, таким, как: организация подразделений горно-приисковой промышленной милиции, правовое регулирование деятельности, охрана предприятий, производство обысков, допрос обвиняемого и т. д. Несмотря на то, что данные нормативные правовые акты имели в своем названии слово «временная», они долгое время являлись правовым основанием, вплоть до принятия законодательного акта в масштабах всей Советской республики.

Список источников

1. ГАСО. Ф-1140р. Оп. 1. Ед. хр. 11.

2. URL: https://docs.cntd.ru/document/9017573767y sclid=l9chxvpkz6204336470

3. ГАСО. Ф-1140р. Оп. 1. Ед. хр. 13.

4. Окунева М. О. Должностные лица как специальный субъект преступления в советском уголовном праве в период НЭПа // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2018. № 1. С. 229-236.

References

1. GASO. F-1140r. Op. 1. Ed. xp. 11.

2. URL: https://docs.cntd.ru/document/901757376 7ysclid=l9chxvpkz6204336470

3. GASO. F-1140r. Op. 1. Ed. hr. 13.

4. Okuneva M. O. Officials as a special subject of crime in Soviet criminal law during the NEP period // Bulletin of the Voronezh State University. Ser.: Pravo. 2018. № 1. Pp. 229-236.

Информация об авторе

Гребенщикова Ирина Васильевна - кандидат юридических наук

Information about the author

Grebenshchikova Irina V. - Candidate of Law

Статья поступила в редакцию 11.08.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 03.10.2022.

The article was submitted 11.08.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 03.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.