Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИЛИЦИИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИЛИЦИИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ МИЛИЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ МИЛИЦИЯ / ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ МИЛИЦИЯ / ПРИИСКОВО-РУДНИЧНАЯ МИЛИЦИЯ / ЛЕСНАЯ МИЛИЦИЯ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ / СТАРШИЙ МИЛИЦИОНЕР / НАЧАЛЬНИК УЧАСТКА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ / ПРИКАЗЫ / ПОЛОЖЕНИЯ / ИНСТРУКЦИИ / ШТАТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

Данная статья посвящена вопросам создания промышленной милиции в первые годы становления советской власти. На основе не введенных ранее в научный оборот архивных материалов Государственного архива Свердловской области выявлены правовые основания создания и деятельности подразделений промышленной милиции Екатеринбургской губернии, принцип построения и виды. Обозначены трудности создания подразделений промышленной милиции Урала. При помощи анализа временного положения и временной инструкции определен правовой статус сотрудников промышленной милиции, основания их взаимодействия с другими органами и организациями в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE LEGAL BASIS FOR THE CREATION OF AN INDUSTRIAL MILITIA IN THE YEKATERINBURG PROVINCE IN THE EARLY YEARS OF THE FORMATION OF SOVIET POWER

This article is devoted to the creation of industrial police in the early years of the formation of Soviet power. On the basis of archival materials of the State Archive of the Sverdlovsk Region not previously introduced into scientific circulation, the legal grounds for the creation and activity of industrial police units of the Yekaterinburg province, their construction principle and types are revealed. The paper outlines the difficulties of creating divisions of the industrial militia of the Urals. On the basis of the temporary regulations and temporary instructions, the legal status of industrial police officers, the grounds for their interaction with other bodies and organizations in the course of performing their official duties are determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИЛИЦИИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

Научная статья

УДК 342

К вопросу о правовых основах создания промышленной милиции в Екатеринбургской губернии в первые годы становления советской власти

Гребенщикова Ирина Васильевна,

Уральский юридический институт МВД России,

Екатеринбург, Россия, кандидат юридических наук

e-mail: grebenshikova_iv@ mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам создания промышленной милиции в первые годы становления советской власти. На основе не введенных ранее в научный оборот архивных материалов Государственного архива Свердловской области выявлены правовые основания создания и деятельности подразделений промышленной милиции Екатеринбургской губернии, принцип построения и виды. Обозначены трудности создания подразделений промышленной милиции Урала. При помощи анализа временного положения и временной инструкции определен правовой статус сотрудников промышленной милиции, основания их взаимодействия с другими органами и организациями в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

Ключевые слова: общегражданская милиция, промышленная милиция, фабрично-заводская милиция, приисково-рудничная милиция, лесная милиция, права и обязанности сотрудников, старший милиционер, начальник участка, правовые основания, приказы, положения, инструкции, штаты

On the question of the legal basis for the creation of an industrial militia in the Yekaterinburg province in the early years of the formation of Soviet power

Grebenschikova Irina Vasilyevna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Ekaterinburg, Russia, Candidate of Law

Abstract. This article is devoted to the creation of industrial police in the early years of the formation of Soviet power. On the basis of archival materials of the State Archive of the Sverdlovsk Region not previously introduced into scientific circulation, the legal grounds for the creation and activity of industrial police units of the Yekaterinburg province, their construction principle and types are revealed. The paper outlines the difficulties of creating divisions of the industrial militia of the Urals. On the basis of the temporary regulations and temporary instructions, the legal status of industrial police officers, the grounds for their interaction with other bodies and organizations in the course of performing their official duties are determined.

Keywords: general civil militia, industrial militia, factory militia, mine and mine militia, forest militia, rights and duties of employees, senior policeman, head of the site, interaction, legal grounds, orders, regulations, instructions, staff

В первые годы становления советской власти органы рабоче-крестьянской милиции (далее - РКМ), осуществляя охрану революционного порядка и борьбу с преступностью, одновременно являлись резервом Красной Армии и могли быть призваны в ее ряды для участия в боевых операциях. Безусловно, значительный круг задач, подлежащих выполнению органами милиции, требовал и большого количества сотрудников. Хороших, квалифицированных и опытных сотрудников катастрофически не хватало во всех подразделениях и службах РКМ. И особенно нехватка

кадров ощущалась во вновь сформированных подразделениях милиции.

Таким подразделением стала созданная в соответствии с циркуляром Главного управления советской рабоче-крестьянской милиции (далее - ГУ РКМ) от 29 ноября 1919 г. № 8387 промышленная милиция во всех губерниях советского государства.

Чуть позже, в соответствии с приказом ГУ РКМ по промышленному отделу от 21 февраля 1920 г. № 1 «Об организации промышленной милиции Ре-

спублики и на местах»1 она использовалась как для охраны общественного порядка, так и для охраны всех предприятий и учреждений, горных промыслов, рудников, складов, лесов и прочего достояния вместо существовавшей ранее системы вольно-наемной охраны, находящейся в ведении указанных управлений и учреждений, которые не смогли отвечать всем тем заданиям, которые были обусловлены проведением специализации всех видов охраны.

При Екатеринбургском губернском Управлении РКМ был создан подотдел промышленной милиции, при уездных управлениях организованы районные Управления промышленной милиции, при районных управлениях - участковые управления, которые находились в непосредственном соотношении с губернским подотделом промышленной милиции, не входящей в состав общегражданской милиции.

Прежде чем приступить к организации таких подразделений, было проведено, в соответствии с программой, обследование всех заводов и фабрик.

Так, в докладе начальника Екатеринбургской советской милиции в ГУ РКМ «О ходе организации в губернии промышленной милиции»2 было отмечено, что при проведении обследования по программе промышленных предприятий, учреждений и т. п. было установлено, что для обеспечения охраны, даже по самым скромным подсчетам, в губернии необходимо на одни сутки трехсменного состава 1087 человек, не считая участковых и других промышленных управлений милиции. По программе обследования в первую очередь рассматривались самые важные и необходимые объекты. Кроме того, охрана должна была иметь две смены, т. е. стоять в карауле через сутки. Для того чтобы взять под охрану огромные площади лесов, все золотые и платиновые прииски, а также все заводы, в общем было всего требовалось около трех тысяч человек только самой охраны.

Для организации подразделений промышленной милиции в Екатеринбургской губернии был открыт Губернский подотдел промышленной милиции, 9 уездных, до 50 районных и до 175 участковых подразделений.

Пробный штат подразделений промышленной милиции Екатеринбургской губернии был направлен циркуляром ГУ РКМ (промышленный подотдел) от 24 августа 1920 г. № 16, в соответствии с которым были организованы подразделения промышленной милиции в 9 уездах (Екатеринбург, Камышлов, Шадринск, Алапаевск, Ирбит, Нижний Тагил, Надеждинский, Вер-хотурский, Красноуфимский)3.

Первым нормативным правовым актом, определяющим задачи и регулирующим деятельность созданной промышленной милиции Екатеринбургской

1 Государственный архив Свердловской области (далее -ГАСО). Ф - 9р. Оп. 1. Д. 165. Л. 1.

2 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 175. Л. 16.

3 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 198. Л. 99.

губернии, стало Временное положение4. В нем подчёркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счёт государственного бюджета.

В соответствии с Временным положением обозначались следующие задачи промышленной советской РКМ:

- охрана всех фабрик, заводов, предприятий учреждений, находящегося на них имущества, принадлежащего Республике;

- охрана приисков, рудников, горных промыслов от всех хищений ценных и ископаемых богатств;

- охрана лесов от незаконного истребления лесных богатств как гражданами Советской Республики, так и лесными органами;

- наблюдение за проведением всех декретов, циркуляров, постановлений, распоряжений, издаваемых центральными и местными органами советской власти;

- надзор за исполнением законов, положений, инструкций, устанавливающих внутренний распорядок фабрик, заводов, предприятий, учреждений, рудников, приисков и местных ведомств, как рабочими, так и органами, стоящими во главе всех вышеперечисленных отраслей промышленности.

Специальные отрасли, входящие в ведение промышленной милиции, делились на три основные части: заводско-фабричную, приисково-рудничную и лесную.

На каждую часть промышленной милиции были возложено специальное выполнение своих прямых обязанностей. На фабрично-заводскую милицию была возложена охрана фабрик, заводов, предприятий, учреждений и всего имущества, являющегося достоянием Республики. На приисково-рудничную милицию возлагалась охрана и работа по недопущению расхищения всех ископаемых богатств, как со стороны рабочих, так и со стороны хищников, а также имущества и инвентаря, прочих сооружений и складов и т. п. На лесную милицию возлагалась охрана всех лесов.

Ввиду того, что каждая специальная часть промышленной милиции имела свои определенные функции, состав промышленной милиции должен был отвечать всем тем задачам, которые были определены положением.

Так, на состав фабрично-заводской милиции возлагалось постоянное несение как внутренней, так и наружной службы. Приисково-рудничная милиция подразделялась на категории: конная горная милиция, которая объезжала все площади с целью охраны от хищничества ценных ископаемых богатств; пешие милиционеры, которые несли охрану на всех местах государственных разработок ценных ископаемых, а также всех сооружений и имущества, находящегося на территории, входящей в ведение приисково-руд-ничной милиции.

4 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д.165. Л. 1.

Лесная милиция по своему составу тоже подразделялась на две категории: конная, на которую возлагался объезд по лесным участкам, и пешая милиция, которая осуществляла караульную службу и являлась преградой от незаконного вывоза гражданами вырубленного леса.

Непосредственные задачи фабрично-заводской милиции и порядок их выполнения тоже определялись Временным положением:

- караульная постовая охрана выходов, так и входов заводов, фабрик и предприятий;

- охрана всех фабрично-заводских складов, находящихся вне заводской ограды;

- охрана материалов, штабелей, бревен, дров и т. п. на фабриках, заводах, предприятиях и учреждениях как от хищений, так и от взрывов, поджогов и т. д.;

- внутренняя охрана всех складов, кладовых, в которых обеспечивалось хранение заводского имущества при действующих, а также стоящих цехах;

- постовая охрана складов, учреждений и продор-ганов, а также денежных ящиков.

Кроме того, на фабрично-заводскую часть милиции возлагалось производство следствия по тем или иным вопросам, возникающим на заводе, фабрике, предприятии или учреждении, в следующих случаях:

- по заявлению фабричной и заводской администрации, администрации предприятий или учреждений за невыход на работу, службу или несвоевременный выход;

- при несчастных случаях, произошедших в организациях, причем выявляли степень виновности ответственного лица за допущение нарушений правил по охране труда;

- в случаях возникновения пожаров на фабриках, заводах, предприятиях и учреждениях.

Сотрудники фабрично-заводской части милиции привлекали к ответственности должностных лиц за нарушение противопожарных правил. Осуществляли производство следствия при нарушении законов Советской Республики в области внутреннего распорядка предприятия. Кроме того, осуществляли наблюдение за появляющимися на работе в состоянии алкогольного опьянения и их препровождение в арестное помещение. Следили за проведением агитации противниками советской власти, находящимися в данном учреждении. При различного рода беспорядках, возникающих на предприятиях, вызывали силы для подкрепления из ближайших участков общегражданской милиции, а если таковой не было, то вызывали ближайшие воинские части.

Непосредственными задачами конной милиции приисковой милиции были следующими.

- постовая охрана на дорогах;

- охрана хранилищ золота;

- охрана приисково-рудникового имущества как на складах, так и на работах;

- охрана драгметаллов при всех смывках и открытых драг для извлечения оттуда золота;

- охрана ценных ископаемых от хищников;

- производство следствия при всех обнаруженных случаях хищения и передача в суд виновных;

- производство следствия при несчастных случаях, увечьях, обвалах, в случае надобности приглашали экспертов;

- преследование спекулянтов с золотом, как приезжавших за ним специально, так и проживающих в данной местности, арест и препровождение по принадлежности.

Конная милиция несла охрану всех площадей, имеющих ценные ископаемые, предавала суду преступников, захваченных на местах «хищнических разработок ценных ископаемых».

Кроме того, на руднично-приисковую милицию была возложено несение общегражданской службы на прииске или руднике, нормативной правовой основой такой деятельности были положения и инструкции общегражданской милиции.

Лесная конная милиция осуществляла периодический объезд лесных территорий. Если при объезде были замечены самовольные порубки, милиция об этом сообщала деляночному лесообъезчику и совместно с ним составляла акт (протокол) о самовольной вырубке, на основании данного документа производился обыск дворов в близь находящемся от места самовольной вырубки селении. На лесную конную милицию возлагалась также обязанность следить: за правильным производством вырубки леса, руководствуясь лесным уставом; за лесными пожарами, при невозможности тушения таковых своими силами, требовалось немедленно обращаться в ближайшее селение к местным исполкомам, за рабочей силой; за охотниками, предписывалось задерживать, составлять протоколы и направлять в суд всех, у кого нет разрешения на охоту от соответствующих органов. Большое значение имела охрана от кражи заготовленных государством лесных материалов. На каждую заявленную кражу Лесным ведомством составлялся протокол и производился розыск потерявшихся лесных материалов в ближайших селениях, всех везущих лесные материалы без определенного клейма милиция задерживала, на везущего груз составлялся протокол с передачей его в суд.

Кроме того, на лесную конную милицию возлагалась и охрана площадей, имеющих ценные ископаемые, от хищения и незаконной разработки; соленых озер, рыбных рек и озер, руководствуясь издаваемыми соответствующими ведомствами особыми правилами эксплуатации указанных промыслов.

На пешую лесную милицию возлагались функции постового дежурства на кордонах, установленных лесными органами совместно с Управлением милиции; осмотр провозимых лесных материалов, если при осмотре обнаруживалось отсутствие установленного клейма, то постовой милиции сваливал такой груз, составлял протокол на везущего и передавал таковой в суд с одновременным сообщением о происшедшем по принадлежности.

При осуществлении возложенных на промышленную милицию функций осуществлялось тесное взаимодействие с общегражданской милицией. Управление губернской промышленной милиции являлось подотделом губернского Управления общегражданской рабоче-крестьянской советской милиции, и все вопросы принципиального характера разрешались подотделом промышленной милиции с ведома и согласия на то Управления общегражданской советской губернской милиции, решающим при этом было решение заведующего общегражданской советской губернской милиции.

В случае несогласия начальника промышленной милиции с решением начальника общегражданской советской губернской милиции первый мог обжаловать действия последнего в высшую инстанцию, но не приостанавливать выполнение решения последнего. В уездах управления промышленной милиции так же, как в губернии, являлись подотделом общегражданской милиции на тех же правах, что и Губернский подотдел. Районные управления ввиду несовпадения с районами общегражданской милиции организовывались и подчинялись непосредственно уездному подотделу промышленной милиции, но работали в полном контакте с общегражданской милицией и во всех случаях оказывали взаимную помощь друг другу. Участковые управления промышленной милиции организовывались на тех же правах, что и районные управления, взаимоотношения с общегражданской милицией строились так же, как и у районных управлений.

Кроме того, на всех фабриках, заводах, предприятиях и рудниках было определенное количество старших милиционеров как руководителей охраны, отвечающих за правильное несение охраны своими подчиненными, а также за своевременное принятие мер при возникновении случаев, указанных во Временной инструкции милиционерам промышленной милиции от 23 июля 1920 г. № 66. Документ был доставлен в УРКМ Екатеринбургской губернии 18 августа 1920 г., входящий № 481, и являлся еще одним нормативным правовым актом, регламентирующим права и обязанности начальников участков, старших милиционеров и милиционеров, непосредственно осуществляющих охрану объектов.

Основными обязанностями старшего милиционера являлись: ведение нарядов младших милиционеров, их распределение по постам, ведение постовых ведомостей, проверка бдительности милиционеров на постах, обеспечение сохранности имущества заводов, предприятий и т. п., находящихся в его ведении, от расхищения, умышленного уничтожения и т. д., проверка знания младших милиционеров своих обязанностей, производство всех расследований по долгу службы.

Старший милиционер лично и через подчиненных ему младших милиционеров строго следил за выпол-

1 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 165. Л. 14.

нением положений инструкции, устанавливающих внутренний распорядок фабрик, заводов, предприятий и учреждений рудников, приисков и местных ведомств, как рабочими, так и теми органами управления, которые стоят во главе вышеуказанных отраслей промышленности.

Старший милиционер, узнав сам или через должностных лиц о фактах нарушений распоряжений рабоче-крестьянской власти, издаваемых по охране внутреннего распорядка промышленных предприятий, должен был немедленно их расследовать, составить протокол для привлечения виновных к законной ответственности.

При исполнении служебных обязанностей милиционер находился при оружии и был одет в установленное форменное обмундирование. При увольнении со службы все сдавалось в целости и исправности. При обращении с требованиями к гражданам по служебным обязанностям предписывалось, что голос милиционера должен был быть спокойным и ровным, но одновременно твердым в своих требованиях, запрещалось допускать личные оскорбления. Милиционер должен был иметь отчетливое представление о плане и местности, о всех постах своего участка.

Помимо своих прямых обязанностей, каждому милиционеру, даже в свободное от службы время, вменялось в обязанность задерживать и направлять в управление милиции пьяных и иных «преступных элементов», оказывать полное содействие должностным лицам.

Милиционеру воспрещалось принимать в исполнение поручения, не относящиеся к его прямым обязанностям, заниматься ходатайством по должности или брать кого-либо на поруки, а также заниматься частным промыслом.

Милиционеру строго запрещалось:

- покидать пост, не дожидаясь смены;

- оставлять свой пост;

- принимать на хранение имущество от частных лиц;

- отвлекаться от бдительного несения охраны своего поста;

- спать на посту;

- употреблять пищу на посту;

- на посту вступать с кем-либо в разговоры;

- отдыхать в непредусмотренном для этого месте.

Начальнику участка подчинялись все старшие милиционеры и милиционеры вверенного ему участка охраняемой территории. Начальник был обязан проводить в жизнь все руководящие распоряжения в части охраны по его отрасли; следить за охраной своего участка; следить за точным исполнением инструкции по охране объектов подчиненными и т.д.

Мелкие предприятия и учреждения, где было мало охраны, были объединены для проверки постов, старший милиционер назначался на несколько учреждений одновременно.

Временной инструкцией регулировались и взаимоотношения промышленной милиции с промыш-

ленными организациями и прочими учреждениями. Вся милицейская охрана была выставлена по требованию фабрично-заводских администраций и отделений, а также по требованию прочих предприятий и учреждений. Кроме того, о подробном количестве охраны выясняли лично сами начальники районов. Только в тех случаях, начальник высылал охрану без предварительного обследования, где это было вызвано действительной необходимостью. Вся промышленная милиция находилась в ведении своих высших органов и руководствовалась на этот счет определенными инструкциями и распоряжениями.

Промышленная милиция была не подотчетна тем управлениям и учреждениям, в пределах которых несла охрану. На все действия промышленной милиции учреждения и прочие организации могли жаловаться высшим органам промышленной милиции. Несмотря на то, что милиция подчинялась непосредственно своим органам, она работала в контакте с местными промышленными органами, выполняя все их законные требования, в свою очередь, промышленные органы также выполняли все законные требования промышленной милиции.

Для организации промышленной милиции использовался аппарат общегражданской милиции. Там, где не были организованы подотделы промышленной милиции, функции последней брала на себя общегражданская милиция, выделяя для данной цели своих сотрудников, как бы комбинируя подотделы, во главе последних ставился начальник, который и являлся ответственным за указанную работу по охране. Указанные подотделы также подчинялись высшим подотделам промышленной милиции и в конечном итоге начальникам общегражданской милиции, при которых существовала указанная промышленная милиция.

Направление отчетов о деятельности осуществлялось в соответствии с циркуляром Управления НКВД от 21 июня 1920 г. № 10932/2281, через каждые две недели необходимо было присылать отчеты в информационно-инструкторский подотдел, описывая информацию по следующей схеме:

1. В чем заключалась работа подотдела за отчетный период (в области административной, исполнения заданий центра в области организационной).

2. Вырабатывались ли декреты для планомерного налаживания работы в уездах.

3. Имеются ли в подотделе инспектора или инструктора, проводились ли ревизии с приложением докладов о проведении таковых.

4. Как поставлена работа в подведомственных отделах, с указанием лучших и худших, в отношении последних какие мероприятия проводятся по улучшению их деятельности.

5. Случаи опоздания, предания суду, аресты и т. д.

6. Какие недостатки ощущаются в работе.

7. В каких указаниях и разъяснениях нуждаются подразделения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 175. Л. 5, об. 5.

Несмотря на все предпринимаемые меры по созданию промышленной милиции, в Екатеринбургской губернии оно осуществлялось с большим трудом.

Так, в докладной записке начальника Екатеринбургской губернской промышленной советской милиции Коновалова от 7 октября 1920 г. № 2062 отмечено, что причинами тяжелого хода организации промышленной милиции были следующие: отсутствие как комсостава, так и технических канцелярских работников, без которых организация милиции не могла приобрести прочного и однообразно-правильного построения; отсутствие обмундирования, оружия и неаккуратное снабжение продовольствием, что создавало неблагоприятную обстановку, сильно тормозило сам процесс организации.

Причинами, которые отрицательно сказывава-лись на процессе организации подразделений промышленной милиции Екатеринбургской губернии, были также постоянные реорганизации еще не до конца сформировавшихся подразделений. Так, осложнялся вопрос размножения районных управлений промышленной милиции, поскольку согласно распоряжению ГУ РКМ (отдел промышленный) от 6 сентября 1920 г. № 35 93 были упразднены участковые управления. Увеличение количества районов влекло за собой большие трудности во всех отношениях. Во-первых, для проведения этого мероприятия требовались соответствующие лица, которые совершенно отсутствовали. Во-вторых, проведение таких мероприятий вызывало много государственных расходов для содержания аппаратов районных управлений.

Еще одной проблемой была вербовка людей в промышленную милицию, т. к. вся молодежь была призвана в ряды Красной Армии, а лица, не пригодные к несению службы в рядах Красной Армии, мобилизованы по трудовой повинности, поэтому приходилось обращаться в местные военкоматы и трудкомы, которые категорически отказывались удовлетворять запросы милиции.

Отрицательно сказывалась на создании промышленной милиции нехватка штатов. Так, в ГУ РКМ (отдел промышленный) был направлен рапорт начальника подотдела Екатеринбургской губернской промышленной милиции от 14 сентября 1920 г. № 1024 в котором отмечалось, что в некоторых уездах губернии были организованы участковые управления промышленной милиции вне штатов, утвержденных для Екатеринбургской губернии, «как необходимые для охраны, удовлетворяющие потребности обслуживания промышленных предприятий, разбросанных по уездам». Необходимость организации участковых управлений указывалась неоднократно.

О том, что промышленная милиция Екатеринбургской губернии находилась в крайне тяжелом положении в части вооружения и обмундирования говорит и тот факт, что в докладе начальника промышленной

2 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 179. Л. 10.

3 Там же. Л. 12.

4 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 178. Л. 3.

милиции от 27 октября 1920 г. № 2061 значится, что с наступлением холодов милиционеры из-за отсутствия зимней одежды не в состоянии будут нести наружные посты; милиционеры, несущие охрану постов несерьезного значения, в большинстве случаев вооружены охотничьими ружьями. Милиционеры, несущие наружные посты в нередких случаях пользовались тулупами, которые раньше были предназначены для сторожей учреждения.

В связи с такими обстоятельствами начальник промышленной милиции обратился с просьбой о вооружении промышленной милиции винтовками соответствующих образцов, а если таковой возможности не имелось, то о вооружении охотничьими ружьями, которые были конфискованы и реквизированы властью у населения при обысках, облавах и т. д. и находились при Управлениях общегражданской милиции и военкоматах. В отношении теплой постовой одежды необходимо было распоряжение на право изъятия ее из всех предприятий на нужды промышленной милиции. А также в случае вооружения промышленной милиции дробовиками, необходимо было иметь разрешение на право приобретения для последних огнеприпасов, т. к. отобранных ружей в Губернии в упомянутых организациях, по неофициальным сведениям, было до 2000 штук, но огнеприпасов к ним не было2.

Таким образом, хотя во время создания подразделений промышленной милиции охрана промышленных предприятий, учреждений была неудовлетворительной, все же крупные серьезные пункты ею охранялись, а также были взяты под охрану все узкоколейные железные дороги в губернии. Несмотря на все трудности, при внушительном наличии промышленности Екатеринбургской губернии промышленная милиция вполне смогла справиться с возложенными на нее задачами, не нанеся ущерба общему делу.

В своей деятельности промышленная милиция руководствовалась примерными штатами, Временным положением и Временной инструкцией, положениями и инструкциями общегражданской милиции, а также нормативными правовыми актами, устанавливающими внутренний распорядок фабрик, заводов, предприятий и учреждений рудников, приисков и местных ведомств.

Библиографический список

1. Государственный архив Свердловской области (далее - ГАСО). - Ф. - 9р. - Оп. 1. - Д. 165.

2. ГАСО. - Ф. - 9р. - Оп. 1. - Д. 175.

3. ГАСО. - Ф. - 9р. - Оп. 1. - Д. 178.

4. ГАСО. - Ф. - 9р. - Оп. 1. - Д. 179.

5. ГАСО. - Ф. - 9р. - Оп. 1. - Д. 198.

BiЫiograficheskц spisok

1. Со$ис1аг$1:уеппу] агЫу Буегс1!оу$ко] оЫаБИ (с1а!ее - САБО). - Р. - 9г. - Ор. 1. - Р. 165.

1 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 179. Л. 4.

2 ГАСО. Ф - 9р. Оп. 1. Д. 179. Л. 5.

2. САБО. - Р. - 9г. - Ор. 1. - Р. 175.

3. САБО. - Р. - 9г. - Ор. 1. - Р. 178.

4. САБО. - Р. - 9г. - Ор. 1. - Р. 179.

5. САБО. - Р. - 9г. - Ор. 1. - Р. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.